Изучение уровня сформированности лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Изучение уровня сформированности лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2023-02-07 26
Изучение уровня сформированности лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучив процесс лексико - семантической генерализации средних дошкольников, рассмотрев научно-педагогическую литературу по этой проблеме, мы поставили целью – выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Базой исследования является МДОУ Детский сад №356(муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 356 Центрального района г. Волгограда). В эксперименте принимали участие дети средней группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента декабрь 2014 года - май 2015.

Для осуществления цели исследования экспериментальная работа проходила в три этапа:

- на первом этапе (с 08.12.14 по 15.12.14) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование  лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

- вторым этапом исследования (с 08.02.15 по 15.04.15) стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана логопедическая работа по преодолению неологизмов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

- третьим этапом исследования (с 18.04.15 по 25.05.15) стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование лексико-семантической генерализации у детей средней дошкольной группы с общим недоразвитием речи.

Эксперимент проходил в индивидуальной форме.

 На каждого ребёнка отводилось время от 20 до 35 минут.
В констатирующем эксперименте применялась методика Ушаковой Т.И. «Что это такое?»

Суть методики: экспериментатор, предоставляя вербальную основу, будет побуждать детей среднего дошкольного возраста к акту процесса лексико-семантической генерализации.

Цель: выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи:                                 

1. Провести опрос детей, при этом обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.

2. Произвести качественный и количественный анализ результатов исследования.                                                                                                            

Предложено двенадцать вербальных основ, которые имеют соответствующее название. Они представлены так, чтобы детям среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи давался определенный пример, который их будет подталкивать к процессу лексико-семантической генерализации.

Мы предположили о том, какой ответ даст дошкольник, опираясь на теоретическую часть исследования. Мы ожидаем найти частичное подтверждение в исследованиях.

 

Предполагаемые ответы можно найти в представленной ниже таблице 2.1. во второй колонке.

Таблица 2.1.    

Вербальная основа Предполагаемый ответ испытуемого
1 Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? сольница
2 В магазине продает продавец, а покупает... покупец
3 Детки лисы – это лисята, детки коровы - ... коровята
4 Муж козы – козёл, а муж овцы- ... овцол
5 Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... кошь
6 Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью? тушит
7 Чем мы гребем в лодке? греблами
8 У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? змеичий
9 Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка? червячонок
10 Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? мухонька

Ожидаемые результаты исследования уровня лексико- семантической               генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Детям дана инструкция: «Я задам тебе вопросы, тебе нужно на них ответить. Если тебе трудно, и ты не знаешь, слово можно придумать».

Время, которое дается детям на обдумывание ответа неограниченно. В протокол эксперимента записываются вербальные и невербальные реакции дошкольника, а также настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.

Результаты эксперимента. Исследование проходило в спокойной и дружелюбной атмосфере. Испытуемые отнеслись к подобранным заданиям с подозрением, но охотно сотрудничали. Работа оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.

Вербальные реакции:

· «Как же у козы и у овечки может быть муж?..»

· «Червячок не может делать детки!»

· «Муху никак нельзя ласково назвать, она плохая ….» 

· «Откуда у коровы детки, она большая, у неё молоко внутри.»

· «У змеи нельзя хвоста иметь– это их тело.»

· «Моя мама не красит тушью, она только волосы»       

· «Большая -киса, маленькая -кисуля»

Двигательные реакции:

· хмурили брови

· мальчик хлопал в ладоши, когда отвечал, придумывал новое слова и получал одобрение и похвалу

· смотрели в потолок.

· ходили, вставали.

· искали помощь, смотря в глаза

 

Ответы детей на предложенные вербальные основы мы внесли в таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Результаты исследования уровня лексико- семантической          генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

Вербальная основа

 
Имя 1. Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? 2. В магазине продает продавец, а покупает... 3.Детки лисы – это лисята, детки коровы - 4.Муж козы – козёл, а муж овцы- ... 5.Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... 6.Помадой мама мажет, подводкой подводит, духами душится, а что мама делает тушью? 7. Чем мы гребем в лодке?  8.У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? 9.Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка?. 10.Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху?  
Яна А. салоньц мама коровки овц коша тушиться руками - червик мухишка
Паша Г. салон мы коровята - киса тушиться - змеючий червик мухинь
Дима Е. сольн покупателец - муж кисуля - лопаткой змейкин червик муша
Маша З. сольнц покупщик - овецл коша - палками змейн червяк муша
Петя К. - мы коровки - коша мажет - змеючий - жжжж
Даша Л. солница - коровки овец киса мажет брови - змеючий червяк-сынок муша
Юля О. салон - коровятушки муж кис мажет - змеючий нет жужжа
Катя Р. салон покупальщик - нельзя коша - руками - червяк-сынок жужжалка
Оля У. сольнц - коровушки - кисуля - - - нет деток мухинька
Саша Ш. - покупалец коровки нельзя киска мажет руками - - мух

                                                                                                                      

Часто  на предоставленную вербальную основу испытуемые давали ответ словом, которое похоже уже на существующее в языке. С одной стороны это вызвано тем, что дошкольник знает о чем идет речь и называет предмет своим именем («коровки», «киса», «червячок-сынок»). Но с другой стороны, что в определенных моментах испытуемым был совершенно непонятен или близко незнаком сам предмет. Они стремились подобрать похожий предмет и с него переносили название на вербальную основу («лопатка», «овец», «жужжа»»).

Выводы по методике Ушаковой Т.И. «Что это такое?»:  

Результаты проведенного исследования подтверждают:

- наличие такого феномена детской речи, как процесса лексико-семантической генерализации у  детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

- механизмы процесса лексико-семантической генерализации у разных детей очень схожи

-показывает, что в основе детского процесса лексико-семантической генерализации лежит механизм стереотипизации и подражания языку взрослых.

Методика «Дайте название картинке».

Суть методики: экспериментатор показывает испытуемым картинки, которые те должны назвать одним словом.

Цель методики: выявить наличие процесса лексико-семантической генерализации, как закономерного компонента развития речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Подборка изображений, с таким учетом, чтоб они наталкивали испытуемых на создание новых слов.

2. Опрос детей .

3. Произведение количественного и качественного анализа результатов исследования.

В методике предложено  двенадцать картинок. Они подобраны так, чтобы испытуемый, не знал, как называется представленный предмет:

1. коромысла

2. контактная линза

3. животное (жираф + антилопа)

4. утконос

5. счеты

6. дуршлаг

7. гладильная доска

8. параплан

9. стетоскоп

10. кролик, с окраской тигра

Ребятам дана инструкция: «Что это такое нарисовано на картинке?». В ходе исследования, при появлении трудностей экспериментатор беседовал с дошкольниками, объясняя, зачем данный предмет необходим.

Время, предоставляемое детям, неограниченно. В протокол эксперимента записываются замечания, которые возникают у экспериментатора во время проведения данной методики – вербальные и невербальные реакции дошкольника, настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.

Результаты исследования. Исследование проходило спокойно. Испытуемые отнеслись к представленным заданиям с подозрением. Работа с детьми проходила в дружной атмосфере.

Вербальные реакции:

· «Мама одевает на глаза, а я думал это очки»

· «Какой кйолик!»

· «Доктор-тетя говорит, дыши- не дыши»

· «Утконос – а я его не видел»

· «А вот это больно одевать такой глаз?»

· «Линза- мама так говорит»

· Двигательные реакции (совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):

· хмурили брови

· Смотрели на потолок.

· Ходили, вставали.

· Некоторые дети, увидев утконос пытались изобразить.

Ответы детей на представленные вербальные основы можно найти в сводной таблице 2.3. В ней отображены наиболее интересные ответы детей.

Таблица 2. 3.

Результаты наличия процесса лексико-семантической генерализации, как закономерного компонента развития речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

Вербальная основа

 
Имя Ф. 1.коромысла 2. конт. линза 3.жираф + антилопа 4.утконос 5.счеты 6.дуршлаг 7. гладильная доска 8.параплан 9.стетоскоп 10.кролик ,с окраской тигра  
Яна А. плечник зрачкун Жирафик с рогами носатик - дырокол гладилка - трубочка кролик
Паша Г. ведрышки наглазник - длинонос считался - гладилка летатель палка зайка
Дима Е. ведрышки линза Коза с шеей длинной кисутка считалка проливайка гладилка самолет врач кролтигр
Маша З. ведрышки наглаз - - - - доска небо - нельзя
Петя К. ведрышки наглазник с рогами - считалка дырки утюг самолет трубка нельзя
Даша Л. носители - - носик большой - - - летать трубка не бывает
Юля О. - наглаз - - считать - утюжница - - -
Катя Р. плечник линз нельзя нельзя - дырки - летать палка переоделся
Оля У. - - так не бывает - считать - утюг самолет палка кролитигр
Саша Ш. ведрышки линза - носатик играть - - самолетик - -

      Комментарии: большая часть испытуемых дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, с легкостью придумывали новые слова, меньшая часть -  испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков.

Время не ограничивалось. Методика проходила намного дольше предыдущей.

Выводы по данной методике: результаты данной работы подтверждают наше предположение о том, что феномен процесса лексико-семантической генерализации является закономерностью развития детской речи. Испытуемые, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор либо самим придумать новое слово для обозначения предмета, либо выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Исследование показало, что большая часть испытуемых выбирают первое.

Методика «Исследование способности словообразования» Алексеева М.М., Лямина В.И. представлена в приложении № 1.

Цель констатирующего эксперимента: выявление факта отставания развития словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В ниже представленных таблицах отображены результаты развития словообразования на этапе констатирующего эксперимента (таблица 2.4. – 2.10.)

 

 Таблица 2.4.

 

Результаты развития словообразования на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.4.

Имя Ф. Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Задание №6
Яна А. 6 1 2 1 0 3
Паша Г. 4 2 1 3 0 4
Дима Е. 6 2 1 0 1 6
Маша З. 7 3 2 2 0 4
Петя К. 4 1 1 3 0 4
Даша Л. 3 2 2 1 1 4
Юля О. 8 2 3 2 0 5
Катя Р. 7 3 2 1 1 4
Оля У. 4 1 1 3 0 6
Саша Ш. 8 2 1 1 1 2

 

При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» были получены следующие результаты представленные в таблице 2.5.

Таблица 2.5.

Результаты задания №1

  Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 6 60%
Низкий 4 40%
Всего 10 100%

 

Из таблицы 2.5. следует, что большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (60%) и низкий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 10%.При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» были получены следующие результаты в таблице 2.6.

 Таблица 2.6.

Результаты задания №2

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 2 20%
Низкий 8 80%
Всего 10 100%

 

Данные таблицы 2.6. показывают то, что большая часть детей (80%) имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 20% - имеют средний уровень.

Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» представлено в таблице 2.7.

     Таблица 2.7.

Результаты задания №3

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 1 10%
Низкий 9 90%
Всего 10 100%

 

90% детей не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 10% детей имеют средний уровень по этому показателю.

При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» были получены следующие результаты в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Результаты задания №4

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 3 30%
Низкий 7 70%
Всего 10 100%


      

В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.

При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» были получены результаты указанны в таблице 2.9.

 Таблица 2.9.

Результаты задания №5

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний - -
Низкий 10 100%
Всего 10 100%

 

Все дети имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» результаты указаны в таблице 2.10.

Таблица 2.10.

Результаты задания №6

Уровень развития Количество человек %
Очень высокий - -
Высокий - -
Средний 2 20%
Низкий 8 80%
Всего 10 100%

 

Таблица 2.10. свидетельствует о том, что преобладают дети с низким (80%) уровнем умения образовывать слова, лишь 20% - составляет средний уровень.

Таким образом, исследование по данной методике показало, что  дети среднего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень словообразования.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.