Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2023-02-16 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эффективный консультант должен владеть большим количеством навыков, техник и стратегий. С первого взгляда некоторые из них могут показаться слишком простыми, но не стоит обольщаться. Для того чтобы довести их до профессионального уровня, понадобится много времени и терпения.
Однако надо иметь в виду, что консультирование — это не просто набор техник и стратегий, которые приобретают специальную структуру, это еще и особые взаимоотношения между клиентом и консультантом.
К. Роджерс выделяет шесть стержневых условий, способствующих эффективному взаимодействию клиента и консультанта. Три из них пользуются особой популярностью среди специалистов: эмпатическое понимание, безусловное принятие клиента и конгруэнтность консультанта. Хотя этот набор качеств значительно шире: здесь и искренность, позитивное отношение, конкретность, чувство юмора, самосознание и т.п.
Эмпатическое понимание включает в себя два психологических термина: эмпатия и понимание.
Эмпатия — это способность проникать во внутренний мир другого человека и в то же время умение выходить из него в нужный момент, полностью не идентифицируя себя с данным человеком.
Эмпатическое понимание — это способность понимать мысли, чув ства, поведение и смысл сказанного другим человеком (чувствовать как он, вместе с ним).
Иными словами, в процессе консультирования под эмпатией мы можем понимать способность консультанта встать на место клиента и взглянуть на проблему его глазами.
«К. Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму отношений, мягкий способ общения с клиентом. Однако предположение эмпатии не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения» [Нельсон-Джоунс Р., 2000. С. 56].
|
Не следует смешивать понятия «эмпатия» и «сочувствие, сострадание». Сочувствуя кому-то, консультанты могут испытывать негативные эмоции и при этом становиться глубоко расстроенными, удрученными, подавленными и т. д. под влиянием происходящего. В таком состоянии консультант вряд ли сможет объективно оценивать обстановку и тем более помогать клиенту. Эмпатия, эмпатическое понимание клиента означает умение понимать клиента, но при этом оставаться самим собой, не впадая глубоко в положительные или отрицательные эмоциональные состояния.
Конгруэнтность — это умение быть открытым по отношению к кли енту, быть в гармонии со своим внутренним миром, быть искренним, быть, самим собой.
Общаясь с клиентом, консультант должен уметь оставаться собой, а не прятать свои эмоции под маской профессионализма.
Чем больше искренности и конгруэнтности проявляет консультант во взаимоотношениях с клиентом, тем больше вероятность того, что в дальнейшем между ними сложатся хорошие рабочие отношения. Как отмечает К. Роджерс, пока еще никому не удалось достичь стопроцентной конгруэнтности, однако в процессе профессиональной работы над собой можно приблизиться к идеалу.
В настоящее время в консультировании выделяют три аспекта конгруэнтности:
1) умение быть собой, то есть быть таким, какой ты есть, не пытаясь выглядеть лучше (быть честным по отношению к клиенту настолько насколько это возможно);
2) психологическая зрелость консультанта, то есть степень открытости консультанта для получений нового опыта;
3) индивидуальный стиль консультирования, который складывается не из того, что консультант делает, а из того, как он это делает.
Будучи самим собой в процессе общения с клиентом, не стоит забывать, что консультирование ставит перед собой цель оказания помощи клиенту, а не простую отработку своего рабочего времени. И задача консультанта оставить за дверью все свои личные проблемы и неприятности и полностью погрузиться в проблемы клиента.
|
Безусловное принятие клиента — это проявление уважения к нему. Консультант не может настаивать на том, чтобы клиент изменил свое поведение в угоду ему. Также консультант не может указывать ему, что хорошо, а что плохо.
Безусловное принятие клиента не означает одобрения клиента и не сводится к нему. Консультант, может не разделять его мнение и не одобрять его поведение и поступки, но вместе с тем он принимает клиента в целом, как личность.
Безусловному принятию клиента могут мешать следующие факторы:
– недостаток знаний о поведении человека;
– предубеждения;
– неразрешенные конфликты;
– стереотипы; ,
Л. Е. Тайлер и С. К. Гилмор считают, что основными характеристиками, способствующими эффективным взаимоотношениям между консультантом и клиентом, являются: принятие клиента консультантом и его понимание. Другие в добавление к этому отмечают, что теплота, поддержка, внимание, сотрудничество, демонстрирующее уважение к клиенту и целенаправленное использование техник консультирования также способствуют достижению, хороших результатов в процессе консультирования.
Умение наблюдать.
Одним из важнейших навыков, необходимых консультанту в его работе, является наблюдение. Внимательное наблюдение за клиентом предоставляет консультанту уникальную возможность получить дополнительную информацию и построить гипотезы относительно чувств и поведения клиента: о его эмоциональном отношении к тому, о чем он рассказывает; насколько он конгруэнтен в процессе беседы с консультантом, насколько глубоко он осознал свою проблему, готов ли он к принятию какого-либо решения или еще нет и т. д. На основе своих наблюдений консультант может дать обратную связь клиенту, а также задать подходящие вопросы, которые помогут эффективнее построить работу.
Чтобы сделать наблюдение более целенаправленным, прежде всего, необходимо уяснить, за чем и как наблюдать, на какие проявления клиента стоит обращать внимание в первую очередь.
Прежде всего, рекомендуется, научиться следить за невербальным языком клиента:
- как меняются его позы, жесты, мимика, интонация голоса и т. д.
в процессе общения;
- какие слова, фразы, выражения или невербальные паттерны он использует чаще других;
|
- какие единичные паттерны значительно отличаются от других
(слово, сказанное с особой интонацией, нехарактерный для клиента жест и т. д.).
Изменения позы, мимики и жестов клиента по мере беседы с консультантом могут свидетельствовать о том, что с клиентом происходят определенные изменения на уровне сознания или поведения. Если клиент постепенно или резко перешел от использования закрытых паттернов (скрещенные руки и ноги, скрещенные пальцы и др.) к более открытым, это может свидетельствовать о его большей вовлеченности в процесс консультирования, о заинтересованности, о доверии к консультанту и т. д. Об этом могут свидетельствовать и зеркальные позы и жесты.
Если же консультант заметил, что клиент в процессе беседы (в се-
редине или в конце ее) по-прежнему напряжен, закрыт, старается отстранить свое тело как можно дальше от консультанта, послед-
нему не стоит делать преждевременных выводов, а лучше спросить
клиента о том, как он расценивает данную ситуацию и что с ним про-
исходит. Например:
Консультант. Мне показалось, что вас не слишком интересует вариант, который я предлагаю…
Клиент. Почему вы так решили?
Консультант. Мне кажется, что вы несколько отстранены и напряжены.
Клиент. (Молча смотрит на консультанта.)
Консультант. Может быть, вам не очень понятно, как я излагаю свои мысли?
Клиент. Я не хотел говорить об этом сейчас... но, наверное, я уж лучше скажу. Честно говоря, я думаю, что мы не сможем, то есть, вряд ли сможем с вами сотрудничать.
Консультант. Вряд ли?
К л и е н т. Да. Честно говоря, я не очень верил в это, когда шел к вам, и я сейчас не очень верю, что вы сможете изменить ситуацию в моем хозяйстве. Ну, вы извините, конечно...
Консультант. А что мешает вам поверить в то, что мы сможем что-нибудь изменить к лучшему вашу ситуацию?
Таким образом, внимательное наблюдение за клиентом, помогло консультанту вовремя выявить отношение клиента к процессу консультирования и исправить ситуацию. В противном случае консультант продолжал бы сталкиваться с сопротивлением клиента, и, возможно, клиент отказался бы от сотрудничества.
|
Иногда, наблюдая за невербальным языком клиента, консультант замечает, что некоторые жесты повторяются намного чаще других. Это может быть как привычка клиента, связанная с его индивидуальными или профессиональными особенностями, так и специфические выразительные средства, с помощью которых он передает информацию дополняя то, что не может или не хочет выразить словами. На такие жесты следует обращать особое внимание. Если консультант замечает, что клиент сочетает эти жесты с определенными вербальными паттернами, то вправе задать ему вопрос о том, какой смысл он вкладывает в свои движения.
Если внимательно вслушиваться в речь и всматриваться в жесты клиента, то можно заметить, что какое-либо слово было произнесено с особой интонацией, несвойственной клиенту, или клиент вдруг использует необычный для него жест. Это может быть как случайностью, так и особым сигналом к тому, что клиент говорил о чем-то значимом для него (может быть, даже не до конца осознавая этого). Заметив такое необычное проявление поведения клиента, консультант также может спросить его о том, какой смысл он вкладывает в данное слово или жест.
Однако не следует превращать наблюдение в самоцель и делать его главным в процессе консультирования. Умение наблюдать — необходимый навык в работе консультанта, но не достаточный. Наблюдая за малейшими проявлениями клиента, также важно не утонуть в мелочах. Если начинающий консультант за время консультационной беседы с клиентом сможет задать хотя бы один вопрос, построенный на основе наблюдения, и этот вопрос поможет ему сделать общение более эффективным — это уже хороший результат.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!