Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2023-02-07 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КТД С ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ СОДЕРЖА-
НИЕМ: Вечер «Расскажу о хорошем человеке», Вечер откровения, Гос-
тевой день, День поступков «по секрету», День рождения коллектива,
День русского хлебосольства, День этикета, Диспут, Камертон доброго
настроения, Комплексная игра, Магазин без продавца, Огонек зна-
комств, Огонек прощания, Рейд дружбы, Ролевая игра нравственного
характера, Сбор «Я—мы—они», Фабрика смеха, Эстафета соседей.
КТД В РАБОТЕ С АКТИВОМ: «А ну-ка мы!», Арена общения (про-
грамма творческих контактов), Времена года (творческие задания ро-
дившимся зимой, весной, летом, осенью), Вечер делегаций, Замещение
вакантных ролей, Игра в мнения, Коллективное Планирование, Ого-
нек — анализ дня (недели, смены), Организационно-деятельностная
игра, Операция «Малыши», Разговор о жизни (вольное общение), «Рас-
скажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» (оценка друг друга), Собра-
ние-диспут, Сводный отряд актива, Сбор актива, Тренинги «Геометри-
ческая фигура», «Номера», «Построения», «Киностудия».
198
Приложение 3
Требования к отрядному уголку1
Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд, и
стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы
отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная
газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторон-
не расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить
культуре оформления, пробуждать интерес к жизни коллектива.
Отрядный уголок — это творчество вожатого и детей, поэтому он
должен:
а) быть «говорящим», т.е. его содержание и рубрики должны меняться;
|
б) отражать различные стороны жизни отряда (дежурство, спорт, уча-
стие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);
в) быть продуктом совместного творчества: в оформлении уголка и
обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.
Рубрики для отрядного уголка
Название отряда, девиз, речевка, эмблема;
Календарь;
План-сетка («Дрова для костра — наши дела», «Еще не вечер»,
«Веселыми тропинками лета», «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д. );
Сегодня («Сегодня у нашего костра», «Скучен день до вечера, ко-
ли делать нечего», «А у нас сегодня...», «Сегоднячко»);
Поздравляем («Гип-гип ура!», «Маэстро, музыка!», «Целуем в
щечку!»);
Спорт («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стомет-
ровка», «Назло рекордам»);
Режим дня;
Список отряда, актива отряда («Знакомьтесь, это мы!», «Ба, зна-
комые все лица!»);
Законы отряда, лагеря;
График дежурства отряда;
Жизнь лагеря («В других отрядах», «За бугром», «За горами, за
долами»);
Наша песня («А мы поем...», «Музыкальный граммофон»);
Наш адрес («Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»);
Наши достижения («Страна должна знать своих героев»);
1 Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по орга-
низации детского досуга в лагере и школе. М., 1999. С. 105—108.
199
Добьемся!
Всякая всячина («А вы знаете, что…», «Всяко разно...»);
Очень Важная Информация («Новости», «Скоро в отряде», «Что
пишут в газетах»);
«А вы слышали, что...»
Наше настроение;
Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»,
«Озеро доверия», «Отрядная почта»).
Временные рубрики отрядного уголка:
В организационный период смены:
«Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);
поздравление с приездом;
легенда смены;
письмо-наказ ребят прошлой смены;
первые песни;
план на день.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность от-
|
ряда:
соревнования;
подготовка к отрядным и общелагерным делам, праздникам;
участие в творческих конкурсах, смотрах;
жизнь отряда;
поощрение адетей.
В заключительный период смены:
«Как мы жили» (фотографии, высказывания ребят о прожитых днях);
«А напоследок я скажу...» (прощальные пожелания друг другу и ла-
герю)
и другие рубрики на усмотрение вожатого.
Требования к названиям отрядов и девизам1
Название отряда и девиз должны:
соответствовать возрасту воспитанников;
отражать идею смены;
быть содержательными;
быть удобопроизносимыми;
не нарушать традиций лагеря (если они есть);
отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность
или их стремления.
1 Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учебное пособие по орга-
низации детского досуга в лагере и школе. М., 2001. С. 108—116.
200
Приложение 4
ПАМЯТКИ ВОЖАТОМУ
Что взять с собой в лагерь?1
Необходимо взять:
— одежду парадную и рабочую, форму спортивную и туристиче-
скую, пляжный костюм и одежду для участия в трудовых делах, удоб-
ную обувь, предметы личной гигиены. Подумайте об одежде на случай
плохой дождливой погоды и жары;
— личную методическую библиотеку, конспекты методических ре-
комендаций, подсобный методический материал, подшивки журналов,
литературу (особенно приключенческую) с учетом возраста детей, с
которыми предстоит работать;
— небольшой блокнот, удобный для постоянного пользования, авто-
ручку, карандаш, канцелярские товары без ограничения, старые газеты,
аппликационный материал;
— фонарик, часы, компас, рулетку, свисток, секундомер, складной
нож, ножницы, бинокль, стартовый пистолет;
— нитки, иголки, кнопки, скрепки и т.п.
Желательно иметь в копилке знаний:
— 10 рассказов, которые можно рассказать сходу (о необычном, важ-
ном, сенсационном, проблемном и т.д.);
— 10 биографий людей, интересных детям (ученые, полководцы, пе-
дагоги, рабочие, путешественники и т.д.);
— 24 игры: по игре на каждый день (познавательные, музыкальные,
туристические, подвижные, игры-тесты и т.д.);
— 10 аттракционов и забав (для дискотеки, вечера отдыха, огонька
и т.п.);
— 10 досуговых дел (заготовки для КВНа, конкурса «А ну-ка, девоч-
ки», «Рыцарского турнира», вечера «безумных» идей, викторины, «Поля
|
чудес», «Что? Где? Когда?», конкурса эрудитов, концерта «Ромашка»
и т.д. );
— 10 текстов песен для костра;
— 10 интересных газетных и журнальных статей для обсуждения.
1 Шмаков С.А. Лето. М., 1993. С. 33—34.
201
Заповеди вожатого 1
1. Четко знайте цель своей работы со всеми детьми и с каждым в
отдельности.
2. Не злоупотребляйте правом приказывать: просьбу всегда легче и
приятнее выполнять.
3. Подходите к личности ребят с оптимистической гипотезой, даже
с риском ошибиться.
4. Ребята должны знать, что Ваши действия продиктованы друже-
любием.
5. Работая с детьми, чаще вспоминайте, какими Вы сами были в их
возрасте: легче будет их понять.
6. Никогда не повышайте голос! Крик болезненно действует на ре-
бят, раздражает, вызывает негативизм.
7. Знайте о воспитанниках все, но не используйте информацию для
мелких придирок к детям, более того, умейте что-то не расслышать, не
заметить, не понять.
8. Не столько оберегайте ребят от дурного, сколько учите ему со-
противляться.
9. Учитесь сотрудничать с детьми, а не командовать ими.
10. Не подменяйте детский актив и не подавляйте детскую инициа-
тиву.
11. Будьте с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
12. Истинное воспитание — воспитание правдой.
13. Будьте хозяином своего слова. Не смогли выполнить обещание,
объясните ребятам причины и извинитесь (обещайте только то, что мо-
жете выполнить).
14. Уважайте детей и детский коллектив.
15. Будьте настойчивы, требовательны, но не грубы: грубость рож-
дает ответную грубость.
16. Не осуждайте и не обсуждайте действия своего напарника в при-
сутствии ребят.
17. Будьте счастливы, и пусть ребята видят это.
1 Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / Под ред. Г.М.Коджаспировой, Л.В.Бориковой. М., 2000. С. 53.
202
Памятка о наказаниях
Наказывать детей недопустимо! Если все-таки никак нельзя обой-
тись без наказания, следует помнить:
1. Прежде чем наказывать, разберитесь в мотивах и причинах по-
ступка.
2. Не наказывайте за малейшую провинность.
3. Не спешите вести ребенка к администратору, этим Вы подрываете
|
свой авторитет и расписываетесь в собственном бессилии.
4. Старайтесь больше одобрять детей. Вы увидите действенность
поощрения.
5. Наказывайте с сожалением и огорчением, а поощряйте искренне
и радостно.
6. Подумайте, а всегда ли правы Вы.
7. Трудных детей лучше наказывать как можно реже.
8. Адрес критики всегда должен быть персонален. Не стоит наказы-
вать большие группы детей — это приводит к групповой поруке.
9. Будьте осторожны с угрозами применить самые строгие меры
(если пообещали, то надо выполнять).
10. Необходимо моральное право упрекать и наказывать.
11. Определите для своих ребят основные «нельзя»: тайно уходить
купаться одному; есть незнакомые ягоды, растения и т.д.
12. Делайте скидку на возраст детей.
13. Нельзя наказывать детей за то, что они подвижные, шумные, эмо-
циональные.
14. Не ругайте ребят утром — солнце покажется им серым. Не ругай-
те днем — небо покажется хмурым, не ругайте на ночь — луна пока-
жется черной. Вообще — не ругайте!
Добрый вожатый — это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот,
кто не способен сделать детям зло.
203
Приложение 5
Методика «Круг»
Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5—
7 классы). Доступность методики для данного возраста определяется
тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащимися
своей концепции «Я», не требуя сложных вербальных и логических
обобщений в процессе самоанализа.
Инструкция.
1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества.
Для этого поставь крестик на соответствующем делении: чем дальше
деление от центра круга, тем больше развито качество.
2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого
поставь кружок на соответствующем делении.
Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики,
затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между идеаль-
ным «Я» и реальным «Я» . Подсчитывается количество делений (на каж-
дом радиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество
делений в зоне расхождения:
Шкала оценки
Уровень самооценки Количество делений (баллов)
высокая менее 50
средняя 60—90
низкая более 100
Методика «Лесенка»
Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на детей
младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики
определяется использованием в ней наглядно-образной основы для са-
моанализа, простых, описательных формулировок черт характера.
Подростковый возраст — это период активного формирования кон-
цепции «Я». Важной составляющей этой концепции является осмысле-
ние своего публичного «Я», т.е. представления о том, как окружающие
воспринимают личность подростка. У дезадаптированных подростков,
|
развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных
негативных переживаний является чувство непонимания, несправедли-
вой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного
переживания, рассогласования «Я-оценки» и внешней оценки можно
выявить, введя в процедуру проведения методики вторую инструкцию:
«А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты
выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву “В” на соответствую-
щей ступеньке».
224
Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта лич-
ности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.
Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество
баллов. Первая — 0 баллов, вторая — 1 балл и т.д., вплоть до последней
ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому ка-
честву, и находим среднее арифметическое значение по шкале:
Шкала оценки
Степень развития качества Баллы
высокая 7 и более
средняя 3—6
низкая 5 и менее
Шкала оценки
Степень рассогласования
«Я-оценки» и внешней оценки
Баллы
высокая 6 и более
средняя 3—5
низкая 2 и менее
АЗБУКА ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
АГИТРЕЙД. Группа ребят, подготовив небольшую композицию о
поведении в лесу, о защите природы, в субботние и воскресные дни вы-
ходит в места скопления людей в лесу. Дети выступают перед гражда-
нами (особенно туристами) с агитацией. Ребята могут нести в руках
специальные лозунги типа: «Враг природы — враг жизни», «Берегите
лес — народное богатство», «Не оставляйте в лесу мусор, не жгите ко-
стров на траве» и т.п.
Пусть это КТД немного наивно, однако заставляет взрослых заду-
маться, «смутиться», начать бережнее относиться к природе.
АКЦИЯ. В последнее время все больше людей осознают, что необ-
ходимо проявлять активную гражданскую позицию, брать ответствен-
ность за улучшение состояния общества, предпринимать конкретные
шаги по решению некоторых общественных проблем, например, помо-
гать пожилым одиноким людям, озеленять улицы родного города, при-
зывать мальчишек и девчонок к здоровому и активному образу жизни
и т.д. Общество все чаще поддерживает подобные инициативы: предос-
тавляет возможность молодежи проявить себя, свою ответственность,
самостоятельность в проведении значимых дел. Так, проведение соци-
ально значимой акции — это простой способ привлечь внимание обще-
ственности к имеющейся проблеме и постараться решить ее.
Акции можно проводить различными способами: агитвыступление
(агитбригада); раздача буклетов, листовок, ленточек; благотворительный
концерт; пробег и др. Примеры известных акций: «Лоскутное одеяло»,
«Письмо другу», «Георгиевская ленточка», международная экологиче-
ская акция «Спасти и сохранить» и др.
Разработка акции состоит из нескольких шагов.
1. Постановка проблемы (введение). В чем актуальность и новизна
акции? Чьи интересы затрагивает данная проблема, каковы ее масштабы
и что может произойти, если она не найдет решения? Следует учиты-
вать, что масштабы акции должны быть разумны.
2. Цель и задачи акции. Цель должна предусматривать результат,
быть конкретна, реальна, достижима. Затем определяются задачи —
действия (этапы, шаги) по достижению цели.
3. Место и время проведения акции. Где? Когда? Во сколько?
4. Кадровый состав. Кто реализует акцию? Должны быть распреде-
лены функции деятельности по проведению акции — кто за что несет
ответственность.
5. Содержание и механизм реализации — выбор содержания, форм,
методов по акции. Каким образом, когда, в какой последовательности,
что и как будет сделано для получения результата? План действий.
6. Предполагаемые результаты. Что будет достигнуто в итоге?
7. Финансовое обоснование акции. Сколько средств потребуется на
осуществление акции? Какие необходимы материалы? Какие средства
есть в наличии? Какая есть материально-техническая база? Есть ли до-
полнительные источники финансирования —спонсорская помощь, бла-
готворительные помощь и т.д.?
Примерные направления акций:
— вовлечение молодежи в общественное объединение, организацию;
— пропаганда здорового образа жизни;
— пропаганда активной жизненной позиции (участие в акциях, об-
щественной жизни, занятия спортом);
— призыв общественности к высокой явке на выборы;
— поддержание чистоты улиц (школы, подъездов и др.).
АТАКА — операция, имеющая своей целью быстрое исправление
тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно уст-
ранить силами своего коллектива. Такие атаки совершаются в короткий
срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания
(предложения) для атак:
расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев
и т.п.;
посыпать песком обледенелые дорожки;
украсить общественные здания (например, школу, клуб), посадить
цветы у памятника и т.п.;
построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить
к зиме общественные сады, скверы, бульвары;
заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской
начальной школы, больницы и т.п.
Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по лю-
бому сигналу о замеченных недостатках. Создается сводный отряд доб-
ровольцев (из ребят разного возраста вместе со взрослыми), выбирается
командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки
перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т.п.)
или перед руководящим органом (советом, комитетом).
Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком
заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только
ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получи-
лось недоразумения.
АУКЦИОН. Суть аукциона заключается в том, что «на продажу»
выставляются определенные ценности (как материального, так и не ма-
териального характера). Это могут быть самые различные предметы,
ценные, значимые для ребят группы или всего коллектива. Каждый
предмет, выставляемый на аукцион, носит название «лот».
На аукционе в качестве «денег» — количественной меры условной
стоимости лота — используются разнообразные знания и умения, прак-
тически демонстрируемые детьми в ходе аукциона и оцениваемые опре-
деленным количеством условных баллов. Так, например:
пословицы и поговорки — 3 балла;
народные приметы — 4 балла;
куплет песни — 3 балла;
танец, стихотворение — 2 балла и т.д.
Характерным атрибутом аукциона является гонг (металлическая пла-
стина и молоток).
Аукционом руководит ведущий, который объявляет правила и пред-
ставляет предлагаемую «для продажи» ценность. Для подсчета количе-
ства баллов назначается жюри. Жюри сообщает ведущему сведения о
том, кто приобрел право на «владение» тем или иным лотом для пуб-
личного оповещения участников и зрителей.
«АУКЦИОН» ЗНАНИЙ — творческое дело, способствующее при-
витию интереса к познанию, расширению кругозора ребят, росту их
творческой активности. «Аукцион» знаний — разновидность турнира-
викторины.
В прямом понимании слово «аукцион» означает продажу с публично-
го торга, при котором имущество передается лицу, предложившему наи-
высшую цену. Как это соотносится со знаниями? Каким образом можно
продать или перепродать знания? Скорее всего, речь идет о приобрете-
нии знаний всеми, кто участвует в этом деле.
По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы, напри-
мер: «Все о воде», «Все о часах» и т.д. Ведет аукцион человек, наиболее
компетентный в данной теме. Ему помогает Совет консультантов или
жюри, которое получает название «аукционерного общества». Ведущий,
в руках которого обычно находится молоток, после каждого ответа
спрашивает: «Кто больше?», т.е. кто больше знает и может еще расска-
зать что-то важное и интересное. Когда все ответы выслушаны, ведущий
трижды стучит молотком, закрывая обсуждение. В работу вступают кон-
сультанты.
Цель «аукциона» знаний — расширить представления ребят по опре-
деленному направлению знаний через всестороннее раскрытие свойств,
качеств, характеристик веществ или предмета.
ВЕЧЕР-СБОР «ПУТЕШЕСТВИЕ». Участники делятся друг с дру-
гом знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне
окружающей жизни. Можно устраивать не один вечер-путешествие, а
серию подобных вечеров на одну тему.
Темы вечеров:
1. «Наш город» — путешествие по улицам, площадям, памятным
местам родного города.
2. «По родной стране» — путешествие по городам, рекам и т.д.
3. «Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам
и т.д.
4. «Удивительное рядом» — путешествие в мир природы и т.д.
5. «Путешествие в мир искусства».
6. «Путешествие на машине времени» и т.д.
В ходе вечера все команды представляют собой различные экспеди-
ционные группы.
ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН. Это по-
знавательное дело-обозрение. Проводится с целью привлечь участников
к научным открытиям, к нерешенным проблемам жизни, к различным
сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития.
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн позволяет ребятам и взрослым
обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказы-
вать и опровергать, вести коллективный поиск истины и т.д.
Варианты вечера:
1. Совет вечера (Совет мудрейших), в состав которого входят пред-
ставители всех мини-групп, составляет список тайн и сообщает о них
всем участникам заблаговременно. Все изучают информацию, собирают
сведения, читают литературу об этих тайнах. На самом вечере каждая
мини-группа получает 1—2 тайны (по предложению ведущих или по
жребию) для подробного сообщения. Другие команды высказывают
свои соображения, развивая собственную точку зрения.
2. Каждая мини-группа находит тайны для других мини-групп и по
ходу вечера предлагает по очереди тайны каждому из остальных объе-
динений.
3. Каждая мини-группа передает Совету мудрейших свои тайны. На
самом вечере обсуждается тайна за тайной. Ведущие завершают вечер,
высказывая свои мнения о ее результатах.
Примеры тайн:
Если ли жизнь на других планетах Солнечной системы?
Загадка наследственности.
Что представляет собой Вселенная?
Можно ли продлить в далеком будущем жизнь человека до 200 лет?
Какими будут города будущего?
Возможна ли передача мыслей на расстоянии?
ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ — несколько познавательных игр-обо-
зрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную иг-
ровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие ко-
манды (не более 10—15 человек в каждой), выполняют творческие за-
дания и по очереди выступают со своим решениями. В сюиту могут
входить игра в оркестр, эстафета веселых задач, кольцовка песен.
Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творческой фантазии,
умение быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллектив-
ную работу и радость окружающих. Каждый вечер веселых задач может
стать маленьким праздником коллективного творчества. Участниками
такого вечера могут быть как сверстники, так и ребята разного возраста.
Разновозрастной состав команд, активное участие взрослых вовсе не
препятствие, а, напротив, важное условие успеха, стимул для более пол-
ного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших,
для обмена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творче-
ским поиском, юмором, жизнелюбием, товариществом.
ГОРОД ВЕСЕЛЫХ МАСТЕРОВ. Веселые мастера — это, прежде
всего, знатоки и энтузиасты своего дела, мечтатели, умельцы. Все свои
дела они сопровождают шуткой, умным юмором, доброй улыбкой. Го-
род веселых мастеров — это содружество многих «учреждений», рабо-
тающих и передающих свое искусство всем жителям и гостям города.
В этой игре могут принять участие дети разных возрастов.
Подготовка к игре
Готовясь к открытию Города веселых мастеров, будущие жители мо-
гут использовать один из вариантов:
1. Каждое объединение втайне от других выбирает одну из профес-
сий или несколько профессий и готовит (также по секрету) свои город-
ские учреждения и сюрпризы для остальных гостей города и жителей.
Координирует подготовку «городской совет», в который входят предста-
вители всех объединений. Соблюдается тайна.
2. На общем собрании-старте проводится конкурс между объедине-
ниями на лучшее предложение о профессиях, городских учреждениях
и общих делах. Затем каждый участник игры выбирает себе профессию
по душе. Все участники объединяются в группы (городские учрежде-
ния), выбирают руководителей, которые составляют «городской совет».
Этот орган разрабатывает программу жизни города. При подготовке от-
крытия города все учреждения широко обмениваются опытом.
3. «Горсовет» составляет список профессий и городских учрежде-
ний, вывешивает и объявляет свободную запись всех участников игры.
Можно вступать в то или иное учреждение и индивидуально.
Примерные специальности
Строители-архитекторы — стройтрест;
Учителя-педагоги — детский сад, школа, университет;
Медики-биологи — институт продления жизни, биостанция;
Повара-кулинары — кафе, столовая и т.д.
Ход игры
1. Торжественное открытие.
2. Работа всех городских учреждений (по очереди или одновременно).
3. Подведение итогов.
ДЕЛОВАЯ ИГРА — средство формирования целостной системы ор-
ганизаторских, общественных знаний, умений и навыков на основе их
моделирования. В основе деловой игры находится модель общественно
полезной организаторской деятельности учащихся.
Обязательными условиями ее проведения является: общая заинтере-
сованность в проводимом деле, добрые дружеские отношения между
участниками и организаторами, четкое определение темы.
ДЕНЬ ПОЭЗИИ. Ежегодно отмечать День поэзии стало одной из
хороших традиций нашей страны. В этот день в школах и клубах, книж-
ных магазинах и дворцах культуры выступают поэты, читают стихи
профессиональные и самодеятельные артисты.
Предложите этот праздник провести всем отрядам, но разделите их
на три группы. Отдельно пусть соберутся отряды 1—4 классов, 5—6
классов и 7—8 классов.
Нельзя ограничиваться теми стихами и теми авторами, которые входят
в школьную программу. День поэзии будет иметь смысл и принесет пользу только тогда, когда ребята выйдут за рамки учебника, познакомятся с
творчеством новых поэтов, прочитают новые стихи. Пусть этот день за-
кончится большим вечером поэзии: ребята будут читать стихи любимых
авторов и свои собственные. Хорошо, чтобы ребята здесь же поделились
мнениями, чем им понравились стихи, что нового они им открыли.
После дня поэзии ребята могут выпустить стенную газету «День по-
эзии» с отчетом о празднике, со стихами самих ребят.
ДЕНЬ РЕКОРДОВ. О его проведении дети должны знать заранее.
Совет этого творческого дела, состоящий из вожатых и детей, придумы-
вает первую программу заданий, игр, состязаний, конкурсов, веселых
ситуаций, объявляет ее условия и предоставляет возможность всем де-
тям внести любые интересные идеи и предложения. Каждый ребенок в
лагере имеет право объявить авторскую идею «рекорда», индивидуаль-
ного или коллективного, сделать заявку на участие в любом конкурсе на
рекорд. Рекорд — высшее творческое усилие ребенка.
Детям необходимо дать время на подготовку, на реализацию своих
творческих идей и замыслов, на выбор наиболее интересных и пре-
стижных для них «рекордных ситуаций». Воспитатель может направить
усилия ребенка на те сферы деятельности, которые наиболее значимы
для улучшения жизнедеятельности летнего лагеря, детского коллектива.
ДЕСАНТ — операция, проводимая силами ребят и их старших дру-
зей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и
организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и
должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение
одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.
Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо ока-
зать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого
коллектива.
Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:
помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяй-
ственных работах;
помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в
борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных со-
оружений;
помощь в подготовке и проведении массового праздника, избира-
тельной кампании и т.д.
Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или
Совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые
коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим
сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые
участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.
В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько
дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а
подготовка к выполнению задачи идет на ходу.
Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и
праздничные сюрпризы.
Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на
помощь людям в любое время и в любых условиях, заботиться о них
бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчи-
вость, чувство ответственности перед обществом и коллективом — ос-
нову сознательной дисциплины.
ДИСКОТЕКА — это не просто танцы. Это полноценное мероприя-
тие, позволяющее найти выход накопившемуся психофизиологическому
напряжению, на котором можно и нужно умело показать себя. На диско-
теке можно провести различные конкурсы и игры с последующим на-
граждением победителей памятными призами и почетными грамотами.
Можно устраивать тематические дискотеки — костюмированные балы и
вечера танцев.
ДИСКУССИЯ (в переводе с латинского — рассмотрение, исследо-
вание) — коллективная деятельность по выяснению истинности или
ложности какого-либо тезиса, принятию какого-либо решения методом
группового обсуждения — обладает определенными признаками:
упорядоченность;
организованность;
демократичность (равенство участников);
Дискуссия, в отличие от спора, не разъединяет, а объединяет участ-
вующих в ней.
Именно дискуссия позволяет подросткам увидеть обсуждаемую про-
блему с различных сторон, получить и усвоить новую информацию,
применить на практике и развить свои интеллектуальные и коммуника-
тивные способности, научиться высказывать и корректно отстаивать
свою точку зрения в процессе совместного с другими людьми поиска
требуемого решения. Ну и, пожалуй, самое главное — учит слышать
собеседников, учитывать их мнение, признавать наличие и обоснован-
ность существования иных позиций и суждений, помимо собственных.
Главная цель дискуссии — не победа любой ценой, а максимальное
приближение к истине, нахождение оптимального решения.
Из сказанного следует, что дискуссия — это эффективное средство
обучения и развития детей и в то же время — эффективный механизм
выработки и принятия решений в условиях самоуправления отряда, ла-
геря.
Этапы подготовки дискуссии
1. Определение предмета и целей.
2. Сбор информации и поиск альтернативных вариантов: знаний,
мнений, точек зрения, позиций, суждений, идей.
3. Обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения
информации: уяснение, анализ, вывод, сформировавшиеся суждения
(представления) по обсуждаемому вопросу.
4. Подведение итогов: сопоставление целей с полученными результа-
тами.
Приемы введения в дискуссию
Изложение проблемы или описание конкретного случая.
Ролевая игра.
Стимулирующие вопросы.
Предложение участникам задачи, не имеющей однозначного от-
вета.
Перед началом дискуссии следует выработать общие правила пове-
дения группы во время обсуждения, например, такие:
1. Активное участие всех в происходящем.
2. Искренность и доброжелательность в общении.
3. Отношение к проблеме не зависит от личного отношения к оппо-
ненту.
4. При обсуждении проблемы запрещено переходить на обсуждение
личности выступающих.
Участникам дискуссии можно предложить общие рекомендации для
достижения согласия:
Избегайте защищать свои суждения только потому, что они свои.
Попробуйте понять логику и доводы ваших оппонентов.
Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия.
Поддерживайте только те суждения, выводы, решения, с которыми мо-
жете согласиться хотя бы отчасти.
Избегайте таких методов ухода от конфликта, как голосование,
компромисс.
Различные мнения рассматривайте как помощь.
Предупреждение: необходимо следить за тем, чтобы дискуссия не
переходила в борьбу, конфликт мнений, дорастающих до противостоя-
ния, не скатывалась к безудержной конфронтации сторон, не провоци-
ровала агрессию участников по отношению друг к другу.
При обсуждении итогов дискуссии полезно сосредоточиться на во-
просах:
Что помогло достижению соглашения?
Что мешало?
Какие типы, формы лидерства и у кого конкретно проявились в
дискуссии?
Как поведение того или иного лидера повлияло на ход дискуссии
и на позиции отдельных участников?
Что помимо этого влияло на активность участников?
Кто из участников оказывал на других наибольшее влияние?
Почему к мнению одной из сторон участники прислушивались
более активно?
Какова была эмоциональная атмосфера в группе во время дискус-
сии?
При организации дискуссии в учебных целях для обеспечения ее ин-
тересного и эффективного проведения достаточно выбрать 2—3 вопроса
(на усмотрение вожатого), которые будут важны, занимательны, любо-
пытны для рябят. Если же цель дискуссии — поиск и принятие необхо-
димого решения в условиях конкретной ситуации, то необходимость ее
проведения диктуется текущими потребностями отряда.
ЖИВАЯ ГАЗЕТА — это познавательное и организаторское дело,
обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений. Авто-
ры-исполнители в образной форме сообщают о новостях в жизни мик-
рогруппы, дают оценку происходящим событиям и раскрывают ее пер-
спективы.
В отличие от журнала, живая газета имеет главной целью помочь
школьникам правильно оценить положительные и отрицательные сто-
роны своей жизни и настроиться на решение ценных задач.
Живая газета длится не более 15—20 минут.
Материалом для нее могут служить:
1. Положительный опыт микрогруппы и других объединений, за-
служивающий распространения и развития;
2. Ра
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!