Действительно ли этические кодексы содействуют клиницистам в стремлении помочь, не навредив? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Действительно ли этические кодексы содействуют клиницистам в стремлении помочь, не навредив?

2017-08-23 230
Действительно ли этические кодексы содействуют клиницистам в стремлении помочь, не навредив? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подавляющее большинство людей, решивших стать клиническими психологами, приняли это решение, руководствуясь стремлением служить людям и улуч­шить условия их жизни. Дональд Р. Петерсон, пре­восходный психолог-клиницист, много сделавший

для разработки первой программы по подготовке докторов психологии в Иллинойском университете, выразил эту мысль следующим образом:

С самого начала моей карьеры я уже в определенной степени понимал, что основная задача психологии — не только искать истину, но и творить добро. Я никог­да прежде не писал об этом, отчасти из опасения пока­заться сентиментальным, но прежде всего по причине того, что на интуитивном уровне я всегда с недоверием относился к тем, кто открыто заявлял о своем стремле­нии совершать добрые поступки... Однако вера в то, что психологи обязаны проявлять высокие моральные ка­чества и не только накапливать знания, но и улучшать условия жизни людей, — это нечто большее, чем про­стая банальность. И с наибольшей очевидностью обо­снованность этой веры проявляется в практической де­ятельности психологов (Peterson, 1998, р. 29).

Однако несмотря на благие намерения и этические рекомендации, призывающие всех и каждого следо­вать им, мы все же вправе задать вопрос, насколько успешно в действительности клиницисты умеют по­могать своим клиентам, не нанося им вреда.

Нарушения этических норм — в какой точке психологи сбиваются с пути. Разбором жалоб, вызванных нарушением этических норм, и вынесе­нием наказаний занимаются Комитет по этике Аме­риканской психологической ассоциации, его отделе­ния, расположенные в отдельных штатах, и лицен­зионные советы (Simon, 1998). Решение этических проблем, безусловно, является трудной и деликат­ной задачей. Как правило, комитеты по этике ис­пользуют в качестве руководства публикации эти­ческих норм. Лицензионные советы рассматривают жалобы, основываясь на соответствующих законах о лицензировании. Учитывая, что Американская пси­хологическая ассоциация насчитывает в своих рядах более 100 000 человек, можно сказать, что число жа­лоб относительно невелико: в период с 1983 по 1999 г. Комитет по этике ежегодно принимал на рассмотрение от 42 до 138 дел (АРА Ethics Committee, 2000). Большинство проблем были связаны с отзывом ли­цензий, сексуальными домогательствами, оценкой родительской опеки, вынесением судебных пригово­ров, а также нарушениями, связанными с выплата­ми по страховке, определением размеров гонораров и разглашением конфиденциальной информации (АРА Ethics Committee, 2000; Peterson, 1996).

В целях профилактики подобных нарушений Аме­риканская психологическая ассоциация спонсирует и проводит специальные семинары. Кроме того, она выпустила прекрасное пособие, дающее четкое представление об обязанностях и ответственности клини­цистов и о методах снижении риска нанесения кли­енту ущерба (Bennett, Bryant, VandenBos & Green­wood, 1990). Авторы выделяют четыре основных пункта, наличие которых должно быть доказано для того, чтобы против клинициста могло быть выдвину­то обвинение в нарушении профессиональных норм:

1. Между клиентом и психологом были установле­ны официальные отношения, предусматривавшие
оказание психотерапевтической помощи. Только в этом случае психолог несет юридическую ответственность за проведение лечения.

2. Существует наглядный стандарт оказания помо­щи, и психолог нарушил этот стандарт. О работ­нике в этом случае говорят, что он действовал «ниже стандарта оказания помощи».

3. Клиенту был причинен ущерб или нанесена трав­ма, наличие которых необходимо продемонстрировать или доказать.

4. Нарушение специалистом установленных профес­сиональных норм оказания помощи явилось непосредственной причиной травмы, нанесенной клиен­ту; иными словами, травма являлась предсказуемым последствием допущенного нарушения.

«Для того чтобы выиграть дело о нарушении про­фессиональных норм оказания помощи, истец дол­жен доказать все четыре пункта обвинения. Если ис­тец указывает на более чем одно нарушение в каче­стве основания для возбуждения дела, истец обязан доказать каждое из нарушений по всем четырем пун­ктам» (Bennett et al, 1990, p. 35).

Причины нарушения этических стандартов. Как уже говорилось выше, нарушение этических норм чаще всего бывает связано с установлением неофициальных близких отношений с клиентом, включающих сексуальные и/или несексуальные контакты, с некомпетентностью клинициста, с отсутствием информированного согласия на проведение клинических процедур, с нарушением конфиденци­альности и с финансовыми вопросами. В большин­стве случаев нарушение профессионального долга бывает связано с игнорированием норм этичного поведения. Даже непреднамеренные и случайные нарушения могут нанести клиенту ущерб, а потому любой клиницист, стремящийся соблюдать этиче­ские стандарты, несет ответственность за то, чтобы свести к минимуму возможность нанесения ущерба своим клиентам.

Хотя на страницах этой книги мы не имеем воз­можности подробно обсуждать все проблемы, свя­занные с нарушением профессиональных этических стандартов, полезно рассмотреть несколько ситуа­ций, в которых психологи помимо терапевтических отношений оказываются вовлеченными и в неофи­циальные взаимоотношения — т. е. вступают в так называемые двойные отношения с клиентами, что является наиболее распространенной причиной об­винений в неэтичном поведении. Двойные отноше­ния имеют место в тех случаях, когда клиницист иг­рает в жизни клиента две или более существенные роли. Чаще всего такие отношения включают следу­ющие ситуации: а) клиницист является одновремен­но терапевтом и работодателем; б) клиницист яв­ляется одновременно терапевтом и руководителем; в) клиницист является одновременно терапевтом и членом семьи пациента; г) клиницист является од­новременно терапевтом и партнером в романтиче­ских или сексуальных взаимоотношениях.

В целом большинство психологов соглашаются с тем, что установление двойных отношений с клиен­том недопустимо (Peterson, 1996). Почему таких от­ношений следует избегать? На то есть 3 основные причины. Во-первых, как уже было сказано, клиен­ты всегда, за исключением некоторых чрезвычайных обстоятельств, должны сохранять за пациентом при­вилегию сохранения конфиденциальности. Клиенты должны знать, что они могут обсуждать с клиници­стом свои наиболее интимные проблемы, и быть уве­рены в том, что это не окажет негативного влияния на их жизнь (до тех пор пока содержание их конфиденциальных бесед не указывает на возможную опасность для других людей). Если клиенты не могут быть уверены в том, что они не подвергаются риску нарушения конфиденциальности, они скорее предпочтут обсуждать свои проблемы с близкими друзьями или другими людьми, которым их жизнь небезразлична. Во-вторых, согласно большинству теоретических концепций, отношения между психотерапевтом и клиентом должны неизбежно носить асимметричный характер. Иными словами, они сфокусированы на нуждах и желаниях клиента, а не те­рапевта. Такая асимметричность существенна для успеха терапии: в этом случае клиент имеет возмож­ность не думать о нуждах терапевта и полностью сконцентрироваться на себе, а не на поддержании взаимоотношений с терапевтом (как это имеет мес­то в случае дружеских, любовных или семейных от­ношений). Терапевты должны удовлетворять свои личные потребности благодаря общению с другими людьми, а не за счет своих клиентов.

Наконец, двойные отношения с пациентами недо­пустимы потому, что клиницисты часто имеют возможность воспользоваться своим преимуществом перед клиентами, которые, доверяя им, нередко оказываются лишенными психологической защиты. Иными словами, терапевты, формирующие двойные отношения с клиентами, выходящие за рамки их профессиональных обязанностей, рискуют лишить клиентов их обычных прав или оказать на них ка­кое-либо иное отрицательное воздействие. Клиенты,

активно участвующие в терапии, сообщают клини­цистам много важной информации о своем настоя­щем и прошлом, надеясь на достижение быстрых положительных результатов лечения. В другой си­туации эта информация была бы недоступна тера­певту, и клиенты должны быть уверены в том, что их признания не будут использованы против них, что человек, которому они доверяют, не будет зло­употреблять своим положением и не станет манипу­лировать ими. Терапевты, вступающие в двойные отношения с клиентами, рискуют совершить ошиб­ку, причинив вред своим клиентам, и быть обвинен­ными в нарушении профессиональных этических норм (Reaves & Ogloff, 1996).

Причины, по которым не следует устанавливать двойные отношения с клиентами, кажутся очевид­ными, и можно было бы ожидать, что все психологи станут избегать таких отношений. К сожалению, это не так. При опросе 495 клинических психологов (Pope, Tabachnick & Keith-Spiegal, 1987) выясни­лось, что 28% считали ситуацию, в которой бывший клиент становится другом, не противоречащей эти­ке, 8% считали допустимым предоставление терапев­тической помощи своим друзьям, 14% не видели ничего или почти ничего плохого в том, чтобы по­просить клиента о какой-нибудь услуге, 6% полага­ли, что формирование «нудистских» терапевтических групп оправдано, 7% допускали сексуальные отноше­ния с бывшими клиентами и около 1% полагали, что в некоторых случаях сексуальные отношения с кли­ентами не противоречат этике. Фактически от 2 до 5% клиницистов сообщали, что у них возникали сексуальные контакты с клиентами (выбирая при отве­те на этот вопрос варианты «редко» и «иногда»). В другом, более позднем исследовании, участниками которого стали детские психологи (Rae & Worchel, 1991), были получены аналогичные результаты. Ав­торы указывают также на то, что между психолога­ми зачастую отсутствует согласие по поводу того, считать ли определенные формы поведения этичны­ми или нет. При этом они обнаруживали, что психо­логи, прошедшие подготовку по докторским про­граммам Американской психологической ассоциа­ции, реже нарушают профессиональные этические нормы или, по крайней мере, реже сообщают об этом.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.