Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2023-02-07 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изучив процесс лексико - семантической генерализации средних дошкольников, рассмотрев научно-педагогическую литературу по этой проблеме, мы поставили целью – выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Базой исследования является МДОУ Детский сад №356(муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 356 Центрального района г. Волгограда). В эксперименте принимали участие дети средней группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента декабрь 2014 года - май 2015.
Для осуществления цели исследования экспериментальная работа проходила в три этапа:
- на первом этапе (с 08.12.14 по 15.12.14) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- вторым этапом исследования (с 08.02.15 по 15.04.15) стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана логопедическая работа по преодолению неологизмов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- третьим этапом исследования (с 18.04.15 по 25.05.15) стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование лексико-семантической генерализации у детей средней дошкольной группы с общим недоразвитием речи.
Эксперимент проходил в индивидуальной форме.
На каждого ребёнка отводилось время от 20 до 35 минут.
В констатирующем эксперименте применялась методика Ушаковой Т.И. «Что это такое?»
Суть методики: экспериментатор, предоставляя вербальную основу, будет побуждать детей среднего дошкольного возраста к акту процесса лексико-семантической генерализации.
|
Цель: выявить уровень развития лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи:
1. Провести опрос детей, при этом обращая внимание на вербальное и невербальное поведение.
2. Произвести качественный и количественный анализ результатов исследования.
Предложено двенадцать вербальных основ, которые имеют соответствующее название. Они представлены так, чтобы детям среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи давался определенный пример, который их будет подталкивать к процессу лексико-семантической генерализации.
Мы предположили о том, какой ответ даст дошкольник, опираясь на теоретическую часть исследования. Мы ожидаем найти частичное подтверждение в исследованиях.
Предполагаемые ответы можно найти в представленной ниже таблице 2.1. во второй колонке.
Таблица 2.1.
№ | Вербальная основа | Предполагаемый ответ испытуемого |
1 | Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? | сольница |
2 | В магазине продает продавец, а покупает... | покупец |
3 | Детки лисы – это лисята, детки коровы - ... | коровята |
4 | Муж козы – козёл, а муж овцы- ... | овцол |
5 | Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... | кошь |
6 | Помадой мама мажет, подводкой мама подводит, духами мама душится, а что мама делает тушью? | тушит |
7 | Чем мы гребем в лодке? | греблами |
8 | У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? | змеичий |
9 | Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка? | червячонок |
10 | Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? | мухонька |
Ожидаемые результаты исследования уровня лексико- семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
|
Детям дана инструкция: «Я задам тебе вопросы, тебе нужно на них ответить. Если тебе трудно, и ты не знаешь, слово можно придумать».
Время, которое дается детям на обдумывание ответа неограниченно. В протокол эксперимента записываются вербальные и невербальные реакции дошкольника, а также настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.
Результаты эксперимента. Исследование проходило в спокойной и дружелюбной атмосфере. Испытуемые отнеслись к подобранным заданиям с подозрением, но охотно сотрудничали. Работа оказалась очень приятной и интересной, и время от времени – забавной.
Вербальные реакции:
· «Как же у козы и у овечки может быть муж?..»
· «Червячок не может делать детки!»
· «Муху никак нельзя ласково назвать, она плохая ….»
· «Откуда у коровы детки, она большая, у неё молоко внутри.»
· «У змеи нельзя хвоста иметь– это их тело.»
· «Моя мама не красит тушью, она только волосы»
· «Большая -киса, маленькая -кисуля»
Двигательные реакции:
· хмурили брови
· мальчик хлопал в ладоши, когда отвечал, придумывал новое слова и получал одобрение и похвалу
· смотрели в потолок.
· ходили, вставали.
· искали помощь, смотря в глаза
Ответы детей на предложенные вербальные основы мы внесли в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Результаты исследования уровня лексико- семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Вербальная основа | ||||||||||
Имя | 1. Сахар лежит в сахарнице, а где лежит соль? | 2. В магазине продает продавец, а покупает... | 3.Детки лисы – это лисята, детки коровы - | 4.Муж козы – козёл, а муж овцы- ... | 5.Мышка – это маленькая мышь, а кошка – это маленькая... | 6.Помадой мама мажет, подводкой подводит, духами душится, а что мама делает тушью? | 7. Чем мы гребем в лодке? | 8.У зайца – хвостик заячий, у волка хвостик волчий, а у змеи? | 9.Детеныш лисы – лисенок, детеныш крысы – крысенок, а детеныш червяка?. | 10.Мы ласково называем кошку – кисонька, рыбку – рыбонька, а как ласково назвать муху? |
Яна А. | салоньц | мама | коровки | овц | коша | тушиться | руками | - | червик | мухишка |
Паша Г. | салон | мы | коровята | - | киса | тушиться | - | змеючий | червик | мухинь |
Дима Е. | сольн | покупателец | - | муж | кисуля | - | лопаткой | змейкин | червик | муша |
Маша З. | сольнц | покупщик | - | овецл | коша | - | палками | змейн | червяк | муша |
Петя К. | - | мы | коровки | - | коша | мажет | - | змеючий | - | жжжж |
Даша Л. | солница | - | коровки | овец | киса | мажет брови | - | змеючий | червяк-сынок | муша |
Юля О. | салон | - | коровятушки | муж | кис | мажет | - | змеючий | нет | жужжа |
Катя Р. | салон | покупальщик | - | нельзя | коша | - | руками | - | червяк-сынок | жужжалка |
Оля У. | сольнц | - | коровушки | - | кисуля | - | - | - | нет деток | мухинька |
Саша Ш. | - | покупалец | коровки | нельзя | киска | мажет | руками | - | - | мух |
|
Часто на предоставленную вербальную основу испытуемые давали ответ словом, которое похоже уже на существующее в языке. С одной стороны это вызвано тем, что дошкольник знает о чем идет речь и называет предмет своим именем («коровки», «киса», «червячок-сынок»). Но с другой стороны, что в определенных моментах испытуемым был совершенно непонятен или близко незнаком сам предмет. Они стремились подобрать похожий предмет и с него переносили название на вербальную основу («лопатка», «овец», «жужжа»»).
Выводы по методике Ушаковой Т.И. «Что это такое?»:
Результаты проведенного исследования подтверждают:
- наличие такого феномена детской речи, как процесса лексико-семантической генерализации у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- механизмы процесса лексико-семантической генерализации у разных детей очень схожи
-показывает, что в основе детского процесса лексико-семантической генерализации лежит механизм стереотипизации и подражания языку взрослых.
Методика «Дайте название картинке».
Суть методики: экспериментатор показывает испытуемым картинки, которые те должны назвать одним словом.
Цель методики: выявить наличие процесса лексико-семантической генерализации, как закономерного компонента развития речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
|
Задачи:
1. Подборка изображений, с таким учетом, чтоб они наталкивали испытуемых на создание новых слов.
2. Опрос детей .
3. Произведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
В методике предложено двенадцать картинок. Они подобраны так, чтобы испытуемый, не знал, как называется представленный предмет:
1. коромысла
2. контактная линза
3. животное (жираф + антилопа)
4. утконос
5. счеты
6. дуршлаг
7. гладильная доска
8. параплан
9. стетоскоп
10. кролик, с окраской тигра
Ребятам дана инструкция: «Что это такое нарисовано на картинке?». В ходе исследования, при появлении трудностей экспериментатор беседовал с дошкольниками, объясняя, зачем данный предмет необходим.
Время, предоставляемое детям, неограниченно. В протокол эксперимента записываются замечания, которые возникают у экспериментатора во время проведения данной методики – вербальные и невербальные реакции дошкольника, настроение, заинтересованность, двигательные реакции и т.д.
Результаты исследования. Исследование проходило спокойно. Испытуемые отнеслись к представленным заданиям с подозрением. Работа с детьми проходила в дружной атмосфере.
Вербальные реакции:
· «Мама одевает на глаза, а я думал это очки»
· «Какой кйолик!»
· «Доктор-тетя говорит, дыши- не дыши»
· «Утконос – а я его не видел»
· «А вот это больно одевать такой глаз?»
· «Линза- мама так говорит»
· Двигательные реакции (совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):
· хмурили брови
· Смотрели на потолок.
· Ходили, вставали.
· Некоторые дети, увидев утконос пытались изобразить.
Ответы детей на представленные вербальные основы можно найти в сводной таблице 2.3. В ней отображены наиболее интересные ответы детей.
Таблица 2. 3.
Результаты наличия процесса лексико-семантической генерализации, как закономерного компонента развития речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Вербальная основа | ||||||||||
Имя Ф. | 1.коромысла | 2. конт. линза | 3.жираф + антилопа | 4.утконос | 5.счеты | 6.дуршлаг | 7. гладильная доска | 8.параплан | 9.стетоскоп | 10.кролик ,с окраской тигра |
Яна А. | плечник | зрачкун | Жирафик с рогами | носатик | - | дырокол | гладилка | - | трубочка | кролик |
Паша Г. | ведрышки | наглазник | - | длинонос | считался | - | гладилка | летатель | палка | зайка |
Дима Е. | ведрышки | линза | Коза с шеей длинной | кисутка | считалка | проливайка | гладилка | самолет | врач | кролтигр |
Маша З. | ведрышки | наглаз | - | - | - | - | доска | небо | - | нельзя |
Петя К. | ведрышки | наглазник | с рогами | - | считалка | дырки | утюг | самолет | трубка | нельзя |
Даша Л. | носители | - | - | носик большой | - | - | - | летать | трубка | не бывает |
Юля О. | - | наглаз | - | - | считать | - | утюжница | - | - | - |
Катя Р. | плечник | линз | нельзя | нельзя | - | дырки | - | летать | палка | переоделся |
Оля У. | - | - | так не бывает | - | считать | - | утюг | самолет | палка | кролитигр |
Саша Ш. | ведрышки | линза | - | носатик | играть | - | - | самолетик | - | - |
Комментарии: большая часть испытуемых дошкольников среднего возраста с общим недоразвитием речи, с легкостью придумывали новые слова, меньшая часть - испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков.
|
Время не ограничивалось. Методика проходила намного дольше предыдущей.
Выводы по данной методике: результаты данной работы подтверждают наше предположение о том, что феномен процесса лексико-семантической генерализации является закономерностью развития детской речи. Испытуемые, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор либо самим придумать новое слово для обозначения предмета, либо выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Исследование показало, что большая часть испытуемых выбирают первое.
Методика «Исследование способности словообразования» Алексеева М.М., Лямина В.И. представлена в приложении № 1.
Цель констатирующего эксперимента: выявление факта отставания развития словообразования у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В ниже представленных таблицах отображены результаты развития словообразования на этапе констатирующего эксперимента (таблица 2.4. – 2.10.)
Таблица 2.4.
Результаты развития словообразования на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.4.
Имя Ф. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 |
Яна А. | 6 | 1 | 2 | 1 | 0 | 3 |
Паша Г. | 4 | 2 | 1 | 3 | 0 | 4 |
Дима Е. | 6 | 2 | 1 | 0 | 1 | 6 |
Маша З. | 7 | 3 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Петя К. | 4 | 1 | 1 | 3 | 0 | 4 |
Даша Л. | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 |
Юля О. | 8 | 2 | 3 | 2 | 0 | 5 |
Катя Р. | 7 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 |
Оля У. | 4 | 1 | 1 | 3 | 0 | 6 |
Саша Ш. | 8 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
При проведении тестового задания №1 «Кто у кого» были получены следующие результаты представленные в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Результаты задания №1
Количество человек | % | |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 6 | 60% |
Низкий | 4 | 40% |
Всего | 10 | 100% |
Из таблицы 2.5. следует, что большинство детей в экспериментальной группе имеют средний (60%) и низкий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе. Высокий уровень составляет всего 10%.При проведении тестового задания №2 «Большой и маленький» были получены следующие результаты в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Результаты задания №2
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 2 | 20% |
Низкий | 8 | 80% |
Всего | 10 | 100% |
Данные таблицы 2.6. показывают то, что большая часть детей (80%) имеют низкий уровень умения употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и лишь 20% - имеют средний уровень.
Количественное выражение результатов тестового задания №3 «Встреча гостей» представлено в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Результаты задания №3
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 1 | 10% |
Низкий | 9 | 90% |
Всего | 10 | 100% |
90% детей не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 10% детей имеют средний уровень по этому показателю.
При проведении тестового задания №4 «Кто он такой» были получены следующие результаты в таблице 2.8.
Таблица 2.8.
Результаты задания №4
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 3 | 30% |
Низкий | 7 | 70% |
Всего | 10 | 100% |
В экспериментальной группе преобладает низкий (70%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, средний уровень составляет 30%.
При проведении тестового задания №5 «Правильно ли мы говорим?» были получены результаты указанны в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Результаты задания №5
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | - | - |
Низкий | 10 | 100% |
Всего | 10 | 100% |
Все дети имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
При проведении тестового задания №6 «Игра со словами» результаты указаны в таблице 2.10.
Таблица 2.10.
Результаты задания №6
Уровень развития | Количество человек | % |
Очень высокий | - | - |
Высокий | - | - |
Средний | 2 | 20% |
Низкий | 8 | 80% |
Всего | 10 | 100% |
Таблица 2.10. свидетельствует о том, что преобладают дети с низким (80%) уровнем умения образовывать слова, лишь 20% - составляет средний уровень.
Таким образом, исследование по данной методике показало, что дети среднего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень словообразования.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!