Случай с солдатом в Цугол-дацане — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Случай с солдатом в Цугол-дацане

2023-02-03 20
Случай с солдатом в Цугол-дацане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действия, или карма, делятся на два вида: намерения и преднамеренные действия , то есть мотивации и мотивированные действия. Что касается преднамеренных действий, то последователи школ Вайбхашика и Прасангика делят их на физические, ментальные и вербальные, тогда как последователи школ Саутрантика и Читтаматра утверждают, что преднамеренные действия бывают только ментальными, поскольку, по их мнению, физические и вербальные действия проявляют суть ментального фактора, отражают намерения во время совершения этих действий.

С точки зрения способов исполнения действий, существуют действия тела, речи и ума. С точки зрения последствий, которые они за собой влекут, различают добродетельные и недобродетельные действия. Добродетельные, в свою очередь, делятся на два вида: действия, приводящие к рождению в счастливых уделах в мире желаний, и непоколебимые действия, приводящие к рождению в мирах форм или же без форм.

С точки зрения результативности и нерезультативности, существуют два вида действий: определенные действия, несомненно приносящие результат, и неопределенные – те, результативность которых вызывает сомнение.

Это положение можно пояснить, рассмотрев следующую классификацию – деление действий на четыре вида по принципу намерения и исполнения: осуществленные умышленно; умышленные, но неосуществленные; осуществленные неумышленно и, наконец, неосуществленные и неумышленные.

Примером первого вида действий может служить умышленное убийство, например, комара. А теперь предположим, что насекомое неотвязно преследовало вас и вам очень хотелось его убить, но в этот момент вас отвлекли. В данном случае с точки зрения кармы вы создали мотивацию, но не осуществили задуманное – это и есть умышленное, но неосуществленное действие.

А вот пример осуществленного, но неумышленного действия: вы рефлекторно махнули рукой и тем самым убили комара, хотя и не намеревались его убивать: вы это сделали нечаянно, неумышленно.

К четвертому виду относится отсутствие всякой мотивации к исполнению действия и отсутствие его исполнения. Из четырех вышеупомянутых видов действий первые два – осуществленные умышленно и умышленные, но неосуществленные – это определенные действия. Последние два вида – неумышленно осуществленные действия и неумышленные и неосуществленные – относятся к неопределенным действиям, то есть к тем, результативность которых вызывает сомнение.

К примеру, человека, не желающего убивать, призывают в армию и там ему дают приказ убивать. Даже если этот человек кого-нибудь убьет и сразу же очень сильно об этом пожалеет, совершенное им убийство будет причислено к категории тех действий, результативность которых неопределенна, сомнительна. Из этого можно сделать вывод, что само действие не так существенно, как намерение. Так, крупный военачальник, который, имея намерение уничтожить все силы противника, отдает приказ начать военные действия, накапливает все совершенные за время войны злодеяния и убийства, даже если физически не участвует в исполнении собственного приказа.

Аналогично, если десять человек задумают устроить праздник, для которого надо будет зарезать купленное заранее животное, то, хотя убито всего одно животное, все десять человек совершают убийство живого существа, поскольку имеют намерение убить и съесть это животное.

Существуют различные классификации определенных действий с точки зрения времени наступления результата. Результаты одних действий ощущаются уже в этой жизни, а следствия других дают о себе знать только в следующей. Кроме того, существуют и такие действия, результаты которых проявляются не в этой жизни и не в следующей, а ещё в более отдаленных перерождениях.

Различают и множество разных видов добродетели. Например, истинное пресечение того или иного уровня страдания является абсолютной добродетелью . А вера и сострадание относятся к добродетелям по природе . Такие ментальные факторы, как внимательность и бдительность – спутники благого сознания, являются добродетелями по ассоциации . Если человек идет куда-то, движимый намерением оказать помощь другим, то, хотя сама по себе ходьба не является благим действием, каждый шаг этого человека будет добродетелью по намерению . Кроме того, благие предрасположенности, создаваемые добродетельным сознанием и ментальными факторами, являются добродетелями по последствиям .

 

Цугольский дацан во время репрессий превратили в военный склад. Даже деревню стали в народе называть военхоз. Буддийские украшения, ганжиры, на вершине храма не сняли – то ли не успели, то ли не придали значения, хотя они были огромными и позолоченными. Как-то солдаты во дворе чистили автоматы. Один из сослуживцев, его звали Костя, похвастался, что попадет в золотой ганжир. Поспорили на бутылку, и тот зарядил свой автомат, прицелился и попал точно в середину святыни.

Вскоре после этого случая Костю положили в больницу. У него на груди появилась странная опухоль, врачи ничего не могли сказать. Очень быстро он умер, даже не успев распить с товарищами выигранную бутылку водки.

 

Оскорбление заката

 

Как-то у одного чабана во время ужина в собственном доме произошел странный случай. Налетел вдруг какой-то страшный и невиданный доселе ураган и полностью снес крышу дома. Всё это случилось так быстро и бесшумно, что, когда сидящие за столом подняли головы, то увидели одно лишь небо. Когда все они выбежали на улицу, никакого урагана уже не было: он уже стих так же быстро, как и налетел. Стали искать крышу и нашли пропажу в ста метрах от дома.

Хозяин на следующий день решил сходить к прорицателю. Он попросил его растолковать случившееся, на что прорицатель дал ему такой ответ:

– Хозяин местности разгневался на тебя из-за твоего плохого характера.

– Почему именно вчера?

– Так дело было во время заката, а ты кричал и гневался.

– Что-то мне с трудом верится в это, – сомневался чабан.

– Вот посмотри, – сказав так, прорицатель налил воду в чашку и приставил с освещенной стороны большой нож.

И чабану открылась такая картина: на поверхности воды сначала появились какие-то силуэты, а затем можно было разглядеть всадника в доспехах, с колчаном и луком. На плече у него сидел сокол. Затем чабан узнал свой дом вдали и увидел, как всадник наблюдает за ним. Был он огромного роста, даже гора возле стоянки чабана была его лошади по колено. Затем он указал рукой в сторону дома чабана, и птица полетела в ту сторону. Она подлетела к дому и когтями, как игрушку, подхватила крышу за край и отшвырнула вдаль.

– Это было только предупреждение для тебя, чтобы усмирить твой гнев. Тебе повезло, что послали только птицу-помощника. Если бы он выстрелил из своего лука, то весь дом моментально сгорел бы вместе со всеми людьми.

С тех пор никто не слыхал, как этот чабан ругается, однако замечали, как он стал частенько ездить на ту самую гору разбрызгивать там молоко в подношение духу. Дух местности отвечает за порядок и сохранность той местности, где он живет.

 

В основе гнева лежит неведение. Под воздействием этой эмоции вы утрачиваете способность адекватного восприятия действительности. То, что вы видите, – это лишь проекция вашего ума. Мы преувеличиваем степень негативных качеств объекта, рисуем его себе на сто процентов отрицательным и в результате испытываем отвращение. Однако параллельно существуют также безграничная любовь и сострадание. Это любовь непредвзятая, не только к своим друзьям, но и к своим врагам.

 

Буддисты верят в карму, а карму создаем мы сами своими отрицательными и положительными действиями, соответственно, в нашей жизни ничего нет беспричинного. Если есть следствие, значит, есть и причина, заложенная нами же, пускай не в этой жизни, потому что причина этой жизни – наши прошлые жизни.

Что мы делаем, когда попадаем в конфликтную ситуацию? Человек автоматически переходит в защитную позицию, сознательно или подсознательно отрицая свою вину, и пускай со стороны, по всем юридическим законам он не виновен, но психологически человек, отрицая свою виновность, сам «прочерчивает» черту между собой и конфликтной стороной. И оказывается, таким образом, в невозможности контролировать сложившуюся ситуацию, которая действительно выходит из-под контроля. А если человек практикует учение, он автоматически про себя признает: «Я, видимо, когда-то сам кармически создал прецедент для конфликта, поэтому раскаиваюсь в созданной причине и в покаянии прошу Будду помочь мне прекратить этот конфликт». Если начитывать мантры с этой мыслью, конфликт чудесным образом прекратится. Человек, психологически принимая вину, берет на себя права контроля над ситуацией, и опять же по закону кармы, если причина истощена, следствие, т. е. конфликт, прекращается. Звучит очень просто, но для его выполнения в жизни необходима постоянная практика.

Таким же образом, создавая в своей жизни положительные причины и при этом устраняя отрицательные, мы управляем собственной судьбой так, как нам угодно. А если идти за событиями как немой свидетель, то ранее созданные хаотичные причины будут бросать нас из стороны в сторону, не давая ни одного шанса самому направлять следствие к лучшему. Так человек становится просто заложником обстоятельств. Люди, далекие от практики, считают такую практику «страусиной» и предпочитают более решительные действия. Например, быстрое решение конфликта при помощи бокса, каратэ, оружия или просто гневного оскала. А ведь предпочтительнее и намного важнее прежде всего победить врагов именно в себе (собственный гнев, несдержанность, привычку оценивать других), коих в нас, к сожалению, ещё великое множество.

Наша беда в том, что мы не то что перестали верить друг другу, мы уже перестали верить самим себе. А если и верим в себя, то нужно понять и поверить, что наше личное счастье неразрывно связано со счастьем других, не обязательно близких людей. Эта вера принесет ещё большую силу вашим молитвам и сделает их чудотворными, попробуйте.

 

Подношение председателя

 

Во время построения социализма в России было очень туго с совершением обрядов.

Председателю колхоза им. Чапаева, что в селе Урдо-Ага, Минжурову нужно было почтить духа местности и совершить подношение на горе – Обоо. В дацан ходить не разрешалось, и решил он самостоятельно сделать подношения.

Нужно было обязательно совершить этот обряд, так как уже месяц стояла жестокая засуха. Благо, в детстве он много раз видел этот обряд и знал всё до малейших деталей. Он собрал свой рабочий коллектив и дал им указание купить молока, водки и приготовить баранью голову – тоолэй.

Затем все, включая парторга, бухгалтера, сели в машину и поехали на гору.

По дороге председатель вытащил четки своего отца и спросил: «Кто знает, почему их нельзя перебирать всё время в одну сторону? То есть с каждым кругом нужно идти в обратную сторону, не переходя через «основание»?»

Никто не знал ответа, и тогда он продолжил: «Четки в основном служат практикующему для подсчета количества начитанных мантр. Они подразделяются согласно начитываемой мантре, по материалу исполнения и по цвету. Четки из сандалового дерева и светлых тонов используются для начитывания мантр Бодхисаттв. Основание символизирует Три Драгоценности или, другими словами, Тело, Речь и Сознание Будды, поэтому не желательно переходить через них. Четки нужны для удобства подсчета, чтобы не сбиться. Вот как у тебя, бухгалтер, счеты».

А мантра для четок: «ом руцира мани правартайя хунг».

В сутре «Дворца преумножения драгоценностей» сказано, что если произнести эту мантру семь раз и подуть на четки, то все мантры, переданные Татхагатой и начитываемые на этих четках, приумножатся в миллионы раз.

Приехав на гору, Минжуров, как глава, первый сказал речь, извинился, что нет лам и молитв, но сказал, что они приехали с чистым сердцем почтить духа местности. Только он начал делать подношения, как заморосил дождь, и с того момента лил беспрерывно три дня. Урожай был спасен, а колхоз занял первое место по его сбору в округе. Вот так работали передовики производства.

 

Восприятие явлений

 

Пригласили одного ламу как-то помочь молодому трактористу. Им овладел злой дух, и он был явно не в себе. Он вырывался и метался, схватив ножовку, ранил свою лошадь. Он не знал, как его зовут, где он и что с ним. Бедная мать старалась удержать его в своих руках, но сын был больше и сильнее. Все началось с того, что его лучший друг погиб, и он пошел на похороны. Он был очень привязан к нему. Когда они пришли на кладбище, кто-то предложил помянуть друга, и после этого к трактористу прицепился злой дух. На самом деле это он сам открыл ворота для демонов.

Для того чтобы излечить его, надо было провести обряд очищения святой водой. Но во время обряда больной вырвался и выбежал на улицу. Лама передал ему оберег от Его Святейшества Далай-ламы и пожелал выздоровления. На следующий день он уже сидел за рулем своего трактора и улыбался.

 

Следует отличать желание, которое приносит страдание, и желание, которое не приносит страдания. Когда человек думает: «Это действительно хорошо» – это не обязательно предполагает привязанность, следствием которой становится страдание. Как бы то ни было, если вы просто считаете что-то хорошим, нужным и полезным, подобные чувства не принесут вам вреда.

В целом есть три вида восприятия явлений: первый – когда вы считаете, что объекты имеют независимое бытие, второй – когда вы считаете, что объекты лишены самостоятельного бытия, и третий – когда вы не рассматриваете объект с точки зрения наличия или отсутствия самостоятельного бытия.

Для нас характерны первый и третий виды восприятия: мы считаем, что объекты существуют сами по себе или вообще никак не определяем для себя способ их существования. Что же касается тех, кто постиг пустоту от самобытия, но еще не полностью преодолел представление о самостоятельном бытии, то для них характерны все три вида восприятия.

Таким образом, не все виды сознания в потоке нашего ума, воспринимающие объекты как хорошие, плохие и тому подобное, обязательно предполагают представление о самостоятельном бытии. Несмотря на то, что любому виду нашего сознания объекты во всех случаях являются или же кажутся самосущими, это не всегда означает, что данное сознание удостоверяет эти объекты как самосущие. Следовательно, как бы мы ни называли свои чувства – желанием, привязанностью или иным словом, – бывает, что наше отношение к объекту как к хорошему и нужному никак не связано с неведением, воображающим самостоятельное бытие вещей. Подобные виды сознания даже могут считаться относительным достоверным познанием.

К примеру, когда мы чувствуем родство со всеми живыми существами и желаем им счастья, это познание достоверно. Подобное чувство или желание не предвзято, поскольку охватывает всех живых существ, в то время как любовь лишь к друзьям или семье в большинстве случаев смешана с привязанностью, порожденной неведением, это предвзятое чувство. Порождая разумное чувство любви, мы становимся более человечными.

 

Наследство

 

В давние добрые времена в Бурятии жил один богач. Земли ему принадлежали бескрайние. Молва о его резвых скакунах облетела все соседние края. Все было у него хорошо – много скота, красавица жена, два трудолюбивых сына. Сам он был человеком мудрым и рассудительным и хотел, чтобы сыновья выросли похожими на него.

Была у них семейная реликвия – золотой самородок размером с лошадиную голову. Часто он доставал его из тайника, и вся семья любовалась сиянием золота. Богач, боясь, что золото могут украсть закопал его от греха подальше.

Шли годы. Однажды состарившийся отец семейства вызвал своих сыновей и открыл им секрет своего завещания:

– Уходя на покой, оставляю вам в наследство наше семейное золото. Закопал я его в нашем старом стойле на глубине не менее трех метров. Тому, кто первый его откопает, оно и достанется.

– А что будет, если мы его вообще не найдем, такое может быть? – спросил обеспокоенный старший сын.

– Обязательно найдете! Только дождитесь, когда северная гора соединится с горой, что на юге нашего поместья.

Так и ушел он в мир иной. Дети исправно молились за него 49 дней, возжигая масляные лампадки. По окончании траура пошли они вместе в свое большое стойло и стали копать: один – с одного края, другой – с другого. Несколько поколений семьи богача держали скот в этом стойле, и некогда просторное помещение покрылось толстым слоем навоза, твердым, как кирпич. Укрывать здесь крупный скот было невозможно, лишь скотину помельче, а новое стойло вышло небольшим по размеру.

Каждый работал усердно, надеясь, что отец любил его больше и именно ему улыбнётся удача. Копали братья больше месяца. Их тела насквозь пропитались запахом навоза. Когда они встретились в середине стойла, надежды у каждого поубавилось – позади были горы перерытого навоза.

– Пошутил наш отец, нет здесь ничего, а я ведь предупреждал, что мы, возможно, ничего и не найдем! – с горечью в душе сказал старший брат и в отчаянии бросил лопату.

– Не может быть, ведь золото у нас семейное было. Да и время еще не пришло, видишь, ведь горы стоят до сих пор по раздельности.

– В том-то и дело, что было, да сплыло. В другом месте закопал отец, похоже, другому и достанется. А если будешь ждать, когда горы сойдутся, то даже твои дети и внуки не увидят золота.

Решили братья не огорчаться, а работать дальше и добра наживать. Поделили скотину и землю пополам. Только старший забрал себе новое, но меньшее по размеру стойло, а младшему отдал то, в котором отец спрятал клад. Там из-за перерытого навоза уже невозможно было содержать живность.

Младший не огорчился и решил вывезти весь навоз. Много времени он потратил, но от своего не отступил. С тех пор дела у младшего брата пошли в гору, и через несколько лет обновленное стойло заполнилось скотом.

В трудовых буднях время летело, однако младший брат все вспоминал предсмертные слова отца.

В один прекрасный день сходил он на южную гору и взял оттуда камешек. Затем сходил на северную гору, посидел там, полюбовался открывшимся с вершины горы пейзажем родного края и оттуда тоже взял камешек. Пришел в стойло, встал в центр, бросил камни под ноги и произнес: «Был наш отец мудрым человеком, не мог он нас так обделить!» С этими словами взял он лопату и, копнув там, куда легли камушки, сразу наткнулся на что-то твердое. Через некоторое время все стойло озарилось блеском золота.

Рада была вся семья такой находке, только старший брат, услышав новость, отвернулся и промолчал, стиснув зубы.

Со временем младший брат, не израсходовав ни кусочка отцовского золота, стал куда богаче старшего, а народ стал его уважать за мудрость.

 

На Кайласе

 

Этот случай произошел с моими знакомыми Димой и Юлией во время обхождения ими священной горы Кайлас. Совершение такого обхождения очищает негативную карму, накопленную за 100 рождений. Гора Кайлас является священным местом в буддизме, индуизме и джайнизме.

Высота самого высокого перевала на пути паломника достигает 5600 метров, и поэтому там очень мало кислорода. На преодоление перевала дается полчаса, любая задержка чревата опасностью горной болезни, во время которой вследствие нехватки кислорода у человека может начаться дисфункция органов.

Когда Дима и Юля с некоторой задержкой прошли снежный перевал, время уже приближалось к закату. Уже никого, кроме них, не было на вершине, так как все, включая проводников-шерпов, заблаговременно спустились с перевала, ведь в темноте невозможно передвигаться по горе.

Чтобы путники не заблудились, через перевал проходит тропинка из наваленных камней, и надо только следовать по ней. Но когда Дима и Юля уже перешли высшую точку перевала, внезапно налетела снежная буря, и все вокруг покрылось метровым слоем снега. Не видно было даже горизонта, не говоря уже об узкой тропинке, все вокруг стало белым: и небо, и земля, различить было просто невозможно! Было непонятно, откуда они пришли и куда теперь надо двигаться.

Когда в организме человека не хватает кислорода, его движения становятся замедленными и реакция мозга так же затормаживается. Все время хочется пить, а потом упасть на землю и заснуть, чего делать ни в коем случае нельзя.

У Димы и Юлии было всего полчаса до заката, чтобы успеть спуститься на благоприятную высоту. Они стояли в растерянности и не знали, что делать. Чувство времени и опасности у них притупилось из-за нехватки кислорода. Тут прилетела красная птичка и села прямо в снег в нескольких метрах от Юлии. Это было так прекрасно! Казалось, словно птичка нарисована в идеально белой комнате. Юля, не думая, побежала к птичке, но та отлетела на 5 метров. Диме ничего не оставалось, как следовать за ними. Так повторялось несколько раз, пока ребята не подошли к краю снежной поляны, где начиналась крутая тропинка вниз. Это было спасение, и буквально через полчаса они встретили своих обеспокоенных проводников. С тех пор для Димы красные птицы представляют особое значение, он в них видит спасительное знамение.

Возможно у Димы с Юлией была хорошая карма и связь с Кайласом ещё с прошлых жизней. Священная гора не могла допустить, что бы эти замечательные ребята заплутали или покалечились в темноте.

 

Птичье предостережение

 

На дорогу перед одной едущей машиной села птичка. Водитель притормозил, и птичка перелетела на капот. Пришлось ехать очень медленно, так как такое не случается каждый день. Водитель подумал – может, надо покормить птицу? Но тут дорога резко повернула, и водитель только успел затормозить, очутившись прямо перед стоявшим посреди узкой дороги бульдозером. Видимо, у машины закончилось горючее и ее неосторожно тут бросили.

Холодный пот прошиб водителя, а когда он вспомнил о птичке, её и след простыл. Он понял, что при обычной скорости ему было не избежать столкновения. С тех пор он при любой возможности в знак благодарности кормит птиц и рыб. Таких примеров можно привести очень много, каждый из них говорит о том, что природа оберегает нас.

 

Расправа над шаманкой

 

Жила в степях Аги шаманка Удган Сэсэг. Сильная, говорят, была шаманка. Как-то заявились к ней комсомольцы и стали выселять её из собственной юрты. Дескать, рабоче-крестьянская власть конфискует у тебя жилье.

– А где же я буду жить? – спросила она.

– А вот ты духов местности почитаешь, пусть теперь они о тебе и позаботятся, – таков был ответ.

– Не уйду я отсюда никуда, – отвечала та и уселась в своем ритуальном наряде на свой трон.

А комсомольцам этого и надо было. Прикрыли они дверь палкой, завалили юрту хворостом со всех сторон и подожгли, чтобы избавиться от «вредного влияния на трудящиеся массы».

Самым активным среди поджигателей был Васька, сын мясника. Не прошло и месяца, как он сошел с ума. Пришел он на место сожжения шаманки, вбил железный кол в землю и привязал к нему себя за шею.

– Это я – шаманка Сэсэг, не узнаете меня что ли? А ну-ка, бегом ко мне на обряд! – кричал он страшным голосом, распугивая народ.

Так и умер от безумия.

 

Шаманов в Бурятии и Тибете называют боо. Говорят, что это слово происходит от тибетского Бон.

Бон – это не буддийская традиция, а древняя традиция Тибета.

Есть мнение, что бонцы почти все позаимствовали у буддистов, заменив некоторые слова, например Дхарма – на Бон.

Есть и другое мнение – что раз все Просветленные учат одному, то и Учение, сохранившееся от просветленного учителя религии Бон, Тонпа Шенрапа, имеет много общих черт с Учением следующего Просветленного Шакьямуни.

Далай-лама назвал бон пятой традицией тибетского буддизма. Несмотря на это, многие не желают признавать его буддийской традицией: слишком много у него различий с дхармой Будды Шакьямуни.

 

Перерождение матери

 

В селе Урдо-Ага была одна добродетельная мать. Было у нее три сына. Любила она их, заботилась по-матерински. Вставала рано и детей к этому приучала, хоть это и давалось с трудом. Прибиралась по дому, везде у неё был порядок, все ходили в чистой одежде и были сыты. К старости стала она переживать, как же её дети будут без неё. Никто из них никогда не занимался домашними работами, а невестки были, по ее мнению, молодыми и неопытными. Сколько она их ни обучала, всё ей казалось, что от них никакого толку. Так, думая только о том, что без нее сыновьям хорошо жить не придется, она и умерла.

Тут и правда плохо стало братьям без матери – в доме беспорядок, вкусно не поесть, готовить никто не умеет. Сразу оценили они, как незаменима была мать. Скучали и тосковали по ней сыновья.

Через год после смерти матери родилась у её младшего сына дочка. Назвали её, как и бабушку, Дулмой, в честь богини Зеленой Тары. На тибетском языке Дулма означает «благодетельная спасительница». Как только стала ходить, начала она всех рано будить. Как только начала говорить, называла своего старшего дядю – «мой старшенький», а когда приходили гости, всех встречала и представляла своего отца – «а это мой младшенький». Удивлялись гости, как такая маленькая со всем домом управляется и всеми невестками в доме командует. Стала она в доме мыть и прибирать, опять пришли в дом благоденствие и порядок всем на зависть. Вскоре, как пошла в школу, стала немного обращать внимание на игрушки, и со временем перестала отца называть сыном.

Вот такие чудеса случаются в жизни.

 

Будущее ребенка тесно связано с ранним периодом жизни, когда его воспитывают родители. Образование можно получить в различных школах, но оно всего лишь инструмент, которым пользуется существо или личность, как ее ни называй – «душа» или «я». А здоровое развитие этой личности в значительной степени зависит от влияния семьи, от царящей в ней атмосферы. Поэтому обязанность родителей, независимо от того, верующие они или нет, – воспитать хорошего человека. Это связано не только с верой, родители должны помочь своим детям вырасти добрыми и здоровыми.

 

Согласно буддизму, необходимо избавляться от привязанности.

Буддийская «концепция непривязанности» порой встречает недопонимание. Однако непривязанность не означает, что вы не испытываете сильных чувств, не делите вещи на хорошие и плохие и у вас нет желаний.

Желания и любовь подразделяются на две категории. Первая – это когда объект ваших желаний обладает определенными положительными свойствами, но под воздействием эмоций вы воспринимаете его положительным на все 100 %. Тогда возникает очень сильное чувство близости, желания. Вот это называется привязанностью, и от такой привязанности нужно избавляться, потому что она наполовину основана на неведении. Если вы руководствуетесь такой привязанностью, то любое действие, совершенное вами в отношении данного объекта, будет неадекватным.

Однако существует также безграничная любовь и сострадание – это вторая категория. Безграничная любовь – это любовь непредвзятая. Любовь не только к своим друзьям, но и к своим врагам. Они тоже человеческие существа, живые существа. У них тоже есть право на избавление от страданий. Вы должны окружить их своей заботой.

Наша обычная забота, которая распространяется только на наших друзей, основана на предвзятости. Мы думаем: это – мой друг. Между тем наш друг вполне может быть очень плохим человеком для кого-то другого. Но ваша ментальная проекция делает его на 100 % хорошим, и вы испытываете привязанность. Под воздействием этой ментальной проекции сегодня он кажется вам очень хорошим, а завтра вы вдруг увидите его плохим. Результатом будет гнев, ссора. Поэтому нужно избавляться от той привязанности и желаний, в основе которых лежит неадекватное восприятие действительности.

Желание же и любовь, основанные на адекватном восприятии, нужно приумножать. Возьмем, например, бодхисаттву, он целенаправленно воспитывает в себе непривязанность. Для чего? Для того, чтобы затем взрастить привязанность, основанную на логическом анализе. У бодхисаттвы есть характерный вид привязанности – привязанность ко всем живым существам. Для того чтобы развить в себе такой непредвзятый вид привязанности, нужно сначала избавиться от предвзятой привязанности. Это и называется непривязанностью.

 

 

Путь Тренировки

 

Первая встреча

 

Всех можно укротить,

укротив лишь свой ум.

Всех можно покорить,

покорив лишь свой ум.

Бодхичарьяаватара, V глава

 

В то утро я проснулся в приподнятом настроении, предвкушая всеми клетками своего шестнадцатилетнего тела встречу с чем-то ранее неизведанным, таинственным, мистическим – с заветным объектом моих мечтаний.

Я представил лица своих родителей. С них не сходило выражение удивления с тех пор, как три дня назад я, уже студент медицинского института, сказал, что решил стать буддийским монахом и для этого нужно поехать в ближайший монастырь.

Тогда был еще жив культ парторгов, первых секретарей райкомов, окружкомов, обкомов и т. п. Для примерных кандидатов в члены компартии, которыми были мои родители, это сообщение было, как ушат холодной воды на голову.

Не могу сказать, что я был глубоко религиозен или что мне являлись святые образы и предрекали великое будущее спасителя Вселенной. Скорее, я ощущал в себе необъяснимый, подсознательный голод общения со своим духовным мастером.

Я долго искал пути самовыражения в ушу, йоге, аутотренинге и других новомодных системах самосовершенствования. Затем меня озарило, что за богатствами этого мира не надо далеко ходить: они рядом, внутри тебя, в твоей духовности. Эта мысль привлекала своей простотой и была близка к старинному восточному принципу: «Победив врага в себе, избавишься от всех недругов во всем мире».

 

И вот мы с моими родителями сели в нашу видавшую лучшие времена старенькую «Ниву» и поехали в Агинский дацан. До этого я ни разу не был в дацане и не видел буддийского монаха воочию, и у меня появились опасения, что я могу и не узнать своего будущего учителя. Кто же тогда посвятит меня в святая святых, в таинства устройства мироздания? Кто объяснит мне истинный космический смысл нашего существования?

Все, что я знал тогда – Агинский дацан находится недалеко от окружного центра и в нем находится недавно избранный глава буддистов СССР – Хамбо-Лама Жимба-Жамсо Эрдынеев. Он пользовался большим авторитетом среди лам за эрудицию и прекрасное знание буддийских обрядов и буддийской литературы. Хамбо-Лама Эрдынеев участвовал в различных международных форумах по укреплению дружбы и взаимопонимания, был членом советского Комитета Защиты Мира. По его инициативе буддисты СССР внесли значительные суммы в Советский фонд Мира и Общество Красного Креста. Он был награжден правительственными наградами за заслуги в укреплении мира и дружбы между народами. Это было тем немногим, что я жадно вычитывал из статей, которые смогли в то время пробиться через цензуру. Помнится, мне ярко запало в память, что я ношу ту же фамилию, что и Хамбо-Лама.

Тогда я еще не был знаком с красотой буддийских храмов, не познал того целебного бальзама, которым становится вера для страждущих душ. Я и подумать не мог, что сначала стану послушником в Агинском дацане, а затем поеду продолжать свое обучение в Монголию, Тибет и Индию.

 

Как только мы поднялись на вершину перевала, выехав из местности Мухэр-Хунды, нас остановил молоденький милиционер. Вежливо помахивая палочкой, он попросил нас постоять полчаса у обочины. Я был в ужасной досаде: как он не может понять, что мы не просто туристы, что мы выполняем важную миссию, от которой зависит вся моя жизнь?

Причину вынужденной и незапланированной остановки мы узнали у столпившихся повсюду водителей. Ею оказался визит в Агинский дацан Кушок Бакулы Ринпоче, известного буддийского наставника, в то время занимавшего пост посла Индии в Монголии.

Кушок Бакула Ринпоче – девятнадцатое воплощение Архата Бакулы, одного из первых учеников и последователей Будды. Он родился 19 мая 1917 года, в день рождения и просветления Будды, в семье царей Ладака.

В Ладаке Кушок Бакула Ринпоче многие годы провел в созерцании самадхи, освоил многочисленные йогические практики и обрел сиддхи – йогические достижения. После этого, уже как Бодхисаттва, он начал преподавать глубинную сострадательную религию, которая, словно живительный нектар, привлекла массы ладакцев.

Драгоценный Бакула обладает не только огромным духовным авторитетом – он также на протяжении более пятидесяти лет был лидером своего народа. В 1947 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру убедил Драгоценного Бакулу возглавить политическое руководство Ладака и войти в индийский парламент. Будучи хорошо образованным буддийским монахом, Драгоценный воспринял это как обязанность служить на благо своим согражданам.

Под его управлением Ладак достиг заметных успехов. Впервые в истории буддийский монах представлял свой район в парламенте и провел четверть века в роли министра.

Все это я узнал позже. Сейчас же, стоя на вершине перевала, я внимал тому, с каким глубоким почтением произносили окружающие имя Бакулы Ринпоче. Я ощущал необычное волнение. Как удивительно, что прославленный мастер посетил наши края именно сегодня! Мое сердце забилось сильнее, и появилось нетерпение поскорее встретиться с великим Ламой. Я был едва знаком со словами «тулку», «ринпоче», «гэгэн», «хутухта», но имя Ринпоче поставило в моей душе печать чего-то очень редкого и очень важного.

По приезде в дацан родители подвели и поставили меня в очередь ожидавших благословения бурят. Многие держали в руках цветы или же синие шарфы-хадаки для подношений. Обычай подносить хадаки я раньше наблюдал на бурятских свадьбах и поэтому знал, что это знак уважения и почитания. Явившись без подношения, я сложил ладони перед собой в молитвенном жесте и стал ждать. Когда же подошла моя очередь и люди расступились, я наконец увидел Его – Драгоценного Ламу!

Взглянув на Бакулу Ринпоче, я застыл от удивления. Я ожидал увидеть чуть ли не ангела с сияющей аурой вокруг головы. Вместо этого я увидел простого на вид смуглого старца. Он был коротко острижен. На нем была темно-бордовая накидка. Казалось, что это обычный человек, и только его глаза говорили о глубинной мудрости, и в то же время в них было очень много родной отеческой теплоты. Он посмотрел на меня как сострадательный доктор, который пришел к смертельно больному человеку, чувствуя его мучения всем своим сердцем, и принес то единственное лекарство, которое полностью излечит от недуга. Я так и стоял в растерянности, не зная что делать, словно проглотивший железный лом, пока чьи-то заботливые руки, тронув меня за затылок, не наклонили меня перед Ламой. Согнувшись вперед, я непроизвольно коснулся лбом стола, на котором лежали хадаки, подношения и цветы.

Я оставался в такой смешной позе на какой-то миг, но мне этот миг показался целой вечностью и остался со мной на всю жизнь. Неожиданно я ощутил что-то необыкновенное внутри себя. Хотя мои глаза были обращены вниз, я как бы сверху отчетливо увидел все окружение, и всех собравшихся, и то, как Лама благословил меня, коснувшись рукой моей головы. Затем, взяв красную нитку с завязанным на ней узлом, он повесил ее мне на шею.

Еще недавно я был ярым материалистом. Я негативно относился к слухам об экстрасенсах и чудотворцах. Если бы за год до этой поездки кто-нибудь сказал мне, что я буду преклоняться перед ламами или что можно глядеть вокруг, не глядя глазами, а чувствуя затылком, я бы рассмеялся в ответ. Я еще не знал, что в тот миг, когда я склонил голову перед знаниями, носителем которых был Бакула Ринпоче, я начал, уменьшая свое эго, путь к реализации своего высшего предназначения – помощи другим людям, спасения их от страданий этого бренного мира. Я еще не знал, что <


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.