Н о чт о влияе т на то, что дети в одной семье так не похожи друг — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Н о чт о влияе т на то, что дети в одной семье так не похожи друг

2017-06-19 283
Н о чт о влияе т на то, что дети в одной семье так не похожи друг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на друга? О сновно й причино й мож ет б ы ть ревность, возникаю­ щ ая м еж ду детьми, их конкуренция, борьба за вни м ани е родите­ лей. К огда в сем ье появляетс я первый ребенок, м ать сверхтревож­ на, а потому свое й тревогой повы ш ает и тревог у первог о ребенка, которы й привыкае т част о просыпаться, зват ь м ать и требоват ь об щ ени я в л ю бо е вре м я суток.

О б щ ени е со вторы м ребенком дл я больш инств а матерей прощ е, так ка к у ни х уж е есть опыт разреш ени я многих проблем. О днак о между дву м я детьм и возникае т соперничеств о за вни м ани е матери. Эта борьба не за лю бовь (выжи ваемость, котора я и с ф ормировал а у ребенка такое свойство, зависит не от лю бви, котора я мож ет быть не полезной ребенку, если становитс я чрезмерной, а от забот ы, вни­ м ания). И м енн о за вни м ани е и борю тся дети, как борю тся птенцы в гнезде, в котором иногда более сильн ы й птенец вы талкивае т бо­ лее слабых. Э то не значит, что дети не лю бя т друг друга ил и они плохи, — в ни х работает генетическая установка на выжи вание, ко­ торая непосредственно зависит от вни м ани я матери.

К а ж д ы й ребено к в зависи мо ст и от порядк а ро ж дени я развива­ ется в разн ы х условиях. С тар ш и й ребенок некогда б ы л единствен­ ным, и он знает, чт о это такое. М лад ш и й не бы л таков ы м никогда, поэтому стратегии детей в борьбе за вни м ани е м атери различн ы. С тар ш и й ребенок кое-чт о умеет, поэтому он с больш ей вероят­ ностью обратит на себя вни м ани е матери, если нечто будет делат ь все луч ш е и луч ш е. И м енн о поэтому стар ш и е дет и луч ш е учатся, а позднее, соответственно, достигаю т боль ш и х результатов.

М лад ш и е н е могут делат ь то, чт о делае т стар ш и й ребенок. П оэтому он и обра щ а ю т вни м ани е м атери н а себя либ о плохи м поведением, либ о слабость ю, либ о провоциру я стар ш ег о н а аг­ рессию, чт о позволи т пожаловатьс я м атер и и получит ь о т не е поддержку.

И м енн о поэтому в о мно гих се м ья х стар ш и е дет и достигаю т боль ш и х результатов, а м ладш ие, привыкнув, чт о ответствен­ ность за ни х несу т другие, став стар ш е, н е стре мя тс я обрест и ее.


 

78 • Глава 3. Каталог баек

 

С ред и последних чащ е встречаю тся аддикт ы лю бог о вида (ка к мы уж е говорил и - лю ди, завися щ и е от курения, алкогол я и т. д.). О днак о есл и дет и довольно рано разъезж а ю тс я и з сем ьи, стано­ вяс ь старш е, он и все более и более походят друг на друга, так как ф актор, определя ющ и й различие в их поведении, — родительское вни м ани е — исчезает.

Ч тоб ы дет и б ы л и боле е похожи дру г н а друг а и н е зависел и о т вни м ани я родителей, е ж едневно нужн о н е прост о б ы т ь вмес­

т е с ними, н о планироват ь сво й вече р так, чтоб ы обязательно с ка ж д ы м и з ни х отдельно побыват ь с глаз у н а глаз. Бол е е того, в случа е проблем, когд а м е ж д у ним и возникае т скандал, нака­

з ы ват ь н е стар ш его, а обоих, чтоб ы об а училис ь договаривать ­ с я м е ж д у собой, а н е использоват ь ссор у дл я борьб ы з а м а мин о вни м ание.

Д иапазо н применени я байки: консультирование многодетных семей, воспитателей детского сада, учителей начальных классов.

 

№ 38. Байка «Ахиллесова пята»

 

Мифическом у герою, им я которог о н а латын и звучи т как Ахилле с (а по-греческ и — Ахилл), ораку л предсказа л смерт ь пр и осад е Трои. Зна я предсказание, ег о мать, всеведающа я богин я Фетида, решил а обманут ь судьбу. Он а окунул а ег о сраз у посл е рождени я в священны е вод ы рек и Стикс, дарующи е бессмертие, держ а ре ­ бенк а з а пятку. Вс е тел о Ахилл а стал о неуязвимым, кром е пятки. Именн о в эт о уязвимо е мест о и попал а стрел а Париса, защитни ­ к а Трои. Несчастна я мат ь собрал а тысячелистни к и пыталас ь и м излечит ь сына, н о вс е был о тщетн о — предсказанног о оракуло м нельз я был о избежат ь даж е богине.

 

М ораль: ни оди н м етод воспитания не сможет за щ итит ь в бу­ ду щ е м ребенк а от проблем, даж е если его родители педагог и ил и психологи.

К омментарий: каж д ы й родител ь ж елает счасть я своем у ребен­ ку. Ч аст о в процесс е воспитания хочется за щ итит ь его от тех бед, котор ы е известны взросл ым. Н о оказы вается, что в этом стремле­ ни и мы не учит ы вае м всех н ю ансов, которы е и могут стать реша­ ющ им и в той ил и ино й ситуации. Задаче й воспитания поэтому яв­ ляетс я н е за щ ит а ребенка о т будущ их напастей (и х числ о и вид ы


 

Каталог баек • 7 9

 

постоянно м еня ю тся), а обучение его в принцип е преодолеват ь труд ности упорством и с м екалкой.

Д иапазон применения байки: индивидуальная и групповая ра­ бота с родителями детей разных возрастов, беседы с воспитате­ лями и учителями начальных классов.

 

№ 39. Байка «Курение и здоровье ребенка»

 

Одн а пожила я женщин а рассказал а н а консультаци и у психолога, чт о е е мат ь курил а всю жизнь. Он а н е прекращал а курени е даж е в о врем я беременности. У это й матер и был о тро е детей. У старше й и з ни х (т о ест ь у то й женщины, котора я рассказывал а эт у историю) с детств а был о повышен о кровяно е давление, которо е пото м пере ­ росл о в гипертонию, и ее мучил и регулярны е головны е боли. У дву х други х вс е был о намног о лучше, н о у среднег о мальчика, когд а о н вырос, бы л ранни й инфаркт, а у младше й сестр ы — редка я сосудис ­ та я болезнь.

 

М ораль: курение родителе й н е проходит бесследно дл я здоро­ вья ребенка, даж е если родител и пыта ю тс я курит ь так, чтобы дети этого не видели. П оследние исследования свидетельствую т о том, что особенно су щ ественно курение м атери отраж ается не на де­ тях, а на внуках.

К омме ы арий: курени е и мо лод ы х, и стар ы х, и ж ен щ ин, и м у ж чи н — типич но е поведение на ш ег о вре м ени. С а мо е удиви­ тель ное, чт о стол ь ш ироко е распространение этот стил ь полу­ чил в на ш е й стране, тогда ка к Е вроп а и С Ш А стре ми тель н о ос­ вобо ж да ю тс я о т не го. Э т о изменени е политик и н а Запад е связа­ н о с последними исследованиями, доказав ш ими, чт о курени е в наиболь ш е й м ер е влияе т н а здоровь е н е детей, а внуков. Д ел о в то м, чт о нико ти н очен ь похо ж н а ве щ ество, которо е в организ ­ м е отвечае т за су ж ени е сосудов. У са ми х куриль щ ико в чере з не­ которо е вре м я в ы рабат ы ваетс я устойчивост ь к это м у ве щ еству. С уд я п о все м у, неко тору ю устойчивост ь приобретаю т и дети, а во т внук и — нет, поэтому их сосудиста я систе м а страдае т в боль ш е й степени.

Д иапазо н применения байки: индивидуальная консульта­ ция будущих родителей, молодых родителей, тренинги с под­ ростками.


 

80 • Глава 3. Каталог баек

 

№ 40. Байка «Жизнь посвятить ребенку»

 

Тридцатипятилетня я женщин а обратилас ь к психолог у з а консуль ­ тацией. Он а живе т с о свое й семье й в отдельно й квартире, н о собс ­ твенна я жизн ь е е весьм а условна. Реальн о большу ю част ь времен и он а проводи т у матери, у которо й расте т ее семилетни й сын. Необ ­ ходимост ь пребывани я ребенк а у бабушк и объясняетс я тем, чт о ем у у не е лучше, так как бабушк а весь ден ь дом а и може т присматриват ь з а ребенком. Ег о и в школ у отдал и такую, котора я максимальн о близ ­ ка не к родительском у дому, а к дом у бабушки. Бабушк а постоянн о упрекае т доч ь в том, чт о он а не посвящае т всю сво ю жизн ь ребенку, а имее т ещ е какие-т о сво и интересы.

 

М ораль: если мать посвятит всю свою жи зн ь ребенку, она никог­ да не отпустит его от себя, не научит вести самостоятельную жи знь.

К омментарий: у ж ен щ ины, обративш ейс я за помощ ью, нет са­ мо стоятельной жи з ни. Н и она, н и ее м уж ничего н е реш аю т. Все ответственны е ситуации разруливае т бабуш ка. Когда-то, будучи м атерью, он а посвятил а себя только дочери. П осл е развода она н е в ыш л а ещ е ра з зам уж, поскольку вс я ее жи з н ь б ы л а отдана воспи­ та ни ю. Н о когда девочка вы росла, м ать почувствовала, чт о он а н е нужна, и сделала все, чтобы все р ы чаг и управления жи з нь ю доче­ ри осталис ь пр и ней. Е сли и ее доч ь поступит так же, она поздне е тож е не с мож е т отпустит ь своего сына, когда он подрастет, а зна­ чит, навсегда испортит ему жи з нь.

К а ж да я ж ен щ ин а с момент а ро ж дени я ребенка дол жн а пони­ м ать, чт о он вре м енн о будет находиться с ней. В сю свою созна­ тель ну ю жи з н ь о н захочет са мо стоятельно реш ать проблемы и строит ь сво ю жи з н ь в соответствии с собственн ым и задача ми. О днак о сейча с в на ш и х С М И сли ш ко м много информации, соот­ ветствующ е й той, чт о бы ла в Е вропейских страна х и С Ш А в на­ чале века, когда задачей м атери считалас ь исклю чительно забот а о детях. Тепер ь в С Ш А сущ ествую т специальн ы е программы п о реабилитации ж ен щ ин, у которы х в ы рос ш и е дети, зако нчи в шко­ лу, уходя т в собственну ю жи з нь. Таки м ж ен щ ина м находят работ у в благотворительны х ф ондах, поскольку человек, котор ы й 20 лет н е б ы л задействова н н а производств е и утратил приобретенн ые в мо лодост и навыки, вряд ли захочет учиться, чтобы приобрест и специальность, соответствующ ую потребностя м общ ества.


 

Каталог баек • 8 1

 

У на с нет таких воз можностей, поэтому и вцепля ю тс я м атери в своих в ы растающ и х детей с м ертельной хваткой, не дава я им са­ мим строит ь свою судьбу. Ра звитие са мо стоятельн ы х интересов, не связанн ы х с ребенком, позволит ж ен щ ин е реализоваться, когда настанет вре м я отпустит ь в о взрослу ю жи з н ь сын а ил и дочь.

Д иапазон применения байки: семейная психотерапия, инди­ видуальное консультирование молодых семей, будущих мам.

 

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом»

 

Эт а фраз а заимствован а и з произведени я Иоганн а Вольфганг а Гет е

«Западно-восточны й диван» [33].

 

М ораль: активна я жи з ненна я позици я всегда предполагае т преодоление труд ностей.

Комментарий: задача родител я — не сделат ь так, «чтобы у ре­ бенка б ы л о детство» (кт о знает, чт о означае т эта ф раза?), а на­ учит ь его преодолеват ь труд ности и добиватьс я поставленн ых це­ лей. Роди тел и у человека н е вечн ы. М о жн о вспо мни т ь «О бломо - ва» Гончаров а и все, что связно с тер мино м «обло мо в щ ина»: не­ способност ь к действию и отсутствие ж елани я вопло щ ат ь в жи з н ь заду м анное.

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростками.

 

 

№ 42. Байка «Притча дзен о дву х линиях»

 

Однажд ы к Учител ю дзе н прише л оди н из ученико в и спроси л его, чт о нужн о сделать, чтоб ы стать лучш е самог о лучшег о ученика. Учител ь нарисова л посохо м на песке дв е лини и и спроси л у этог о ученика, чт о нужн о сделать, чтоб ы одн а и з них стал а длинне е другой. Ученик ста л укорачиват ь одн у из линий, делит ь ее на части и разными другим и спо ­ собам и уменьшат ь ее. Учител ь невозмутим о посмотре л н а эт и дейст ­ вия, а зате м рядо м с оставшейс я линие й прове л боле е длинную.

 

М ораль: чтобы превзойт и кого-то, не следует делат ь что-то, что сделае т хуж е этог о человека. У сили я следует направлят ь н а себя, чтобы стат ь луч ш е за счет своих достоинств, а не слабосте й другого.


 

82 • Глава 3. Каталог баек

 

Комментарий: в процесс е обучения луч ш е не сравниват ь ре­ бенка с други м и детьми. Эфф ективн ы м сравнение м мож е т б ы ть сравнение его сегодня ш него с ни м ж е, но вчера ш ним.

Д иапазон применения байки: групповая работа с подростками, групповая и индивидуальная работа с родителями, воспитателями детского сада, учителями начальной школы.

 

№ 43. Байка «Притча дзен об Учителе и бедняке»

 

В одно й деревн е жи л очен ь бедны й человек. У нег о был о мног о де ­ тей, и соседя м тяжел о был о смотрет ь н а бедстви я это й семьи. Как- т о ра з ученик и пришл и к Учител ю и спросили, почем у то т н е помо ­ гае т бедняку. Учител ь отмалчивался, н о ученик и настаивали. Тогд а Учител ь попроси л ученико в пригласит ь бедняк а на встреч у с ним. Встреч а был а назначен а на середин е мост а чере з реку. В назначен ­ но е врем я бедня к подоше л к Учителю. Учител ь спроси л его, н е виде л л и тот что-нибудь, когд а ше л п о мосту. То т сказал, чт о впервы е реши л посмотрет ь на небо, а потом у не смотре л вниз. Учител ь подоше л к ученика м и показа л на мешок, стоящи й в начал е моста. Та м был о зо ­ лото, н о бедня к н е захоте л ег о увидеть.

 

М ораль: помо щ ь идет впро к только тем л ю дя м, котор ы е гото­ вы ее принять.

Комментарий: слова психолог а будут действенн ы, если роди­ тели будут готовы принят ь помо щ ь. Е сли он и будут активно про­ тиводействоват ь психологу, хуже всего будет их собственн ы м де­ тя м, котор ы е н е несут ответственност и за поведение родителей.

Д иапазо н применения байки: в тупиковой ситуации, когда родителей направляет к психологу школа, но они отказываются сотрудничать.

 

№ 44. Байка «Самый несчастный тот, кто не умеет переносить несчастья»

 

П о преданию, эт у фраз у произне с гречески й филосо ф Биан т (то т са ­ мый, которы й ещ е сказал, чт о все сво е носи т с собой) [33].

 

Мораль: лю бое преодоление приносит человеку удовлетворение.

Более того, чем тяж елее бы ло препятствие, тем сладостнее миг побе­ ды. Тот, кто не преодолевае т препятствия, не знает вкуса победы.


 

Каталог баек • 83

 

К омментарий: одно из са мы х известных исследований в со­ циально й психологии посвя щ ен о анализ у о щ у щ ени я удовлетво­ ренност и жи з нь ю об ы чн ы х л ю де й и тех, кт о одна ж д ы в ыи гра л огромну ю су мм у дене г (н е м ене е одног о ми ллиона). О казалось, что о щ у щ ени е счасть я б ы л о в ыш е у об ы чн ы х л ю де й [2 1 ]. Э т о объясняетс я тем, чт о те, кт о хот я б ы раз в ыи гр ы ва л боль ш у ю сумму, ка ж д ы й ден ь соиз м еря ю т сво и чувств а с о щ у щ ения ми, испытанными в тот удивительн ы й ден ь победы. П оскольк у раз­ ниц а в интенсивност и крайн е велика, то и возникае т о щ у щ ени е не гатив но й окра ш енност и об ы чно й жи з ни. Э ти о щ у щ ени я со­ зда ю т представления о тя ж ело й жи з ни. Ч еловек, котор ы й мож е т преодолеват ь труд ности, цени т просту ю жи з н ь с ее об ы чн ым и радостями. И м енн о поэтому эт и о щ у щ ени я о н восприни м ае т как счастье.

Д иапазо н применения байки: групповая работа с подростка­ ми, учителями, воспитателями.

 

№ 45. Байка «Всосать с молоком матери»

 

Эт о русски й перево д крылато й латинско й фраз ы Cum lacte nutricis suxisse.

Впервы е он а был а произнесен а Цицероно м [40]. Поздне е эт о выра­ жени е использова л блаженны й Августи н в автобиографическо й «Ис ­ поведи» [1].

 

М ораль: многие особенност и поведения челове к приобретае т через ранне е об щ ени е с самы м близки м кругом л ю дей.

К омментарий: сейча с считаетс я доказанн ым, чт о мно ги е особенности, котор ы е ране е рассматривалис ь ка к вро ж денн ы е, пр и бли ж ай ш е м рассмотрени и оказ ы ва ю тс я приобретенными пр и ранне м обучени и [23]. Бол е е того, об щ ени е с м атерь ю в процесс е груд но г о вскар м ливани я так ж е предопределяе т оди н и з ва жн ей ш и х мом енто в в жи з н и человека: приняти е ил и не­ приняти е этог о мир а. М о жн о представит ь нескольк о мо лод ы х мам с разн ы м поведение м во вре м я кормлени я ребенка. В од­ но м случа е ребено к заплакал, м ат ь взял а его н а руки, прижал а к груди. Ребено к почувствова л привычно е тепл о и запах, зна­ кому ю частот у сердечн ы х сокра щ ени й и б ы стр о успокоился.


 

84 • Глава 3. Каталог бае к

 

Ч ере з неко торо е вре м я ребено к почувствует, интуитивно пой­ мет, чт о с эти м миро м можн о договориться. Н у жн о послат ь точ­ ны й сигна л — и получи ш ь нужны й ответ. В другом случа е ребе­ но к плачет, а к нем у ник т о н е подходит, чере з неко торо е вре м я н а са мо м глуби нно м уровне у этог о ребенк а возникне т ощуще­ ни е об щ ег о недовери я к мир у и ре ш ение, чт о всег о в не м нуж­ н о добиватьс я ж естки м и м етода ми. Н аконец, в третье м случа е ребенк а регулярно кормят, н о ник т о н е отвечае т н а его ул ы бк у ил и пла ч соответству ющ им и переживаниями. Тогда н а глубин­ но м уровн е и у не г о то ж е возникне т недоверие, но он о буде т со­ четатьс я с отсутствие м адекватног о э моцион альног о в ы ра ж ени я и неумение м понимат ь э моци и других л ю дей. С ледовательно, са мо е ранне е поведение м атере й крайн е з начим о дл я развити я ребенка. Н апри м ер, доказано, чт о послеродова я депрессия у ма­ тер и (когд а он а готов а уха жи ват ь з а ребенком, н о н е способна в ы ра ж ат ь тепл ы е чувств а в отве т н а его э моцион альн ы е пережи­ вания) ведет к сни ж ени ю интеллект а м альчика. Д евочк и оказы­ ва ю тс я боле е устойчив ым и к недостаточ н о тепл ы м отно ш ения м с м атерь ю.

Д иапазо н применени я байки: индивидуальные консультации будущих и молодых родителей, разговор относительно роли кри­ тических периодов в развитии психологических характеристик ребенка.

 

№ 46. Байка «Я избавляюсь от обмороков»

 

К. Юн г [43] в свои х воспоминания х описывает, как однажд ы в дет ­ ств е о н выходи л и з школ ы и ег о сби л с но г оди н и з одноклассников. У нег о бы л небольшо й обморок, которы й пото м ста л регулярн о повторятьс я кажды й раз, когд а маленьки й Юн г собиралс я в шко ­ л у ил и садилс я з а учебники. Родител и забрал и ег о и з гимнази и и попыталис ь лечить. Эт о врем я был о замечательным, поскольк у мальчи к занималс я тем, че м ем у нравилось, — гулял, играл. Н о однажд ы о н подслуша л разгово р отц а с приятелем. То т спроси л о здоровь е сына. Н а эт о оте ц ответил, чт о н е знает, чт о делать, так как вс е сбережени я уж е отда л докторам, а тепер ь н е представляе т себе, чт о буде т с сыном, есл и о н н е сможе т заработат ь себ е н а жизнь.


 

Каталог баек • 85

 

Впервы е в жизн и мальчи к осознал, чт о ег о будуще е зависи т о т нег о самог о и определяетс я ег о возможность ю работать. О н по ­ ше л в сво ю комнат у и раскры л учебни к латинско й грамматики. Че ­ ре з десят ь мину т у нег о возни к припадок. Мальчи к преодоле л ег о и застави л себ я работать. Припадк и повторилис ь дважды, а зате м прекратилис ь навсегда. У нег о больш е никогд а н е возникал о голо ­ вокружений. О н понял, чт о тако е невроз, и осознал, чт о причино й болезн и бы л о н сам, когд а связыва л школ у с определенны м свои м состоянием.

 

М ораль: весь м а част о ребено к неосо з нанн о в ы з ы вае т сома­ тически е изменения, есл и его н е устраивае т неко тора я ситуа­ ция. П р и че м эт и со м атические изменени я воспроизводятс я ка ж д ы й раз, когд а о н внов ь оказ ы ваетс я в неприя т но й дл я не г о ситуации.

Комментарий: особенност ь мозга ребенка такова, что эмоцио­ нальное состояние может су щ ественно влият ь н а его здоровье. И м енн о поэтому дети болею т по понедельникам, в начале сентяб­ ря, в первые дн и посл е каникул. М о жн о долг о лечит ь их, а можн о обратит ь вни м ани е на подобну ю взаи мо связ ь и поговорит ь с ре­ бенком об этом.

Н апри м ер, у ребенка каж д ы й ра з в начал е сентябр я по поне­ дельника м возника л рвотн ы й ре ф лекс. Роди тел и с м енил и ш колу. Н о первог о сентябр я ре ф лек с внов ь возни к уж е в ново й ш коле. Тогда м а м а напомнил а м альчику, чт о летом все б ы л о хоро ш о. А потом предложил а сначал а сходит ь в ш колу, а потом ре ш ить, бу­ дет рвотн ы й ре ф лек с ил и нет. Рво т ны й ре ф лек с прекратился.

Д иапазо н применения байки: групповая и индивидуальная работа с подростками, с родителями, воспитателями и учи­ телями.

 

№ 47. Байка «Кремень и огниво»

 

Леонард о д а Винчи. Сказка «Кремен ь и огниво».

 

Получи в однажд ы сильны й уда р о т огнива, кремен ь возмущенн о спроси л у обидчика:

— С чег о ты так набросилос ь на меня? Я теб я знат ь не знаю. Ты меня, видимо, с кем-т о путаешь. Оставь, пожалуйста, мо и бок а в покое. Я ником у не причиня ю зла.


 

86 • Глава 3. Каталог бае к

 

— Не сердис ь попусту, сосед, — с улыбко й промолвил о огнив о в от ­ вет. — Есл и ты наберешьс я немног о терпения, то вскор е увидишь, какое чуд о я извлек у из тебя.

Пр и эти х слова х кремен ь успокоилс я и ста л терпелив о сносит ь уда ­ ры огнива. И наконе ц из нег о был высечен огонь, способны й творит ь подлинны е чудеса. Та к терпени е кремн я был о п о заслуга м возна ­ граждено.

 

М ораль: сказка сказана дл я тех, кт о поначал у робее т в учебе. Н о если запастис ь терпе ние м и проявит ь старание, то посеянные сем ена з нани я непременно дадут добр ы е всходы. Уч ень я корень горек, да пло д сладок.

Комментарий: само е труд но е дл я детей — это систе м атическа я учеба. П охо ж е й н а игру она может б ы т ь только н а первых порах. П р и в ы работке навык а хоть дви ж ения, хоть мыш лени я требуется преодоление себя. Рассказы ваю т, чт о кубинский ш о ф ер, чтобы его сы н н е стал уличн ы м бандитом, отправил его в балетну ю ш колу. М альчи к в ы ро с и стал з намени т ы м та нцов щ иком.

П ре ж д е чем ребенок почувствуе т вкус учения, пройде т немал о врем ени, и до тех по р родител и дол жн ы б ы ть начеку и уверенно направлят ь ребенка, подталкиват ь к труду.

Д иапазо н применения байки: групповая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста, воспитателями, учите­ лями начальных классов.

 

№ 48. Байка «Высечь море»

 

Прика з «высечь море» был отда н персидски м царе м Ксерксом. О н отправилс я н а завоевани е Греци и в VB. д о н.э. Чтоб ы попаст ь н а остро в Саламин, о н веле л построит ь понтонны й мост. Н о н а мор е поднялас ь буря, котора я разнесл а в клочь я уж е построенны й мост. В ярост и царь, котором у беспрекословн о подчинялос ь все живое, веле л высечь море, которо е оставалос ь ем у неподвластным. По ­ слушны е палач и выполнил и бессмысленны й прика з своег о повели ­ теля, н о мор е осталос ь свободным.

 

М ораль: л ю д и част о предпочитаю т винит ь в происходящ е м ок­ ру ж а ющ их.

Комментарий: часто применяемый воспитательн ы й прием, ко­ тор ы й можн о наблю дать во многих семьях. М алы ш неверным ша-


 

Каталог баек • 8 7

 

гом идет мим о м ебели и ударяется о край стола. Ч тобы успокоит ь ребенка, м ам а ил и нян я начинаю т бит ь стол, да еще и увещ еваю т его, ка к будто стол винова т в происш едш ем. Э то простой способ научить ребенка не м енят ь собственное поведение, а считат ь все окруж ающ ее виновн ы м во всех своих неудачах. Эфф ективне е в этом случае показат ь ребенку, что об остры е углы предметов можн о больно удариться, если двигаться неосторо жно. В ажн о учит ь ребен­ ка адекватно м енят ь свои реакции при тра нсформаци и ситуации, тогда он скоре е научится э фф ективно м у поведению в общ естве.

Д иапазон применения байки: индивидуальная и групповая рабо­ та с родителями по поводу эффективных воспитательных приемов.

 

№ 49. Байка «Гадкий утенок»

 

В сказке датског о писател я Ганс а Христан а Андерсен а рассказыва ­ етс я о том, как в гнезд е утк и оказалос ь странно е большо е яйцо, из которог о вылупилс я необычны й утенок. Поскольк у о н был н е похо ж н а остальных, т о окружающи е воспринимал и ег о как уродливог о и гадкого. Прошл о немал о времени, пок а о н преодоле л все нападк и и укол ы окружающи х и превратилс я в белоснежног о лебедя, кото ­ рог о с восторго м принял и в сво ю ста ю таки е же прекрасные, как он сам,птицы.

 

М ораль: «Н е беда появитьс я на свет в утино м гнезде, есл и ты в ы лупилс я и з лебединог о яйца!»

Комментарий: эта сказка, возможно, в наибольш ей мере отра­ жает дости ж ени е соврем енной психологии. П оказано, что тот запас положительног о взаимодействия с м атерью в утробе и в первые два года жи з н и предопределяе т возможности справитьс я с лю бой само й тя ж ело й ситуацие й в дальнейш ем. Д ети, которы е смогли с ф ормироват ь э фф ективн ы е взаимо действия с близкими, затем на протяжени и всей жи з н и будут в состоянии взаимодействоват ь с другим и л ю дьми. Э то ранне е общ ение внутри семьи даст сил ы дл я будущ их дости ж ений.

Д иапазо н применения байки: беседа с будущими родителями относительно общения с ребенком еще до рождения, с молодыми родителями относительно необходимости общения с ребенком в первые два года жизни.


 

88 • Глава 3. Каталог баек

 

№ 50. Байка «Гений — это терпение»

 

Эт и слов а в то й ил и ино й форм е н е ра з говорилис ь многим и людь ­ ми, имеющим и высокие достижения. Однак о молв а приписывае т и х Жорж у Бюффону. Те м н е менее, в ег о труда х эт о выражени е н е встречается. Но ег о друзь я и близки е в свои х воспоминания х ссы ­ лаютс я на него, высказывая эт у мысл ь [33]. Так, французски й го ­ сударственны й деятел ь Эр о д е Сешель, председател ь Конвента, утверждал, чт о эт и слов а Бюффо н сказа л ем у в о врем я одно й и з и х встреч. О н пише т в воспоминаниях: «Бюффо н сказал мне п о пово ­ д у гени я поразительны е слова, одн и и з те х слов, в которы х целико м проявляетс я человек: "Гени й — всег о тольк о больша я способност ь к терпению"».

 

М ораль: велико е дости ж ени е являетс я н е столько результатом тала н та человека, скольк о следствие м его терпе ни я пр и создании чего-то нового.

К омментарий: родители, котор ы е счита ю т свое й задаче й развити е одаренност и свои х детей, в перву ю очеред ь дол жн ы ду м ат ь о развити и у ни х терпе ния. С это й точк и зре ни я ранни е за ня ти я м уз ы ко й и спорто м явля ю тс я наилуч ш е й закалко й дл я тех, кт о в дальней ш е м посвяти т себ я творческо й деятель ­ нос ти.

Д иапазо н применения байки: индивидуальные беседы с ро­ дителями относительно развития творческих способностей де­ тей.

 

№ 51. Байка «Сколько ни ищи, ничего, кроме себя, не найдешь»

 

Эт а мысл ь высказана Ж.-П. Сартро м [35].

 

М ораль: прежд е чем искат ь объяснени я вовне, стоит попытать­ ся най т и их внутр и себя и своих поступков.

К омментарий: в ка ж до й ситуации, в котору ю мы попадаем, обязательно отра ж аетс я на ш а стратегия ре ш ени я проблем. Е сл и ситуации встреча ю тс я регулярно, стоит обратит ь вни м ани е н а то, чт о м ы делае м н е так. Е сли, несмо тр я н а наказа ние, ребено к продолжае т делат ь то, чт о н е устраивае т родителя, ем у стоит


 

Каталог баек • 89

 

подумать, чт о в его поведении провоцируе т ребенк а н а данн ы й поступок.

Д иапазон применения байки: беседа с родителями, которые не могут решить собственные проблемы и полагают, что перемена чего-то в жизни (партнера, квартиры, города, страны) приведет к изменению ситуации с ребенком.

 

№ 52. Байка «Господь Бог изощрен, но не злонамерен»

 

Эт а фраз а был а сказан а Альберто м Эйнштейно м н а семинар е «О за ­ конах мироздания», организованно м Институто м математик и и тео ­ ретическо й физик и Принстонског о университет а (США). Тепер ь он а высечен а на камне, находящемс я на территори и институт а [33].

 

М ораль: все проис ш ествия происходя т с нами не из-за козне й кого-то, а по определенн ы м причинам.

К омментарий: нам иногда каж ется, что тя ж ела я жи з н ь ил и особы е соб ы ти я выпадаю т только на наш у долю. Е сть ощуще­ ние, чт о другим л ю дя м жи ветс я сущ ественно легче. Э то н е так. И м енн о это м у и нужн о учит ь на ш и х детей. Е сли нечто произош­ ло, то не следуе т погружатьс я в рассуж дения, почему это проис­ ходит именн о с нами. С ледует подумать, чт о необходимо сделат ь в сло жи в ш ейс я ситуации. В психологии способност ь справлять­

ся с труд ными, стрессов ым и ситуация м и на з ы вается копингом. Н еэ фф ективн ы й копинг — э моциоцентрированн ы й — такой тип отно ш ени й к тя ж ел ы м обстоятельства м, при котором челове к н е предпринимае т никаки х усилий, чтобы в ый т и и з ситуации, и полность ю погружаетс я в э моциональн ы е переживани я («Гос­ поди, почему эт о произо ш л о именн о со мной?»). В торой ти п ко- пинг а — проблемноцентрирован н йы копинг. С уть его в том, что, оказавш ис ь в затруд ни тель но м положении, челове к пытаетс я раз­ ным и способа м и найти причины происходящ его и в ы рватьс я и з обстоятельств.

Д иапазон применения байки: групповой тренинг с подростка­ ми, на котором разрабатываются эффективные методы разреше­ ния проблемных ситуаций, индивидуальная работа с родителями проблемных детей, побуждающая их к активным действиям.


 

• Глава 3. Каталог бае к

 

№ 53. Байка «Орех и колокольня»

 

Леонард о д а Винчи. Сказка «Оре х и колокольня».

Разжившис ь где-т о орехом, довольна я ворон а полетел а н а колоколь ­ ню. Устроившис ь та м поудобне й и придержива я добыч у лапой, он а принялас ь яростн о долбит ь клювом, чтоб ы добратьс я д о лакомог о зернышка. Н о т о л и уда р оказалс я слишко м сильным, т о л и ворон а сплоховала, оре х вдру г выскользну л у не е из лапы, покатилс я вни з и исче з в расселин е стены.

— О, добра я стена-заступница! — слезн о запричита л орех, все ещ е не пришедши й в себ я от жестоки х ударо в вороньег о клюва. — Не да й погибнуть, сжальс я над о мной! Ты так прочн а и величава, у теб я такая красивая колокольня. Не гон и меня!

Колокол а глух о и неодобрительн о загудели, предупрежда я стен у н е доверятьс я коварном у ореху, так как о н може т оказатьс я опасны м дл я нее.

— Не остав ь меня, сирого, в беде! — продолжа л причитат ь орех, ста ­ раяс ь перекричат ь сердиты й гу л колоколов. — Мн е уж е надлежал о покинут ь родиму ю ветку и упаст ь на сыру ю землю, как вдру г нагря ­ нул а злодейка. Оказавшис ь в клюв е прожорливо й вороны, я да л себ е зарок: есл и удастс я избежат ь смерт и — провест и тих о и спокойн о остато к свои х дне й в какой-нибуд ь ямке.

Пылки е реч и орех а растрогал и стару ю стен у д о слез. Вопрек и пре ­ дупреждени ю колоколо в он а решил а оказат ь орех у гостеприимств о и оставит ь в щели, куд а он закатился.

Однак о с о времене м оре х оправилс я о т испуга, освоилс я и пус ­ ти л корни, а т е начал и вгрызатьс я в гостеприимну ю стену. Вско ­ р е и з расселин ы выглянул и наруж у первы е ростки. Он и дружн о тянулис ь кверх у и набирал и силу. Прошл о ещ е немног о времени, и молоды е побег и орешник а уж е горд о возвышалис ь на д само й колокольней.

 

Особенн о доставалос ь стен е о т корней. Цепки е и напористые, он и все пущ е разрастались, круш а и расшатыва я стару ю кладку, и без ­ жалостн о выталкивал и проч ь кирпич и и камни.

Слишко м поздн о стен а поняла, наскольк о коварны м оказалс я не ­ взрачный жалки й ореше к с ег о клятвенным и заверениям и жит ь тиш е вод ы и ниж е травы. Ей тепер ь ничег о другог о не оставалось, как ко­ рит ь себ я за доверчивост ь и горьк о сожалеть, чт о в сво е врем я он а не прислушалас ь к голос у мудры х колоколов.

Орешни к же продолжа л раст и с горды м безразличием, а колокольн я все боле е разрушалась.


 

Каталог баек • 9 1

 

М ораль: прежд е чем делат ь нечто дл я другог о человека, необ­ ходи м о хоро ш о продумат ь все последствия поступка.

К омментарий: м ы част о стре мим с я м акси м альн о помоч ь на­ ш им детя м, дела я з а ни х мно ги е ве щ и, котор ы е дл я ни х труд ны, а нам привычны. Н у жн о помнить, чт о дет и останутс я жи т ь без нас. Задач а родител я — н е сделат ь жи з н ь ребенк а беспроблем­ ной, а научи т ь его у м ени ю брат ь на себя ответственност ь и ре­ ш ать проблемы.

Е сл и м ы н е научим его этому, то, подрастая, он продолжи т жи т ь за счет родителей, в ы тягива я и з них последние гро ш и. Тогда и жи з н ь родителе й превратитс я в ко шм ар, да и не задачливо м у от­ прыск у он а н е принесе т радости.

Д иапазон применения байки: коллективные тренинги с под­ ростками, индивидуальная работа с родителями проблемных детей.

 

№ 54. Байка «Случай с прививками»

 

Однажд ы мн е нужн о был о оформит ь документ ы дл я поездк и в США. Дл я этог о необходим о был о имет ь сертификат ы об о всех сделанны х в жизн и прививках. Однак о американски е коллег и знали, чт о в ССС Р прививк и делал и все м жителя м страны, н о сертификат ы н е выдава ­ л и никогда. Дл я решени я проблемы, в приглашени и оговаривалось, чт о нужн а справк а от врача, чт о челове к находитс я в тако м возрасте, чт о ем у делалис ь прививки, н о сертифика т н е выдавался.

Я отправилас ь в поликлинику. Но врач, увиде в английски й шрифт, даж е н е гляд я н а перевод, отказалас ь меня принимать. Пришлос ь от ­ правитьс я в платну ю поликлинику. Врач с радость ю принял а деньг и и согласилас ь помочь. Но, обнаружив, чт о он а должн а написат ь справк у о прививках, сказала, чт о сделае т эт о тольк о в то м случае, есл и я сейча с сдела ю все (ВСЕ!!!) прививки, которы е делаютс я лю ­ дя м о т рождения. Он а предложил а все и х сделат ь в оди н ден ь двум я шприцами. Поскольк у я пиш у эт и строки, то очевидно, чт о я не умер ­ ла. Однак о я дв а дн я лежала, не вставая с постели, поскольк у мо й организ м вынужде н был в одночась е боротьс я хот ь и с ослабленны ­ ми, но весьм а болезненным и вирусами. С те х по р я знаю, чт о многи м врача м совершенн о все равно, чт о буде т с о мно й посл е прививки. И воспоминани я о клятве Гиппократ а у них отсутствуют.

 

М ораль: родител и каж д ы й раз сам и несут ответственност ь за последствия прививо к дл я детей.


 

92 • Глава 3. Каталог баек

 

К омментарий: безусловно, прививк и оказы ваю т менее негатив­ ное влияни е на детей по сравнению с последствиями страш ны х за­ болеваний, от которы х они дол жн ы защ и щ ать. Н о родители перед прививко й дол жн ы удостовериться, что она будет делаться прове­ ренной сы вороткой, разреш енной М инздравом, а не испытыватьс я на их ребенке (в этом случае им дают подписат ь дополнительн ы е докум енты, что дол жн о насторо жить родителей). Д елат ь прививк у необходимо только в случае, если ребенок здоров и не предполага­ ется тя ж ел ы х нагрузок в бли ж ай ш ее время.

Д иапазо н применени я байки: обсуждение прививок и их по­ следствий с родителями и воспитателями.

 

№ 55. Байка «Запретный пло д сладок»

 

Эт а фраз а взята и з роман а «Евгени й Онегин» А. С. Пушкина.

 

О люди! все похож и вы

Н а прародительниц у Еву: Чт о вам дано, т о н е влечет, Ва с непременн о зми й зове т

К себе, к таинственном у древу; Запретны й пло д вам подавай,

А бе з нег о вам рай не рай.

 

Возможно, о н использова л фраз у и з сочинени й Овиди я [33].

 

М ораль: запре т всегда привлекает, и не только м аленьког о ре­ бенка.

К омментарий: и взросл ы е, и дети проявляю т л ю боп ы тство ко всему, чт о запре щ ается. Все помнят, ка к б ы л о интересно попро­ боват ь нечто из бокал а взрослого, попаст ь туда, куда почему-либо зайт и б ы л о нельзя. С. Д ал и [13] вспо минает, что в детстве ему все разреш алось. С у щ ествова л единственн ы й запрет: нельз я б ы л о за­ ходит ь н а кухню. «И я, пуска я сл ю ни, часами поджида л удобн ы й момент, но наступа л во ж деленн ы й миг, и я проника л в заповед но е царств о и на глазах у виз ж а щ е й от восторг а прислуг и хватал кусок сы рог о мя с а ил и ж арен ы й гриб и, давясь, м ле л от наслаждения — нич т о н е сравнитс я с тем вол ш ебн ым, пьяня щ и м привкусо м вин ы и страха!


 

Каталог баек • 93

 

Э т о б ы л единственн ы й запре т — все проче е мне дозволялось. Так, до вось м и лет я мочилс я в постель искл ю чительно потому, что находил в этом удовольствие».

Ч е м м ень ш е запретов сущ ествует в семье и чем боле е довери­ тель ны е отно ш ени я между ребенком и родителями, тем больш е ребенок слу ш аетс я их. О собенно это э фф ективно, если выстро­ ена систем а запретов от крайне сильн ы х, связанн ы х с угрозой для жи з ни, д о прост о нежелатель ных. Т<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.