Ритуалы диких прерий в родственном кругу — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ритуалы диких прерий в родственном кругу

2017-09-10 251
Ритуалы диких прерий в родственном кругу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самооценкаштука хрупкая. И субъективная. Она не существует сама по себе, вне общества. На необитаемом острове у Робинзона Крузо вообще никакой самооценки не было, одни проблемы. С кем ему было себя сравни - вать - с козами, что ли? А как появился Пятница, тут Робинзон сразу понял, насколько он цивилизованней и нравственней: каннибализмом не балуется, травку сам выращивает, домашний сыр производит и записки в назидание потомству кропает. Притом бестолковый туземец ничего такого не умеет и нуждается в наставлениях, а заодно в хорошей порке, чтоб не шалил. Инте - ресно, какие мысли о мудром и мастеровитом хозяине бродили в мозгу Пят - ницы? Впрочем, его никто и не расспрашивал: есть ли у вас, уважаемый ди - кий человек, собственное мнение о прогрессе? Но если бы молодой и физи - чески крепкий каннибал не воспринял мистера Крузо в качестве хозяина, а, наоборот, ощутил бы зависть к его имуществу или стал бы спорить насчет социального положения - к моменту прибытия спасительного шлюпа оста - лись бы от Робинзона шляпка козьего меха да секстант.

 

Конкуренция делает социальную среду чрезвычайно агрессивной. Лю - бого человека могут «съесть» даже в родном семейном кругу, не говоря уже

 

о враждебном племени. Единственным спасением от этой участи служит жизненный опыт. В основе опыта, как правило, лежат именно мелкие непри - ятности. Конечно, при условии, что они не следуют друг за другом бесконеч - ной чередой. В таком случае, это уже не мелкие неприятности, а смертельно опасное нападение роя пчел - убийц.

Малые дозы негатива выступают в качестве «прививок», спасающих от опасных заболеваний посредством формирования иммунитета.

Если вашему ребенку грозит такая «прививка», не пытайтесь его огра - дить и увести из - под любого укола, шлепка, укуса. Вероятно, испытанная в детстве или в юности «неприятность» избавит его в зрелом возрасте от боль - шей глупости и больших разочарований. Но и в том случае, если ваш ребенок уже довольно взрослый человек, строго отмеренные негативные ощущения пойдут ему на пользу. Применяя верный подход, не зацикливаясь на пробле - мах и тщательно дозируя отрицательный опыт, человек постепенно создает положительный опытсамую действенную защитную систему, а заодно трезвый взгляд на жизнь. Поэтому, уважаемые родители, не старайтесь изо - лировать вашего ребенка от негативного опыта и не пытайтесь сделать из не - го послушное и кроткое созданье: все - таки молодому человеку придется адаптироваться в агрессивной среде.

 

При всем при том мы понимаем: стремление родителя прогнать потен - циального «обидчика», которого наивное дитя воспринимает как доброго друга, любимого человека или заботливого родственника, - просто инстинк - тивная реакция. Она, как ей и положено, происходит до осознанной реакции


и заставляет нас вести себя неразумноеще бы, в инстинктивном поведении бесполезно искать разумное начало. В дикой природе некоторые заботливые мамы прогоняют от своих детенышей даже безобидных зверьков, которые слишком близко подошли к «малышне». Это - не проявление непонимания, а проявление непроизвольной установки: рядом с потомством никто не должен крутитьсяни хищный, ни травоядный. Не можешь отогнатьуводи! И бедная мать несколько месяцев, а то и лет находится в чудовищном напряже - нии. Со временем материнский инстинкт слабеет, детеныши получают все больше свободы и все больше опытапока, наконец, не вырастут. Тогда уже

и родная мать станет на них кидаться, как на посторонних самок и самцов. Для нее наконец - то наступила долгожданная свобода, теперь она может и о себе подумать.

Человеческий мозг никогда не забывал наследственных поведенческих стереотипов. Он только исказил их, перемешал, распихал по дальним угол -

кам и оттого выбрасывает инстинктивные реакции на поверхность сознания в неподходящее время в неподходящем месте. А именно в минуту опасности, когда, наоборот, требуется холодная голова, чистые руки и ясный взглядна мир вообще и на противника в частности. В том числе и в минуту, когда на вас или на вашего ребенка нападаюти кто? Собственная родня, которую вы кормили, поили, привечали! Выброс агрессии, образовавшийся в этой ситуа - ции, может обратиться, как ни странно, вовсе не туда, куда следовало.

 

Это история одной из наших давних знакомых, матери двоих уже взрослых сыновей. Ма - рина в детстве была послушным ребенком, хорошо училась, проблем родителям не доставляла. Ее собственные дети оказались «совсем другой историей». Нарекания соседей, жалобы учителей и ябедничания сверстников преследовали обоих ее сыновей буквально с пеленок. Притом, что ни - чего сверхъестественного ребята не вытворяли. Они были нормальные озорные мальчишки. Ма - рина в таких случаях терялась, пугалась и громко отчитывала сыновей по полной программе. Ее не останавливали ни несуразность обвинений, ни тяжесть провинностей. Со временем ничего не из - менилось. Вот один из таких случаев. Однажды Сергей, старший сын Марины, приехал в родной город «навестить своих». Встретил на улице своего школьного приятеля, Костю. Когда - то, учась в школе, они вместе ходили в бассейн, и дружба их, по - видимому, держалась в основном на совме - стном переживании физических нагрузок. После школы их дороги разошлись: Сергей стал архи - тектором, а Костятренером в том самом бассейне. Оба от души порадовались встрече. И, как во - дится, встали посреди улицы и принялись азартно обсуждать свои дела и общих знакомых. Конеч - но, настал черед и младшего брата Сергея - Васьки. На вопрос приятеля: «Как онСергей отшу - тился - с братом он давно не виделся и поговорить еще не успел: «Серьезный стал. Диссертацию пишет» и переключился на расспросы о судьбах бывших одноклассников. Поболтав часок, моло - дые люди разошлись по своим делам. Сергей встретился с родителями и братом и, довольный, от - был домой.

 

Тем бы эта история и закончилась, если бы не одно «но»: ничего не значащая фраза про диссертацию страшно разозлила Костину маму. Ведь Васька всего только учился на третьем курсе

и даже диплом еще не писал. «Ну и что?» - спросите вы. Действительно, подумаешьвелика важ - ность! Для кого - то и невелика, но только не для уязвленного материнского самолюбия. У Сережи - ного друга жизнь, как назло, не сложилась. Работа шла ни шатко ни валко и приносила очень скромную зарплату. Семью Костя тоже пока не завел. Его мама мучительно переживала за сына, поэтому, когда тот пришел домой и вывалил кучу новостей о Сереже и его семье, у нее в зобу ды - ханье сперло. И она прямо на глазах у изумленной общественности превратилась в неукротимого мстителя. На следующий день оскорбленная Костина мать явилась на работуна предприятие, где служило полгорода, отыскала в другом отделе Марину и обрушила на нее поток брани. «Вы что себе позволяете!!!» - голосила она, покрывая шум станков, - «Вы что слухи распускаете!!! Как ваш младший сын может писать диссертацию, когда он еще институт не закончил!!! Как вы смеете


так нахально врать! Не отпирайтесь, я точно знаю …» – и в ход пошли расчеты, основанные на сроках совместного посещения ясель, детсада, санатория и еще каких - то мест, куда мамы водят и возят своих чад. В общем, ничего не понимающую Марину заклеймили как отъявленную лгунью.

 

«Заклейменной мамаше» тут бы и перекрыть словесно - грязевой поток словом либо жес - том. Было бы достаточно покрутить пальцем у виска и вернуться к работе. Но Марина по привыч - ке обиделась на сына. Опять Васька ее подставил. И вечером, испив чашу позора, она обрушила всю мощь своего негодования на младшего сына. «Это что такое!!! Ко мне из - за тебя люди с пре - тензиями заявляются!!! Стыдят меня на всю округу!!! Докатился!!!» Сын, который знать не знал, в чем дело, окаменел от изумления.

 

Если бы подобный нервный срыв оказался единственнымчто ж, не выдержало ретивое. Бывает. Неприятности на работе и конфликт в родном коллективе нет - нет, да и принесешь в се - мьюв виде беспочвенного скандала. Или, как говорят психологи, агрессивного аффекта. Но Ма - рина постоянно использовала детей как «выключатель аффекта» - и сливала на них всю накоп - ленную агрессию. Со старшим сыном она такого проделать уже не моглаон жил отдельно. По - этому младший «отдувался» за весь жестокий мир. Ваське были неприятны материнские сканда - лы, но он давно знал им цену, а потому поступал именно так, как следовало поступить его матери

 

крутил у виска пальцем и уходил в свою комнату.

 

Родители, которые несут агрессию из внешней среды в семейный круг, засоряют свой единственный «чистый источник» тепла и покоя. Когда - нибудь родителям - агрессорам отольются слезы их детей. Не каждый ребенок способен простить, даже поняв, откуда в маме / папе было столько злостии по поводу, и без повода. Конфликт длиною в жизньне следствие каких - то чудовищных предательств или семейных катаклизмов вроде развода. Это от - равление семейной атмосферы «выхлопами и выбросами» негативав форме нападок, нотаций, грубостей и дикостей. Критика должна быть обоснованной

 

это главное условие. И выражаться должна в разумной формеусловие тоже важное.

Если вас «распирает» негативная информация и вы попали в западню того же рода, что и упомянутая крикливая мама двух вполне успешных сы - новей, подумайте, прежде чем давать выход своему гневу просто для разряд - ки. У индейцев существует обычай: если кто - то нанес человеку оскорбление

 

например, ударил, то оскорбленному стоит «передать гнев» – стукнуть пер - вого встречного, не разбирая, виновен этот встречный или чист, как белая грива белой лошади после купания в горной реке. Нехитрое и действенное правило: если негатив «слить», он не причинит тебе вреда. А отсутствие принципа справедливости и понятия о подходящем месте и времени позволя - ет не искать объект «слива», а воспользоваться первым попавшимся. Правда, нам кажется: если первым обиженному индейцу попадется ковбой, воору - женный до зубов, или вождь племени при всех своих регалиях, или родная теща с пятиведерным котлом кипящего вареваиндеец еще потерпит. А по - ка что пойдет и поищет другую кандидатуру для психологической разрядкитак, чтобы не наблюдалось вероятности летального исхода.

 

Судите сами: если чистое первобытной чистотой дитя прерий способно оценить ситуацию и воздержаться от дозволенного ритуала в связи с небла - гоприятными условиямипочему бы современному, цивилизованному чело - веку не поступить так же? И пусть вас не обманывает кажущаяся беспомощ - ность вашего ребенкав отличие от какой - то нервной тетки, накинувшейся на вас в транспорте, в конторе, в поликлинике, ребенок вам близок. Его от -


ношение для вас что - то значитиначе бы вы не читали эту книгу. И вы бу - дете рядом очень долго, если отношения не прервутся из - за вмешательства «посторонних лиц», которые вечно передают сплетни и вообще гонят волну.

 

И уж тем более не следует образовывать с ними «комплот», направленный против собственного ребенка. Да, они старше или выше вас по положению. Да, их почему - либо нельзя использовать для «разрядки по - индейски». Да, им даже нельзя ответить тем же на хамство или на клевету. А разве своим детям - можно?

Если вы начнете служить «передатчиком» негатива от внешней среды к внутрен - нему миру вашего чада, то окажетесь на противоположном полюсе по отношению к «су - масшедшим мамашам».

 

Почему - то папаш редко обвиняют в сумасшедшей заботе о детях, хотя такие «субъекты», безусловно, существуют. В общем, если ваши «оппонен - ты» норовят оградить ребенка от жизни, формируя физически здорового со - циального инвалида, разве стоит заниматься тем же, но «с другого конца»? У «сумасшедшей мамаши» в конце процесса выйдет мамсик, не умеющий и не знающий ничего «из практической жизни». Но и у вас, при последовательной обработке, получится затюканное существо, боящееся шаг ступить без ваше - го разрешения. Только «мамсик», несмотря на общее чувство усталости от гиперопеки, все - таки будет уверен в доброте и преданности своего родителя.

 

А ваше чадо станет называть вас про себя «моя кара» и ждать, когда «срок наказания» окончится.

 

Чтобы ничего подобного не произошло, определитесь в своем выборе.

 

Родственники и знакомые все же не настолько вам дороги, чтобы вытеснить ваше - го ребенка из вашей жизни?

 

Значит, и их «разговорчики» имеют недостаточное значение, чтобы травить ими дочь или сына. Да, насмешки и упреки могут язвить больно, очень больно. А родственные «злые языки страшнее пистолета», да к тому же родным известны наши болевые точки, а вот насчет снисхождения и всепро - щения у них, как правило, слабоватоУвы, никто из нас не гарантирован от того, чтобы стать субъектом или объектом сплетен. Но если работу можно поменять, или не обращать внимания на «гадюк и подлюк», или примириться

 

с окружающей социальной средойнапример, наесться шоколада «Нестле» и смотреть на все с нежностью, то с «родными людьми» этот номер не прой - дет. Хотя «нормы морали и нравственности» предписывают любить родст - венников просто потому, что кровь, видите ли, не вода.

Впрочем, всем нам не помешает отрешиться от «кровнородственного подхода» и присмотреться к ближнему своему с той же точки зрения, с кото - рой мы оцениваем дальнего своего. Требуя от родных выдающейся доброты, прозорливости, самопожертвования, мы сами провоцируем их на вспышки гнева и на «родственные гадости». Хотя бы потому, что родственный круг, как правило, узок. А следовательно, интересы близких постоянно сталкива - ются: кто - то кому - то на мозоль наступил, кто - то с кем - то наследство не по - делил, кто - то кому - то дорогу перебежал. И чем мельче сфера интересов, тем больше поведение родственников напоминает поведение жителей патриар -


хальной провинции, изображенной в детективном сериале - вроде «Чисто английского убийства»: дня не проходит, чтобы не вскрылась чья - нибудь грязная тайна. А когда в череде разоблачений наступает перерыв, все скуча - ют и от безделья копаются в старых обидах: помнишь, как в школе ты мне списать не дал? Я ведь тогда банан схватил, выпороли менявот этот самый старый хрыч и выпорол! А ну поди сюда, Гитлер столетний! Давай сюда ре - мень! Ах, у тебя треники на резинке? Да ты нарочно, чтоб меня позлить! По - добные «семейные развлечения» глупо считать признаком безнравственности именно этого семейного клана, к которому, собственно, и принадлежит сто - летний Гитлер в трениках. Это стандартное поведение близких людей, кото - рых одновременно мучают и развлекают взаимные наветы и обиды.

 

С другой стороны, среди близких непременно найдутся и совершен - ночужие люди. То есть личности, которые не испытывают в ваш адрес ни - каких теплых чувств. И обижаться на них не стоит, поскольку сходный набор генов не является гарантом дружественных и теплых чувств. Будьте разумны: тогда вас не тронет негативное отношение чужого человека, хоть бы и свя - занного с вами кровными узами. А заодно постарайтесь не паниковать и не совершать опрометчивых поступков, вызванных именно паникой: не пытай - тесь оградить вашего ребенка от любого отрицательного опыта, идущего из - вне, но и не пытайтесь обрушить на него селевую лавину, составленную как из реальных нелицеприятных высказываний, так и из ваших «эмоциональных дополнений».

 

Старый верный путь к победе

 

Кстати, в том, что касается сплетен, не следует грешить исключительно на теток и кузин. Мужчины так же склонны завидовать, как и женщины. И поговорить насчет чьей - нибудь беспросветной тупости, плохой физической формы или идиотской самовлюбленноститак же не прочь, как и лица про - тивоположного пола. Просто у мужчин зависть сублимирует (или как бы сублимирует) в сферы честолюбивых помыслов, игры амбиций, профессио - нального соревнования, чистой и не слишком чистой конкуренции. Мужской пол в массе своей расхваливает себя, предоставляя необъективную критику своим «половинам» или, в крайнем случае, профессиональным критикам или профессиональным болтунам, что часто одно и то же. Притом зависть и рож -

 

денные ею интриги в мужской среде приобретают вид занятия практического - нет в нем искусства ради искусства, бескорыстного творчества, полета фан - тазии. Многие мужчины, изнывая от зависти, хитро и энергично плетут пау - тину: там куда надо стукнут, здесь кому следует шепнут, головой снисходи - тельно покачают, посмотрят «со значением» - глядишь, нахальный соперник

 

и отпал. Не дошел до финиша. Утилитарное отношение к сплетне убивает ее «художественный уровень».

Женский пол менее прагматичен в том, что касается «приемки и рас - пространения» слухов. Ведь женщины, не пренебрегая и макиавеллевской политикой, заводят игру ради игры. Выберут себе подходящий объектза стройную фигурку, за многочисленные романы, за оригинальность поведения


и давай палки в колеса вставлять. У меня фигуры нет, романов не намеча - ется, неординарностью бог не наградил - значит, и тебе, милочка, ничего та - кого не требуется. Я без всех этих глупостей век прожилаи тебе того же желаю! А уж методыВ борьбе за повышение самооценки все средства хо - рошивыбирай на вкус! И никаких конкретный целей завистница себе не ставит. Как говорят на Западе, «it just a game»66. Не слишком спортивная, прямо скажем, не олимпийский вид.

 

«Тяжелая моральная атлетика» больше распространена в женской «лиге блюсти - тельниц нравственности» - просто потому, что в силу биологических особенностей жен - ская натура чувствительнее мужской.

 

Женщины на порядок эмоциональнее и восприимчивее. Миллионолет - няя эволюция специализировала мозг женской особи именно для этой целидля продуцирования и восприятия эмоций, для прогнозирования реакции со - беседника, для успешной коммуникации. Отсюда и основные параметры об - щения, и физиологические особенности женского мозга. У женщины имеется не только обширный, развитый, выделенный центр речион к тому же дуб - лируется и в правом, и в левом полушарии. Благодаря этому «дубликату» женский пол может не просто произносить длинные монологи, но и сопро - вождать их любым другим действием, какое бы полушарие им ни руководи - ло. У мужчин речью управляет все левое полушарие: сканирование мозга го -

 

ворящего мужчины показывает повышенную активность всей левой стороны мозга, а не какого - то специализированного отдела. При такой активности че - ловеку требуется большая концентрация внимания, чтобы вести беседу или произносить речь. Мужчина либо говорит, либо делает что - товедь разговор усиливает магнитный резонанс, то есть заставляет усиленно работать все ле - вое полушарие. Значит, остальные функции временно приостановленыидет беседа. Женщина, наоборот, не может молчатьпрактически никогда. В крайнем случае она ведет внутренний диалог сама с собой.

 

Естественно, для беседы требуются все новые и новые темынастоя - щий конвейер тем. Ради удовлетворения этой не только социальной, но и биологической потребности большинство дам не пощадит и лучшей подруги. Им не требуется преодолевать никаких «мужских» запретов, вроде «сплетни - чать нехорошо». А вы пробовали пообщаться с подружкой, не затрагивая достоинств какой - нибудь Верки - шалавы, Таньки - идиотки, Любки - заразы и прочих любимых, но в данный момент отсутствующих приятельниц? Ну, хо - рошо, оставили вы знакомых в покое. А незнакомые? Как про шоу - звезд не поговорить? Не затронуть внешность кинодивы или супермодели? Да чего ради тогда вообще в гости ходить: восторгаться хозяйкиной стряпней? Бесе - довать про последний писк моды? Ненадолго ее, стряпни и моды, хватит, ес - ли не перейти на тот кошмар, которым вас накормила в прошлый уикенд свекровь, и на ту претенциозную жуть, которую приобрела за бешеные день - ги невестка.


 

 

66 «Это только игра».


Проблема «нарушений родственной этики» только усугубляется отсут - ствием, если так можно выразиться, «семейного этикета». Получается, что формально здесь и нарушать - то нечего. А потребность в перемывании косто - чек - огромная, как мы уже сказали, дикая, инстинктивная. Почему бы не по - жить, как мать - природа заповедалапусть и за чей - нибудь счет? Хотя нет человека, который не задал бы себе вопроса: за что они так? Объясниви не раз, - за что и почему, мы признаем: каждый человек усердно верит, что его семья будет любящей и доброжелательной. Мы продолжаем так думать, даже встречая под внешними проявлениями добродушия чувства не столь прият - ные: мстительность, ревность, зависть, равнодушие и др. И не желаем пони - мать, что корни подобных отношений скрыты в раннем детстве, в каких - то дурацких спорах из - за кукол, мячиков, совочков; в подростковом периоденеверные кавалеры, неподеленные платья, жестокие словаВ общем, так глубоко, что эти корни невозможно ни извлечь, ни обрубить.

 

Мы не желаем знать, что ближние периодически хотят нам плохого, даже если са - ми не в силах им пожелать ничего хорошего.

Это и есть ритуалраспространенный прием психологической защиты. Для ритуального восприятия сама идея серьезного конфликта, предположим, родителя с ребенком, кажется невероятной. И сознание начинает искать пер - вопричину конфликта в каком - нибудь старом недоразумении: ведь наверняка родитель не виноват, он хотел как лучше! Может, и хотел как лучше. Как бы - ло лучше ему, а не его ребенку. Не столь уж редкое явление. Ведь и сам ро - дитель, и его «психологические защитники» подразумевают, что родитель - ская роль и есть родительское отношение. Уровень личной ответственно - сти, таким образом, благодаря ритуализации снижается, а на первое место выходит ролевое поведение.

 

И вот, дабы спрятать поглубже и замаскировать получше стойкую ан - типатию, человекстановится заботливым. Только заботится он не о сча - стье конкретного лица - он заботится о схематизированном, усредненном персонаже, которому не помешает поступить в институт, выйти за - муж / жениться, завести ребенкаОчевидно, это проще, чем живое участие. Подсознательно желая сэкономить энергию, люди стандартизируют и ритуа - лизируют заботу друг о друге.

Стандартная установка на то, что родственный кругэто надежная опора, верные и понимающие друзья, любящие и добрые души, довольно долго мешает молодому (а то и не слишком молодому, но по - прежнему весь - ма наивному) человеку узреть реальность во всей неказистости. Да, мы соб - ственными руками роем могилу своему здравому смыслу, стараясь притянуть реального человека «за уши» к мифическому образцуи что мы получаем в результате? Ничего не получаем, только теряем. Мы теряем и иллюзию, и действительность: разочарование заставляет нас расстаться и с придуманным идеалом, и с близкими, «не дотянувшими» до идеала. В детстве такие «кру - шения» переживаются легче. Видимо, сказывается присутствие титанических планов на долгую - долгую жизнь.


Мысль о том, что «все еще будет» приглаживает наждачную шкуру жизненного

 

пути.

С возрастом, когда контакты налаживаются с большим трудом, когда начинаешь высоко ценить не столько новое, сколько привычное, когда всякая потеря оставляет шрам на душе, человек готов закрыть глаза на очевидное, дабы продолжать верить в невероятное. И тогда в игру вступает механизм психологической защиты.

Многие проблемы решаются все тем же способом - при помощи сте - реотипов. Стереотипизация мышления и поведения - старый, испытанный способ руководствакак государственного, так и индивидуального. Когда свое мнение отсутствует, легко запасть на слоганчеткую, нехитрую фор - мулу, в которой от перемены слагаемых сумма не меняется. Но в то же время нехитрая мысль: окружающий мир сложнее, он не подчиняется четырем дей - ствиям арифметики - почему - то в черепную коробку не помещается. А ведь достаточно спросить себя не «Сколько будет дважды два?», а «Дважды два чего? Две женщины и двое мужчин? Две барабанные палочки и две губных гармошки? Две бутылки водки и два сантехника - абстинента?» – и сразу ста - нет ясно: вселенная - не настолько абстрактная субстанция, чтобы ее можно было уложить в единую систему принципов. Точные науки, кстати, того же мнения.

Понять эти простые вещи человеку мешает манипуляция сознанием. Мы окружены ею. Мы находимся под влиянием манипуляторов всю жизнь. Среди них - наши родители, учителя, знакомые и незнакомые, например, ве - дущие телепрограмм. И всех их даже нельзя упрекнуть в корыстолюбииведь они действуют неумышленно, интуитивно, да к тому же не всегда по своей воле. Социолог и психолог Г. Блуммер так объяснял это поведениеКогда люди, составляющие общественность, возбуждены апелляцией к ка - кому - либо общему для них настроению, они начинают толочься и устраивать контакт. Тогда они выражают себя в форме общественного настроения, а не общественного мнения»67. А настроение не есть мысль. Это всего лишь эмо - ция. Которая, в свою очередь, влияет на формирование мысли. И человек да - же не заметит, как его подманят, вовлекут, оплетут и отведут, куда следова - ло. Куда заказывали.

Мы только после перестройки, в вихрях ежеминутно меняющихся об - щественных настроений, увидели, что такое опытный штатный идеолог, и осознали, насколько идеологи циничный и оборотливый народ. Специалист этого профиля еще тем удобен, что не выясняет поминутно всякие глупости вроде «что такое хорошо и что такое плохоНе такой он кроха, чтобы у власть предержащих подобную ерунду спрашивать. А спрашивать можно только самое важное, а именно: «Куда ехать, баринПотом нужно сгово - риться насчет оплаты, выполнить заказ и постараться не загнать лошадей. Как говорил Гарри Трумэн: «Если не можете убедитьзапутайте».

 

Главное для идеологасохранить заказанное направление.


 

67 Блуммер Г. Коллективное поведение.


Так же и на «негосударственном» уровне человек может ловко манипу - лировать другими людьми, не получая платы ни от какой политической пар - тии. Перечень базовых приемов описал в своей книге «Анти - Карнеги, или Человек - манипулятор» американский психолог Эверетт Шостром. Типы ма - нипуля


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.