Создание рабочего образа или рабочей модели — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Создание рабочего образа или рабочей модели

2017-08-23 232
Создание рабочего образа или рабочей модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создание рабочего образа или модели клиента — вторая главная задача, стоящая в процессе обследования. Решение этой задачи также начинается в ходе первой встречи с клиентом и должно осуществлять­ся на протяжении всех клинических мероприятий. Создание рабочей модели индивида неизбежно тре­бует составления точного и практически примени­мого описания, картины или образа, которые можно использовать с целью дальнейшей ориентации кли­ента, т. е. принять решение о том, назначить ли кли­енту психотерапию или направить его в стационар. Центральную роль в этом процессе приобретает ха­рактер, или стиль, рабочего образа клиента, сформи­рованного клиницистом, характер того образа, кото­рый передается клиницистом окружающим и кото­рый воспринимается другими людьми — иными словами, центральная роль принадлежит процесс) коммуникации. Как правило, рабочий образ передается другим лицам на основании документов, составляемых кли­ницистом в письменном виде, хотя иногда состав­ленный клиницистом образ используется только им самим. В течение последних 40 лет было опублико­вано большое количество научных работ, посвящен­ных изучению процесса формирования клинических образов. В частности, классическое исследование Мила (МееЫ, 1960) показало, что впечатления о другом человеке формируются достаточно быстро. Мил изучал, как терапевты оценивают своих клиен­тов после каждого проведенного интервью. Он обна­ружил что оценка, сформированная уже после трех интервью, в значительной степени коррелирует с окончательной оценкой после 30 интервью. Парал­лельно с процессом формирования впечатления о другом человеке разворачивается и другой процесс, который психологи называют управлением впечат­лением (Paulhouse & Reid, 1991). Каждый из обсле­дуемых хочет произвести определенное впечатление на клинициста, особенно если последнему предсто­ит принять крайне важное решение, определяющее судьбу клиента, например, решение, связанное с вы­несением обвинительного приговора или получени­ем ответственной должности в престижном правительственном учреждении. Еще один значимый с клинической точки зрения процесс «субъективного восприятия индивида» предполагает формирование впечатлений о причи­нах индивидуального поведения — этот процесс по­лучил название каузальной атрибуции. Социальные психологи продемонстрировали, что свое собствен­ное проблемное поведение люди склонны объяснять внешними причинами, связанными с окружающей средой, тогда как проблемное поведение других лю­дей — внутренними причинами, связанными с осо­бенностями их личности. Так, например, ударив своего сверстника, ребенок может сказать: «Я вы­нужден был это сделать, он хотел стащить мой гру­зовик», тогда как наблюдавшая эту сцену воспита­тельница, вероятно, подумает: «Это агрессивный и злой ребенок, поэтому он и ударил своего товари­ща». Данный феномен (о котором мы говорили в главе 2) носит название фундаментальной ошибки атрибуции (Ross & Nisbett, 1991). Подобная тен­денция характерна и для крупных социальных групп, например, участников межнациональных конфликтов, когда одна нация объясняет свою агрес­сию не ситуативными причинами, а негативными характеристиками другой нации (Tetlock, McGuire & Mitchell, 1991). Зная о существовании этого фе­номена, клинический психолог должен избегать допущения собственных ошибок атрибуции, учиты­вать возможные ошибки атрибуции со стороны клиента и помнить об опасности навешивания яр­лыков и использования стереотипов. Клиницист также должен стремиться сохранять рабочий образ клиента открытым для внесения в него изменений по мере поступления новой информации.

Проверка гипотез

Процесс проверки гипотез касается как исследова­тельской, так и клинической деятельности. Как по­дробно рассказывается в главе 6, в случаях, когда кли­нические гипотезы касаются исследовательской дея­тельности клиницистов, четко сформулированные предположения, сопровождающиеся строгими опре­делениями используемых понятий, помогают соста­вить схему исследования с использованием таких инструментов оценки, которые позволили бы под­твердить или опровергнуть первоначальную теорию, модель или исследовательскую концепцию. В менее формальных ситуациях проверка гипотез имеет ме­сто, когда клиницист формирует обоснованные пред­положения или диагнозы, а затем пытается либо под­твердить, либо опровергнуть их. Кроме того, такая проверка способствует достижению двух других це­лей обследования и препятствует принятию поспеш­ных решений и формированию искаженных образов.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.