АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

2023-02-07 39
АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КТД С ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ СОДЕРЖА-

НИЕМ: Вечер «Расскажу о хорошем человеке», Вечер откровения, Гос-

тевой день, День поступков «по секрету», День рождения коллектива,

День русского хлебосольства, День этикета, Диспут, Камертон доброго

настроения, Комплексная игра, Магазин без продавца, Огонек зна-

комств, Огонек прощания, Рейд дружбы, Ролевая игра нравственного

характера, Сбор «Я—мы—они», Фабрика смеха, Эстафета соседей.

КТД В РАБОТЕ С АКТИВОМ: «А ну-ка мы!», Арена общения (про-

грамма творческих контактов), Времена года (творческие задания ро-

дившимся зимой, весной, летом, осенью), Вечер делегаций, Замещение

вакантных ролей, Игра в мнения, Коллективное Планирование, Ого-

нек — анализ дня (недели, смены), Организационно-деятельностная

игра, Операция «Малыши», Разговор о жизни (вольное общение), «Рас-

скажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» (оценка друг друга), Собра-

ние-диспут, Сводный отряд актива, Сбор актива, Тренинги «Геометри-

ческая фигура», «Номера», «Построения», «Киностудия».

198

Приложение 3

Требования к отрядному уголку1

Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд, и

стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы

отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная

газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторон-

не расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить

культуре оформления, пробуждать интерес к жизни коллектива.

Отрядный уголок — это творчество вожатого и детей, поэтому он

должен:

а) быть «говорящим», т.е. его содержание и рубрики должны меняться;

б) отражать различные стороны жизни отряда (дежурство, спорт, уча-

стие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);

в) быть продуктом совместного творчества: в оформлении уголка и

обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

Рубрики для отрядного уголка

 Название отряда, девиз, речевка, эмблема;

 Календарь;

 План-сетка («Дрова для костра — наши дела», «Еще не вечер»,

«Веселыми тропинками лета», «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д. );

 Сегодня («Сегодня у нашего костра», «Скучен день до вечера, ко-

ли делать нечего», «А у нас сегодня...», «Сегоднячко»);

 Поздравляем («Гип-гип ура!», «Маэстро, музыка!», «Целуем в

щечку!»);

 Спорт («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стомет-

ровка», «Назло рекордам»);

 Режим дня;

 Список отряда, актива отряда («Знакомьтесь, это мы!», «Ба, зна-

комые все лица!»);

 Законы отряда, лагеря;

 График дежурства отряда;

 Жизнь лагеря («В других отрядах», «За бугром», «За горами, за

долами»);

 Наша песня («А мы поем...», «Музыкальный граммофон»);

 Наш адрес («Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»);

 Наши достижения («Страна должна знать своих героев»);

1 Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по орга-

низации детского досуга в лагере и школе. М., 1999. С. 105—108.

199

 Добьемся!

 Всякая всячина («А вы знаете, что…», «Всяко разно...»);

 Очень Важная Информация («Новости», «Скоро в отряде», «Что

пишут в газетах»);

 «А вы слышали, что...»

 Наше настроение;

 Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»,

«Озеро доверия», «Отрядная почта»).

Временные рубрики отрядного уголка:

В организационный период смены:

 «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

 поздравление с приездом;

 легенда смены;

 письмо-наказ ребят прошлой смены;

 первые песни;

 план на день.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность от-

ряда:

 соревнования;

 подготовка к отрядным и общелагерным делам, праздникам;

 участие в творческих конкурсах, смотрах;

 жизнь отряда;

 поощрение адетей.

В заключительный период смены:

 «Как мы жили» (фотографии, высказывания ребят о прожитых днях);

 «А напоследок я скажу...» (прощальные пожелания друг другу и ла-

герю)

и другие рубрики на усмотрение вожатого.

Требования к названиям отрядов и девизам1

Название отряда и девиз должны:

 соответствовать возрасту воспитанников;

 отражать идею смены;

 быть содержательными;

 быть удобопроизносимыми;

 не нарушать традиций лагеря (если они есть);

 отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность

или их стремления.

1 Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по орга-

низации детского досуга в лагере и школе. М., 2001. С. 108—116.

200

Приложение 4

ПАМЯТКИ ВОЖАТОМУ

Что взять с собой в лагерь?1

Необходимо взять:

— одежду парадную и рабочую, форму спортивную и туристиче-

скую, пляжный костюм и одежду для участия в трудовых делах, удоб-

ную обувь, предметы личной гигиены. Подумайте об одежде на случай

плохой дождливой погоды и жары;

— личную методическую библиотеку, конспекты методических ре-

комендаций, подсобный методический материал, подшивки журналов,

литературу (особенно приключенческую) с учетом возраста детей, с

которыми предстоит работать;

— небольшой блокнот, удобный для постоянного пользования, авто-

ручку, карандаш, канцелярские товары без ограничения, старые газеты,

аппликационный материал;

— фонарик, часы, компас, рулетку, свисток, секундомер, складной

нож, ножницы, бинокль, стартовый пистолет;

— нитки, иголки, кнопки, скрепки и т.п.

Желательно иметь в копилке знаний:

— 10 рассказов, которые можно рассказать сходу (о необычном, важ-

ном, сенсационном, проблемном и т.д.);

— 10 биографий людей, интересных детям (ученые, полководцы, пе-

дагоги, рабочие, путешественники и т.д.);

— 24 игры: по игре на каждый день (познавательные, музыкальные,

туристические, подвижные, игры-тесты и т.д.);

— 10 аттракционов и забав (для дискотеки, вечера отдыха, огонька

и т.п.);

— 10 досуговых дел (заготовки для КВНа, конкурса «А ну-ка, девоч-

ки», «Рыцарского турнира», вечера «безумных» идей, викторины, «Поля

чудес», «Что? Где? Когда?», конкурса эрудитов, концерта «Ромашка»

и т.д. );

— 10 текстов песен для костра;

— 10 интересных газетных и журнальных статей для обсуждения.

1 Шмаков С.А. Лето. М., 1993. С. 33—34.

201

Заповеди вожатого 1

1. Четко знайте цель своей работы со всеми детьми и с каждым в

отдельности.

2. Не злоупотребляйте правом приказывать: просьбу всегда легче и

приятнее выполнять.

3. Подходите к личности ребят с оптимистической гипотезой, даже

с риском ошибиться.

4. Ребята должны знать, что Ваши действия продиктованы друже-

любием.

5. Работая с детьми, чаще вспоминайте, какими Вы сами были в их

возрасте: легче будет их понять.

6. Никогда не повышайте голос! Крик болезненно действует на ре-

бят, раздражает, вызывает негативизм.

7. Знайте о воспитанниках все, но не используйте информацию для

мелких придирок к детям, более того, умейте что-то не расслышать, не

заметить, не понять.

8. Не столько оберегайте ребят от дурного, сколько учите ему со-

противляться.

9. Учитесь сотрудничать с детьми, а не командовать ими.

10. Не подменяйте детский актив и не подавляйте детскую инициа-

тиву.

11. Будьте с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

12. Истинное воспитание — воспитание правдой.

13. Будьте хозяином своего слова. Не смогли выполнить обещание,

объясните ребятам причины и извинитесь (обещайте только то, что мо-

жете выполнить).

14. Уважайте детей и детский коллектив.

15. Будьте настойчивы, требовательны, но не грубы: грубость рож-

дает ответную грубость.

16. Не осуждайте и не обсуждайте действия своего напарника в при-

сутствии ребят.

17. Будьте счастливы, и пусть ребята видят это.

1 Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студ. сред. пед.

учеб. заведений / Под ред. Г.М.Коджаспировой, Л.В.Бориковой. М., 2000. С. 53.

202

Памятка о наказаниях

Наказывать детей недопустимо! Если все-таки никак нельзя обой-

тись без наказания, следует помнить:

1. Прежде чем наказывать, разберитесь в мотивах и причинах по-

ступка.

2. Не наказывайте за малейшую провинность.

3. Не спешите вести ребенка к администратору, этим Вы подрываете

свой авторитет и расписываетесь в собственном бессилии.

4. Старайтесь больше одобрять детей. Вы увидите действенность

поощрения.

5. Наказывайте с сожалением и огорчением, а поощряйте искренне

и радостно.

6. Подумайте, а всегда ли правы Вы.

7. Трудных детей лучше наказывать как можно реже.

8. Адрес критики всегда должен быть персонален. Не стоит наказы-

вать большие группы детей — это приводит к групповой поруке.

9. Будьте осторожны с угрозами применить самые строгие меры

(если пообещали, то надо выполнять).

10. Необходимо моральное право упрекать и наказывать.

11. Определите для своих ребят основные «нельзя»: тайно уходить

купаться одному; есть незнакомые ягоды, растения и т.д.

12. Делайте скидку на возраст детей.

13. Нельзя наказывать детей за то, что они подвижные, шумные, эмо-

циональные.

14. Не ругайте ребят утром — солнце покажется им серым. Не ругай-

те днем — небо покажется хмурым, не ругайте на ночь — луна пока-

жется черной. Вообще — не ругайте!

Добрый вожатый — это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот,

кто не способен сделать детям зло.

203

Приложение 5

Методика «Круг»

Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5—

7 классы). Доступность методики для данного возраста определяется

тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащимися

своей концепции «Я», не требуя сложных вербальных и логических

обобщений в процессе самоанализа.

Инструкция.

1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества.

Для этого поставь крестик на соответствующем делении: чем дальше

деление от центра круга, тем больше развито качество.

2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого

поставь кружок на соответствующем делении.

Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики,

затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между идеаль-

ным «Я» и реальным «Я» . Подсчитывается количество делений (на каж-

дом радиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество

делений в зоне расхождения:

Шкала оценки

Уровень самооценки Количество делений (баллов)

высокая менее 50

средняя 60—90

низкая более 100

Методика «Лесенка»

Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на детей

младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики

определяется использованием в ней наглядно-образной основы для са-

моанализа, простых, описательных формулировок черт характера.

Подростковый возраст — это период активного формирования кон-

цепции «Я». Важной составляющей этой концепции является осмысле-

ние своего публичного «Я», т.е. представления о том, как окружающие

воспринимают личность подростка. У дезадаптированных подростков,

развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных

негативных переживаний является чувство непонимания, несправедли-

вой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного

переживания, рассогласования «Я-оценки» и внешней оценки можно

выявить, введя в процедуру проведения методики вторую инструкцию:

«А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты

выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву “В” на соответствую-

щей ступеньке».

224

Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта лич-

ности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.

Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество

баллов. Первая — 0 баллов, вторая — 1 балл и т.д., вплоть до последней

ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому ка-

честву, и находим среднее арифметическое значение по шкале:

Шкала оценки

Степень развития качества Баллы

высокая 7 и более

средняя 3—6

низкая 5 и менее

Шкала оценки

Степень рассогласования

«Я-оценки» и внешней оценки

Баллы

высокая 6 и более

средняя 3—5

низкая 2 и менее

АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

АГИТРЕЙД. Группа ребят, подготовив небольшую композицию о

поведении в лесу, о защите природы, в субботние и воскресные дни вы-

ходит в места скопления людей в лесу. Дети выступают перед гражда-

нами (особенно туристами) с агитацией. Ребята могут нести в руках

специальные лозунги типа: «Враг природы — враг жизни», «Берегите

лес — народное богатство», «Не оставляйте в лесу мусор, не жгите ко-

стров на траве» и т.п.

Пусть это КТД немного наивно, однако заставляет взрослых заду-

маться, «смутиться», начать бережнее относиться к природе.

АКЦИЯ. В последнее время все больше людей осознают, что необ-

ходимо проявлять активную гражданскую позицию, брать ответствен-

ность за улучшение состояния общества, предпринимать конкретные

шаги по решению некоторых общественных проблем, например, помо-

гать пожилым одиноким людям, озеленять улицы родного города, при-

зывать мальчишек и девчонок к здоровому и активному образу жизни

и т.д. Общество все чаще поддерживает подобные инициативы: предос-

тавляет возможность молодежи проявить себя, свою ответственность,

самостоятельность в проведении значимых дел. Так, проведение соци-

ально значимой акции — это простой способ привлечь внимание обще-

ственности к имеющейся проблеме и постараться решить ее.

Акции можно проводить различными способами: агитвыступление

(агитбригада); раздача буклетов, листовок, ленточек; благотворительный

концерт; пробег и др. Примеры известных акций: «Лоскутное одеяло»,

«Письмо другу», «Георгиевская ленточка», международная экологиче-

ская акция «Спасти и сохранить» и др.

Разработка акции состоит из нескольких шагов.

1. Постановка проблемы (введение). В чем актуальность и новизна

акции? Чьи интересы затрагивает данная проблема, каковы ее масштабы

и что может произойти, если она не найдет решения? Следует учиты-

вать, что масштабы акции должны быть разумны.

2. Цель и задачи акции. Цель должна предусматривать результат,

быть конкретна, реальна, достижима. Затем определяются задачи —

действия (этапы, шаги) по достижению цели.

3. Место и время проведения акции. Где? Когда? Во сколько?

4. Кадровый состав. Кто реализует акцию? Должны быть распреде-

лены функции деятельности по проведению акции — кто за что несет

ответственность.

5. Содержание и механизм реализации — выбор содержания, форм,

методов по акции. Каким образом, когда, в какой последовательности,

что и как будет сделано для получения результата? План действий.

6. Предполагаемые результаты. Что будет достигнуто в итоге?

7. Финансовое обоснование акции. Сколько средств потребуется на

осуществление акции? Какие необходимы материалы? Какие средства

есть в наличии? Какая есть материально-техническая база? Есть ли до-

полнительные источники финансирования —спонсорская помощь, бла-

готворительные помощь и т.д.?

Примерные направления акций:

— вовлечение молодежи в общественное объединение, организацию;

— пропаганда здорового образа жизни;

— пропаганда активной жизненной позиции (участие в акциях, об-

щественной жизни, занятия спортом);

— призыв общественности к высокой явке на выборы;

— поддержание чистоты улиц (школы, подъездов и др.).

АТАКА — операция, имеющая своей целью быстрое исправление

тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно уст-

ранить силами своего коллектива. Такие атаки совершаются в короткий

срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания

(предложения) для атак:

 расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев

и т.п.;

 посыпать песком обледенелые дорожки;

 украсить общественные здания (например, школу, клуб), посадить

цветы у памятника и т.п.;

 построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить

к зиме общественные сады, скверы, бульвары;

 заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской

начальной школы, больницы и т.п.

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по лю-

бому сигналу о замеченных недостатках. Создается сводный отряд доб-

ровольцев (из ребят разного возраста вместе со взрослыми), выбирается

командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки

перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т.п.)

или перед руководящим органом (советом, комитетом).

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком

заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только

ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получи-

лось недоразумения.

АУКЦИОН. Суть аукциона заключается в том, что «на продажу»

выставляются определенные ценности (как материального, так и не ма-

териального характера). Это могут быть самые различные предметы,

ценные, значимые для ребят группы или всего коллектива. Каждый

предмет, выставляемый на аукцион, носит название «лот».

На аукционе в качестве «денег» — количественной меры условной

стоимости лота — используются разнообразные знания и умения, прак-

тически демонстрируемые детьми в ходе аукциона и оцениваемые опре-

деленным количеством условных баллов. Так, например:

 пословицы и поговорки — 3 балла;

 народные приметы — 4 балла;

 куплет песни — 3 балла;

 танец, стихотворение — 2 балла и т.д.

Характерным атрибутом аукциона является гонг (металлическая пла-

стина и молоток).

Аукционом руководит ведущий, который объявляет правила и пред-

ставляет предлагаемую «для продажи» ценность. Для подсчета количе-

ства баллов назначается жюри. Жюри сообщает ведущему сведения о

том, кто приобрел право на «владение» тем или иным лотом для пуб-

личного оповещения участников и зрителей.

«АУКЦИОН» ЗНАНИЙ — творческое дело, способствующее при-

витию интереса к познанию, расширению кругозора ребят, росту их

творческой активности. «Аукцион» знаний — разновидность турнира-

викторины.

В прямом понимании слово «аукцион» означает продажу с публично-

го торга, при котором имущество передается лицу, предложившему наи-

высшую цену. Как это соотносится со знаниями? Каким образом можно

продать или перепродать знания? Скорее всего, речь идет о приобрете-

нии знаний всеми, кто участвует в этом деле.

По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы, напри-

мер: «Все о воде», «Все о часах» и т.д. Ведет аукцион человек, наиболее

компетентный в данной теме. Ему помогает Совет консультантов или

жюри, которое получает название «аукционерного общества». Ведущий,

в руках которого обычно находится молоток, после каждого ответа

спрашивает: «Кто больше?», т.е. кто больше знает и может еще расска-

зать что-то важное и интересное. Когда все ответы выслушаны, ведущий

трижды стучит молотком, закрывая обсуждение. В работу вступают кон-

сультанты.

Цель «аукциона» знаний — расширить представления ребят по опре-

деленному направлению знаний через всестороннее раскрытие свойств,

качеств, характеристик веществ или предмета.

ВЕЧЕР-СБОР «ПУТЕШЕСТВИЕ». Участники делятся друг с дру-

гом знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне

окружающей жизни. Можно устраивать не один вечер-путешествие, а

серию подобных вечеров на одну тему.

Темы вечеров:

1. «Наш город» — путешествие по улицам, площадям, памятным

местам родного города.

2. «По родной стране» — путешествие по городам, рекам и т.д.

3. «Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам

и т.д.

4. «Удивительное рядом» — путешествие в мир природы и т.д.

5. «Путешествие в мир искусства».

6. «Путешествие на машине времени» и т.д.

В ходе вечера все команды представляют собой различные экспеди-

ционные группы.

ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН. Это по-

знавательное дело-обозрение. Проводится с целью привлечь участников

к научным открытиям, к нерешенным проблемам жизни, к различным

сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн позволяет ребятам и взрослым

обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказы-

вать и опровергать, вести коллективный поиск истины и т.д.

Варианты вечера:

1. Совет вечера (Совет мудрейших), в состав которого входят пред-

ставители всех мини-групп, составляет список тайн и сообщает о них

всем участникам заблаговременно. Все изучают информацию, собирают

сведения, читают литературу об этих тайнах. На самом вечере каждая

мини-группа получает 1—2 тайны (по предложению ведущих или по

жребию) для подробного сообщения. Другие команды высказывают

свои соображения, развивая собственную точку зрения.

2. Каждая мини-группа находит тайны для других мини-групп и по

ходу вечера предлагает по очереди тайны каждому из остальных объе-

динений.

3. Каждая мини-группа передает Совету мудрейших свои тайны. На

самом вечере обсуждается тайна за тайной. Ведущие завершают вечер,

высказывая свои мнения о ее результатах.

Примеры тайн:

 Если ли жизнь на других планетах Солнечной системы?

 Загадка наследственности.

 Что представляет собой Вселенная?

 Можно ли продлить в далеком будущем жизнь человека до 200 лет?

 Какими будут города будущего?

 Возможна ли передача мыслей на расстоянии?

ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ — несколько познавательных игр-обо-

зрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную иг-

ровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие ко-

манды (не более 10—15 человек в каждой), выполняют творческие за-

дания и по очереди выступают со своим решениями. В сюиту могут

входить игра в оркестр, эстафета веселых задач, кольцовка песен.

Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творческой фантазии,

умение быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллектив-

ную работу и радость окружающих. Каждый вечер веселых задач может

стать маленьким праздником коллективного творчества. Участниками

такого вечера могут быть как сверстники, так и ребята разного возраста.

Разновозрастной состав команд, активное участие взрослых вовсе не

препятствие, а, напротив, важное условие успеха, стимул для более пол-

ного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших,

для обмена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творче-

ским поиском, юмором, жизнелюбием, товариществом.

ГОРОД ВЕСЕЛЫХ МАСТЕРОВ. Веселые мастера — это, прежде

всего, знатоки и энтузиасты своего дела, мечтатели, умельцы. Все свои

дела они сопровождают шуткой, умным юмором, доброй улыбкой. Го-

род веселых мастеров — это содружество многих «учреждений», рабо-

тающих и передающих свое искусство всем жителям и гостям города.

В этой игре могут принять участие дети разных возрастов.

Подготовка к игре

Готовясь к открытию Города веселых мастеров, будущие жители мо-

гут использовать один из вариантов:

1. Каждое объединение втайне от других выбирает одну из профес-

сий или несколько профессий и готовит (также по секрету) свои город-

ские учреждения и сюрпризы для остальных гостей города и жителей.

Координирует подготовку «городской совет», в который входят предста-

вители всех объединений. Соблюдается тайна.

2. На общем собрании-старте проводится конкурс между объедине-

ниями на лучшее предложение о профессиях, городских учреждениях

и общих делах. Затем каждый участник игры выбирает себе профессию

по душе. Все участники объединяются в группы (городские учрежде-

ния), выбирают руководителей, которые составляют «городской совет».

Этот орган разрабатывает программу жизни города. При подготовке от-

крытия города все учреждения широко обмениваются опытом.

3. «Горсовет» составляет список профессий и городских учрежде-

ний, вывешивает и объявляет свободную запись всех участников игры.

Можно вступать в то или иное учреждение и индивидуально.

Примерные специальности

 Строители-архитекторы — стройтрест;

 Учителя-педагоги — детский сад, школа, университет;

 Медики-биологи — институт продления жизни, биостанция;

 Повара-кулинары — кафе, столовая и т.д.

Ход игры

1. Торжественное открытие.

2. Работа всех городских учреждений (по очереди или одновременно).

3. Подведение итогов.

ДЕЛОВАЯ ИГРА — средство формирования целостной системы ор-

ганизаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их

моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно

полезной организаторской деятельности учащихся.

Обязательными условиями ее проведения является: общая заинтере-

сованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между

участниками и организаторами, четкое определение темы.

ДЕНЬ ПОЭЗИИ. Ежегодно отмечать День поэзии стало одной из

хороших традиций нашей страны. В этот день в школах и клубах, книж-

ных магазинах и дворцах культуры выступают поэты, читают стихи

профессиональные и самодеятельные артисты.

Предложите этот праздник провести всем отрядам, но разделите их

на три группы. Отдельно пусть соберутся отряды 1—4 классов, 5—6

классов и 7—8 классов.

Нельзя ограничиваться теми стихами и теми авторами, которые входят

в школьную программу. День поэзии будет иметь смысл и принесет пользу только тогда, когда ребята выйдут за рамки учебника, познакомятся с

творчеством новых поэтов, прочитают новые стихи. Пусть этот день за-

кончится большим вечером поэзии: ребята будут читать стихи любимых

авторов и свои собственные. Хорошо, чтобы ребята здесь же поделились

мнениями, чем им понравились стихи, что нового они им открыли.

После дня поэзии ребята могут выпустить стенную газету «День по-

эзии» с отчетом о празднике, со стихами самих ребят.

ДЕНЬ РЕКОРДОВ. О его проведении дети должны знать заранее.

Совет этого творческого дела, состоящий из вожатых и детей, придумы-

вает первую программу заданий, игр, состязаний, конкурсов, веселых

ситуаций, объявляет ее условия и предоставляет возможность всем де-

тям внести любые интересные идеи и предложения. Каждый ребенок в

лагере имеет право объявить авторскую идею «рекорда», индивидуаль-

ного или коллективного, сделать заявку на участие в любом конкурсе на

рекорд. Рекорд — высшее творческое усилие ребенка.

Детям необходимо дать время на подготовку, на реализацию своих

творческих идей и замыслов, на выбор наиболее интересных и пре-

стижных для них «рекордных ситуаций». Воспитатель может направить

усилия ребенка на те сферы деятельности, которые наиболее значимы

для улучшения жизнедеятельности летнего лагеря, детского коллектива.

ДЕСАНТ — операция, проводимая силами ребят и их старших дру-

зей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и

организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и

должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение

одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.

Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо ока-

зать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого

коллектива.

Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:

 помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяй-

ственных работах;

 помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в

борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;

 помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных со-

оружений;

 помощь в подготовке и проведении массового праздника, избира-

тельной кампании и т.д.

Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или

Совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые

коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим

сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые

участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.

В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько

дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а

подготовка к выполнению задачи идет на ходу.

Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и

праздничные сюрпризы.

Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на

помощь людям в любое время и в любых условиях, заботиться о них

бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчи-

вость, чувство ответственности перед обществом и коллективом — ос-

нову сознательной дисциплины.

ДИСКОТЕКА — это не просто танцы. Это полноценное мероприя-

тие, позволяющее найти выход накопившемуся психофизиологическому

напряжению, на котором можно и нужно умело показать себя. На диско-

теке можно провести различные конкурсы и игры с последующим на-

граждением победителей памятными призами и почетными грамотами.

Можно устраивать тематические дискотеки — костюмированные балы и

вечера танцев.

ДИСКУССИЯ (в переводе с латинского — рассмотрение, исследо-

вание) — коллективная деятельность по выяснению истинности или

ложности какого-либо тезиса, принятию какого-либо решения методом

группового обсуждения — обладает определенными признаками:

 упорядоченность;

 организованность;

 демократичность (равенство участников);

Дискуссия, в отличие от спора, не разъединяет, а объединяет участ-

вующих в ней.

Именно дискуссия позволяет подросткам увидеть обсуждаемую про-

блему с различных сторон, получить и усвоить новую информацию,

применить на практике и развить свои интеллектуальные и коммуника-

тивные способности, научиться высказывать и корректно отстаивать

свою точку зрения в процессе совместного с другими людьми поиска

требуемого решения. Ну и, пожалуй, самое главное — учит слышать

собеседников, учитывать их мнение, признавать наличие и обоснован-

ность существования иных позиций и суждений, помимо собственных.

Главная цель дискуссии — не победа любой ценой, а максимальное

приближение к истине, нахождение оптимального решения.

Из сказанного следует, что дискуссия — это эффективное средство

обучения и развития детей и в то же время — эффективный механизм

выработки и принятия решений в условиях самоуправления отряда, ла-

геря.

Этапы подготовки дискуссии

1. Определение предмета и целей.

2. Сбор информации и поиск альтернативных вариантов: знаний,

мнений, точек зрения, позиций, суждений, идей.

3. Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения

информации: уяснение, анализ, вывод, сформировавшиеся суждения

(представления) по обсуждаемому вопросу.

4. Подведение итогов: сопоставление целей с полученными результа-

тами.

Приемы введения в дискуссию

 Изложение проблемы или описание конкретного случая.

 Ролевая игра.

 Стимулирующие вопросы.

 Предложение участникам задачи, не имеющей однозначного от-

вета.

Перед началом дискуссии следует выработать общие правила пове-

дения группы во время обсуждения, например, такие:

1. Активное участие всех в происходящем.

2. Искренность и доброжелательность в общении.

3. Отношение к проблеме не зависит от личного отношения к оппо-

ненту.

4. При обсуждении проблемы запрещено переходить на обсуждение

личности выступающих.

Участникам дискуссии можно предложить общие рекомендации для

достижения согласия:

 Избегайте защищать свои суждения только потому, что они свои.

Попробуйте понять логику и доводы ваших оппонентов.

 Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия.

Поддерживайте только те суждения, выводы, решения, с которыми мо-

жете согласиться хотя бы отчасти.

 Избегайте таких методов ухода от конфликта, как голосование,

компромисс.

 Различные мнения рассматривайте как помощь.

Предупреждение: необходимо следить за тем, чтобы дискуссия не

переходила в борьбу, конфликт мнений, дорастающих до противостоя-

ния, не скатывалась к безудержной конфронтации сторон, не провоци-

ровала агрессию участников по отношению друг к другу.

При обсуждении итогов дискуссии полезно сосредоточиться на во-

просах:

 Что помогло достижению соглашения?

 Что мешало?

 Какие типы, формы лидерства и у кого конкретно проявились в

дискуссии?

 Как поведение того или иного лидера повлияло на ход дискуссии

и на позиции отдельных участников?

 Что помимо этого влияло на активность участников?

 Кто из участников оказывал на других наибольшее влияние?

 Почему к мнению одной из сторон участники прислушивались

более активно?

 Какова была эмоциональная атмосфера в группе во время дискус-

сии?

При организации дискуссии в учебных целях для обеспечения ее ин-

тересного и эффективного проведения достаточно выбрать 2—3 вопроса

(на усмотрение вожатого), которые будут важны, занимательны, любо-

пытны для рябят. Если же цель дискуссии — поиск и принятие необхо-

димого решения в условиях конкретной ситуации, то необходимость ее

проведения диктуется текущими потребностями отряда.

ЖИВАЯ ГАЗЕТА — это познавательное и организаторское дело,

обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений. Авто-

ры-исполнители в образной форме сообщают о новостях в жизни мик-

рогруппы, дают оценку происходящим событиям и раскрывают ее пер-

спективы.

В отличие от журнала, живая газета имеет главной целью помочь

школьникам правильно оценить положительные и отрицательные сто-

роны своей жизни и настроиться на решение ценных задач.

Живая газета длится не более 15—20 минут.

Материалом для нее могут служить:

1. Положительный опыт микрогруппы и других объединений, за-

служивающий распространения и развития;

2. Ра


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.404 с.