Он может все и он не может ничего — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Он может все и он не может ничего

2017-09-10 214
Он может все и он не может ничего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Все эти признаки «внезапных взлетов и падений» совершенно естест - венны для «переломного момента» истории, когда, как писал психолог масс Г. Блуммер, «все способствовало тому, чтобы индивиды срывались с якорей своих традиций и бросались в новый, более широкий мир. Сталкиваясь с этим миром, они были вынуждены каким - то образом приспосабливаться, ис - ходя из совершенно самостоятельных выборов. Совпадение их выборов сде - лало массу могучей силой. Временами ее поведение приближается к поведе - нию толпы, особенно в условиях возбуждения. В таких случаях оно подвер - жено влиянию тех или иных возбужденных призывов, которые играют на


примитивных порывах, антипатиях и традиционных фобиях. Это не должно заслонять тот факт, что масса может вести себя и без такого стадного неис - товства. Гораздо большее влияние на нее может оказывать художник или пи - сатель, которым удается прочувствовать смутные эмоции массы, выразить и артикулировать их»75.

Прежде чем научиться объединяться в массу - под влиянием общих по - рывов, антипатий и фобий, но без стадного неистовства, - нация переживает «эпоху толп».

 

Масса отличается от толпы более высоким уровнем разумности пове - дения. Ее ведут не только авторитетыкультурные, этические, политические лидерыее ведет способность отдельных представителей к индивидуации, к личному восприятию, к получению информации. А поведение толпы обу - словлено лишь потребностью в эмоциональной разрядке, оттого и нивелиру - ется по нижней планкепо поведению ее наиболее примитивной и наиболее «взрывной» группы. Как говорил Артур Шопенгауэр, «у толпы есть глаза и уши и немногое сверх того». Выйдя из подобного состояния, человек радует - ся обретению мыслительных способностей и уповает на их могущество, на - деясь на скорейшее разрешение всех проблем и забывая про фактор времени. В. Ключевский раскрыл этот фактор одним вопросом и одним ответомСколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия». На то, чтобы научиться мыслить, требуется определенный срок. Видимо, раза в два - три дольше того времени, которое нация провела в «эпохе толп». Потом только наступает «эпоха масс».

 

В этот период люди старательно подменяют рациональную обработку информации ее эмоциональным переживанием. Высоко ценится духовность - даже бытовой мистицизм. В простоте, как говорится, ста грамм не выпьют. Сергей Довлатов иронизировал над этой традицией: «Знаю я эти культурные дома. Иконы, самовары, НефертитиКакие - то многозначительные череп - киУйма книг, и все новенькиеМарина принесла какую - то чепуху в за - граничной бутылке, два фужера. Включила проигрыватель. ЕстественноВивальди. Давно ассоциируется с выпивкой»76. Да кто из нас в этом доме не бывал?

 

Именно в такой семье родился Паша. Его родня была тем самым идиллическим гнездыш - ком, которое понимали под словом «приличная интеллигентная семья»: мамапианистка, пападирижер, отчимвузовский преподаватель, дедушки и бабушки также, «все равны, как на под - бор», занимались наукой и искусством. Естественно, в Пашиной естественной среде уважали про - фессионализм, образование, воспитание, духовность. И некоторый снобизм, что скрывать, здесь тоже наблюдался. А вернее, процветал. Паша подрос, окончил школу, поступил в институт. По - учился и вылетел за неуспеваемость. Сгубило мальчика студенческое братство. То же повторилось

 

и в другом вузе, и в третьем. Пашина натура не выдерживала испытания веселой жизнью. Веселая, а в перспективе сладкая жизнь была его основным интересом. Точнее, ограничивала весь круг его интересов. Для стремления к профессионализму, образованию и духовности Паша еще не созрел.

Возможно, со временем он изменился бы в лучшую сторону, но тут подоспела перестрой - ка. И у всей страны, похоже, изменились приоритеты. Общегосударственная тяга к деньгамэк - виваленту сладкой жизнине обошла стороной никого. Но молодежь она захватила целиком. Па -


 

 

75 Блуммер Г. Коллективное поведение.

76 Довлатов С. Компромисс.


ша, пребывавший некоторое время в растерянности, пошел на самую денежную работу, какую смог найти. Его должность не требовала особых профессиональных навыковмониторинг, про - сматривание и просеивание данных. Никакого «углубленного анализа» – просто конвейер. И про - сто деньги. Пашины родители были в шоке. В том «бравом новом мире», который пришел на сме - ну старому, они получали более чем скромные оклады, но расстаться со своей работой не пожела - ли. Любовь это была или страх переменнеизвестно. Но Паша оказался совсем другим: прагма - тичным и беспринципным. Родные пытались понять: чего его ему хочется? Если не считать той самой «дольче вита»? Какую карьеру он собирается сделать? И собирается ли вообще? Учиться он так и не пожелал. Когда проект, на который он работал, с треском развеялся в воздухе, подобно праздничному фейерверку, Паша нашел новый. Потом следующий, и следующий, и следующий. Он руководил сайтом в интернете, издавал газету, был помощником депутата, торговал ветром и ходил за семь верст киселя хлебать. Энергичные молодые люди требовались повсеместно. Вот Паша и подвизался там, куда позовут. Звали его всюду: он умел договариваться и умел себя вести на людях. Это было на одно положительное свойство больше, чем требовалось.

 

Близкие поутихли, но не унимались. Мама сетовала: «Пашенька может все и не может ни - чего». Или волновалась: «Чем он занят? Что с ним будетНа вопрос: «А с вами что будетона грустно шутила: «Перебьемся как - нибудь. Главное мы уже сделали. Теперь нам бы ночь просто - ять, да день продержаться». И, несмотря на свои финансовые неурядицы, продолжала беспокоить - ся о Пашином будущем. Хотя Паша процветал, превратившись в типичного «летуна». Помните эту осуждающую характеристику советских времен? Ее давали тем, кто срывался из предприятия, проработав меньше года, а не сидел по полвека в одной конторе. Теперь эта тактика давала наи - лучший эффектесли, конечно, у вас была пухлая записная книжка и весьма смутное представле - ние о своем «высшем предназначении».

 

Когда вернется время профессионалов и вернется ли оно вообщене - известно. Сейчас крепкие ребята с обширными связями больше в цене. А ро - дителям остается лелеять надежду, что со временем все одумаютсяи дети,

 

и страна, и мир. А также лелеять прекрасные воспоминания о временах более разумных и славных, где бодрые энтузиасты, настоящие профессионалы вершили незабываемые подвиги. При этом, разумеется, крепко - накрепко за - бывая про тех «незаметных героев», для которых ходить на работу и было подвигом.

Во все времена большая часть работающихтакие вот «герои». Их профессионализм носит формальный характер, их трудовые свершения не идут дальше своевременного прихода на рабочее место, а их верность род - ному предприятию держится на привычке и бесхарактерности. И, в принци - пе, они мало чем отличаются от Паши. Просто в традиционном обществе они вынуждены запихивать свою жадную до удовольствий натуру в тиски тради - ционной респектабельности. Ну, а в индустриальном обществе Паша и ему подобные получают возможность заниматься тем, что дает деньги без долгих предварительных усилийбез обучения, без стажировки, без практики под началом опытного специалиста и проч.

Но старшее поколение уже осмыслило себя в совершенно ином ключе. Их система ценностей облагорожена стереотипами восприятия. Завышенные требования к современности, построенные по схемам традиционной морали, пронизывают их сознание. А результат - мировоззрение, в котором почти все держится на художественном и малохудожественном вымысле. И опять в наши личные взаимоотношения вмешивается историческое прошлое и на - стоящее.

Теория эволюции подтверждает: старое не просто дает дорогу новому - оно разрушается. Биологические эпохи радикально меняли облик Земли. По -


чему цивилизация должна вести себя иначе? Потому что построена на смене идей, а не на смене генома? Все равно получается: вышедшее из употребле - ния обречено. Но и биологическая эволюция не столькатегорична. Мно - гие, очень многие существа прекрасно сохранились с начала времен, несмот - ря на появление более совершенных форм жизни. Любой желающий может и сегодня полюбоваться на динозавра: надо только сходить в бутик, чтобы по - копаться в кожаных изделиях, или в зоопарк, чтобы заглянуть в глаза кроко - дилу. Хотя все его «современники» вымерли, крокодил по - прежнему с нами. Так же и сторонники устаревших взглядов - они вымирают, но не всесо - всем как динозавры. Хоть один, да останется с нами.

 

Кстати, в «смутное время» любая идея кажется несвоевременнойли - бо устаревшей, либо преждевременной. А с тем, что не годится на данный момент, кризис обходится безжалостно. Ему нечего терять и нечего беречь: системы ценностей - то нет. Значит, ничего ценного, кроме материального эк - вивалента, не существует. И только деньги, чеканенная свобода, имеют прежнее и даже большее значение.

 

Обесценивая все прочие «свободы», кроме чеканенной, кризис наносит огромный ущерб имуществу и достоинству людей.

 

Государство тут не поможет: ведь оноглавный источник и проводник «кризисных мер». Общество вырабатывает новые методы «работы с челове - ком», делая выбор в пользу «жестких» приемов - протекционизма, бюрокра - тизма, шантажа, конкуренции и т. п. И вдобавок все социальное переустрой - ство касается основ - стереотипов, ценностей, моральных догм. И то, что ка - залось незыблемым храмом науки, искусства, правосудия (какие там еще храмы предусматривались в гармонично устроенном обществе?) – все это странным образом превращается в трясину. После чего в пресловутой тряси - не тонет все, что от храмов останется. Словом, на пике кризиса идей аномия настигает даже самых стойких. И в этом состоянии мы, как правило, начина - ем делать феерические и опасные глупости. Мы старается обрести для себя нечто вечноеи непременно там, где можно только потерять нечто личное и превратиться в марионетку. Судите сами, как такое происходит.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.