Тема: Современные модели организации обучения. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Современные модели организации обучения.

2017-07-09 457
Тема: Современные модели организации обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. Урок как основная форма организации обучения. Урок как целостная система.

2. Типология и структура уроков. Полный (общий) анализ урока.

3. Организация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

4. Другие формы организации обучения.

Методические указания:

1. Изучите примерную схему полного анализа урока. [Приложение № 1.]

2. Познакомьтесь с протоколом урока русского языка. [Приложение № 2.]

3. Представьте письменный анализ предложенного варианта урока, оформив результат в виде таблицы:

Ход выполнения:

Аспекты анализа Фактические данные №№ позиций в протоколе урока Выводы
1. Общие сведения, цель, задачи урока ………….      
2. Готовность учителя и учащихся к уроку ………….      
3. Организационная структура урока ………….      
4. Содержание урока ………….      
5. Методическое обеспечение ………….      
6. Поведение и деятельность учащихся на уроке ………….      
7. Характеристика деловых качеств учителя ………….      
8. Общие результаты урока ………….      

В заключение попытайтесь:

1) определить причины недостатков проведённого урока;

2) выскажите пожелания по его совершенствованию.

Приложение № 1.

Примерная схема анализа урока.

1. Общие сведения: класс, дата, тема урока и др.

2. Цел ь, задачи урока (общеобразовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

3. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

4. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, чёткость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной активности учащихся.

5. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объёму, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

6. Методическое обеспечение урока:

а) использование методов и приёмов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на уроке;

б) методика проведения различных частей урока:

постановка познавательных задач перед учащимися;

методика проверки домашних заданий;

методика изложения новых знаний;

методика проведения и закрепления учебного материала;

методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

приёмы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

домашнее задание (как задаётся, объём);

осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;

выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

обоснование их педагогической целесообразности.

7. Поведение и деятельность учащихся на уроке:

порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

8. Характеристика деловых качеств учителя:

уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;

знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умения применять эти знания на уроке;

педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;

взаимоотношение учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

9. Общие результаты урока:

выполнение плана урока;

достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;

общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;

выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (часть II). -

Приложение № 2.

Протокол урока русского языка в VI "Г" классе.

Тема: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ.

Цель урока: Понимание и усвоение учащимися значения отрицательных наречий; правописание в отрицательных наречиях под ударением НЕ, в неударном положении НИ; слитное написание НЕ и НИ в отрицательных наречиях; общего и раздельного в значении и правописании отрицательных наречий; овладение практическими навыками правописания отрицательных наречий и отрицательных местоимений. (Цель урока дословно переписана из рабочего плана урока учителя.)

Учительница: - Здравствуйте, садитесь! (Три ученика вообще не встали при входе учителя в класс, продолжая рыться в своих портфелях.)

Учащиеся: - Здравствуйте! (Садятся. В классе очень шумно. Класс к уроку не готов. У многих на партах нет дневников, учебников, тетрадей.)

Ученик Петренко: - Я забыл тетрадь дома.

Учительница: - Возьми чистый лист бумаги. Потом перепишешь в тетрадь. После уроков подойдёшь ко мне. Шаталов и Веденин, опять играете на уроке? Убрать сейчас же! Вы постепенно превращаетесь в бездельников! Безобразие! Запишите: "Восемнадцатое марта".

Учащиеся пишут. В классе шумно, часть учеников вынимает из портфелей тетради. Требование учителя выполнили не все учащиеся.

Учительница: - Кончили? Давайте быстрее! Вахромеева, долго ты будешь там копаться? Сегодня у нас новая тема: "Отрицательные наречия и их правописание". Усвоить её будет очень трудно (пауза). Но вначале повторим правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, если на них не падает ударение.

Учащиеся думают. Шум в классе затихает.

Учительница: - Например, НИЧЕМ, НИЧЕГО. Руку, руку, держите, как следует. (Ученику, высоко поднявшему руку.) Ну, давай, Шаталов.

Ученик Шаталов: - Если на частицу не падает ударение, то пишется НИ.

Учительница: - А НЕ? Подождём, пока наговорится Сидоренко с Левиным (пауза). Все слушаем Шаталова.

Ученик Шаталов: - НЕ пишется, если под ударением.

Учительница: - Всем понятно? (Класс молчит.) Запишем: НЕКОГО… НЕКОМУ… НИЧТО… НИКАКОЙ… НИЧЕМ… НЕЧЕМ…

Учащиеся записывают, но в классе не прекращается шум.

Учительница: - Шаталов и Веденин! Я вас удалю с урока сейчас. У вас до этого был урок географии? Вы что там, на головах ходили? Я требую рабочего настроя. Как написать местоимения, Шаталов?

Ученик Шаталов: - НЕКОГО (произносит как НИКОГО) с частицей НИ.

Учительница: - Не с частицей, а с приставкой. Частица, слившись с местоимением, стала приставкой. Садись. (К классу.) Как же написать это местоимение?

Ученик Романов: - Местоимение НЕКОГО я написал с приставкой НЕ. Если под ударением, надо писать НЕ.

Учительница: - Моторина, дай-ка мне сюда эту книгу. (Отбирает постороннюю книгу у ученицы.) Надо работать, а не заниматься посторонними вещами. Ты для кого учишься, для меня или для себя?

Ученица Моторина: - Для себя, конечно.

Учительница: - Так уважай себя и своих товарищей. Веди себя как положено. Проверяем дальше. Сергеев.

Ученик Сергеев встал и молчит.

Учительница: - Кто там подсказывает? Ну-ка встань! (Приглушённый смех.) Сергеев, ты совсем не работаешь. У тебя явно вырисовывается двойка за четверть. Садись. Романов.

Ученик Романов: - НИЧЕГО. Я написал приставку НИ.

Учительница: - Почему? Объясни мне всё сам.

Ученик Романов: - Потому что на неё не падает ударение.

Учительница: - Продолжит Герасимова.

Ученица Герасимова: - НЕКОМУ. НЕ под ударением.

Учительница: - Садись. Семёнова.

Ученица Семёнова: - НИЧТО. Местоимение. Я написала приставку НИ. Она в безударном положении.

Учительница: - Андронов, бесконечно вертишься. Отвечай дальше.

Ученик Андронов: - НИКАКОЙ, НЕ под ударением.

Учительница: - А слышится что?

Ученик Андронов: - НИ в безударном положении.

Учительница: - Читай дальше.

Ученик Андронов: - НИЧЕМ. Я написал НИ. Тоже в безударном положении. И НИКТО, НИ.

Учительница: - Последнее местоимение, Пирогова.

Ученица Пирогова: - НЕЧЕМ, НЕ под ударением.

Учительница: - Теперь повторим, когда НЕ и НИ в отрицательных местоимениях пишутся слитно, когда - раздельно. Как вы написали все местоимения?

Учащиеся: - Слитно.

Голоса с разных мест. В классе шумно. Три человека явно занимаются посторонними делами, а не включены в общеклассную работу.

Учительница: - Я буду зачитывать вопросы, а вы будете на них письменно отвечать в своих тетрадях, употребляя отрицательные местоимения. Кто приходил к тебе вчера?

Учащиеся пишут.

Учительница: - Кого из друзей ты вчера видел?

Учащиеся пишут.

Учительница: - У кого из товарищей ты сегодня был?

Учащиеся пишут.

Учительница: - Моторина, прекрати разговоры. Сейчас ты улыбаешься, а как выходишь к доске, там и улыбка, и дар речи пропадает. Я сколько раз тебе говорила о необходимости более серьёзно относиться к учёбе?

Продолжим работу. К кому ты пойдёшь вечером? Пишите. Иванов, прекрати заглядывать в тетрадь к Иконникову. Думаешь, меня легко обмануть? Я достаточно всех вас хорошо знаю. Помолчи. Работай самостоятельно.

Учащиеся пишут.

Учительница: - Давайте поговорим. Сергеев.

Ученик Сергеев: - Ко мне приходил вчера мой друг Саша.

Учительница: - Где же здесь отрицательное местоимение? Скажи мне, пожалуйста. Нет, я положительно не знаю, что с тобой делать. Где же здесь отрицательное местоимение.

Учащиеся (с места): - Нет отрицательного местоимения.

Учительница: - Как же правильно? Садись, Сергеев.

Учащиеся (опять с места): - Ко мне вчера никто не приходил.

Учительница: - Папанова, встань. Как ты написала НИКТО? Объясни.

Ученица Папанова: - Слитно. Потому что в безударном положении.

Учительница: - Не в том же дело. Почему слитно? Герасимова.

Ученица Герасимова: - Если нет предлога, то местоимение пишется как одно слово.

Учительница: - Верно. Садись. Следующее предложение. Петрова.

Ученица Петрова: - Я вчера никого из друзей не видела. НИКОГО слитно. Нет предлога.

Учительница: - Так. Андронов.

Ученик Андронов: - Я ни у кого из товарищей сегодня не был. Ни у кого - в три слова, есть предлог.

Учительница: - Правильно. Молодец. Семёнова.

Ученица Семёнова: - Вечером я ни к кому не пойду. В три слова, предлог К.

Учительница: - Когда же НЕ и НИ пишутся в отрицательных местоимениях слитно и когда раздельно? Кто ответит? Ну-ка, Романов?

Ученик Романов: - Слитно, когда нет предлога, и раздельно, когда предлог есть.

Учительница: - А теперь посмотрите на доску. На ней написаны наречия: никогда, неоткуда, никуда, нигде, негде, незачем. Чем они похожи на отрицательные местоимения? Кто ответит?

Ученики (с места, не вставая): - Они тоже имеют приставки НЕ и НИ.

Учительница: - Вот такие наречия с отрицательным значением называются ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ НАРЕЧИЯМИ. Вы должны правильно употреблять их в речи. Придумайте устно с каждым из них по одному предложению. Так, Андронов.

Ученик Андронов: - Я никогда не забуду этот случай.

Учительница: - Верно, Андронов. Ты меня сегодня обрадовал. Ставлю тебе "4". Михалёв.

Ученик Михалёв: - Нигде не мерцают огоньки.

Учительница: - Правильно. Работать всем. Веденин, ты себя, как всегда, ведёшь безобразно. Придумал пример?

Ученик Веденин: - Неоткуда… (думает)… Неоткуда не пришёл… (В классе смех и шум.)

Учительница: - Шута строишь из себя. Неудачное предложение, ты упорно напрашиваешься на неприятности. Тебе б с Андронова брать пример, может быть, меньше бы стал безобразничать. Как правильно, Шаталов?

Ученик Шаталов: - Подъехать к речке было неоткуда.

Учительница: - Кремнева.

Ученица Кремнева: - Никуда неохота было что-то идти.

Учительница: - Достаточно. (Пауза.) Как в отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ, а в безударном положении - НИ. И всегда слитно. Раздельно не пишутся вообще, так как в отрицательное наречие нельзя вставить предлог.

Запишем под диктовку предложения и объясним правописание наречий.

Путникам негде было укрыться от дождя.

Написали? Объясним. Сарматова.

Ученица Сарматова: - В этом предложении отрицательное наречие НИГДЕ.

Учительница: - НЕГДЕ. Как написали НЕ?

Ученица Сарматова: - Я написала слитно. Нет предлога.

Учительница: - Его в отрицательных наречиях вообще не бывает. Давайте запишем следующее предложение. Впереди болото, дальше идти некуда. Как в этом предложении написали наречие? Веденин, как ты себя ведёшь? Будет этому когда-нибудь конец? Почему ты не пишешь? Немедленно напиши в тетрадь предложение. Повторяю. Впереди болото, дальше идти некуда. Как ты написал?

Ученик Веденин: - Некуда. Приставка НЕ, она под ударением. Слитно.

Учительница: - Пишем дальше. С самого начала мне никак не везло. Объясним. Хлебникова.

Ученица Хлебникова: - Никак - отрицательное местоимение. Приставка НИ, в безударном положении, пишется слитно.

Учительница: - Хорошо. Ниоткуда не доносилось ни звука. Просим, Фролов.

Ученик Фролов: - Ниоткуда, НЕ.

Учительница: - Что НЕ? На каком слоге ударение?

Ученик Фролов молчит.

Учительница(к классу): - Как написать НИОТКУДА? Романов.

Ученик Романов: - Надо написать НИ, без ударения.

Учительница: - Слитно? Раздельно?

Ученик Романов: - Раздельно, есть предлог ОТ.

Учительница: - Неправильно. Какая часть речи?

Ученик Романов: - Нужно писать слитно. Это наречие.

Учительница: - Наконец-то, садись. Пишем дальше. Незачем было ему сюда приходить. Как написали отрицательное наречие? Шаталов.

Ученик Шаталов: - Незачем. Отрицательное наречие. Я написал приставку НЕ, под ударением. И слитно.

Учительница: - Ему неоткуда ждать писем. Проверим. Михеев.

Ученик Михеев: - Неоткуда. НЕ, потому что под ударением, и слитно, потому что наречие. ОТ - это приставка.

Учительница: - Итак, что нужно знать о правописании НЕ и НИ в отрицательных наречиях? Шаталов.

Ученик Шаталов: - Мы должны знать, что под ударением пишем НЕ, а в безударном положении - НИ.

Учительница: - И ещё.

Ученик Шаталов: - Всегда слитно.

Учительница: - Мне нравится, Шаталов, твоя активная работа на уроке. Ты заслуживаешь четвёрки. А теперь проверим работу по развитию речи. Запишем тему сочинения: "Наша школа". На эту тему мы с вами не писали. Постарайтесь успеть минут за десять. Начали в хорошем темпе.

Учительница(прохаживается меж рядов, заглядывая в тетради учащихся): - Будьте внимательны. Уже есть ошибки. Заканчиваем, время вышло. Послушаем. Сомов, читай.

Ученик Сомов: - Мы учимся в светлой и красивой школе. В нашей школе есть много кабинетов, хороший спортивный зал и большая столовая. А ещё у нас есть спортивная площадка и футбольное поле. Мы очень любим играть в футбол. Когда мы идём со школы, то проходим по липовой аллее, которую сами посадили. Мы любим нашу школу.

Учительница: - Что вы можете сказать о сочинении Сомова?

Ученики молчат. Рук никто не поднимает.

Учительница: - Семёнова.

Ученица Семёнова: - Мне сочинение понравилось. Он написал "со школы", а нужно "из школы".

Учительница: - Ещё кто так думает? (Звонок с урока.) На дом упражнение 726 и выучить параграф. Урок окончен.

Ребята не все записали домашнее задание.

Практическая работа № 7.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.