Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок»

2017-06-12 2027
Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОШКОЛЬНИКАМ

О ХУДОЖНИКАХ ДЕТСКОЙ КНИГИ

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Составитель Т. Н. Доронова

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»


Авторы: Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, Т. П. Дворниченко, О. В. Каждая, Е. В. Косенко, В. И. Козлова, А. Н. Митюшкина, Л. Н. Панова, Н. В. Рычажкова, 3. Ф. Трушина

Рецензенты: Республиканский методический кабинет дошкольного воспита­ния Министерства образования РСФСР (зав. кабинетом В. Н. Андреева)

© Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Воробьева Н. П. и другие, 1991



 


От редактора

В детстве все любят книги с картинками. Самые ма­ленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Ког­да ребенок становится старше, иллюстрации также помо­гают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного про­изведения яркими зрительными образами.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эсте­тическом воспитании детей. Рисунки в книге являются од­ними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.

Мы по праву гордимся работами таких мастеров книж­ной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А.Ф. Па-хомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной ли­тературы. Творчество этих замечательных художников от­личают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, зна­ние возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Зада­ча воспитателя — ввести малыша в созданный художни­ками мир линий и красок, научить видеть их красоту, по­нимать их язык.

Решение этой задачи требует планомерной и постоян­ной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рису­нок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых обра­зов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисун­ка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художест­венный вкус, формируют интерес к изобразительному ис­кусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа фор­мируют простейшие представления о средствах художест­венной выразительности.

Знакомство детей с рисунками художников-иллюстра­торов осуществляется как на занятиях по изобразитель­ной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окру­жающим, так и на специальных.

Специфика этой работы требует от педагога опреде­ленного рода знаний, некоторой специальной подготовки. В помощь воспитателям при кабинете по дошкольному воспитанию Московского областного института усовер­шенствования учителей по инициативе директора кабинета Т. Ф. Саулиной несколько лет назад был организован


постоянно действующий семинар. Творческая группа, созданная из педагогов-практиков, собрала материал о жизни и деятельности художников Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Ю. Д. Коровина, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, изучила историю становления жанра детской художественной кни­ги, познакомилась с особенностями творческой манеры каждого из вышеназванных мастеров книжной графики. Далее были разрабо­таны конспекты занятий, после чего состоялась их широкая апробация в дошкольных учреждениях Московской области.

Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформиро­ваны элементарные представления о выразительных средствах, ха­рактерных для этого вида искусства, значительно обогатились твор­ческое воображение, фантазия, вследствие чего сюжеты детских игр стали значительно разнообразнее, интереснее.

В предлагаемой читателю книге педагоги рассказывают о про­деланной работе, о найденных ими новых и эффективных формах ознакомления детей с рисунками художников, делятся своими мыс­лями,, впечатлениями. Главное внимание авторы уделяют вопросам формирования у детей художественного вкуса, развития творческих способностей. Наряду с этим значительное место отводится задачам нравственного воспитания.

В книге освещен опыт работы одиннадцати педагогов. О том, как знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассказы­вают заведующие детскими садами В. Т. Воробьева, Н. П. Во­робьева, А. Н. Митюшкина (г. Дмитров и Электросталь).

Раскрывая перед читателем сказочный мир иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова, авторы описывают найденные ими формы и методы работы с детьми. Большое значение они придают установ­лению тесной связи между приобщением детей к искусству книжной графики и всеми сторонами воспитательно-образовательного про­цесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятель­ности, музыкальное воспитание); убедительно показывают, что ил­люстрации Ю. А. Васнецова, являются важным средством эстетичес­кого воспитания и эмоционального развития ребенка. Важно, что педагоги подводят детей к пониманию глубинных истоков творчест­ва Ю. А. Васнецова, его связи с народным декоративно-приклад­ным искусством.

Старший воспитатель Т. П. Дворниченко (г. Ивантеевка) в своем дошкольном учреждении и районе провела большую работу по ознакомлению детей с рисунками замечательного советского ху­дожника, писателя-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рас­сказывая о своем отношении к книжной графике Е. И. Чарушина, автор не просто восхищается его мастерством, но и помогает чита­телю войти в творческий мир этого мастера, постичь художествен­ную ценность и самобытность его иллюстраций. Т. П. Дворничен­ко на примере собственного восприятия рисунков убедительно пока­зывает, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина


является то, что художник всегда стремился передать эмоциональ­ное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Автор рассказывает о гражданственной направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, глав­ное, понимать животных, заботиться о них.

Важно, что в своей работе с детьми Т. П. Дворниченко руко­водствовалась рекомендациями, которые Е. И. Чарушин изложил в своей статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1943 г.). В этой статье художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребенка-дошкольника, подчеркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для пе­дагога — умение обогащать ребенка яркими впечатлениями, способ­ность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам.

О. В.'Каждан — воспитатель детского сада (г. Жуковский). В своей работе с детьми она широко использует рисунки многих ху­дожников, но особое отношение у нее к иллюстрациям Ювеналия Дмитриевича Коровина.

Опыт О. В. Каждая интересен для нас ее личным трепетным от­ношением к творчеству художника. Всматриваясь и любуясь аква­релями Ю. Д. Коровина, она заражает своим настроением читате­ля, заставляет его восхищаться щедрой палитрой красок, умением художника приобщать ребенка к сложным вопросам общественной жизни. Хочется надеяться, что, заинтересовавшись творчеством Ю. Д. Коровина, педагоги смогут найти свои интересные формы и методы работы с детьми.

О своей работе по ознакомлению старших дошкольников с твор­чеством Владимира Михайловича Конашевича рассказывает воспи­татель детского сада Е. В. Косенко (г. Воскресенск). Этого педаго­га отличает глубокое проникновение в мир иллюстраций художника, искреннее уважение к его творчеству. Знакомясь с описанием ее опыта работы, мы видим, что Е. В. Косенко не просто изучила ис­кусствоведческую литературу о творчестве В. М. Конашевича, но и сделала собственные маленькие открытия. Она показывает чита­телю, что мастерство этого выдающегося художника-иллюстратора состоит в том, что Конашевич сумел придать своим работам только ему присущую декоративную форму, так хорошо отвечающую воз­растным особенностям ребенка-дошкольника. Иллюстрации Кона­шевича не «аккомпанируют» тексту книги, а живут своей собствен­ной жизнью. Они расширяют, уточняют представления ребенка и, что самое главное, развивают его фантазию, вводят малыша в ми­лую его сердцу область игры.

Искусствоведы нашей страны и зарубежные не устают восхи­щаться неповторимой графической манерой В. М. Конашевича. Е. В. Косенко рассказывает, как формировать у детей представле­ние о том, что этот художник — миниатюрист, что для большинства его работ характерны смелость и необычность композиционного и колористического решения.

Опыт Е. В. Косенко должен помочь другим воспитателям лучше


понять особенности мастерства художника и использовать его ри­сунки не только для воспитания у детей эстетических чувств и ху­дожественного вкуса, но и развития воображения, чувства юмора.

В книге представлен также опыт работы старшего воспитателя детского сада Л. Н. Пановой (г. Чехов) по ознакомлению детей с творчеством художника В. В. Лебедева. Л. Н. Панова рассказыва­ет читателю, что с именем Владимира Васильевича Лебедева свя­зана целая эпоха развития и становления книжной иллюстрации для детей, что художник многое сделал для того, чтобы иллюстра­ции в детской книге будили в ребенке любознательность, воспиты­вали его, развивали творческие способности.

Этот опыт интересен тем, что работа с детьми по иллюстрациям В. В. Лебедева осуществляется в системе занятий по развитию ре­чи, рисованию, лепке, аппликации, имеет выходы в самостоятель­ную художественную деятельность дошкольников. Важно также, что она несет в себе большую воспитательную направленность. Ав­тор убедительно доказывает, что рисунки этого большого мастера будят нравственные чувства ребенка, воспитывают в нем доброже­лательность, отзывчивость, гуманизм.

Живо и эмоционально рассказывают о том, как знакомить до­школьников с творчеством Евгения Михайловича Рачева, заведу­ющая и воспитатель детского сада. В. И. Козлова и Н. В. Рычаж-кова (г. Электросталь). Их опыт ценен тем, что раскрывает воз­можности этического воспитания детей средствами искусства.

Важную роль авторы отводят иллюстрациям Е. М. Рачева в обучении детей рисованию. Вероятно, читателям понравится заня­тие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по сне­гу вороны...». Используя описанные в нем приемы работы с детьми, воспитатель сможет провести и другие занятия по рисункам этого художника.

О том, как знакомили детей с творчеством Алексея Федоровича Пахомова, рассказывают заведующая 3. Ф. Трушина и воспита­тель детского сада Н. А. Астафьева (Ногинский район). Педаго­гический коллектив этого детского сада уже много лет углублен­но занимается вопросами эстетического воспитания. Под руководст­вом 3. Ф. Трушиной в дошкольном учреждении проводится боль­шая работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Особое внимание уделяется творчеству замечательного советского художника А. Ф. Пахомова.

Опыт 3. Ф. Трушиной и Н. А. Астафьевой должен помочь воспи­тателю научить детей понимать характер и настроение героев книг, интересоваться изобразительными возможностями книжной графики.

Создавая эту книгу, авторы не ставили перед собой цель пред­ложить читателям четкую систему методических рекомендаций. Здесь показаны лишь некоторые пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников. Описанный опыт должен помочь педагогу на основе учета возрастных и индивиду­альных особенностей и возможностей детей осуществлять аналогич­ную работу по-своему, творчески и эффективно.


СКАЗОЧНЫЙ МИР

ИЛЛЮСТРАЦИИ Ю. А. ВАСНЕЦОВА

Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васне­цов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, дет­ские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, ко­нями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персо­нажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рож­денными народной фантазией. Очень, например, похожи на дым­ковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь» (рис. 1).

Ием ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше вос­хищаешься богатством его творческого воображения: так много жи­вотных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. \ На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хо­ровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, ук­рашенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные руба­шечки с пуговками (рис. 2).

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивитель­ные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Пря­нички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встре­чу. Обычно дети с удовольствием включаются в игру, затеянную ху­дожником, и сами начинают фантазировать: «Когда Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она ста­рая, потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в вален­ках и с палочкой»; «А Кисонька очень красивая. Вся пушистая, в нарядной юбке и с бантиком на шее. Но мне она не нравится. Она жадная. У нее много пряничков. Даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».

Очень большую нагрузку несет в работах Ю. А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает кар­тину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику.




 


Рис. 2. Ю. Васнецов, Русская народная песенка «Мыши»

Рис. 1. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 2. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Конь» песенка «Мыши»




 


Рис. 3. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 4. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Коза-хлопота» песенка «Петушок»


Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, лю­буемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю. А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и по­нятны детям, потому что он нашел художественную форму, наибо­лее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

С. рисунками Ю. А.Васнецова ребенок встречается на протяже­нии всего дошкольного детства.

Рассматривая иллюстрации с самыми младшими дошкольника­ми, мы видели, как радостно, с улыбкой они воспринимают петуш­ка и лучистое солнышко. Как быстро менялось у малышей наст­роение, когда они вдруг замечали на рисунке, где изображены коза с козлятами, прячущегося за деревом волка (рис. 3)! Дети сер­дились, приговаривая: «Не дадим съесть козлят!»

Очень волновались малыши за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели помочь ей. Всматриваясь в иллюстрацию, дети на­ходили все новые, интересные подробности. Один мальчик заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками и все!»—с огор­чением сказал он.

Во второй младшей группе мы знакомили детей с иллюстрация­ми Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразитель­ной деятельности и музыкальных. Так, мы показывали иллюстра­ции во время рассказывания сказки Л. Толстого «Три медведя». Иллюстрацию к потешке «Петушок» (рис. 4) мы демонстрирова­ли несколько раз: на занятии по развитию речи, когда дети заучи­вали эту потешку наизусть, на музыкальном занятии при исполне­нии детьми песенки про петушка и на занятии по изобразительной деятельности. Благодаря такому многократному знакомству с ил­люстрацией яркий, выразительный образ петушка хорошо запом­нился детям. Малыши подолгу и с интересом всматривались в ил­люстрацию, подражали действиям петушка и даже спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобра­зил вдалеке. Одна из девочек сказала, что за лесом находится де­ревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показал­ся темным и страшным, и мальчик решил, что там живет Баба Яга.

Возвращаясь к иллюстрации в вечернее время, мы предлагали детям придумать сказку про петушка. Воспитатель начинал рас­сказывать, а ребенок продолжал нехитрое повествование:

- Не было солнышка, и петушок не мог пойти на улицу'гулять. Тогда пету­шок взлетел на высокий шест и...

— Петушок пел громко, и его песню услышало солнышко и решило помочь
петушку. Оно проснулось...

— Осветило всю землю, лес. Стало светло, и петушок пошел на улицу гу­
лять.


Рис. 5. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»


Рис. 6. Ю. Васнецов. Сказка Л. Толстого «Три медведя»


Однажды по иллюстрации «Петушок» мы рассказали детям та­кую сказку:

Жили-были брат и сестра. Они часто ходили гулять в дальний лес, где соби­рали грибы да ягоды. Но вот однажды утром проснулись дети, посмотрели в окно, а на улице темно, нельзя идти гулять. Стали дети просить Петю-петушка:

— Петя-петушок, золотой гребешок, спой песенку, разбуди солнышко!
А Петя им отвечает:

— Забор низкий. Не увидит меня солнышко, не услышит мою песню.

Пошли тогда дети в сад, прибили к забору длинный шест и снова пришли к петушку, снова просят:

— Петя-петушок, садись на высокий шесток, спой песню солнышку!

Взлетел петушок на высокий шесток, гордо поднял свою голову, расправил крылья и хвост и громко запел:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Услышало солнышко песню петушка, проснулось, умылось водой ключевой и выкатилось в синее небо.

Увидал петушок красивое лучистое солнышко и запел еще громче, радостнее:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Раздалось пение петушка над домиком брата и сестры, над дремучим лесом так, что солнышко еще ярче засветило и украсило золотыми лучами и дома, и березу, и забор, и петушка.

Окончив сказку, мы предложили детям посмотреть, как перели­ваются у петушка перышки на солнце.

Понравилась всем малышам и иллюстрация, на которой худож­ник изобразил гостеприимную заботливую Сороку-белобоку (рис. 5). А знакомясь с иллюстрацией «Три медведя» (рис. 6), дети сами под­метили, что это медвежья семья («Это мама, папа и сыночек»).

В старшей группе знакомство детей с творчеством Ю. А. Васне­цова было продолжено.

Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы старались обратить их внимание на то, что все животные и птицы изображены художником по-разному, например, на рисунке к по­тешке «Пошел котик на Торжок» (рис. 7) Васнецов изобразил кота важно шагающим с булкой под мышкой, очень хозяйственным. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег, а вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации кот нарядный, как на празднике: с бантом, в красивой рубашке, с распушенными усами (рис. 8). А стоит он так, как буд­то сейчас пустится в пляс.

«Какие кони!—радостно восклицали дети, всматриваясь в ил­люстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и сказ­ке «Конек-горбунок».— В гривах бантики, все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, седла расписные!» (Рис. 9, 1.)

Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с при­чудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и ска­жешь, кто в нем живет. Для козы с козлятами художник нарисовал маленькую простую лесную избушку, и стоит она на пенечке




 


 


Рис. 7. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Пошел котик на Торжок»


Рис. 8. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Котинька-коток»


(рис. 3). Для трех медведей — большой крепкий дом из толстых бревен (рис. 6). Но и медвежий дом тоже уютный.

Домик, где сидят Ладушки, нарядный, с резными ставенками (рис. 10). Все дома разные, а живется их обитателям хорошо и ве­село.

Но не все иллюстрации художника вызывают у детей радост­ное настроение. Посмотрит ребенок на иллюстрацию к песенке «Гуси» (рис. 11) и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствует тревожный темно-синий фон рисун­ка, на котором особенно белым кажется оперение птиц. А вот дру­гая иллюстрация, где гуси-лебеди летят в вечернем небе. Летят быстро и высоко, так что люди на земле кажутся сверху совсем маленькими. Позы людей свидетельствуют о том, что они чем-то очень обеспокоены. Дети всегда волнуются, глядя на эту иллюст­рацию, ведь гуси унесли Ванечку.

В своих рисунках для детей Ю. А. Васнецов талантливо объ­единил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих ил­люстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.

По мере все более близкого знакомства детей с произведениями Васнецова было видно, как менялось их отношение к книжным ил­люстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать стра­ницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные худож­ником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.


Рис. 9. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»


Рис. 10. Ю. Васнецов. Книга «Ладушки


Рис. 11. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Гуси»


Мы наблюдали, как дети самостоятельно подмечали интерес­ные детали, радовались находкам мастера.

Проведенная нами работа показала, что знакомство детей с ис­кусством Ю. А. Васнецова имело большое значение для их эстети­ческого воспитания, нравственно-эмоционального развития. Благо­даря творчеству этого замечательного мастера наши дети искрен­не и глубоко полюбили книжную графику.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ

Литература

Васнецов Ю. А. 10 книжек для детей.—Л., 1983. Волк и козлята.— М., 1987. Ладушки.— М., 1986.

Петров В. Н. Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.—Л., 1971. Прокофьев А. Для маленьких.— Л., 1979.

Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Вас­нецова.— М., 1980.

Толстой Л. Н. Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки.— Л., 1984.


ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значи­тельных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь по­лучше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки проси­тельно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Пету­шок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и дово­лен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»

А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свире­пый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гро­за леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.

Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Те­ремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы под­нял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех пе­редавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о жи­вотных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк худож­ника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-осо­бому передает пушистый мех зверей.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так вырази­тельны, что рисунки сразу пленяют детей.

Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные ве­точки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает вни­мание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин ис­пользует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощу­щения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно жи­вые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького ху­дожник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).


Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»

А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нари­совал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.

Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробь­иную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывает­ся. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.

Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих ри­сунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забав­ные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают


потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обра­щаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и пти­цы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узна­вай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко»

Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей жи­вотных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-


дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих ри­сунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).

А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?»—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Про­сят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают кар­тинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.

Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его кар­тинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрас­ный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.

Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30


Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»

К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы при­ступили с первой младшей группы. В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Соба­ка». Затем показали иллюстрации автора.

Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процес­се беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом до­мике живет».

Во второй младшей группе знакомство с Е. И. Чарушиным про­должилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций про­водилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматри­ваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.

Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предло­жили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спро­сили: «Почему вам нравится волчонок?» Дети ответили, что он сов­сем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам


Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»

было предложено поподробнее рассказать, каким художник нари­совал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты?» Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытст­вующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем по­заботиться?» И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.

По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!

В средней группе знакомство детей с творчеством Е. И. Чаруши­на было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!» (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают?» — «Они боятся, что их волк съест>\—«А отку­да это видно?» — «Зайки прижались друг к дружке, глазки насторо­женные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».

Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием


на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на груп­пы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми ил­люстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зай­чонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».

На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атри­буты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор».) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более стар­шего возраста, усложняя задание.

В старшей группе мы продолжали знакомить детей с творчест­вом Е. И.Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили твор­честву Чарушина отдельное занятие.

На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни худож­ника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого худож­ника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.

В подготовительной к школе группе описанная выше работа по­лучила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской на­родной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интерес­ные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закре­пить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художни­ках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о ху­дожнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.

Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дым­ковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рас­сказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.

«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову?» — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригоро­де Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-


дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисо­вал свои картины.

После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.

В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дош­кольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.

В результате прод


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.