Блоки коммуникативных умений учителя — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Блоки коммуникативных умений учителя

2017-06-13 1533
Блоки коммуникативных умений учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 1. Культура речевого педагогического взаимодействия (правильность и мастерство). Блоки умений, формирующих коммуникативную компетентность учителя. Педагогическая коммуникабельность, ее признаки.

Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития школьников.

Учащиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью.

Педагог — человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:

- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

- грамотность речи и лексическое богатство;

- логичность и доступность;

- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

- интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность;

- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

- Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

 

Блоки коммуникативных умений учителя

Можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений учителя: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технический

1. социально-психологический блок:

*располагать учащихся к общению,

*производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение),

*рефлексировать,

*использвать механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждения и т.д..

 

2.нравственно-этический блок:

* строить общение на гуманной, демократической основе,

* руководствоваться правилами и принципами профессиональной этики и этикета,

*организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым учеником.

 

3.эстетический блок:

* быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к высокой культуре общения,

* активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения.

 

Технологический блок

*использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия,

*выбирать оптимальный стиль руководства общением,

*соблюдать педагогический такт,

 

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.

К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:

– потребность в общении с детьми;

– его положительная эмоциональная тональность;

– взаимная личная аттракция (учителя и учащихся);

– понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;

– конструктивное разрешение межличностных противоречий;

– гуманизм и демократизм общения;

– эстетика общения.

 

 

Вопрос 2. Коммуникативные барьеры в педагогическом общении (логический, семантический, стилистический, фонетический, невербально –имиджевый) и рекомендации по их преодолению.

Барьеры коммуникации - препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ (говорили об этом Цицерон, Квинтилиан, Гелий)

Вопрос 3. Специфика педагогического общения в древности (Древняя Греция, Рим, Древний Китай).

Древняя Греция.

Образование считалось необходимым и необъемлемым свойством достойного гражданина полиса.

Первыми странствующими учителями были софистыстранствующие учителя красноречия, которые претендовали на то, чтобы обучать всех желающих мудрости, но не старым добродетелям, а новым – как преуспеть в делах житейских. Они обучали ораторскому искусству и тому, как побеждать в спорах (красноречие и искусство убеждения играли важную роль для достижения успеха в городском собрании, армии, на флоте).

Пед общ:

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит ( ок.460-370 г. г. до н. э) одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм". Высказал необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей.

Сократ ( ок.470-399 г. г. до н. э). В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Древнего Рима

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведения относятся к 449 г до н.э. Роль наставников выполняли рабы. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

ОБОБЩЕНИЕ

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Это система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности).

 

РЕЧЕВАЯ ЭТИКА. Это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. В каждом обществе существуют свои этические нормы.

Этические нормы (или речевой этикет) касаются в первую очередь обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович), выбора обращений типа «гражданин», «господин»; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и т. п.)

Помните следующие важные правила речевого этикета:

-не употребляйте в своей речи ненормированную лексику;

-не повторяйте речевые ошибки учащихся;

-следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

-не используйте в речи «слова-паразиты»:«ну», «так значит», «в общем», «как бы», «типа того» и т. д.;

-следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний;

-обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе.

 

ПРАВИЛО ГОВОРЯЩЕГО

1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода оскорбления. Следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника.

2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную, но не преувеличенную в данной ситуации общения вежливость. Это значит, что необходимо учесть возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и другие его социальные позиции и роли и соразмерить свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера. Необходимо стараться смягчать свою речь, снимая излишнюю категоричность. Надо не забыть поблагодарить и извиниться, поздравить в нужный момент и одобрить.

3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное я, предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера.

4. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомленность в теме, предмете речи, степени его заинтересованности. Следует не скупиться на языковые средства адресации, постоянно поддерживая контакт внимания, интереса.

5. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру. Есть и такой аспект, как национальная специфика типичной в ситуациях общения тематики.

6. Говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил предпосылке, чтобы следствия вытекали из причин.

7. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены. Наиболее благоприятная длина устного высказывания равна семи словам плюс, минус два слова, а время устного сообщения без паузы может длиться от 45 секунд до полутора минут и не превышать существенно это время. Необходимо также следить за тем, чтобы слушатель не устал, давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться. Кроме пауз, есть еще другие средства пробуждения внимания повторные обращения, указания на себя, на слушающего, апелляции к нему.

8. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной несловесной коммуникации жесты, мимика, позы, общую манеру держаться, всю культуру поведения и культуру речи.

 

Теперь правила слушающего.

«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

Плутарх.

1. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Имейте такт, терпение, приложите старание выслушать внимательно и до конца. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите время беседы, указав аргументы вашей занятости.

3. Выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, в центр внимания поставьте говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах взглядами, мимикой, жестами, междометными и жестовыми поддакиваниями, кивками головой, подтверждайте контакт внимания и понимания. Можно и нужно постоянно проявлять свою активную роль слушателя.

5. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием и словесно. Итак, в диалоге дай говорить другому, не уходи от роли слушающего. Именно в этом случае слово серебро, а молчание золото.

6. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, то слушающий может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе и организуя тот тип речи, который называют полилогом.

Педагогический такт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Такт - это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к человеку, позволяет избежать конфликта или, если это необходимо, использовать конфликтную ситуацию в гуманных целях.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

 

ДОПОЛНЕНИЕ

Педагогический такт

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

 

10. Стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе.

Можно выделить шесть основных стилей руководства учащимися:

· Автократический (самовластный), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учеников, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, осуществляет жесткий контроль за выполнением своих требований;

· Авторитарный (властный), допускает возможность для школьников участвовать в обсуждении учебной или коллективной жизни, но решение принимает все равно учитель в соответствии со своими установками;

· Демократический стиль предполагает учет мнения учеников, педагог стремится понять детей, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;

· Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель редко вмешивается в жизнедеятельность школьников, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

· Попустительский стиль, конформный проявляется в случае, когда преподаватель идет на поводу желаний детей;

· Непоследовательный, алогичный стиль – в зависимости от внешних обстоятельств и настроения преподаватель осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченной совместной деятельности педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят».

2) Общение на основе дружеского расположения предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, участника совместной учебной деятельности. Однако следует избегать панибратства.

3) Общение-дистанция. Во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, а в воспитании со ссылкой на опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение учитель – ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4) Общение – устрашение – негативная, антигуманная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность.

5) Общение – заигрывание. Характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет.

Нередки случаи формирования не индивидуального стиля, а псевдостилю - системы приемов, обеспечивающих ситуационный приспособительный эффект и (с принципиального взгляда) не могут быть приняты. Он проявляется в выработке ложных, ошибочных индивидуальных приемов и способов работы, не гарантируют высоких результатов деятельности и задерживают развитие способностей.

Псевдостиль может образовываться по-разному: стихийно - на основе незнания настоящих приемов и способов работы, а также своих индивидуальных особенностей; путем подражания образцов поведения товарищей, преподавателей, учителей-наставников, в которых другие типологические особенности. Возникновение псевдостиле опасно тем, что студент, сформировав, закрепляет его. Процесс перестройки всегда сложный и тяжелый. Псевдостиль и черты личности тормозят успешное обучение будущего учителя, препятствуют приобретению глубокой системы знаний, формированию индивидуального стиля, развития способностей студентов.

Итак, педагогическое общение будет продуктивным только тогда, когда будет основываться на уважении к личности учащихся, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.

Вопрос 11. Психология восприятия учебного процесса участниками педагогического общения. Темпоритмические, характерологические и эмоциональные барьеры в педагогической коммуникации. Взаимопонимание в педагогическом общении и его составляющие. Педагогическое видение ситуации общения. Социально-перцептивная культура учителя. Функциональный, стереотипный, инерционный, проецирующий, инфантильный типы педагогического восприятия. Педагогическая эмпатия. Роль индивидуального подхода при коррекции стратегии и тактики речевого воздействия.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися (В.А. Сластёнин).

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. Барьеры в общении с учащимися

Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогической психологии являются затруднения или барьеры, с которыми человек сталкивается в своей деятельности, в общении.

Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнёра общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнёра, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.

Темпоритмический барьер можно соотнести с различными темпераментными характеристиками. Несоответствие скорости мышления, действия, различный запас работоспособности, чувствительности к фрустрирующим ситуациям, интро-экстравертированности может порождать серьезные напряжения во взаимоотношениях между педагогом и учащимися.

Кроме барьеров, вызванных психологическими свойствами общающихся, возможны барьеры психических состояний, т.е. эмоциональные. Отрицательные переживания могут существенно осложнить взаимоотношения. Так, гнев может вызвать агрессивное поведение, страдание - стремление замкнуться, отвращение или презрение - дистанцироваться и т. д.

1. Межличностные отношения как область затруднений. В основе этих отношений лежат:

- симпатия (антипатия);

- принятие (непринятие);

- совпадение ценностных ориентаций или их расхождение;

- соотнесённость или различие индивидуальных стилей общения.

Социально-перцептивная культура педагога выражается в его способности управлять своими чувствами, преодолевать субъективные ошибки в восприятии учащихся. В связи с этим выделяются следующие типы педагогической перцепции: функциональный, стереотипный, инерционный, проецирующий, инфантильный.

Функциональный тип перцепции. Учитель сосредоточен на проблемах успеваемости учеников, выполнении ими стереотипных требований, подчинении школьному режиму.

Стереотипный тип перцепции. Учителю, как и другим людям, свойственно воспринимать учащихся на основе стереотипов успеваемости: «троечник», «отличник», «умница», «лодырь», «бездарный» и т.д. Эти стереотипы вызывают у учителя «эффект ожиданий» соответствующих действий от учащихся. Исходя из этого, часто в педагогическом взаимодействии проявляется «эффект ореола», ведущий к преувеличению отрицательных и положительных оценок. Самым распространенным является «эмоционально-эстетический стереотип», обусловленный физической красотой, личным обаянием, культурой одежды. Только избавившись от перцептивных стереотипов и воспринимая каждого ребенка как уникальную личность, учитель сможет адекватно его оценить.

Проецирующий тип перцепции. При этом типе партнера по общению наделяют собственными достоинствами и недостатками – правдивостью или лживостью, доброжелательностью или завистливостью и т.д.

Инерционный тип восприятия определяется избыточной информацией, характеризующей личность с положительной или отрицательной стороны. Тесные постоянные контакты учителя с учениками приводят к тому, что у педагога притупляется видение всего нового, что проявляется в духовном мире школьника. В итоге в сознании учителя формируется ложный образ, ориентированный на вчерашний день.

Инфантильный тип восприятия представляет наибольшую опасность в общении, ведущую к отчуждению учащегося. Оно является следствием нравственной незрелости, непрофессионализма учителя, его низкой педагогической культуры.

Моторное внимание.

Учитель в своей работе для привлечения внимания часто применяет разнообразные приемы и средства: словесные указания, жесты, мимика, интонация. Для управления вниманием учеников следует - контролировать каждого ученика и его заинтересованность учащихся класса в целом; - не допускать возникновение ситуаций, когда снижается внимание учащихся; - стараться поддерживать внимание; - формировать внимание учеников. Для того чтобы анализировать внимание ученика, существуют поведенческие критерии.

Послеконфликтная стадия.

 

Конфликт в педагогическом общении. Типы педагогических стратегий управления конфликтом (приспособление,уклонение,отступление,сотрудничество,компромисс, доминирование). Методы быстрого снятия психологического напряжения. Культура и этика решения спорных вопросов.

Конфликт в педагогическом общении – это столкновение интересов между учителем и учеником (иногда классом), учителем и родителем.

1. Приспособление характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

2. Уклонение - человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

3. Отступление - одна из сторон отказывается от своих претензий и полностью уступает другой. В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон, вовлеченных в конфликт. Эта стратегия оправдана как один из единственных способов решения конфликта в межличностном восприятии, но этот способ неэффективен, если конфликт возник по объективным причинам.

4. Компромисс - состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

5. Сотрудничество - наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте, т.к. достигается выгода для всех участников. Субъект собирает информацию об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте, открыто обсуждает конфликт, стремится его опредметить, вырабатывает альтернативные предложения и выслушивает предложения оппонента. Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон.

6. Доминирование - субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет. Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

1. РАЗРЯДКА ЭМОЦИЙ.

Выразите вслух все, что Вы хотите или хотели сказать (громко

крикните в тишину квартиры).

ПЛАЧ.

Если хочется плакать - плачьте. (Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства. Однако слезы приносят облегчение и снижают боль.)

З. ТЕПЛЫЙ ДУШ.

Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая напряжение.

Физические упражнения.

ДЫХАТЕЛБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В течение одной минуты следите за своим дыханием – это самый быстрый способ снять напряжение, стресс. Переключите свое внимание с окружающей действительности на собственное тело. В течение одной минуты сфокусируйтесь на ощущениях Вашего дыхания через нос. Вы сразу успокоитесь.

ИЗБЕГАЙТЕ ССОР.

УЛЫБАЙТЕСЬ.

«Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой, если ты плачешь, то плачешь один». Чувствуйте себя счастливым, избегайте людей с мрачным настроением.

ДЕЛАЙТЕ МАССАЖ.

Вопрос 15. Инновация в построении педагогического взаимодействия. Специфика контактоустанавливающих приёмов в инновационных формах организации педагогического общения (сотрудничество учителя и ученика; приём «переключения рамки»; «косвенное информирование»; работа с группой «повышенного внимания»; комментированное управление; эмпатия; дружеский стиль).

Педагогический процесс предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых, в ходе которого между участниками формируются определенные взаимоотношения. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. Особое внимание в современной методике и педагогической риторике уделяется инновационным образовательным технологиям. Анализ новых подходов к процессу обучения, кропотливое изучение тех путей к ученику, которые были по-своему найдены разными учителями-новаторами, а именно: приобщение каждого ученика к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной самостоятельности ребенка, укрепление чувства собственного достоинства, ускорение духовного развития, самопознания учеников – все это подтверждает умение находить и удерживать прочный психологический контакт. Безусловно, педагогические находки в этом направлении требуют изучения. Рассмотрим специфические контактоустанавливающие приемы, позволяющие «завоевать» ученика.

В процессе педагогического общения можно выделить два периода: 1) адаптивный, в ходе которого, с одной стороны, осуществляется регулирование характеристик преподавателя до тех пор, пока они не будут оптимальными для гармоничного взаимодействия с аудиторией, с другой стороны, снимаются психологические и эмоциональные барьеры, возбуждается интерес учащихся к общению;

2) корректирующий, в процессе которого осуществляется приспособление преподавателя к аудитории, закрепление и поддержание контакта.

Одна из главных задач в педагогическом общении с использованием инновационных технологий – бесконфликтность. Если возникают предпосылки для конфронтации, рекомендуется не затягивать противостояние. Для этого можно использовать прием «переключения рамки». Под рамкой понимается тип поведения, тональность общения. Рамки речевого общения определяются характером ролевых и иерархических отношений между его участниками.

Как свидетельствует практика, учителя-новаторы пользуются в основном приемом косвенного информирования (ирония, намек). Косвенная речевая тактика учителя очень важна для установления доброжелательных отношений с учениками и говорит о проявлении педагогического такта.

Установить прочный психологический контакт, включить каждого ученика в работу помогает комментированное управление. Этот прием заключается в том, что не только учитель, но и школьники поочередно руководят деятельностью класса и ведут за собой остальных. Основой для установления контакта, создания творческой атмосферы в данном случае является эмпатия (вживание в образ учителя, способность представить себя на месте другого человека). Комментированное управление позволяет повысить авторитет каждого ученика, формирует умение внимательно слушать каждый ответ, воспитывает чувство товарищества, усиливает обратную связь «учитель – ученик».

Интересны контактоустанавливающие приемы в такой инновационной технологии, как педмастерская.

Снять психологический зажим, связанный с боязнью ошибок и препятствующий полноценной коммуникации, раскрепостить инициативу учащихся помогает категорический отказ мастера от критических замечаний и вообще от каких-либо оценочных суждений.

Установить психологический контакт помогает и «дружеский» стиль общения (мастер стремится называть учеников по именам, а не по фамилиям, вести разговор на равных). Педмастерская предполагает упразднение традиционной иерархии статусов участников общения (учитель – ученик). Каждый получает право на речь. Б ыстрота смены ролей в беседе-обсуждении такова, что позволяет реально включить учеников в обсуждение и зависит от особенностей речи говорящего, его умения грамотно и доступно изложить свою точку зрения, что также ведет к снятию психологического барьера.

Для поддержания установленного контакта постоянно используются сигналы обратной связи (кивки головы, поддакивания).

Закрепить контакт помогают и некоторые элементы техники речи. Например, умеренный темп речи позволяет ученикам следить за движением мыслей как мастера, так и своих товарищей, а также самостоятельно домысливать проблему и обдумывать формулировки. Длинные паузы, способные разрушить контакт, не допускаются.

В упрочении контакта задействованы и невербальные средства общения (жесты и мимика). В процессе слушания мастер устанавливает и удерживает визуальный контакт: смотрит в глаза говорящему, а если говорит сам, то переводит взгляд с лица на лицо, как бы включая в обсуждение всю классную аудиторию.

 

Для внимательного преподавателя аудитория всегда делится на группы. Быстрая оценка структуры аудитории помогает не потерять контакт с "группой повышенного внимания" (теми обучаемыми, которые находятся на "этапе вовлечения"). Несмотря на групповую работу, преподаватель, по мнению В. Ф. Шаталова, должен придерживаться принципа: все, что говорится, адресуется "всем вместе и каждому в отдельности" [1, с. 409]. Е. Н. Ильин утверждает, что с классом надо работать, как с книгой: искать "яркого ученика, как в тексте яркую деталь. С ним и от него, подключая себя и остальных, выстраивать урок". Но чтобы найти одного, притом "яркого" и всякий раз "разного", надо видеть и знать каждого (!), а не двух-трех в безликой массе [1, с. 267]. С. Н. Лысенкова признает на уроке лишь одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлеченности работой.

 

Вопрос 16.Педагогическая мастерская – разновидность современных образовательных технологий, ее специфика и структура. Коммуникативные стратегии на каждом этапе педагогической мастерской.

 

Основной формой организации обучения в современной школе является урок. Поиски путей увеличения самостоятельности учащихся в процессе обучения, развития интеллектуальных способностей, творческого мышления детей побуждают учителей использовать нетрадиционные формы обучения.

Одной из таких форм является педмастерская, интенсивно используемая членами независимого общественного движения «Французская группа нового образования», у истоков которого стояли Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. В основу нового образования положены идеи известных мыслителей и педагогов прошлого: Руссо, Песталоцци, Мантессори и др. Именно эта форма организации обучения получила признание методистов и учителей-практиков.

Традиционно образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний. Специфика организации деятельности школьников на педмастерской заключается в том, что обучаемые не только овладевают знаниями, но и постигают пути рождения знаний, выстраивают, конструируют знания. Следует отметить, что педмастерская – это такая форма организации учебной деятельности учащихся, в основу которой положен принцип развития коллективного мышления, поэтому школьники работают в группах. Трудности возникают уже на этапе организации, формирования рабочих групп. Учитель должен принимать во внимание уровень развития ребят (в группе должны быть и сильные, и средние, и слабые школьники), отношения в коллективе (психологическую совместимость ребят, организаторские способности, дружеские отношения).

Как и обычный урок, педмастерская имеет свою структуру. Начинается мастерская с оргмомента, или «индукции» (5 мин), цель которой – создать творческую атмосферу, дать импульс познавательной активности учеников, поставить проблему, которую предстоит решить.

Затем следует этап самостоятельной работы учащихся, или «самоконструкции» (25-35 мин), в течение которого участники групп обдумывают пути решения проблемы, способы выполнения задания, отрабатывают рабочая гипотеза. Методы, формы, темп работы выбираются по усмотрению участников группы.

Следующий этап – обработка результатов, или «социализация» (25-30). Представитель каждой группы докладывает о результатах самостоятельной поисковой работы, аргументирует свою позицию.

Этап «разрыва» необходим в том случае, если выполненное задание не позволяет в полной мере раскрыть проблему. Поэтому возникает потребность углубить знания учеников, продолжить научный поиск. Для этого учитель-мастер предлагает прочитать учебник или другую научную литературу.

Завершается мастерская


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.