Урок 4. «В темноте и тишине» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Урок 4. «В темноте и тишине»

2017-09-10 440
Урок 4. «В темноте и тишине» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей, имеющих одновременное нарушение зрения и слуха.

Задачи урока:

- формировать представление об особенностях слепоглухих людей;

- содействовать формированию заинтересованности в вопросах помощи людям, имеющим сенсорные нарушения;

- способствовать разрушению барьеров во взаимодействии со слепоглухими людьми.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: беседа, мини-лекция, групповое обсуждение, практикум, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, подключенный к проектору и звуковым колонкам, экран для проектора; очки-маски (шарфы или платки) для глаз – 3 шт.; 3 комплекта овощей-фруктов для узнавания на ощупь; 3 корзиночки, салфетка, таблицы с дермографией и дактилологией для раздачи каждому участнику урока.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети стоят в кругу.

1. Вводная беседа[10].

Педагог предлагает детям закрыть глаза и попытаться поздороваться. Он подводит их к мысли, что без опоры на зрение большое значение при контактировании с другим человеком имеет тактильный контакт. Педагог вытягивает руки и предлагает детям предлагает положить руки на его руки или плечи спереди стоящего ребенка.

Сегодня, 3 декабря, Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью. Хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят.

Ведущий задает вопросы:

- Встречали ли вы людей, которые не видят? Как вы догадались, что они не видят?

- Встречали ли вы людей, которые не слышат? Как вы догадались, что они не слышат?

- Кто и что помогает людям, которые не видят, передвигаться и взаимодействовать с миром?

- Как мы называем таких людей?[11]

- Трудно ли человеку, который не видит и не слышит ориентироваться в пространстве? Как он ориентируется?

- Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться?

Основной этап – 30 минут.

2. Игра «Угадай, что в корзине?»

В центре зала расставляется 3 стола. На каждом столе кладется по одной корзине с овощами или фруктами. Ученикам показывается каждый овощ или фрукт и предлагается назвать каждый предмет.

Затем приглашается 3 ребенка, каждый из которых становится напротив стола с корзиной. Им завязываются глаза. Корзины меняют местами (или предметы). Детям необходимо догадаться, какой фрукт/овощ они вытащили из корзины.

По окончании практикума проводится обсуждение.

По окончании игры педагог спрашивает у детей:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

3. Практикум «Кто ты?»

Педагог делит детей на команды по две человека. Одному из детей в каждой коменде завязывают глаза и просят на ощупь определить кто из детей перед ним.

По окончании тренинга педагог спрашивает у детей:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Как ты догадался, кто стоит перед тобой?

4. Практикум «Язык жестов»

Педагог предлагает детям подумать, как можно человеку, который не слышит сказать: «Здравствуй», «Будь здоров», «Будь счастлив», «Мы вас любим (международный жест)»[12].

Обобщая ответы детей, педагог подводит их к выводу о том, что с людьми с нарушением слуха удобно общаться с помощью языка жестов.

5. Мини-лекция.

Давайте подумаем: а как может общаться и взаимодействовать с другими людьми человек, если он и не видит, и не слышит? Таких людей называют слепоглухие. Слепоглухота – одновременное нарушение зрения и слуха.

Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.

Помните ли Вы как выглядят печатные буквы? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что Вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.

Педагог раздает детям таблички с дермографией.

6. Практикум «Мой язык общения»

Педагог предлагает детям разделиться на пары и написать одну на ладони (затем на спине) своего партнера печатную букву поверх другой.

Инструкция: «Не торопитесь! Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница».

По окончании игры педагог предлагает детям писавшим буквы и тем, кому писали буквы поделиться впечатлениями и ощущениями:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Затем детям предлагается поменяться ролями.

Далее педагог сообщает детям об еще одном способе общения со слепоглухими людьми – с помощью дактильной азбуки.

«Дактилология» - это такая азбука, в которой каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.

Педагог раздает детям таблички с дактилологией.

Детям предлагается сказать, используя дактильную азбуку слова: мама, папа, баба, деда, спеть пальчиками: ля-ля-ля, посмеяться пальчиками: ха-ха-ха.

Заключительный этап - 5 минут

7. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность по зрению и слуху создает ограничения, но применение использование различных способов и форм общения,, технических средств реабилитации, использование других анализаторов позволяет слепоглухим людям взаимодействовать с другими людьми. В завершении урока детям предлагается похлопать друг другу как хлопают слепоглухим людям – потопать ногами.

 

 

КЛАСС

Урок 1. «Верить в себя»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с инвалидностью.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;

- формировать представление о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Алексея Бугаева.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

8. Дискуссия «О мечте».

Детям предлагается порассуждать над словами Гарриет Табмен, слабовидящей американской аболионистки (борца против рабства) - «Не позволяйте проблемам управлять вами. Будьте ведомыми вашими мечтами».

Педагог подводит детей к мысли, что для того, чтобы мечта осуществилась необходимо упорно работать и верить в свои силы несмотря на трудности, которые встречаются на пути к мечте.

Основной этап – 30 минут.

9. Прослушивание рассказа о жизненной истории Бугаева Алексея[13].

Рассказ.

«Алексей Бугаев с детства мечтал кататься на лыжах. В 16 лет стал обладателем титула абсолютного чемпиона России по горнолыжному спорту, серебряным призёром чемпионата мира и победителем Кубка мира.

Горнолыжный спорт привлек Алексея еще в детстве. Однажды, катаясь с отцом на санках на Николаевской сопке, он увидел тренировку горнолыжников и загорелся желанием освоить этот вид спорта.

Тренировался он ежедневно, семь дней в неделю по три часа. Все время он проводил на горнолыжной трассе. Уже через месяц после начала занятий Алексей показал свой первый результат - 3-е место на соревнованиях в честь 8 Марта. Первая победа стала подарком маме. Эта грамота до сих пор висит на стене в доме Бугаевых.

Но с первыми победами выявились и трудности, связанные с состоянием здоровья Алексея.

Строение кисти руки Алексея не позволяет ему держать горнолыжную палку, а по правилам соревнований в горнолыжном спорте спортсмен должен кататься с двумя палками. Сначала Алексею просто приматывали вторую палку к руке.

Сейчас правила изменились и на Паралимпийских играх можно кататься только на лыжах без палок. Алексей к 14 годам обыграл на трассе всех своих сверстников. В 15 лет он стал выступать вместе со взрослыми. Сейчас Алексей двухкратный паралимпийский чемпион.

По мнению Алексей в занятии спортом главное характер, настойчивость. «Если сдашься при первой же трудности, ничего не получится. В спорте, я считаю, 5 % – талант, а остальные 95 % достигаются трудом» - говорит Алексей».

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, какую роль сыграли окружающие Алексея люди на его пути к званию паралимпийского чемпиона? Какие качества помогли ему достичь своей мечты? Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые несмотря на трудности достигли своей мечты и изменили мир к лучшему? Кто из вас умеет ездить на велосипеде? А кататься на коньках? … как вы думаете, смогли бы вы научиться, если бы не перестали бояться и сомневаться, а поверили, что вы сможете? В каких еще делах важно верить в свои силы? …

Верить в себя, в свои силы важно не только паралимпийским чемпионам. Ведь многие люди добиваются гораздо больших успехов в жизни и без титулов.

Человека с инвалидностью называют еще человеком с ограниченными возможностями. Как вы думаете, если бы Алексей смирился со своими ограничениями и с тем, что не сможет их преодолеть, он добился бы успеха в жизни?

Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые, несмотря на трудности, достигли своей мечты и изменили мир к лучшему?

Заключительный этап - 5 минут

10. Подведение итогов.

Дети стоят в кругу, педагог предлагает рассказать о том, что они сегодня узнали и какие выводы для себя сделали.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет достижение мечты. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей, благодаря своей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!

 

Домашнее задание: просмотр фильма «Через тернии к звездам», режиссер Павел Родионов.

 

Урок 2. «Видеть руками»

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями зрения и способах общения с ними.

Задачи урока:

- формировать представление о взаимодействия и сопровождения человека с нарушение зрения;

- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по зрению;

- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми и осуществлением ими бытовых действий.

Тип урока: беседа.

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация, раскрывающая особенности зрения слабовидящих, очки-симуляторы по комплекту на каждую группу обучающихся, плакаты (при необходимости) для рассматривания.

 

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.

1. Мини-лекция.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность видеть мир вокруг них.

В зависимости от остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.

Бывает и так, что у человека такое нарушение зрения, что они видит все как будто через трубочку (трубчатое зрение) или видит только то, что справа или слева (половинчатое зрение) или только то, что находится ниже/выше их поля зрения, иногда не видят то, что расположено посередине, или не видят отдельные участки.

Такие проявления нарушений зрения часто требуют от людей с инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны воспринимается как «странное поведение» незрячих людей, их ненормальность, даже как интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не сказал.

Но, например, для того чтобы не упасть, человек с трубчатым зрением при входе в комнату опускает голову, чтобы посмотреть себе на ноги, или человек с половинчатым зрение начинает поворачивать голову вправо/влево или вверх/вниз, пытаясь заполнить пропущенные в восприятии участки.

Хотя, например, человек с трубчатым зрением видя все как будто сквозь узенькую трубочку в тоже время может рассмотреть даже мелкие детали чего-либо, если он близко стоит и взгляд инвалида упал именно на них. Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.

Многие из людей с нарушением зрения страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.

Основной этап – 30 минут.

2. Практикум «Имитация».

Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по зрению. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Каждой группе детей выдаются очки-симуляторы нарушений зрения. Внутри группы каждый из детей должен надеть разные виды очков, чтобы на себе ощутить тот или иной дефект зрения и особенности восприятия пространства при нем. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища и обратить на появление своеобразного поведения, направленного на изучение воспринимаемого объекта.

При выполнения данного упражнения рекомендуется создать максимально новую обстановку для организации изучения окружающего пространства.

По окончании практикума проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что ты чувствовал?

- Что ты делал?

- Было ли тебе трудно?

- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?

- Нужна ли тебе была помощь?

Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями зрения важно давать словесные пояснения, предметы для осязания, всегда называть себя и представлять своих собеседников, а также остальных присутствующих, при желании пожать руку инвалиду по зрению, необходимо сообщить ему об этом.

Он также акцентирует внимание ребят на том, что наличие очков у инвалида по зрению облегчает восприятие, но не решает проблем, вызванных низким зрением, поэтому на все просьбы, связанные с использованием зрения, следует отвечать так же, как и тотально слепому человеку.

3. Игра «Слепой скульптор».

Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.

4. Игра «Слушаем тишину».

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прислушаться к тишине и попытаться услышать малейшие звуки (в течение 2 минут).

Затем детям предлагается рассказать о том, что они услышали и о своих ощущениях от игры.

5. Игра «Я могу».

В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с нарушением зрения в быту, при выполнении простейших действий.

Педагог предлагает детям с завязанными глазами: налить воду в стакан, найти нужный продукт, определить положение других людей в комнате, требуемый предмет среди других.

Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту людям с нарушениями зрения.

Он также акцентирует внимание ребят на применение технических средств реабилитации, помогающих людям с нарушением зрения самостоятельно передвигаться (очки, трости).

Заключительный этап - 5 минут

6. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что инвалидность по зрению создает ограничения, но применение технических средств реабилитации, использование других анализаторов помогает людям вести обычную жизнь.

 

Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением зрения.

 

Урок 3. «Учиться вместе»

 

Уровень общего образования, для которого проводится урок: начальное общее образование.

Цель урока: воспитывать у детей человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимания к окружающим.

Задачи урока:

- формировать представление о возможностях людей с инвалидностью;

- дать представление об инклюзивном образовании.

Тип урока: беседа

Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), дебаты, игра.

Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, слайд-презентация о жизни Дженнет Базаровой.

Ход урока.

Вводный этап – 10 минут.

Дети стоят в кругу.

1. Игра «Передай движение по кругу»

Педагог предлагает детям «передать» друг другу рукопожатие и сказать: «Привет!», затем жестами сообщить что-нибудь о том, что происходило с ним сегодня. Игра продолжается до тех пор каждый не выполнит движение.

Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?

- Что вам особенно понравилось?

- Как бы отнесся к тому если бы у тебя не было возможности играть и учиться вместе с друзьями?

Педагог подводит детей к выводу, что учиться и играть вместе это весело и увлекательно.

2. Игра «Сходство -различие»

Педагог предлагает детям разбиться на пары, внимательно рассмотреть друг друга в течение 1 минуты и найти не менее трех различий. Затем каждый ребенок должен назвать имя своего партнера по игре и выявленные отличия, закончив фразу «(Имя ребенка) я отличаюсь от тебя…».

Затем детям опять предлагается посмотреть друг на друга в течение 1 минуты и найти сходства. По окончании времени каждый из детей рассказывает о том, что ему удалось отметить.

Далее педагог предлагает детям ответить на вопросы:

- Было ли тебе приятно и весело играть в эту игру с друзьями?

- Что вам особенно понравилось?

В конце игры педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но им все равно приятно быть вместе, играть, учиться.

Основной этап – 30 минут.

3. Дебаты

Класс делится команды по 4-5 человек.

Каждой команде даются таблички с надписями «верю» и «не верю».

Далее педагог произносить разные утверждения, например: «У всех девочек длинные волосы»

Задача детей обсудить предлагаемый тезис и принять решение – какую табличку поднять «Верю» или «Не верю». Свой выбор ребята должны обосновать.

Утверждения:

Неслышащие могут петь.

Люди на колясках могут танцевать.

Незрячий человек может работать на компьютере.

Незрячий человек может ходит по городу один.

Только высокие люди могут играть в баскетбол.

Человек с ментальной инвалидностью никогда не получит профессию.

Инвалид, передвигающийся на коляске не может быть моделью.

У всех девочек длинные волосы.

У мальчиков серые глаза.

Только высокий человек может играть в баскетбол.

Педагог подводит детей к выводу о том, что все люди разные и имеют разные возможности. В том числе и люди с инвалидностью имеют разные возможности и могут сделать очень много.

4. Прослушивание истории о жизни Дженнет Базаровой[14].

«Дженнет родилась в Туркмении. У Дженнет несовершенный остеогенез. При этом генетическом заболевании ребенок рождается c хрупкими костями, которые чуть что ломаются — от неловкого движения или неудачного прикосновения. К 14 годам у Дженнет десятки переломов, она и сама не помнит, сколько именно. У нее одна рука очень тоненькая — из-за того, что мало двигается, а вторая неестественно широкая — из-за разрастания костной ткани. То же самое с ногами. Дженнет с двух лет она не ходит, а только ползает или передвигается на инвалидной коляске.

Таких людей как Дженнет в мире всего 12 человек.

Несмотря на «хрупкие» кости Дженнет ходит в обычную школу. С первого класса пока Дженнет была на уроках мама ждала ее в коридоре, чтобы на переменах поднимать и спускать коляску с этажа на этаж. Тогда еще не было школ с лифтами и подъемниками, специально оборудованными туалетами и т.д.

Сейчас Дженнет учится в школе с художественным уклоном рядом с домом и пишет картины для благотворительных аукционов.

Дженнет проводит в школах «Уроки доброты» в школах. Такие какой сегодня у нас с вами. На них она рассказывает о себе, о своем заболевании и о том, как важно ребятам с инвалидностью быть рядом со своими сверстниками.

Дженнет говорит: «Мне всегда задают очень много вопросов. И в школе, и на «уроках доброты». Спрашивают — что случилось, почему я в коляске? А как я сплю? Как я моюсь? Спрашивают с интересом и удивлением. На улице маленькие дети показывают на меня пальцем, подходят и толкают коляску. Родители сразу одергивают их, шепчут им что-то на ушко. Мое заболевание очень редкое. Никто о нем не знает. А я всегда все объясняю. Про хрупкость костей, про операции, про то, что сплю я как все люди».

После прослушивания рассказа педагог предлагает детям ответить на вопросы: Почему Дженнет хочет учиться в обычном классе? Почему для ребят, не имеющих инвалидности важно, чтобы в их классе учились ребята с инвалидностью? Что надо сделать, чтобы всем было комфортно учиться вместе?

Заключительный этап - 5 минут

5. Игра «Снежный ком».

Дети стоят в кругу, педагог предлагает, ребенку, стоящему рядом, продолжить фразу «Учиться вместе хорошо, потому что …». Затем ребенок, стоящий рядом с ним повторяет уже сказанное и добавляет слова во фразу.

6. Подведение итогов.

Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не является преградой в получении образования. Каждый ребенок вместе с родителями может выбрать, где ему лучше учится: в обычной школе, в интегрированном классе или в специальной школе. Важно, помнить, что инвалидность не являются помехой для дружбы и общения между людьми.

 

Домашнее задание дается для группового выполнения (4-5 детей): составить список игр, в которые можно играть с ребятами с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

КЛАСС


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.