Демон разрушения в человеческой душе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Демон разрушения в человеческой душе

2017-09-10 184
Демон разрушения в человеческой душе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы, старшее поколение, зачастую мечтаем обрести в младшем поколе - нии свое отражениеоблагороженное, осовремененное, «апгрейденное», но все - таки похожее. Мы, честно говоря, не очень - то помним, каковы были мы

 

в их годы, но, по законам психологической защиты, избавляющей нас от не - приятных воспоминаний, издалека все выглядит мило и душевно. Почему бы и не повторить эти прекрасные времена на фоне высоких технологий? И пусть наши дети постараются полюбить тот стандарт мышления, который так симпатичен нам. Да, это один из вариантов авторитарного обращения с близ - кими, но мы стараемся об этом не думать. Или объясняем необходимость «жесткого подхода» своим выдающимся жизненным опытом: мы, дескать, точно знаемпотом, с годами «станет будет лучше» - для страны, для по - томков, для мировой культуры. И заодно не замечаем, как сами себе создаем проблемуту самую, которую долго изживали.

А сделали ее намнаши родители. Ведь у поколения шестидесятых, которое было нашим общим наставником, имелись два основных средства освоения действительностиромантизм и нонконформизм. И они их нам вручили от доброты душевной, всерьез предполагая: этолучшее, что у них


есть. А мы, согласно эстафете поколений, принялипусть формальнои по - несли дальше, нашим детям. Так ли эти «приобретения» полезны, как кажет - ся? Так ли они актуальны, как нам хочется? Пожалуй, стоит детально рас - смотреть, что когда - то предлагали нам и что стоит предложит им, нашим на - следникам.

 

Среди этих «предложений» неизбежно присутствуют «обманки» – со - блазнительные, но опасные идеи, с массой «побочных эффектов», разру - шающих личность. И многие прячутся в пышную упаковку «культурной тра - диции» - как уже упоминавшийся романтизм. Тем более, что в качестве ху -

 

дожественного направления романтизм имеет чрезвычайно привлекательное «лицо» - многосторонний, плодотворный, темпераментный. Но в качестве идеологической «обманки» он примитивен и одновременно коварен. Поче - му? Да потому, что незатейливо играет на чувстве тревожности, используя психологические потребности большинства людей - «обожествление ге - роя»54 и поиск «волшебного помощника»55. Инстинктивное напряжение сни - жается, тревожность уходит, но самостоятельность и независимость сужде - ния сводится к минимуму. О какой свободе выбора может идти речь, когда идеалы и герои служат для сознания прямо - таки нерушимой рамкой? Тут сам не заметишь, как твое видение мира превратится в игольное ушко или в оп - тический прицел.

 

Говоря о лидерах - пророках, чьи разглагольствования с одинаковым ус - пехом оболванивают и младшее, и старшее поколение, мы уже касались при - чин «эпохального» стремления «одуреть во имя чего - нибудь великого». Но и отсутствие высоких (альтруистических или эгоистических) целей не избавля - ет человека от потребности понизить «уровень содержания» самостоятельно - го мышления в своем сознании. Отчего? Да оттого, что самостоятельности неизбежно сопутствует ответственность. Как говорил шекспировский персо - наж Шейлок: «На голову мою - мои дела56 И свое независимое мнение, в большинстве случаев, приходится защищать и от правых, и от левых, и от сочувствующих. Стереотипизированное мышление, равнение на героя и на - дежда на волшебного помощника сильно облегчают «земные тяготы». Прав - да, результат, мягко говоря, непредсказуемкак оно всегда бывает, если без карты бредешь по бездорожью, надеясь на удачу или вовсе на чудо.

 

Причинами подобного неверия в свои силы, обращения к помощника - ми и героями все это на фоне общего «усреднения» восприятиястановят -

 

 

54 Обожествление герояпсихологическая потребность многих людей в авторитете, личности, ко - торую можно обожать, подчиняться ей и, если нужно, пострадать за нее. «Соответствующий шаблон пове - дения предписывает радость, когда человек заметит героя, злоба на тех, кто замечает у героя изъяны, силь - ное желание воздать должное заслугам герояГерой части используется как модель, по которой человек пытается строить свою жизнь» (Т. Шибутани).

55 Волшебный помощниктермин, введенный Э. Фроммом, которым обозначается потребность субъекта в защите и опоре, некоей внешней силе, которая помогла бы ему осуществить заветные желания, а также избавить от чувства страха, одиночества, униженности. Фея - крестная, Конек - Горбунок, джинн из лампыфантастические модели «помощника». Реальный волшебный помощникблизкий человек (супруг, родитель, врач - аналитик), животное, техническое средство, на которое переносится привязанность, предна - значенная для живого существа.

56 Шекспир В. Венецианский купец.


ся наши внутренние потребности: в эмоциональном допинге, в подавлении аномии, в психологической разрядкеА в качестве внешних причин высту - паетправильно, романтизм. Он на протяжении двух столетий формирует образ так называемой «славянской души», основным наполнением которой служитистерия. А также садомазохистский комплекс. Литературным во - площением загадочной славянской души отлично послужит «молодая девица Елизавета Расторгуева, не нашедшая еще себе занятия по вкусу», и оттогокогда в доме появлялся новый человек, она зазывала его к себе, и начинался головокружительный разговор, весь построенный на остриях и безднах, при - чем она выпытываланет ли у ее собеседника жажды к преступлению? спо - собен ли он, например, убить? не ощущает ли в себе «самопровокации»? – это свойство она считала признаком всякого замечательного человекаВ общем, это была неудовлетворенная девушка и все ждала каких - то «перево - ротов», «кошмарных событий», которые сделают жизнь увлекательной, та - кой, чтобы жить во весь дух, а не томиться у серого от дождя окошка»57.

 

Ожидание «переворотов» и «жизни во весь дух», без сомнения, не мо - жет считаться признаком зрелой индивидуальности.

Взрослая личность не ждет жизни, а живетхорошо ли, плохо ли, но живет.

Было бы странно застыть на стадии «неудовлетворенности» пополам с демонстративной тягой к суицидуда так и провести весь свой век. Но с другой стороны, подобная «заморозка» сильно экономит ресурсы, необходи - мые для развития самостоятельного и деятельного образа жизни. Можно си - деть, сидеть у того самого окошка, а однажды как - нибудь поддаться «само - провокации» – и в бездну головой! Без размышлений и сомнений. Уж пере - ворот так переворот. Елизавета Киевна Расторгуева, персонификация мяту - щейся славянской души, одобрила бы и прослезилась.

 

Бывает, что эти незрелые ожидания оформлены в виде протестапро - тив чего угодно. Хотя по большому счету, инфантильная личность протесту - ет против жестокости окружающего мира и несовершенства мироздания во - обще. Экстернализация 58 в виде нонконформизма присуща люмпенизирован - нойили еще молодой - части населения. Верно сказал юморист Владимир Колечицкий: «Вы не имеете ничего против или вы против, потому что ничего не имеете?» - и в самом деле, пока человеку нечего терять, он всей душой приветствует радикальные перемены. Молодежи часто требуется лишь повод для того, чтобы примкнуть к экстремистам политического, спортивного или художественного толка.

 

Есть шанс, что со временем экстремизм пройдет. Все, что удастся «вплести» в ткань культуры, останется будущим поколениям, а сиюминут - ные эмоциональные «выбросы» уйдут в небытие. Но этоидеальный исход. Множество людей так навек и увязнет в трясине спонтанной психологиче -

 

57 Толстой А. Н. Хождение по мукам. Книга первая. Сестры.

58 Экстернализацияодин из механизмов психологической защиты. Внутренние проблемы осозна - ются как внешние обстоятельства. Страх перед каким - либо действием не осознается, но субъект считает, что непреодолимые объективные обстоятельства мешают ему совершить этот поступок. В целом, это выражение тенденции, когда человек видит себя лишь частью внешней силы и ощущает себя полностью от нее зависи - мым. Эта черта весьма характерна для тоталитарного типа личности.


ской разрядки, не контролируемой ни разумом, ни опытом. А в качестве оп - равдания приплетет вереницу фантазий на тему «За то, что мир жесток и груб, за то, что Бог не спас». Мол, я не смог себя отстоять, весь мир против меня, я в корне не согласен со всем, что мне предлагают, я вообще предпочел бы уйти по - английски, а вернее, по - ирландски: ни с кем не попрощавшись, но чтобы после хлопка закрывшейся двери прогремел взрыви наступила тишина! Пусть все начнется с чистого листаавось вдругорядь лучше полу - чится.

 

Так рассуждают не только подростки в тяжелом приступе негативизма, но и люди вполне дееспособныедееспособные согласно паспортным дан - ным. Плохо дело, если фантазеру / фантазерке никто не объяснилделикатно, но твердо: все это бредни, восторженные или депрессивные, но одинаково деструктивные.

Уничтожая себя, разрушая свою (или чью - нибудь еще) жизнь, нельзя доказать цен - ность собственной личности.

 

Максимум, на что можно рассчитывать после саморазрушения: со сто - роны знакомыхсаркастическое «Вот дурак / дура!»; родные и близкие, не в пример дальним, будут не сплетничать, а страдать и убиваться всерьези что? В этом состоит твоя цель, эфирное ты созданье? Нет, конечно, не в этом. Здесь мы видим не цель, а предчувствие. Молодым свойственно чувство - вать страх перед долгой «дорогой жизни», хотя в конце ее человека, вероят - но, ожидают не только разочарования, но и награды. И все - таки вступить на эту дорогу не так просто, как описывает «Даодэцзин»: «путь в тысячу ли на - чинается под ногами». Ощущение дальности и трудности путешествия вызы - вает желание избавиться от опасных ситуаций с помощью разных психоло - гических игр. Притом, что все выигрышипреимущества, извлекаемые в хо - де игрысводятся, главным образом, к экстернализации.

 

При таких взаимоотношениях личности и действительности и возни - кают разные фикции и фантазии 59. З. Фрейд писал: «Остается факт, что боль - ной создал себе такие фантазии. И этот факт имеет для невроза вряд ли меньшее значение, чем если бы он действительно пережил содержание этих фантазий. Эти фантазии обладают психической реальностью в противопо - ложность материальной, и мы постепенно научимся понимать, что в мире неврозов решающей является психическая реальность». Если человек удаляется в «психическую реальность», ему грозит целый список неврозов и психозов. Словом, все происходит по законам сказки: чем дальше, тем страшнее. Чем дальше индивидуальность от реальности, тем страшнее ему возвращаться и адаптироваться в этой недружелюбной реальности. Но если

 

59 Фикциисогласно теории А. Адлера, принципы и идеи, не имеющие отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное количество людей. Люди ведут себя так, словно фикции су - ществуют реально. Большинство фикций имеет символическое значение. Психически здоровый человек способен отбросить фиктивные цели.

Фантазияпродукт воображения, состоящий из группы символов, объединенных в связную исто - рию. Компенсирует неудовлетворенные желания, конфликты между «Я» и реальностью. Обслуживает «Я» как один из механизмов психологической защиты, но может обслуживать и «Сверх - Я», представляя поведе - ние субъекта соответствующим строгим моральным нормам. Имеются и бессознательные фантазии, обслу - живающие бессознательные функции «Я».


человек психически здоров, он, кряхтя и постанывая, вернется в этот мир и пойдет по упомянутому «пути в тысячу ли».

 

Естественно, и нормальный человек подвержен нервным срывам. И не стоит свято верить: адекватная личность, погрязнув в семейных неурядицах, трудовых конфликтах или моральных дилеммах, нипочем не станет падать на рельсы, ходить с топором на старушек, травиться сулемой. Может и не ста - нет. А можетПод давлением обстоятельств не каждый остается нормаль - ным и адекватным. Группу риска, как назло, составляют люди душевно тон - кие, чувствительные, с ярким воображением, но с нестойкой психикой. А под непрерывным «романтическим прессингом» происходит перерождение архе - типа героя 60 в другой подвидв героя - мученика. Этот архетип органично сливается с инфантильным воображением в следующей прекрасной картине: вот лежит покойный идеалист в гробу, бледный и элегантный, вокруг гроба теснятся рыдающие близкие, недругов покойного дико терзает совесть, все, кто при жизни недооценил, недолюбил, недохвалил, теперь скорбные речи произносят, жалеют о невосполнимой потереОпять же красивым дополне - нием к ранней смерти выглядит неумеренное славянское «питие», дабы за - глушить грусть - тоскуо судьбе России, например. Можно также писать стихи и песни, сидеть на игле и дебоширить в местах общественного пользо - вания. Или влюбиться безнадежно, никому ничего не сказать и зачахнуть, будто неполитая лилия.

 

Даже смирившись с повседневностью и приняв рутину обыденного существования, фантазер регулярно изводит окружающих своими депрес - сиями, нотациями или пафосными декларациями типа «Не верь, не бойся, не проси!». Если фантазеру меньше тридцати летпусть его. Для молодых по - добные «капризы» – отличная возможность потешить инфантильную и нерв - ную часть своего «Я», стосковавшуюся по одинокому, но всеми любимому защитнику Добра и Правды. Кто - то воображает, что «герой» где - то поблизо - сти и вот - вот предложит свое покровительство. Кто - то и сам не прочь стать «героем» и даже супергероем, вооруженным новейшими (или древнейшими) технологиями. Выбор широк: для тех, кому не претит разгуливать в колгот - ках, - благородный разбойник типа Зорро или Робина Гуда; для любителей верховой езды и быстрой стрельбывсе персонажи Джона Уэйна; для отча - янных ловеласовБонд, Джеймс Бонд; для тех, у кого ничего святого, - Ос - тин Пауэрс, чучело -2. Если идентифицировать себя с «героем», жизнь уже не выглядит такой беспросветной.

 

Кстати, дорогие родители! Не забывайте: вышеописанный персонажне обязательно представитель именно младшего поколения. С тем же успе - хом это может оказаться особа далеко за сороки весьма далеко. Как уже говорилось, острой формой романтизма массово страдают шестидесятники, воспитавшие не одно поколение достойных преемников. Их «флюиды», если

 

60 Для этого архетипа характерны красота, агрессивность, отсутствие привязанности к определенно - му месту пребывания, гиперсексуальность. Архетип героя предполагает нарушение основных нравственных норм во имя некоей «благородной цели». Другим подвидом этого архетипа является «страдающий герой», мученик, приобретший качества героя именно в результате перенесенных им страданий.


так можно назвать стереотипы мышления, не могли пройти мимо нас, даже если мы и посмеивались (да и сейчас посмеиваемся) над старыми физиками - лириками, которые из года в год вдохновенно поют плохие стихи, положен - ные на три аккорда, а потом мрачно решают глобальные проблемы нравст - венно - экологического характера. Как будто и моральные нормы, и парнико - вый эффект зависят от их усилий.

 

Шаблоны поведения в большей степени - плод многократного повторения, а не сознательного выбора.

И на этой особенности держится «эстафета поколений», несущая из ве - ка в век многое такое, о чем стоило бы забыть. Чтобы сделать этот процесс передачи информации более осмысленным, надо разобраться в себев своих представлениях и поступках, а не действовать «как всегда», потому что, ви - дите ли, «все так делают». Поэтому перед тем, как искать инфантильные или истерические проявления в поведении своего отпрыска, проверьте: как лично

у вас обстоят дела с изживанием атавизмов романтизма?

 

Притом не стоит воображать себе всякие ужасы и искоренять в домаш - ней библиотеке творения русских классиков и западных фантастов. Про - блемный «уход в грезу» начинается не с нихони лишь средство психоло - гической защиты. Причиной ухода становится и неприятие реалий, и инфан - тильность мышления, и «романтический прессинг». О последнем хотелось бы добавить: что все мыкаждый по - своемуиспытали влияние старого, доброго (но несколько глуповатого) романтизма. А ну - ка вспомните, как ро - мантическая традиция трактует процесс взросления? Верно, как «общее по - нижение качества» личности: дескать, был такой бескорыстный, великодуш - ный, отважный бореца стал такой алчный, себялюбивый, трусоватый ме - щанин. Вот несчастье!

 

Не соглашайтесь. Твердо стойте на позициях разумного эгоизма: ника - кого несчастья в том, что человек перестал рваться на амбразуру, нет. Целее будет. А «руководящие структуры», привычные к лозунгу «В жизни всегда есть место подвигу!», пусть привыкают к мысли, что большинство людей стремится держаться подальше от этого места. В конце концов, амбразуру можно заткнуть не только пушечным мясом. Родителии тем более матери взрослых сыновейне могут с нами не согласиться. В общем, жертвенность

 

и самоотречение во имя великих истин необходимо ограничивать и контро - лировать. Как и романтические порывы.

То, что в юном возрасте на «вершине» системы ценностей помещается «половодье чувств» - это норма.

 

Эмоциональная сфера «расцветает» именно в юные годы, а рациональное мышле - ние «шлифуется» всю жизнь.

Поэтому и любовь, и идеализм, и самопожертвование в юной натуре доминируют, но по мере взросления и развития индивидуальности их «со - держание» в характере несколько понижается. Вдохновенный, красивый об - раз «великого подвига» исчезает, на его место приходит более адекватное представление о неприятных последствиях и болезненных ощущениях, со - провождающих подвиг как таковой. Любовь тоже смещается от центра эмо -


циональной жизни к периферииесть же другие радости, помимо любви! Короче, в бескорыстные чувства юного существа вмешивается растущий эгоизм зрелой личности, которой есть что терять при совершении акта само - пожертвования.

 

Это неизбежный, а главное, позитивный процесс. Если человек хорошо представляет последствия своего поступка, то, значит, он способен миними - зировать потери, сохраняя результативность. Иначе всяческие «побочные эффекты» придется разгребать родным и близким «спонтанного героя»: во - зить фрукты в больницу (передачи в Матросскую Тишину, лекарства от де - прессии, деньги в долг), искать ему врача (другую жену, новую работу, съем - ную квартиру), учить его жить в мире и согласии с собой и окружающими, а не лезть на баррикады по любому поводуТолько благодаря рациональному мышлению, планированию и прогнозированию своих поступков человек «дотянет» до момента воплощения «светлой мечты» в жизнь. Глядишь, и увидит, как великие истины приоткроют завесу тайны и начнут приносить человечеству дивиденды.

 

Кто - то может принять все вышесказанное за призыв «к немедленным действиям». Выходит, ребенка нужно избавить от этих «пережитков созрева - ния»? Недрогнувшей рукой вывести на большую дорогу (нет, это звучит как - то двусмысленно), то есть в большой мири показать все как есть, во всей неприглядности? И жестко вернуть на земную поверхность, чтобы в облаках не витал? Чтобы поскорее стал взрослым, самостоятельным, разумным и ци - ничным? Опять что - то не тоВ общем, полярные вариантыжизнь в грезах или жизнь в грязине слишком хороши, когда приходится выбирать миро - ощущение для любимого детища. А для выполнения задачи нужно основа - тельно поработать над собой - и не только юному энтузиасту. Его родителям тоже придется внести серьезную лепту.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.