Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан

2017-09-30 236
Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К государственной службе относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности только категорий “Б” и “В”. Понятие государственной службы на лиц, замещающих должности категории “А”, не распространяется. Таким образом, в самом определении понятия “государственная служба” подчеркивается, что деятельность государственных служащих, замещающих должности категории “Б” и “В”, носит обслуживающий, вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицам, замещающим должности категории “А”. Поэтому имеется отличие и в наименовании видов должностей: если должности категории “А” называются просто государственными должностями, то должности категории “Б” и “В” - государственными должностями государственной службы.

Лица, замещающие должности категорий "Б" и "В", как правило, являются участниками внутренних (внутриорганизационных) государственно-служебных отношений. Лишь некоторые из них могут выступать от имени соответствующего государственного органа во внешних государственно-служебных отношениях с другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в пределах, предусмотренных законодательством.

Понятием государственных должностей категории «Б» охватываются должности, учреждаемые в установленном законодательством РБ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Это так называемые патронажные государственные должности.

Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории "А". По существу это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории "Б" (помощники, советники, консультанты, референты и др.), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории "А". Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории "Б". Конечно, кто-то может остаться в прежней должности, но возможна и их одновременная замена. Принцип зависимости службы лиц, замещающих должности категории "Б", от пребывания лиц в должностях категории "А", в определенной мере препятствует формированию профессионального, защищенного как от политических подвижек, так и от кадровых перетрясок, аппарата управления.

Государственные служащие на данные должности подбираются, исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Государственные должности категории «Б» – это государственные должности в системе государственной службы, замещаемые по личному решению патронов. Лица, занимающие государственные должности категории «А», вправе самостоятельно принимать на государственную службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников, секретарей и другие, однако они должны учитывать и квалификационные требования, предъявляемые к соответствующим должностям категории «Б». В обобщенном виде их функции могут быть представлены в следующем виде:

- систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;

- участие в подготовке проектов докладов, решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;

- осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

- участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;

- выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность категории «А».

Должностей категории «Б» сравнительно немного, так, в системе государственной службы Республики Башкортостан их насчитывается всего около сорока единиц, при том, что госслужащих категории «В» – более восьми тысяч.

Государственные должности категории «В» – это должности, учреждаемые самими государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.. Учреждение государственных должностей категории «В» осуществляется государственными органами «в режиме усмотрения», но наименование государственной должности не может быть изменено государственным органом. Лица, замещающие государственные должности категории «В», имеют меньший объем политических властных полномочий, но больше административно-исполнительских полномочий. По существу они «переводят» политические установки правящей элиты на уровень конкретных управленческих решений. Другой важнейшей особенностью является то, что должности этой категории замещаются на профессиональной и постоянной (бессрочной) основе. И, наконец, нужно отметить, что практически все государственные служащие относятся к этой категории: в Республике Башкортостан это соотношение составляет 99,5% единиц государственной должности госслужбы категории «В», и только 0,5% - единиц государственных должностей госслужбы категории «Б».

В соответствии с Законом в Республике Башкортостан, равно как и в Российской Федерации, перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» внесен в Единый республиканский реестр государственных должностей, утвержденный Указом Президента Республики Башкортостан 5 января 1997 года. Этот Реестр состоит из Реестра государственных должностей Республики Башкортостан и Реестра государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан, включающего государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. Реестр является источником систематизации государственных должностей, т.е. правовой статус должности возникает с момента включения ее в Реестр. Так, государственной должностью государственной службы категорий «Б» и «В» считается только та должность, которая включена в Реестр государственных должностей государственной службы РБ.

Реестр государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан представляет собой логично организованный и очень объемный перечень должностей, что вполне объясняется структурой государственной службы республики, охватывающей большое количество государственных органов с разным объемом полномочий.

Единый республиканский реестр состоит из трех частей. Первая часть устанавливает сводный перечень государственных должностей категории «А» – порядка 37 позиций: от Президента РБ до Председателя районного (городского) Совета.

Вторая и третья части реестра устанавливают наименования государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан, так как только включение должности в реестр означает ее отнесение к государственной службе (статья 1). Части реестра имеют следующую структуру: часть - разделы - группы государственных должностей – должность - регистрационный номер.

Часть вторая Реестра перечисляет государственные должности категории "Б", часть третья реестра - государственные должности категории "В".

Разделы определяют государственные должности определенного государственного органа (или ряда сходных - например, в республиканском органе исполнительной власти).

В Республике Башкортостан, как и в Российской Федерации, все государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

высшие государственные должности государственной службы Республики Башкортостан (5-я группа);

главные государственные должности государственной службы Республики Башкортостан (4-я группа);

ведущие государственные должности государственной службы Республики Башкортостан (3-я группа);

старшие государственные должности государственной службы Республики Башкортостан (2-я группа);

младшие государственные должности государственной службы Республики Башкортостан (1 -я группа).

Как правило, разделы Части III реестра содержат все пять групп должностей или четыре (кроме высшей). Реестром введены типовые наименования должностей государственной службы: специалист, специалист 1,2,3 категории, ведущий специалист, главный специалист, заведующий сектором, заместитель заведующего отделом, заведующий отделом, заместитель начальника управления, начальник управления и заместитель руководителя органа государственной службы. Должности разнесены по группам государственных должностей с учетом объема полномочий лица, занимающего ту или иную должность. Так, например, должность главного специалиста Администрации Президента Республики Башкортостан отнесена к группе ведущих государственных должностей, а должность главного специалиста администрации города - к группе старших.

Регистрационный номер должности (своего рода шифр) был введен для однозначного установления должности государственной службы в общей иерархии, для определения элементов должностного статута. Номер состоит из восьми цифр: первая цифра обозначает номер части реестра, вторая и третья - номер раздела, четвертая - номер группы должности, пятая и шестая - номер должности в разделе, седьмая и восьмая цифры - номер должности в перечне специализаций. Так, регистрационный номер должности 20230100 означает, что это должность категории "Б" (часть - 2), учрежденная для обеспечения исполнения полномочий Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан (раздел - 02), относится к группе ведущих государственных должностей (группа - 3), первая должность в разделе (порядковый номер - 01), основная должность - т.е. установленная самим реестром (00). Данный номер принадлежит должности помощника Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Регистрационные номера государственных должностей государственной службы должны фиксироваться в штатном расписании государственного органа, в персональных кадровых распоряжениях при приеме и перемещении государственных служащих, в их трудовых книжках. Представляется, что наличие регистрационного номера облегчит решение спорных вопросов при отнесении должности к должностям государственной службы (например, при установлении стажа государственной службы для определения размеров пенсии за выслугу лет).

Хотелось бы отметить, что российским законодательством также предусмотрено введение номеров должностей, ноих практическое применение представляется проблематичным из-за неудобной кодификации.

Часть II Реестра - государственные должности категории "Б" - состоит из шести разделов. Раздел 1 (Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, замещаемые в порядке назначения для обеспечения исполнения полномочий Президента Республики Башкортостан) состоит из должностей трех групп (высшей, главной и ведущей), учрежденных в Администрации Президента Республики Башкортостан. К первым двум группам относятся должности представителей, помощников, пресс-секретаря Президента Республики Башкортостан. К группе ведущих отнесены должности помощников и референтов Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан, Государственного Секретаря Республики Башкортостан, Секретаря Совета Безопасности Республики Башкортостан,

Разделы 2-6 Части II реестра содержат должности (помощники, советники, консультанты, пресс-атташе), отнесенные к группам ведущих и старших государственных должностей.

Часть III реестра (самая объемная) - государственные должности категории "В" - состоит из 12 разделов (Государственные должности государственной службы в Администрации Президента Республики Башкортостан; Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан; Управлении Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан; Государственном контрольном комитете Республики Башкортостан; Полномочном представительстве Республики Башкортостан в г.Москве; республиканском органе исполнительной власти; Секретариате Конституционного Суда Республики Башкортостан; администрации города (района, района в городе), аппарате городского (районного, районного в городе) Совета; Центральном государственном архиве и государственном органе, прошедшем сертификацию, представительствах Республики Башкортостан), В отдельных разделах выделены подразделы "а" и "б", определяющие республиканский и местный уровни (например, должности государственной службы есть как в центральном аппарате Государственного контрольного комитета Республики Башкортостан, так и в его региональных управлениях).

Государственные должности категории «Б» и «В», включенные в Реестр государственных должностей государственной службы РБ, должны использоваться государственными органами при установлении квалификационных требований к стажу и опыту работы по специальности по группам государственных должностей государственной службы РБ, проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы, присвоении и сохранении квалификационных разрядов государственным служащим, определении круга лиц, замещающих государственные должности государственных служащих РБ.

На практике названия должностей государственной службы не могут быть охвачены только должностями, установленными реестром. В государственной службе есть должности, название которых определяет специализацию государственного служащего - например: юрисконсульт, эксперт, инспектор по определенному виду деятельности. Именно поэтому Законом предусмотрено приложение к реестру - перечень специализаций государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан категории "В" (утвержден Указом Президента Республики Башкортостан от 31 июля 1997 года № УП-503). Указом установлено, что: во-первых, работа на должностях руководителей и специалистов, включенных в перечень специализации, относится к государственной службе Республики Башкортостан; во-вторых, наименования государственных должностей государственной службы должны определяться в соответствии с Единым республиканским реестром государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан и перечнем специализаций государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан категории "В". Эти два документа являются ключевыми, своего рода это стандарты должностей государственной службы Республики Башкортостан.

Перечень специализаций устанавливает соответствие должностей, отнесенных к государственной службе, но не нашедших отражение в реестре основным (базовым) должностям реестра. С этой целью перечень содержит: наименование государственных должностей категории "В", имеющих специализацию; регистрационный номер по реестру; наименование специализации; регистрационный номер по перечню специализации. Так, например, в разделе 1 перечня специализаций "Государственные должности государственной службы Республики Башкортостан в Администрации Президента Республики Башкортостан" к должности "заведующий отделом" (30140300) приравнены следующие должности: руководитель пресс-службы (30140301), начальник службы (30140302), главный бухгалтер (30140303), начальник автохозяйства (30140304). Как видно из примера, последние две цифры регистрационного номера позволяют выяснить, где установлена должность: в реестре (00) или в перечне специализаций (04).

Должность государственной службы, установленная перечнем специализаций, обладает тем же правовым статусом, что и соответствующая базовая должность реестра. Следовательно, к приравненным должностям предъявляются те же требования, что и к базовым (например, при определении квалификационных требований к должности, классного чина); денежное содержание государственного служащего, занимающего должность специализации, определяется по базовой должности и т.д.

Так же, как части II и III реестра, перечень специализаций состоит из 12 разделов. Самыми объемными являются разделы, устанавливающие должности в аппарате республиканского органа исполнительной власти (раздел 6) и в администрации города (района, района в городе) - раздел 9. Так, например, должность главного специалиста в центральном аппарате республиканского органа исполнительной власти Республики Башкортостан имеет 29 специализаций.

Хотелось бы отметить, что перечень специализаций - акт уникальный, в Законе Российской Федерации об основах государственной службы есть ссылка на аналогичный акт, но фактически он не существует.

К Реестру государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан прилагается не только перечень специализаций государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан, но и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы Республики Башкортостан.

Для лиц, замещающих государственные должности государственной службы разных групп, Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года № УП-390 установлены разные квалификационные требования по группам должностей. Основными критериями являются стаж государственной службы, стаж работы по специальности и образование.

Гражданам, претендующим на такие должности, необходимо иметь:

а) для высших, главных, ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по профилю специализации или образование, считающееся равноценным;

б) для младших государственных должностей государственной службы – высшее или среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы.

Требования по стажу и опыту работы также различаются в зависимости от группы должностей.

Так, для замещения высших государственных должностей (5-я группа) требуется иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее 2 лет и стаж работы по специальности не менее 8 лет; для главных государственных должностей (4-я группа) - стаж государственной службы на должностях, отнесенных к ведущим государственным должностям, не менее 2 лет и стаж работы по специальности не менее 6 лет; для ведущих государственных должностей (3-я группа) - стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет; для старших государственных должностей (2-я группа) - стаж государственной службы на младших государственных должностях не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Для замещения младших государственных должностей (1-я группа) требования к стажу не предъявляются.

Устанавливаются требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, Конституции, и законов Республики Башкортостан применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Согласно данному Указу, другие квалификационные требования по соответствующим государственным должностям устанавливаются актами руководителей органов государственной власти Республики Башкортостан или их аппаратов, иных государственных органов, в которых осуществляется государственная служба, с учетом особенностей предмета ведения этих государственных органов. Представляется, что таким образом должны устанавливаться не другие, а лишь дополнительные требования.

Этим же Указом руководителям государственных органов было поручено утвердить должностные инструкции (должностные обязанности) в соответствии с законодательством о государственной службе. Должностная инструкция должна включать в себя: определение категории, группы, регистрационный номер, должностные полномочия, квалификационные требования к должности, предельный классный чин и иные сведения. Введение описаний государственной должности позволило бы: 1) создать оптимальную структуру государственного органа, избежать дублирования, определить потребность в специалистах (конкретного образования и опыта работы); 2) более точно оценить деятельность аппарата путем сравнения описания с практическими результатами деятельности служащего и организовать обучение, подготовку кадров для государственной службы. Государственный служащий должен быть ознакомлен с описанием своей должности при поступлении на службу.

С понятием государственной должности Закон связывает и присвоение классных чинов. Положение о классных чинах государственных служащих Республики Башкортостан утверждено Указом Президента Республики Башкортостан от 22 июля 1997 года № УП-482. Классные чины отражают и фиксируют степень профессионализма государственных служащих с учетом их должностных групп. Установлено следующее соотношение между группами государственных должностей государственной службы и классными чинами:

 

Группы государственных должностей государственной службы Классные чины
высшие действительный государственный советник Республики Башкортостан 1,2 и 3 класса
главные главный государственный советник Республики Башкортостан 1,2 и 3 класса
ведущие государственный советник Республики Башкортостан 1,2 и 3 класса
старшие советник государственной службы 1,2 и 3 класса
младшие референт государственной службы 1,2 и 3 класса

 

Таблицей соответствия предельных классных чинов государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан (приложение к Положению о классных чинах) каждой должности установлен соответствующий максимально возможный чин. Таблица повторяет структуру реестра (12 разделов, классифицированных по группам должностей), состоит из наименований должностей (с регистрационным номером) и предельного чина государственного служащего, занимающего эту должность.

Хотелось бы отметить, что в настоящий момент нет соответствия между квалификационными разрядами, установленными Федеральным законом и классными чинами, определенными Законом Республики Башкортостан. На сегодняшний день соотношение специальных званий государственной службы разных уровней и видов не предусмотрены ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Башкортостан о государственной службе.

Соответствующий Реестр государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан вместе с перечнем специализаций, квалификационными требованиями утверждается Президентом Республики Башкортостан с учетом мнения руководителей республиканских государственных органов. Реестр должностей аппарата Государственного Собрания Республики Башкортостан утверждается Президентом Республики Башкортостан по представлению Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Таким образом, в Республике Башкортостан создана система государственных должностей, в целом позволяющая рационально использовать возможности персонала государственной службы.

 


 

Составитель

Халиков Марат Ильич

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Учебное пособие

 

Лицензия ИД № 04537 от 16.04.01

Подписано в печать

Бумага ксероксная. Объем печ.л. Формат 60х84 1/16

Тираж… экз. Заказ №

Печать на ризографе в РИО БАГСУ

____________________________________

 

450057, г.Уфа, ул.Цюрупы, 6, ком.303


[1] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.;Ноздрачев А. Государственная служба. Учебник. М.;1999; Оболонский Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 1996.; Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996.

[2] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[3] Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[4] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ, статья 1.

[5] Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2, с. 25

[6] Российское законодательство X - XX вв. - М.: Юр. лит. т.2.с. - 21

[7] Российское законодательство X - XX вв.. т. 4 с. 290 - 295

[8] Российское законодательство X - XX вв... т. 4 с. 66 - 67

[9] См.: Российское законодательство Х —XX веков. В девяти томах. Т. 4. М., 1986. С 5В.

[10] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.429.

 

[11] См. Государственная служба в России опыт организации и кадрового обеспечения. Нижний Новгород, 1994; Учреждения государственного управления в России опыт формирования и эволюции Нижний Новгород,1994

 

[12] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.222.

 

[13] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.223-227.

 

[14] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.228-242.

 

[15] Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

[16] Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий Эл” от. 23.02.95 г. № 194-III

[17] Закон Республики Бурятии “О государственной службе” от 12.04.94 г. № 435 -XII

[18] Закон Республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. № 2101 - XII

[19] Федеральный Закон “Об основах гос. службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[20] Закон Республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г. № 4418-XII

[21] ФЗ “Об основах гос. службы РФ”...

[22] Закон Республики Башкортостан «О государственной службе Республики Башкортостан» от 13.10. 94 г. ст. 19.

[23] Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222-РМ.

[24] Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений).

[25] Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области...

[26] См. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.249-276.

 

[27] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.258.

 

[28] Там же, с.265.

[29] Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998, с.258.

 

[30] См. Государственная служба: теория и организация. Феникс, Ростов-на-Дону, 1998, с.433-435.

[31] См. Колобова Г.А. Государственная служба Республики Башкортостан. Учебное пособие. Уфа, 2000, с.34.

[32] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих.- М.: «Статут», 1999, с.43-44.

[33]Этот госкомитет РБ был упразднен в феврале 2002 г

[34] В настоящее время этот закон отменен, поскольку с 3 января 2002 года вступил в силу закон РБ «О местных органах государственной власти Республики Башкортостан».

[35] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 года.

[36] С 3 января 2002 г. – на основании Закона РБ «О местных органах государственной власти в РБ».

[37] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 г.

[38] По данным Госкомстата РБ на 1 января 2001 года.

[39] См.: Алехин А П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. I часть. М„ 1994, с. 145


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.