Мини-сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Мини-сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо»

2023-02-07 31
Мини-сочинение «Что такое хорошо и что такое плохо» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструкция. Детям предлагается написать краткое сочинение-раз-

мышление на тему о хороших и плохих поступках, которые они наблю-

дали или совершали сами. Примерными темами для этого нравственно-

го эссе могут быть следующие:

— доброе дело, свидетелем которого ты был;

— зло, причиненное тебе другими людьми;

— доброе дело, совершенное тобой в жизни;

— чей-то бесчестный поступок;

— справедливый поступок твоего знакомого;

— безвольный поступок твой и другого человека и т.д.

Методика «Незаконченные предложения»

Инструкция. Детям предлагается закончить начатые предложения в

соответствии со своими убеждениями и взглядами.

Я буду рад, если мой друг...

Я буду очень огорчен, если друг...

Я считаю, что говорить правду...

Когда меня «достают», я всегда…

Когда обижают в моем присутствии другого, я обычно...

Свое счастье я вижу в...

Если быть активным и инициативным, то...

Во взрослых я вижу...

Сверстники, которые меня окружают, чаще всего...

Успех в жизни я понимаю как...

222

Обработка полученных данных носит качественный характер. Так,

данные сочинения — это большая и содержательная информация о

нравственном опыте ребенка, полученном в его маленькой жизни. Самое

главное направление анализа для вожатого — увидеть и оценить пере-

житый детьми опыт добра и зла, с тем чтобы выделить конкретных де-

тей, перенесших психотравму, пришедших в отряд из особо тяжелой,

отрицательной нравственной среды. Дети с преждевременным «взрос-

лым» отрицательным опытом, а значит, как правило, с искаженными

нравственными представлениями, нуждаются в индивидуальной опеке,

поддерживающем режиме отношений, контроле и специальной коррек-

ции искаженных нравственных взглядов.

Полученный текст законченных предложений поможет вожатому за-

глянуть в мир нравственных представлений детей, увидеть индивиду-

альность и разнообразие в осмыслении мира, человеческих отношений,

норм поведения. Такая база данных — отличный повод и содержатель-

ная основа для проведения в дальнейшем дискуссий, бесед, защиты

мнений и т.д.

Методики на выявление уровня самооценки ребенка

«Круг», «Лесенка»

Для реализации индивидуального подхода вожатому полезно иметь

представление об особенностях самооценки каждого ребенка. Само-

оценка — важная часть самосознания личности, это эмоционально-цен-

ностное отношение к себе, которое во многом определяет и объясняет

характер и поведение человека. Самооценка прямо влияет на пережива-

ние личностью своей ценности, определяет уровень притязаний. Особое

внимание вожатый должен обратить на детей с неадекватной (занижен-

ной или завышенной) самооценкой. Лица с завышенной самооценкой

склонны к зазнайству, высокомерию, не испытывают потребности к са-

мокритике и самовоспитанию. Они имеют завышенный уровень притя-

заний, и поскольку он не всегда подтверждается успехом, это порождает

конфликтный стиль отношений. Лица с заниженной самооценкой теря-

ют веру в себя, свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине

также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея очень

низкий уровень притязаний, они уклоняются от трудных задач.

Наиболее благоприятна для развития личности адекватная самооцен-

ка с высоким и средним уровнем. Ребята с такой самооценкой испыты-

вают потребность в достижениях, верят в свои силы, инициативны в

самовоспитании.

223

Методика «Круг»

Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5—

7 классы). Доступность методики для данного возраста определяется

тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащимися

своей концепции «Я», не требуя сложных вербальных и логических

обобщений в процессе самоанализа.

Инструкция.

1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества.

Для этого поставь крестик на соответствующем делении: чем дальше

деление от центра круга, тем больше развито качество.

2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого

поставь кружок на соответствующем делении.

Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики,

затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между идеаль-

ным «Я» и реальным «Я» . Подсчитывается количество делений (на каж-

дом радиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество

делений в зоне расхождения:

Шкала оценки

Уровень самооценки Количество делений (баллов)

высокая менее 50

средняя 60—90

низкая более 100

Методика «Лесенка»

Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на детей

младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики

определяется использованием в ней наглядно-образной основы для са-

моанализа, простых, описательных формулировок черт характера.

Подростковый возраст — это период активного формирования кон-

цепции «Я». Важной составляющей этой концепции является осмысле-

ние своего публичного «Я», т.е. представления о том, как окружающие

воспринимают личность подростка. У дезадаптированных подростков,

развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных

негативных переживаний является чувство непонимания, несправедли-

вой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного

переживания, рассогласования «Я-оценки» и внешней оценки можно

выявить, введя в процедуру проведения методики вторую инструкцию:

«А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты

выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву “В” на соответствую-

щей ступеньке».

224

Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта лич-

ности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.

Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество

баллов. Первая — 0 баллов, вторая — 1 балл и т.д., вплоть до последней

ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому ка-

честву, и находим среднее арифметическое значение по шкале:

Шкала оценки

Степень развития качества Баллы

высокая 7 и более

средняя 3—6

низкая 5 и менее

Шкала оценки

Степень рассогласования

«Я-оценки» и внешней оценки

Баллы

высокая 6 и более

средняя 3—5

низкая 2 и менее


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.