Определение уровня эффективности коррекции лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Определение уровня эффективности коррекции лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2023-02-07 34
Определение уровня эффективности коррекции лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольный эксперимент содержал в себе методику Ушаковой Т.И. «Что это такое?».

Суть методики: экспериментатор, предоставляя вербальную основу, будет побуждать детей среднего дошкольного возраста к акту процесса лексико-семантической генерализации.

Цель: выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи:

1. Провести опрос детей, при этом обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.

2. Произвести качественный и количественный анализ результатов исследования.                                                                                                            

Предложено двенадцать вербальных основ, которые имеют соответствующее название. Они представлены так, чтобы детям среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи давался определенный пример, который их будет подталкивать к процессу лексико-семантической генерализации. Мы предположили о том, какой ответ даст дошкольник, опираясь на теоретическую часть исследования.

 Мы ожидаем найти частичное подтверждение в исследованиях. Предполагаемые ответы можно найти в представленной ниже таблице 2.12. во второй колонке.

 

Таблица 2.12.

Ожидаемые результаты развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вербальная основа Предполагаемый ответ испытуемого
1 Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль?  в солонке
2 В магазине продает продавец, а покупает... покупатель
3 Детки лисы – это лисята, детки коровы - ... телята
4 Муж козы – козёл, а муж овцы- ... баран
5 Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... котенок
6 Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью? прокрашивает ресницы
7 Чем мы гребем в лодке? вёслами
8 У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? змеиный
9 Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка? червячки
10 Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? мухонька

 

Дошкольникам дана инструкция: «Я задам тебе вопросы, тебе нужно ответить. Если ты не знаешь, слово можно придумать».

Результаты исследования. Эксперимент проходил не в такой спокойной обстановке, как в констатирующем. Дети относились к данным заданиям, как к игре. Работа оказалась очень веселой и забавной.

Вербальные реакции:                               

· «А я видел мужа овцы у бабы в деевне...»

· «У змеи большой и длинная хвост ….»      

· «Моя мама красит ресницы этой штукой...»

Двигательные реакции:

· многие дети улыбались когда правильно отвечали

· смотрели на потолок.

· ходили, вставали.

Ответы детей на предложенные вербальные основы мы внесли в таблицу 2.13.

Таблица 2.13.

Результаты развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Вербальная основа

 
Имя 1. Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? 2. В магазине продает продавец, а покупает... 3.Детки лисы – это лисята, детки коровы - 4.Муж козы – козёл, а муж овцы- ... 5.Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... 6.Помадой мама мажет, подводкой подводит, духами душится, а что мама делает тушью? 7. Чем мы гребем в лодке?  8.У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? 9.Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка?. 10.Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху?  
Яна А. в банке покупщик маленькие коровки Нет мужа киса мажет ресницы веслами змеячий червяк муха
Паша Г. у мамы мама коровята бык киса мажет палкой змеючий червяк мухонька
Дима Е. - покупательщик телята овен кисонька - - змеиный червячонок мухонька
Маша З. в шкафу покупатель - - киса - палками змейн червяк мухонька
Петя К. сольнц - коровки бык котята мажет ресницы веслами змейный - мушка
Даша Л. солонка мы телята баран киса мажет брови веслами змеиный червяк-сынок муша
Юля О. - мама коровки - кис мажет - змеиный нет жужка
Катя Р. солонке покупальщик телята нельзя коша - веслами - червяк-сынок жужжалка
Оля У. сольнц покупатель - бык кисуля - веслами змеичий нет деток мухинька
Саша Ш. - покупатель коровки баран киска мажет веслами змеичий червяк мухинька

На вербальную основу дети давали ответ словом, взаимосвязанное по своей природе с существующим словом. Частично даны были верные ответы.

Выводы по методике Ушаковой Т.И. «Что это такое?»:

Результаты данного исследования показывают повышение общего уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента у этой же группы детей.

Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» Алексеева М.М., Лямина В.И., что и констатирующий.

Цель контрольного эксперимента: выявление повышения общего уровня словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента у этой же группы детей.

Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.14.

Таблица 2.14.

Результаты развития словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе контрольного эксперимента.

Имя Ф. Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6
Яна А. 8 3 3 2 2 4
Паша Г. 5 3 3 3 3 5
Дима Е. 10 4 3 2 2 6
Маша З. 8 3 3 3 3 6
Петя К. 8 3 2 3 2 6
Даша Л. 5 3 2 3 2 5
Юля О. 10 2 3 3 3 5
Катя Р. 10 3 2 3 3 6
Оля У. 7 2 3 3 3 6
Саша Ш. 10 3 2 2 3 4

 

 

При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» в контрольной группе были получены  результаты в таблице 2.15.

Таблица 2.15.

Результаты задания №1

  Количество человек %
Очень высокий 0 0%
Высокий 2 20%
Средний 6 60%
Низкий 2 20%
Всего 10 100%

 

Из таблицы 2.14. видно, что большинство детей в исследовательской группе имеют средний (60%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень и низкий составили по 20%.

При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» были получены результаты в таблице 2.16.

 Таблица 2.16.

Результаты задания №2

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий 1 10%
Средний 7 70%
Низкий 2 20%
Всего 10 100%

 

Данные таблицы 2.15. показывают, что подавляющая часть детей (70%) имеют средний уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 10% - имеют высокий уровень, 20 %-низкий уровень.

Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» представлено в таблице 2.17.

Таблица 2.17.

Результаты задания №3

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 6 60%
Низкий 4 40%
Всего 10 100%

 

40% детей не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 60% детей имеют средний уровень по этому показателю.

При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» были получены следующие результаты в таблице 2.18.

Таблица 2.18.

Результаты задания №4

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 7 70%
Низкий 3 30%
Всего 10 100%

     В группе доминирует средний (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, низкий уровень составляет 30%.

При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» были получены результаты в таблице 2.19.

 Таблица 2.19.

Результаты задания №5

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 6 60%
Низкий 4 40%
Всего 10 100%

 

Большая половина испытуемых (60%) имеют средний уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. 40%- низкий уровень.

При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» результаты приведены в таблице 2.20.

Таблица 2.20.

Результаты задания №6

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 8 80%
Низкий 2 20%
Всего 10 100%

Из таблицы видим, что преобладают дети со средним (80%) уровнем умения образовывать слова, лишь 20% - составляет низкий уровень.

Таким образом, тестирование по данной методике показало, что дети среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют средний уровень словообразования. А малая часть детей - даже высокий уровень словообразования.

 

Выводы по 2 главе

В экспериментальной части было выявлено следующее:

во-первых, феномен процесса лексико-семантической генерализации является закономерностью развития детской речи. Дети среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассматривая картинки с интересными и смешными предметами, которые сочетают в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство испытуемых дошкольников выбирают первый вариант. Во-вторых, подтверждает, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у разных детей очень схожи. В-третьих - в основе детского словотворчества лежит механизм стереотипизации и подражания языку взрослых.

В младшем возрасте у детей с общим недоразвитием речи процесс лексико-семантической генерализации носит скорее фонетический характер, а в среднем дошкольном возрасте - грамматический и лексический. Также, проведя эксперимент, мы убеждаемся в том, что все единицы процесса лексико-семантической генерализации, связанные с усвоением грамматики попадают под классификацию Ушаковой Т.И.. Появление каждого слова можно объяснить, опираясь именно на ее работу.

Классификация единиц процесса лексико-семантической генерализации показала, что можно опираться на точку зрения Ушаковой Т.И., которая предлагает три группы слов : «слова-осколки», слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова». По данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющие грамматическое «происхождении». Лексическое значение слова тоже будет играть важную роль, но чтобы выразить слово в речи необходимо обратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика – реализует словотворчество как процесс.

Две из трех методик, представленные в практической главе - «Что это такое?» и «Дай название картинке», еще раз подтверждают нашу гипотезу – процесс лексико-семантической генерализации это закономерный процесс развитья детской речи и носит шаблонный характер. Дошкольники среднего возраста в этом процессе опираются на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные методики доказывают, что механизмы процесса лексико-семантической генерализации у детей достаточно универсальны.

Процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям, потому что результаты порой очень забавны.

В процессе исследования нам очень понравилось работать с детьми. Совместная работа была интересной и творческой.

Третья методика «Исследования способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. показала, что в констатирующем исследовании  итоги были с низким - средним уровнем словообразования. Но уже в констатирующем результаты улучшились до среднего - высокого (маленький процент) уровня процесса лексико-семантической генерализации.

 

Заключение

На момент овладения речевыми навыками дети среднего дошкольного возраста очень часто разными способами начинают придумывать новые слова. Словотворчество - это процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы. Всё это приводит  в итоге к первичному элементарному осознанию языка и его функциональных возможностей в речи.

В начале эксперимента мы поставили перед собой цель изучить детское словотворчество, процесс лексико-семантической генерализации, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена, мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях, классифицировали единицы процесса лексико-семантической генерализации, исследовали единицы этого процесса, полученные экспериментальным путем. В результате практического и теоретического исследования мы подтвердили, что процесс лексико-семантической генерализации встречается у всех детей дошкольного возраста. Также мы установили определенные механизмы словотворчества, присущие всем детям и пришли к выводу, что любое словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже основываясь на эти шаблоны, дети дошкольного возраста придумывают новые слова.

Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате теоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.

Работая над темой «Лексико-семантическая генерализация у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи» можно сделать следующие выводы:

1. Словообразование – это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.

2. Словообразование, как в норме, так и при нарушении, является  сложным многообразным процессом.

3. Пятый год жизни – это период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дошкольники начинают употреблять в этот период все части речи.

4. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Процесс воспитания осуществляется на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

5. Условием благополучного преодоления речевого недоразвития является тесная взаимосвязь и преемственность в работе всего педагогического коллектива, единства требований, предъявляемых детям.

6. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия к сознанию речи дошкольников, потому что речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

7. Проведенная работа в экспериментальной группе показала, что:

- отдельные элементы словообразования и общий уровень процесса лексико-семантической генерализации в целом заметно выросли;

- процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.

2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки, 2003.

 3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 2000.

4. Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи, 2004.

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, «Академия развития», 2001.

6. Берменд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, "Альф", 2000.

7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 2000.

8.     Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004.

9.    Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., «Педагогика», 2004.

10. Волкова Е.Ф.Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. –Новосибирск, НГПУ, 2003.

11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб., Союз, 2000.

12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Педагогика, 2001.

13. Григорьев Л.П. Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция. – М., ИКЦ, 2002.

14.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М., Педагогика, 2005.

 15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., Просвещение, 2000.

17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., Просвещение, 2000.

18. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., Педагогика, 2008.

19. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2003.

20. Зорина В.В. Современные исследования словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного возраста. М., 2000.

21. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.

22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -М., 2004.

23. Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М., 2000.

24. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. – М., 2004.

25. Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 2000.

26. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб., 2001.

27. Левина Р.Е. Логопедия. – М., 2001.

28. Леонтьев А.Н. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. -М., 2006.

29. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. – М., Аквариум, 2005.

 30. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 2003.

31. Львова С.И. Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в школьном курсе русского языка. М., 2005.

32. Ляско Е. Развитие речи малыша. – М., Айрис-Пресс, 2003.

33. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 2002.

34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 2001.

35. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., Академиа, 2000.

36. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 2004.

37. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго», 2007.

38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Педагогика, 2000;

39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб. 2000.

40. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., «Наука». 2000.

41. Рубенштейн С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. –М., 2001.

42. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 2004.

43. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М., Просвещение, 2002.

44. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2005.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). - М., 2001.

46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. -М., Провещение, 2004.

47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., «Академия», 2000.

48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., Педагогика, 2005.

49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2003.

50. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи. – Пермь, 2004.       

51. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи. М., 2004.

52. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М., 2002.

53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. М. – Воронеж, 2001.

54. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., Владос, 2000.

55. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. -М., Педагогика., 2001.

 

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.