Занятия по месяцам с детьми 3-го года жизни — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Занятия по месяцам с детьми 3-го года жизни



Года 1 месяц

Занятие 1

Цель: продолжать учить детей различению цветов с последующей проверкой, учить группировать предметы по цвету; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Материал: «чудесный мешочек», кубики красные и синие, коробочки таких же цветов.

Ход занятия:

Петрушка принес детям «чудесный мешочек». Воспитатель: «Ребята отгадайте, что спрятал от нас Петрушка?» Пощупав мешочек, дети отвечают, что кубики. Воспитатель: «Правильно, но дело в том, что Петрушка должен разложить их в коробочки. Каждый кубик следует спрятать в коробку того же цвета. Давайте ему поможем».

Дети достают из «чудесного мешочка» кубик и кладут в коробочку соответствующего цвета. При этом называют цвет самостоятельно или с помощью взрослого.

Петрушка поощряет действия детей, называет цвета кубиков.

 

Занятие 2

Цель: формировать представление у детей о величине; развивать координацию мелких мышц руки; учить устанавливать соотношения между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Материал: 2 пирамидки разного размера (большая и маленькая).

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на 2 пирамидки, которые принесли кукла и мишка: «Кукла Маша держит большую пирамидку, вот она. Какая пирамидка?» — «Большая». — «Мишка принес маленькую, вот такую. Какую держит Мишка пирамидку?» — «Маленькую».

Сняв кольца с пирамидок, воспитатель предлагает детям поиграть в них. Посмотреть в колечки как бы через окошко, покатать их как колеса. Затем воспитатель раздает по два кольца разного размера и предлагает показать вначале большое, затем маленькое. После игры воспитатель показывает, как их надо нанизать на стержень: вначале большие кольца, затем маленькие. Просит детей проделать то же самое.

Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие 3

Цель: учить детей фиксировать внимание на различных и общих признаках формы; сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Материал: корзина с шариками, коробка с кубиками, ворота для прокатывания шариков.

Ход занятия:

На столе корзина. Воспитатель показывает детям шарик и говорит: «Это шарик». Дает ребенку в руки со словами: «На шарик», побуждая малыша назвать слово. Учит ощупывать его, катать между ладошек, давая ощутить, что шарик круглый и проговаривает: «Шарик круглый, его можно катать». Предлагает детям прокатить свои шарики через ворота. После игры воспитатель просит собрать шарики в корзину. На столе появляется коробочка. «Ой, что там гремит?» Воспитатель трясет коробочку. Просит ребенка открыть коробочку: «Что там? Это кубики. На, Миша, кубик». Воспитатель побуждает ребенка к повторению, обращая внимание малыша на то, что у кубика есть утолки, предлагает ощупать их руками. «На, Ваня, прокати кубик. Ой, не катится, уголки мешают. Значит, кубик катать нельзя, из кубиков можно строить». Вместе с детьми строят башню. После игры воспитатель подводит итог: просит показать кубик и шарик, сопровождая действия словами: «Вот кубик, вот шарик».



 

Занятие 4

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы и не просто держать предмет в руках, а передвигая ладонь и пальцы по предмету; закреплять знания слов — названий предметов, их формы и величины.

Материал: «чудесный мешочек», по несколько предметов на столе (шар, кубик, яблоко).

Ход занятия:

Дети сидят полукругом возле стола, на котором под салфеткой несколько предметов (шар, кубик, яблоко). В мешочке находится всего один предмет — кубик. Воспитатель просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов, лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал. Далее педагог предлагает проверить выбор и достает из мешочка кубик. Дети называют предмет.

 

Занятие 5

Цель: познакомить с понятиями «один» и «много»; учить брать предметы по просьбе, сопоставляя со словом и количеством.

Материал: подносы, игрушки на каждого (цыплята, одна курочка-мама).

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед столом, на котором под салфеткой игрушки (цыплята). «Кто это кричит пи-пи-пи? — спрашивает воспитатель, поднимая при этом салфетку. — Кто это? Как много цыплят, — продолжает воспитатель. — Они зовут маму-курочку. Вот она, одна. А цыплят сколько?» — «Много».

Воспитатель обращается к детям: «Я возьму одного цыпленка». Берет так, чтобы дети видели, как надо брать пальцами и кладет на другой поднос к курочке. Затем просит детей взять по одному цыпленку. Дети рассматривают игрушки, а воспитатель подводит итог: «У Веры один цыпленок, у Саши одна игрушка. А у Веры сколько цыплят? — побуждая ребенка ответить на вопрос. — Мама-курочка зовет своих деток: "Ко-ко-ко", — давайте отдадим ей цыплят. Сколько Саша принес деток курочке?» — «Одного». — «А Вера?» — «Одного». — «А у мамы-курочки их стало много. Сколько деток стало?» — «Много».



Воспитатель делает вывод: «Вы принесли по одному цыпленку, а их стало много. Как они кричат?» — «Пи-пи-пи».

Занятия для повторения пройденного материала

Года 1 месяц

Занятие 1

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»; знакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый).

Материал: цветы из картона и бабочки из того же материала и цвета по 2 шт. на каждого ребенка.

Ход занятия:

На столе лежат цветы двух цветовых окрасок (красный — синий). Педагог объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, нужно помочь бабочкам спрятаться. Воспитатель, рассматривая бабочек, обращает внимание детей на то, что, если цвет бабочки и цветка совпадает (такой же — красный), бабочку не видно, она такая же — красная.

 

Итог: желтая бабочка не видна на желтом цветочке и т. д., они спрятались их не видно.

Занятие 2

Цель: обучать детей выбирать объекты двух заданных свойств — величины и формы — из четырех возможных, закрепить умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Материал: коробки с прорезями (большие и малые круги и квадраты), набор больших и малых кругов, квадратов.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправить письма зайчику и его маме, а также лисенку и его маме. Зайчикам «вот такие» письма: квадратные (зайчихе — большое, «вот такое», а зайчонку «вот такое» — маленькое). А лисичкам круглые письма («вот такое» маме-лисичке — большое, круглое, а лисенку — маленький круг). Воспитатель просит детей отправить письма, но не перепутать, а то зверюшки будут плакать и не дождутся своих писем. Педагог сначала вместе с детьми опускает формы, а потом контролирует правильность выполнения.

 

Занятие 3

Цель: учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме; формировать навык выполнения задания самостоятельно.

Материал: коробочки с прорезями, различными по форме (круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник), и формы таких же размеров.

Ход занятия:

Воспитатель показывает коробочки, обращая внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть окошки. Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, он отыскивает гнездо той же формы вставляет в него вкладыш. При показе предметов использует слова: «такой», «разные».

 

Занятие 4

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Материал: игрушки резко различной формы, величины, фактуры, «чудесный мешочек».

 

Года 2 месяца

Занятие 1

Цель: продолжать учить различению цветов с последующей проверкой, учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названием цветов.

Материал: 3 куклы в разных одеждах (красная, синяя, белая), 3 шапочки тех же цветов.

Ход занятия:

Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли куклы, но они грустные, потому что не знают, какую шапочку кому надеть. Надо выбрать так, чтобы у каждой куклы было все одного цвета. «Какую шапочку мы оденем кукле в красном платье? Такую же — красную, — помогает воспитатель. — Где красная шапочка? Найди, Миша. Какую ты взял шапочку, такую же как платье?» — «Красную». То же делают и с другими шапочками. Когда шапочки будут найдены, воспитатель просит раздать куклам по игрушке (тех же цветов, что и их одежда).

Подводя итог, воспитатель говорит: «У этой куклы все белое: и платье, и шапочка, и игрушка, у этой — все красное, а у этой какое?» — «Синее». Побуждает детей повторить.

 

 

Занятие 2

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов: «большой» и «маленький», вводить данные слова в активный словарь.

Материал: большие и маленькие кубики — по 5 штук на каждого ребенка.

Ход занятий:

Воспитатель говорит: «У меня в руках большой кубик. Пожалуйста, и вы возьмите и покажите большой кубик. Какой это кубик?» — «Большой». — «Теперь построим башенки. Как это сделать? Поставим кубик на кубик, и еще один кубик, а сверху еще кубик. Вот и получилась большая башня. А это какой кубик?» — «Маленький». — «Точно также с помощью маленьких кубиков построим башню. Какая башня получилась?» — «Маленькая». — «Посмотрим, что же у нас получилось? Две башни: одна большая (вот она), а другая маленькая. Какая это башня?» — «Большая». Побуждает детей самим сказать. «А вот это какая?» — «Маленькая».

 

Занятие 3

Цель: учить соотносить плоскостную и объемную форму в практическом действии с предметами; пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты, фиксируя правильные.

Материал: коробки с круглыми и квадратными отверстиями и 2 формы (шар и кубик).

Ход занятия:

Зайчик приносит детям 2 коробки с разными отверстиями и 2 формы (шар и кубик).

Воспитатель: «Зайчик написал письма, а отправить их не может, не знает, где домик для кубика, где для шарика». Предлагает ребенку протолкнуть в отверстие одну из форм, побуждая ребенка примерить ту или иную форму к отверстию. В конце занятия зайчик благодарит детей за помощь.

 

Занятие 4

Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Материал: 2 пары предметов: мячи, тарелки, утята игрушечные, куклы.

Ход занятия:

Воспитатель берет пару предметов и рассматривает с детьми, обращая внимание на то, что они одинаковые (мячи — круглые, гладкие; тарелки — плоские, круглые; куклы — есть руки, ноги, голова.

Рассмотрев все предметы, воспитатель убирает одну из пар в «чудесный мешочек», а остальные предметы накрывает салфеткой. Затем просит ребенка достать из-под салфетки предмет, рассмотреть, ощупать его и найти такой же в «чудесном мешочке». Ребенок достает из мешочка нужный предмет, сравнивает с образцом. Воспитатель: «Миша правильно угадал, спасибо Мише! На столе утенок, и он достал утенка».

Занятие 5

Цель: формировать понятие о количестве предметов, понимать слова: «один» и «много».

Материал: корзина, грибы по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель говорит: «Пригрело солнышко, и на поляне вырос один гриб, еще один, еще один и еще один. Много грибов выросло. Сколько, Вера, грибов в лесу?» — «Много». — «Мы сейчас пойдем и сорвем грибы. Иди, Саша, принеси один гриб. Сколько ты сорвал?» — «Один». — «А ты, Маша, сколько взяла грибов?» — «Один». — «Положите в корзину. Сколько стало грибов в корзиночке?» — «Много». — «Вот как много грибов мы принесли домой».

 

Занятия для повторения пройденного материала

Года 2 месяца

Занятие 1

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты резко различные по цвету.

Материал: карандаши цветные (или палочки) по 5 шт. каждого цвета (красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый).

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям 5 карандашей синего цвета и 5 красного. Внимание детей фиксируется на том, что карандаши (палочки) разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него есть еще палочки такого же цвета.

Продемонстрировав предмет синего цвета, говорит, что есть игрушки и такого цвета. Затем воспитатель группирует предметы, откладывая палочки красного цвета в одну сторону, а синего — в другую. При этом, прикладывая палочки одинакового цвета, поясняет, что они такие же, и кладет их вместе.

 

Занятие 2

Цель: обучать детей выбирать объекты двух заданных свойств — величины и формы — из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Материал: коробки с прорезями (большие и малые овалы, треугольники), набор больших и малых овалов и треугольников.

Ход занятия:

См.: занятие 2 (2 г. 1 мес.).

 

Занятие 3

Цель: учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных; закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.

Материал: коробочки с прорезями, разными по форме (квадрат — круг, треугольник — прямоугольник, треугольник — круг), формы таких же размеров.

Ход занятия:

См.: занятие 3 (2 г. 1 мес.).

 

Занятие 4

Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Ход занятия: по замыслу воспитателя.

 

Года 3 месяца

Занятие 1

Цель: упражнять в умении группировать предметы по цвету; фиксировать внимание детей на тождестве предметов по цвету, их словесное обозначение.

Материал: 2 дощечки (красная и желтая), коробка с кубиками (желтыми и красными)

Ход занятия:

Воспитатель кладет на стол дощечки и говорит: «Это красная, а это желтая». Берет кубик: «Это красный, найдем красную дощечку. Кубик красный и дощечка красная». Берет кубик и говорит: «Это желтый кубик. Поставь кубик на желтую дощечку». Затем воспитатель дает ребенку кубик: «Какого цвета кубик? Это красный кубик, поставь красный кубик на такую же красную дощечку». Перед ребенком ставится коробка с желтыми и красными кубиками: «Поставь на желтую дощечку желтые кубики, а на красную — красные». Каждый раз, когда малыш берет в руку предмет, воспитатель называет цвет, побуждая ребенка к повторению. Когда кубики будут разложены, воспитатель просит:

«Дай мне, пожалуйста, желтый кубик». И вновь спрашивает, какого цвета кубик, стремясь к тому, чтобы ребенок сам назвал цвет.

Занятие 2

Цель: продолжать учить детей умению сравнивать предметы по величине; развивать координацию движения рук под зрительном контролем.

Материал: пирамидки с колечками разной величины.

Ход занятия:

Воспитатель говорит: «К нам пришел Буратино и что-то принес, что это?» — «Пирамидка». Сняв колечко, воспитатель спрашивает: «А это что?» — «Колечко». Разобрав пирамидку, педагог показывает большое колечко и спрашивает: «Какое оно?» — «Большое». — «А это какое? — показывая на маленькое — Что тебя удивляет, Буратино? Куда делась пирамидка? Не беспокойся, пожалуйста, дети тебе помогут. Сначала берем самое большое колечко — синее, затем опять самое большое — желтое и опять большое — зеленое, а самое маленькое — красное колечко. Теперь вы попробуйте. Какое берем сначала колечко?» — «Большое». — «Где оно? Правильно, выбирайте». В конце занятия Буратино благодарит детей.

 

Занятие 3

Цель: учить детей чередовать предметы по форме, побуждать к названию формы («кубик», «шарик»).

Материал: нитки, кубики и шарики с прорезями для нанизывания, по 3 кубика и 2 шарика для каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что в гости к ним пришла белочка и принесла корзиночку, в которой есть и кубики и шарики. Белочка просит сделать бусы для своих сестричек — белочек. Воспитатель показывает бусинки и спрашивает:

«Что это?» — «Кубик».

«А это?», — побуждая детей самим отвечать. — «Шарик». «Возьмите сначала кубик, а теперь шарик, теперь кубик и снова шарик», — учит воспитатель детей. После того как бусинки будут собраны, педагог предлагает потрогать бусинки на нитке, приговаривая: «Кубик, шарик, кубик, шарик. А теперь и вы сделайте бусы для белочек».

 

Занятие 4

Цель: осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, продолжать развивать внимание, желание действовать в игровой ситуации.

Материал: кружки, тарелки, ложки игрушечные по 2 шт.

Ход занятия:

Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли куклы, надо угостить кукол. Для этого дети по просьбе воспитателя достают из «чудесного мешочка» сначала тарелки. Если ребенок достал не все, воспитатель спрашивает: «Все ли он поставил?» — указывая на кукол. Другой на ощупь достает ложки, а третий — кружки. После того, как все раздадут, дети угощают кукол. Кормят их, поят.

 

 

Занятие 5

Цель: продолжать учить находить много и один предметов в специально подготовленной обстановке; воспитывать желание угощать зверюшек, вводить в активный словарь слова: «один» и «много».

Материал: игрушки — зайчиха и зайчик, корзина с морковками.

Ход занятия:

Воспитатель говорит, побуждая детей отвечать самим: «В гости к детям пришли мама-зайчиха и ее сынок — маленький зайчик. Они очень любят морковку. Сейчас мы их угостим. Вот у меня корзиночка, а в ней лежат морковки. Сколько их?» — «Много». — «Правильно, много. Я возьму и угощу зверюшек. Сколько морковок я дала?» — «Одну». — «Да, я дала одну. А теперь вы возьмите и угостите зайчиков одной морковкой. Сколько взял Саша?» — «Одну». — «А Вера?» — «Одну». — «Сколько стало морковок у зайчиков?» — «Много». Зайчики благодарят и уходят с гостинцами.

Игра «Зайчики»

 

Занятия для повторения пройденного материала

Года 3 месяца

Занятие 1

Цель: продолжать формировать у детей приемы установления тождества и различения цвета однородных предметов.

Материал: цветные карандаши по 5 шт. различных тонов (красный — оранжевый, желтый — оранжевый, желтый — зеленый, зеленый — синий, синий — фиолетовый).

Ход занятия:

См.: занятие 1 (2 г. 2 мес.).

 

Занятие 2

Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Материал: коробки с крышками разных форм (квадратная, прямоугольная, круглая), мелкие игрушки.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает на столе вперемешку 2 коробки с крышками, показывает маленькие игрушки и просит детей спрятать в коробки игрушки (положить и закрыть крышкой). Педагог учит детей подбирать крышки (путем проб: походит, не подходит). При повторном проведении игры павы кособок меняются.

 

Занятие 3

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, открывать и закрывать матрешки, познакомить с принципом складывания одну в одну (маленькая прячется с большую); вызывать положительно-эмоциональное отношение к игре.

Материал: матрешки трех-, шестисоставные.

Ход занятия:

Воспитатель раздает трехсоставные матрешки и предлагает спрятать всех матрешек в одну большую. Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую и т. д. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что головки матрешек надо ставить не у основания, а иначе — около меньшего основания большую, а маленькую возле большого основания.

 

Занятие 4

Цель: продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и частично — тактильный образец.

Материал: 2 зайчика, 2 ежика, по 2 морковки, яблока, шарик, призма.

Ход занятия:

К детям в гости приходят 2 зайчика. У одного из них есть морковка, а другой просит угощение у детей. Воспитатель предлагает достать из «чудесного мешочка» еще одну морковку, предлагая при этом рассмотреть, ощупать морковку, которая есть у первого зайчика. После того как дети подарят второму зайчонку морковку, приходят ежи, у одного из которых яблоко. Далее действия проводятся так, как и в первом случае.

 

Занятие 5

Цель: закреплять у детей умение выделять предметы из группы и объединять их в группы.

Материал: кукла и конфеты по количеству детей. Ход занятия: по замыслу воспитателя.

 

Года 4 месяца

Занятие 1

Цель: продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов.

Материал: квадраты из картона, резко различающиеся цветовыми сочетаниями (красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый); фигурки, вырезанные из картона тех же цветовых сочетаний, что и квадраты.

Ход занятия:

Воспитатель демонстрирует квадраты синего и красного цвета. Показывает и поясняет, что один квадрат красный, а другой синий. Затем показывает силуэты машин красного и синего цвета и объясняет, что квадрат и некоторые машины одинакового цвета. Так, положив красную машину на такое же поле, воспитатель подчеркивает, что машинка «спряталась» и ее не видно. Далее размещает синюю машинку на такое же поле, синее (машина тоже «спряталась»). После объяснения и показа дети выполняют задания самостоятельно.

 

Занятие 2

Цель: учить учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; учить детей пробовать закреплять знание слов: «большой» и «маленький».

Материал: 2 корзинки (большая и маленькая), яблоки по 5 шт. разной величины.

Ход занятия:

В гости к детям пришли куклы: одна большая, а другая маленькая, с собой они принесли корзины (большую и маленькую).

Воспитатель спрашивает: «Какой кукле мы дадим маленькую корзину?» — «Маленькой». — «А большую?» — «Большой». — «Кукол угостили яблоками, — поясняет воспитатель, — они разные, а куда какие положить, куклы не знают. Где большое яблоко?» Ребенок показывает. «Куда его положим, в какую корзину?» — «В большую». — «А маленькое яблоко где?» Ребенок дает. «В какую корзину мы его положим?» — «В маленькую». Далее дети сами раскладывают яблоки в разные корзины.

 

Занятие 3

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Материал: 2 доски, по две прорези на каждой для выкладывания мяча, домика, неваляшки, вагончика и фигурки, по форме соответствующие прорезям.

Ход занятия:

Воспитатель кладет перед ребенком первую доску и просит ребенка показать круг (шар), потом вынимает формы, перемешивает и просит ребенка снова поставить их на место, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Действия со второй доской выполняются в таком же порядке, что и с первой.

 

Занятие 4

Цель: учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.

Материал: большие и маленькие игрушки по 2 шт. (матрешки, мячи, кубики).

Ход занятия:

Воспитатель приносит детям большого мишку и маленькую куклу и говорит, что они хотят поиграть, но не могут найти себе шары и кубики по размеру: «Давайте им поможем. Надо достать из "чудесного мешочка" большой шар (он не умещается в ладошке)». Когда ребенок достанет, воспитатель просит достать маленький кубик (с уголочками, умещается в ладошке). Далее наоборот. В конце игры игрушки благодарят детей.

 

Занятие 5

Цель: учить выделять из группы предмет и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много».

Материал: кукла, ваза с цветами по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на вазу, в которой стоят цветы. Спрашивает: «Сколько цветов?» — «Много». — «В гости пришла кукла. Давайте ей подарим цветок!» — «Один». — «Саша, подари. Сколько ты дал?» — «Один». Дети дарят по одному. «Сколько цветов у куклы?» — «Много».

 

Занятия для повторения пройденного материала

Года 4 месяца

Занятие 1

Цель: упражнять детей в умении группировать предметы по цвету. Материал: медведь, листья из картона разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель рассаживает детей вокруг рассыпанных листьев, у нее в руках мишка, она говорит: «Мишка просит нас собрать листья. Поможем ему? Тогда в эту корзину собираем большие листья, в эту маленькие. Это какой листик?» — «Маленький». — «Значит, в какую корзину положим его?» — «В маленькую». — «С заданием справились, молодцы! Но Мишка просит разложить листья на столе по цветам. Я сейчас рассыплю большие листья. Сначала соберем красные, вот такие. Какие?» — «Такие, красные». — «Потом желтые, зеленые». Таким же образом разбираются и маленькие листья. Мишка очень доволен, благодарит за оказанную помощь.

 

Занятие 2

Цель: продолжать закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, сравнивать два контрастных по величине предмета; обозначать результат сравнения словами «большой» и «маленький».

Материал: 2 коробки с карандашами.

Ход занятия:

Воспитатель говорит: «У нашего Петрушки спрятаны карандаши в 2 коробочки в этом "чудесном мешочке". Он просит вас помочь ему разложить карандаши по коробкам. Ваня, дай мне, пожалуйста, красные карандаши (если ребенок затрудняется, воспитатель показывает полоску), вот такие же, красные (давая возможность ребенку сопоставить цвет полоски и карандашей). А теперь дай желтые» И т. д. «Саша, покажи, где большая коробочка? Какая она?» — «Большая». — «Мы положим туда такие же большие, длинные карандаши. Где такие? Большие? Какие? А это коробочка какая (большая или маленькая)? Это домик каких карандашей?» — «Маленьких, коротких».

Когда карандаши будут собраны, подводится итог: «Это какая коробочка? А карандаши в ней спрятались какие?» Петрушка благодарит детей.

Занятие 3

Цель: учить собирать пирамидку из 4—5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне; продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине.

Материал: одноцветные пирамидки из 5 колец (на каждого).

Ход занятия:

Мишка приносит желтую пирамидку, предлагает детям поиграть в нее. Воспитатель просит одного из детей разобрать пирамидку. Затем все вместе рассматривают колечки, играют в них.

После игры мишка просит собрать пирамидку и показывает, что сначала надо разложить колечки по размеру от самого большого до маленького, и каждый раз брать самое большое и нанизывать на стержень. После объяснения и показа дети сами собирают пирамидки разных цветов, после сбора воспитатель называет цвета пирамидок, побуждая детей к повторению.

 

Занятие 4

Цель: развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка, называть их.

Материал: «чудесный мешочек», предметы разной формы и сюжетные игрушки (мяч резиновый, пластмассовые тарелки, деревянный бочонок).

Ход занятия:

На столе у воспитателя сидят: лисичка, мишка, зайка. Педагог предлагает детям подарить зверюшкам игрушки, а то им скучно и не во что играть. Воспитатель просит достать лисичке мяч, ребенок на ощупь должен из «чудесного мешочка» достать резиновый мяч. Далее — зайчику тарелку, а мишке — деревянный бочонок. Зверюшки благодарят детей за игрушки.

 

Занятие 5

Цель: знакомить с понятиями «один» и «много», учить брать предметы, подражая действиям воспитателя.

Материал: большая утка и много маленьких утят.

Ход занятия: Детская игра «Помоги утке собрать утят»

 

Возраст Цели обучения Организация обучения
2,5 года — З года Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть основные цвета; форму (круг, квадрат, треугольник, овал), заменяя названия формы соответствующих предметов; величину контрастную (большой, поменьше, маленький). Используя геометрическую мозаику, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину, по образцу. Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления («много», «один», «ни одного»). Занятия: С предметами имеющими сквозное отверстие: учить собирать пирамидку путем чередования деталей по цвету, величине и форме, побуждать действовать только по сложной инструкции, развивать умение мысленно предвидеть результат и способы его достижения. С объемными геометрическими фигурами: обучать проталкивать предметы, различные по величине, форме, уметь чередовать детали, согласно словесной инструкции. С геометрическими фигурами-вкладышами: учить собирать конструкцию из двух-трех предметов разных по величине и одинаковых по цвету или чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине, уметь составлять башенку по словесной инструкции, соблюдая определенные условия. Со сборно-разборными игрушками: учить совмещать по величине и рисунку Занятия по сенсорике 3 раза в неделю. Дидактические игры: Игры с пирамидками (8— 12 колец). Лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны». Разрезные картинки из 4 частей. «Сделай, что нужно», «Чего не хватает?», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало?», «Угадай на ощупь и назови», «Что слышно?», «Кто как кричит?», «Колокольчик» , «Один — много», «Найди свою пару», «Самолеты», «Медведь и пчелы», «Найди такую же фигуру», «Подбери колесо к машине»

Года 5 месяцев

Занятие 1

Цель: учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению; продолжать развивать мимику, моторику пальцев рук при нанизывании на стержень шаров.

Материал: 12 шаров четырех цветов (3 черных и 3 белых, 3 желтых и 3 зеленых).

Ход занятия:

Петрушка приносит ребятам коробку с разноцветными шарами и просит детей собрать шарики по цвету на вертикальные стержни. Воспитатель берет зеленый шар и говорит: «Зеленый, а вот еще такой, зеленый, и еще зеленый. Наденем на палочку. Вот так!» — показывая при этом, что шарик надо брать пальцами одной правой руки. Далее просит детей собрать желтые шары.

 

Занятие 2

Цель: продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать более тонкое зрительное восприятие, формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их с рисунком, совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: матрешка четырехместная.

 

Занятие 3

Цель: продолжать учить выбору формы по образцу, соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы на рисунке, развивать внимание детей; совершенствовать координацию рук.

Материал: плоскостные картонные листы с изображением животных, геометрических форм, отдельные формы (круг, квадрат, треугольник — круг, куб, призма, цилиндр).

Ход занятия:

Перед ребенком на столе раскладывают лист с изображением мишки, который держит мяч, воспитатель просит найти такую же форму на столе в коробке и отдать сидящему на стуле медведю и т. д. Если ребенок выбирает неправильно, воспитатель просит внимательно посмотреть и сопоставить формы на листе и в руках.

 

Занятие 4

Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать интерес и внимание к ним, показывать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.

Материал: игрушки (кукла, мишка).

Ход занятия:

Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется и усиливается. Воспитатель идет к двери, открывает ее и вносит куклу, радостно говоря: «Кукла пришла! Это она стучала». Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.

 

Занятие 5

Цель: закреплять умение группировать предметы, различать слова «один» и «много»; развивать внимание у детей, ориентировку в помещении.

Материал: самолеты из картона на каждого по одному.

Ход занятия:

У воспитателя на столе лежат самолеты, он спрашивает: «Сколько самолетов?» — «Много». — «Саша, возьми один. Сколько ты взял?» — «Один». — «А теперь, Вера, возьми один. А ты сколько взяла?» — «Один». — «Взлетели само






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.061 с.