Ксения Александровна Кафтаева — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ксения Александровна Кафтаева

2023-02-03 35
Ксения Александровна Кафтаева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кто мы?

Оксана Николаевна Беляева

кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по русскому языку, автор статей и учебных курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, автор методических материалов, тестов и видеоразборов для сайтов «Тетрадка», «Незнайка», «Самообразование», автор и ведущий вебинаров на порталах «Могу писать» и «Первое сентября», эксперт-консультант по итоговому сочинению и по сочинению формата ЕГЭ проекта ВК «ЕГЭ 100 баллов», автор книги «Идеальное сочинение» (Феникс, 2019), автор книги «Сочинение на ЕГЭ: грамотность, логика, этика, факты» (Титул, 2020), преподаватель онлайн-школы ОК ЕГЭ. Получила 100 баллов на ЕГЭ-2019 и ЕГЭ-2020 по русскому языку.

 

Ксения Александровна Кафтаева

репетитор по русскому языку, автор статей и учебных курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, автор материалов, тестов и разборов для сайтов «Незнайка», «Самообразование», «ЦТЕГЭ», эксперт-консультант по итоговому сочинению и по сочинению формата ЕГЭ проекта ВК «ЕГЭ 100 баллов», преподаватель онлайн-школы ОК ЕГЭ. Получила 100 баллов на ЕГЭ-2016 и ЕГЭ-2020 по русскому языку.

 

Нам помогали

Мы хотим поблагодарить всех, кто поддерживал нас при работе над книгой, шедро делился идеями и советами. Среди них эксперты ЕГЭ по русскому языку и по литературе, опытные преподаватели Ольга Сергеевна Шадрина (Санкт-Петербург), Татьяна Павловна Гуськова (Москва), Алексей Владимирович Гулянов (Кемерово), Виктория Викторовна Мшенская (Новомосковск), Ирина Владимировна Фазиулина (Ижевск).

И конечно, спасибо ребятам, которые разрешили нам использовать в книге фрагменты своих сочинений: Дарья Чернышевская, Лиза Шандорина, Зарина Бикбулатова, Софья Кареева, Настя Архипова, Анна Иваненкова, Дмитрий Тращенок, Юлия Стангрит, Дмитрий Фокин, Юлия Норман, Мария Дегтева, Никита Заглумонин, Сероб Оханян и другие. Сейчас они только начинают подготовку к экзаменам, учатся на своих ошибках и любезно предоставили нам возможность разобрать реальные работы вместе с вами.

 

Итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ: в чём разница?

Итоговое (декабрьское) сочинение и сочинение на ЕГЭ имеют разные цели, поэтому и работы, на первый взгляд, совершенно не похожи. Но есть общие моменты, которые нужно учитывать при подготовке как к итоговому сочинению, так и к сочинению в формате ЕГЭ, поэтому серьёзная работа над декабрьским сочинением может стать важной частью подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Итоговое сочинение

Сочинение в декабре – итоговое сочинение – проверяет, насколько адекватно выпускник воспринимает заданный вопрос.

Выпускника спросили: «Почему между отцами и детьми существует пропасть?». И дали ещё четыре вопроса на выбор, но он решил раскрыть в сочинении именно эту тему. И отвечает: «Между отцами и детьми существует пропасть, потому что …» Например, «потому что их представления о мире, о литературе, музыке, о выборе профессии, о критериях жизненного успеха различаются». Или «потому что они не всегда уважают друг друга». Или «потому что они не находят времени, чтобы поговорить по душам».

Если автор сочинения сможет найти два-три ответа на поставленный вопрос, вспомнит подходящие примеры из литературы, в которых есть ситуации, подтверждающие эту мысль, а затем сумеет убедительно привести примеры-иллюстрации и всё это изложить в формате сочинения (вступление – основная часть – заключение) объёмом 250-350 слов (больше можно, но меньше 250 нельзя), то получит «зачёт».

Но если выпускник на вопрос «Почему между отцами и детьми существует пропасть?» ответит «Родители и дети должны уважать друг друга, а не ссориться», или не приведёт пример из литературы, или примеры спишет из интернета, или не сможет написать 250 слов, то получит «незачёт» и будет писать сочинение в дополнительный период.

Сочинение ЕГЭ

Сочинение в формате ЕГЭ проверяет, насколько адекватно выпускник воспринимает предложенный текст.

На экзамене будет предложен для анализа специально подготовленный текст примерно на страницу, публицистический или художественный. Выбора нет: текст в варианте только один. И нужно определить, зачем, с какой целью автор написал этот текст, какую проблему он ставит, какова его позиция по этой проблеме. Вопрос — ответ (да, как в итоговом сочинении, только вопрос нужно сформулировать самостоятельно, а в ответе нужно будет расписать отдельно своё мнение и позицию автора).

Потом выпускник находит в тексте два важных примера, которые помогли ему понять позицию автора. Она же не с неба свалилась, а была выражена в тексте: в диалоге героев, в примерах из жизни, в рассуждениях автора, рассказчика или повествователя. Эти два примера из текста нужно не только найти, но и объяснить, прокомментировать. И проанализировать связь между ними.

Проблема есть, комментарий есть, позиция автора есть. Затем пишем своё мнение по проблеме и даём его обоснование. Здесь уже нужен собственный пример, не из текста, а из жизни или из литературы (с 2019 года пример из литературы перестал быть обязательной частью сочинения в формате ЕГЭ).

Всё это превращаем в связный и логичный текст, делим на абзацы, проверяем, что слов получилось больше, чем 150, и что ошибок нет. Без вступления в этом сочинении можно обойтись, заключение пишем обязательно.

Забвению не подлежит.

Я и другие.

Время перемен.

Разговор с собой.

Москва

● Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова — до 2 баллов

● Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — до 2 баллов

● Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — до 5 баллов

● Российская экономическая школа — до 10 баллов

● Российский государственный гуманитарный университет — 1 балл

● Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук — до 5 баллов

● Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского — до 3 баллов

● Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина — до 10 баллов

● Академия труда и социальных отношений — до 10 баллов

● Московский институт психоанализа — до 6 баллов

Санкт-Петербург

● Университет ИТМО — 1 балл

● Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова — 1 балла

● Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов

● Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича — 1 балл

Другие города и регионы

● Южный федеральный университет — 1 балл при приеме на специальность «Филология»

● Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова — 1 балл

● Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники — до 2 баллов

● Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского — до 5 баллов

● Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта — 1 балл

● Донской государственный технический университет — до 5 баллов

● Северо-Кавказский федеральный университет — до 10 баллов при приеме на специальности «Филология» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (профиль — Русский язык и литература)

● Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова — до 10 баллов

● Челябинский государственный университет — до 10 баллов

● Челябинский государственный институт культуры — до 10 баллов

 

 

 

Критерии оценивания итогового сочинения в вузе

Рособрнадзор составил список критериев оценки итогового сочинения, по которым работу могут оценивать вузы. Всего этих критериев 10 (четыре из них совпадают с критериями проверки в школе):

1. соответствие теме;

2. аргументация и привлечение литературного материала;

3. композиция;

4. качество письменной речи;

5. оригинальность сочинения;

6. речевые нормы;

7. орфографические нормы;

8. пунктуационные нормы;

9. грамматические нормы;

10. фактическая точность в фоновом (не литературном) материале.

 

Каждый университет имеет право оценивать итоговое сочинение так, как захочет (информация о критериях оценивания есть на сайте вуза). Единственное условие: сочинение должно соответствовать теме и содержать аргументацию с опорой на литературные произведения, иначе абитуриент автоматически получает 0 баллов. Но это произойдет еще на уровне школьной проверке и до вуза такие сочинения не дойдут. Однако если при проверке в вузе сочтут, что в литературном аргументе сильно искажена авторская позиция или пример из литературы не иллюстрирует вашу мысль и приведён формально, то можно получить 0 баллов даже за сочинение, которое в школе было оценено на 5 из 5.

Проверка может быть организована силами вуза, а может отсутствовать (тогда все, кто отметил при поступлении, что сдавал итоговое сочинение, получают равное количество дополнительных баллов).

Важно! Если вуз начисляет дополнительные баллы за итоговое сочинение, узнайте об этом прямо сейчас! Уточните критерии проверки и учитывайте их при написании сочинения в декабре. Школа не имеет права снизить баллы за то, что сочинение написано по «расширенным» критериям (например, если вы напишете сочинение большого объема или используете эпиграф или внелитературный материал).

При подаче документов обязательно укажите, что писали итоговое сочинение (не нужно стесняться или думать, что «преподавателям не понравится работа и надо мной будут смеяться»).

В НИУ ВШЭ до 2019 года за итоговое сочинение можно было получить до 10 дополнительных баллов, но с 2019 года есть всего три варианта оценивания итогового сочинения:

0 баллов (они соответствуют прежним 0-3 баллам);

2 балла (они соответствуют 4-7 баллам);

5 баллов (они соответствуют 8-10 прежним баллам).

При этом получить 5 баллов можно только в том случае, если в работе допущено не более двух ошибок (смотри приложение 1).

 

Обратите внимание:

  1. Чтобы получить максимальный балл за содержание по критериям вуза, не нужно писать какую-то сверхвыдающуюся «замечательную» работу или приводить пример с цитатами из Горация на латыни. Важнее логика и грамотность, а не оригинальность.
  2. Необходимо чётко ответить на вопрос темы, в самой теме увидеть проблему и выделить два-три её аспекта, то есть рассмотреть эту проблему с разных сторон, показать, что при ответе на поставленный вопрос существуют разные точки зрения, которые или дополняют друг друга, или показывают, что общество не пришло пока к единому мнению по этому поводу, или дают возможность увидеть, что с течением времени взгляды людей менялись.
  3. В качестве внелитературного материала годится всё: описание картины или скульптуры, которая передает взгляд художника на какой-то известный сюжет, разбор критической работы Ю.М. Лотмана о Пушкине, рассказ об интервью с известным деятелем культуры или политики, знаменитым человеком, удачно подобранная цитата. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва тоже подходят!
  4. В качестве литературного материала тоже годится всё: от Гомера до Пелевина. Любая страна, любая эпоха, любой жанр (проза, поэзия, драматургия). Но необходимо вспомнить терминологию анализа текста (сюжет, композиция, антитеза, авторская позиция) и не уходить в пересказ.
  5. При подсчете ошибок критерии заметно отличаются от школьных: в сумме должно быть не более двух ошибок, и при этом учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические и (внимание, сюрприз!) речевые ошибки, как при проверке сочинения формата ЕГЭ. Так что для тех, кто пишет сочинение для ВШЭ, первая попытка написать работу по критериям грамотности ЕГЭ — декабрь этого года.

 

Критерии оценивания итогового сочинения в школе

Оценивание итогового сочинения происходит в два этапа.

Первый этап — допуск к проверке. Не исключено, что уже на этом этапе сочинение получит «незачёт»:

1) Если объем сочинения составляет менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выпускник получает «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом.

2) Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итак, сочинение должно быть написано самим выпускником: за выученное наизусть «золотое» сочинение вы получите 0 баллов. Именно поэтому не стоит тратить время на то, чтобы писать шпаргалки с готовыми аргументами или зубрить красивые работы из интернета или из сборников.

Обратим внимание: в критериях оценивания не указано, какое количество «заимствованного» (то есть чужого) текста в сочинении превращает вашу работу в списанную. Следовательно, списывать нельзя. Вообще. Ни со шпаргалок, ни из интернета, ни по памяти.

Что значит «допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме)»?

Приведём примеры (заодно вспомним, как оформляется цитирование).

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение слова «сострадание»: «Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем».

С.И. Ожегов, объясняя значение слова «сострадание», упоминает такие качества, как «жалость, сочувствие».

По мнению С.И. Ожегова, сострадание связано с жалостью, сочувствием.

Во всех трёх случаях мы указали ссылку на источник информации. В первый пример включили прямую речь (это классическое оформление объёмной цитаты). Во втором случае применили цитирование. В третьем использовали косвенную речь.

 

И да, объём сочинения — это тоже важно. Минимальное количество слов для того, чтобы сочинение было допущено к проверке,— 250.

При подсчёте количества слов эксперты учитывают как самостоятельные, так и служебные части речи в соответствии с количеством отдельно написанных слов. Инициалы с фамилией считаются одним словом. Любые другие символы, в том числе цифры, при подсчете не учитываются:

 «всё-таки» — одно слово,

«всё же» — два слова,

«около пяти тысяч участников» — 4 слова,

«М.Ю. Лермонтов» — одно слово,

«Михаил Юрьевич Лермонтов» — три слова,

«5 лет» — одно слово,

«пять лет» — два слова.

 

Второй этап — непосредственно проверка сочинения. Проверяет работу учитель русского языка и литературы (по правилам, это должен быть учитель, который не ведет у вас эти предметы). В отличие от проверки на ЕГЭ, итоговое сочинение проверяет только один человек. Но любое количество работ может попасть на выборочную перепроверку (в другую школу, в районный отдел образования или даже в другой город), поэтому проверяются все работы строго по критериям. Этих критериев пять. Первые два («Соответствие теме» и «Аргументация») являются основными (если по одному из них выставлен «незачёт», то и вся работа не будет зачтена), а чтобы набрать 3 балла из 5 (это уже «зачёт» за всё сочинение), достаточно получить в дополнение к ним «зачёт» хотя бы по одному из трёх критериев: «Композиция и логика», «Качество письменной речи» и «Грамотность».

 

КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если соблюдаются следующие условия:

● В сочинении не менее 250 слов.

● Сочинение не списано.

● Получен «зачёт» по Критерию №1.

● Получен «зачёт» по Критерию №2.

● Получен «зачёт» хотя бы по одному из Критериев №3-5.

 

СЕКРЕТНЫЕ КРИТЕРИИ

Есть такие критерии оценки письменной работы, о которых не говорят в школе. Но они напрямую касаются итогового сочинения и любого текста, который вы пишете. Назовем их «секретные критерии».

 

1. Функциональность

2. Логичность (есть в ЕГЭ).

3. Этичность (есть в ЕГЭ).

Все три вместе — целесообразность. (читай далее в полной версии книги)

 

Важно: в сочинении полезно показать собственную нравственную позицию.

Гордиться подвигом народа — хорошо, творить добро — хорошо, гордиться только собой, совершать злые поступки и быть эгоистом — плохо. Потому что ... (убедительный пример из любой книжки, лучше любимой и хорошо знакомой).

 

Рассмотрим критерии оценивания итогового сочинения подробно, в деталях и с примерами. И ещё раз напомним: не нужно заучивать готовые примеры из этой книги, из интернета или из сборника «золотых сочинений» наизусть или выписывать их на шпаргалки. Немного потренировавшись, вы сможете написать не хуже (а может быть, намного лучше), и это будет ваш самостоятельный текст, ваша победа над итоговым сочинением и первый шаг к победе над сочинением формата ЕГЭ.

 

ЧЕК-ЛИСТ ПРОВЕРКИ СОЧИНЕНИЯ

 

Вступление. Объясните свое понимание темы, не отвлекайтесь и не пишите лишнего.

1. Не пишите эпиграф!

2. Не превращайте вступление в основную часть сочинения.

 

плохо как исправить
В сочинении 300 слов, из них 150 — общие рассуждения во вступлении Вступление + заключение — это 1/3 текста, основная часть — 2/3. Следите за тем, чтобы вступление по объёму не превышало абзац с аргументом.

 

3. Не уходите от темы (не заменяйте на синонимы и не выбрасывайте ключевые слова темы).

 

плохо как исправить
Как научиться понимать самого себя?   Как научиться понимать самого себя? Я думаю, каждый хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Я считаю, что самосознание играет огромную роль в восприятии и поведении каждого из нас. Как научиться понимать самого себя? Я думаю, каждый хотя бы раз задумывался над этим вопросом. Самопознание — важная часть жизни человека. Прислушиваясь к голосу совести, человек, как мне кажется, может научиться понимать себя, совершать правильные поступки и не жалеть о сделанном, то есть будет жить в гармонии с самим собой.

 

Основная часть. Пишите только о тех книгах, которые хорошо знаете. Постарайтесь вспомнить хотя бы две.

1. Не забывайте назвать автора и произведение, о котором пишете.

2. Не сочиняйте за автора.

 

плохо как исправить
В конце рассказа Андрей Соколов возвращается к семье, к жене, которую не видел всю войну. Перечитать рассказ и узнать, что произошло на самом деле.
Вместе с родителями Гринева Маша отправляется к императрице, чтобы просить милостыню для Петруши. В то время как даже отец Гринёва сомневается в том, что Пётр невиновен, Маша отправляется к императрице, чтобы просить милости для Петруши.

 

3. Не пишите о том, что автор даже не имел в виду.

 

плохо как исправить
Нужны ли перемены обществу и почему?   В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается тема новых людей, которые отрицали сформировавшиеся веками устои: не признавали христианские ценности, призывали к свободным отношениям. Таким человеком и являлся главный герой произведения — Евгений Базаров. Словами своего героя автор говорит о том, что необходимо «расчистить место», намекая на свержение старого режима. С таких людей, как Базаров, началась революционная ситуация, которая приведёт страну к 1917 году, к глобальным и необратимым переменам.   В поисках ответа на вопрос, должны ли в обществе происходить изменения, И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» показывает идеологию «новых людей», которые отрицали сформировавшиеся представления о культуре, не признавали христианские ценности, призывали к свободным отношениям. Некоторые из этих героев показаны как карикатурные образы (например, Кукшина), другие только на время заражаются идеями нигилизма, как Аркадий Кирсанов. Евгений Базаров страдает от того, что не может найти понимания, в то же время и сам не всегда понимает себя. Словами своего героя автор говорит о том, что необходимо «расчистить место», но что ждет общество после такой «расчистки»? На этот вопрос Тургенев не дает однозначного ответа. Так автор показывает, что перемены в обществе — это сложный процесс, который требует длительного времени.
В чем заключается ценность исторического опыта?   Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению О. Хаксли «О дивный новый мир». Прошлый опыт помог построить новое общество, в котором были устранены проблемы, существовавшие до этого. К примеру, правители Эры Форда поняли, что чувства людей мешали стабильности общества, поэтому было решено ликвидировать их, оставив только подобие инстинктов. В результате они действительно создали стабильное общество, где отсутствовали социальные катаклизмы и люди были удовлетворены, хоть и не совсем счастливы. Основой для создания такого мира послужили те знания и навыки, которые пришли к людям только со временем. Если бы исторический опыт не был учтен, навряд ли это было бы возможно. Так ошибки прошлого привели общество к прогрессу. Пример не подходит: автор показывает в романе не то, как были «учтены ошибки прошлого» (тезис сочинения: «Я полагаю, что ценность исторического опыта заключается в том, что он предоставляет возможность обществу учиться на своих ошибках»), а то, к каким чудовищным последствиям привело непонимание роли чувств в жизни людей, непонимание необходимости свободы и выбора. И ценность исторического опыта, по мнению автора книги, заключается в том, что человечество не должно строить «идеальный новый мир» на основании навязанных верхушкой общества представлений о стабильности и порядке.

 

(читай далее в полной версии книги)

 

А сейчас подробнее остановимся на направлениях и темах сочинений 2020-2021 учебного года.

 

 

 

Аспекты направления

● историческая память, память о войне (почему важно помнить о войне? как сохранить память о войне?)

● память о деятелях искусства, науки

● величайшие открытия

● важность передачи духовных ценностей другим поколениям

● памятники культуры как основа общества и цивилизации

● преемственность поколений

● забвение и ответственность.

 

Словарная справка

Забвение

1. Утрата памяти о чём-н. (книжн.). Предать забвению (перестать помнить, забыть).

2. чего. Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать. З. своих обязанностей. З. приличий.

Толковый словарь С.И. Ожегова.

Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, бесславие.

Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неод.).

Толковый словарь С.И. Ожегова.

 

Литература для аргументации

А.Г. Алексин «Шаги», рассказ (память о семейных ценностях, о родителях, уважение к ним)

Л.М. Куликова «Свиделись», рассказ (память о родителях, уважение к ним)

К.Г. Паустовский «Телеграмма», рассказ (память о родителях, уважение к ним)

Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность», повести (память о детстве)

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», рассказ (память о детстве)

Р.Д. Брэдбери «Улыбка», рассказ (ненависть по отношению к прошлому, утрата культурных и нравственных ценностей)

М.А. Булгаков «Белая гвардия», роман (Гражданская война)

В.В. Быков «Сотников», повесть (Великая Отечественная война)

М.А. Шолохов «Донские рассказы», сборник рассказов (Первая мировая война, революция, Гражданская война)

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», цикл из трёх рассказов (Крымская война 1854-55 гг)

А.А. Ахматова «Реквием», поэма (Сталинские репрессии 30-х годов)

В.Г. Распутин «Уроки французского», рассказ (умение сохранить человечность)

 

 

Темы для практики

● Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?

● Какие произведения становятся классическими?

● Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

● Какое произведение искусства можно назвать великим и вечным?

● Что такое вечная тема в искусстве?

● Нужно ли классическое искусство современному человеку?

● Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

● Согласны ли вы с тем, что культура — это память человечества?

● Что дают человеку уроки прошлого?

● Зачем человечеству хранить память о войне?

● Какие подвиги никогда не забудутся?

● Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»?

● Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?

● «Не забывай прошлого — оно учитель будущего». Как Вы понимаете эти слова»?

 

Примеры планов

Обязательно пишите вывод.

Вывод — одна из основных частей работы. Нет вывода — можно не получить «зачёт» по критерию №3. Вывод — это чёткий ответ на вопрос, который поставлен в теме или формулировке проблемы.

 

Используйте два аргумента.

Да-да, в критериях оценивания указано, что можно использовать один аргумент. Но, во-первых, с одним аргументом вы, скорее всего, не сможете набрать необходимый объём сочинения (250-350 слов). Во-вторых, если вы не сможете убедительно привести пример-иллюстрацию к своему тезису или объясните произведение не так, как любят учителя, то аргумент могут не засчитать.

 

Например, о «Преступлении и наказании» выпускник написал, что Раскольников убил старуху из жадности. Если такой аргумент был единственным, то автор сочинения может получить «незачёт».

 

Разберитесь с критериями.

Это ваши права и обязанности, их надо знать. Внимательно прочитайте формулировку задания, чтобы понимать, что от вас вообще хотят.

 

Не бойтесь писать.

Даже если учитель считает, что вас нельзя даже близко подпускать к бумаге, пишите. Это вам пригодится не только на итоговом сочинении. Разрешите себе писать.

 

Следуйте нашим рекомендациям, и у вас всё получится!

 

 

ПАКЕТЫ ТЕМ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

 

На итоговом сочинении вам будет дан «пакет» тем. По одной теме на каждое направление. Тему выпускник выбирает самостоятельно, любую, которая нравится, из тех пяти, которые ему предложат. При этом многие выпускники теряют половину отведенного на работу времени потому, что не могут определиться с темой. Другие пишут черновики по нескольким темам. Третьи за полчаса до конца экзамена решают, что тема не понравилась, и в панике хватаются за другую. Поэтому нужно потренироваться в выборе темы.

 

Важно: реальные формулировки пакетов тем ФИПИ публикует только в день экзамена, в 9:45 по местному времени, отдельно для каждого часового пояса. Подробнее об этом — в приложении к книге.

 

Мы предлагаем вам примерные варианты тем, которые могут быть на экзамене. Темы разделены на пакеты.

 

Кто мы?

Оксана Николаевна Беляева

кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по русскому языку, автор статей и учебных курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, автор методических материалов, тестов и видеоразборов для сайтов «Тетрадка», «Незнайка», «Самообразование», автор и ведущий вебинаров на порталах «Могу писать» и «Первое сентября», эксперт-консультант по итоговому сочинению и по сочинению формата ЕГЭ проекта ВК «ЕГЭ 100 баллов», автор книги «Идеальное сочинение» (Феникс, 2019), автор книги «Сочинение на ЕГЭ: грамотность, логика, этика, факты» (Титул, 2020), преподаватель онлайн-школы ОК ЕГЭ. Получила 100 баллов на ЕГЭ-2019 и ЕГЭ-2020 по русскому языку.

 

Ксения Александровна Кафтаева

репетитор по русскому языку, автор статей и учебных курсов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, автор материалов, тестов и разборов для сайтов «Незнайка», «Самообразование», «ЦТЕГЭ», эксперт-консультант по итоговому сочинению и по сочинению формата ЕГЭ проекта ВК «ЕГЭ 100 баллов», преподаватель онлайн-школы ОК ЕГЭ. Получила 100 баллов на ЕГЭ-2016 и ЕГЭ-2020 по русскому языку.

 

Нам помогали

Мы хотим поблагодарить всех, кто поддерживал нас при работе над книгой, шедро делился идеями и советами. Среди них эксперты ЕГЭ по русскому языку и по литературе, опытные преподаватели Ольга Сергеевна Шадрина (Санкт-Петербург), Татьяна Павловна Гуськова (Москва), Алексей Владимирович Гулянов (Кемерово), Виктория Викторовна Мшенская (Новомосковск), Ирина Владимировна Фазиулина (Ижевск).

И конечно, спасибо ребятам, которые разрешили нам использовать в книге фрагменты своих сочинений: Дарья Чернышевская, Лиза Шандорина, Зарина Бикбулатова, Софья Кареева, Настя Архипова, Анна Иваненкова, Дмитрий Тращенок, Юлия Стангрит, Дмитрий Фокин, Юлия Норман, Мария Дегтева, Никита Заглумонин, Сероб Оханян и другие. Сейчас они только начинают подготовку к экзаменам, учатся на своих ошибках и любезно предоставили нам возможность разобрать реальные работы вместе с вами.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.