Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-07-09 | 1528 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на её становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, ещё на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической науки и практики.
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили её методологическим основанием. Методологическая функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной, так как психология была и остаётся важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса.
Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки как биология (анатомия и физиология человека), анторопология и медицина.
Биология изучает индивидуальное развитие человека, а также проблемой соотношения природных и социальных факторов развития личности, которая является одной из центральных для педагогики.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
|
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретённые или врождённые отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимодействии с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапивтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Поэтому неслучайно стали устанавливаться связи между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.
Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.
Связи педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоёв населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя её в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Назовите движущие силы связи науки и практики……………………………………….
|
Опираясь на материалы лекционных занятий, учебно-методическую литературу и информационные ресурсы по дисциплине, заполните таблицу:
«Актуальные проблемы педагогической науки и практики образования»
Актуальные проблемы педагогической науки | Актуальные проблемы практики образования |
Самостоятельная работа
Методические указания:
При выполнении задания № 1 проанализировать предлагаемые высказывания о педагогике. Заполнить таблицу.
Задание № 2-3 требует актуализации теоретических знаний и закрепление основных понятий педагогики как науки при работе с вопросами тестового характера.
При выполнении задания № 4 провести сравнительный анализ видов практической педагогической деятельности, используя предлагаемые исходные материалы.
Ход выполнения:
Задание № 1.
Изучите приведённые ниже высказывания о педагогике и установите соответствие их практическому, научному, учебному и культурологическому значению педагогики.
● Заполните таблицу: «Основные подходы к понятию педагогики».
Значение педагогики | Сущность педагогики | |
1. | Практическое (бытовое) | |
2. | Научное | |
3. | Учебное | |
4. | Культурологическое |
А | «Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, …самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать… Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.) |
Б | «Педагогика - самая живая, очеловеченная наука, наука и искусство, где прихотливая, динамичная жизнь ребёнка, эмоционально насыщенная и текучая, является самой сутью, предметом и целью теории…» (Мягченков С. К педагогике духовности. // Воспитание школьников..) |
В | «Педагогика познаёт и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания человека; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке». (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.) |
Г | «В принципе, педагогика - это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке… то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия – «аура», «карма» и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью». (Казанский О.А. Педагогика как любовь.) |
Д | «Педагогика - это адаптированные к специфике получаемого образования теоретические и практические аспекты обучения и воспитания». |
Задание № 2.
|
Познакомьтесь со следующим материалом.
● Составьте таблицу: "Практическая педагогическая деятельность".
Структурные компоненты педагогической деятельности | Виды практической педагогической деятельности: | ||||
учебно-воспитательная | методическая | управленческая | научно-исследовательская | ||
1. | Объекты и субъекты деятельности | ||||
2. | Цели | ||||
3. | Средства | ||||
4. | Результаты |
Педагогическая практика - один из видов деятельности людей, обеспечивающих развитие, воспитание человека и общества. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Профессиональная педагогическая деятельность предполагает осознание человеком педагогической проблемы и решение педагогических задач с учётом определённой системы правил и требований.
◄ Учебно-воспитательная деятельность предполагает передачу жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему, использование в связи с этим системы методов и приёмов обучения и воспитания, наглядных и технических средств; результатом этого процесса должен в идеале стать обученный, воспитанный и образованный человек, его качества личности, знания, умения и навыки призваны обеспечить готовность к жизни и труду в социуме.
|
◄ Методическая деятельность выражается в сообщении научно-методических открытий более опытными педагогами (методистами) другим педагогам-практикам, молодым учителям, предполагает передачу передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности, а также непосредственную подготовку учителя к уроку, внеклассному мероприятию. Данный процесс предусматривает традиционные и нетрадиционные формы: методические объединения учителей, научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, обмен опытом, проведение открытых уроков и т.д. Итогом данной деятельности является педагог-профессионал в области обучения и воспитания, способный учитывать и совмещать теорию с приёмами и современными технологиями практической работы, ориентированный на творческий поиск.
◄Управленческая деятельность заключается в создании наиболее оптимальных, благоприятных условий для функционирования и развития педагогической системы (школы; коллектива учащихся, педагогов и т.д.). По ходу данной деятельности возникают субъектно-объектные отношения, которые можно представить следующим образом:
администрация образовательного учреждения |
С
педагогический коллектив |
О С
ученический коллектив |
Управленческая деятельность демократического характера предполагает коллегиальность в решении педагогических проблем, коллективное сотрудничество в сочетании с единоначалием, разнообразную индивидуальную работу с учащимися. Результатом её является развитый и творчески работающий педагогический коллектив, обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе.
◄ Научно-педагогическая деятельность - это поиск и разработка новых педагогических знаний, который осуществляется учёным-педагогом относительно всей сферы педагогической деятельности в целом при помощи специальных методов и средств научного познания (наблюдения, эксперимента, моделирования и т.д.). Итогом данной деятельности является новое педагогическое знание - в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, приёмов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.
Практическое занятие 2.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!