М но ги е м а м ы совре м енн ы х молоды х мам вскар м ливалис ь и х — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

М но ги е м а м ы совре м енн ы х молоды х мам вскар м ливалис ь и х

2017-06-19 293
М но ги е м а м ы совре м енн ы х молоды х мам вскар м ливалис ь и х 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

собственн ым и м а м а м и не м енее года. В ныне ш ни х условия х иссле­ дователи пыта ю тс я найти разумн ы е объяснения дл я прекращ ени я кормлени я в определенном возрасте. Ч е м более слаб ребенок при ро ж дении, тем дольш е может бы ть период грудного вскармлива­ ния. В то ж е вре м я чем бы стрее он развивается, тем сильне е у него потребност ь в дополнительно м питании. Бол ь ш инств о авторо в полагаю т, чт о сейчас, пр и воз можно ст и приготовления дл я ре­ бенк а специально й детской пи щ и, нет необходимост и кормит ь ребенк а боле е года. Д лительно е кормлени е требуе т о т материн­ ског о организма дополнительн ы х усилий, прежд е всег о эфф ек­ тив но г о обмен а кальция. Е сл и организ м к это м у не готов, у мате­ р и мо гут начат ь в ып адат ь зуб ы.

А вот э моциональна я зависи мо ст ь от м атеринской груди долж­ на б ы ть обязательно перенаправлена в адекватн ы й дл я ребенка способ сняти я стресса. М ать дол жн а обучат ь его справлятьс я с разн ым и ситуация ми, находяс ь с ни м рядо м и показывая, ка к раз­ реш аю тся проблемы.

И м енн о поэтому можн о рекомендоват ь мамам кормит ь ребен­ ка грудью в тече ни е только первог о года жи з ни. А в тех случаях, когда м ал ы ш будет требоват ь грудь дл я успокоения в необычно й дл я него ил и труд но й ситуации, отказы ват ь ему в этом (желатель­ но с первог о раза, чтобы не закреплят ь реакци ю). И, поддержива я ребенка, показат ь ем у доступн ы й дл я него вы ход и з сло жи в ш ейс я ситуации. Бол е е того, освоение нового способа взаи мо действия с окру ж а ющ им и можн о подкрепит ь чем-т о приятным дл я ребенк а (н о н е груд ны м кормлением).

Ч т о подобный отрыв не приносит детям вреда, знают те мамы, которые в сил у обстоятельст в вынуждены бы ли оставит ь детей на небольшой срок (иногда даже на день) с другими близкими ребенку лю дьми (папой, бабушкой, дедуш кой). Вернувшись, они обнаружи­ вают, что ребенок легко обходится без такого способа питания, осо­ бенно если находится в благожелательной обстановке, где всегда есть кто-то, кто помогает ему решать проблемы. Но поскольку у него нет


 

Каталог бае к • 4 7

 

привычк и обращ аться к ним за грудным питанием, он быстро науча­ ется обходиться без него и приобретае т новые образцы поведения.

Д иапазо н применени я байки: индивидуальная или групповая беседа с родителями или воспитателями, обсуждение поведения в семье в первый год жизни ребенка.

 

№ 18. Байка «Длинны й мамин хвост»

 

Харло у X. Ф. [23],'который пыталс я понят ь поведени е людей, иссле ­ ду я повадк и обезьян, однажд ы прове л тако й эксперимент. О н сде ­ ла л дв а проволочны х макет а обезьян, которы е стал и суррогатным и матерям и дву м новорожденны м обезьянкам, никогд а н е видевши м собственны х матерей. У одно й тако й проволочно й матер и (у каждо й из них был а вставлен а бутылочк а с соско й и молоко м где-т о в райо ­ не середин ы тела) был длинны й веревочны й хвост, а у друго й — ко ­ роткий. Детеныш и исследовал и мир, держас ь з а хвост ы свои х «ма­ терей». Оказалось, чт о то т детеныш, которы й держалс я з а длинны й хвост, име л боле е высокий интеллек т и был боле е адаптивен, че м тот, которы й держалс я з а коротки й хвост, а наиболе е выраженны м чувство м пр и встреч е с новым второг о малыш а был страх.

 

М ораль: чем длинне е юбка, з а котору ю дер жи тс я ребенок, тем выш е его интеллект, тем боле е он адаптиве н в жи з ни.

К омментарий: многие мамы крайне тревожны, что подкрепляетс я вполне объективным и ф актами, которые в достаточном количестве ежедневно предоставляю тся средствами массовой информации. Э ти мамы крайне плотно опекают детей, провожа я их в ш колу и встречая из ш колы весь период пребывания ребенка в младш их классах. В до­ ш кольны й же период они зорко наблюдают за перемещением малы­ ша, часто не отходя от него ни на шаг. Но дети нуждаются в самосто­ ятельном освоении мира. М а м ы могут хотя бы сесть на скамеечку, пока дети бегают вокруг них. Кстати, чем более спокойна мама, тем увереннее м алы ш возвращ ается к ней после пребывания на некото­ ром расстоянии от нее.

М н е з наком ы дети, котор ы м сты дно, чт о их в четвертом клас­ се приводя т в ш кол у и забира ю т бабу ш к и ил и м а мы, ли ш а я са­ мо стоятельност и и воз можно ст и почувствоват ь себя взросл ыми, как эт о дела ю т их «м ене е счастлив ы е» одноклассники, м а м ы и ба­ бу ш к и котор ы х н е могут потратит ь столько вре м ен и н а свое чадо.


 

48 • Глава 3. Каталог баек

 

Э т и дети, воз можно, име ю т боле е в ы соки й акаде мич ески й интел­ лек т (поскольк у и до м а ш ни е зада ни я они делаю т с родителями), н о их воз можно ст и адаптироватьс я в социу м е, что и составляе т социальн ы й интеллек т (необходима я баз а дл я в ы соки х достиже­ ни й в об щ естве), су щ ественно сни ж ен ы. Бол е е того, чем поздне е и м предоставляетс я са мо стоятельность, тем боль ш и е о ш ибк и он и совер ш а ю т.

Я до сих по р помн ю, как м ам а разреш ил а мн е вперв ы е само й вернутьс я и з детског о сада (эт о б ы л о перед ш колой). Я за ш л а п о пут и до мо й к подружк е и пробыл а у нее окол о часа, которы е мо я м ам а запо мни л а на всю жи з нь. К огда я наконе ц приш ла, м ен я не наказали. О днак о ви д моей м ам ы позволил мн е осознать, что про­ изо ш ло. С тех по р я никогда не заходил а куда-то, не оговорив это предварительно с м амой.

П ятиклассник же, которы й ни раз у не ш ел домо й один, может загля ну т ь не только к другу, но и в такое место, о котором труд н о догадаться родителям, поскольку они никогда н е интересовалис ь предпочтениями ребенка, а всегда вопло щ ал и в жи з н ь собствен­ ны е представления.

Ребенк у необходимо дат ь четкие инструкции о том, ка к вести себя в тех ситуациях, когда подходят не з накомые ил и малознако­ мые взросл ы е. О пы т показывает, что даж е пребывание сильног о папы рядо м н е мож ет уберечь ребенка от нападения агрессивно настрое нны х не знакомцев. Н о у м ени е ориентироватьс я в ситуа­ ци и мож ет помоч ь ребенку и укрепит его са мо стоятельност ь и уве­ ренност ь в себе.

Д иапазо н применения байки: беседа с родителем или воспита­ телем о границах самостоятельности ребенка.

 

№ 19. Байка «Детские сказки-страшилки»

 

Кт о н е слыша л специфически х сказок, которы е шепото м рассказы ­ ваю т дру г друг у дети? Он и как дв е капл и вод ы похож и одн а н а дру ­ гую: всюд у ест ь запре т и нарушени е ег о детьми, з а которы е пото м расплачиваетс я вся семья.

Например, типична я страшилка. «Мам а велел а детя м купит ь мыло.

Однак о "земляничное " просил а н е покупать. Дет и пришл и в мага-


 

Каталог баек • 49

 

зин, вспомнил и пр о "земляничное " мыл о и купил и его. А вечеро м штор ы н а окна х превратилис ь в страшны е зелены е рук и (даж е сей ­ час, чере з мног о лет, когд а я пиш у эт и строки, н а мои х рука х по ­ являютс я мурашки). Он и окутал и каждог о член а семь и и задушил и всех».

Рассказываетс я это, с позволени я сказать, литературно е произве ­ дени е обычн о пере д сном, в детско й компании. У слушателе й во ­ лос ы встаю т дыбом. И молчани е долг о н е нарушается, поскольк у кажды й и з дете й легк о представляе т себ я в тако й роли.

 

М ораль: детский ф олькло р взы вает к взросл ым. О н несет оп­ ределенну ю информаци ю, котора я может б ы т ь полезно й дл я по­ нимани я детског о восприятия.

К омментарий: особенность ю детског о восприятия являетс я то, что дети не сл ыш а т частицу «не». В данном случае они запо минаю т что-то про «зем ляничное» мы ло. А потому и покупаю т его. Но в ре­ альност и бы ваю т более трагич ные ситуации: родители говорят, что дорогу нельз я переходит ь в неположенно м месте. Ребенку прихо­ дится долг о перебират ь неположенные места, и очень хорош о, если при этом переборе ничего не случится. Родитель в общ ении с ре­ бенком дол ж е н произносит ь инструкцию в положительно м ключе:

«П ереходи дорог у по пеш еходно му переходу». И нс трукция четкая и недвусмысленная.

В есьм а част о дети попадаю т в сло жны е ситуации именн о по причине полученно й им и неадекватно й инструкции. К а ж д ы й раз, когда родител ь говорит ребенку: «Н е дела й то-то», — он сообща­

ет о том, чт о не хочет, чтобы ребенок что-то совер ш ал, но ничего не упо мин ае т о том, что нужн о и как правильно делать. П оэтому луч ш е сраз у говорить, что о жи даетс я от ребенка. Н апри м ер, вмес­ то: «Н е разговарива й в ш коле» луч ш е сказать: «Вы слу ш а й вни­ м ательно, чт о говорит учительница, а потом перескажеш ь. М н е будет очень интересно». Вместо: «Н е дерис ь с Васей» луч ш е ска­ зать: «П опробу й поиграт ь с Васей с твоей новой м а ш инкой». Сто­ ит прислу ш атьс я к тому, что мы говори м, чтобы понять, почему ребенок та к упоре н в своем поведении.

Д иапазо н применени я байки: индивидуальная беседа с родите­ лем или воспитателем по поводу неадекватного поведения ребенка, обучение родителя эффективному разговору с ним.


 

• Глава 3. Каталог бае к

 

№ 20. Байка «Сказка про Красную Шапочку»

 

Попросит е родител я ил и групп у родителе й (при это м кажды й и з них рассказывае т тольк о одн о предложение) пересказат ь сказку пр о Красну ю Шапочк у так, как он и помня т ее с детства. Во врем я расска ­ з а прост о задавайт е некоторы е вопросы.

Жила-был а девочка, и звал и е е Красна я Шапочка. Бабушк а (п о дру ­ го й верси и — Мама) связал а (сшила) девочк е замечательны й голов ­ но й убор. Он а выглядел а в не м очен ь привлекательн о и никогд а не снимала, потом у ее и прозвал и Красна я Шапочка.

Во т Бабушк а заболела, и Мам а отправил а девочк у е е навестить. (Можн о спросит ь рассказывающего: «Как узнали, чт о Бабушк а забо ­ лела? Сорок а н а хвост е принесла? У них был мобильны й телефон? А может, прост о Мам а решила, чт о пор а навестить?». Можн о согла ­ ситьс я с любо й версие й рассказчиков, потом у чт о важн о н е содер ­ жание, а са м фак т осознани я им и того, чт о сказка запомнилас ь авто ­ матическ и и совсе м не продумана). Мам а напекл а пирожков, поло ­ жил а их в корзинку, туд а же поместил а горшоче к с маслом, и девочк а отправилас ь в лес. (Здес ь можн о спросить: «А мама знала, чт о в лес у ест ь Волк?». Есл и возникне т замешательство, т о можн о напомнить, чт о он а сказал а девочке: «В лес у с Волко м не разговаривай». Здес ь уместн о спросить, как поступи л бы тот, кто участвуе т в пересказе: отправи л б ы о н сво ю маленьку ю хорошеньку ю дочк у в лес, есл и б ы знал, чт о та м ест ь волк? Стои т выслушат ь все комментарии, а заодн о спросить, заче м родител и рассказываю т эт у сказку, есл и сам и так поступат ь н е будут? Н е кажетс я л и и м поведени е Матер и нескольк о странным?)

 

Дале е девочк а иде т в лес, п о дорог е собирае т цветы и пое т песни. (Ва ш комментари й в это т момент: «Чем отличаетс я красная шапочк а о т друго й шапочки?». В ы подводит е аудитори ю к мысли, чт о красны й цве т — контрастны й по отношени ю к зеленому, а потом у он особен ­ н о хорош о выделяетс я н а фон е зелени. Вед ь есл и б ы девочк а был а одет а в камуфляжну ю шапочку, он а не встретил а бы Волк а и сказки б ы н е было. Н е правд а л и странно, чт о все направлен о н а привлече ­ ни е внимани я Волка: и цве т шапочки, и запах и из корзинки, и песн и и все, чт о девочк а делает?)

 

Наконе ц девочк а встречае т Волк а и заговаривае т с ним. Он а со ­ общае т ем у дорог у к Бабушке, а дале е н е он а решает, как е й идт и (нарушен а инструкци я матери, поскольк у девочк а н е слышал а ча ­ стиц ы «не»), а е е направляе т Волк. О н бежи т п о коротко й дороге, он а иде т п о длинной.


 

Каталог баек • 5 1

 

Вол к подбегае т к дом у Бабушки, выясняет, измени в голос, как от ­ крываетс я дверь, дергае т з а веревочку, двер ь отворяется, о н съеда ­ е т Бабушку. Зате м о н надевае т одежд у Бабушки. (Можн о ненароко м спросить, откуд а о н е е взял: сначал а Бабушк у раздел, а пото м съел, ил и сначал а съел, а пото м вытащи л одежд у из о рта? Н о можн о со ­ гласитьс я и с версией, чт о в шкаф у был дополнительны й комплект, возможно, заране е подготовленны й к случаю. Своим и вопросам и вы вызываете все больш е и больш е сомнени й в необходимост и читат ь эт у сказку маленьки м детям.)

Зате м входи т девочка, и в сказке говорится, чт о он а «прилегл а на постель». (Можн о спросит ь у родителей, как част о он и ложатс я на постел ь к больно й бабушк е и рекомендую т ли тако е поведени е сво ­ и м детям? Ответ ы следуе т прост о внимательн о выслушать. Родите ­ ли, уж е подготовленны е предыдущим и вопросами, все боле е и бо ­ ле е внимательн о относятс я к пересказываемом у тексту. Ту т ж е мож ­ но спросить, почем у Вол к Бабушк у съе л сразу, а внучку — нет?)

Наконец Волк проглатывает девочку. Дале е по тексту: «На шу м пришл и Дровосеки». (И вновь можн о спросить, что за шу м он и могл и услышать? Девочк а не могл а кричать, так как Волк проглоти л ее одни м махом. Может, Дровосек и заране е был и приглашен ы и ждал и случая?)

Он и вошли, распорол и Волк у живот. И з нег о вышл и Бабушк а и внучка, об е живы е и невредимые. И тогд а Бабушка, котора я тольк о чт о был а больной, отправилас ь за камнями. Он и набил и ими Волк у живот, а у нежно й Красно й Шапочк и случайн о нашлас ь иголка, которо й он и ег о и зашили. (Здес ь можн о дополнить, чт о в первоначально м вариант е сказки Ш. Перр о был о окончание, в которо м он проси л девуше к не гулят ь там, гд е част о встречаютс я юноши. Эт а сказка был а создан а и м тогда, когд а в о Франци и был о принят о рассказыват ь молоды м девушка м фривольны е миниатюры. Именн о поэтом у в не й пр и всех усилия х редакторо в всегд а остаетс я неки й оттено к сексуальности. Наконец, можн о спросить, хотя т л и тепер ь родител и рассказыват ь эт у сказк у свои м детям?)

 

М ораль: сказк а може т нест и дополнительну ю информаци ю ре ­ бенку, о которо й н е подозревае т родитель.

К омментарий: анали з это й сказк и прове л американски й пси ­ хоаналити к Э. Бер н [5]. Эт о о н увиде л в не й нестыковки, тогд а ка к множеств о родител и н е замечаю т эти х подводны х камней. М ы уж е говорил и ранее, чт о информацию, полученну ю д о 5 лет, чело ­ ве к н е подвергае т критике, а потом у и з поколени я в поколени е эт а сказк а передаетс я бе з обсуждени я межд у детьм и и родителями.


 

52 • Глава 3. Каталог бае к

 

С огласн о Э. Б ерну, все участник и соб ы ти й устроил и Во лк у лову ш ку. У К расно й Ш апочк и в данно й сказк е нет н и папы, н и деду ш ки, то ест ь у М а м ы и Б абу ш к и не б ы л о супругов. К по­ нимани ю сло жи в ш ейс я ситуаци и и хотя т подвест и девочк у е е са мы е близки е родственниц ы. Е сл и м у ж чин е регулярно устраи­ ват ь лову ш к и и набиват ь жи во т камнями, т о в конц е концо в о н предпочте т уйт и в боле е спокойно е м есто.

Все герои данно й сказки делают одно, а говорят — другое. Б ер н такое взаимо действие назвал И грой, а данн ы й вариант игры — «Чу­ ж а я вина» (с больш о й буквы мы пиш ем некотор ы е имена и на­ зва ни я н е потому, что они дол жн ы по правила м написания бы ть с заглав ной, но потому, что это — си м вол ы).

С ут ь игровог о взаи мо действия в данно м случае состоит в том, что поведение девочки провоцируе т Во лка на агрессивное пове­ дение, но окру ж а ющ и е и он а сам а уверен ы, что во всем винова т только Во лк.

Во все не ф акт, чт о чтени е сказк и приведе т к подобному по­ ведению ребенка. М ы уж е говорили, чт о ва жн а не сказка, а от­ но ш ени е к не й того, кт о ее читает. Е сл и родител ь в конц е сказк и поговорит с ребенко м о поведении К расно й Ш апочки, спроси т о том, ка к можно, не привлека я вни м ани я Волка, пройт и к Ба­ бу ш ке, и напомни т о том, ка к нужн о вест и себя с не з накомым и л ю дь м и (здес ь родител ь н е говорит о том, что н е нужн о с ни м разговаривать, поскольку, ка к м ы уж е з наем, ребено к н е сл ыши т частицы «не», а четк о обговаривае т ка ж ду ю ситуаци ю), то сказ­ к а дас т тольк о положительный э фф ект. Ребенок, в ы слу ш ав ш и й ее и обсудив ш и й с родителем, будет предупрежде н и воору ж е н новым з нанием.

В а жны й момент, котор ы й нужн о имет ь в виду пр и чтени и детям сказо к и мифо в: они теря ю т свою архетипическу ю значи­ мость, ка к только м ы начинае м задават ь вопрос ы. Люб а я сказк а сраз у ж е превращ аетс я в бы ль, а тот си м волический компонент, котор ы й он а несла, утрачивае т свою актуальность.

Д иапазон применения байки: групповая работа с родителями или воспитателями, индивидуальная беседа с родителем относи­ тельно того, о чем мы думаем, когда предлагаем ребенку определен­ ную информацию, тогда как он получает совсем иную.


 

Каталог баек • 53

 

№ 21. Байка «Перед кабинетом врача»

 

Однажд ы в детско й поликлиник е я стоял а с о свои м младши м сыно м в очеред и к врачу. Нам пришлос ь стат ь очевидцам и одно й удиви ­ тельно й сцены. Пере д кабинето м окулист а стоял а мам а с трехлет ­ ни м малышом, который, по-видимому, был уж е достаточн о обре ­ мене н знаниям и о том, чт о происходи т в кабинетах, поскольк у они, посеща я черед у врачей, получал и направлени е в детски й сад. Ма ­ лы ш тихоньк о подвывал, иногд а всхлипывая. Мама, котора я устал а уговариват ь ребенка, выглядел а очен ь возбужденной. И вот, чтоб ы успокоит ь малыша, уж е н е контролиру я себя, он а говорит: «Д а о н ничег о теб е н е сделает. Тольк о глазк и выколет». С этог о мгновени я хныкань е перешл о в рев. К счастью, он и вошл и в кабинет, и чт о был о дальше, я не знаю.

 

М ораль: в состоянии усталост и ил и возбу ж дения м ы мож е м вну ш ит ь ребенку не полезные посылы, а на ш и собственн ы е пота­ енн ы е страхи.

Комментарий: когда родитель сам боитс я врачей, ребенок тож е будет их бояться. С тре мясь предотвратит ь негативную реакцию ре­ бенка на боль, родитель скры вает от него то, что процедура будет неприят ной. А потому ребенок перестает доверят ь и докторам, и ро­ дителям. Тогда, попада я в детскую поликлинику, он в неведении полность ю подчиняетс я своему страху, который, в свою очередь, усиливае т страх родителя перед врачами, и круг замыкается.

Ч тоб ы н е возникал о такой связи, перед первым посещ ение м доктора нужн о подготовит ь ребенка и последовательно рассказат ь ему все процедуры, которы е он будет проходить. Е сл и родител ь точ н о н е знает, чт о произойдет, можн о проиграт ь разн ы е вариан­ ты ил и прост о спросит ь врача уж е в кабинете, что он планируе т делать.

Н апри м ер, пере д посещ ение м зуб ного врача следует сказать, что врач возьм ет блестящ у ю м еталлическу ю палочку, и когда она ока ж ется во рту у ребенка, он почувствуе т холодок. Д але е родител ь расписы вае т все, н о н е упо мин ае т слов о «боль». О н перечисляе т все о щ у щ ения. М о жн о, например, взят ь чайну ю м еталлическу ю ло ж к у и провест и ею по внутренне й поверхност и ротовой полос­ ти. И тогда ребенок, следуя узнавае мо ст и о щ у щ ений, будет дове­ рят ь и родителю, и врачу. Бол ь ж е чащ е всего возникае т от страха.


 

54 • Глава 3. Каталог бае к

 

О чен ь ва жн о родител ю контролироват ь и собственн ы е чувства и слова. Д л я этого перед посещ ением врача мама может сначала все пересказат ь папе (или, наоборот, папа — м ам е), чтобы внезапн ы е собственн ы е страхи родителя не передалис ь ребенку.

Д иапазо н применения байки: индивидуальная беседа с роди­ телем или воспитателем о том, как правильно готовить ребенка к посещению больницы и поликлиники.

 

 

№ 22. Байка «А то будет, как в прошлый раз»

 

Ест ь тако й анекдот.

Ехал и звер и в автобусе. Вдру г Зая ц закричал: «Звери, кто укра л у мен я кошелек?» Звер и стал и перешептываться, но никт о не признал ­ ся. Тогд а Зая ц вновь говорит: «Звери, отдайт е кошелек, а то будет, как в прошлы й раз». Удивилис ь звери, забеспокоились. Зая ц опят ь требу ­ ет: «Звери, отдайт е кошелек, ат о будет, как в прошлы й раз». Ту т Вол к встает, подходи т к Зайцу, отдае т кошеле к и спрашивает: «Заяц, а чт о был о в прошлы й раз?» — «Что было, — отвечае т Зая ц ворчливо, — ук­ рал и и не вернули. Во т то и было».

 

М ораль: иногд а в в ы сказ ы вания х других мы видим боль ш е со­ дер ж ания, че м он о реально вклю чает в себя.

Комментарий: част о родителе й пугаю т многие детские воп­ росы, которы е, ка к им каж ется, относятс я к серьезн ы м взросл ы м проблемам. Н апри м ер, ребенок 3 лет спра ш ивает: «М ам а, а отку­ д а я взялся?» М а м а в уж асе бросается искат ь кни ж к и «про это», путано объясняе т ребенку то, что о н вовсе н е намеревалс я узнать, так ка к ещ е н е располагае т сведения м и в данно й области. Ребено к отмахиваетс я от ее объяснений и говорит: «А П етя сказал, чт о он родилс я в дом е, котор ы й стоит напроти в наш его. А я где?» Преж­ де че м отвечать, стоит уточнит ь у м алыш а, что именн о он имее т в виду. Н апри м ер, можн о дополнительно спросить: «А почему тебя эт о заи н тересовало?» Тогда взросло м у будет понятно, чт о конкретно ребенок о жи дает усл ыш ать.

Д иапазо н применения байки: индивидуальная работа с ро­ дителями, групповая работа с подростками, в которой им нужно объяснить, что люди могут не понимать друг друга, неверно ин­ терпретируя содержание вопросов.


 

Каталог баек • 55

 

№ 23. Байка «Бабушка и динозавры»

 

Пятилетняя внучка посл е просмотр а любимо й телевизионно й програм ­ мы обращаетс я к бабушке: «Бабушка, а когда ты была маленькой, какая детская передач а теб е нравилась больш е всех?». — «Когда я была ма­ ленькой, — отвечает бабушка, — телевизоро в ещ е не было». — «Как, ба­ бушка, ты что, жил а при динозаврах?» — удивляетс я внучка.

 

М ораль: обстоятельства и условия жи з н и м еня ю тс я столь стре­ ми тель но, чт о дет и с трудом представляю т себе то, ка к жи л и рань­ ш е и х близкие. С кол ь б ы подробными н и б ы л и и х рассказы, дети до определенног о вре м ени все равно соотнося т их с те м и реалиями, к котор ы м привыкли. И м енн о поэтому многие рассказ ы родите­ ле й обретаю т ф антастическое обрамление. Ч ем сло жн е е то, чт о опис ы вае т родитель, тем боле е изо щ ренному искажени ю он о под­ вергается. Э т о означает, что один и тот же сюж ет необходимо рас­ сказ ы ват ь ребенку многократ но, в разны х контекста х и в разн ы е возрастн ы е отрезки.

Комментарий: специ фи к а восприятия и мыш лени я ребенк а закл ю чаетс я в том, что словесн ы е описани я он вставляе т в рам­ ки привычног о ем у образног о ряда. С другой сторон ы, необычные образ ы оставляю т з начи тель ны й след в памят и и могут участво­ вать в ф ормировани и об ы денн ы х представлений, поскольк у у ре­ бенка пок а н е с ф ормирована объективна я (с точки зре ни я данног о об щ ества) ш кал а представлений и ценностей. Значимост ь новых объектов соотноситс я с внутренне й ценностно й ш калой, котора я определяетс я тем, насколько то ил и ино е явлени е поразил о ребен­ ка. Бол е е того, л ю бо е сооб щ ение взрослого, если оно не представ­ лен о ребенку доступно дл я него, может подвергаться искажени ю л ю бо й степени.

Д иапазон применения байки: разговор с родителем о том, на­ сколько подробно он должен сообщать ребенку свои требования, многократно проверяя точность понимания им предлагаемых инс­ трукций.

 

№ 24. Байка «Ребенок и телевизор»

 

Девочк е 5 ле т был о предложен о нарисоват ь рисуно к семьи. Он а на ­ рисовал а себ я и телевизор. Н а вопро с психолог а о том, гд е ж е мама,


 

56 • Глава 3. Каталог баек

 

девочк а не задумываяс ь ответила: «На кухне. Готови т ужин». «А гд е же папа?» — продолжа л интересоватьс я психолог. «А пап а на рабо ­ те», — сказал а девочка.

Друга я девочк а заканчивал а пр и психологическо м обследовани и не ­ оконченны е предложения. Психоло г произноси т фразу: «Ты пришл а из детског о сада, и мам а говорит...». Девочк а продолжае т мамины м голосом: «Ид и гулять». Психоло г начинае т следующе е предложение:

«Ты погуляла, приходиш ь домой, и мам а говорит...» — «Ид и мо й рук и и ложис ь спать!» — продолжае т девочка, повторя я мамин ы интона ­ ции. Ту т психоло г н е выдерживае т и неожиданн о дл я само й себ я за ­ дае т вопрос: «А когд а ужинать?». И тогд а девочк а строги м мамины м голосо м отвечает: «Так ты уж е ел а в детско м саду!»

 

М ораль: перенесенна я на детский рисуно к реальност ь без­ ж алостно обнару жи вае т ее самы е проблемные сторон ы, котор ы е взросл ы е предпочитаю т н е зам ечат ь ил и объясня ю т вне ш ним и обстоятельствами.

К омментарий: мно ги м родителя м ка ж ется, чт о он и все свое вре м я проводя т с детьми, поскольк у та к ил и инач е что-т о дела­ ю т дл я них. В представлении дете й все эт о в ы глядит иначе: ро­ дител и вооб щ е отсутствую т в и х лично м пространстве. С тирк а белья, приготовление обеда, уборк а квартир ы и другие хозяйст ­ венн ы е дел а мо гут полность ю поглотит ь вре м я взросл ы х. Бол е е того, они, эт и дела, принципиально н е за м етн ы дл я окру ж а ющ их. Тольк о непосредстве нно е об щ ени е с глаз у на глаз" восприни м а­ ется ребенко м ка к об щ ение. И м енн о поэтому луч ш е н е удалят ь ребенк а в то т мом ент, когда взросл ы й за ня т до м а ш ним и дела ми, а приоб щ ит ь его к ним. Д а, в этом случа е уборк а затя не тся, а при­ готовле ни е пи щ и стане т боле е хлопотн ым. Н о пр и этом ребено к будет чувствоват ь себ я ва жны м и з начимым члено м сем ьи, будет перенимат ь у взрослог о навык и и будет точ н о з на ть, чт о его ро­ дител и всегда рядом.

Д иапазо н применения байки: разговор с родителями о сути процесса воспитания. О собенно это значимо для молодых мам, которые только-только отдали ребенка в детский сад. Разго­ вор о том, что детство — краткий миг в жизни человека и что лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.


 


 

 

№ 25. Байка «У него было все»


Каталог баек • 57


 

Пожила я мать, жалуяс ь соседке, рассказывае т о черствост и свое ­ г о сына, котором у она, воспитыва я одна, отдал а все. Он а с утр а д о ноч и работала, чтоб ы у нег о был о все, как у всех: и модна я одежда, и необходимы е вещи, котирующиес я сред и молодежи: плеер, ком ­ пьюте р и т. д. Но, ста в взрослым, сын редк о заходит, н е интересует ­ с я е е здоровьем, иногд а принесе т что-т о к чаю, н о пр и это м совсе м н е общается. Соседка, болта я с друго й соседкой, завершае т сво й переска з сентенцией: «Над о же, така я хороша я женщина, а сы н у не е тако й ужасный». Собеседниц а ту т ж е вспомни т аналогичны е случаи, когд а у всем и уважаемы х родителе й оказываютс я дети, весьм а неуважительн о относящиес я н е тольк о к родственникам, н о и к окружающим.

 

М ораль: не все так просто, ка к ка ж ется на первый взгляд. Fallax species rerum (наружност ь вещ ей обманчива), как говорил и древ­ ние римляне.

К омментарий: можн о н а расска з пожило й ж ен щ ин ы по­ с мо трет ь с друго й точк и зре ни я — ка к все эт о восприни м алос ь ее с ын о м в детстве. М а м а говорила, чт о л ю бит, и уходил а на ра­ боту. П ото м он а возвра щ алась, иногд а дарил а игру ш к у и внов ь уходила, тепер ь у ж е н а кухн ю. Ребено к понял, чт о л ю бит ь — оз ­ начае т уходит ь и изредк а откупатьс я подарками. И м енн о эт о о н воспроизводит, становяс ь взросл ым. Е го н е научил и тепло м у об щ ени ю, в которо м реализуетс я потребност ь б ы т ь рядом, ка­ сатьс я дру г друга, сооб щ ат ь то, чт о з начим о в нас тоя щ и й мо­ м ент. Ребено к точь-в-точь воспроизводит то, чему его научили, н и н а йот у н е отступа я о т полученног о урока.

Д иапазо н применения байки: индивидуальная консультация родителя, разговор о любви к детям, о том, как проявлять любовь в поведении.

 

№ 26. Байка «Кот и воробей»

 

Однажд ы лето м целу ю недел ю жител и подъезд а пятиэтажног о дом а вынужден ы был и просыпатьс я в 6 утр а от отчаянног о воробьино ­ г о крика. У этог о воробь я был о гнезд о н а одно м и з балконов. Когд а птенц ы подросли, и х нужн о был о учит ь летать. Воробе й обеспечи ­ вал безопасност ь собственног о выводка отчаянны м криком. На на -


 

58 • Глава 3. Каталог баек

 

ше м балкон е люби л лежат ь кот, котором у доставлял о удовольстви е наблюдат ь з а всем и движущимис я в пространств е объектами. О н бы л кастрированный, а потом у довольн о ленивый. Н о когд а о н п о не ­ осторожност и выше л н а балко н в день, определенны й птичко й дл я обучени я потомства, воробе й ста л скакать по балконны м перила м и чирикат ь с невероятно й дл я стол ь тщедушног о тельц а силой. Н а сво ­ ем языке он как бы стремилс я передать, чт о не допустит, чтоб ы кто - т о помеша л ег о детка м пройт и кур с обучения. Оглушенны й звуко м и устрашающим и прыжкам и воробья, на ш кот (которы й был во мног о ра з больш е и уж, конечно, сильне е воробья) поджа л хвос т и удалилс я с балкона.

 

М ораль: да ж е слаб ы й мож ет победить, уверенно за щ и щ а я свое потомство.

Комментарий: когда родител ь узнае т о проблемах, котор ы е возникл и у ребенка, у него вдруг появля ю тс я дополнительн ы е сил ы, котор ы е помогаю т преодолеват ь труд ности. Во зможно, о н никогда бы н е осили л их, будь это его собственн ы е проблемы. П р и л ю б ы х обстоятельства х необходимо помнить, что усили я и упорст­ во родител я в борьбе с проблемами более полезны дл я ребенка, чем наблю дени е отчаяния и бессилия взросл ы х.

Д иапазон применения байки: индивидуальная беседа с уставшей депрессивной матерью, отчаявшейся при воспитании больного ребен­ ка, групповая работа с родителями проблемных детей.

 

№ 27. Байка «Они так привыкши»

 

Комисси я и з районног о отдел а образовани я проверял а сельску ю школу. Н е нашл и никаких нарушений. Возни к тольк о оди н вопрос:

«Почем у у вас все ученик и говорят: ушедши, поевши, попивш и и т. д.?» — «Он и так привыкши», — ответи л учител ь школы.

 

М ораль: яблок о от яблон и недалеко падает. Реч ь ребенка, осо­ бенно до ш кольника, копируе т и интонации, и конструкции, ис­ пользуемые родителями и близкими.

Комментарий: если вы за м етил и что-то не то в речи детей, помните, чт о он и н е сам и придумыва ю т слов а и конструкции, а берут и х и з бли ж ай ш ег о окру ж ения. К ак бы н и учил и учител ь ил и родител ь ребенк а правильному язы ку, если он и сам и ошиба­ ю тся, все их о ш ибк и передадутся ребенку.


 

Каталог баек • 59

 

Д иапазон применения байки: индивидуальная консультация для родителей. Этим примером им нужно также доказать, что дети копируют не только слова, произносимые взрослыми, но и их по­ ведение.

 

№ 28. Байка «Вы — то, что вы едите, Мы — то, что мы читаем»

 

Эт о отрыво к из стихотворени я В. Жук а [15].

 

М ораль: н а каж дую привычну ю ф раз у можн о найти непривыч­ ную, зато боле е точ ну ю сентенци ю.

Комментарий: «М ы — то, что мы пьем» ил и «М ы — то, что мы едим» — набивш и е оскомину ф раз ы из телевизио нных передач и газетных сооб щ ений. П онятно раздраж ение поэта, несогласного с тем, что челове к пассивно заглатывает то, что вещают С МИ. Э то не так не только по отнош ению к пищ е духовной, но и к м атериальной. П режде чем стать структурным компонентом нашего организма, входящ ие в нас продукт ы разлагаю тся, а затем усваивается по внут­ ренним правила м организма. П р и этом состояние ду ш и человека, его представления о себе и о своем образе жи з н и крайне важн ы дл я того, что мы вы бираем из еды и питья. Люб ая словесна я информа ­ ция точно так же обрабатывается, в том числе м аленьким ребенком. П оэтому родители дол жн ы заботиться не столько о качестве пита­ ния, сколько о качестве душ евног о питания своих детей.

Д иапазо н применения байки: индивидуальная или групповая беседа с родителями, подрывающая слепую веру в сентенции, из­ лагаемые С МИ.

 

№ 29. Байка «Был ь о соске и памперсах»

 

Однажд ы в конц е август а к о мн е н а консультаци ю обратилас ь ба ­ бушк а будущег о первоклассника. Проблем а заключалас ь в том, чт о ребено к засыпа л тольк о с соской, д а и сред и дн я иногд а ус ­ покаивалс я лиш ь с е е помощью. Обращени е в конц е лет а был о связан о с тем, чт о в это м год у ребено к долже н бы л пойт и в школу, в первы й класс, и тако е поведени е семилетнег о мальчик а могл о б ы вызват ь насмешк и други х детей.


 

60 • Глава 3. Каталог баек

 

Н а правомерны й вопро с относительн о того, почем у это й проблемо й занялис ь тольк о сейчас, бабушк а наивн о ответила, чт о ране е эт а проблем а никог о н е беспокоила.

 

М ораль: весьм а часто побуждение м к воспитанию и обучению ребенка явля ю тс я вне ш ни е институты, а не собственное понима­ ни е полезност и того ил и иног о поведения дл я отпры ска.

Комментарий: нередко родител и обращ аю тся за советом по поводу приучени я ребенка к гор ш ку и отмены памперсо в не тог­ да, когда эт о нужн о (когда ребенку 1-2 года), а гораздо позднее, когда ребенку уж е 3 года, а то и 5 лет. И побудительной сило й к изменени ю его поведения являетс я вне ш ня я причина: необходи­ мо сть отправит ь в детский сад ил и какие-т о другие об щ ественн ы е институты.

П риучени е ребенк а к гор ш к у и отучение пользоватьс я со­ ско й — не прост о действия, пр и котор ы х он осваивае т новы й на­ в ы к. Э т о действия, определя ющ и е его личностн ы й рост, меняю­ щ и е его са мооц енк у и представление о м есте в мир е. «Я дела ю это, ка к взросл ый», — ва жн ей ш и й мом ен т данног о оп ы та. Иног­ д а родител и полагаю т, чт о ра з пользование соской ил и пампер­ са м и н е м е ш ае т и м са ми м и приятн о дл я ребенка, его н е следуе т подталкиват ь к освоению нового навыка. Н о подобным образо м он и задер жи ва ю т личностн ы й рос т своег о м ал ыш а. Э т о пример­ н о т о ж е са мо е, чт о дер ж ат ь ребенк а вне ш кол ы д о ар мии, потому чт о в сем ье достаточно дене г дл я обеспечения ребенка, а учитьс я ем у н е хочется. В последне м случа е всем очевидно, чт о обучение в ш кол е — этап социализации ребенка, позволя ющ и й е м у в ка­ кой-т о мом ен т получит ь достаточно в ы соки й социальн ы й статус и приобрест и все вариант ы роле й взрослого. Н о в случа е соск и и памперсо в удобство, пр и которо м не требуетс я усили я со сто­ рон ы родителей, зат м евае т з начимос т ь са мо стоятельност и дл я ребенка. К а ж д ы й раз, когда родител и предпочитаю т дл я быст­

рот ы что-т о делат ь з а ребенка, он и за м едля ю т его взросление, сни ж а ю т социальн ы й интеллект, а з начи т, ухудш аю т адаптацию в мир е.

О свои в новый навык, ребенок приобретае т само стоятельность, это способствуе т дальней ш е м у рас ш ирени ю воз можносте й дл я личностног о роста. Б е з соски ребенок начинае т осваиват ь реч ь и


 

Каталог баек • 6 1

 

вы раж ать себя посредством слова. Ч аст о это обременительно дл я окруж ающ их, н е ж ела ющ и х з на т ь мн ени е ребенка. Освободив­ ш ись от памперсов, ребенок становитс я свободн ы м от родитель­ ской опеки.

Д ругое дело, что дл я многих взрослых такая самостоятельност ь детей нежелательна, поскольку, с их точки зрения, ограничивае т их влияние на ребенка. Но в этом случае необходимо работать с личнос­ тью взрослого, стим улируя его самого к личностно му росту и обя­ зательно привод я к мысли, что лю бой ребенок вырастает и уходит из семьи. Родители дол жн ы быть готовы отпустит ь ребенка в само­ стоятельное плавание, но для этого они должн ы иметь собственные интересы, иные, чем уход за ребенком.

Д иапазон применения байки: индивидуальные беседы с мама­ ми и бабушками, будущими родителями с целью подчеркивания значимости освоения навыков личной гигиены для личностного рос­ та ребенка.

 

№ 30. Байка «Папа на полу»

 

Одн а молода я женщин а рассказал а о проблем е в их семье. Ребено к всегд а (начиная с самог о рождения) плох о спал. Но есл и он лежа л в постел и вмест е с матерью, то высыпа


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.