Формирование мировоззрения школьников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование мировоззрения школьников

2017-07-09 418
Формирование мировоззрения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направление его деятельности.

Его структуру составляют знания, взгляды, убеждения. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, междпредметными связями, созданием интегрированных курсов.

Нравственное воспитание.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, и следовании им в личном поведении.

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. Следует знать несколько морально-ценностных концепций, чтобы определить содержание НВ в современной российской школе. К ним можно отнести коммунистическую концепцию, христианскую, религиозную мораль, индивидуалистическую мораль свободного, западного мира.

Согласно коммунистической морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.

Христианское воспитание предполагает знание учащимися священной истории христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту.

Содержание НВ в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодействовать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает самопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств.

НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

Трудовое воспитание и профориентация учащихся.

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).

Кроме обучаемости труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Задачи ТВ. 1. Формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах. 2. Выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками. 3. Развитие способностей, интересов, ума, воли и пр. 4. Формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем. 5. Подготовка к выбору профессии.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание (ЭВ) – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты как эстетическое восприятие, эстетические чувства, потребности, вкусы, эстетические идеалы. Эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности. Эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

В отечественных школах ЭВ основывалось на материалистической эстетике, согласно которой реальная действительность имеет объективные эстетические свойства, отражаемые сознанием. Источником прекрасного является сама жизнь.

Задачи и содержание ЭВ учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием – формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Физическое воспитание

Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

К задачам ФВ в школе относятся:

- развитие основных двигательных умений и навыков;

- обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;

- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;

- формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Основные направления содержания воспитания

Основные направления содержания воспитания Цели Содержание Пути формирования
Умственное воспитание      
Нравственное воспитание      
Трудовое воспитание      
Эстетическое воспитание      
Физическое воспитание      

 

Задание №3.

Прочтите цитату:

«Наибольшую ценность для нас, для нашей Родины в данный исторический момент имеет не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями; и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в целом и частностях, - этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей мы и можем назвать интеллигентными в лучшем смысле этого слова».

(Рубакин Н.А. «Что такое образованный, интеллигентный человек?)

· Сопоставьте понятие «интеллигентность» и основные направления содержания воспитания.

Задание №4.

Церковь все уверенней восстанавливает свои традиционные для России позиции. Чем вы объясните, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственности, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу?

Задание №5.

Сопоставьте цели и содержание: нравственного и умственного воспитания? нравственного и эстетического? Нравственного и трудового? Нравственного и физического?

Задание №6.

Сравните два определения понятия «духовность». Чем различаются эти определения? Какую позицию вы разделяете? Почему?

А) «Духовность – состояние души человека, характеризуемое усвоением лучших достижений культуры и устремленное к высшим социальным ценностям жизни» (Социальные технологии: Толковый словарь. – М, 1999. – 33 с.

Б) «Духовность – базовое определение человеческого способа жизни, связанного с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность – это сопряженность человека с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности «вообще».

Практическое занятие 10.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.