чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами»

2017-06-19 239
чтобы ребенок увлеченно чем-то занимался, займитесь этим сами» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В о все х учебника х п о психологи и воспитани я можн о найт и в то м ил и ино м вариант е эт у директиву.

 

М ораль: дет и копиру ю т поведени е взросл ы х, котор ы е в до­ ш кольно м период е явля ю тс я дл я ни х непререкаем ым автори­ тето м.

К омментарий: у меня нет информации, кто первый придума л эту фразу. Но соверш енно очевидно, что все умные родители в конеч­ ном итоге приходят к ней. Глупо предполагать, что ребенок начнет бегать по утрам, если родитель до 12 часов не может встать с кровати. Б ессмы сленно думать, что он будет учить язы ки, если родителю не интересно их знать.

Личност ь ребенка вы страивается, как и в библейско й исто­ рии, по образ у и подобию взрослого. Н абл ю да я за увлеченн ы м взросл ым, он сам становитс я увлеченн ым, вбира я те ценностные


 

 

13 8 • Глава 3. Каталог баек

 

представления, которы е разделяе т настав ник. Ви д я упорств о взрослого, он и сам будет упра жн ят ь свою волю, довод я начатое дел о д о конца. И мприн ти н г направляе т ребенка н а воспроизве ­ дени е поведения родителя. Люб я, дет и в м акси м ально й степени копиру ю т этот эталон.

Д иапазон применения байки: консультация будущих родите­ лей, молодых родителей, тех, кто обращается по поводу развития творческих способностей у детей.

 

№ 103. Байка «Пилигримы»

Эт о стихотворени е И. Бродског о [11]: Мим о ристалищ, капищ,

мим о храмо в и баров, мим о шикарны х кладбищ, мим о больши х базаров, мир а и гор я мимо,

мим о Мекки и Рима, сини м солнце м палимы, иду т п о земл е пилигримы. Увечн ы они, горбаты, голодны,полуодеты,

глаз а их полн ы заката, сердц а и х полн ы рассвета. З а ним и пою т пустыни, вспыхиваю т зарницы, звезд ы горя т на д ними,

и хрипл о кричат им птицы: чт о ми р останетс я прежним, да, останетс я прежним, ослепительн о снежным,

и сомнительн о нежным, ми р останетс я лживым, ми р останетс я вечным, може т быть, постижимым, но все-таки бесконечным.


 

Каталог баек • 13 9

 

И, значит, не буде т толк а от веры в себ я да в Бога.

...И, значит, осталис ь тольк о иллюзи я и дорога.

И быть на д земле й закатам,

и быть на д земле й рассветам. Удобрит ь е е солдатам. Одобрит ь е е поэтам.

 

М ораль: ва жн о не то, к чему челове к стре ми лся, а то, ка к он прожи л свою жи з нь.

Комментарий: родители могут заставит ь ребенка верит ь в Бога, могут научить надеяться на свои сил ы. Важно, чтобы иллю зии, которы е он и предложа т детям в виде сценария и представления о само м себе, позволял и ему м акси м ально реализовы вать свои воз­ можности, а не закр ы вали его от мира.

Д иапазо н применения байки: тренинг личностного роста у подростков, консультации родителей относительно воспитания детей.

 

№ 104. Байка «Компетенция и почему ее требуют?»

 

В 2002 г. бы л проведе н эксперимент, в которо м участвовал и 32 стра ­ ны, в то м числ е Россия. Цель ю эксперимент а был о оценит ь знани я подростко в в школа х разны х стран. Чтоб ы создат ь равноценны й экзаменационны й материал, соответствующи й знаниям, предла ­ гаемы м в школе, в каждо й стран е четыр е независимы х эксперт а брал и оди н и то т ж е материал, которы й он и зате м адаптировал и к возможностя м дете й свое й страны. Росси я в это м исследова ­ ни и оказалас ь н а 28-м месте, хот я м ы постоянн о говори м о том, чт о у на с само е лучше е образование. Н а перво м мест е оказалас ь Финляндия. В че м состоял а проблем а наши х детей? Он и хорош о воспроизводил и теоретически й материа л и з учебника, н о совсе м н е умел и применят ь ег о к жизненны м ситуациям. Возможност ь использоват ь полученны е данны е как ра з и называетс я компетен ­ цией.

 

М ораль: э фф ективност ь освоения з нани я — это н е хоро ш а я память, а воз можно ст ь применят ь вы ученно е н а практике.


 

140 • Глава 3. Каталог баек

 

К омментарий: совре м енно е российско е образование пред­ полагает, чт о ребено к дол ж е н заучиват ь м ассу м атериала, н е опираяс ь н а экспери м ент. К оличеств о лабораторн ы х и иссле­ довательских рабо т катастро фи ческ и м ало. П р и этом в о мно ги х других страна х акцен т ставитс я н е н а охва т м акси м альн о боль­ ш ого объема информации, а н а воз можно ст и ребенк а находит ь информаци ю, у м ет ь е е применят ь в жи з ни, са мом у откр ы ват ь зако н ы и правила, поставив соответству ющ и й экспери м ент. Задач а родителей, хот я б ы д о тог о мом ента, пок а ребено к н е по ш е л в ш колу, состоит именн о в создании воз можно ст и само­ стоятельног о освоени я и м наиболе е ф унда м ентальн ы х з нани й свойст в природы.

Д иапазо н применения байки: беседы с воспитателями, учи­ телями начальных классов, консультирование родителей под­ ростков.

 

№ 105. Байка «Я никогда не наказываю своего ребенка»

 

Однажд ы я участвовал а в студенческо й конференции, на которо й был сдела н докла д «Воспитыват ь бе з наказания». Я решил а задат ь вопро с докладчиц е п о повод у того, чт о наказани е — эт о метод, пр и которо м у ребенк а из поведени я убираю т социальн о неприемлемы е элементы. Можн о л и н е пользоватьс я им? И тогд а докладчиц а го ­ лосом, в которо м звуча л металл, сказала: «Я никогд а не наказываю своег о ребенка». Услыша в это т жутки й голос, все поняли, как може т быть страшн о ребенку, мам а которог о думает, чт о не наказывает, когд а говори т с ни м ТАКИ М голосом. Никт о н е ста л задават ь больш е вопросов, в аудитори и повисл о молчание.

 

М ораль: то, чт о ду м ае т родител ь о свое м поведении по отно­ ш ени ю к ребенку, не обязательно так же восприни м аетс я и ре­ бенком.

К омментарий: в данно й истории мо лода я м а м а полагала, чт о нака за ни е мож е т б ы т ь тольк о фи зически м. Н о видо в нака за ни я очень много, а наиболе е сильн ы й и опасн ы й ви д нака за ни я — от­ вер ж ени е ребенка, которо е производитс я чере з голос, чере з уход о т ребенка, чере з соответству ющ и е мимик у и поведение роди -


 

Каталог баек • 14 1

 

теля. С тра х остатьс я в одиночеств е дл я человеческог о су щ ества может б ы т ь са мы м сильн ым. Н едаро м С окра т предпоче л в ыпи т ь и з ча ш и с цикуто й (яд) альтернатив е — изгнанию и з Афин.

Н о эт о сделал взросл ый. М о жн о представит ь себе, ка к пугается ребенок перспектив е отверж ени я родителями, даж е есл и родите­ ли дум аю т, чт о не наказы ваю т ребенка. Э то пут ь взра щ ивани я за­ виси мого человека.

Е сть правил о наказа ния. С огласно ему, м ать, наказ ы ва я ребен­ ка, сначал а говорит ил и каким-т о образом дает понять, что она л ю би т ребенка, принимае т его и он — само е л ю бимо е ею су щ ество н а Земле. Зате м она говорит, чт о наказ ы вае т его за конкретн ы й поступок, подчеркива я либ о в этот момент, либ о позднее, когда она в спокойно м состоянии разговаривае т с ребенком и объясня­ ет ем у правил а взаи мо действия м еж ду л ю дь ми, что она отделяе т ребенка, котор ы й важ ен дл я нее всегда, от его поступка, котор ы й она ж елае т изменить.

Д иапазон применения байки: консультирование родителей относительно методов поощрения и наказания в семье.

 

№ 106. Байка «Антон Палыч Чехов однажды заметил...»

 

Эт о стих и Б. Ш. Окуджав ы [28]:

 

Анто н Палыч Чехо в однажд ы заметил,

чт о умны й люби т учиться, а дура к — учить. Скольки х дурако в в свое й жизн и я встрети л — мн е давн о пор а уж е орде н получить.

 

Дурак и обожаю т собиратьс я в стаю.

Вперед и их главны й во все й красе.

В детств е я верил, чт о однажд ы встану, а дурако в нет у — улетел и все.

 

Ах, детски е сны мо и — какая ошибка, в каких облака х я по глупост и витал.

У природ ы на уста х коварная улыбка...

Видимо, чего-т о я не рассчитал.


 

14 2 • Глава 3. Каталог баек

 

А умны й в одиночеств е гуляе т кругами, о н цени т одиночеств о превыш е всего. И ег о так прост о взять голым и руками, скор о и х повыловя т всех д о одного.

 

Когд а ж их всех повыловя т — наступи т эпоха, котору ю не выдумат ь и не описать...

С умны м — хлопотно, с дурако м — плохо.

Нужн о что-т о среднее. Д а гд е ж ег о взять?

 

Дурако м быть выгодно, д а очен ь н е хочется, умны м — очен ь хочется, да кончитс я битьем... У природ ы на уста х коварные пророчества.

Но, може т быть, когда-нибуд ь к среднем у придем.

 

М ораль: все та же — нет в мир е соверш енства.

Комментарий: ка к бы н и планирова л родител ь предназначе ­ ни е своег о ребенка, он не сможет уберечь его от труд ностей. Лю­ бой ярки й челове к будет в ы з ы ват ь сопротивление общ ества. Ч е м оригинальне е будет ребенок, а потом и взросл ый, тем интереснее, но и труд нее, будет его жи з нь.

Д иапазон применения байки: консультирование родителей по проблемам воспитания, тренинг личностного роста у подростков.

 

№ 107. Байка «Ребенок и творчество»

 

Типична я сцен а в детско м саду: мать приходи т з а ребенком. О н под ­ бегае т к не й с рисунко м и торжественн о показывает. Мат ь ленив о смотри т н а рисуно к и говорит: «Ты ж е вчер а уж е эт о рисовал. Оде ­ вайся быстрее». Комкае т рисунок, кладе т в карман и ждет, когд а ре ­ бено к оденется.

 

М ораль: творчеств о нуждается в поо щ рени и и увядае т под ле­ нивым м а мины м взглядо м.

К омментарий: в разн ы х байка х у ж е б ы л и представлены дв е позици и о б отно ш ени и к творчеств у детей. П оскольк у очевид­ но, чт о человеку, создав ш е м у неч т о новое, придетс я в жи з н и преодолеват ь мно г о труд нос тей, т о неко тор ы е специалист ы предполагаю т, чт о таки м детя м н е стои т изли ш н е помогат ь — он и дол жн ы с детств а научи тьс я преодолеват ь препятствия.


 

Каталог баек • 14 3

 

Е ст ь и друга я точк а зре ния: помогат ь творческо м у человек у нужн о всегда, поскольк у творческий потенциа л и пробивные способност и н е иду т рук а о б руку, и част о инициатив а погибае т о т равноду ш и я об щ ества.

Во з можно, в подростково м возраст е в зависи мо ст и от того, наскольк о устойчи в ребенок, э фф ективн ы об а подхода. Н о дл я до ш кольник а доказанн ы м являетс я ли ш ь одн а позиция: талант­ лив ым и мо гу т б ы т ь мно ги е дети, н о творчески м и л ю дь м и ста­ новя тс я ли ш ь т е и з них, котор ы х м атер и ил и т е л ю ди, котор ы е за нима ю т эт у позици ю, очен ь л ю бя т и дела м и котор ы х восхи­ щ а ю тся.

Н ача в рисовать, дет и оди н и тот ж е с юж е т «отрабат ы ва ю т» достаточно долго, создава я подря д абсол ю т н о идентичные ри­ сунки. Э т о тольк о со стороны ка ж ется, чт о ребено к делае т бес­ с мы сленну ю работу. Н о ва жн ост ь этих однотипн ы х каракул ь состоит в то м, чт о ребено к осваивае т предметный мир, соотно­ сит свои действи я с полученным результато м, он познае т воз­ можно ст и каранда ш а и бумаги, собственной руки. М оз г н е мо­ ж е т вдру г обрест и навык, каж до е действие требуе т длительног о оттачивания.

Д иапазо н применени я байки: в рамках консультирования, ког­ да мать чрезмерно критикует своего ребенка и предъявляет к нему высокие требования.

 

№ 108. Байка «Прометей прикованный»

 

У Эсхил а в «Промете е прикованном» [40] ест ь замечательны е строки, смыс л которы х вечен:

 

Ах, как легк о тому, кто в безопасности, Увещеват ь и поучат ь попавшег о

В беду.

Молю, мол ю вас, будьт е сострадательны, Бед у чужу ю видя. Вед ь бе з устал и

Кочуе т злополучь е о т одни х к другим.

 

М ораль: не стоит осуж дать другог о родителя, когда его ребе­ нок капризничае т в об щ ественном месте.


 

14 4 • Глава 3. Каталог баек

 

Комментарий: типич на я ситуация в наш е вре м я — ребенок плаче т в тра нспорт е ил и на улице. О бязательно найдутся л ю д и с осуж да ющ им и взгляда м и и с за м ечания м и о том, что «в наш е вре­ мя...» ил и «у на с дет и никогда не плакали». Н есчастна я м ать, ко тора я не мож ет успокоит ь ребенка, под воздействие м этого нега­ тив но го облак а набрасывается н а ребенка, начина я его увещ евать, он плаче т ещ е пущ е, чувствуя, что м ать отдаляетс я от него. Есть масса причин, по котор ы м ребенок плачет: он может хотеть спать, у него что-то болит. И нет лю дей, у которы х ребенок бы никогда не плакал.

О чен ь приятно, когда окруж ающ и е настолько чувствительны, что понима ю т эт о и предоставляю т маме воз можност ь само й спра­ витьс я с ситуацией, не упрека я ее слова м и ил и взглядами. С ам а ж е м ам а в этих случаях дол жн а понимать, что чем больш е он а будет волноваться, чт о доставляе т с ребенком неудобства окру ж а ющ им, тем сильнее, чувству я это волнение, н о н е понима я его причину, будет плакат ь ее ребенок. Н у жн о либ о взят ь его н а руки, если он плаче т о т усталости, либ о воспит ы ват ь привычным способо м, н е реагиру я н а вне ш ни е косы е взгляды.

Д иапазон применения байки: консультирование молодых ро­ дителей.

 

№ 109. Байка «Детские прятки»

 

Наверное, все родители, имеющи е ребенк а о т год а д о 2 лет, играл и с ни м в прятки. Особенност ь это й игр ы с ребенко м данног о возраст а состои т в том, чт о малы ш всегд а прячетс я в одно м месте, да и искат ь мать са м предпочитае т в то м ж е месте, гд е тольк о чт о прятался. Бо ­ ле е того, предложени е другог о родителя, наблюдающег о з а игрой, поменят ь мест о обычн о вызывает протест. Поэтом у родител ь честн о считает, зате м долг о ходи т вокру г стола, громк о сообща я ребенку, гд е он ег о «ищет», а потом, в соты й раз, как бы нечаянн о заглядывае т по д сто л и, дела я изумленно е выражени е лица, находи т та м ребенка, которог о переполняе т восторг.

 

М ораль: ребено к ф ормулируе т правил а игры в соответствии с собственн ы м представление м об устройств е мира.

Комментарий: игра я в прятки, ребенок до 3 лет ж елает, что­ бы его на ш ли, и ж дет этого. Э то поздне е з начимо й станет именн о


 

Каталог баек • 14 5

 

невозможност ь найти его. М аленький ребенок обладает свойст­ вом, которое Ж. П иаже назвал детским реализмом [31 ]. М ал ы ш на определенно м этапе развития не восприни м ает вещ и в их внут­ ренних отно ш ениях, а ли ш ь таки ми, какими они видятс я в непос­ редственном контакт е с ними. И м енн о поэтому он искренне по­ лагает, что Л ун а дви ж ется за ним и играет с ни м в прятки. Вспом­ ните, когда вы идете по дорог е ясн ы м лунн ы м вечером, Л ун а как бы дви ж етс я за вами. О днак о всяки й взросл ы й челове к научил­ ся не верит ь своим глазам. О н точ но помни т усвоенну ю в ш кол е картину мира, согласно которой Л ун а — огромн ы й холодн ы й ш ар в бесконечном космосе, которы й вращ ается вокруг ещ е больш его ш ара — Земли, на которой и стоит человек, видя щ ий, чт о Л ун а пе­ ремещ ается вслед за ним. Э то дополнительное знани е позволяе т ему сделат ь вывод, что если Л ун а и дви ж ется, то явн о не за ним, а искл ю чительно по своим лунн ы м зако нам. Он а безразлична не только к нему, но и к человеку вообщ е, так же ка к и к л ю бому дру­ гому объект у во В селенной.

М ал ы ш ещ е не был в ш кол е и не приоб щ илс я к кни жн о й муд­ рости. Н епосредственное восприятие о н принимае т за реальност ь и полность ю уверен, что Л ун а следит именн о за ним. Те н и гор н а Л ун е создаю т илл ю зи ю лица, которое ребенок легко интер­ претируе т ка к улы бающ ееся личн о ему. У него да ж е есть точ но е (с его точки зре ния) доказательство собственной правоты. М о жн о закр ы т ь глаза — и Л ун а исчезнет, можн о их откры ть, и она — на тебе! — с мо три т и благодуш но улы бается. М ам а может долг о гово­ рит ь о бесконечност и В селенной, о темном, твердом образовании, несущ ем ся с огромной скорость ю по кругу в холодном космосе. Ребено к точ н о знает, что Л ун а — очень теплая, потому чт о ж елтая, и ласкова я — она не ругается, но всегда готова молча играт ь с ним, когда взросл ы е о чем-то долг о и нудно говорят.

М г новенно е восприятие ребенок считает истинным, посколь­ ку не отделяе т себя от мира. Ем у достаточно закр ы т ь глаза, чтобы дум ать, чт о его никто не видит. А затем радостно распахнут ь их и приоб щ итьс я к миру, наивно полагая, что именн о в этот момент окру ж а ющ и е вновь видя т его.

В реализме выражается парадокс детской мысли: с одной сторо­ ны, ребенок бли ж е к непосредственному наблюдению, с другой — он


 

14 6 • Глава 3. Каталог баек

 

одновременно и боле е отдален от этой реальности. С лучайн ы е от­ но ш ени я в мир е при этом способе его восприятия принима ю тс я за причинные.

М ал ыш и долг о играю т не в прятки, как дум ает взросл ый, а в

«от ы скалки». И м ва жн о не спрятаться, а б ы т ь найденными. Имен­ но поэтому они испытыва ю т столько восторга, когда взросл ы й в которы й раз находит их н а том ж е само м месте. Он и ведь ещ е н е знаю т, чт о взросл ы й их видит. Закр ы ва я глаза и прячас ь ка ж д ы й раз под один и тот ж е стол, м ал ы ш полагает, что взросл ы й будет искат ь его по всем у миру, а не прямо пойде т к известному ем у месту. П оэтому так трево жн о о жи дани е и столько радости, когда взросл ы й все-таки находит потаенное место. П онимани е зако но в фи зик и о том, чт о свет распространяетс я по прямо й линии, при­ дет к ребенку с оп ы то м, когда он вдруг сам догадается, что если он видит кого-то, то и этот кто-то то ж е видит его.

Д иапазон применения байки: консультирование молодых ро­ дителей относительно возможностей восприятия дошкольников.

 

№ 110. Байка «Исправить детский рисунок»

 

Картинк а в детско м саду: ребено к рисуе т человека. Эт о странны й че ­ ловек: у нег о огромна я голова, составляюща я едино е цело е с телом, о т которог о горизонтальн о отходя т дв е палки, обозначающи е руки, и вниз иду т ещ е две, обозначающи е ноги. Воспитател ь начинае т под ­ правлят ь рисунок, чтобы о н получилс я боле е похожи м н а реальног о человека. Рисуно к действительн о становитс я боле е понятным, н о ре ­ бенк у он не нравится, и он отказывается показывать ег о родителям.

 

М ораль: в рисунк е ребенок не столько стреми тся к соответст­ ви ю реальности, скольк о к изображению своег о представления этой реальности.

Комментарий: ребенок строит свой рисуно к как интеллекту­ альну ю мо дель мира, а не как его зри мы й аналог. О н рисуе т не то, что видит, а то, чт о знает. Э то з нани е в рисунк е он обобщ ает до си м волическог о описания, доступног о ему на этом уровне разви­ тия. Н о дл я взрослог о ва жн а вне ш ня я похожест ь рисунк а ребенк а н а то, что он изображает. П редлага я ребенку тех ник у повы ш ени я точ ности изображения, взросл ы е обедняю т детское рисование,


 

Каталог баек • 14 7

 

ли ш а я его «мироустроительной» ф ункции, а детское творчест­ во — внутренне й са мо стоятельности. Во зможно, весь до ш кольн ы й период взросл ы й дол ж е н работат ь н е с тех нико й рисунка, котора я с м енится, ка к только ребенок перейде т н а другой интеллектуаль ­ ны й уровень, а с личность ю ребенка, воз можностя м и его воспри­ яти я и обоб щ ени я результатов этого восприятия.

П одобн ы е о ш ибк и взросл ы е соверш аю т регулярно. П о дорог е домо й из детског о сада, ж ела я б ы ть вни м ательн ым и к м алыш у, они спра ш ива ю т ребёнка о том, что б ы л о в детском саду. Ем у не­ чего ответит ь на это, так как в данн ы й момент дви ж ени я по доро­

ге он о ш ело м ле н потоком соб ы тий, совер ш а ющ ихс я вокру г него. Все эт о так разительно отличаетс я от того, с чем он сталкивалс я в тече ни е дня, чт о ем у хочется приоб щ итьс я к этом у. Е сл и бы взросл ы й говорил с ним об этих си юм инутных соб ы тиях, то на­ учил бы его видеть. А вечером перед сном, когда нет вне ш ни х отвлекающ и х мом ентов, ил и за сов м естн ы м ужином, где все рас­ сказы ваю т о своих делах, ребенок гордо, как и другие «боль ш ие», мог бы припомнить, что происходил о тогда, когда взросл ы х не б ы л о рядо м с ним. П ы таяс ь ж е ответит ь на вопрос м атери по до­ роге домой, под отвлекающ и й акко мп ане м ен т вне ш него мира, он обучается не за м ечат ь его, а з начимыми постепенно будет считат ь требуе мы е от него взросл ым и мы сленн ы е конструкции о пережи­ ваниях, котор ы х н е испытывает.

Д иапазо н применени я байки: консультирование молодых ро­ дителей относительно возможностей восприятия маленького ре­ бенка.

 

№ 111. Байка «Личное пространство»

 

Типична я сценка: мам а гуляе т с полуторагодовалы м ребенком. К не й походи т подруга, с которо й мам а начинае т с воодушевление м разговаривать. В это т момен т с ребенко м что-т о происходит: он веде т себ я так, как будт о хоче т разрушит ь эт о общение, кричит, капризничает, проситс я н а руки, хот я тольк о чт о увлеченн о игра л самостоятельно.

 

М ораль: у ребенк а есть лично е пространство, наруш ени е кото­ рого ведет к изменени ю его поведения.


 

14 8 • Глава 3. Каталог баек

 

Комментарий: в данно м случа е всю ситуацию можн о объяс­ ни ть следу ющ и м образом. У ребенка почт и до 2 лет лично е про­ странств о — эт о не только бли ж ай ш е е к нему пространство, но и его м ать. К ак тольк о чу ж а я тетя переходит невидиму ю демарка­ ционну ю лини ю, все его сущ ество заставляе т его отстаиват ь собст­ венное лично е пространство. О н плачет, кричи т ил и капризнича ­ ет. М а м а поступит неправильно, если будет говорит ь ему что-то. Н о если он а возьм ет его н а рук и ил и обнимет, он ока ж ется с не й вместе в неразделе нно м пространств е и б ы стре е успокоится, хот я тетя все ещ е будет м е ш ат ь ему.

То, чт о у детей этого возраст а больш о е лично е пространство, можн о увидеть, наблю да я за их игрой в песочнице. К аж ды й ре­ бенок сидит в своем углу, наблю дает за действия м и соседа, но не стре ми тс я непосредстве нн о с ни м об щ аться. Н о уж е к конц у второг о года жи з ни, и особенно с 3 до 5 лет, лично е пространс­ тво ребенка становитс я действительно только его личн ым, «осво­ бож дается от м атери», ум ень ш ается, он легко об щ ается с други м и детьм и и подходит намного бли ж е к другим л ю дя м. К о вре м ен и поступления в ш кол у лично е пространств о у ребенка практически исчезает. Он очень близк о подходит и к сверстника м, и к воспи­ тател ю. Д о пубертат а (подростковог о возраста, период а половог о созревания) эт о расстояние миним ально. Н о затем оно постепенно увеличивается, и чем старш е человек, тем труд нее ему завяз ы ват ь новые отно ш ения. Тепер ь о н ком ф ортн о чувствуе т себя ли ш ь н а расстоянии двух в ы тя ну т ы х рук. Ведь именн о рукопо ж атие фик­ сируе т у взросл ы х ту границу, за котору ю другой челове к не дол­ ж е н заходить. Роди тел ю необходимо учит ы ват ь з нани я о лично м пространств е ребенка.

Д иапазон применения байки: консультирование родителей, имеющих детей любого возраста.


 

Словарь

 

Архетип — понятие, предложенно е К. Г. Ю н го м. П о д ни м по­ нима ю тс я универсальн ы е вро ж денн ы е психические структур ы, составля ющ и е содер ж ани е коллективног о бессознательного. Он и явля ю тс я осново й об щ ечеловеческой си м волик и мифо в, сказок, худо ж ественн ы х текстов.

Вытеснение — ф орм а психологической за щ иты, выражающ ая­ ся в устранении из сознания неприемлемых влечений и пережи­ ваний.

Защита психологическа я — психологическа я систе м а регуля­ ции психик и человека, направленна я н а сняти е ил и у м ень ш ени е трево жн ости. П сихологическа я за щ ит а ограждает личност ь от негатив ны х э моци й и переживаний. П о Ф рейду, м еханиз м а м и за­ щ иты явля ю тся: регрессия, изоляция, проекция, идентификация, субли м ация, рационализация, отказ.

И денти фи каци я — м еханиз м психологической за щ иты, заклю­ ча ющ ийс я в отож дествлении себя с другим человеком ил и груп­ пой лю дей.

Интеллект академический — воз можност ь и готов ность ребен­ ка осваиват ь ш кольну ю программу.

Интеллект социальный — у м ени е человека ориентироватьс я в общ естве, социальн ы х институтах, э фф ективно об щ аться.

И нтеллект э моцион альн ы й — у м ени е человек а опис ы ват ь э моци и други х л ю дей, понимат ь собственн ы е переживани я и на з ы ват ь их, предсказыват ь развитие э моцион альн ы х ситуа­ ций.

К омпетенци я — воз можность, навык использования теорети­ ческог о м атериал а в разнообразны х жи з ненных ситуациях.


 

150 • Словарь

 

Копинг — у м ени е справлятьс я с тя ж ел ым и жи з ненным и ситуа­ циями.

М иф — лю бо е представление, которое разделяется определен­ ны м кругом лю дей, в которое он и безоговорочно верят.

Н аказание — некоторое действие, после которог о из поведения ребенка убира ю тс я социально неприемлемые действия.

П роекция — м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото­ ром неприемлемые дл я индивид а представления приписываю т­ ся вне ш нем у мир у и восприни м а ю тс я ка к принадлежа щ и е дру­ гим л ю дя м.

Р ационализация — за щ итны й м еханиз м, закл ю ча ющ ийс я в поиск е социально приемлемо й основ ы дл я социально неприемле ­ мого поведения.

Р еализ м детский — способност ь ребенка на определенном эта­ пе развития не восприни м ат ь вещ и в их внутренних отно ш ениях, а ли ш ь таки ми, какими он и видятс я в непосредственно м контакт е с ними.

Символ — образно е в ы ра ж ени е интуитивно й идеи, котора я не мож е т б ы т ь с ф ормулирована непосредстве нно.

Сублимация — м еханиз м психологической за щ иты, пр и кото­ ром сексуальна я энергия превращ ается в энергию других видов.


 

Список литератур ы

 

1. Августин А. И сповед ь Бл а ж енног о Августина, епископа Гип- понского. - М.: AC T, 2006.

2. Апулей. Апология. М ета морфоз ы. Ф лорид ы. — М.: Н аука, 1960.

3. Афанасьев А. Н. П олно е издание народных русских сказок. — 6-е изд. Л.: Л ениздат, 1983.

4. Бальмонт К. С тихотворе ния, худо ж ественна я проза, статьи, очерки, письма. — М.: П равда, 1991.

5. Берн Э. И гр ы, в которы е играю т лю ди. Лю ди, которы е играю т в игры. — М.: Э ксмо, 2007.

6. Библия. К ни г и С вя щ енног о П исани я Ветхого и Н овог о заве­ та. К анонические. — М.: И зд-в о В сесою зного совет а Евангель­ ски х христиан-баптистов, 1968.

7. П рирод а ребенк а в зеркал е автобиогра фии: Учеб. пособие по педагогической антропологии / П о д ред. Б. М. Бим - Б ада, О. Е. К о ш елево й - М.: УРАО, 1998. - С.110 - 114.

8. Бирлайн Дж. Ф. П араллельна я мифо логи я / П ер. с англ. — М.: К рон- П ресс, 1997.

9. Бо Цзюй-и. С праш ива ю у друга: Антология китайской поэзии: В 4 т. Т. 2. Д инастия Тан. V II- X вв. — М.: И зд-во худ. лит., 1957.

10. Бор М. М о я жи з н ь и взгляды. — М., 1973.

11. Бродский И. П илигимы // С тро ф ы века: Антология русской поэзии / С ост. Е. Е втуш енко. — М инск; М.: П оли ф акт, 1995.

12. Гари Р. О бе щ ани е на заре / П ер. с ф р. — СП б.: Азбука- К лассика, 2006.

13. Дали С. Тай на я жи зн ь Сальвадора Д али, написанна я им самим // И нос тра нна я литература. — 1991. — № 12.


 

 

15 2 • Список литературы

 

14. Доман Г., Доман Дж. К ак развиват ь интеллект ребенка / П ер.

с англ. - М.: AC T, 1999.

15. Жук В. С. С тих и на даче. - М.: AC T, 2007.

16. Кент Р. С ала мин а / П ер. с англ. — М: Географ гиз, 1962.

17. Кремер Г. О сколк и детства. — М., 1995.

18. Кнабе Г. С. П роблема Ц ицерона // Гримал ь П. Ц ицерон. — М.: М олода я гвардия, 1991.

19. Леви-Брюль Л. П ервоб ы тно е мыш ление. П сихология мышле­ ния. - М: И зд-во М ГУ, 1980.

20. Леутин В. П., Николаева Е. И. Ф ункциональна я аси мм етри я мозга: миф ы и действительность. — СП б.: Речь, 2005.

21.. МайерсД. С оциальна я психология. — СП б.: П райм-Еврознак, 2006.

22. Мэй Р. М у ж ество творить: О черк и психологии творчества / П ер. с англ. — Л ьвов: И нициа тива; М.: И н -т общ егуманитар­ ны х исследований, 2001.

23.. Николаева Е. И. П сихо фи зиология: Учеб. дл я вузов. — М.: П Е Р СЕ, 2003.

24. Николаева Е. И. О ди н из воз можны х путей ф ормировани я алексити ми и в детстве (н а пример е специ фи к и воспитатель­ ны х воздействий в совре м енно й сем ье) // Ж урна л экспери­ м ентальной и клиническо й м едицин ы. — 2006. — № 1-2. — С. 156 - 167.

25. Николаева Е. И. С равнительны й анализ представлений детей и их родителе й об особенностях поо щ рения и наказа ни я в семье // П сихология. Ж урна л вы сш ей ш кол ы эконо мики. — 2006. — Т. 3,

№ 2. - С. 118 - 125.

26. Николаенко Н. Н. Творчеств о и мозг. — СП б.: И н -т специаль­ ной педагогики и психологии, 2001.

27. Нойманн Э. П роисхождение и развитие сознания / П ер. с англ. — М.: Рефл-бук; К иев: Ваклер, 1998.

28. О куджава Б. Ч аепити е на Арбате. — М.: К орона-принт, 1998.

29. Перевезенцев С. В. В начале б ы л о слов о // h tt p: //fontz.r u / A rticles/ o the r/livestatf on ts

30. Перлз Ф. Вн утри и вне помойног о ведра / П ер. с англ. СП б.: 21 век, 1995.


 

Список литературы • 15 3

 

31.. Пиаже Ж., Инелъдер Б. Генезис эле м ентарн ы х логических структур. К ласси фи каци я и сериация / П ер. с ф р. — М.: И зд-во иностр. лит-р ы, 1963.

32. С ент-Экзюпери А. де. И збра нное. — М: Гудьял-П ресс, 1999. — С. 239-292.

33. С еров В. К р ы латы е слова: Энциклопедия. — М.: Локид, 2003.

34. С третерн П. П латон за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.

35. С третерн П. С арт р за 90 минут / П ер. с англ. — М.: А стрель; AC T, 2005.

36. Ф рейд 3. С обр. соч.: В 26 т. Т. 2. А втопортрет. - СП б.: ВЕ ИП, 2006.

37. Хегенхан Б., О лсон М. Теори и научения. — 6-е изд. — СП б.: П итер, 2004.

38. ХармсД. Ц ир к Ш арда м. — СП б.: К ристалл, 1999.

39. Ходасевич В. С тихотворе ния. — М: Академический проект, 2001.

40. Дератани Н. Ф., Тимофеева Н. А. Римска я литература // Х рестоматия по антично й литературе. В 2 т. Д л я в ы с ш и х учеб­ ны х заведе ний. Т. 2. — М: П росвещ ение, 1965.

41.. Цветаева М. И збра нны е произведения. — М.; Л.: С оветский писатель, 1965.

42. Чуковский К. И. С обр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Худож. лит., 1965.

43. Юнг К. Во спо мин ания, сновидения, разм ыш ления. — М инск: ОО О «Х арвест», 2003.

44. Юнг К., Нойманн Э. П сихоанализ и искусство / П ер. с англ. — М.: Refl-book; К иев: В аклер, 1996. - С. 9-29.

45. Nikolaeva Е. M ode l of family discipline influence on child's hea r t rat e / H ea lt h P syc hology Review. - 2007 - Suppl. 1. - P. 45.

46. Imber-Black E., Roberts J. R ituals for ou r tim es. — N. Y.: H arpe r Pe rre nn ia l, 1993.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.