Средние значения по методике «Опросник суверенности психологического пространства» «СПП» у обследованных детей — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Средние значения по методике «Опросник суверенности психологического пространства» «СПП» у обследованных детей

2024-02-15 389
Средние значения по методике «Опросник суверенности психологического пространства» «СПП» у обследованных детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкалы методики «СПП» Среднее значение
1. Суверенность физического тела «СФТ» 9,7±2,1
2. Суверенность территории «СТ» 11,0±1,7
3. Суверенность ми­ра вещей «СВ» 11,4±3,4
4. Суверенность привычек «СП» 9,5±2,1
5. Суве­ренность социальных связей «СС» 5,2±1,4
6. Суверенность ценностей «СЦ» 11,2±2,4
7. Суммарный показатель суверенности психологического пространства «СПП» 58,3±9,7

 

 Как видно из таблицы представленной выше, все показатели по шкалам методики «СПП» у испытуемых выражены умеренно, но ближе к высокому уровню. Этот факт имеет место у 73,1% обследованных детей. Полученные данные говорят о следующем. Испытуемые переживают сове соматическое благополучие (показатель «СФТ»), безопасность своего физического пространства, чувствуют уважение к своей личной собственности (показатель «СТ»), родители не осуждают и не стремятся изменить их привычки детей (показатель «СП»), а также не осуждают их друзей и знакомых и не запрещают с ними встречаться (показатель «СС»), испытуемые имеют свою точку зрения, которая принимается родителями (показатель «СЦ»).      

На основании этого делаем следующее обобщение. Границы психологического пространства обследованных детей являются достаточно «прочными», что дает им переживание автономности, независимости собственного «Я», чувство уверенности, безопасности к внешнему, в том числе и социальному миру.   

Однако у 19,5% обследованных родителей и 26,7% детей отмечается иная картина. Показатели по шкалам использованных в исследовании психодиагностических методик находятся на пониженном и низком уровне. Это говорит о том, что если психологическое пространство ребенка подвержено «вторжению», контролю со стороны родителей. Дисгармония отношений обусловлена в данном случае желанием сократить дистанцию родителями с детьми, что последними воспринимается как навязчивость со стороны родителей и вызывает желание отдалиться от них, сделать границы своего психологического пространства менее «проницаемыми» и более «жесткими». 

Приведем профили межличностных отношений родителей с ребенком (по методике «СПД»), с разным типом родительского отношения установленных на основании данных полученных по методике «ОРО».  

Рис. 10. Профиль межличностных отношений родителей с разным типом родительского отношения к детям

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции 

 

    Профиль субъекта «S1», представленный на рисунке – это дистанция в отношениях матери с сыном-подростком. Показатель эмотивная составляющая дистанции «Emo-d» находится на высоком уровне, тогда как показатели коммуникативная «Com-d», а также поведенческая и деятельностная составляющие «Act-d», находятся на повышенном уровне. А показатель «Cog-d» - когнитивная составляющая дистанции выражен на низком уровне. На основании чего можно заключить, что мать хочет как можно больше времени проводить с сыном (показатель по шкале «Act-d»), у нее чрезмерно выражены сближающие чувства к ребенку (показатель по шкале «Com-d»), в тоже время имеет место недостаток взаимопонимания в отношениях с ребенком (показатель по шкале «Cog-d»). На наш взгляд это обусловлено тем, что у матери в отношении к сыну на высоком уровне выражены показатели по шкалам принятие и симбиоз (по методике «ОРО»), что говорит о «вторжении» в психологическое пространство ребенка. Индекс суверенности психологического пространства у сына, по методике «СПП» находится на низком уровне и равен 45 баллам. Таким образом, чрезмерная любовь матери, воспринимается сыном как контроль с её стороны, навязчивое желание находиться рядом с ним, как вторжение в его психологическое пространство.

Профиль субъекта «S2», представляет дистанцию в отношениях отца с дочерью. Основным отличием от предыдущего является то, что в нем параметр коммуникативная составляющая дистанции (показатель «Com-d») выражен на низком уровне, что говорит о недостаточном доверии отца к своему ребенку. В отношениях отца к дочери преобладает чрезмерно выраженный контроль (по методике «ОРО»). По-видимому, выраженность данного показателя как раз и связана с недостаточным доверием отца. Отец старается контролировать её интересы, вкусы, привычки, а также то, с кем она встречается, проводит свободное время. Индекс суверенности психологического пространства, полученный у дочери по методике «СПП» выражен на низком уровне и равен 47 баллам.

Отметим, что у обследованных детей отношения которых представлены на рисунке выше, общим является депривированность «суверенности»:

привычек - желание родителем установить комфортный как им кажется, для ребенка распорядок;

социальных связей - родители осуществляют контроль над социальной жизнью ребенка;

ценностей - навязывание родителем ценностей неприятных ребенку, непонятных для него. 

На основании представленных эмпирических данных правомерно заключить, что характер отношений между родителями и детьми, как субъектами образовательного процесса, связан с личным пространством ребенка, с его автономностью. Дисгармоничность в отношениях обусловлена «насильственным вторжением» родителя в личное пространство ребенка. Объясняется это субъективным отношением родителя, в нашем случае, в форме принятия – отвержения, симбиоза, кооперации, контроле, а также в отношении к неудачам ребенка. При депривации психологического пространства ребенка со стороны родителя (отца или матери), имеет место следующая ситуация. Родитель стремится сократить дистанцию, тогда как ребенок, воспринимая это как «вторжение» в его личное пространство, наоборот старается увеличить дистанцию, что является отражением дисгармоничности отношений между ними.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.