Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2023-02-07 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Контрольный эксперимент содержал в себе методику Ушаковой Т.И. «Что это такое?».
Суть методики: экспериментатор, предоставляя вербальную основу, будет побуждать детей среднего дошкольного возраста к акту процесса лексико-семантической генерализации.
Цель: выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи:
1. Провести опрос детей, при этом обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.
2. Произвести качественный и количественный анализ результатов исследования.
Предложено двенадцать вербальных основ, которые имеют соответствующее название. Они представлены так, чтобы детям среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи давался определенный пример, который их будет подталкивать к процессу лексико-семантической генерализации. Мы предположили о том, какой ответ даст дошкольник, опираясь на теоретическую часть исследования.
Мы ожидаем найти частичное подтверждение в исследованиях. Предполагаемые ответы можно найти в представленной ниже таблице 2.12. во второй колонке.
Таблица 2.12.
Ожидаемые результаты развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
№ | Вербальная основа | Предполагаемый ответ испытуемого |
1 | Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? | в солонке |
2 | В магазине продает продавец, а покупает... | покупатель |
3 | Детки лисы – это лисята, детки коровы - ... | телята |
4 | Муж козы – козёл, а муж овцы- ... | баран |
5 | Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... | котенок |
6 | Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью? | прокрашивает ресницы |
7 | Чем мы гребем в лодке? | вёслами |
8 | У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? | змеиный |
9 | Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка? | червячки |
10 | Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? | мухонька |
|
Дошкольникам дана инструкция: «Я задам тебе вопросы, тебе нужно ответить. Если ты не знаешь, слово можно придумать».
Результаты исследования. Эксперимент проходил не в такой спокойной обстановке, как в констатирующем. Дети относились к данным заданиям, как к игре. Работа оказалась очень веселой и забавной.
Вербальные реакции:
· «А я видел мужа овцы у бабы в деевне...»
· «У змеи большой и длинная хвост ….»
· «Моя мама красит ресницы этой штукой...»
Двигательные реакции:
· многие дети улыбались когда правильно отвечали
· смотрели на потолок.
· ходили, вставали.
Ответы детей на предложенные вербальные основы мы внесли в таблицу 2.13.
Таблица 2.13.
Результаты развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Вербальная основа | ||||||||||
Имя | 1. Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? | 2. В магазине продает продавец, а покупает... | 3.Детки лисы – это лисята, детки коровы - | 4.Муж козы – козёл, а муж овцы- ... | 5.Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... | 6.Помадой мама мажет, подводкой подводит, духами душится, а что мама делает тушью? | 7. Чем мы гребем в лодке? | 8.У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? | 9.Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка?. | 10.Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? |
Яна А. | в банке | покупщик | маленькие коровки | Нет мужа | киса | мажет ресницы | веслами | змеячий | червяк | муха |
Паша Г. | у мамы | мама | коровята | бык | киса | мажет | палкой | змеючий | червяк | мухонька |
Дима Е. | - | покупательщик | телята | овен | кисонька | - | - | змеиный | червячонок | мухонька |
Маша З. | в шкафу | покупатель | - | - | киса | - | палками | змейн | червяк | мухонька |
Петя К. | сольнц | - | коровки | бык | котята | мажет ресницы | веслами | змейный | - | мушка |
Даша Л. | солонка | мы | телята | баран | киса | мажет брови | веслами | змеиный | червяк-сынок | муша |
Юля О. | - | мама | коровки | - | кис | мажет | - | змеиный | нет | жужка |
Катя Р. | солонке | покупальщик | телята | нельзя | коша | - | веслами | - | червяк-сынок | жужжалка |
Оля У. | сольнц | покупатель | - | бык | кисуля | - | веслами | змеичий | нет деток | мухинька |
Саша Ш. | - | покупатель | коровки | баран | киска | мажет | веслами | змеичий | червяк | мухинька |
На вербальную основу дети давали ответ словом, взаимосвязанное по своей природе с существующим словом. Частично даны были верные ответы.
|
Выводы по методике Ушаковой Т.И. «Что это такое?»:
Результаты данного исследования показывают повышение общего уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента у этой же группы детей.
Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» Алексеева М.М., Лямина В.И., что и констатирующий.
Цель контрольного эксперимента: выявление повышения общего уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента у этой же группы детей.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.14.
|
Таблица 2.14.
Результаты развития словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе контрольного эксперимента.
Имя Ф. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 |
Яна А. | 8 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 |
Паша Г. | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Дима Е. | 10 | 4 | 3 | 2 | 2 | 6 |
Маша З. | 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 |
Петя К. | 8 | 3 | 2 | 3 | 2 | 6 |
Даша Л. | 5 | 3 | 2 | 3 | 2 | 5 |
Юля О. | 10 | 2 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Катя Р. | 10 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 |
Оля У. | 7 | 2 | 3 | 3 | 3 | 6 |
Саша Ш. | 10 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 |
При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в контрольной группе были получены результаты в таблице 2.15.
Таблица 2.15.
Результаты задания №1
Количество человек | % | |
Очень высокий | 0 | 0% |
Высокий | 2 | 20% |
Средний | 6 | 60% |
Низкий | 2 | 20% |
Всего | 10 | 100% |
Из таблицы 2.14. видно, что большинство детей в исследовательской группе имеют средний (60%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень и низкий составили по 20%.
При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» были получены результаты в таблице 2.16.
Таблица 2.16.
Результаты задания №2
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | 1 | 10% |
Средний | 7 | 70% |
Низкий | 2 | 20% |
Всего | 10 | 100% |
Данные таблицы 2.15. показывают, что подавляющая часть детей (70%) имеют средний уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 10% - имеют высокий уровень, 20 %-низкий уровень.
Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» представлено в таблице 2.17.
Таблица 2.17.
Результаты задания №3
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 6 | 60% |
Низкий | 4 | 40% |
Всего | 10 | 100% |
|
40% детей не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 60% детей имеют средний уровень по этому показателю.
При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» были получены следующие результаты в таблице 2.18.
Таблица 2.18.
Результаты задания №4
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 7 | 70% |
Низкий | 3 | 30% |
Всего | 10 | 100% |
В группе доминирует средний (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, низкий уровень составляет 30%.
При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» были получены результаты в таблице 2.19.
Таблица 2.19.
Результаты задания №5
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 6 | 60% |
Низкий | 4 | 40% |
Всего | 10 | 100% |
Большая половина испытуемых (60%) имеют средний уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. 40%- низкий уровень.
При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» результаты приведены в таблице 2.20.
Таблица 2.20.
Результаты задания №6
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 8 | 80% |
Низкий | 2 | 20% |
Всего | 10 | 100% |
Из таблицы видим, что преобладают дети со средним (80%) уровнем умения образовывать слова, лишь 20% - составляет низкий уровень.
Таким образом, тестирование по данной методике показало, что дети среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют средний уровень словообразования. А малая часть детей - даже высокий уровень словообразования.
Выводы по 2 главе
В экспериментальной части было выявлено следующее:
во-первых, феномен процесса лексико-семантической генерализации является закономерностью развития детской речи. Дети среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассматривая картинки с интересными и смешными предметами, которые сочетают в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство испытуемых дошкольников выбирают первый вариант. Во-вторых, подтверждает, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у разных детей очень схожи. В-третьих - в основе детского словотворчества лежит механизм стереотипизации и подражания языку взрослых.
|
В младшем возрасте у детей с общим недоразвитием речи процесс лексико-семантической генерализации носит скорее фонетический характер, а в среднем дошкольном возрасте - грамматический и лексический. Также, проведя эксперимент, мы убеждаемся в том, что все единицы процесса лексико-семантической генерализации, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой Т.И.. Появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу.
Классификация единиц процесса лексико-семантической генерализации показала, что можно опираться на точку зрения Ушаковой Т.И., которая предлагает три группы слов : «слова-осколки», слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова». По данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющие грамматическое «происхождении». Лексическое значение слова тоже будет играть важную роль, но чтобы выразить слово в речи необходимо обратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика – реализует словотворчество как процесс.
Две из трех методик, представленные в практической главе - «Что это такое?» и «Дай название картинке», еще раз подтверждают нашу гипотезу – процесс лексико-семантической генерализации это закономерный процесс развитья детской речи и носит шаблонный характер. Дошкольники среднего возраста в этом процессе опираются на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные методики доказывают, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у детей достаточно универсальны.
Процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям, потому что результаты порой очень забавны.
В процессе исследования нам очень понравилось работать с детьми. Совместная работа была интересной и творческой.
Третья методика «Исследования способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. показала, что в констатирующем исследовании итоги были с низким - средним уровнем словообразования. Но уже в констатирующем результаты улучшились до среднего - высокого (маленький процент) уровня процесса лексико-семантической генерализации.
Заключение
На момент овладения речевыми навыками дети среднего дошкольного возраста очень часто разными способами начинают придумывать новые слова. Словотворчество - это процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы. Всё это приводит в итоге к первичному элементарному осознанию языка и его функциональных возможностей в речи.
В начале эксперимента мы поставили перед собой цель изучить детское словотворчество, процесс лексико-семантической генерализации, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена, мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях, классифицировали единицы процесса лексико-семантической генерализации, исследовали единицы этого процесса, полученные экспериментальным путем. В результате практического и теоретического исследования мы подтвердили, что процесс лексико-семантической генерализации встречается у всех детей дошкольного возраста. Также мы установили определенные механизмы словотворчества, присущие всем детям и пришли к выводу, что любое словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже основываясь на эти шаблоны, дети дошкольного возраста придумывают новые слова.
Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате теоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.
Работая над темой «Лексико-семантическая генерализация у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи» можно сделать следующие выводы:
1. Словообразование – это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
2. Словообразование, как в норме, так и при нарушении, является сложным многообразным процессом.
3. Пятый год жизни – это период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дошкольники начинают употреблять в этот период все части речи.
4. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Процесс воспитания осуществляется на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
5. Условием благополучного преодоления речевого недоразвития является тесная взаимосвязь и преемственность в работе всего педагогического коллектива, единства требований, предъявляемых детям.
6. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи дошкольников, потому что речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
7. Проведенная работа в экспериментальной группе показала, что:
- отдельные элементы словообразования и общий уровень процесса лексико-семантической генерализации в целом заметно выросли;
- процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 2003.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2000.
4. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи, 2004.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Академия развития», 2001.
6. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Альф", 2000.
7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 2000.
8. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004.
9. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., «Педагогика», 2004.
10. Волкова Е.Ф.Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. –Новосибирск, НГПУ, 2003.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 2000.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 2001.
13. Григорьев Л.П. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. – М., ИКЦ, 2002.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 2005.
15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 2000.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 2000.
18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 2008.
19. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2003.
20. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000.
21. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 2004.
23. Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М., 2000.
24. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М., 2004.
25. Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 2000.
26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.
27. Левина Р.Е. Логопедия. – М., 2001.
28. Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. -М., 2006.
29. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М., Аквариум, 2005.
30. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.
31. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 2005.
32. Ляско Е. Развитие речи малыша. – М., Айрис-Пресс, 2003.
33. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 2002.
34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 2001.
35. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.
36. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 2004.
37. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 2007.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000;
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 2000.
40. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., «Наука». 2000.
41. Рубенштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. –М., 2001.
42. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 2004.
43. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М., Просвещение, 2002.
44. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2005.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 2001.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. -М., Провещение, 2004.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., «Академия», 2000.
48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., Педагогика, 2005.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2003.
50. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи. – Пермь, 2004.
51. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 2004.
52. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 2002.
53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 2001.
54. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., Владос, 2000.
55. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М., Педагогика., 2001.
Приложение
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!