Тема 2.9. Россия и Европа – проблемы и перспективы сотрудничества — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 2.9. Россия и Европа – проблемы и перспективы сотрудничества

2017-09-30 1142
Тема 2.9. Россия и Европа – проблемы и перспективы сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Россия и Европа. Европейское направление российской внеш­ней политики в 1990-е гг. являлось одним из приоритетных. С одной стороны, в Европе были особенно зримы результаты преодоления «холодной войны», что открывало для России благоприятные пер­спективы активного участия в жизни континента. С другой — проис­ходившие в Европе глубокие перемены были способны серьезно ос­ложнить ее взаимодействие с нашей страной.

Среди них — объединение Германии, активизация интеграционных процессов в западной части континента, внешнеполитическая пере­ориентация бывших советских союзников, конфликты на территории бывшей Югославии.

Начало новой европейской политики России также было осложнено сужением пространственного ареала государ­ства, значительным сокращением его экономического и особенно во­енного потенциалов.

Все это содержало серьезную опасность оттес­нения нашей страны на периферию международно-политического развития.

Для России наиболее острой проблемой формирования европей­ской безопасности был вопрос о роли НАТО в новых условиях. Пер­воначально были распространены представления о том, что НАТО ожидает такая же судьба, как и Организацию Варшавского договора, поскольку исчез главный объект противостояния альянса. Рассчиты­вали также и на то, что постепенно НАТО будет трансформировать­ся из преимущественно военной в преимущественно политическую структуру обеспечения безопасности. Произошла переориента­ция НАТО на новые военно-стратегические цели, был взят курс на расширение круга его участников, появились притязания на исключи­тельное право принимать решения по самым острым вопросам обеспе­чения европейской безопасности, в том числе и в обход ООН. Рос­сия стремилась противодействовать этим тенденциям, но не сразу.

Во второй половине 1993 г. в связи с обсуждением вопроса о расширении альянса путем включения в него новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы в России началась антина­товская кампания, впервые объединившая самые различные полити­ческие силы. Лидеры западных стран были проинформированы о ре­шительном возражении России против включения государств Цен­тральной и Восточной Европы в НАТО.

Для сотрудничества с не участвующими в альянсе странами НАТО в январе 1994 г. была принята программа «Партнерство во имя мира». Москва сдержанно отнеслась к этому проекту, присоеди­нилась к нему лишь в мае 1995 г.. но участвовала формально. Россий­ское руководство стремилось обеспечить своей стране особый, более привилегированный статус, но добиться этого не удалось.

Ситуация серьезно осложнилась после декабря 1996 г.. когда сессия НАТО санкционировала начало процесса расширения альянса. Россия была поставлена перед дилеммой: либо дальнейшее активное противостоя­ние альянсу (со всеми вытекающими из него политическими и воен­ными последствиями), либо, согласившись с решением альянса, по­пытаться обеспечить прорыв в двусторонних отношениях Россия — НАТО.

В результате в мае 1997 г. стороны подписали Ос­новополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе определялись «цели и механизм консуль­таций и сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО». Был создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО.

Таким образом закладывались политико-правовые основы для превращения отношений Россия—НАТО в один из централь­ных элементов европейской безопасности.

Однако дальнейшие события показали, что стороны по-разному трактовали смысл достигнутых договоренностей. Если Россия скло­нялась к тому, чтобы созданный механизм принимал совместные ре­шения по вопросам безопасности в Европе, то в НАТО его рассмат­ривали лишь как форум для совместного обсуждения проблем, реко­мендации которого не носили обязательного характера для руководства альянса. Эти различия в позициях ярко проявились в связи с собы­тиями вокруг Косово в 1999 г.

Для России особенно болезненным было то, что был совершен не просто акт агрессии против ее исторического союзника, а это было сделано вопреки ее активным возражениям. Бомбардировки Югосла­вии показали неготовность лидеров ведущих западных стран превра­тить отношения Россия—НАТО в значимый компонент европей­ской безопасности. Более того, альянс претендовал на право примене­ния силы за пределами стран-участниц без санкции Совета Безопас­ности ООН. В новой «Стратегической концепции НАТО», одоб­ренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число задач организации впервые включалось «проведение операций по реагиро­ванию на кризисные ситуации», не связанные с коллективной оборо­ной от внешней агрессии.

Активное участие в европейских делах Россия принимала в рам­ках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — наиболее представительной по составу участ­ников и универсальной по функциям структуры. В отличие от других европейских объединений, здесь Россия является полноправным уча­стником. По ее инициативе была разработана и на саммите ОБСЕ в Стамбуле (1999) одобрена Хартия европейской безопасности, где анализировались вызовы, с которыми предстоит столкнуться конти­ненту в XXI в Под влиянием России в Хартии нашла широкое отражение антитеррористическая проблематика. В рамках ОБСЕ велись переговоры о сокращении вооружений. В 1999 г. была одобрена важная для России новая редакция Договора об обычных вооруженных силах в Европе, где учитывались новые реалии, возник­шие после окончания «холодной войны».

Не менее важным для России было расширение связей с Евро­пейским союзом (ЕС) — едва ли не самой влиятельной организацией, в рамках которой осуществляется интеграция государств-участников. Главной областью интеграционного развития в ЕС является экономи­ка, но объединительные усилия постепенно распространяются и на другие сферы. В 1990-е гг. ЕС выступал как важнейший торгово-эко­номический партнер России. В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, открывающее широкие возможности для привлечения инвестиций в нашу страну.

В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы — организа­цию, имеющую цель добиваться расширения демократии и защиты прав человека, развития сотрудничества по вопросам культуры, обра­зования, здравоохранения, молодежи, спорта, информации, охраны окружающей среды. Ориентация на высокие европейские стандарты также важна для динамично развивающейся России.

Новый характер приобрели отношения между Россией и страна­ми Центральной и Восточной Европы.

Руководители государств Центральной и Восточной Европы в качестве главных задач ставили укрепление экономической и полити­ческой интеграции с Западом путем постепенного присоединения к Европейскому союзу и вступления в НАТО в качестве основы обес­печения своей безопасности. Первоначально Россия не видела в этом большой угрозы, но в 1993 г. изменила позицию.

Однако механизм вовлечения в альянс новых членов был запу­щен, и после подготовительной работы 1992—1998 гг. в апреле 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Брюсселе в Союз были при­няты «кандидаты первой очереди». Ими стали Польша, Чехия и Венгрия..

Особую озабоченность нашей страны вызывало то, что празднования включения стран в НАТО пришлись на период, когда авиация НАТО (с 24 марта) наносила ракетно-бомбовые уда­ры по территории суверенной Югославии.

Приближение границ альянса к территории Российской Федерации при новой трактовке задач НАТО справедливо вызыва­ло тревогу в самых разных кругах российского общества.

В 1990-е гг. намного сократились масштабы экономического со­трудничества между Россией и странами Центральной и Восточной Европы. Практически свернутой оказалась производственная коопе­рация, связи сводились в основном к торговле, притом в относительно скромных масштабах. Исключение составляли страны Балтии, кото­рые за счет российских грузопотоков получали до 60% своих валют­ных доходов. Налаживание новых отношений на рыночной основе тормозилось и таким «наследием прошлого», как проблема взаимных долгов. После перехода в 1990 г. во взаиморасчетах со странами СЭВ с переводных рублей на твердую валюту СССР превратился из кредитора восточноевропейских стран в их должника. Россия же, приняв на себя после распада СССР его долговые обязательства, оказалась должна практически всем государствам Восточной Европы. Сумма долга варьировалась от нескольких десятков миллионов пере­водных рублей Румынии до пяти миллиардов долларов Чехословакии. Все это блокировало экономические связи между бывшими союзни­ками. Только во второй половине 1990-х гг. переговоры о порядке погашения долгов привели к конструктивным взаимоприемлемым со­глашениям.

При однозначном экономическом стремлении стран Центральной и Восточной Европы в ЕС здесь во второй половине 1990-х гг. про­исходило осознание сложности интеграции в европейские структуры. Наметился взаимный спад существовавшей в 1991—1992 гг. эйфо­рии. Более строгий учет собственных возможностей и геоэкономиче­ских процессов подводил лидеров этих стран к заявлениям о своем особом пути европейской интеграции и отношениях с соседними стра­нами включая Россию.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.