Вопрос №6. Основные направления в организации педагогической коммуникации в РБ. Специфика обучения в Китае. Влияние национальных традиций на педагогическое общение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос №6. Основные направления в организации педагогической коммуникации в РБ. Специфика обучения в Китае. Влияние национальных традиций на педагогическое общение.

2017-06-13 483
Вопрос №6. Основные направления в организации педагогической коммуникации в РБ. Специфика обучения в Китае. Влияние национальных традиций на педагогическое общение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТЬ 1. Основные направления в организации педагогической коммуникации в РБ.

Можно выделить 2 основных направления организации педагогической коммуникации в Республике Беларусь на современном этапе:

1) сохранение лучших традиций педагогического общения:

– формирование уважительного отношения к учителю как родителей, так и учащихся;

– построение педагогического общения с учеником на основе индивидуального подхода и учета его личностных характеристик;

2) инновации:

– модернизация общения с учетом инновационных подходов к организации учебного процесса (стратегия отстранения, избегание отрицательных оценок результатов учебной деятельности; усиления элемента занимательности и практической направленности как стимулов учебного взаимодействия);

– преобладание опосредованного общения (дистанционное консультирование; опосредованное компьютером общение в процессе модульного обучения; консультирование в проектном обучении, онлайн-конференции и т.д.);

– электронная переписка как оперативная специфическая форма педагогических контактов (создание «беседы», «группы» в сети Интернет) и т.д.

 

Важную роль в педагогической деятельности, к которой готовится большинство студентов-филологов, играет диалог, так как современный подход к обучению предполагает интерактивное, диалогическое взаимодействие.

Следует отметить, что представление о диалоге у будущих молодых специалистов РБ уже есть со школьной скамьи. Обычно оно основывается на собственных воспоминаниях, связано с личностями учителей и, к сожалению, не всегда способствует формированию действительно правильного понимания особенностей и законов построения этой формы общения. К этим данным студенты добавляют свои наблюдения над процессом педагогического общения в высшей школе, где в условиях усиленного внимания к применению инновационных методов обучения, персонализации обучения становится актуальным перевод обучаемого в субъектную позицию. Однако в условиях школьного образования педагогический диалог имеет свою специфику, которая обусловлена возрастом обучаемых, их подготовленностью, осведомленностью, наконец, условиями и целями общения учащихся и учителя на конкретном уроке. Меняется и статус студента, который входит в класс во время педагогической практики не как обучаемый, а как обучающий, отвечающий за качество усваиваемых знаний. Наблюдения за практикантами показывают, что в ситуации публичной речедеятельности многие замещают устное слово озвучиванием письменных текстов (заучивают или откровенно читают конспект, учебник). Такой подход влечет плохое усвоение материала, потерю интереса, ухудшение дисциплины. Пытаясь спасти положение, студенты прибегают к выставлению неудовлетворительных оценок, нравоучительным беседам, тогда как живой диалог мог быть оптимальным способом решения проблемы. Все указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что перед знакомством молодого специалиста с теоретическими сведениями о педагогическом диалоге, работой над формированием умений и навыков необходимо подготовить его к восприятию материала, изменить вектор рассмотрения явления (с позиции «я – обучаемый» на «я – обучающий»), заставить студента посмотреть на себя со стороны и ощутить внутреннюю потребность, мотивацию постижения сути данного явления.

Первым шагом в данном направлении является использование ролевых игр на уроках по методике преподавания языка и литературы в высших учебных заведениях РБ, которые позволяют имитировать реальные педагогические ситуации, стимулируют индивидуальное творчество, так как необходимо моделировать высказывания учителя в соответствии с конкретной задачей общения.

Следующим звеном предварительной подготовки является адаптационно-ознакомительная педагогическая практика. На данном этапе обучения студенты имеют возможность побывать на занятиях своих коллег-выпускников. Исключительно действенным средством обучения является анализ речевой техники начинающих учителей. Срабатывает известная всем истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Адаптационно-ознакомительная практика впечатляюще и наглядно демонстрирует студентам все трудности первых педагогических шагов и создает предпосылки для постановки личностных педагогических задач и поиска путей их решения. Анализируя недочеты коллег, каждый студент задумывается о той педагогической деятельности, которая предстоит ему в следующем году. Неизбежно возникают вопросы, которые изменяют его взгляд на педагогическое общение: «А как бы я поступил в данной ситуации?», «Как бы я выстроил фронтальный опрос?», «Как и какие вопросы задал?», «Какие бы слова я подобрал, чтобы заинтересовать своих учеников, увлечь новой темой?» и др. Это уже взгляд с другой позиции, с позиции обучающего.

Завершить данную подготовительную работу может знакомство с педагогическими находками учителей-новаторов, проникновение в методическую сокровищницу.

Педагогический процесс предполагает постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых, в ходе которого между участниками формируются определенные взаимоотношения. По мнению В.Ф. Шаталова, указанное взаимодействие является «повседневным сотрудничеством учителя и учеников». Главная задача учителя – поддерживать сотрудничество на оптимальном уровне. Во-вторых, важно установить прочный психологический контакт, что позволит создать необходимую обстановку, способствующую усвоению учебной информации, активизировать мыслительную деятельность обучаемых, своевременно получать данные о степени и качестве усвоения информации, осуществлять воспитательные задачи обучения. Однако не следует забывать, что с учениками следует «разговаривать без вычурности и снобизма, той наигранной педагогичности, которая удручает сегодня даже первоклассника» (2, с. 226). Необходимым условием возникновения контакта является искреннее уважение к слушателям, признание в них достойных партнеров по общению. Как свидетельствует опыт, каждый ребенок по-своему трудный, к каждому нужен особый подход. Установить с учениками прочный психологический контакт, завоевать их внимание – значит завоевать их самих. В этом заключается заветная мечта учителя.

Многие учителя боятся молчания на уроке. Представляет интерес по этому поводу мнение Е.Н. Ильина. Он считает, что продолжительная пауза после сложного вопроса свидетельствует о мыслительной активности учеников: «Мне, откровенно говоря, нравится после трудного, неожиданного вопроса подолгу (!) смотреть на притихших ребят. Иной раз не выдержу и скажу: «Тихо-то как! Спасибо, ребята, за то, что думаете». Это те потери, в которых обретение. Вопросом стараюсь дать ребятам счастливейшую возможность думать» (2, с. 218). По задаваемым вопросам можно судить о том, каков на самом деле учитель, как он относится к ученикам, какими тревогами и заботами живет, к чему стремится. С умения найти не вопрос, а себя как систему вопросов начинается искусство вопроса.

Вопрос очень важен в педагогическом диалоге, так как школьники помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них. Вопросами надо вызывать внимание, а ответами удерживать его. Интерес к вопросу кроется в возможности найти ответ.

Как свидетельствует практика, учителя-новаторы пользуются в основном приемом косвенного информирования (ирония, намек). Косвенная речевая тактика учителя очень важна для установления доброжелательных отношений с учениками и говорит о проявлении педагогического такта.

С.Н. Лысенкова предоставляет школьникам право поочередно руководить деятельностью класса, вести за собой остальных, организовывать педагогический диалог. Основой для установления контакта, создания творческой атмосферы в данном случае является эмпатия (вживание в образ учителя, способность представить себя на месте другого человека). В результате такого подхода повышается авторитет каждого ученика, формируется умение внимательно слушать каждый ответ, воспитывается чувство товарищества, укрепляется обратная связь «учитель – ученик».

Не спрашивать, не вызывать учеников, а разговаривать с ними – таков основной принцип построения педагогического диалога учителей-новаторов.

Все высказанное отражает основные подходы к подготовке будущих учителей и направления развития педагогического общения в Республике Беларусь.

 

ЧАСТЬ 2. Специфика обучения в Китае. Влияние национальных традиций на педагогическое общение.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ.

Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Также студенты имеют длительные зимние каникулы, которые длятся с конца декабря и приблизительно до начала февраля (китайский новый год).

Дошкольное образование.

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. В стране насчитывается около 150 тысяч детских садов. Детские сады делятся на государственные и частные.

 

Начальное образование.

Начальное образование дети получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах с полным днём обучения. В учебные программы включены такие предметы как нравственное воспитание, китайский язык, политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, трудовые навыки и др. Дети, окончившие начальную школу, могут без приёмных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства.

Общее среднее образование.

Общее среднее образование предлагают общие средние школы. Обучение поделено на две ступени. Средние школы 1 ступени дают неполное среднее образование. Срок обучения в них составляет три года.

На этом этапе заканчивается девятилетнее обязательное образование. Получение дальнейшего образования – в средних школах 2 ступени и высших учебных заведениях уже не является обязательным для граждан КНР.

Средние школы 2 ступени дают полное среднее образование, после которого выпускники могут продолжать обучение в университетах. По окончании школы ученики сдают выпускной экзамен, результаты которого определяют их шансы на зачисление в тот или иной университет.

В сфере среднего образования по-прежнему действуют ведомственные ограничения на прием иностранных студентов. В частности, не все школы КНР вправе принимать на учебу иностранных школьников, такое право имеют только ведущие школы, так называемые key-school.

Для иностранных школьников в КНР существует ряд требований и ограничений. В частности, согласно законодательству КНР, у иностранного школьника (при отсутствии родителей в Китае) обязательно должен быть официальный опекун/попечитель.

 

Высшее образование.

Вузы Китая разделены на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. Поступление в китайские университеты происходит в условиях жесткой конкуренции: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место.

В Китае, как и на Западе, действует стандартная трёхуровневая программа подготовки. Бакалавриат. Срок обучения: четыре, реже пять лет. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Бакалавр».

Магистратура. Срок обучения: два-три года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр».

Докторантура. Срок обучения: два-три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».

 

Среднее специальное образование.

Альтернативу общему образованию составляет среднее специальное образование.

Система среднего специального образования в Китае подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший.

Профессиональные учебные заведения высшего уровня принимают лиц с полным средним образованием (после окончания школы второй ступени). Задачей образовательных учреждений этого уровня является подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области. Программы обучения занимают два-три года. Выпускники средних специальных учреждений высшей категории вправе начинать профессиональную деятельность либо поступать в ВУЗы общего профиля для получения степени бакалавра.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.