Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог-родитель ученика» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог-родитель ученика»

2024-02-15 385
Гармония и дисгармония межличностных отношений в системе «педагог-родитель ученика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная цель данного раздела - описать особенности отношений складывающихся между педагогами и родителями их учеников.

В исследовании приняли участие 95 педагогов (классных руководителей) и 95 родителей (63 женщины и 32 мужчины). Обследование проводилось на добровольной основе.

В качестве психодиагностических методик использовали: «Методику определения социально-психологической дистанции» «СПД»; методику «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО»; анкету «Межличностная дистанция» «МД»; методику «Профиль чувств в отношениях» «ПЧО».

Начнем описание с анализа данных, полученных по методике «Определение социально-психологической дистанции в отношениях» «СПД», представленных в таблице ниже.

Таблица 22

Средние значения по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» у педагогов и родителей в отношениях друг с другом

Субъекты отношений

Шкалы методики «СПД»

Cog - d Com - d Emo - d Act - d Si
Педагоги 46,0±10,0 49,6±11,3 49,4±8,8 41,1±8,3 18,3±4,8
Родители 48,0±8,1 51,2±9,0 50,2±8,8 42,3±8,9 19,7±5,3

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющие дистанции, Si – положительный – отрицательный образ себя

 

Результаты, полученные по методике «СПД» показали следующее. В отношениях обследованных педагогов показатели составляющих дистанции выражены умеренно – находятся в пределах 50 Т-баллов. Тогда как в группе родителей показатели по шкалам когнитивная, коммуникативная, а также поведенческая и деятельностная составляющие дистанции выражены умеренно – в диапазоне от 51 до 54 Т-баллов. Интересным, является тот факт, что показатель эмотивная составляющая дистанции в группе педагогов находится на пониженном уровне и равен 45 Т-баллам.  

Можно заключить, что отношения родителей к учителям своих детей доверительные, в них больше взаимопонимания, а также желания вместе осуществлять совместно различные виды деятельности по образованию своих детей. Однако пониженные значения эмотивного показателя дистанции у педагогов, могут говорить о том, что отношения родителей более эмоционально насыщенны, чем педагогов к ним. Кроме того, деятельность педагога не предполагает эмоциональную близость с родителями своих учеников. Поэтому учителя стараются выдерживать эмоциональную дистанцию с родителями.   

В целом отношения обследованных субъектов образовательного процесса, можно оценить как благоприятные и позитивные и гармоничные.

Результаты методики «СПД», соотносятся с данными полученными по «Анкете межличностная дистанция» «МД», представленными в таблице ниже.

Таблица 23 

Оценка педагогами и родителями удовлетворенности отношениями друг с другом

 

Показатель

Средние значения

Родители   Педагоги  
1. Удовлетворенность отношениями 3,8±0,7 4,2±0,9

 

Полученные эмпирические данные говорят о том, что педагоги несколько более удовлетворены своими отношениями, нежели родители. Соответственно, можно предположить, что у педагогов с родителями более короткая межличностная дистанция, чем у родителей. Полагаем, что это обусловлено также особенностями профессиональной деятельности, так как более короткая дистанция позволяет получить больше информации об ученике от его родителя, которую в последующем можно эффективно, конструктивно использовать в образовательном процессе.  

Считаем, что здесь существенную роль играет удовлетворенность общением, доверие и понимание друг друга. Результаты удовлетворенности общением, оценка степени доверия и понимания, полученные при помощи анкеты «Межличностная дистанция» «МД», представлены в таблице ниже.

Таблица 24  

Оценка удовлетворенности потребности в общении, степени доверия и понимания педагогами и родителями

Показатель

Средние значения

Педагоги Родители  
1. Удовлетворенность потребности общения 4,7±0,4 3,8±0,7
2. Степень доверия  4,6±0,4 4,4±0,5
3. Степень взаимопонимания 4,3±0,4 4,2±0,7

 

Данные показывают, что педагоги в отличие от родителей более удовлетворены характером общения друг с другом. Возможно, это обусловлено частотой встреч, наличием более разнообразных тем для разговора, большей открытостью друг другу.

В ходе исследований не установлено достоверных отличий в степени взаимопонимания и доверия между педагогами и родителями, как субъектами образовательного процесса. И педагоги, и родители оценивают отношения друг с другом и как частично доверительные 91,3% обследованных педагогов и 87,7% родителей, тогда как полностью доверительные 8,6% родителей и 10,1% педагогов. 

При анализе оценок взаимопонимания, установлено, что частично понимают родителей 90,0% педагогов и 89,9% родителей - педагогов, а полностью понимают друг друга 9,9% обследованных родителей и 10,0% педагогов.

Результаты, полученные в ходе изучения отношений между педагогами и родителями, позволяют сказать следующее. Высокий уровень доверия и понимания друг друга имеет место только в тех обследованных диадах педагог-родитель, где партнеры удовлетворены своими отношениями, в них выражены когнитивная и коммуникативная составляющие межличностной дистанции (параметры Cog-d и Com-d по методике «СПД» находятся в диапазоне от 55 до 59 Т-баллов). Все это говорит о достаточно близких межличностных отношениях и короткой дистанции между педагогами и родителями, что на наш взгляд может позитивно сказаться на учебно-воспитательном процессе.

О том, что отношения педагогов и родителей друг с другом гармоничные, свидетельствуют данные полученные по методикам «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» и «Шкала субъективного переживания одиночества» «СПО». Результаты, полученные по методике «СОМО» представлены в таблице ниже.

Таблица 25 

Средние значения по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» у родителей и педагогов

 

Шкалы СОМО

Средние значения

Родители   Педагоги
1. Напряженность – расслабленность 35,2±11,6 28,1±9,2
2. Отчужденность – близость 33,4±10,0 31,5±10,2
3. Конфликтность – бесконфликтность 27,3±9,8 22,0±8,1
4. Агрессия – дружелюбие  29,8±9,3 26,2±7,9
5. Индекс дисгармоничности – гармоничности отношений 125,7±32,4 107,8±28,4

     

Как показано в таблице 25, показатели по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» выражены умеренно, что в свою очередь говорит о следующем. Отношения, между педагогами и родителями достаточно гармоничные и стабильные; обследованные субъекты стараются учитывать интересы друг друга; отношения носят открытый характер.

Тем не менее, отношения родителей с педагогами более напряженные, нежели у педагогов с родителями, тогда как последние, проявляют большую независимость, автономность (об этом говорит параметр отчужденность по методике «СОМО»).

Полученные при помощи методики «СОМО» эмпирические данные, в сочетании с результатами по другим методикам (описанными выше) позволяют сделать следующее заключение. Данный факт может быть обусловлен профессиональной деятельностью педагогов. В частности, отношения педагогов и родителей друг с другом, в той или иной степени обусловлены как отношением педагога к ученику, так и родителя к своему ребенку. Педагоги и родители выстраивают свои отношения друг к другу сквозь призму школьной успеваемости и неуспеваемости ученика, его отношения к учебе (включая и поведенческий аспект). Таким образом, это является косвенным фактором, влияющим на гармоничность / дисгармоничность отношений педагогов и родителей друг к другу.  

Считаем, что отмеченная в отношениях напряженность носит положительный характер; она придает отношениям эмоциональную насыщенность, обусловленную успеваемостью, поведением ученика в школе (для педагогов) и ребенка (для родителей). Можно сказать, что это своего рода «энергетическая» сторона отношений. Однако, увеличение напряженности, проявляющееся в ссорах, конфликтах между партнерами, приводит к изменению дистанции в неблагоприятную сторону – партнеры, или один из них, начинают отдаляться друг от друга. Понижение же напряженности в отношениях является также проявлением изменения дистанции в неблагоприятную для субъекта (субъектов) сторону. Это может быть обусловлено отсутствием интереса друг к другу, а в крайних вариантах - свидетельством отчужденности и эмоциональной холодности между партнерами. Взаимодействие без напряженности, это говоря «языком» транзактного анализа – есть взаимодействие без чувств.

Описанное выше находит свое отражение на чувственном тоне педагогов и родителей в отношениях друг с другом. Результаты, полученные при помощи методики «Профиль чувств в отношениях» представлены в таблице ниже.

Таблица 26

Средние значения по методике «Профиль чувств в отношениях» «ПЧО» у педагогов и родителей

 

Шкалы методики «ПЧО»

Средние значения

Педагоги   Родители
1. Гедонистические чувства 50,2±10,0 51,8±9,2
2. Астенические чувства 20,3±11,7 19,2±8,9
3. Меланхолические чувства 12,5±6,7 11,1±7,0
4. Сближающие чувства 51,0±13,8 53,6±8,9
5. Удаляющие чувства 11,9±4,1 12,6±5,6

 

В целом, чувственный тон в отношениях педагогов и родителей друг с другом. Об этом говорит преобладание гедонистических и сближающих чувств у обследованных. Однако, данные показатели в отношениях родителей выражены на более высоком уровне чем у педагогов. Соответственно отношения родителей к педагогам более эмоционально насыщены, чем у педагогов к родителям. Данные полученные по методике «ПЧО» соотносятся с данными по методике «СПД», в частности с показателем эмотивная составляющая дистанции, который, как было отмечено выше, у родителей выражен на более высоком уровне.

Сравнение результатов оценки реальной (воспринимаемой) и желаемой дистанции, полученных по анкете «Межличностная дистанция», показало следующее. Преобладающей у всех обследованных является приемлемо сближенная дистанция. Отметим, что достоверных различий между реальной и желаемой дистанцией у педагогов и родителей не установлено. Качественный анализ показал, что различия в оценках реальной и желаемой дистанции отмечается только лишь у 1,1% обследованных пар педагогов к родителям и 1,3% пар родителей к педагогам. 

В ходе исследований установлено, что приемлемо сближенную дистанцию устанавливают в своих отношениях 94,3% педагогов и 93,1% родителей. Это, используя терминологию С.В. Петрушина (2005), здоровый вид отношений, характеризующийся пониманием, доверием взаимодействующих субъектов друг друга, в отношениях преобладает положительный чувственный тон, с выраженными гедонистическими и сближающими чувствами. 

Неприемлемо близкую дистанцию устанавливают 2,1% родителей и 1,3% обследованных педагогов. Это симбиотические отношения, с выраженной потребностью в слиянии с партнером. Либо, желание полностью «завладеть» психологическим пространством, «вторжение» в личностное пространство субъекта. Такая дистанция говорит о дисгармоничности отношений, в которых партнер используется в качестве средства достижения своих «скрытых» целей. Например, родитель, устанавливая такую дистанцию, может полагать, что педагог будет более лояльным к его ребенку в школе.

    В качестве иллюстрации, на рисунке ниже будут представлен профиль межличностных отношений, полученный по методике «СПД», на основании обследования двух пар педагогов и родителей.  

Рис. 15. Профиль межличностных отношений педагогов и родителей

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d - коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции.

 

    Первая пара (субъекты «S1» и «S2») – это межличностная дистанция в отношениях педагога и родителя друг с другом, которая характеризуется как приемлемо сближенная (по результатам анкеты «МД»). Все составляющие социально-психологической дистанции выражены на повышенном и высоком уровнях. Это говорит о достаточно близких отношениях между обследованными субъектами, в которых присутствует взаимопонимание и поддержка, преобладают позитивные чувства во взаимодействиях друг с другом. Отношения ориентированы на конструктивное взаимодействие и сотрудничество. Отношения носят достаточно гармоничный, благоприятный характер и удовлетворяют обоих партнеров, позволяющий им конструктивно взаимодействовать в образовательном процессе.

Вторая пара (субъекты «S3» и «S4») – также отношения между педагогом и родителем. Субъект «S4» - педагог, оценивает дистанцию как неприемлемо удаленную для него, тогда как родитель, обозначенный на рисунке «S3» - далекую, по данным анкеты «МД». В отношениях партнера «S4» параметры межличностной дистанции выражены умеренно, тогда как у партнера «S3» когнитивная, коммуникативная, а также поведенческая и деятельностная составляющие дистанции выражены на пониженном уровне. Эмотивная составляющая – на низком. Такое положение дел объясняется конфликтом между педагогом и родителем, в основе которого лежит плохая успеваемость ученика. Педагог считает, что родители должны больше уделять внимания к ребенку, тогда как родитель (в данном случае отец) «обвиняет» в предвзятости и чрезмерной требовательности педагога.

На основании описанных в данной части работы эмпирических данных, правомерно сделать следующее заключение. Чрезмерная выраженность одной или нескольких составляющих межличностной дистанции, равно как и слабая их выраженность может приводить к неудовлетворенности отношениями, будет говорить о дисгармонии в отношениях педагог-родитель. Разница в выраженности составляющих социально-психологической дистанции у взаимодействующих субъектов является важным условием определяющим степень их близости-отдаленности, степень доверия, понимания друг друга, и характер отношений в целом. Кроме того, исследования показали, что ученик (ребенок) является «звеном» опосредующим отношения педагогов и родителей. Дисгармония в отношениях может быть обусловлена как плохой успеваемостью и поведением учащегося при безразличии к этому со стороны родителей, так и негативным, предвзятым, чрезмерно требовательным отношением педагога к ученику, по мнению родителей.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.