Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся в специальных приемниках для содержания арестованных в административном порядке — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся в специальных приемниках для содержания арестованных в административном порядке

2023-01-16 28
Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, содержащихся в специальных приемниках для содержания арестованных в административном порядке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Значительный интерес для ОРО представляют лица, арестованные в административном порядке, содержащиеся в специальных приемниках ОВД, и лица, задержанные в административном порядке за бродяжничество, содержащиеся в приемниках-распределителях (центрах социальной реабилитации). Эти лица являются традиционным объектом проведения ОРМ для отечественных ОРО.

Непосредственно в этих учреждениях возможно проведение следующих ОРМ: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, оперативное внедрение и оперативный эксперимент (при необходимости раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений).

Особенности проведения ОРМ в отношении лиц, арестованных в административном порядке, содержащихся в специальных приемниках. В теории и практике борьбы с преступностью уже давно установлена закономерность, в соответствии с которой преступная деятельность многих криминально активных лиц чередуется с совершением ими же административных правонарушений. Причем количество зафиксированных административных проступков вырастает у лиц, неоднократно судимых за кражи, грабежи, разбои, нанесение телесных повреждений, уголовно наказуемое хулиганство, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. "В их преступной биографии административные правонарушения были внешним проявлением глубоких процессов деформации личности, возникновения в их сознании антиобщественной установки или антиобщественной позиции"*(57).

Административный арест устанавливается ФЗ и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения - до 30 суток.

Административный арест назначается только судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП), военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5).

Данное административное наказание может быть применено за следующие правонарушения, предусмотренные КоАП:

- ст. 6.9 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача);

- ст. 6.12 (получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией);

- ст. 18.7 (неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ);

- ст. 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника УИС);

- ст. 20.1 (мелкое хулиганство);

- ст. 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования);

- ст. 20.3 (демонстрирование фашистской атрибутики или символики);

- ст. 20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения);

- ст. 20.18 (блокирование транспортных коммуникаций);

- ст. 20.25 (самовольное оставление места отбывания административного ареста).

Исполнение постановлений судьи об административном аресте возложено на полицию. Для исполнения данной обязанности в городских и районных ОВД образованы специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Исполнение административного ареста производится немедленно после вынесения судьей соответствующего постановления независимо от того, за совершение какого из предусмотренных законом правонарушений назначено данное наказание. Сразу после объявления постановления лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется сотрудником полиции в спецприемник, а там, где его нет (как правило, в сельской местности), - в ИВС.

Исполнение полицией рассматриваемого вида административного наказания в настоящее время регламентируется ст. 32.8 КоАП; Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста"; Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказами МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83.

Основанием для приема и содержания в спецприемнике арестованных является постановление судьи об административном аресте, оформленное в установленном законодательством порядке и скрепленное соответствующей гербовой печатью.

Время административного задержания включается в срок административного ареста.

Лица, подозреваемые в совершении преступления, в спецприемник не принимаются.

Спецприемник принимает лиц, арестованных в административном порядке, круглосуточно при наличии следующих документов:

- копии постановления судьи о назначении административного ареста, заверенной его подписью и скрепленной гербовой печатью;

- документа, удостоверяющего личность арестованного.

Административно арестованные регистрируются и проходят процедуру обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со ст. 9 ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и фотографируются. В отношении их может производиться звукозапись, кино- и видеосъемка.

В отношении всех арестованных, вновь поступивших в специальный приемник, медицинский работник проводит первичный медицинский осмотр.

Перед водворением в камеры арестованные досматриваются. Личный досмотр производится сотрудником спецприемника одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. Для производства личного досмотра арестованных и досмотра их вещей могут применяться технические средства (металлодетекторы).

У арестованного изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред жизни или здоровью), а также квитанции на изъятые вещи, предметы и ценности.

Арестованные, содержащиеся в спецприемниках, должны находиться в закрытых на замки камерах под постоянной охраной и надзором.

Сотрудникам полиции, назначаемым в наряд для несения службы по охране административно арестованных, оружие не выдается. При задержании лица, совершившего побег из спецприемника, оружие не применяется.

В спецприемнике отдельно содержатся:

- мужчины от женщин;

- арестованные за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе;

- арестованные, которые решением начальника спецприемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случае угрозы их жизни и здоровью.

Необходимость проведения ОРМ в спецприемниках обусловлена содержанием в них лиц, связанных с незаконным оборотом наркотиков, деятельностью экстремистских организаций, организованными формами проституции, хулиганскими проявлениями. Часто эти криминально активные признаки поведения в совокупности присутствуют у одного и того же лица (административно арестованный может быть мелким хулиганом, членом экстремистской организации и потребителем наркотиков либо потребителем наркотиков, занимающимся организацией проституции, и т.д.).

Суть ОРМ в спецприемнике заключается в установлении среди административно арестованных лиц, причастных к совершению преступлений, либо в получении оперативно-розыскной информации об известных этим лицам фактах преступной деятельности других лиц (учитывая их постоянное общение в преступной либо антиобщественной среде).

ОРМ в спецприемнике могут проводиться под прикрытием досмотров, медицинских осмотров, с использованием кино-, фото- и видеосъемки.

Оперативное внедрение и оперативный эксперимент (при необходимости раскрытия тяжких или особо тяжких преступлений) могут проводиться в спецприемнике по согласованию ОРО с руководством этих учреждений.

 

Глава 8. Содержание оперативно-розыскных мероприятий

 

Опрос

 

ФЗ об ОРД не содержит развернутых понятий ОРМ. Поэтому в настоящем учебнике по теории ОРД мы будем использовать понятийный аппарат международно-правовых документов, в которых участвует РФ.

Модельный закон СНГ об оперативно-розыскной деятельности (новая редакция) от 16 ноября 2006 г.*(58) (далее - Модельный закон) определяет опрос граждан как сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со слов опрашиваемого лица, которое реально и вероятно обладает ею.

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового - посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).

Исходя из ФЗ об ОРД допускается привлечение к участию в проведении ОРМ других должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан (ч. 5 ст. 6). Использование технических средств, а также задействование в проведении рассматриваемого ОРМ частных лиц не образуют опосредованной формы общения. Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта - сам оперативник или по его поручению другое лицо.

Проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (ст. 15 ФЗ об ОРД).

В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура - как открыто, так и втайне от опрашиваемого. Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием полиграфа ("детектора лжи"), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого*(59).

При проведении опроса как ОРМ законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.

Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.

Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств - он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.

Проведение опроса имеет свои особенности в зависимости от процессуального статуса опрашиваемого. В частности, Конституция РФ, закрепляя права обвиняемого на его освобождение от обязанности доказывать свою невиновность и свидетельствовать против самого себя (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 51) и обеспечение ему права пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48), исходит из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов.

Поскольку нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний Конституции РФ, опрос обвиняемого по поручению следователя не может быть проведен без соблюдения положений норм УПК, закрепляющих гарантии прав этого особого участника судопроизводства (см. Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. N 211-О).

Учитывая, что опрос предполагает непосредственное общение объекта и субъекта ОРМ, его проведение в отношении подозреваемого, содержащегося под стражей, допускается с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ст. 95 УПК).

Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например частной детективной, уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия. Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.

Один из основателей российской криминалистики И.Н. Якимов еще в 20-х гг. ХХ в. писал, что помимо формальных различий между словесным расспросом как средством секретной работы и допросом как уголовно-процессуальным действием имеются различия и по существу. "Расспрос - это ловкое выпытывание в разговоре сведений от нужного лица, вовсе не обязанного их дать и делающего это невольно, часто без понимания всей важности сообщаемых сведений"*(60).

В административной и частной детективной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.

Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как ОРМ независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.

Гласный опрос может представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК.

Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве ОРМ может производиться оперативником и до возбуждения уголовного дела. Если дело находится в производстве следователя, то гласный опрос органом дознания допускается лишь при наличии поручения следователя в порядке ст. 38 и 210 УПК. Только при гласном опросе гражданина в качестве розыскного действия целесообразно спрашивать разрешение задавать вопросы, а при необходимости подтвердить сообщенные сведения в письменных объяснениях. Объяснения граждан, протоколы принятия устных заявлений и сообщений о преступлении являются процессуальными документами, составляющимися в рамках уголовного судопроизводства, а не ОРД.

Результаты опроса как ОРМ находят отражение в справке оперативника. Самостоятельного доказательственного значения этот документ иметь не может. Справка является источником (носителем) оперативно-розыскной информации, и если даже опрос гражданина имел гласный характер, то стать документом - доказательством в смысле ст. 74 и 84 УПК эта справка не может.

Таким образом, данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого - его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.

В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса. В первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу. Во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.

 

Наведение справок

 

Согласно Модельному закону наведение справок - получение информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД, путем направления запроса соответственно юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и других источников.

Получение или сбор информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др.

В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым ее получение не только по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.

В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения иных ОРМ, определения направлений работы, поиска скрывающегося преступника или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы данные о выдаче лицу официальных документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в местах лишения свободы и другие необходимые сведения.

В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.

Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу. К числу таких сведений отнесены, например: сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и ФЗ (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и ФЗ о коммерческой тайне.

При осуществлении такого ОРМ, как наведение справок, следует руководствоваться ст. 19.7 КоАП, в соответствии с которой за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности.

В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ о ФСБ эти органы имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы ФСБ обязанностей, за исключением случаев, когда установлен запрет на передачу такой информации органам ФСБ.

Следует также учитывать положения ст. 7 ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которая обязывает регистрирующий орган бесплатно предоставлять по запросам правоохранительных органов по находящимся в их производстве делам сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с Законом о гостайне, ФЗ о банках, ФЗ о коммерческой тайне и некоторыми другими законами установлен специальный порядок получения информации.

Статья 139 ГК определяет, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются ФЗ о коммерческой тайне.

С учетом того, что ОРД может осуществляться как гласно, так и негласно, а также исходя из разведывательной направленности этой деятельности и необходимости конспиративного наведения справок допустимо и неофициальное получение данных конфиденциального характера.

Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным лицом ОРО, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных лиц, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.

Разграничивать эти ОРМ и розыскные действия следует по тем же признакам, как и при разграничении опроса - ОРМ и опроса - гласного розыскного действия. При этом наведение справок может быть направлено на решение более широкого круга задач, проводиться до возбуждения уголовного дела. Юридически данное ОРМ относится к компетенции ОРО, а розыскные действия в виде направления запросов с целью получения каких-либо справок или непосредственное ознакомление с документацией учреждений, организаций, предприятий входят в содержание процессуальных полномочий следователей (лиц, производящих дознание).

Отграничение наведения справок - ОРМ от розыскного действия весьма важно с точки зрения определения полномочий ОРО и органов дознания, что должно учитываться следователем при принятии решений о поручении наведения справок в порядке ст. 7 ФЗ об ОРД или проведении гласных розыскных мероприятий аналогичного содержания в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК.

Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам наведения справок в качестве ОРМ может зависеть от его характера. Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного в государственное учреждение за подписью представителя ОРО, и получения официального ответа в письменном виде, то нет никаких препятствий к тому, чтобы при направлении такой справки следователю она была приобщена к уголовному делу в качестве иного документа, о котором идет речь в ст. 84 УПК. Если же результаты наведения справок отражены в рапорте оперативника, то полученные им сведения имеют исключительно ориентирующее значение.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.