Клинико-патогенетическая классификация детей с общим психическим недоразвитием (М.С. Певзнер). — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Клинико-патогенетическая классификация детей с общим психическим недоразвитием (М.С. Певзнер).

2017-06-12 940
Клинико-патогенетическая классификация детей с общим психическим недоразвитием (М.С. Певзнер). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Певзнер Мария Семеновна – видный отечественный ученый, врач-психиатр и педагог родилась 14 апреля 1901 г. в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. В 1924 г. завершила образование на медицинском факультете Московского Университета и специализировалась по детской психиатрии. С 1926 г. по 1931 г. она работала в г. Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. С этого же времени началась ее педагогическая деятельность: чтение лекций в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов по вопросу о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей.
Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И.Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г. Ее доклад заинтересовал Л.С. Выготского.

В 1931 г. Мария Семеновна была приглашена в Москву в Экспериментальный дефектологический институт вначале в качестве врача-психиатра, а затем старшего научного сотрудника. С этого времени началась ее работа под руководством Л.С. Выготского по изучению детских психопатий. За время работы в Институте был опубликован ряд статей, написана монография «Клиника психопатий в детском возрасте: опыт лечебно-педагогической работы». В 1937 г. М.С. Певзнер выступила с докладом на Всесоюзном съезде психиатров и невропатолов, который вызвал большой интерес у специалистов.

В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте».

С этого же года М.С. Певзнер начала работать, по совместительству, ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей и читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.

Во время Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией Московского Университета, где работал муж Марии Семеновны, профессор Игорь Михайлович Рейснер, она работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях г.г. Ашхабада и Свердловска.

В 1943 году, возвратившись в Москву, М.С. Певзнер начала работать старшим научным сотрудником в Центральном институте психиатрии РСФСР. С этого года Мария Семеновна берется за разработку проблемы олигофрении. За время работы в институте ею был опубликован ряд статей и сделан доклад на Всесоюзном съезде психиатров и невропатологов в 1947 г. на тему: «Структура и динамика олигофрении при ранних менинго-энцефалитах». Она продолжала читать лекции на курсах повышения квалификации и специализации детских психиатров и педагогов-дефектологов.

С 1951 г. М.С. Певзнер начинает работать в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1965 г. - НИИ дефектологии АПН СССР) в качестве старшего научного сотрудника, а с 1960 г. по 1973 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей.

С 1951 г. по 1960 г. основным направлением ее научной деятельности явилась разработка принципов отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах. В 1959 – 1960 г.г. Марией Семеновной подготовлена монография «Дети – олигофрены», в которой были представлены результаты многолетней работы над данной проблемой. М.С. Певзнер разработала научно обоснованную классификацию олигофрении, обобщив результаты комплексного и всестороннего изучения умственно отсталых детей, показав динамику их развития и взаимозависимость между этиопатогенезом и своеобразием клинической картины.

Эта монография была представлена в НИИ психологии АПН РСФСР в качестве докторской диссертации. В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора.

Под ее руководством проводится обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, начата разработка нового для дефектологии направления – генетического изучения аномальных детей, формулируются основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделяется изучению сложной структуры дефекта.

Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной науки – клиническая дефектология.

Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской федерации и союзных республик.

У М.С. Певзнер опубликовано более 100 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две – авторские монографии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами). Ее книга «Дети – олигофрены» была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М.С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах.

М.С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии.

С 1973 г. по 1989 г. она была переведена на должность профессора-консультанта и, по-прежнему, продолжала активную научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности - слепоглухих.

На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.

М.С. Певзнер постоянно работала с аспирантами и соискателями. Под ее руководством было подготовлено и успешно защищено огромное количество кандидатских диссертаций. Неоценимой была ее помощь специалистам, работавшим над докторскими диссертациями. Она многократно выступала в качестве оппонента кандидатских и докторских диссертаций.

Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, Прибалтику и республики Закавказья.

Мария Семеновна неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941–1945гг.» и «В память 800-летия Москвы».

В январе 1989 г. М.С. Певзнер ушла на пенсию в связи с тяжелой болезнью. Летом 1989 г. она перенесла сложную операцию и вскоре, 3 августа, скончалась.

- Основная неосложненная форма олигофрении (недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, относительная сохранность нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения и целенаправленной деятельности). Удовлетворительное овладение программой коррекционного учреждения и профессиональным навыками.

- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами (сочетание нарушений познавательной деятельности с явлениями психомоторной расторможенности или заторможенности). Возбудимые. Торпидные.

Необходимость спокойной обстановки и смена видов деятельности для возбудимых учеников в процессе коррекционной работы. Предоставление большего количества времени в процессе выполнения работы для детей с преобладанием процесса торможения.

 

- Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения (сочетание интеллектуального недоразвития с недоразвитием личностных компонентов, недостаточность критического отношения к себе и окружающим, выраженные нарушения поведения, расторможенность влечений). Формирование эмоций и воли в процессе коррекционной работы, выработка поведения, приемлемого для окружающих.

 

- Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов (сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата). Сложности социально-трудовой адаптации.

 

 

- Олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга (сочетание интеллектуального дефекта выраженными нарушениями целенаправленной деятельности, критики, самоконтроля). Формирование целенаправленной деятельности, развитие личностных качеств.

 

Психический дизонтогенез по типу задержанного развития.

Психический дизонтогенез по типу задержанного развития: замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) как нарушения нормального темпа психического развития, в результате чего, например, ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Характерные особенности развития детей с ЗПР: незрелость эмоцио­нально-волевой сферы; недоразвитие познавательной деятель­ности для их возраста.

Причины за­держки психического развития детей: минимальные органические повреждения или функцио­нальная недостаточность центральной нервной системы, воз­никшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания, пе­ренесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рож­дения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошколь­ного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Дифференциация от умственной отсталости:

- у детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и более высоким уровнем развития познавательной деятельности;

- дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

 

 

Клас­сификация детей с ЗПР на основе этиопатогенетического принципа


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.