Тема 4. Международные отношения в истории политической мысли — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 4. Международные отношения в истории политической мысли

2017-06-03 319
Тема 4. Международные отношения в истории политической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конфуцианство. Легизм. Рождение протореализма (Фукидид, Н. Макиавелли). Протоидеализм (Сократ, Цицерон, Э. Роттердамский, Г. Гроций).

Формирование в Европе представления о государстве как ключевом акторе МО. Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж. Боден. Утверждение реализма.

Формирование прогрессистских и детерминистических моделей. Классический политический идеализм. И. Кант. Рождение социологии. Формирование либерального подхода к МО. Естественнонаучные подходы (географический детерминизм, социал-дарвинизм). МО в социологии классического марксизма.

 

Краткое содержание

 

Логику своеобразного политического реализма высказывали еще до нашей эры китайские легисты и греческий историк Фукидид (471-401), который в работе «История Пелопонесской войны в восьми книгах» рассмотрел войну между афинянами и лакедемонянами. Фукидид отделяет причину войны от повода к ее непосредственному началу. Причины Пелопонесской войны по Фукидиду:

  • Обе державы «совершенствовались в военном деле … и становились искуснее»;
  • «Причина самая действительная» хотя на словах самая сокрытая, состоит в том, что «афиняне своим усилением внушали страх лакедемонянам» и так привели к войне (см. подр.: Фукидид. История Пелопонесской войны в восьми книгах / Фукидид // пер.с гр., коммент. – Ф.Г. Мищенко. – М.,1987).

Таким образом, обе державы были своеобразными «империями» – усиление одной внушало опасность другой. Фукидид говорит об ответственности подданного перед своим государством.

Внешняя политика древнего и средневекового Китая на протяжении тысячелетий вдохновлялась двумя концепциями, сложившимися еще в середине заключительного тысячелетия древней эры. В Древнем Китае (VI-IVвв.) две наиболее развитые политико-философские модели – конфуцианство и легизм. Теория Конфуция, представляющая собой достаточно целостную модель рационализации традиции, предлагает рассматривать политику, в том числе, внешнюю, как отражение высшей справедливости. При этом Конфуций не ставит под сомнение особую роль Китая в мировой политике. Конфуций и его последователи исходили из представлений об исключительности Китая, что вело к изоляционизму и автаркии. При этом, на словах, Конфуций – своеобразный политический идеалист. Замкнутость – основа мирной жизни в соответствии со сложившимися традициями.

Легизм, явно опиравшийся на сложившиеся реалии, более прагматичен, или, используя современный термин, реалистичен. Китай в отношениях с «варварами», по мнению легистов, должен отстаивать свои интересы, в том числе, и силовыми путями. Среди легистов-международников выделим географический детерминизм Сунь Ци (Сунь Чи, Сунь Джи – VIв.д.н.э.). При это Сунь Джи, как и Фукидид, закладывает геополитическую парадигму – равновесия силы или равновесия страха. Влиятельная держава должна уметь не применять силу, а сдерживать потенциального противника.

В новоевропейскую политическую мысль и практику политический реализм внес Николо Макиавелли (1469-1527). На Арабском Востоке с реалистических геополитических позиций чуть ранее выступал Ибн Хальдун (ХIVв.).

Их позицию дополнил Томас Гоббс (1588-1679). По мнению этого английского философа, единственным регулятором межгосударственных отношений является сила, их участники находятся в положении гладиаторов. Логика реализма – признание приоритета силы государства над нравственными ценностями или договором. Гоббс допускал существование мирового правительства, опирающегося на силу.

Прямой противоположностью взглядам Н.Макиавелли была внешнеполитическая концепция голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Эразм видел в мире, а не насилии высшую социальную ценность. Ранние политико-идеалистические (противоположные политическому реализму) принципы сформулировал монах Доминиканского ордена Франциско де Витториа (1480-1546). Как и Марсилий Падуанский, Фома Аквинат, он придерживался естественно-правовых позиций. Естественное право ниже божественного, но выше земного. Естественное право не может отобрать земная власть. Человек выше государства, разделение на государства вторично и искусственно.

На заре Нового времени, появился современный политический идеализм, настаивавший на возможности мирного разрешения межгосударственных конфликтов, приоритете в межгосударственных, как и в любых социальных, отношениях нравственности и права. Подобная позиция вполне естественна, т.к. среди авторов современной политико-идеалистической модели – создатели новоевропейского либерального гуманизма – Г. Гроций, Дж. Бентам, И. Кант.

Гуго Гроций (1583-1645), идеолог раннебуржуазной нидерландской революции, в работе «О праве войны и мира», положившей начало современной теории международных отношений, отличает международное право от права естественного. Международное право Г.Гроций рассматривает как отражение интересов сообщества государств. Справедлива война, если она нацелена на защиту права, несправедливая война рассматривается как противоправное состояние.

На рубеже XVI-XVIIвв. ранний политический идеализм продолжает развиваться. Его следующие за Г. Гроцием представители - французские авторы Эмерик Крюсе и Шарль-Ирине де Сен-Пьер. Э. Крюсе предлагает модель межгосударственных отношений, которую в 1960-1970-ее годы назвали «мирным сосуществованием». Признание неизбежности трений между государствами не является основанием для применения силы. Возможен поиск общих интересов, которые находятся, прежде всего, в сфере торговли. Э. Крюсе и, в более последовательной форме Ш.-И. де Сен-Пьер, предлагают создание всемирной администрации. Идею мирового правительства прямо провозгласил Крюсе, де Сен-Пьер дополнил эту идею концепцией международного суда. В модели Сен-Пьера нашлось место даже для того, что сейчас называем «международными формированиями по поддержанию мира», мировой армии, применяющей к государствам, ведущим несправедливую войну, силу по решению мировых судебно-административных инстанций.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) в работах «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» (1677), «Два государства по природе враги» (1676), швейцарский юрист Эмерик де Ваттель (1714-1767), английский философ Дэвид Юм (1711-1776) сформулировали умеренный вариант раннего реализма – раннюю теорию равновесия. Б. Спиноза отмечает, что война может вестись любым государством, а для мирного сосуществования необходимы хотя бы два государства. Э. де Ваттель отметил изменение международной ситуации. Европа стал местом не только борьбы, но и многообразных межгосударственных взаимодействий. Европейскую систему можно рассматривать как равновесную, Интересы нации и государства выше интересов отдельных лиц. Допустима война против опасно усилившегося соседа (см. подр. - Ваттель Э. де. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов / Эмерик де Ваттель. – М., 1960).

В этот же длительный исторический период, когда зарождались современные межгосударственные отношения (Позднее Средневековье, раннее Новое Время) появляется протогеополитический взгляд на международные отношения. Его авторы – Жан Боден (к.XVI-н.XVIIвв.) и Шарль-Луи де Монтескье (1689-1755). Протогеополитики сформулировали первые постулаты этой дисциплины – зависимость внешнеполитической активности государства от природно-климатических и географических характеристик его территории. Политический идеализм развивается формирующейся либеральной и либерально-консервативной мыслью рубежа XVIII-XIХвв.

Иммануил Кант (1724-1804), его перу принадлежит трактат с ярким названием «О вечном мире» - 1797. Иеремия (Джереми) Бентам, младший современник Канта, английский философ-моралист рубежа XVIII-XIХвв., прямо выступал против колониальных захватов, настаивал на равноправии государств и народов. Эти же идеи, опираясь на факт многообразия культур, высказывал и И. Кант. Ряд исследователей приписывают Бентаму авторство термина «international relations».

По мнению Георга Гегеля (1770-1831) в международном праве над государством нет закона и высшей власти. Каждое государство наделено суверенитетом. Действует принцип долженствования: «договоры должны выполняться».

Все названные выше авторы были социальными мыслителями, а не аналитиками-социологами. И сама сложившаяся теория международных отношений появилась много позднее. «Мостик» к новейшему реализму от средневековых «реалистов-государственников» и сторонников теории равновесия перебросил немецкий военный теоретик в генеральском чине Карл фон Клаузевиц (1780-1831), которому приписывается знаменитая формула: «Война есть продолжение политики иными средствами».

Рождение современной социологии в сер.ХIХв. не означало коренного перелома во взглядах на международную жизнь. Геополитика, социал-дарвинизм, теория насильственного возникновения государств (при признании многими интересными авторами, разрабатывавшими данные модели, социально-исторических реалий) в целом внеисторичны – «придумывают» общие закономерности международной жизни для любых эпох – и не принимают во внимание объективно заданную, противоречивую и конфликтную, логику социальной жизни.

Несколько выделяется из названного ряда марксистская теория международных отношений, следующая общей парадигме классического марксизма, претендовавшего на роль целостной социологической доктрины. Объединение мира на буржуазных принципах ведет к захватническим войнам. В.И. Ленин называет причиной мировых войн периода империализма – борьбу за передел уже поделенного мира.

Классики марксизма (и его отечественной версии) считали возможным достижение всеобщего мира. Но путь к нему лежал через классовую борьбу и революционные войны. Последовательный социально-экономический детерминизм делал международную социологию марксизма излишне прямолинейной. Классовые различия выше государственных границ. Борьба между государствами – это борьба правящих верхушек за свои экономические интересы (рынки сбыта, источники сырья и т.п.). Угнетенные и обездоленные классы не имеют отечества. Добросовестные попытки руководствоваться подобной догматикой в «реал политик» - далеко не единственная причина, но одна из причин неудач советской внешней политики.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.