Принятые в Абаканском клубе спелеологов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Принятые в Абаканском клубе спелеологов

2017-06-02 348
Принятые в Абаканском клубе спелеологов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила техники SRT

Принятые в Абаканском клубе спелеологов

 

Абакан, АКС 2017г.

 

Содержание

 

Общая часть.................................................................................................................................. 5

1. Снаряжение.............................................................................................................................. 7

1.1. Снаряжение для организации навески................................................................................ 7

1.1.1. Веревка................................................................................................................................ 7

1.1.2. Соединительные звенья..................................................................................................... 7

1.1.3. Искусственные точечные опоры......................................................................................8

1.1.4. Локальные петли................................................................................................................ 8

1.1.5. Отклонитель.......................................................................................................................9

1.1.6. Протектор........................................................................................................................... 9

1.2. Снаряжение для передвижения по навеске (индивидуальный комплект).......................9

1.2.1. Обвязка нижняя................................................................................................................ 10

1.2.2. Центральное соединительное звено............................................................................... 10

1.2.3. Ведущий и фиксирующий зажимы................................................................................ 10

1.2.4. Подтяжка фиксирующего зажима.................................................................................. 11

1.2.5. Страховочные усы........................................................................................................... 11

1.2.6. Спусковое устройство..................................................................................................... 13

1.2.7. Карабин для соединения СУ с ЦСЗ................................................................................ 13

1.2.8. Педаль (ступенька, стремя)............................................................................................. 13

1.2.9. Вспомогательный зажим................................................................................................. 13

1.2.10. Сервисный карабин........................................................................................................13

1.2.11. Блок-ролик..................................................................................................................... 13

2. Организация навески............................................................................................................. 15

Общие положения...................................................................................................................... 15

Способы крепления основной веревки к рельефу.................................................................. 15

2.1. Основная точка крепления веревки (ОТК)....................................................................... 16

2.2. Промежуточная точка крепления (ПТК).......................................................................... 17

2.3. Горизонтальный участок навески (перила)...................................................................... 21

2.4. Вертикальный участок навески......................................................................................... 22

2.5. Отклонитель........................................................................................................................ 22

2.6. Протектор............................................................................................................................ 23

2.7. Узел на основной веревке.................................................................................................. 23

2.8. Троллей................................................................................................................................ 23

2.8.1. Горизонтальный троллей................................................................................................ 23

2.8.2. Наклонный троллей......................................................................................................... 24

3. Снятие навески SRT.............................................................................................................. 25

Основные положения................................................................................................................ 25

Спуск со снятием навески SRT («самосброс»)....................................................................... 25

4. Передвижение спелеолога по навеске SRT........................................................................ 26

Общие положения...................................................................................................................... 26

Основные правила подъема...................................................................................................... 27

Основные правила спуска......................................................................................................... 27

Основные правила передвижения по перилам....................................................................... 28

Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески..... 28

Передвижение по наклонному троллею.................................................................................. 28

Передвижение по горизонтальному троллею......................................................................... 28

Основные правила транспортировки снаряжения.................................................................. 29

5. Снятие пострадавшего с навески SRT................................................................................. 30

Приложение 1. Эксплуатация веревки.................................................................................... 31

Приложение 2. Неисправности веревок и их устранение...................................................... 32

Приложение 3. Неисправности соединительных звеньев и их устранение......................... 33

Приложение 4. Неисправности обвязок и их устранение...................................................... 34

Приложение 5. Тестовые параметры по EN 1891................................................................... 35

Приложение 6. Тестовые параметры по EN 892..................................................................... 36

Приложение 7. Неисправности зажимов и их устранение.................................................... 37

Приложение 8. Неисправности блок-роликов и их устранение............................................ 38

Приложение 9. Неисправности проушин и их устранение.................................................... 38

Приложение 10. Неисправности строп и их устранение....................................................... 39

Приложение 11. Требования и правила вязки узлов.............................................................. 39

Приложение 12. Алгоритмы передвижения по веревке......................................................... 40

4.1 Подъѐм.................................................................................................................................. 40

4.1.1. Подъѐм по верѐвке........................................................................................................... 40

4.1.2. Подъем по веревке через ПТК........................................................................................ 40

4.1.3. Подъем через отклонитель.............................................................................................. 42

4.1.4. Подъем через узел............................................................................................................ 42

4.1.5. Подъѐм через протектор.................................................................................................. 42

4.2. Спуск.................................................................................................................................... 43

4.2.1. Спуск по веревке.............................................................................................................. 43

4.2.2. Спуск по веревке через ПТК........................................................................................... 43

4.2.3. Спуск через отклонитель (оставлен 1 алгоритм).................................................. 44

4.2.4. Спуск по веревке через узел........................................................................................... 44

4.2.5. Спуск по веревке через протектор................................................................................. 45

4.3. Передвижение по перилам................................................................................................. 45

4.3.1. Передвижение по перилам через ПТК........................................................................... 45

4.3.2. Передвижение по перилам через узел........................................................................... 46

4.4. Передвижение по рельефу со страховкой за перила и вертикальный участок навески…………………………………………………………………………………………. 46

4.4.1. Преодоление узла (ПТК)................................................................................................. 46

4.5. Передвижение по наклонному троллею........................................................................... 47

4.6. Передвижение по горизонтальному троллею.................................................................. 47

4.6.1. Передвижение по горизонтальному троллею через узел............................................. 47

4.7. Переходы через места соединения элементов навески................................................... 47

4.7.1. Переход с перил на спуск по вертикальному участку навески................................... 48

4.7.2. Переход с перил на подъѐм по вертикальному участку навески................................ 48

4.7.3. Переход со спуска по вертикальному участку навески на перила.............................. 48

4.7.4. Переход с подъема по вертикальному участку навески на перила............................ 49

4.7.5. Переход со спуска по вертикальному участку навески на спуск по наклонному

троллею ………………………………………………………………………………………...49

4.7.6. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по наклонному

троллею ………………………………………………………………………………………...49

4.7.7. Переход с подъема по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку

навески ………………………………………………………………………………………...49

4.7.8. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по вертикальному участку

навески ………………………………………………………………………………………...50

4.7.9. Переход с подъема по вертикальному участку навески на подъем по наклонному

троллею ………………………………………………………………………………………...50

4.7.10. Переход со спуска по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку

навески ………………………………………………………………………………………...50

4.7.11. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по вертикальному участку

навески ………………………………………………………………………………………...51

4.7.12. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по наклонному

троллею ………………………………………………………………………………………...51

4.7.13. Переход с перил на подъем по наклонному троллею................................................ 51

4.7.14. Переход со спуска по наклонному троллею на перила.............................................. 51

4.7.15. Переход с перил на спуск по наклонному троллею................................................... 52

4.7.16. Переход с подъема по наклонному троллею на перила............................................. 52

4.7.17. Переход с перил на горизонтальный троллей............................................................. 52

4.7.18. Переход с горизонтального троллея на перила.......................................................... 52

4.7.19. Переход с подъема по вертикальному участку навески на спуск по вертикальному

участку навески.......................................................................................................................... 52

4.7.20. Переход со спуска по вертикальному участку навески на подъем по вертикальному

участку навески.......................................................................................................................... 53

4.7.21. Переход с горизонтального троллея на подъем по наклонному троллею................ 53

4.7.22. Переход со спуска по наклонному троллею на горизонтальный троллей............... 53

4.7.23. Переход с горизонтального троллея на спуск по наклонному троллею.................. 53

4.7.24. Переход с подъема по наклонному троллею на горизонтальный троллей.............. 54

4.7.25. Переход с горизонтального троллея на спуск по вертикальному участку навески ………………………………………………………………………………………………...... 54

4.7.26. Переход с подъема по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей …………………………………………………………………………………………………...54

4.7.27. Переход со спуска по вертикальному участку навески на горизонтальный троллей ………………………………………………………………………………………………….. 55

4.7.28. Переход с горизонтального троллея на подъем по вертикальному участку навески ………………………………………………………………………………………………….. 55

4.7.29. Переход со спуска по наклонному троллею на подъем по наклонному троллею... 55

4.7.30. Переход с подъема по наклонному троллею на спуск по наклонному троллею..... 55

4.7.31. Переход с горизонтального троллея на горизонтальный троллей............................ 56


Общая часть

Общие положения

1. Настоящие правила действуют при проведении мероприятий Абаканского клуба спелеологов (АКС), связанных с применением техники SRT.

2. За основу настоящих Правил были взяты Правила Туристско-спортивного союза России, разработанные в 2011 году спелеокомиссией ТССР под редакцией Председателя спелеокомиссии ТССР Чередниченко Ф.Л.

3. Правила доработаны в сторону ужесточения норм безопасности и адаптированы к унифицированному снаряжению Председателем Абаканского клуба спелеологов (АКС) Гридневым П.В.

4. Основные отличия от правил ТССР заключаются в адаптации их к использованию единственных разрешенных в клубе АКС:

- СУ «Rack» фирмы «Petzl» и аналогичных им;

- использовании только двойных усов помимо уса крепления ведущего зажима;

- разрешения использования немуфтованного карабина с прямой защелкой в основной страховочной цепи только в качестве карабина короткого уса.

Список условных обозначений

ОВ – основная веревка

СУ - спусковое устройство

ЦСЗ – центральное соединительное звено

ИТО – искусственная точечная опора

ЕТО – естественная точечная опора

ПТК – промежуточная точка крепления

ОТК – основная точка крепления

Определения

Техника SRT - single rope techniques (техника одной верѐвки) – это методика преодоления

вертикальных и крутонаклонных участков пещерного рельефа с помощью одной верѐвки.

Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спелеолога.

Страховочная веревка - веревка, предназначенная для предотвращения падения спелеолога.

Вспомогательная веревка – веревка, предназначенная для выполнения задач, не связанных со страховкой и передвижением спелеолога по веревке.

Навеска SRT – основная веревка, закрепленная на рельефе определенным методом с помощью технических средств, предназначенная для страховки и передвижения спелеологов при преодолении вертикальных или иных опасных участков пещеры.

Вертикальный участок навески – часть навески, идущая преимущественно вертикально и предназначенная для подъема-спуска спелеолога.

Горизонтальный участок навески (перила) – часть навески, идущая преимущественно

горизонтально и предназначенная для передвижения спелеолога по горизонтали.

Двойные перила – горизонтальный участок навески (перила), провешенные двумя ОВ, все ПТК заменены на ОТК.

Сдвоенные перила – горизонтальный участок навески (перила), продублированный второй ОВ.

Линия крепления к навеске – специальное снаряжение, соединяющее ЦСЗ спелеолога и

навеску SRT, с помощью которого осуществляется страховка и закрепление спелеолога на

навеске. Линии крепления к навеске SRT должны быть независимы друг от друга, за исключением общего соединительного узла (петли) двух страховочных усов, закрепленных в ЦСЗ.

Индивидуальный комплект – комплект снаряжения, необходимый для безопасного

передвижения спелеолога по навеске SRT.

Точечная опора – средство крепления ОВ к рельефу.

Точка крепления – место крепления ОВ к рельефу с помощью точечных опор.

Полиспаст – система, предназначенная для увеличения тягового усилия, приложенного к

веревке.

Троллей – часть навески, ОВ, предназначенная для отклонения линии движения спелеолога от вертикали и натянутая с усилием.

Безопасная зона – место, в котором спелеолог, находясь без страховки, не может упасть

глубже своего местоположения.

Карем – провис веревки, образованный приходящим сверху участком навески и ПТК (ОТК), необходимый для удобства преодоления ПТК (ОТК).

Перестегивание:

1. Общее. Процесс преодоления спелеологом ПТК (ОТК), узла на веревке, протектора,

отклонителя и соединений элементов навески.

2. Частное. Перенос линии крепления к навеске с одного элемента навески на другой.

Технический элемент навески – часть навески, организованная с целью безопасного и

комфортного передвижения спелеолога и требующая особой технологии преодоления. К техническим элементам навески относятся: ОТК, ПТК, вертикальный участок

навески, перила, отклонитель, протектор, узлы, троллей.

 


Снаряжение

Веревка

Основная веревка (далее ОВ) – статическая веревка, предназначенная для передвижения и страховки спелеолога. Термин применим в рамках техники SRT.

Все изложенные ниже требования применимы к веревкам, изготовленным из полиамида и

полиэстера.

Требования к веревке

1. Веревка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей.

2. Веревка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 1891 / UIAA 107 (см. Приложение 5),

· ТУ 9616-003-00461221-2001 (Коломна),

· ТУ 9616-001-45600401-98 (Аскан),

· ТУ 9616-009-42780816-08 (Венто),

· ТУ У 14279804-05-97 (Юкроп).

3. Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм.

4. Диаметр веревки для передвижения спелеолога должен быть не менее 9 мм.

5. Диаметр веревки должен соответствовать эксплуатационным характеристикам используемого спелеологами личного снаряжения.

6. Веревка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным

производителем и указанным в паспорте изделия.

7. Основные требования к эксплуатации, хранению и рекомендуемым предельным разрывным нагрузкам указаны в Приложении 1.

8. При обнаружении дефектов (неисправностей) веревки действовать согласно Приложению 2.

Соединительные звенья

Карабин — соединительное разъемное звено с автоматически замыкающимся контуром.

Рапид – соединительное разъемное звено с несущей нагрузку резьбовой муфтой.

Муфта – деталь соединительного звена, обеспечивающая: в карабинах – предохранение

защелки от самопроизвольного раскрытия; в рапидах – замыкание контура.

Требования к соединительным звеньям

1. Карабин должен быть предназначен для обеспечения безопасности людей.

2. Карабин должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс B,

· EN 12275 / UIAA 121 класс B, H,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс B.

3. Рапид должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 362 класс Q,

· EN 12275 / UIAA 121 класс Q,

· ГОСТ Р ЕН 362-2008 класс Q.

4. Соединительное звено должно иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

5. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная нагрузка, поперечная нагрузка и продольная нагрузка с открытым контуром, должны быть нанесены на тело карабина вдоль его основной оси.

6. Знак соответствия норме и основные прочностные характеристики, такие как продольная и поперечная нагрузки, должны быть нанесены на тело рапида вдоль его основной оси.

7. Соединительные звенья должны эксплуатироваться и храниться согласно правилам,

разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

8. Соединительное звено не должно иметь доработок, способных снизить его прочностные

характеристики.

9. После воздействия высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1,5)

соединительное звено отбраковывается.

10. Запрещается использовать карабины без муфты с изогнутой защелкой, скобой вместо защелки, а также карабины с автоматической муфтой.

11. При использовании муфтованного карабина необходимо всегда закручивать муфту, кроме случая встегивания самостраховочных усов в ПТК (ОТК) во входных колодцах в зимнее время.

12. При обнаружении дефектов (неисправностей) соединительных звеньев действовать согласно Приложению 3.

Требования к ИТО конструкции SPIT

1. Длина втулки должна быть не менее 30мм, внешний диаметр втулки – 12мм, внутренний диаметр втулки – 8мм под болт М8.

2. На шляпке болта должна быть маркировка «А» или «8.8».

3. Для проушин толщиной до 4мм длина болта должна быть 16мм.

4. Для проушин толщиной более 4мм длина болта должна быть 20мм.

Требования к ИТО конструкции втулки с обратным расклиниванием

1. Длина втулки должна быть не менее 50мм, внешний диаметр втулки – 8-10мм.

Требования к клеевым ИТО

1. Диаметр, глубина отверстия, количество клеевого состава указывается производителем.

2. Разрывная нагрузка ИТО должна быть не менее 25kN.

Требования к проушинам

1. Рекомендуется применять проушины, изготовленные из нержавеющей стали или дюралевых сплавов.

2. Проушина должна выдерживать предельную разрывную нагрузку не менее 15kN.

3. Фирма-производитель и разрывная нагрузка должны быть указаны на теле проушины.

4. Направление приложения нагрузки на проушину должно быть указано производителем.

5. Проушина должна быть укомплектована болтом согласно требованиям производителя. При отсутствии последних смотреть пункт «Требования к ИТО конструкции SPIT».

6. При обнаружении дефектов (неисправностей) проушин действовать согласно Приложению 9.

Локальные петли

Локальная петля – статическая веревка (стальной трос, тестированная стропа),

предназначенная для создания точечной опоры за естественную опору. Локальная петля

изготавливается из ОВ диаметром от 9мм, стального троса от 4мм и тестированной стропы, выдерживающей статическую нагрузку не менее 22 кN.

Требования к стропам, сшитым в кольцо

1. Стропа должна выдерживать статическую нагрузку не менее 22 kN и иметь сертификат

качества, подтверждающий соответствие продукции указанным требованиям.

2. Для европейских производителей стропа должна соответствовать норме EN 566.

3. Стропа должна иметь ярлык с указанием предельной разрывной нагрузки, названия изделия, фирмы и страны производителя. Для европейских производителей стропа должна иметь также знак соответствия норме EN 566 и знак сертификата СЕ с номером лаборатории.

Требования к одинарным стропам

1. Стропа должна выдерживать статическую нагрузку не менее 22 kN и иметь сертификат

качества, подтверждающий соответствие продукции указанным требованиям.

2. Для европейских производителей стропа должна соответствовать норме EN 565 и иметь сертификат CE соответствия этой норме.

Отклонитель

Отклонитель – элемент навески, изменяющий направление веревки. Он может состоять из: ИТО (ЕТО), соединительного звена (рапид, карабин, узел), удлиняющего элемента (ОВ, тестированная стропа, вспомогательная веревка диаметром от 5мм) и второго соединительного звена (карабин без муфты). Рекомендуемый угол отклонения – до 30 градусов.

1. При изменении направления веревки от 15 до 30° удлиняющий элемент необходимо

изготавливать из ОВ диаметром от 9мм или тестированной стропы, выдерживающей

статическую нагрузку не менее 22 kN.

2. Требования к стропам смотреть в п.1.1.4.

3. Требования к соединительным звеньям смотреть в п. 1.1.2.

4. Требования к ОВ смотреть в п. 1.1.1.

Протектор

Протектор - это изделие, предназначенное для защиты веревки от трения о рельеф. Протектор располагается в местах соприкосновения ОВ и рельефа и используется в том случае, если невозможно избежать трения о рельеф с помощью других способов (ПТК, отклонитель). Как исключение допускается использовать в качестве протектора подручные средства.

Требования к протектору

Протектор:

· изготавливается из устойчивых к истиранию материалов;

· надежно защищает веревку (исключает самопроизвольное раскрытие протектора или возобновление трения веревки о рельеф);

· легко снимается с веревки;

· легко смещается вдоль веревки на необходимую длину для преодоления места трения ОВ.

Обвязка нижняя

Обвязка нижняя (далее Обвязка) – подвесная система, обеспечивающая анатомически удобное закрепление спелеолога к ЦСЗ.

Требования к обвязке

1. Обвязка должна быть предназначена для обеспечения безопасности людей при работе в условиях пещеры.

2. Обвязка должна соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 12277 / UIAA105,

· EN 813, EN363, EN361, EN358,

· ГОСТ Р ЕН 813-2008, ГОСТ Р ЕН 363-2007, ГОСТ Р ЕН 361-2008, ГОСТ Р ЕН 358-2008,

· ТУ 9616-008-42780816-08.

3. Обвязка должна иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

4. Обвязка должна иметь ярлык с указанием названия изделия, фирмы и страны производителя.

Для европейских производителей обвязка должна иметь также знак соответствия норме EN и знак сертификата СЕ с номером лаборатории.

5. Обвязка не должна иметь доработок, способных снизить ее прочностные характеристики.

6. Обвязка должна иметь силовые петли (коуши) для встегивания ЦСЗ.

7. Обвязка должна эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

8. После высокой динамической нагрузки (с фактором падения более 1) обвязка отбраковывается.

9. При обнаружении дефектов (неисправностей) обвязки действовать согласно Приложению 4.

Требования к зажимам

1. Зажим должен быть предназначен для обеспечения безопасности людей.

2. Зажим должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 567/UIAA126,

· ТУ 9616-006-42780816-08 (Венто)

3. Зажим должен иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

4. Название фирмы-производителя, знак соответствие норме, рабочий диаметр веревок должны быть нанесены на тело зажима производителем.

5. Зажимы должны эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

6. Зажим не должен иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.

7. Зажим, установленный на веревку, должен выдерживать статическую нагрузку не менее 4 kN без деформации оплетки веревки.

8. При обнаружении дефектов (неисправностей) зажимов действовать согласно Приложению 7.

Страховочные усы

Страховочный ус – элемент личного снаряжения, предназначенный для комфортного

маневрирования при движении спелеолога по навеске и предотвращающий падение спелеолога в случае срыва.

1. Страховочный ус состоит из удлиняющего элемента определенной длины и карабина.

2. Карабины и рапиды должны удовлетворять требованиям к соединительным звеньям, описанным в п.1.1.2.

3. В качестве удлиняющего элемента используется:

· динамическая веревка диаметром не менее 9 мм;

· специально изготовленные усы различных производителей

4. Удлиняющий элемент из динамической веревки должен удовлетворять следующим требованиям:

Ø Соответствовать стандарту EN 892/UIAA 101 (см. Приложение 6) или ТУ 9616-003- 00461221-2001 (Коломна).

Ø Веревка должна иметь сертификат соответствия (качества) одной из вышеуказанных норм.

Ø Диаметр веревки для удлиняющего элемента должен быть не менее 9 мм и не более 11 мм.

При обнаружении дефектов (неисправностей) удлиняющего элемента действовать согласно приложениям 2 и 10.

5. При изготовлении страховочных усов из веревки применяются следующие узлы:

· проводник,

· восьмерка.

Узлы должны быть расправлены и затянуты с усилием, равным весу спелеолога. Остаток веревки, выходящий из узла, должен быть не менее 7 см.

Рекомендуется дополнительная фиксация свободного конца при помощи изоленты или его прошивкой.

6. Требуется использование двух страховочных усов, имеющих общую петлю крепления (узел) к ЦСЗ. Данные страховочные усы рассматриваются как две независимые линии крепления.

7. Страховочные усы подразделяются на:

· страховочный ус на ведущий зажим,

· страховочные усы с общим узлом для передвижения по навеске.

8. Страховочный ус на ведущий зажим

· Длина страховочного уса на ведущий зажим является индивидуальной для каждого спелеолога и определяется следующим образом. Исходное положение – страховочный ус одним концом присоединѐн к центральному соединительному звену (ЦСЗ), вторым – к ведущему зажиму. Спелеолог находится в положении виса на ведущем зажиме. Из этого положения он должен спокойно дотянуться рукой и взяться за корпус ведущего зажима.

· Соединение страховочного уса на ведущий зажим с центральным соединительным звеном осуществляется следующим образом:

Ø крепление в ЦСЗ с помощью узла восьмерка, проводник,

Ø крепление в ЦСЗ с помощью рапида диаметром не менее 7 мм, с затянутой муфтой от

ключа.

· Соединение страховочного уса и ведущего зажима осуществляется карабином с муфтой.

9. Страховочные усы для передвижения по навеске

· Стандарты длин страховочных усов –40±1 см («короткий ус») и 65±1 см («длинный ус») с учетом всех соединительных звеньев.

· Соединение страховочных усов с ЦСЗ осуществляется следующим образом:

Ø ввязывание с помощью узла

Ø с помощью соединительного звена - рапид диаметром не менее 7 мм.

· Для соединения страховочных усов с элементами навески используются следующие

карабины:

Ø карабины с муфтой.

Ø карабин без муфты с прямой защелкой допускается на коротком усе

Спусковое устройство

Спусковое устройство – устройство, основной функцией которого является спуск спелеолога по веревке. Для осуществления спуска по веревке применяются фрикционные спусковые устройства, не допускающие кручения веревки при тормозящем трении, функционально аналогичные модели Rack фирмы Petzl (решетки).

Требования к спусковым устройствам

1. СУ должно быть предназначено для спуска людей по веревке.

2. СУ должно эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

3. СУ должно быть рассчитано на рабочую нагрузку не менее 1,5 kN.

4. СУ должно выдерживать статическую нагрузку не менее 12 kN.

Педаль (ступенька, стремя)

Педаль – приспособление, предназначенное для передачи усилия ног спелеолога на ведущий зажим при подъеме по веревке.

1. В качестве педали может использоваться основная или вспомогательная веревка, стропа.

2. Длина педали является индивидуальной величиной для каждого спелеолога.

3. Необходимая предельная разрывная нагрузка составляет не менее 1,5 kN.

Вспомогательный зажим

Вспомогательный зажим – зажим, предназначенный для облегчения процесса передвижения спелеолога по веревке.

Вспомогательный зажим не является линией крепления к веревке.

Разгрузочный карабин

Разгрузочный карабин – карабин, основной функцией которого является удобное распределение снаряжения во время передвижения спелеолога по пещере без использования веревок.

Блок-ролик

Блок-ролик – простое механическое устройство, предназначенное для уменьшения трения скользящей через карабин веревки.

Требования к блок-роликам

1. Блок-ролик должен соответствовать одной из норм, указанных ниже:

· EN 12278/UIAA 127.

2. Блок-ролик должен иметь сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции указанным нормам.

3. Блок-ролик должен быть неразъемным и иметь предохраняющую перегородку ниже ролика для предотвращения аварии, связанных с разрушением оси ролика.

4. Знак соответствия норме, продольная нагрузка, название фирмы-производителя и рабочий диаметр веревок должны быть нанесены на тело блок-ролика.

5. Блок-ролик должен эксплуатироваться и храниться согласно правилам, разработанным производителем и указанным в паспорте изделия.

6. Блок-ролик должен выдерживать рабочую нагрузку не менее 4 kN и предельную – не менее 16kN.

7. Блок-ролик не должен иметь доработок, способных снизить его прочностные характеристики.

8. При обнаружении дефектов (неисправностей) блок-ролика действовать согласно Приложению 8.

9. Рекомендуется для повышения эффективности работы использовать ролики на подшипнике качения.


Организация навески

Организация навески – это комплекс работ по закреплению ОВ на рельефе, направленный на создание безопасного и удобного маршрута передвижения спелеолога на вертикальном рельефе.

Общие положения

Правило 1. Навеска SRT должна соответствовать следующим принципам:

1. Безопасность:

· Исключение трения о рельеф – навеска монтируется таким образом, чтобы при

передвижении спелеолога по ней ОВ не касалась рельефа;

· Избегание возможных рывков с высоким фактором падения (отношение глубины падения к длине участка веревки, на который пришелся рывок) – больше 0,3;

· Обход воды - навеска монтируется таким образом, чтобы вода не попадала на спелеолога во время движения по навеске;

· Обход камнепадных участков – навеска монтируется таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность падения камней на спелеолога. Это достигается за счет предварительной чистки маршрута движения и разнесения смежных вертикальных участков навески друг из-под друга.

Исключение трения о рельеф, уход от воды и камнепадных участков осуществляется грамотным сочетанием технических элементов навески, а также аккуратным передвижением спелеолога по навеске.

2. Комфортность (удобство):

· Учет физических возможностей спелеолога – оптимальные длины технических элементов навески; стандартные глубины каремов;

· Удобный подход, отход из опасной зоны – не требует повышенных трудозатрат;

· Стандартизация навески – типовой вид каждого технического элемента навески.

3. Рациональность:

· Экономия снаряжения при организации навески;

· Оптимизация трудо- и временных затрат при организации навески.

Правило 2. Каждый элемент навески SRT рассчитан на одного спелеолога. Исключением является солотранспортировка пострадавшего и элементы навесок, оборудованные для передвижения большего количества спелеологов.

Правило 3. Навеска SRT должна соответствовать ее назначению, обусловленному видом работы под землей.

В зависимости от назначения работ в подземных условиях различают следующие виды SRT-навесок:

1. «Первопроходческая» (разведочная), основной целью которой является максимально быстрое преодоление опасных участков рельефа.

· Навеска рассчитана на жестко ограниченное количество спелеологов – это команда из двух человек.

· Уменьшение времени на обработку опасного участка достигается путем использования вместо ПТК протекторов и отклонителей.

· Навеска иногда монтируется с дополнительной верхней страховкой.

2. «Стационарная» (рабочая), основной целью которой является оптимизация передвижения спелеологов при высокой интенсивности движения.

· Навеска рассчитана на высокую интенсивность движения. Диаметр ОВ – от 9мм.

· Вертикальные участки навески сводятся к оптимальной длине – от 7 до 12 м.

· Навеска организуется таким образом, чтобы спелеологи не находились друг под другом.

· Процесс перехода с вертикального участка навески на горизонтальный не должен быть

чрезмерно трудозатратным для спелеолога.

3. «Навеска для спасработ», основной целью которой является обеспечение передвижения спасателей при проведении спасательной операции.

· Основной критерий – обеспечение беспрепятственного движения спелеологов по навеске в условиях транспортировки носилок.

· При необходимости оборудуются дополнительные навески (коридоры) для движения (удобного расположения) спасателей и сопровождающих носилки.

· При необходимости оборудуются дополнительные навески для подходов и отходов к местам работы спасателей.

· Организация навески позволяет одновременно работать двум спасателям на одном элементе навески.

Правило 4. Навеска для проведения соревнований должна соответствовать виду «стационарная» (рабочая) навеска.

Правило 5. Использование веревок различного диаметра:

· от 9 мм: для передвижения ограниченного количества спелеологов. Используется при

«первопроходческой» навеске в пещерах и спортсменами для участия в соревнованиях.

· от 9 мм: для «стационарной» навески в пещерах.

· 10 мм: при высокой интенсивности движения спелеологов по веревке (судейская SRT-навеска на соревнованиях, навеска для передвижения спасателей и транспортировки пострадавшего техникой FFS).

Правило 6. Узлы, используемые при работе с веревкой, должны соответствовать требованиям и правилам вязки узлов (Приложение 11)

Навеска SRT состоит из сле


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.