Корреляционные связи показателя «Опросника уровня самораскрытия личности» «СЛ» с показателями методики «Определение социально-психологической дистанции «СПД» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Корреляционные связи показателя «Опросника уровня самораскрытия личности» «СЛ» с показателями методики «Определение социально-психологической дистанции «СПД»

2024-02-15 28
Корреляционные связи показателя «Опросника уровня самораскрытия личности» «СЛ» с показателями методики «Определение социально-психологической дистанции «СПД» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатели Cog - d Com - d Emo - d Act - d СЛ
Самораскрытие личности (СЛ) 0,59-0,63 0,41-0,45 0,59-0,63 0,57-0,61 1

Примечание: Cog-d – когнитивная дистанция, Com-d – коммуникативная дистанция, Emo-d – эмотивная дистанция, Act-d – поведенческая и деятельностная дистанция. В скобках представлены данные полученные на обследованных женского пола

 

    На основании результатов представленных в таблице выше правомерно сделать следующее заключение. Самораскрытие в отношениях тесным образом связано с дистанцией, как характеристики гармоничности-дисгармоничности отношений. Соответственно, чем более выражен показатель самораскрытия, тем более выражены показатели по шкалам методики «СПД». Таким образом, степень самораскрытия, предполагает изменение дистанции между взаимодействующими субъектами как в строну близости, так и в сторону отдаления.   

Укажем, что большая открытость субъекта может привести к установлению неприемлемо близкой для партнера дистанции. Что в конечном итоге приведет к дисгармонии отношений, к переживанию напряженности, и неудовлетворенности отношениями.

Высокий уровень самораскрытия может также говорить о желании субъекта быть более близким, открытым для партнера, чем этого требует ситуация межличностного взаимодействия. Примером этого могут служить симбиотические отношения с партнером; желание переложить на него ответственность за себя, либо наоборот «лишение» его всякого личного пространства. Дисгармония может быть обусловлена зависимостью и конформностью субъекта (с целью избежать одиночества и «ненужности»), либо желанием подчеркнуть свою причастность к интересам своего партнера.

Низкий уровень самораскрытия может говорить об отдаленности, закрытости субъектов. Возможно, это обусловлено ситуационным контекстом. Например, классный руководитель (учитель) разбирает возникший в классе конфликт между двумя учениками, вызывая при этом в школу родителей. Возможно, также, что низкий уровень самораскрытия и дисгармоничность отношений, обусловлены отсутствием доверия, понимания, близости в отношениях между взаимодействующими субъектами. 

Таким образом, как показали результаты проведенных исследований, самораскрытие взаимодействующих субъектов в отношениях друг с другом, является одним из условий определяющих как гармоничность – дисгармоничность отношений субъектов образовательного процесса, так и устанавливаемую между ними дистанцию.

 

Эмоционально-чувственные детерминанты гармонии и дисгармонии отношений субъектов образовательного процесса

В предыдущих частях работы, мы уже говорили об эмоционально-чувственных характеристиках взаимодействующих субъектов образовательного процесса, как факторах обуславливающих гармонию-дисгармонию межличностных отношений, а также устанавливаемую дистанцию между ними. Для эмпирического подтверждения этого нами было проведено исследование. 

Основной целью являлось изучение взаимосвязи параметров социально-психологической дистанции, как характеристик гармоничности-дисгармоничности отношений с особенностями психического состояния, чувственного тона отношений и переживания благополучия субъектов образовательного процесса. Для достижения поставленной цели, нами были использованы: методика «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»; методика «Профиль чувств в отношениях» «ПЧО»; «Методика оценки параметров доминирующего состояния» «ДС-8», «Шкала субъективного благополучия» «ШСБ» и методика «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО».    

В исследовании приняли участие 91 – педагог (67 педагогов женского пола и 24 педагога мужского пола) и 91 – родитель учащихся (55 женщин и 36 мужчин).

Описание результатов исследования. Установлено, что показатель «индекс дисгармоничности отношений» по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» выражен умеренно (4-6 стенов). Это говорит о том, что отношения между обследованными достаточно гармоничные, субъекты удовлетворены тем как складываются отношения. Этот факт установлен у 89,1% педагогов и 75,3% родителей. Тогда как 10,7% обследованных педагогов и 24,5% родителей неудовлетворенны тем как складываются отношения между ними.  

Данные полученные по методике «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» показали, что у большинства обследованных показатели по шкалам методики, таким как когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная составляющая дистанции, находятся на повышенном уровне (в диапазоне от 55 до 58 Т-баллов), что на наш взгляд является гармоничности отношений между обследованными субъектами образовательного процесса. Этот факт имеет место в 89,1% обследованных парах. У 10,7% обследованных показатели по шкалам методики «СПД», находятся на пониженном и низком уровне, соответственно субъекты переживают недостаток доверия, понимания; их отношения можно охарактеризовать как дисгармоничные.  

В ходе исследований установлено, что в благоприятное психическое состояние, переживание благополучия и позитивный чувственный тон имеет место у 87,3% обследованных пар. Об этом говорит следующие факты. Показатели по шкалам методики определения доминирующего состояния «ДС-8», находятся в диапазоне от 54 до 57 Т-баллов. Показатели по шкалам гедонистические «G» и сближающие чувства «S» по методике «ПЧО» в обследованных парах, более выражены, чем показатели по шкалам астенические «B», меланхолические «M» и удаляющие чувства «U».

Установлено, что показатель «G», находится в диапазоне от 46,6 до 49,4 баллов, показатель «B» - от 26,1 до 27,3, показатель «М» - от 19,3 до 20,8, показатель «S» - от 44,2 до 43,9, а показатель «U» - от 17,9 до 19,9. Значение показателя субъективного благополучия по методике «ШСБ» у обследованных педагогов и родителей находится в диапазоне 4-5 стенов.

В ходе исследований установлено, что в парах, где показатели по шкалам методик «ДС-8» и «ПЧО» и выражены на среднем и высоком уровне, а по методике «Шкала субъективного благополучия» «ШСБ» на среднем и низком, отмечаются более высокие показатели по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» и методики «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО».

На основании можно заключить, что чем благоприятнее психическое состояние, чем благополучнее чувствуют себя субъекты образовательного процесса, чем позитивнее чувственный тон их отношений, тем больше между ними взаимопонимания, доверия, тем больше возможностей осуществлять что-либо совместно друг с другом, и, соответственно, тем более гармоничны их отношения друг с другом и короче дистанция.   

Приведем пример профиля межличностных отношений полученного по методике «Определение социально-психологической дистанции» в двух обследованных парах.

Рис.7. Профиль межличностных отношений в парах с разной выраженностью эмоционально-чувственных характеристик

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d - коммуникативная составляющая дистанции Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющие дистанции; S1 и S2 – субъекты первой пары; S3 и S4 – субъекты второй пары

 

Первая пара - субъект «S1» – педагог, субъект «S2» - родитель учащегося. Как показано на рисунке, показатели по шкалам  методики «Определение социально-психологической дистанции» выражены на повышенном уровне, за исключением показателей, за исключением показателя «Emo-d», который выражен на высоком уровне. Это говорит о достаточно гармоничных отношениях между ними, в которых присутствует доверие и понимание друг друга.  «Индекс дисгармоничности отношений» по методике «СОМО» у обследованных выражен умеренно (у педагога 4 стена, у родителя 5 стенов). Это говорит о том, что субъекты удовлетворены тем, как складываются их отношения. В обследованной паре все параметры доминирующего состояния по методике «ДС-8» находятся в диапазоне от 51 до 57 Т-баллов, что говорит о его благоприятном характере. Показатели по шкале субъективного благополучия (методика «ШСБ») у педагога равен 2 стенам, у родителя – 3-м. Это говорит об их умеренном эмоциональном комфорте, серьезные проблемы у них отсутствуют, а возникающие противоречия конструктивно решаются. В чувственном тоне отношений между ними выражены гедонистические и сближающие чувства (по данным методики «ПЧО»). Этим на наш взгляд, объясняются повышенные показатели по шкале «Act-d».

Отношения второй пары – субъект «S3» и субъект «S4», имеет существенные отличия от первой. На рисунке видно, что показатели по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» у родителя учащегося находятся на пониженном уровне (субъект «S3»), а «индекс дисгармоничности отношений» (по методике «СОМО») выражен на повышенном уровне. У педагога (субъект «S4») показатель «Cog-d» - когнитивная составляющая дистанции выражен на повышенном уровне; показатель «Com-d» - коммуникативная составляющая дистанции выражен на среднем, а показатели «Emo-d» - эмотивная составляющая и «Act-d» поведенческая и деятельностная составляющие социально-психологической дистанции выражены на высоком уровне. Оценки параметров доминирующего состояния (по методике «ДС-8») у обследованных находятся на низком уровне - в диапазоне от 30 до 43 Т-баллов, что говорит о его не благоприятности. Похожая картина наблюдается и в показателях переживания благополучия и чувственного тона в отношениях. Оценки по шкале субъективного благополучия «ШСБ» у обследованных, находятся в диапазоне от 5 до 6 стенов. Лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием. Показатели чувственного тона, по методике «ПЧО» у родителя учащегося выражены умеренно, тогда как у педагога – на среднем, но ближе к высокому уровню, за исключением показателя сближающие чувства – он выражен на высоком уровне. Данные факты мы объясняем имеющимся конфликтом между педагогом и учеником, причиной которого явились предвзятое отношение и завышенные требования учителя. Педагог пытается конструктивно разрешить конфликт и восстановить отношения с родителем, этим обусловлены высокие показатели эмотивной составляющей межличностной дистанции и показатели сближающих чувств. Однако, невозможность этого, приводит к ухудшению психического состояния, к снижению благополучия, дисгармонии отношений между педагогом и родителем. О чем свидетельствуют различия в оценках социально-психологической дистанции друг с другом.

Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице, показали, что данные полученные по методике «СПД» имеют значимые корреляционные связи с показателями определения доминирующего состояния по методике «ДС-8».

Таблица 8

Корреляционные связи показателей шкал методики определения социально-психологической дистанции «СПД» и показателей шкал методики определения доминирующего состояния «ДС-8»

Шкалы «ДС-8»

Шкалы «СПД»

Cog-d Com-d Emo-d Act-d Si
Активное – пассивное отношение к жизненной ситуации «Ак» 0,35 (0,34) 0,33 (0,36) 0,30 (0,33) 0,43 (0,40) 0,41 (0,42)
Бодрость – уныние «Бо» -0,30 (-0,31) -0,31 (-0,34) -0,29 (-0,31) -0,39 (-0,40) 0,41 (0,44)
Тонус высокий – низкий «То» -0,29 (-0,30) -0,25 (-0,22) -0,37 (-0,35) -0,43 (-0,42) 0,39 (0,42)
Раскованность – напряженность «Ра» -0,32 (-0,29) -0,37 (-0,32) -0,42 (-0,40) -0,37 (-0,35) 0,44 (0,45)
Спокойствие – тревога «Сп» -0,23 (-0,21) -0,25 (-0,23) -0,42 (-0,39) -0,33 (-0,35) 0,39 (-0,41)
Устойчивость - неустойчивость эмоционального тона «Ус» -0,33 (-0,32) -0,35 (-0,36) -0,45 (-0,47) -0,42 (-0,40) 0,46 (0,45)
Удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью «Уд» -0,42 (-0,41) -0,40 (-0,39) -0,42 (-0,43) -0,40 (-0.39) 0,45 (0,47)
Положительный - отрицательный образ самого себя «По» -0,24 (-0,21) -0,21 (-0,20) -0,24 (-0,20) -0,21 (-0,25) 0,25 (0,26)

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции, Si – положительный – отрицательный образ самого себя. В скобках указаны коэффициенты корреляции, полученные на выборке «родителей»

 

Представленные в таблице 8, коэффициенты корреляции между показателями по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» и методики «Определение доминирующего состояния» «ДС-8» находятся в диапазоне от -0,47 до 0,42, при р≤0,05. Наличие отрицательных корреляций объясняется следующим. В методике «СПД» с возрастанием балла по каждой шкале, идет увеличение измеряемого признака, а в методике «ДС-8» по всем шкалам, за исключением показателя активное-пассивное отношение к жизненной ситуации «Ак», увеличение балла по шкалам говорит о снижении выраженности измеряемого признака.   

На основании этого, правомерно заключить, что гармоничные, доверительные, эмоционально-близкие отношения, предполагающую эффективную совместную деятельность свойственны субъектам в психическом состоянии которых, по данным методики «ДС-8», выражены следующие характеристики:   

● бодрое настроение; желание действовать;

● возможность проявлять активность и расходовать энергию, стенически реагировать, на возникающие труд­ности; ощущение внутренней собранности, запаса сил, энергии;

● переживание того, что стоящие проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются; желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые; раскованность; уверенность в своих силах и возможностях;

● положительный эмоцио­нальный фон, эмоциональная устойчивость; удовлетворенность жизнью, ее ходом, самореализацией.

Представленные выше параметры отражают характеристику благоприятного психического состояния, на основании чего правомерно заключить следующее. Чем благоприятнее психическое состояние взаимодействующих субъектов, тем более гибко они способны выстраивать свои отношения и дистанцию в них, которые носят партнерский, гармоничный характер.  

В ходе корреляционного анализа также были установлены значимые связи между показателями по шкалам методики «СПД» и «ПЧО» (см. таблицу ниже).

Таблица 9

Корреляционные связи показателей шкал методики определения социально-психологической дистанции «СПД» с показателями по шкалам методики профиль чувств в отношениях «ПЧО»

Шкалы «ПЧО»

Шкалы «СПД»

Cog-d Com-d Emo-d Act-d Si
Гедонистические чувства «G» 0,45 (0,44) 0,41 (0,44) 0,56 (0,57) 0,44 (0,45) 0,20 (0,19)
Астенические чувства «В» -0,43 (-0,44) -0,49 (-0,45) -0,44 (-0,45) -0,46 (-0,47) 0,19 (0,17)
Меланхолические чувства «М» -0,36 (-0,35) -0,44 (-0,41) -0,48 (-0,49) -0,47 (-0,45) 0,22 (0,20)
Сближающие чувства «S» 0,57 (0,55) 0,56 (0,55) 0,63 (0,62) 0,55 (0,57) 0,24 (0,21)
Удаляющие чувства «U» -0,41 (-0,40) -0,48 (-0,42) -0,49 (-0,50) -0,45 (-0,47) 0,17 (0,15)

Примечание: все   коэффициенты корреляции на 5%-ом уровне значимости

Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции, Si – положительный – отрицательный образ самого себя. В скобках указаны коэффициенты корреляции, полученные на выборке родителей

 

Из приведенных в таблице данных видно, что показатели по шкалам когнитивная «Cog-d», коммуникативная «Com-d», эмотивная «Emo-d», поведенческая и деятельностная «Act-d» составляющие дистанции (методика «СПД») взаимосвязаны с показателями гедонистические (показатель «G») и сближающие чувства (показатель «S»), коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,43 до 0,57, при р≤0,05), и отрицательные с показателями астенические «B», меланхолические «М» и удаляющие чувства «U» по методике «ПЧО» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от -0,36 до -0,47).

Таким образом, гармоничные отношения между субъектами образовательного процесса предполагают доверие, взаимопонимание, возможность осуществления совместной деятельности; в них благоприятный чувственный тон, который характеризуется выраженностью гедонистических и сближающих чувств в отношениях между ними. Соответственно, полученные эмпирические данные, подтверждают положение о том, что особенности чувственного тона являются фактором отражающим характер социально-психологической дистанции в межличностных отношениях.

Тем не менее, сильная выраженность сближающих чувств у одного или обоих субъектов взаимодействия, нарушает баланс между составляющими дистанции, что, в свою очередь приводит к дисгармонии межличностных отношений, ухудшает благополучие людей. Преобладание астенических и меланхолических чувств в отношениях, наличие сильных (или хотя бы одного) удаляющих чувств, либо несоразмерная выраженность, заостренность сближающих чувств, служит индикатором уменьшения психологической близости между субъектами, способствует их отдалению друг от друга и говорит о дисгармонии отношений между ними.

Установлено, также, что показатель по методике «Шкала субъективного благополучия» «ШСБ» имеет значимые корреляционные связи с показателями по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД» и шкалами методики «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,39 до 0,57).

На основании этого делаем вывод о том, что чем более благополучными чувствуют себя субъекты образовательного процесса, тем более гибко они способны выстраивать отношения друг с другом и дистанцию в них.    

Таким образом, представленные выше эмпирические данные подтвердили предположение о том, что особенности психического состояния, чувственного тона и переживания благополучия отражаются на гармоничности – дисгармоничности отношений.

Депривация потребностей как фактор дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса

 

Характер отношений между людьми, в том числе и между субъектами образовательного процесса обусловлен удовлетворением различных потребностей. Соответственно потребности, как «нужда», «желание» получить что-либо от взаимодействия с партнером будут выступать одним из условий, факторов определяющих характер отношений – их гармоничность или дисгармоничность.  

    Для изучения этого нами было проведено исследование, в котором приняли участие 50 педагогов (35 педагогов женского пола и 15 педагогов мужского пола) и 50 учеников (25 подростков мужского пола и 25 подростков женского пола).  В качестве психодиагностических методик в исследовании использовали: Методику «Определение социально-психологической дистанции в отношениях» «СПД»; «Опросник межличностных отношений» «ОМО», адаптированный А.А.Рукавишниковым; Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО».

Перейдем к описанию результатов исследования. Установлено, что показатели по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО», такие как напряженность-раскованность, отчужденностьблизость, конфликтность – бесконфликтность, агрессия – добродушие у обследованных выражены на среднем уровне (находятся в диапазоне от 37,1 до 41,3 баллов, что при переводе «сырых» значений в стандартные, соответствует 4-6 стенам). На основании этого делаем заключение, что отношения обследованных субъектов достаточно гармоничны. Партнеры стремятся учитывать индивидуальные особенности друг друга, отношения при этом носят открытый характер и доставляют удовлетворение и удовольствие партнерам. 

Считаем, что чем гармоничнее отношения, тем более межличностная дистанция удовлетворяет партнеров. Об особенностях межличностной дистанции в обследованных парах будут говорить данные полученные по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД», а об удовлетворении потребностей – показатели по шкалам методики «Опросник межличностных отношений» «ОМО».

Установлено, что в обследованных парах показатели по шкалам методики «СПД» выражены на среднем и повышенном уровне (находятся в диапазоне от 51 до 63 Т-баллов) что говорит о следующем. В отношениях имеет место взаимопонимание, субъекты доверят друг другу, преобладает позитивный чувственный тон в отношениях, а также не вызывает напряжения и конфликтности совместное времяпровождение (показатель поведенческой и деятельностной составляющей дистанции). 

О том, какие потребности, и в какой степени, удовлетворяют субъекты образовательного процесса в отношениях друг с другом, будут свидетельствовать результаты полученные по методике «Опросник межличностных отношений» «ОМО». На основании полученных данных, можно заключить, что обследованные субъекты в отношениях друг с другом удовлетворяют такие потребности как:

потребность в принятии и понимания партнера; желание осуществлять с ним совместную деятельность, проводить больше свободного времени вместе (показатели «Ie» находятся в диапазоне от 5,5 до 6,5 баллов);

потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них (показатели «Ce» находятся в диапазоне от 5,3 до 5,9 баллов);

потребность в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях (показатели «Ae» находятся в диапазоне от 6,1 до 6,7 баллов).

Отметим, что данный факт имеет место в 79,5% обследованных парах. На основании этого, можно сделать вывод о гармоничности отношений. Них имеет место взаимопонимание и доверие, преобладает положительный эмоциональный фон и возможность конструктивно осуществлять совместную деятельность.

Приведем профиль гармоничных межличностных отношений, на основании данных полученных по методике «СПД».

Рис. 8. Профиль гармоничных межличностных отношений

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции 

 

    Первая пара (субъекты «А1» и «А2»), представленная на рисунке, это отношения между педагогом (классным руководителем) и учеником (девочка, учиться на отличные оценки, «идет на золотую медаль»).

    В приведенном профиле основное различие между обследованными парами – это показатель эмотивной составляющей межличностной дистанции (Emo-d). Также отмечаются повышенные показатели по параметру поведенческая и деятельностная составляющая дистанции (Act-d) в первой паре, тогда как во второй более выражены когнитивная (Cog-d) и коммуникативная (Com-d) составляющая межличностной дистанции.

Данный факт мы объясняем степенью удовлетворения потребностей в отношениях друг с другом. Так, установлено, что в первой паре выражена потребность в принятии и понимания партнера; желании осуществлять с ним совместную деятельность. Однако, у педагога это имеет место в области выраженного, а у учащейся – требуемого поведения (показатели «Ie» и «Iw» по методике «ОМО»). «Выраженное» поведение педагога предполагает его стремление вовлекать своего ученика в различные виды деятельности, тогда как «требуемое» поведение со стороны ученика предполагает ожидание от него этой активности. Таким образом, в отношениях между ними имеет место выраженная поведенческая и деятельностная близость (что и показано на рисунке).

Выраженность эмотивной составляющей дистанции в первой паре обусловлена тем, что у обоих партнеров, удовлетворяется потребность в установлении эмоционально-близких отношений как в области выраженного, так и требуемого поведения (показатели «Ae» и «Aw» по методике «ОМО»), что предполагает обоюдное удовлетворение потребности в установлении партнерских отношений друг с другом. Это на наш взгляд и обуславливает достаточно выраженную эмотивную составляющую социально-психологической дистанции между ними.

Во второй паре, это так же отношения классного руководителя с учеником (субъекты «В1» и «В2») среди межличностных потребностей преобладает – потребность контролировать и влиять на партнера; стремление решать, что и как будет делаться. У педагога данная потребность отмечена в области выраженного поведения – он занимает ведущую позицию, тогда как у ученика – требуемого, она ждет этого от него. Соответственно, доминирующая позиция учителя, дополняется «подчиняемой», пассивной позицией ученика. Это возможно благодаря пониманию и доверию в отношениях друг к другу, что говорит о когнитивной и коммуникативной близости между ними.

Данный пример показывает, что взаимодополняемость в удовлетворении потребностей в отношениях между партнерами, когда один из них стремиться удовлетворить ту или иную потребность (выраженное поведение), а другой способствует этому (требуемое поведение) обуславливает установление близкой дистанции и гармоничных межличностных отношений. В первой паре взаимодополняемость в удовлетворении потребностей способствует достижению гармонии в отношениях благодаря возможности осуществления конструктивной совместной деятельности (поведенческая и деятельностная составляющая дистанции) и благоприятного чувственного тона (эмотивная составляющая дистанции). Во второй паре гармония в отношениях достигается благодаря наличию большего доверия (коммуникативная составляющая) и взаимопонимания (когнитивная составляющая дистанции) между субъектами образовательного процесса.

Однако, у 20,3% обследованных субъектов образовательного процесса, показатели по шкалам контроль, аффект и включение (методика «Опросник межличностных отношений») находятся в диапазоне от 3,9 до 4,5 баллов. Это говорит о том, что субъекты не в полной мере удовлетворяют потребность в эмоциональной близости, потребность в осуществлении совместной деятельности, потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них. В отношениях этих субъектов, показатель индекс дисгармоничности по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» выражен на высоком уровне (8 стенов). Это говорит о том, что обследованные неудовлетворенны своими отношениями, они носят дисгармоничный характер. Аналогичная картина имеет место и по показателям по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». Данные находятся в диапазоне от 35 до 46 Т-баллов, т.е. они выражены на низком и пониженном уровнях. Это говорит о том, что в отношениях обследованных имеют место трудности взаимопонимания, доверия, неблагоприятный чувственный тон, а осуществление совместной деятельности сопровождается напряжением и конфликтами.

Приведем профиль дисгармоничных межличностных отношений, по результатам методики «СПД».

Рис.9. Профиль дисгармоничных межличностных отношений

Примечание: Cog-d – когнитивная составляющая дистанции, Com-d – коммуникативная составляющая дистанции, Emo-d – эмотивная составляющая дистанции, Act-d – поведенческая и деятельностная составляющая дистанции

 

На рисунке представлен профиль отношений классного руководителя - женщины (субъект «А1») и ученика из неполной семьи, относится к группе риска (субъект «А2»). На рисунке видно, что у педагога на высоком уровне выражен эмотивный (Emo-d) и поведенческий и деятельностный (Act-d) аспекты межличностной дистанции. Тогда как у ученика все показатели по методике «СПД» выражены на среднем уровне.

Установлено, что у педагога чрезмерно выражена потребность в том, чтобы ученик был более близким в отношениях, делился с ней своими переживаниями, открывал больше чувств; она ждет этого от него (показатель «Aw» по методике «ОМО»). В тоже время она стремится контролировать его, старается принимать за него жизненно важные для него решения (показатель «Ce» по методике «ОМО»). Этим обусловлена на наш взгляд высокая выраженность эмотивной, поведенческой и деятельностной составляющих дистанции у педагога. Однако, неприятие учеником такого рода стремлений с её стороны вызывает желание увеличить дистанцию с ней. Наиболее ярко об этом свидетельствует низкая выраженность когнитивной составляющей дистанции у учащегося. Но возможно, что это обычное недопонимание людей разных поколений, которое и приводит к увеличению дистанции между ними.  

Таким образом, если взаимодействующие субъекты не могут удовлетворить свои потребности в отношениях друг с другом, либо один из партнеров будет стремиться к навязчивому их удовлетворению «во что бы то ни стало», то это приведет к дисгармоничности отношений и увеличению дистанции между ними.

На основании полученного эмпирического материала, нам представляется достаточно обоснованным заключение о том, что характер межличностных отношений, их гармоничность / дисгармоничность обусловлена удовлетворением партнерами своих потребностей в отношениях друг с другом, а также тем, какую дистанцию они устанавливают во взаимодействии друг с другом. Чем больше имеется возможностей удовлетворения потребностей в отношениях – тем короче дистанция между партнерами, и тем гармоничнее отношения.

Факт взаимной связи показателей потребностей удовлетворяемых в отношениях по методике «Опросник межличностных отношений» «ОМО» с показателями по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции в отношениях» «СПД», нашел свое подтверждение в результате корреляционного анализа. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,37 до 0,57, при р≤00,5.

Полученные результаты, показывают прямую зависимость показателей потребностей удовлетворяемых субъектами в отношениях друг с другом (методика «ОМО»), с показателями составляющих межличностной дистанции (методика «СПД»). На основании этого делаем следующий общий вывод о том, что чем более удовлетворена потребность в принятии и понимании партнера; реализовано желание осуществлять с ним совместную деятельность; потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них; потребность в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях, тем более короткая дистанция между партнерами, тем гармоничнее отношения между ними. Причем удовлетворение должно идти либо со стороны обоих партнеров, либо взаимодополняться друг другом.

    Корреляционный анализ показал, что понимание своего партнера - когнитивная составляющая дистанции (показатель Cog-d по методике «СПД»), обусловлено желанием занять ведущую позицию, желанием контролировать партнера, беря ответственность за то, что и как будет делаться (показатель «Ce» по методике «ОМО»). Это может выражаться в установке – «Я знаю, что для тебя лучше. Мне виднее, что ты должен делать». Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе педагогов (0,47 против 0,43 при р≤0,05).     

    Чем больше доверия испытывает субъект к своему партнеру – коммуникативная составляющая дистанции (показатель «Com-d» по методике «СПД»), тем, возможно, он больше нуждается в поддержке, руководстве и контроле со стороны партнера (показатель «Cw» по методике «ОМО»). Установка субъекта – «Скажите, как мне поступать, что мне нужно сделать». Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся (0,55 против 0,40 при р≤0,05).  

Эмотивная составляющая дистанции (показатель «Emo-d» по методике «СПД») связана с удовлетворением потребности в установление эмоционально-близких, теплых, партнерских отношений (показатели «Ae» и «Aw по методике «ОМО»). Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся (0,48 против 0,40 при р≤0,05).

Поведенческая и деятельностная составляющая дистанции (показатель «Act-d» по методике «СПД») связана с желанием субъекта принимать своего партнера; с потребностью участвовать в совместной деятельности и активности, в сочетании с тем, чтобы и партнер стремился бы быть в его обществе (показатели «Ie» и «Iw» по методике «ОМО»). Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся (0,43 против 0,39 при р≤0,05).

На основании описанного выше правомерно сделать следующее заключение. Характер отношений, их гармоничность / дисгармоничность обусловлен удовлетворением потребности в принятии и понимания партнера; желанием осуществлять с ним совместную деятельность; потребностью в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них; потребности в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях. Причем это имеет место как в области выраженного поведения – со стороны самого субъекта, так и требуемого поведения – от его партнера.

В ситуациях, когда взаимодействующие субъекты не могут удовлетворить свои потребности в отношениях друг с другом, либо один из партнеров будет стремиться к навязчивому их удовлетворению «во что бы то ни стало», то это приведет к увеличению дистанции и дисгармоничности отношений между ними.

Установлено также, что понимание, доверие, положительный чувственный тон, эффективное, конструктивное осуществление совместной деятельности обусловлено удовлетворением актуальных для субъектов потребностей в межличностном взаимодействии. Что является отражением гармонии отношений между субъектами образовательного процесса. 

    Для гармоничности отношений также необходимо либо обоюдное удовлетворение потребностей в отношениях, либо взаимодополняемость – когда один из субъектов реализует (дает) то, в чем нуждается, что ожидает от него партнер.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.