Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-09-10 | 184 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мы, старшее поколение, зачастую мечтаем обрести в младшем поколе - нии свое отражение – облагороженное, осовремененное, «апгрейденное», но все - таки похожее. Мы, честно говоря, не очень - то помним, каковы были мы
в их годы, но, по законам психологической защиты, избавляющей нас от не - приятных воспоминаний, издалека все выглядит мило и душевно. Почему бы и не повторить эти прекрасные времена на фоне высоких технологий? И пусть наши дети постараются полюбить тот стандарт мышления, который так симпатичен нам. Да, это один из вариантов авторитарного обращения с близ - кими, но мы стараемся об этом не думать. Или объясняем необходимость «жесткого подхода» своим выдающимся жизненным опытом: мы, дескать, точно знаем – потом, с годами «станет будет лучше» - для страны, для по - томков, для мировой культуры. И заодно не замечаем, как сами себе создаем проблему – ту самую, которую долго изживали.
А сделали ее нам … наши родители. Ведь у поколения шестидесятых, которое было нашим общим наставником, имелись два основных средства освоения действительности – романтизм и нонконформизм. И они их нам вручили от доброты душевной, всерьез предполагая: это – лучшее, что у них
есть. А мы, согласно эстафете поколений, приняли – пусть формально – и по - несли дальше, нашим детям. Так ли эти «приобретения» полезны, как кажет - ся? Так ли они актуальны, как нам хочется? Пожалуй, стоит детально рас - смотреть, что когда - то предлагали нам и что стоит предложит им, нашим на - следникам.
Среди этих «предложений» неизбежно присутствуют «обманки» – со - блазнительные, но опасные идеи, с массой «побочных эффектов», разру - шающих личность. И многие прячутся в пышную упаковку «культурной тра - диции» - как уже упоминавшийся романтизм. Тем более, что в качестве ху -
|
дожественного направления романтизм имеет чрезвычайно привлекательное «лицо» - многосторонний, плодотворный, темпераментный. Но в качестве идеологической «обманки» он примитивен и одновременно коварен. Поче - му? Да потому, что незатейливо играет на чувстве тревожности, используя психологические потребности большинства людей - «обожествление ге - роя»54 и поиск «волшебного помощника»55. Инстинктивное напряжение сни - жается, тревожность уходит, но самостоятельность и независимость сужде - ния сводится к минимуму. О какой свободе выбора может идти речь, когда идеалы и герои служат для сознания прямо - таки нерушимой рамкой? Тут сам не заметишь, как твое видение мира превратится в игольное ушко или в оп - тический прицел.
Говоря о лидерах - пророках, чьи разглагольствования с одинаковым ус - пехом оболванивают и младшее, и старшее поколение, мы уже касались при - чин «эпохального» стремления «одуреть во имя чего - нибудь великого». Но и отсутствие высоких (альтруистических или эгоистических) целей не избавля - ет человека от потребности понизить «уровень содержания» самостоятельно - го мышления в своем сознании. Отчего? Да оттого, что самостоятельности неизбежно сопутствует ответственность. Как говорил шекспировский персо - наж Шейлок: «На голову мою - мои дела!»56 И свое независимое мнение, в большинстве случаев, приходится защищать и от правых, и от левых, и от сочувствующих. Стереотипизированное мышление, равнение на героя и на - дежда на волшебного помощника сильно облегчают «земные тяготы». Прав - да, результат, мягко говоря, непредсказуем – как оно всегда бывает, если без карты бредешь по бездорожью, надеясь на удачу или вовсе на чудо.
Причинами подобного неверия в свои силы, обращения к помощника - ми и героям – и все это на фоне общего «усреднения» восприятия – становят -
|
54 Обожествление героя – психологическая потребность многих людей в авторитете, личности, ко - торую можно обожать, подчиняться ей и, если нужно, пострадать за нее. «Соответствующий шаблон пове - дения предписывает радость, когда человек заметит героя, злоба на тех, кто замечает у героя изъяны, силь - ное желание воздать должное заслугам героя … Герой части используется как модель, по которой человек пытается строить свою жизнь» (Т. Шибутани).
55 Волшебный помощник – термин, введенный Э. Фроммом, которым обозначается потребность субъекта в защите и опоре, некоей внешней силе, которая помогла бы ему осуществить заветные желания, а также избавить от чувства страха, одиночества, униженности. Фея - крестная, Конек - Горбунок, джинн из лампы – фантастические модели «помощника». Реальный волшебный помощник – близкий человек (супруг, родитель, врач - аналитик), животное, техническое средство, на которое переносится привязанность, предна - значенная для живого существа.
56 Шекспир В. Венецианский купец.
ся наши внутренние потребности: в эмоциональном допинге, в подавлении аномии, в психологической разрядке … А в качестве внешних причин высту - пает … правильно, романтизм. Он на протяжении двух столетий формирует образ так называемой «славянской души», основным наполнением которой служит … истерия. А также садомазохистский комплекс. Литературным во - площением загадочной славянской души отлично послужит «молодая девица Елизавета Расторгуева, не нашедшая еще себе занятия по вкусу», и оттого,«когда в доме появлялся новый человек, она зазывала его к себе, и начинался головокружительный разговор, весь построенный на остриях и безднах, при - чем она выпытывала – нет ли у ее собеседника жажды к преступлению? спо - собен ли он, например, убить? не ощущает ли в себе «самопровокации»? – это свойство она считала признаком всякого замечательного человека … В общем, это была неудовлетворенная девушка и все ждала каких - то «перево - ротов», «кошмарных событий», которые сделают жизнь увлекательной, та - кой, чтобы жить во весь дух, а не томиться у серого от дождя окошка»57.
Ожидание «переворотов» и «жизни во весь дух», без сомнения, не мо - жет считаться признаком зрелой индивидуальности.
Взрослая личность не ждет жизни, а живет – хорошо ли, плохо ли, но живет.
|
Было бы странно застыть на стадии «неудовлетворенности» пополам с демонстративной тягой к суициду – да так и провести весь свой век. Но с другой стороны, подобная «заморозка» сильно экономит ресурсы, необходи - мые для развития самостоятельного и деятельного образа жизни. Можно си - деть, сидеть у того самого окошка, а однажды как - нибудь поддаться «само - провокации» – и в бездну головой! Без размышлений и сомнений. Уж пере - ворот так переворот. Елизавета Киевна Расторгуева, персонификация мяту - щейся славянской души, одобрила бы и прослезилась.
Бывает, что эти незрелые ожидания оформлены в виде протеста – про - тив чего угодно. Хотя по большому счету, инфантильная личность протесту - ет против жестокости окружающего мира и несовершенства мироздания во - обще. Экстернализация 58 в виде нонконформизма присуща люмпенизирован - ной – или еще молодой - части населения. Верно сказал юморист Владимир Колечицкий: «Вы не имеете ничего против или вы против, потому что ничего не имеете?» - и в самом деле, пока человеку нечего терять, он всей душой приветствует радикальные перемены. Молодежи часто требуется лишь повод для того, чтобы примкнуть к экстремистам политического, спортивного или художественного толка.
Есть шанс, что со временем экстремизм пройдет. Все, что удастся «вплести» в ткань культуры, останется будущим поколениям, а сиюминут - ные эмоциональные «выбросы» уйдут в небытие. Но это – идеальный исход. Множество людей так навек и увязнет в трясине спонтанной психологиче -
57 Толстой А. Н. Хождение по мукам. Книга первая. Сестры.
58 Экстернализация – один из механизмов психологической защиты. Внутренние проблемы осозна - ются как внешние обстоятельства. Страх перед каким - либо действием не осознается, но субъект считает, что непреодолимые объективные обстоятельства мешают ему совершить этот поступок. В целом, это выражение тенденции, когда человек видит себя лишь частью внешней силы и ощущает себя полностью от нее зависи - мым. Эта черта весьма характерна для тоталитарного типа личности.
ской разрядки, не контролируемой ни разумом, ни опытом. А в качестве оп - равдания приплетет вереницу фантазий на тему «За то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас». Мол, я не смог себя отстоять, весь мир против меня, я в корне не согласен со всем, что мне предлагают, я вообще предпочел бы уйти по - английски, а вернее, по - ирландски: ни с кем не попрощавшись, но чтобы после хлопка закрывшейся двери прогремел взрыв – и наступила тишина! Пусть все начнется с чистого листа – авось вдругорядь лучше полу - чится.
|
Так рассуждают не только подростки в тяжелом приступе негативизма, но и люди вполне дееспособные – дееспособные согласно паспортным дан - ным. Плохо дело, если фантазеру / фантазерке никто не объяснил – деликатно, но твердо: все это бредни, восторженные или депрессивные, но одинаково деструктивные.
Уничтожая себя, разрушая свою (или чью - нибудь еще) жизнь, нельзя доказать цен - ность собственной личности.
Максимум, на что можно рассчитывать после саморазрушения: со сто - роны знакомых – саркастическое «Вот дурак / дура!»; родные и близкие, не в пример дальним, будут не сплетничать, а страдать и убиваться всерьез – и что? В этом состоит твоя цель, эфирное ты созданье? Нет, конечно, не в этом. Здесь мы видим не цель, а предчувствие. Молодым свойственно чувство - вать страх перед долгой «дорогой жизни», хотя в конце ее человека, вероят - но, ожидают не только разочарования, но и награды. И все - таки вступить на эту дорогу не так просто, как описывает «Даодэцзин»: «путь в тысячу ли на - чинается под ногами». Ощущение дальности и трудности путешествия вызы - вает желание избавиться от опасных ситуаций с помощью разных психоло - гических игр. Притом, что все выигрыши – преимущества, извлекаемые в хо - де игры – сводятся, главным образом, к экстернализации.
При таких взаимоотношениях личности и действительности и возни - кают разные фикции и фантазии 59. З. Фрейд писал: «Остается факт, что боль - ной создал себе такие фантазии. И этот факт имеет для невроза вряд ли меньшее значение, чем если бы он действительно пережил содержание этих фантазий. Эти фантазии обладают психической реальностью в противопо - ложность материальной, и мы постепенно научимся понимать, что в мире неврозов решающей является психическая реальность». Если человек удаляется в «психическую реальность», ему грозит целый список неврозов и психозов. Словом, все происходит по законам сказки: чем дальше, тем страшнее. Чем дальше индивидуальность от реальности, тем страшнее ему возвращаться и адаптироваться в этой недружелюбной реальности. Но если
59 Фикции – согласно теории А. Адлера, принципы и идеи, не имеющие отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное количество людей. Люди ведут себя так, словно фикции су - ществуют реально. Большинство фикций имеет символическое значение. Психически здоровый человек способен отбросить фиктивные цели.
|
Фантазия – продукт воображения, состоящий из группы символов, объединенных в связную исто - рию. Компенсирует неудовлетворенные желания, конфликты между «Я» и реальностью. Обслуживает «Я» как один из механизмов психологической защиты, но может обслуживать и «Сверх - Я», представляя поведе - ние субъекта соответствующим строгим моральным нормам. Имеются и бессознательные фантазии, обслу - живающие бессознательные функции «Я».
человек психически здоров, он, кряхтя и постанывая, вернется в этот мир и пойдет по упомянутому «пути в тысячу ли».
Естественно, и нормальный человек подвержен нервным срывам. И не стоит свято верить: адекватная личность, погрязнув в семейных неурядицах, трудовых конфликтах или моральных дилеммах, нипочем не станет падать на рельсы, ходить с топором на старушек, травиться сулемой. Может и не ста - нет. А может … Под давлением обстоятельств не каждый остается нормаль - ным и адекватным. Группу риска, как назло, составляют люди душевно тон - кие, чувствительные, с ярким воображением, но с нестойкой психикой. А под непрерывным «романтическим прессингом» происходит перерождение архе - типа героя 60 в другой подвид – в героя - мученика. Этот архетип органично сливается с инфантильным воображением в следующей прекрасной картине: вот лежит покойный идеалист в гробу, бледный и элегантный, вокруг гроба теснятся рыдающие близкие, недругов покойного дико терзает совесть, все, кто при жизни недооценил, недолюбил, недохвалил, теперь скорбные речи произносят, жалеют о невосполнимой потере … Опять же красивым дополне - нием к ранней смерти выглядит неумеренное славянское «питие», дабы за - глушить грусть - тоску – о судьбе России, например. Можно также писать стихи и песни, сидеть на игле и дебоширить в местах общественного пользо - вания. Или влюбиться безнадежно, никому ничего не сказать и зачахнуть, будто неполитая лилия.
Даже смирившись с повседневностью и приняв рутину обыденного существования, фантазер регулярно изводит окружающих своими депрес - сиями, нотациями или пафосными декларациями типа «Не верь, не бойся, не проси!». Если фантазеру меньше тридцати лет – пусть его. Для молодых по - добные «капризы» – отличная возможность потешить инфантильную и нерв - ную часть своего «Я», стосковавшуюся по одинокому, но всеми любимому защитнику Добра и Правды. Кто - то воображает, что «герой» где - то поблизо - сти и вот - вот предложит свое покровительство. Кто - то и сам не прочь стать «героем» и даже супергероем, вооруженным новейшими (или древнейшими) технологиями. Выбор широк: для тех, кому не претит разгуливать в колгот - ках, - благородный разбойник типа Зорро или Робина Гуда; для любителей верховой езды и быстрой стрельбы – все персонажи Джона Уэйна; для отча - янных ловеласов – Бонд, Джеймс Бонд; для тех, у кого ничего святого, - Ос - тин Пауэрс, чучело -2. Если идентифицировать себя с «героем», жизнь уже не выглядит такой беспросветной.
Кстати, дорогие родители! Не забывайте: вышеописанный персонаж – не обязательно представитель именно младшего поколения. С тем же успе - хом это может оказаться особа далеко за сорок – и весьма далеко. Как уже говорилось, острой формой романтизма массово страдают шестидесятники, воспитавшие не одно поколение достойных преемников. Их «флюиды», если
60 Для этого архетипа характерны красота, агрессивность, отсутствие привязанности к определенно - му месту пребывания, гиперсексуальность. Архетип героя предполагает нарушение основных нравственных норм во имя некоей «благородной цели». Другим подвидом этого архетипа является «страдающий герой», мученик, приобретший качества героя именно в результате перенесенных им страданий.
так можно назвать стереотипы мышления, не могли пройти мимо нас, даже если мы и посмеивались (да и сейчас посмеиваемся) над старыми физиками - лириками, которые из года в год вдохновенно поют плохие стихи, положен - ные на три аккорда, а потом мрачно решают глобальные проблемы нравст - венно - экологического характера. Как будто и моральные нормы, и парнико - вый эффект зависят от их усилий.
Шаблоны поведения в большей степени - плод многократного повторения, а не сознательного выбора.
И на этой особенности держится «эстафета поколений», несущая из ве - ка в век многое такое, о чем стоило бы забыть. Чтобы сделать этот процесс передачи информации более осмысленным, надо разобраться в себе – в своих представлениях и поступках, а не действовать «как всегда», потому что, ви - дите ли, «все так делают». Поэтому перед тем, как искать инфантильные или истерические проявления в поведении своего отпрыска, проверьте: как лично
у вас обстоят дела с изживанием атавизмов романтизма?
Притом не стоит воображать себе всякие ужасы и искоренять в домаш - ней библиотеке творения русских классиков и западных фантастов. Про - блемный «уход в грезу» начинается не с них – они лишь средство психоло - гической защиты. Причиной ухода становится и неприятие реалий, и инфан - тильность мышления, и «романтический прессинг». О последнем хотелось бы добавить: что все мы – каждый по - своему – испытали влияние старого, доброго (но несколько глуповатого) романтизма. А ну - ка вспомните, как ро - мантическая традиция трактует процесс взросления? Верно, как «общее по - нижение качества» личности: дескать, был такой бескорыстный, великодуш - ный, отважный борец – а стал такой алчный, себялюбивый, трусоватый ме - щанин. Вот несчастье!
Не соглашайтесь. Твердо стойте на позициях разумного эгоизма: ника - кого несчастья в том, что человек перестал рваться на амбразуру, нет. Целее будет. А «руководящие структуры», привычные к лозунгу «В жизни всегда есть место подвигу!», пусть привыкают к мысли, что большинство людей стремится держаться подальше от этого места. В конце концов, амбразуру можно заткнуть не только пушечным мясом. Родители – и тем более матери взрослых сыновей – не могут с нами не согласиться. В общем, жертвенность
и самоотречение во имя великих истин необходимо ограничивать и контро - лировать. Как и романтические порывы.
То, что в юном возрасте на «вершине» системы ценностей помещается «половодье чувств» - это норма.
Эмоциональная сфера «расцветает» именно в юные годы, а рациональное мышле - ние «шлифуется» всю жизнь.
Поэтому и любовь, и идеализм, и самопожертвование в юной натуре доминируют, но по мере взросления и развития индивидуальности их «со - держание» в характере несколько понижается. Вдохновенный, красивый об - раз «великого подвига» исчезает, на его место приходит более адекватное представление о неприятных последствиях и болезненных ощущениях, со - провождающих подвиг как таковой. Любовь тоже смещается от центра эмо -
циональной жизни к периферии – есть же другие радости, помимо любви! Короче, в бескорыстные чувства юного существа вмешивается растущий эгоизм зрелой личности, которой есть что терять при совершении акта само - пожертвования.
Это неизбежный, а главное, позитивный процесс. Если человек хорошо представляет последствия своего поступка, то, значит, он способен миними - зировать потери, сохраняя результативность. Иначе всяческие «побочные эффекты» придется разгребать родным и близким «спонтанного героя»: во - зить фрукты в больницу (передачи в Матросскую Тишину, лекарства от де - прессии, деньги в долг), искать ему врача (другую жену, новую работу, съем - ную квартиру), учить его жить в мире и согласии с собой и окружающими, а не лезть на баррикады по любому поводу … Только благодаря рациональному мышлению, планированию и прогнозированию своих поступков человек «дотянет» до момента воплощения «светлой мечты» в жизнь. Глядишь, и увидит, как великие истины приоткроют завесу тайны и начнут приносить человечеству дивиденды.
Кто - то может принять все вышесказанное за призыв «к немедленным действиям». Выходит, ребенка нужно избавить от этих «пережитков созрева - ния»? Недрогнувшей рукой вывести на большую дорогу (нет, это звучит как - то двусмысленно), то есть в большой мир – и показать все как есть, во всей неприглядности? И жестко вернуть на земную поверхность, чтобы в облаках не витал? Чтобы поскорее стал взрослым, самостоятельным, разумным и ци - ничным? Опять что - то не то … В общем, полярные варианты – жизнь в грезах или жизнь в грязи – не слишком хороши, когда приходится выбирать миро - ощущение для любимого детища. А для выполнения задачи нужно основа - тельно поработать над собой - и не только юному энтузиасту. Его родителям тоже придется внести серьезную лепту.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!