Что важнее - сохранить лицо или личину? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Что важнее - сохранить лицо или личину?

2017-09-10 174
Что важнее - сохранить лицо или личину? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Бесполезно сетовать на непочтительную молодежь, на нормы индуст - риального социумав частности, на «изломанные и лживые жесты», кото - рые «приносят много мук»73, а также на падение нравственности вообще. И ратовать за возвращение золотого века, который (якобы) царил в традицион - ном обществе в минувшую эпоху, тоже не следует. Никаких «тотальных мер» для улучшения личного самочувствия предпринять не получится. И не толь - ко потому, что на это не хватит ни власти, ни денег, ни прочих ресурсов, - но еще и потому, что упомянутые меры желанного эффекта не принесут.

 

Для повышения самооценки необходимо выработать позитивную точку зрения и на себя, и на мир вокруг себя.


 

73 Есенин С. Черный человек.


А для этого в первую очередь следует определить, какое место вы за - нимаете в вашем мире. То есть сопоставить социальный и индивидуальный компоненты видения мира.

Начнем с социального компонента. Как мы уже говорили, любой тип общества имеет свои недостатки. В традиционном социальная адаптация превращает человека в послушный механизм, а в индустриальномв маска - радный персонаж. Впрочем, любая чрезмерная адаптированность по - своему опасна. В процессе координирования личных воззрений и социальных устоев мы часто вынуждены принимать чужое как своеи можем зайти настолько далеко, что отторгнем свое как чужое.

Эта схема довольно точно описана в концепции социального характера, разработанной Э. Фроммом. Под влиянием требований общества одни из ха - рактерологических черт подавляются, другиеактивно формируются, третьи

гипертрофируются. «Человек перестает быть самим собой», - пишет Э. Фромм, - «он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлага - ют модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидаютЭтот механизм можно сравнить с защитной окраской некото - рых животных» – вот крайнее проявление социального характера, именуемое «автоматическим конформизмом». Автоматический конформизмодна из защитных программ поведения, направленная на то, чтобы устранить проти - воречие между индивидом и обществом за счет утраты индивидом его непо - вторимых человеческих качеств. Э. Фромм сравнивал человека, максимально «сросшегося с общественными установками», с «автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, который не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика

это потеря самого себя».

 

Чем ближе характер человека к социальному характеру, тем более пол - ной становится его адаптация, тем успешнее он продвигается по социальной лестнице, но тем меньше остается у него индивидуальных черт, а вместо подлинного «Я» формируется «псевдо - Я», или, как называл это психологиче - ское формирование К. Юнг, «маска», «персона». Словом, прессинг со сторо -

 

ны общественности так или иначе старается привести личность в маскарад и нацепить на нее «личину», чтобы та приросла намертво. И мы, действитель - но, охотно используем маски, чтобы не возбуждать в посторонних людях не -

 

гативных эмоций и не провоцировать их на агрессивные проявления в наш адрес. Но! Носить маскуодно, а быть еюдругое. Ведь, пока человек не достиг той вершины автоматического конформизма, когда именно отсутст-вие души и личности дарит ему ощущение душевного и личного комфорта, ему очень тяжело и плохо. Его искалеченная, смятая общественными требо - ваниями индивидуальность беспрерывно болит и ноет, словно затекшая ко - нечность.

 

Единственное спасениев тщательном сохранении и развитии собст - венного «Я», несмотря на возникающие проблемы в карьере и общении. Этот индивидуальный компонент держит человека «на плаву» во все времена и при всяких нравах. Человек выжил, потому что оставался собой. Роль инди -


видуации 74, главным образом, в том и состоит, чтобы противостоять автома - тическому конформизму. В то же время необходимо помнить: никакая инди - видуальность не в силах существовать, целиком отказавшись от социальной адаптации. И даже патологическое поведение предусматривает «мимикрию под лояльность». Мыканатоходцы, а правильно выбранное видение миранаш балансир. Вот почему здесь столько говорится о самопознаниионо за - лог верного выбора.

 

Вокруг нас невероятное количество «масок и декораций», готовых в любой момент заменить нашу личность и наше восприятие на «стандартный вариант».

 

И нашествию «декораторов» приходится сопротивляться изо всех сил. Хотя все мы люди. И к тому же чрезвычайно занятые люди. Нам приходится решать столько конкретных задач, что высокие задачи нас только утомля - ют. Так хочется заглянуть в конец задачника, списать ответ оттуда, после че - го поставить галочку в списке благополучно завершенных дел. Французский политик Эдуар (Корректорам: именно Эдуар, а не Эдуард - бог его знает,

почему) Эррио говорил: «Доктрины имеют то преимущество, что избавляют от необходимости думать».

Вдобавок взрослому человеку кажется, что онтакая целостная, сфор - мированная, устоявшаяся личность, которую не проймет никакая психологи - ческая обработка. Вот почему мы так легко попадаемся на идеологические крючкимы их просто - напросто не видим. И покорно укладываем в нашу индивидуальную систему ценностей кирпичида что там, целые блокистереотипных «сверхценностей», рекомендованных извне. Мы словно не - стойкие покупатели перед умелыми коммивояжерами, «втюхивающими» нам то или иной мнение по тому или иному поводу. А в результате мы и не заме - чаем, как перестраивается наша система приоритетов.

Системы приоритетов, они же пирамиды ценностей, складываются и перекладываются в сознании человека в течение всей жизни. Внизу помеща - ется все легко добываемое, обыденное, не требующее особого внимания; на вершинесамое вожделенное, самое недосягаемое, самое драгоценное. И та - ких пирамид в нашем «Я», как правило, присутствует не одна, а несколько. Есть системы ценностей, сформированные сверхзадачейрелигиозной идео - логией, например, или произведениями Ф. М. Достоевского. Есть пирамиды, сложенные социальными нормами, принятыми в том кругу, в котором мы вращаемсяи никто не станет спорить, что у богемы одна система ценно - стей, а у банковских клерковдругая. А есть структуры индивидуальные, сделанные «по спецзаказу» - сообразно личным вкусам и пристрастиям. Но в конечном итоге решение, принятое в конкретной ситуации, не может зави - сеть сразу от всех «пирамидальных систем» – приходится выбирать одну в качестве ориентира. И здесь - то начинается основной «разброд и шатания», результат которых в большой степени зависит от того, в каком обществе вы - рос человекв традиционном или в индустриальном.


 

74 Индивидуациятермин, предложенный К. Юнгом. Им обозначается естественно необходимый процесс образования и обособления единичных существ, развитие индивидуальных психологических свойств и качеств, делающих человека неповторимым.


Разница между традиционным и индустриальным сознанием так вели - ка, что даже небольшие подвижки в сторону одного из полюсов серьезно от - ражаются на массовом сознании. А значит, и на той самой «средней пирами - де», сложенной из социальных норм, сформированных определенными соци - альными группами. Впрочем, читатель наверняка уже задается вопросом: за - чем весь этот экскурс в социологию и в теорию массового сознания? Затем, что большинство реакций, которые кажутся нам «глубоко личными», рожда - ется скорее коллективным мироощущением, нежели нашим собственным.

 

Мы и не замечаем, что видим современную молодежь «из своего вчера», а не «из их сегодня».

 

И пытаемся судитьили хотя бы обсуждатьих поведение согласно нормам, внедрившимся в наше сознание лет двадцать тому назад. Старшее поколение, поколение семидесятых - восьмидесятых, в основном сформирова - лось, как вы понимаете, в эпоху застоя, в строго регламентированной средето есть в более традиционном обществе, где «семейное происхождение» бы - ло так же важно, как и в крепостное время. В «постперестроечную эпоху» клановые, сословные установки понемногу стали уходить из сознания людей. Этот процесс начался совсем недавнокогда государство, наконец, освобо - дило нас от шор и предоставило право на собственную оценку информации. Естественно, смена идеологии заняла самый короткий срок, а вот перестрой - ка «идеологически выдержанного» сознания будет долгой.

Все мы время от времени возвращаемся к старым ориентирам, пытаясь облегчить себе задачу. Во всяком случае, выражения «из плохой семьи», «из хорошей семьи» вполне актуальны, наше впечатление от человека зачастую обусловлено ими. Тем более, если этот человекпартнер вашего собственно - го чада, нынешний или будущий, брачный или деловой. И мы нередко забы - ваем, что психологические установки младших сложились уже в другом об - ществе. В индустриальном. В том самом «мире каменных джунглей», где ус - пех и неуспех зависят во многом от личных качеств. Где отсутствие необхо - димых данных невозможно компенсировать «фамильными достоинствами». Молодежь видит, как представители «хороших семей» прозябают в более чем скромных условиях, бездарно растрачивая жизнь в попытках сохранить пыльные останки «фамильного достояния». И как болидами пролетают по небу никому не известные ранее «суперновые суперзвезды».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.