Цели клинического обследования — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цели клинического обследования

2017-08-23 333
Цели клинического обследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обследование, являющееся частью клинической ра­боты, связанной с обработкой информации, пресле­дует три основные цели: принятие решения, форми­рование рабочего образа и проверку гипотез. С нашей точки зрения, клиническая работа всегда предполага­ет проведение обследования на том или ином этапе работы с клиентом — часто на нескольких различных этапах. Обследование может явиться единственной формой работы с клиентом, а может стать составной частью процесса терапевтического вмешательства на всем его протяжении. И даже в том случае, если кон­такт с клиентом исчерпывается 10-минутным интер­вью, после которого клиницист направляет клиента на лечение в другое учреждение, он должен собрать всю информацию, необходимую для принятия реше­ния. Кроме того, клиницист обязан составить опре­деленное впечатление о клиенте или создать его пси­хологический портрет, а также сформулировать гипотезы или предположения, касающиеся целей, интересов и мотивации клиента, а также ситуации, в которой он находится.

Каждый контакт с клиентом предполагает воз­можность осуществления вмешательства или оказа­ния на него воздействия, пусть даже и самого не­значительного. Само по себе обследование уже представляет собой форму вмешательства, а потому решение о проведении интервью или тестирования должно учитывать возможное воздействие данной процедуры на клиента. Интервью, тесты и другие диагностические процедуры помогают человеку адекватно оценить себя и собственную жизненную ситуацию, а также подготовить его к дальнейшему взаимодействию с сотрудниками лечебных центров пли служб. По мнению Краддика (Craddick, 1975, р. 282), «рассказ о себе очень часто оказывается пер­вым шагом лечебного процесса, поэтому невозмож­но точно сказать, где кончается обследование и на­чинается терапия».

Факт взаимопроникновения процедур обследования и вмешательства особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда на обеих фазах с клиентом работает один и тот же клиницист, однако в круп­ных клиниках, больницах или других учреждениях, контролирующих процесс лечения, нередко прихо­дится привлекать к работе с одним клиентом и дру­гих клиницистов, специализирующихся в несколь­ких различных дисциплинах. Так, например, соци­альный работник собирает информацию о семье клиента, клинический психолог проводит тести­рование и интерпретирует полученные результаты, а психиатр ставит диагноз или определяет психи­ческий статус клиента и назначает медикаментоз­ное лечение.

Как уже говорилось, в клинической психологии исторически сложилось так, что преобладающей формой структурной организации психиатрических клиник стали являться «психиатрические коман­ды», традиционно состоящие из психиатра, психо­лога и социального работника. При этом за каждым из специалистов закреплены строго определенные функции. Несмотря на некоторые преимущества такого разделения профессиональных обязанно­стей, оно зачастую приводит к недостаточно полно­му использованию того широкого круга знаний и навыков, которыми владеет каждый из специалис­тов в отдельности. В частности, все перечисленные категории профессионалов, относящиеся к сфере охраны психического здоровья, как правило, прово­дят как оценочные интервью, так и терапию. Конк­ретное распределение функций зависит в первую очередь от потребностей учреждения, укомплекто­ванности персоналом, наличия специальных навы­ков у сотрудников и правил, установленных стра­ховыми компаниями или компаниями, занимающими­ся управлением процессом терапии. (Такую форму контроля часто называют отслеживанием возмеще­ния или использования фондов на лечение.) Чаще всего в профессиональную компетенцию психоло­га входит проведение специальных тестовых проце­дур (Anastasi & Urbina, 1997). Однако при наличии необходимого специального образования, знаний и опыта психолог может заниматься обследованием, лечением, а также семейным консультированием или профессиональным консультированием по раз­личным медицинским вопросам (например, выпол­няя функции семейного врача, невропатолога или геронтолога).

На процедуры клинического обследования оказы­вают существенное влияние внешние условия и ха­рактер более крупной системы, в рамках которой работает клиницист. Так, обследование может про­водить одно учреждение, а непосредственное вмеша­тельство — другое. В подтверждение сказанного при­ведем пример, взятый из клинической практики од­ного из авторов этой книги:

Уголовный суд заключил договор с психологом на про­ведение клинического обследования 50-летнего мужчи­ны, задушившего свою жену во время ссоры. Оба супру­га на протяжении длительного времени употребляли наркотики. В течение последних 10 лет муж неоднократ­но проходил стационарное лечение в психиатрических клиниках с целью устранения психотических симпто­мов. В момент совершения преступления оба супруга находились в состоянии наркотического опьянения. После проведенного клиницистом освидетельствования суд должен был рассмотреть его результаты и принять решение либо о вынесении условного приговора при условии принудительного лечения, либо о помещении обвиняемого в специальное психиатрическое учреждение.

В подобных ситуациях психолог должен отобрать и провести необходимые тесты и сообщить о полученных результатах в специальном отчете, составля­емом в соответствии с установленной формой. Обсуждая в главе 3 этические проблемы клинической психологии, мы говорили о том, что, соглашаясь про­вести клиническое обследование, психолог должен получить представление о личности клиентов и уважать их права и потребности. В приведенном выше примере непосредственным клиентом является уголовный суд, однако в процессе обследования клини­цисту необходимо принимать во внимание и то, какой курс лечения является оптимальным для 50-лет­него обвиняемого.

Процесс принятия решения

Принятие решения является первоочередной зада­чей клинического обследования, которая остается актуальной на всех его этапах. Принятием решений сопровождается любой контакт с клиентом, начиная с самого первого. Если клиницист приходит к выво­ду о необходимости проведения терапии, он должен учитывать возможности данного лечебного учрежде­ния, и в случае необходимости направить его в дру­гое учреждение или службу. Например, если клиент поступает с острой головной болью, будет вполне уместным оперативно принять решение и направить больного в местную клинику по лечению хрониче­ских болевых состояний. Далее в этой главе мы обсу­дим многочисленные решения, которые должен при­нимать клиницист во время обследования. Важно помнить о том, что процесс принятия решения идет параллельно с процессами обследования и вмеша­тельства, о чем мы поговорим в следующей главе.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.