Приемы активизации внимания аудитории — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Приемы активизации внимания аудитории

2017-06-13 2794
Приемы активизации внимания аудитории 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Психологи определяют внимание как «сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение». Выделяют три вида внимания:

1) непроизвольное, которое не требует от человека особых усилий для сосредоточения на объекте. Оно обусловлено характерными особенностями раздражителя (более сильный раздражитель на фоне существующих, новизна раздражителя и своеобразие его действия);

2) произвольное, или волевое, внимание – это сознательное сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности;

3) послепроизвольное внимание, при котором снижается волевое усилие, необходимое для сосредоточения. Это внимание обусловлено значимостью объекта для личности.

Композиционные средства активизации внимания

Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее. Это так называемое «пунктирное» развертывание тезиса.

Особо следует остановиться на технике аргументации. Аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и такими же сильными заканчивать. Это так называемое «правило рамки», которое состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или яркие, запоминающиеся начало и конец выступления.

Еще одна простая рекомендация – располагать материал так, чтобы каждые последующие положения, факты, примеры были для слушателей несколько интереснее предыдущих или хотя бы не уступали им (закон усиления).

Специальными исследованиями установлено, что первый кризис внимания наступает на 14-18 минуте выступления, второй – через 11-14 минут после первого, третий – еще через 9-11 минут, четвертый – через 8-10 минут, а далее интервалы между кризисами внимания следуют через каждые 4-5 минут. Эти цифры служат примерными ориентирами в создании композиционной конструкции устного выступления.

Наиболее эффективно также такое изложение, которое активизирует мыслительную деятельность слушателей, подсознательно заставляя их включаться в самостоятельный поиск ответов на вопросы или проблему посредством решения ряда мыслительных задач. По мнению немецкого педагога А. Дистервега, плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

К речевым средствам активизации внимания относятся:

– тропы и фигуры речи, которые придают художественность изложению;

– этой же цели служит использование разностилевой, экспрессивной лексики;

– внимание можно поддержать так называемой диалогизацией речи, то есть превращением монолога в диалог. Ставя вопросы перед слушателями, вовлекая их в обсуждение проблем, выступающий освежает внимание и помогает усвоению материала;

– люди обычно лучше сосредотачиваются на тех моментах, которые оратор выделяет. Поэтому желательно повторять важные мысли. Причем всякий раз следует искать новую оригинальную форму повторения, избегать однообразия;

– в зависимости от характера выступления уместно время от времени использовать обращения («Друзья! Коллеги!);

– образность является действенным средством удержания внимания. Придают выступлению образность афоризмы, пословицы, поговорки, например: «Речь без пословицы, что еда без соли», «Руки мастера и язык оратора – богатство народа», «Меткое слово спор гасит», «И иголка с ушка ломается, и оратор на слове спотыкается».

Психолого-педагогические средства активизации внимания:

–привлекательная форма объявления о выступлении;

–приемы установления первичного контакта;

–проблемное начало выступления;

–прием взаимодействия интересов.

Особо следует остановиться на тех средствах активизации внимания, которые касаются исполнения речи. Широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь паузой. Главная роль начальной паузы – психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать ей возможность рассмотреть оратора, обеспечить возможность подготовиться к восприятию речи.

Удержать внимание поможет быстрое движение речи. Это обязывает выступающего не задерживать внимание на подходах к новым частям (новым вопросам). Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время состоять в связи с содержанием данного места речи.

Для того чтобы завладеть вниманием аудитории, оратор должен пользоваться всеми имеющимися кинесическими средствами: мимикой, выразительными жестами, позой. Мимика – замечательный стимулятор эмоций аудитории. Она способна передать целую гамму чувств и переживаний. Мимика должна всегда соответствовать характеру речи. Эмоциональные или указывающие жесты также помогают сосредоточить внимание слушателей, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

Для удержания внимания аудитории могут использоваться различные наглядные и технические средства. К наглядным средствам относятся иллюстрации, таблицы, диаграммы, плакаты, схемы и т.д. Технические средства – это диафильмы, кинофильмы, диапозитивы, видеозаписи, проекционная аппаратура и т.д. Смена слухового восприятия зрительным обязательно возбуждает непроизвольное внимание.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.