Оппонируя Прохорову М.Д. в его суждении, приведём следующие доводы. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Оппонируя Прохорову М.Д. в его суждении, приведём следующие доводы.

2017-08-07 264
Оппонируя Прохорову М.Д. в его суждении, приведём следующие доводы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

ВО-ПЕРВЫХ, финансово-промышленные капиталы Прохорова М.Д. всецело были сформированы благодаря Государству, в частности, в лице Президента РФ Ельцина Б.Н. и председателя Госкомимущества РФ Чубайса А.Б., являвшегося и председателем комиссии по приватизации госконцерна «Норильский никель».

Так, ЕЩЁ ДО ПРЕСЛОВУТОГО ЗАЛОГОВОГО АУКЦИОНА распорядительными документами высокопоставленных государственных должностных лиц были поставлены под контроль двух уполномоченных банков все финансовые потоки, формировавшиеся в результате экспорта большей части готовой продукции предприятий РАО «Норильский никель» (акционировавшегося госконцерна «Норильский никель»). На государственном уровне, подзаконными актами были созданы условия для приватизации части прибылей предприятий РАО «Норильский никель» (слива некоторой части финансовых активов в пользу узкого круга лиц).

Фактически реализовывалось это непосредственно Прохоровым М.Д. и Потаниным В.О., которые были поставлены Государством на первые руководящие должности в двух финансовых компаниях – АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» (Объединённый экспортно-импортный банк) и АКБ «Международная финансовая компания», образованные не без участия лиц из состава бывшего дипломатического корпуса и ГРУ Союза ССР. С некоторыми из этих людей, после августа 1991 года и последующим развалом СССР перешедших на сторону Ельцина Б.Н., у тогда совсем молодого Прохорова М.Д. были, по некоторым сведениям, очень даже неплохие личные связи, что и позволило ему скоро занять место финансиста, наделённого доверием высоких властей. Эти две финансовые коммерческие организации были одни из немногих в 1992 году уполномоченных Государством зарабатывать на обслуживании экспортно-импортных сделок, а Прохоров М.Д. был призван, осуществляя управление крупными финансовыми потоками, направлять полученный от обслуживания этих сделок финансовый результат в соответствии с указаниями высоких властей.

Только после завершения расчётов с «Семьёй» (ближайшим окружением Ельцина Б.Н.), как по линии финансового участия в предвыборной кампании 1996 года на стороне Бориса Николаевича, так и по линии завершения «слива» денежных средств, пошедших на формирование частных капиталов лиц из ближайшего окружения Президента РФ Ельцина Б.Н., государственная власть передала в собственность Прохорова М.Д. и Потанина В.О. промышленные активы, на базе которых сначала было создано ОАО «ГМК «Норильский никель», а затем выделившееся из него ОАО «Полюс Золото».

 

Капиталист-миллиардер, ныне крупнейший золотопромышленник, Прохоров М.Д. сделался таковым не просто благодаря активной поддержке государственной власти, Российское государство времён президентства Ельцина Б.Н. в буквальном смысле слепила его, как экономический оплот ельцинского режима, передав ему в собственность часть лучших промышленно-сырьевых активов страны.

Происходило это так:

 

1. Указом Президента России № 1017 от 30 июня 1993 года «Об особенностях акционирования и приватизации Российского государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» закреплялось «в установленном порядке в федеральной собственности Российской Федерации не менее 51 процента голосующих акций РАО «Норильский никель» (стр. 190-192 книги).

 

2. Постановление Верховного Совета России № 5475-1 от 21 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности …», изложив в новой редакции п. 15 постановления № 3020-1, лишило Госкомимущество России исключительного полномочия по реализации государственного имущества федеральной собственности.

После этого, Президент России Ельциным Б.Н. издал свой антиконституционный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 года (по возвращению депутатов верховной законодательной власти России из летних отпусков), что привело к свершению государственного переворота, принятию новой редакции Конституции России и к тому, что Президент России стал Главой Государства.

Не прошло и двух недель со дня принятия новой редакции Конституции России, а Президент России Ельцин Б.Н. уже издал Указ № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», положение п. 6.1. которой содержало в себе следующее: «Приватизация … объектов Российского акционерного общества «Норильский никель» регулируется действующими указами и распоряжениями Президента Российской Федерации».

Тем самым Президент России Ельцин Б.Н. фактически отодвинул законодательную власть России от законотворческого участия в промышленной приватизации не только концерна «Норильский никель», но и других сырьевых гигантов страны. Дальнейшее регулирование приватизационных процессов пошло исключительно посредством издания президентских указов и распоряжений Госкомимущества России. Законодательной власти же было оставлено регулирование вопросов приватизации жилья (стр. 193-196 книги).

 

3. Постановлением № 692 от 27 апреля 1994 года Главы администрации города Норильска РАО «Норильский никель» получило свою государственную регистрацию, а 8 июня 1994 года вышло Распоряжение председателя Госкомимущества РФ Чубайса А.Б. № 1448-р, которым утверждался План приватизации РАО «Норильский никель», а также определялся порядок распределения акций. Четыре из пяти сертификатов акций РАО «Норильский никель» были переданы Российскому фонду федерального имущества для дальнейшей реализации акций в соответствии с Планом приватизации компании, а один – Сертификат № 4, контрольный пакет акций РАО «Норильский никель», Чубайс А.Б. оставил в распоряжении самого Госкомимущества России (стр. 242, 254-255, 260-261 книги).

 

4. Указ Президента России № 2096 от 5 декабря 1993 года «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» установил (п. 4) возможность передачи «в коммерческое или доверительное управление финансово-промышленной группе или её участнику … временно закреплённых за государством пакетов акций предприятий – участников финансово-промышленной группы».

Волей Президента России Ельцина Б.Н., выразившейся в Указе № 2023 от 28 октября 1994 года «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы «Интеррос», было установлено:

«Одобрить инициативу предприятий и организаций по перечню согласно приложению в создании ими финансово-промышленной группы «Интеррос».

В ФПГ АООТ «Интеррос» президентским указом были включены 23 юридических лица, включая РАО «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания» и АКБ «ОНЭКСИМ-Банк».

Контрольный пакет обыкновенных акции РАО «Норильский никель» (Сертификат № 4) был передан Госкомимуществом России в доверительное управление финансовым организациям ФПГ АООТ «Интеррос».

 

С созданием ФПГ АООТ «Интеррос», ЗАДОЛГО ДО ЗАЛОГОВОГО АУКЦИОНА, пошёл процесс приватизации части прибыли РАО «Норильский никель», организованный посредством добровольно-принудительного прохождения всех экспортных финансовых потоков компании через счета, открытые, в данном случае, в АКБ «ОНЭКСИМ-Банк».

 

Начиная с осени 1994 года, именно за счёт приватизации части прибыли РАО «Норильский никель» (в частности, посредством использования банковских кредитно-финансовых механизмов, связанных с объективно неоправданным ростом процентных ставок по выдаваемым кредитам, а также – задержек расчётов при конвертации валют в период гиперинфляции) проходил процесс первоначального накопления капитала Прохоровым М.Д.

ФПГ АООТ «Интеррос» была зарегистрирована 21 ноября 1994 года Московской регистрационной палатой за № 34818. С самых первых дней существования ФПГ АООТ «Интеррос» Прохорову М.Д. и Потанину В.О. были полностью подконтрольны все органы управления этой финансово-промышленной группы, созданной по тексту президентского указа вроде бы для удовлетворения государственных нужд.

Однако в течение ещё почти целого года часть финансовых потоков предприятий РАО «Норильский никель» внутри России проходило через счета, открытые в структурах Универсального АКБ «Уникомбанк». Это прекратилось с передачей контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» Госкомимуществом России в залог АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» и последовавшей за этим сменой руководства компании (стр.322, 326-336 книги).

 

 

ВО-ВТОРЫХ, устанавливая правила промышленной приватизации, государственная власть стремилась минимизировать размеры уставных капиталов акционировавшихся с целью приватизации госконцернов, что значительно упрощало передачу их контрольных пакетов акций сначала в доверительное управление, залог, а потом и в собственность избранным для этого ставленникам Президента РФ Ельцина Б.Н., кем являлся и Прохоров М.Д.

Нормативная база:

– нормативное правило п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (Указ Президента России № 721 от 1 июля 1992 года);

– Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации (приложение № 2 к Указу Президента России № 66 от 29 января 1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»).

 

Собственно, как таковой оценки производственных и иных основных фондов промышленных предприятий РАО «Норильский никель» вообще не было, равно, как не проводилась и сплошная инвентаризация имущества. Инвентаризация заняла бы массу времени, а председателя комиссии по приватизации госконцерна «Норильский никель» Чубайса А.Б. это не устраивало, он стремился как можно скорее создать мало-мальски приемлемые условия (юридические основания) передачи акционировавшегося, но ещё не приватизированного концерна «Норильский никель» в доверительное (залоговое) управление уполномоченным финансовым организациям.

Это неминуемо привело к возникновению больших ошибок и просто недочётов при расчёте уставного капитала РАО «Норильский никель», значительно уменьшив его.

В соответствии с нормативными положениями вышеприведённых президентских указов при расчёте уставного капитала РАО «Норильский никель» учитывались основные средства и вложения, денежные средства и прочие активы по бухгалтерскому балансу. После сложения учтённой в бухгалтерском балансе остаточной стоимости всех активов предприятия, подлежащих приватизации (кроме жилья, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения), из полученной величины вычиталась стоимостное выражение статей пассива баланса.

 

Уставный капитал РАО «Норильский никель», рассчитанный исключительно по данным бухгалтерского баланса на 1 июля 1992 года, составил 31 499 979 000 рублей, что по курсу валют (125,26 рублей/$) на расчётную дату было эквивалентно $251 476 760,3.

На дату государственной регистрации РАО «Норильский никель», 27 апреля 1994 года, уставный капитал компании по существовавшему на то время курсу валют (1753 рублей/$) был эквивалентен всего на всего $17 969 183,7 (стр. 206-215 книги).

 

В состав госконцерна «Норильский никель» (образованного в 1989 году) входили, в свою очередь, огромные многоотраслевые, градообразующие, горно-металлургические промобъединения: Норильский комбинат (Красноярский край, город Норильск), комбинат «Печенганикель» (Мурманская область, город Заполярный) и комбинат «Североникель» (Мурманская область, город Мончегорск), а также Красноярский завод по производству цветных и драгоценных металлов (город Красноярск), Оленегорский механический завод (Мурманская область, город Оленегорск) и Институт «Гипроникель» (город Санкт-Петербург).

 

Такой мизерный размер уставного капитала РАО «Норильский никель», впрочем, заложивший сказочно минимальную основу для оценки акций РАО «Норильский никель» на старте, одновременно гарантировал ошеломляющий рост капитализации компаний, созданных в дальнейшем на базе промышленных активов перечисленных производств – ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Кольская ГМК», объяснялся так:

 

1) самым главным, что привело к невероятной дешевизне уставного капитала РАО «Норильский никель» было ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНКИ природно-сырьевых богатств (равно как и техногенных), выраженных в виде трёх богатейших, полностью разведанных и во всю эксплуатировавшихся месторождений сульфидных медно-никелевых руд Норильского промышленного района («Норильск-1», «Октябрьское», «Талнахское»).

Также не было оценки месторождений природного рудного сырья, расположенных на Кольском полуострове Мурманской области.

Разработчики модели промышленной приватизации в России по-Чубайсу в своей методологии ограничились всего-то лишь учётом капитальных вложений инвентарного характера в земельные участки и недра, иными словами – стоимостью обустройства самих шахт рудников с учётом начисленного за годы эксплуатации нормативного износа. Всё свелось в итоге к остаточной стоимости понесённых давным-давно капитальных затрат.

Ценность же хранимых в недрах земной коры руд цветных и благородных металлов в расчёт принципиально не бралась, как будто руд этих и не было вовсе (!).

 

Тогда как, в соответствии с п. 1 статьи 9 Конституции России «природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

«Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью», – из статьи 1-2. Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

В соответствии с правовой нормой статьи 2 этого же Закона «владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации».

Подчеркнём основополагающий принцип: использование российских недр должно осуществляться как в интересах людей, проживающих на территории недропользования, так и в интересах всех народов Российской Федерации!

Отсюда следует, что высокопоставленные госчиновники были обязаны исходить, прежде всего, из интересов российского народа, определяя дополнительные условия переоформления прав на эксплуатацию полностью разведанных, инфраструктурно обустроенных и активно разрабатываемых месторождений сульфидных медно-никелевых руд Норильского промрайона с государственного объединения Норильский комбинат на шедшую под приватизацию составе РАО «Норильский никель» его дочернюю компанию ОАО «Норильский комбинат».

Этого сделано не было! (стр. 365-374 книги)

 

Отсутствие оценки природно-сырьевых богатств действовавших промышленных производств, переданных через механизм бесправной приватизации в руки нескольких частных лиц, таких как Прохоров М.Д., нанесли огромный ущерб Российской Федерации. Абсурд, но в случае с РАО «Норильский никель» были попытки объяснить отсутствие этой оценки ссылками на наличие правового института государственной тайны.

Так, в соответствии с правовой нормой статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», государственную тайну составляли сведения «об объёмах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объёмах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации».

В дополнение к этому Закону Указом Президента России за № 1203 от 30 ноября 1995 года был утверждён «Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне», в соответствии с которым к таковым были причислены:

«42. Сведения, раскрывающие прогнозные или фактические объёмы производства платины, металлов платиновой группы (палладия, иридия, родия, рутения, осмия) …

46. Сведения о балансовых запасах в недрах страны … платины, металлов платиновой группы (палладия, иридия, родия, рутения, осмия) от 50 тонн и выше …

47. Сведения о себестоимости … платины, металлов платиновой группы … месторождениях комплексных руд в размерах, указанных в пункте 46 …».

Все эти нормы права как раз и распространяли своё действие преимущественно на дочерние предприятия госконцерна «Норильский никель» (РАО «Норильский никель»), под товарной маркой которого выпускалась почти вся российская платина и металлы платиновой группы, обеспечивая по этим позициям более 42% потребностей мирового рынка металлов.

 

Лишь в ноябре 2003 года, когда это не столько перестало быть целесообразным, сколько стало полностью отвечать интересам олигархической верхушки российского сырьевого бизнеса, стремившейся удовлетворить требования зарубежных партнёров в большей прозрачности экономики горнодобывающих производств, для создания условий роста капитализации компаний, в законодательство были внесены изменения, значительно откорректировавшие содержательное наполнение понятия «государственная тайна».

Стоит предположить, что в случае своевременного доведения в общих чертах до широких слоёв населения страны сведений о богатствах недр полуостровов Таймыр и Кольский, проведения оценки полностью разведанных, инфраструктурно обустроенных и эксплуатируемых месторождений сульфидных медно-никелевых руд, акционирование и приватизация госконцерна «Норильский никель» не прошли бы так по умолчанию нелепо и откровенно жуликовато, приведя к воистину грабительским последствиям для интересов подавляющего большинства россиян (стр. 361-363 книги);

 

2) в соответствии с п.6 постановления Правительства РФ № 595 от 14 августа 1992 года «О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации», подписанного Гайдаром Е.Т., «определение величины уставного капитала … осуществляется без учёта переоценки, производимой в соответствии с настоящим постановлением». Тогда как, по данным Госкомстата РФ, уровень инфляции в 1992 году составил 2508,8%, в 1993 году – 839,9%, в 1994 году – 215,1%, в 1995 году – 131,3%, в 1996 году – 21,8%, в 1997 году – 11% (стр. 214, 216 книги).

Ясно, что при таком нормотворчестве госчиновников и галопирующей в 1992–1993 годах инфляции расчётный размер уставного капитала РАО «Норильский никель» был по настоящему смехотворно маленьким. Ведь, с 1 июля 1992 года (президентскими указами императивно установленная дата, на которую происходил расчёт уставных капиталов всех акционировавшихся госпредприятий и концернов) по 27 апреля 1994 года (регистрация РАО «Норильский никель», чем завершилось акционирование госконцерна «Норильский никель») его основные фонды ОБЕСЦЕНИЛИСЬ в 324 раза.

Это была разница между увеличившейся благодаря инфляционному обесценению рубля стоимостью основных производственных и иных фондов, в ходе акционирования по правопреемству доставшихся от госконцерна «Норильский никель» РАО «Норильский никель», и уставным капиталом образованной компании.

 

Всё бы ничего, если бы не одно «но».

Как на залоговом аукционе (17 ноября 1995 года) при определении стоимости передававшегося в залог контрольного пакета акций РАО «Норильский никель», так и при установлении цены продажи предмета залога (5 августа 1997 года), организаторы этих мероприятий исходили из суммарной номинальной стоимости обыкновенных акций, входивших в контрольный пакет акций РАО «Норильский никель». Причём без какого-либо учёта преднамеренной недооценки уставного капитала РАО «Норильский никель», допущенной ещё в 1994 году.

 

Впоследствии, когда приватизация РАО «Норильский никель» была завершена, а на базе производственных и иных активов сверхприбыльных горно-металлургических промышленных объединений бывшего госконцерна созданы ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Кольская ГМК», в цене акций этих двух компаний была учтена и оценка богатейших рудных месторождений, и реальная оценка всех основных производственных и иных фондов (профильные и непрофильные, сопутствующие основному производству, активы), и развитость производственной и социальной инфраструктур, и обеспеченность компаний высокопрофессиональными трудовыми ресурсами (!).

Именно это, а не «кропотливый труд» Прохорова М.Д. и команды его управленцев, гарантированно обеспечило скорый рост капитализации того же ОАО «ГМК «Норильский никель», ставшего «голубой фишкой» российского фондового рынка, рост рыночной цены акций компании (в сравнении с первоначальной, нереально заниженной, ценой акций РАО «Норильский никель»).

В этом – ПРИРОДА ПРОИСХОЖДЕНИЯ многомиллиардного долларового КАПИТАЛА Прохорова М.Д. (стр. 217 книги).

 

 

В-ТРЕТЬИХ, окончательно закрепиться в правах на управление предприятиями РАО «Норильский никель» АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» смог по итогам проведённого 17 ноября 1995 года фактически безальтернативного ЗАЛОГОВОГО АУКЦИОНА находившегося в госсобственности (хотя и переданного в 1994 году в доверительное управление тому же АКБ «ОНЭКСИМ-Банк») контрольного пакета акций РАО «Норильский никель».

Реального соперничества на аукционе между двух финансовых организаций ФПГ АООТ «Интеррос» – АКБ «Международная финансовая компания» и АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» – ожидать не приходилось. АКБ «Международная финансовая компания» сыграл роль «технического» участника, и АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» фактически безальтернативно вышел победителем указанного залогового аукциона акций РАО «Норильский никель».

В результате 21 ноября 1995 года был заключён Договор залога №01-2/2688.

 

Однако есть все основания полагать, что сам этот кредит под залог контрольного пакета акций РАО «Норильский никель», в размере $170 100 000, существовал только в виде официально оформленных документов, дабы служить надёжнейшим основанием передачи в залоговое (номинальное) владение банку контрольного пакета акций. Вместе с контрольным пакетом акций РАО «Норильский никель», что важно, АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» наделялся правом голосовать государственным пакетом акций в работе органов управления «заложенной» компании.

Опираясь на поддержку во властных структурах, АКБ «ОНЭКСИМ-Банк», получив дополнительно (сверх заявленного ранее количества) финансовые средства в ЦБ России на возмездной основе по ставке рефинансирования, предоставил эти же самые средства в кредит Государству, но уже в лице другого органа управления – Минфина России.

 

Совершенно точно, Российское государство ничего от этого не выиграло!

(!) Да и зачем Государству был нужен этот кредит, если (по данным отчёта президента РАО «Норильский никель» Всеволода Генералова) в том же 1995 году консолидированная чистая прибыль компании составляла 3 393 миллиардов рублей, или $730 344 900, считая по среднегодовому курсу (4645,75 рублей/$).

Зачем Государству было отдавать ни за что, точнее за «копеечный» кредит, такой ценный промышленный актив, если не брать в расчёт интересы высокопоставленных госчиновников и будущих олигархов – Прохорова М.Д. и Потанина В.О.!

 

По прошествии десяти дней после залогового аукциона, 28 ноября 1995 года, на совещании московских банкиров и норильских производственников представители АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» предложили передать им в управление все без исключения финансы как самого РАО «Норильский никель», так и его дочерних обществ. Руководство РАО «Норильский никель» с этим не согласилось, и конфликт разгорелся, причём, в нём решающее значение сыграл административный ресурс. Всё завершилось распоряжением Правительства России № 592-р от 13 апреля 1996 года, по которому «красный директор» Филатов А.В. был досрочно освобождён от занимаемых должностей председателя Совета директоров и генерального директора РАО «Норильский никель».

Этим же распоряжением, минуя Общее собрание акционеров РАО «Норильский никель», был сформирован новый состав Совета директоров компании, в который вошёл, наряду с Потаниным В.О., Хлопониным А.Г., Зелениным Д.В., и председатель Правления АКБ «ОНЭКСИМ-Банк» Прохоров М.Д.

 

Упомянутый конфликт побудил российских парламентариев 21 февраля 1996 года принять постановление № 102-II ГД “О ходе приватизации РАО «Норильский никель» и вызванных этим социально-экономических проблемах и о создании Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке хода приватизации РАО «Норильский никель» и рассмотрению вызванных этим социально-экономических проблем». Постановление, подписанное Председателем Государственной Думы РФ Геннадием Селезнёвым, констатировало и предписывало следующее:

«Государственная Дума отмечает, что Российское акционерное общество «Норильский никель», обеспечивающее производство 90 процентов никеля, 70 процентов меди, 90 процентов кобальта, 100 процентов металлов платиновой группы в Российской Федерации, при доле его в мировом производстве никеля более 20 процентов, платиновых металлов более 40 процентов, является уникальным стратегическим градообразующим предприятием – монополистом, хозяйственная деятельность которого имеет большое значение не только для экономических интересов Российской Федерации и её регионов, но и для национальной безопасности, что должно обязательно учитываться при решении вопросов поиска более эффективной организационно-правовой формы и способов управления закреплённым за государством пакетом акций РАО «Норильский никель». …

На основании вышеизложенного Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: …

4. С учётом долгосрочных интересов государства считать необходимым Правительству Российской Федерации вернуться к активной роли в управлении закреплённым за государством пакетом акций РАО «Норильский никель».

5. Признать целесообразным:

при всех возможных решениях, связанных с изменениями организационно-правовой формы и отношений собственности в РАО «Норильский никель», запрещение полного отчуждения, как целиком, так и по частям пакета акций, закреплённого за государством, а также пропорционального его укрупнения при возможных повторных эмиссиях; учитывать роль РАО «Норильский никель» в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и не допускать к управлению им представителей иностранных государств и фирм».

 

По результатам работы созданной Комиссии Государственная Дума Российской Федерации 7 июня 1996 года приняла постановление № 442-II ГД «О ходе приватизации РАО «Норильский никель» и вызванных этим социально-экономических проблемах», в п. 5 котором констатировала:

«Залоговый аукцион был подготовлен Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом крайне поспешно. … Передача в залог Объединённому Экспортно-Импортному Банку (далее – ОНЭКСИМ-Банк) акций РАО «Норильский никель», закреплённых в федеральной собственностине привела к повышению эффективности управления федеральной собственностью».

Далее следовал вывод о необходимости обязательного сохранения «контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» в федеральной собственности, запрет его отчуждения, как целиком, так и по частям».

Однако, эти демарши депутатов ГД РФ, по сути своей содержавшие лишь перечень благих пожеланий, направленных в адрес Правительства России, не возымели решающего действия. Позиция Президента России Ельцина Б.Н. восторжествовала: РАО «Норильский никель» было полностью приватизировано, на базе его активов – создано ОАО «ГМК «Норильский никель», контрольный пакет акций которого был передан по частям ряду иностранных фирмах, зарегистрированных в оффшорных зонах (стр. 601-619, 433 книги).

 

 

В-ЧЕТВЁРТЫХ, наиважнейшим источником формирования благосостояния «Семьи» (лиц из ближайшего окружения Президента России Ельцина Б.Н.), а также пополнения предвыборной копилки Ельцина Б.Н. – в 1996 году кандидата на вторичное занятие поста Президента РФ были финансовые средства, «сливавшиеся» со счетов акционированных и находившихся в стадии приватизации крупнейших рентабельнейших промобъединений (концернов) и их дочерних компаний, специализировавшихся на добыче, переработке и реализации природно-сырьевых богатств (!!).

 

Однако и Президент России Ельцин Б.Н. не оставлял их своей милостью, туже сплетая в единый клубок государственные интересы и «хотелки» частных лиц, закладывая крепчайший фундамент будущего несокрушимого здания российской коррупции.

Буквально вослед прошедшему залоговому аукциону контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» (17 ноября 1995 года) изданный 30 ноября 1995 года впопыхах Указ Президента России № 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортёров» содержал в себе следующее:

«В целях поддержки отечественной промышленности и развития экспорта постановляю:

Правительству Российской Федерации отменить с 1 декабря 1995 года вывозные таможенные пошлины на большинство видов продукции нефтепереработки и отдельные виды продукции лесопромышленного комплекса, а с 1 января 1996 годана все товарные группы, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров, ставки вывозных таможенных пошлин на которые должны быть снижены.

Правительству Российской Федерации принять меры по компенсации выпадающих доходов федерального бюджета …

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».

Наверняка останется тайной, кто подсунул Президенту России такую редакцию текста указа. В ней совершенно не были взяты в расчёт сроки, необходимые для внесения корректив в перечень источников пополнения доходной части федерального бюджета на следующий финансовый год, как правило, к 30 ноября текущего года уже фактически свёрстанного. Поэтому постановление Правительства РФ № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет», изданное в развитие Указа № 1204 Президента России, вышло только 1 апреля 1996 года, чьи нормативные положения предписывали:

«1. Отменить с 1 апреля 1996 г. вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата.

2. … с 1 июля 1996 г. производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, без взимания вывозной таможенной пошлины

8. Ввести с 1 апреля 1996 г. сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства в среднем в размере 12 рублей за 1 кВтч дифференцированно по регионам, в зависимости от сложившейся стоимости потребляемой электроэнергии в регионе и уплачиваемый энергоснабжающими организациями. Указанный сбор включить в состав себестоимости производства и передачи электроэнергии. Направить суммы этих сборов в доход федерального бюджета».

 

В общем, за президентскую милость Ельцина Б.Н. к присягнувшим ему на верность экспортёрам, управляемым финансистами типа Прохорова М.Д. (применительно к РАО «Норильский никель»), поставленными Кремлёвской Властью у руля находившихся в стадии приватизации компаний, ответ держали все товаропроизводители внутри страны, особенно те, чьё производство было в достаточной степени энергоёмко. Через них же эта ответственность автоматически перекладывалась на плечи всех конечных потребителей товаров, работ и услуг, то есть на всех граждан Российской Федерации.

К сведению, экспортная пошлина только одного ОАО «Норильский комбинат» – ведущей дочерней компании РАО «Норильский никель», уплаченная в течение 1995 года, составляла 565 247 000 000 рублей, что по среднегодовому курсу валют (4645,75 рублей/$) было эквивалентно $121 670 000.

Следовательно, потери Федерального бюджета России от недополученных от РАО «Норильский никель» экспортных платежей (пошлин) с 1 апреля 1996 года по 31 декабря 1998 года суммарно (при тех же экономических показателях) могли составить денежную сумму, эквивалентную более чем $330 000 000 (!).

 

При такой «продуманной» государственной финансово-экономической политике не вызывает сомнений, что сам по себе залоговый аукцион контрольного пакета акций РАО «Норильский никель» был лишь механизмом передачи Государством управления своей компании в руки Прохорова М.Д. и Потанина В.О., поскольку в кредитных ресурсах ($170 100 000) Государство явно не нуждалось.

Лишь 20 декабря 1998 года в плане мероприятий по стабилизации социально-экономического положения в стране, утверждённом постановлением Правительства РФ № 1529, в котором предусматривалось в кратчайшие сроки разработать и принять ряд федеральных законов, предлагалось рассмотреть возможность возврата к экспортным таможенным пошлинам. В частности, на рассмотрение выдвинули вопрос обложения 5% сбором экспортных сделок по реализации за пределами территории России никеля, меди, кобальта и их соединений. Находясь под впечатлением дефолта, объявленного 17 августа 1998 года, высокопоставленные госчиновники пересмотрели прежнюю тактику и вновь настроились отстаивать интересы вверенного им Российского государства.

Впрочем, не будь тогда авторитетнейший Примаков Е.М. Председателем Правительства России, может быть, никто этого вопроса и не поставил бы вовсе (стр. 509-510, 649 книги).

 

 

В-ПЯТЫХ, во времена президентства Ельцина Б.Н. по вполне понятным причинам, связанным со строительством олигархического капитализма в стране, государственной властью так и не был поставлен и решён вопрос выбора варианта получения Государством достойной финансовой компенсации с частных компаний, образованных по завершению приватизации государственных горнодобывающих промобъединений, за предоставленное им право дальнейшей эксплуатации богатейших месторождений полезных ископаемых.

 

Законодательство, регулировавшее правоотношения в сфере недропользования, не предоставляло такой возможности, поскольку связанный с ним налоговый механизм был очень слабым, обеспечивая взимание платежей сугубо символического характера, к тому же он равнообязательно распространялся как на частные компании, так и на компании с участием государственного капитала.

Однако такая попытка предпринималась, когда 3 апреля 1996 года Государственная Дума Российской Федерации, рассмотрев проект федерального закона «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», приняла его в первом чтении постановлением № 210-II ГД.

После этого он был направлен во все инстанции высшей государственной власти России для согласования в срок до 2 мая 1996 года, либо в установленный срок внесения в него обоснованных поправок или приложения надлежащим образом аргументированных возражений. Согласования и правки к данному законопроекту должны были направляться в Комитет Государственной Думы РФ по экономической политике.

В ИТОГЕ этот законопроект не просто заволокитили, затаскав по многочисленным этажам и кабинетам высокопоставленных чиновников, про него намеренно и расчётливо предпочли забыть, до поры до времени,


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.