Искаженное развитие. Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Искаженное развитие. Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

2017-06-12 523
Искаженное развитие. Клинико-психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие аутизма как искажённого развития, когда наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к ряду качественно новых патологических образований.

Лица с расстройствами аутистического спектра (РАС). РДА – относительно детского возраста.

Наиболее характерные особенности аутичного ребенка:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, «экстремальное одиночество».

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах:

- в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке;

- в стереотипных движениях (раскачивание, потряхивание рук, кручение веревочки);

- в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета.

3. Гиперсензитивность (сверхчувствиельность).

4. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; отсутствие у некоторых детей речи, у других – речевые штампы; у части детей присутствует развернутая, на первый взгляд, речь, но лишь в русле собственных интересов – диалог при этом недоступен.

Отличие аутичных детей друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческих проблем, уровней интеллектуального развития. Общая характеристика, объединяющая их – неприспособленность в повседневных жизненных ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни.

Четыре основные группы РДА, выделенные О.С.Никольской (основные критерии деления – характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой).

I группа - отрешенность от внешней среды. Наиболее глубокая аффективная патология, наиболее тяжёлые нарушения психического тонуса и произвольной деятельности. Полевой характер поведения: постоянная миграция от одного предмета к другому. Мутичность, стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.

 

 

Наиболее тяжелы и проявления аутизма: отсутствие не только форм, но и потребности в контактах, отсутствие даже самого элементарного общения с окружающими, невозможность овладения навыками социального поведения. Отсутствие активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Бездеятельность, беспомощность, почти невозможны навыки самообслуживания.

Прогноз: нуждаются в постоянном уходе и надзоре, в условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции возможность формирования элементарных навыков самообслуживания; возможность развития внутренней речи, освоения письма, чтения «про себя», элементарного счёта.

 

 

II группы – аутистическое отвержение окружающего. Определённая возможность активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт стимуляции положительных ощущений при помощи стереотипов: двигательных, (прыжки, взмахи рук, перебежки и т.д.), речевых (скандирование слов, стихов и т.д.), сенсорных (самораздражения зрения, слуха, осязания) и т.д.

Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка. Особые интонации речи, малодоступность к контакту, молчание, односложные предложения, шепотная речь. Страхи. Примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой – непременное условие их существования.

Прогноз: при адекватной длительной коррекции возможность подготовки к обучению в школе, в основном в массовой.

III группа – аутистическое замещение окружающего мира. Произвольность в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам, более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок поведения ближе к психопатоподобному. Развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития, меньшая аффективная зависимость от матери, отсутствие нужды в примитивном тактильном контакте и опеке.

Прогноз: при активной медико-психологической коррекции возможность к обучению в массовой школе.

 

 

IV группа – аутизм в его наиболее легком варианте, характеризующийся повышенной ранимостью и тормозимостью в контактах. Прекращение контакта при ощущении малейшего препятствия, неразвитость форм общения, менее глубокий аутистический барьер, меньшая патология аффективной и сенсорной сфер. Неврозоподобные расстройства: чрезвычайна тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Адекватный, компенсаторный характер значительной части защитных образований: при плохом контакте со сверстниками активный поиск защиты у близких; сохранение постоянство среды за счёт поведенческих штампов, формирующих образцы правильного поведения. Большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заряжением» от неё.

Прогноз: возможность подготовки к обучению в массовой школе.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.