Тема 2.6. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2.6. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

2017-09-30 7095
Тема 2.6. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, то есть, размещением, мощью и соотношением сил в миро­вой системе государств.

Одним из важных составляющих геополитического по­ложения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 80-х годов Советский Союз постепен­но стал утрачивать контроль сначала над странами социали­стического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн квад­ратных километров территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географичес-ким фактором. Геополитические изменения оказали существенное влияние на стратегический потенциал Рос­сийского государства. С одной стороны, распад СССР имел негативные последствия для России, приведшие к потере ею прежнего геополитического влияния в мире. Она лишилась значи­тельной части портов, имеет ограниченный выход в Черное и Балтийское моря, хотя на Севере и Дальнем Востоке со­хранила широкий выход к морям открытого океана. Россия стала бо­лее северной страной и удалилась от ряда мировых транспортных путей. Россия, объявив себя правопреемником СССР и взяв на себя его внеш­ние долги и обязательства.

С другойстороны, несмотря на все территориальные и геополи­тические потери, Россия сохранила статус обширнейшей транс­континентальной державы с мощным поясом стран-соседей и с положением между Европой и Азией. Так, в пределах России остались лучшие по качеству, составу и конку­рентоспособности на мировом рынке естественные ресурсы. Здесь сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР. Россия сохранила контакты со всеми соседями из числа развитых стран. Страна по-прежнему остается уни­кальным транзитным коридором через Евразию.

Геополитическое влияние России на постсоветском пространстве

После распада СССР постсоветское пространство стало зоной кон­фликта интересов ведущих стран мира. Попытки России сохранить свое влияние в постсо­ветском пространстве сталкиваются с интере­сами крупнейших мировых держав: с ЕС и США — на западе, с Турцией, Ираном и Китаем — на востоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия. Через евразийское постсоветское пространство проходят важные транспортные пути, которые способны соединить промышленно развитые районы Запада с бо­гатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными района­ми Евразии на востоке. Территориальный массив России ' престал соответствовать каркасной транспортной структуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России — Южсиб и Транссиб — проходят через территорию Северно­го Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропе­редач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных торговых портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на чер­номорском побережье — Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе до распада СССР имелось 25 же­лезнодорожных переходов, современная же Россия распо­лагает всего одним — из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Украины, Белоруссии и Молдо­вы.

Геополитические изменения коснулись и границ России. В рамках СССР из 77 административно-политических еди­ниц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубеж­ных стран, граничащих с Россией: ранее имелось восемь стран-соседей, сейчас — 16. Ни у одной страны в мире тако­го числа соседей государств нет. Значительная часть госу­дарственных границ не имеет официального государствен­ного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Бал­тийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Рос­сию, как отмечают геополитики, к «допетровским време­нам». Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами.

Россия и республики бывшего СССР. Со стороны но­вых геополитических, субъектов — стран-республик быв­шего СССР — наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия-Приднестровье. В начале 90-х годов на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Обеспечение процессов формирования государственно­сти России и защиты ее территориальной целостности счи­тается приоритетной задачей в области внешней полити­ки. Для России в нынешних границах важно завершить процесс становления как современного государственного образования. При этом укрепление государственности та­ких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны Рос­сии должны поддерживаться самим активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зре­ния геополитических интересов России.

На постсоветском пространстве сосредоточены ог­ромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных ме­таллов. В Центральной Азии и бассейне Каспий­ского моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходя­щие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря. Поэтому важным является вопрос о проклад­ке трубопроводов и средств коммуникаций через Евразию. Если основные трубопроводы будут по-прежнему проходить по терри­тории России к российским терминалам в Новороссийске на Чер­ном море, то Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить новые богатства Евразии. И, наоборот, если новые трубопроводы будут проложены через Каспийское море к Азербайджану и далее к Сре­диземному морю через Турцию, а другие протянутся через Афга­нистан к Аравийскому морю, то не будет никакой российской мо­нополии в доступе к богатствам Евразии. США стремится ограничить стремления Рос­сии монополизировать ресурсы на постсоветском пространстве. Стратегия противодействия России вынуждает США создавать аль­янсы с бывшими союзными республиками. Сильной стороной российского геополитического влияния в постсоветском пространстве остается то, что там сегодня проживает около 65 млн русских, во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. Идея США идея внедрения анг­лийского языка в систему постсоветского образования не получила пока поддержки

Обострились разногласия между Россией и государствами Прикаспия относительно статуса Каспийского моря, контроля над его нефтяными районами, транспортными коридорами и маршрутами доставки энергоносителей, что привело к открытому соперничеству между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Турк­менистаном и Ираном. В результате вокруг Закавказья и Централь­ной Азии начала складываться принципиально новая геополитиче­ская ситуация, которую аналитики назвали «второй большой игрой». В южном блоке выступают Турция, Туркменистан и Узбекистан. В северный блок входят Россия, Китай, Иран, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан. При таком геополитическом раскладе сил России надо либо наращивать свое экономическое и военно-политическое при­сутствие в постсоветском пространстве, что во многом по экономи­ческим причинам является пока сложной задачей, либо вести активную дипломатическую работу по созданию работоспособной системы коллективной безопасности в СНГ. Если последнего не произойдет, то страны СНГ в поисках дру­гих миротворцев станут все чаще апеллировать к Западу, ООН, ОБСЕ, что уже отчасти и происходит. Запад активно поддерживает эти устремления, чтобы сделать конфликты постсоветского про­странства объектом геополитического торга с Россией. Существует опре­деленная связь между «картой конфликтов» и «картой маршрутов»: почти все предполагаемые маршруты нефтепроводов пролегают че­рез зоны этнических конфликтов.

Россия и расширение НАТО на Восток. Для российско­го геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижение североатлантического альянса на Восток. Гео-политически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной».

Существует точка зрения, согласно которой на запад­ных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на За­пад и превращающий Калининградскую область в оторван­ный от остальной российской территории.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присое­динившиеся к НАТО, в прошлом составляли плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, то есть, слабо милитари­зованную зону между Россией и альянсом.

В нынешних сложных условиях реализовать свои страте­гические интересы в западноевропейском и восточноевропей­ском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихо­го океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он ока­зался более конкурентоспособным. По ВВП Китай пере­двинулся в группу лидирующих стран: в настоящее время по этому показателю он делит второе-третье места с Япо­нией. В соответствии с прогнозами Мирового банка, Ки­тай через 20 лет переместится на первое место в мире, США опустится на второе место, за ними будут следовать Япония, Индия и Индонезия.

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI веке, геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической динамики. Россия на протяжении всей сво­ей истории всегда была серьезным геополитическим субъек­том. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая раскинулась на двух континентах.

Задача, которую Россия должна сама решить, — не до­пустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене и, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы.

Современная доктрина внешней политики РФ. Глав­ная стратегическая цель внешней политики самостоятель­ной России — возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи направлены разра­ботанные Правительством Основные положения концеп­ции внешней политики Российской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является от­сутствие идеологических установок или политических при­страстий к методам насилия, поворот к национальным ин­тересам страны и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демок­ратического государства.

В складывающейся системе международных отношений Российская Федерация, несмотря на переживаемый кри­зис, остается одной из великих держав и по своему потен­циалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответствен­ность за формирующийся новый миропорядок, за построе­ние новой системы позитивных взаимоотношений госу­дарств, ранее входивших в состав СССР.

События 11 сентября 2001 года и их воздействие на российскую внешнюю политику. Крупнейший в истории террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 года, способствовал изменению внешнеполитических отно­шений России с государствами Запада. В настоящее время наметились явные тенденции к сближению России со стра­нами североатлантического альянса, в частности с Соеди­ненными Штатами Америки. Новое видение места России в мире отразилось в совместном заявлении президентов США и РФ: Д. Буша и В. Путина, касающегося обозначения того, что в сумме именуется «общим врагом». Это «терро­ризм, распространение оружия массового уничтожения,


агрессивный национализм, этническая и религиозная не­терпимость, региональная нестабильность».

В условиях сглаживания противоречий между Россией и странами Запада президенты России и США выступили с инициативой проведения демонтажа ядерных арсеналов своих стран. В. Путин заявил о готовности сократить российские наступательные вооружения в три раза (в настоящее время США обладает примерно семью тысячами стратегических ядерных боезарядов, Россия — шестью тысячами). В ходе сопоставления политической воли к разоружению выясни­лось, что американцы, в принципе, согласны урезать свой арсенал до 1700 — 2200 боеголовок, а россияне — до 1500. Данная концепция разоружения и была принята за основу для дальнейших переговоров на уровне экспертов.

Как продолжение этой политики можно рассматривать решение ликвидировать две военные базы на Кубе и во Вьет­наме, принятое правительством России в октябре 2001 года. Известие о скором закрытии военных баз было воспринято с большим одобрением в США. Президент Джордж Буш на­звал его еще одним свидетельством окончания противостоя­ния двух стран: «оба государства избавляются от реликтов холодной войны и выстраивают для XXI века новые отно­шения, основанные на открытости и сотрудничестве».

В ноябре 2001 г. британский премьер-министр Т. Блэр разослал руководителям всех 19 стран — членов НАТО, генеральному секретарю альянса Д. Робертсону и российс­кому президенту В. Путину послание, в котором предло­жил провести радикальную реформу руководящих орга­нов НАТО. По его замыслу, «Россию следует форсирован­ными темпами привлечь к принятию политических реше­ний в рамках североатлантического альянса, поскольку после событий 11 сентября, она фактически уже вошла в западную коалицию». Так, по согласованию с Россией Уз­бекистан предоставил США свои аэродромы для гумани­тарных миссий, а Таджикистан —для нанесения авиацион­ных ударов по Афганистану. Российские военные специа­листы предоставили военному ведомству Америки пакет разведывательных и других данных по Афганистану для проведения антиталибской операции. Современная поли­тическая элита России ищет новую модель российско-аме-


риканского сотрудничества, основанную на равноправном партнерстве с обеих сторон.

Умелый акцент на миссии миротворчества в постсо­ветском пространстве мог бы помочь России решить сразу две задачи: оказывать влияние на геополитическую ориентацию новых незави­симых государств и поддерживать стабильность на своих границах. Давно известно: тот, кто играет роль миротворца, одновременно обладает и контролем над пространством конфликта. Запад старается всеми силами интернационализиро­вать миротворческие акции России с целью ограничения ее геопо­литического влияния.

Многие конфликты пост­советского пространства невозможно разрешить силой оружия: они требуют гибкого сочетания дипломатических и экономических средств. К числу таких методов можно отнести создание в кон­фликтных приграничных районах анклавов свободных экономиче­ских зон, введение института двойного гражданства, что сущест­венно смягчило бы остроту гуманитарной проблемы, связанной с режимом пересечения государственных границ для жителей пригра­ничных территорий. Договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ, который мог бы стать основным механизмом дости­жения стабильности в ближнем зарубежье, к сожалению, во многом является просто декларацией о намерениях.

 

24 мая в Москве произошла встреча президентов Рос­сии и США. Главным достижением встречи В. Путина и Д. Буша стало подписание Договора о сокращении страте­гических наступательных потенциалов. В первой статье этого документа говорится, что каждая из сторон сокра­щает и ограничивает стратегические ядерные запасы та­ким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов не превышало у каждой из сторон 1700 - 2200 единиц.

Кроме того, была подписана Декларация о новых страте­гических взаимоотношениях между Россией и США. При­нято совместное заявление об антитеррористическом сотруд­ничестве двух стран и создана рабочая группа по борьбе с терроризмом. В ходе визита американского президента ре­шено начать энергетический диалог, предусматривающий значительное расширение экспорта российской нефти в США и участие американских компаний в разработке и освоении новых месторождений в России.

28 мая 2002 г. в Риме состоялась встреча на высшем уровне 19 стран — членов НАТО и России. Президент РФ В. Путин подписал соглашение о радикальном изменении в отношениях России и Запада. Было объявлено о созда­нии Совета России и Североатлантического альянса.



 
 
 
 
 

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.