История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-10 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.
- Угадайте словарное слово по его значению, запишите слово в строку, поставьте ударение, подчеркните «опасное» место. (У детей на столах находятся карточки с кроссвордом.)
1 |
1) Страна, в которой мы живем. (Беларусь.)
2) Верхняя женская или мужская одежда. (Пальто.)
3) Учебное помещение для занятий. (Класс.)
4) Ученики, школьники, малыши, дети — все они... (ребята.)
5) Лиственное дерево с белым стволом. (Береза.)
6) Красна девица сидит в темнице, а хвост — на улице. (Морковь.)
Самопроверка: сверить с записью на доске (или провести взаимопроверку).
- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова в кроссворде, то заметите «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для дальнейшей работы. (Слово «состав».)
— Как вы понимаете значение этого слова? (Состав — совокупность предметов, людей, образующих какое-нибудь целое: состав числа, офицерский состав, состав поезда и т. д.)
Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений.
О составе чего мы будем говорить на уроке русского языка, вы узнаете из минутки чистописания.
III. Чистописание
* * *
Наш девиз не забываем И все чаще повторяем: Я тетрадь свою открою И наклонно положу. |
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
С//о//с//т//а//в//с//л//о//в//а//
IV. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Предположения учеников.)
* * *
Друзья! Наша задача такова —
Открыть всем, как устроены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют. (П. Чесноков.)
Все на свете из чего-то состоит: лес — из деревьев, облака — из множества водяных капель. Речь — из... (предложений), предложения — из... (слов). А слова также состоят из «строительного материала».
— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Состав слова.)
— Как вы считаете, для чего нужно знать состав слова? (Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограммы в словах.)
V. Изучение нового материала
- Что является строительным материалом для дома? (Ответы.) А вот «строительные блоки» для слова или части слова называются морфемами.
Работа с учебником (упражнение 128, с. 84).
Посмотрите на «домик», в котором живут части слова, и скажите, сколько их. Назовите их. (Ответы.)
— С какой частью слова мы уже с вами знакомы? (С корнем.)
— В каких «комнатах» живут постоянные «жильцы»? (Ответы.) Почему вы так решили?
— А в какой «комнате» «жильцы» все время меняются?
— А почему они меняются?
— Итак, из каких частей состоит слово? (Ответы.)
Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части слова.
- Прочитайте текст, записанный на доске. О чем говорится в тексте? Какое слово повторяется чаще других? (Ответы.)
- Книга — твой лучший друг и учитель. В книге много интересного и полезного. С книгой дружи, не пачкай ее. Не рви книгу.
- Выпишите в столбец слово «книга» так, как оно звучит в тексте.
Книга.
В книге.
С книгой.
Книгу.
- Сравните эти слова. Чем они похожи и чем отличаются? Найдите часть слова, которая изменяется, обозначьте ее следующим образом:
— Какая часть слова изменяется в этих словах? (Окончание.)
- Ребята, когда мы изменяем слово, то образуются формы одного и того же слова. Они различаются только окончаниями, все остальные части слова остаются неизменными, и значение слова не меняется.
— А как «получить» формы слова? (Изменить слово по вопросам.)
— Итак, что такое окончание? (Ответы.)
— С помощью какого знака мы обозначаем окончание? (О)
Наблюдение за ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении.
- На доске записана пословица: «Что записано (перо), не вырубить (топора)».
- Прочитайте пословицу. Можете ли вы объяснить ее смысл? Почему?
— Связаны ли слова пословицы друг с другом по смыслу?
— Что нужно сделать? Что получилось? Прочитайте.
Запишите пословицу правильно, выделите окончания в измененных словах.
— Итак, какую работу выполняют здесь окончания? (Связывают слова в предложении.)
Работа с учебником (правило — с. 86).
— Что такое окончание? Для чего оно служит? (Ответы.)
Физкультминутка
Упражнения выполняются согласно тексту.
Покачайтесь, Встаньте на носок, на пятку,
Покружитесь, Поскачите-ка вприсядку,
Потянитесь, Глубоко теперь вдохните,
Распрямитесь, Сядьте тихо, отдохните.
Приседайте, приседайте, Все в порядок приведите
Пошагайте, пошагайте. И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного
Работа с учебником (упражнение 131, с. 85 (работа в парах)).
Прочитайте текст. Все ли вам было понятно? Почему?
— Что нужно для этого сделать? (Изменить окончание в форме слова «очки».)
Поставьте вопросы от выделенных слов к формам слова «очки». Запишите их в столбец. Выделите окончания в разных формах этого слова.
Найдите в тексте выражение, близкое по смыслу к словосочетанию «плохое зрение», и составьте с ним предложение. (Устно.)
Проверка.
— Итак, что такое окончание? Для чего оно служит?
— Ребята, каким образом «получаются» формы слова? (Когда мы слово изменяем по вопросам.)
— Что изменяется в формах слова? (Окончание.)
Дифференцированная работа.
1 группа — упражнение 132, с. 86,
2 группа — прочитайте, спишите, вставляя пропущенные буквы; найдите разные формы одного и того же слова, выделите в них окончание.
** *
Белые ша..ки на белых б..резах.
Белый зайчи..ка на белом сн..гу.
Белый узор на в..твях от м..роза.
По белому снегу на лыжах б..гу. (Л. Яхнин.)
3 группа — прочитайте, к фразам из первого столбца подберите синонимы из второго столбца, соединив их линией. Выпишите формы слова «рука», выделите в них окончания.
Подать руку. Отучить.
Дать руку на отсечение. Умелец.
Дать по рукам. Помочь.
Мастер на все руки. Поручиться.
Проверка.
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!