Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2023-01-16 | 53 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Во время обсуждения первой конституции и до него, то есть в течение
31
восьми месяцев, Временное правительство правило при помощи декретов, поскольку его подстегивала необходимость действовать и не обмануть надежды миллионов испанцев, которые привели его к власти.
Назовем следующие из принятых мер:
Объявление о плане создания нескольких тысяч народных школ (около семи тысяч); факультативный (а не обязательный) отныне характер религиозного образования (катехизис) в народных школах; провозглашение свободы совести в вопросах религии; запрещение распятий и изображений святых в школьных классах; изъятие произведений искусства, находящихся в церквах (с целью их сохранения); секуляризация кладбищ; разрешение развода (впоследствии подтвержденное законом); отмена (за исключением рождества и Нового года) религиозных праздничных дней и т. д. Все это составляло довольно разнородную совокупность, где символизм некоторых мер противоречиво сочетался с настоящими нововведениями.
С другой стороны, Мануэль Асанья, военный министр, единственный член Временного правительства, изучивший проблемы армии не только с точки зрения ее функции в новом государстве, но и с точки зрения реформ, необходимых для ее модернизации, сократил количество военных округов ( divisiones organicas )с шестнадцати до восьми; предоставил тридцатидневный срок генералитету и высшему и низшему офицерству для досрочного выхода в отставку с сохранением полного жалованья; отменил звания генерал-капитана и генерал-лейтенанта, унаследованные от старого порядка; реорганизовал генеральный штаб армии; заменил военную администрацию в Испанском Марокко гражданской; закрыл, как очаг антиреспубликанской агитации, военную академию Сарагосы, чьим начальником был бригадный генерал Франсиско Франко; преобразовал систему производства в следующий чин; изменил длительность военной службы, полностью устранив возможности освобождения от воинской повинности, которыми пользовались призывники, принадлежавшие к привилегированным классам.
Все это с тех пор стали называть «военной реформой» Асаньи. Она, подчеркнем, вошла в силу до принятия кортесами конституции и являлась соединением противоречивых мер: одни из них были превосходны, другие —губительны. Если декреты, касавшиеся демократизации армии путем нового способа производства офицеров в следующий чин, отмены излишних высоких воинских званий, равенства всех военнообязанных перед призывом и т. д., принадлежали к положительным мерам, то предложение офицерам выйти досрочно в отставку при условии полного сохранения жалованья (приняли его после провозглашения республики 10 тысяч из общего количества 21 966 офицеров и 566 генералов) оказалось серьезной ошибкой.
С помощью этой меры Асанья, конечно, предполагал разгрузить армию от избытка командного состава, а главное, избавиться от большого количества офицеров-монархистов. Армию разгрузили, но отнюдь не избавили от элементов, враждебных новому порядку. Многие офицеры республиканского направления действительно вышли в отставку, а генералы — монархисты и фашисты, принадлежавшие к замкнутому клану «африканцев», как раз от ухода воздержались.
Автономия Каталонии
Если в период реформ республика вступила в трагически напряженные отношения с важным сектором рабочего движения (анархо-синдикалистами), то зато ей удалось разрешить без резких столкновений в высшей степени сложную проблему: Статут Каталонии.
Старт, однако, был весьма неудачен.
Опираясь на формальные обязательства, подписанные участниками Сан-Себастьянского пакта, согласно которым обещанная Каталонии автономия должна была быть ей предоставлена, как только Учредительные кортесы примут соответствующий закон, некоторые каталонские националисты — чьим почитаемым вождем был полковник Масиа, семидесятилетний энтузиаст, седовласый конспиратор, познавший тюрьмы и изгнание, — пожелали сразу же после падения монархии пойти значительно дальше, провозгласив 14 апреля в Барселоне с балкона парламента l ’ Estat Catala ,другими словами, Каталонскую республику.
Такое несвоевременное решение вызвало у всех членов Временного правительства резкую реакцию, полную гнева и осуждения. Решение это действительно грозило нарушить единство республиканцев, но, принимая его, Масиа сразу обеспечил себе прекрасную роль, хотя вскоре, как увидим, забил отбой.
Если республиканцы и социалисты хотели, чтобы Каталония как можно скорее получила статут, удовлетворяющий ее стремления к автономии, то никто из них не желал на деле, чтобы эта богатая промышленная область, столько веков связанная с Испанией, сразу же сама себе даровала независимое национальное существование.
Для того чтобы образумить полковника Масиа, в Барселону отправилась первая делегация Временного правительства (в составе Фернандо де лос Рйоса, министра юстиции, Марселино Доминго, министра
32
народного просвещения, и Николау д'Оливера, каталонца и министра экономики), а Индалесио Прието распустил слух, что для предотвращения отделения будут введены в действие армия и гражданская гвардия.
Трем эмиссарам при помощи Луиса Компаниса, лидера Esquerra de Catalunya *(недавно созданной массовой партии, объединившей в своих рядах мелких землевладельцев, рабассайров,среднее крестьянство, некоторое количество каталонских рабочих, не обладавших ясным сознанием своей социальной принадлежности, видных интеллигентов, ратующих за каталонское культурное обновление, и даже кое-каких представителей деловой и коммерческой буржуазии), удалось смягчить старого мечтателя, который согласился в конце концов на провозглашение декретом регионального самоуправления во главе с правительством, воскрешавшим старинный Генералидад —исторический институт, вовремя вытащенный, по выражению Пьера Вилара, из «националистических идеологических музеев»; для пылкого полковника это был почетный компромисс. 23 апреля декрет был обнародован, и 27 апреля Алькала Самора совершил официальный визит в Барселону от имени Временного правительства.
Торжественно встреченный ликующим городом, он обнял полковника Масиа на большом балконе Дворца Генералидада, скрепив таким образом перед лицом несметной толпы заключенное несколько дней назад соглашение, которое увенчало десятилетия надежд и борьбы. Отныне на площади Сант-Жауме, которой вскоре дали название «площадь Генералидада», красно-желто-лиловое знамя Испанской республики и красно-желтое знамя Каталонии развевались вместе на флагштоках общественных зданий.
Во время визита главы Временного правительства в Барселону было решено, что проект статута будет изучен и станет предметом референдума. 2 августа избиратели направились к урнам по всей Каталонии, чтобы высказать свое мнение о предложенном им статуте. Результаты голосования: 592 691 «да», 3726 «нет»; около 200 тысяч, однако, воздержались от голосования. Для внушительного большинства каталонцев этот референдум отметил начало новой эры. Для полковника Масиа это был апофеоз. Перед ликующей толпой тот, кого в народе запросто называли A vi(дедушка), произнес прерывающимся от волнения голосом: « Ja som lliures(отныне мы свободны). И никакая власть в мире отныне не сможет сломить волю каталонского народа... Каталония займет почетное место среди цивилизованных наций».
14 августа 1931 года автономное правительство Генералидада под председательством полковника Масиа приступило к выполнению обязанностей.
Победа, одержанная каталонскими националистами, немедленно разбудила в душе монархистов и консерваторов — долгие годы вообще отрицавших особый характер регионов, хотя Каталония и Страна Басков дают тому два бесспорных примера, — всех старых демонов векового кастильского централизма.
Поэтому, когда текст статута был поставлен на обсуждение в Учредительных кортесах, это вызвало невероятный взрыв антикаталонских страстей, показавший, насколько устойчив был (даже в этом республиканском собрании) почти утробный кастильско-каталонский антагонизм, который умело поддерживали испанская монархия и церковь.
При чтении газет того времени и дебатов, вызванных обсуждением статута, испытываешь неловкость перед поразительным убожеством, неубедительным, чуть ли не расистским характером «кастильской» аргументации, призывающей рассматривать каталонцев как народ коммерсантов, неспособный постичь величие, присущее потомкам 500 тысяч кастильских идальго, носителям всех добродетелей.
Потребовалась вся сила диалектики Мануэля Асаньи, чтобы кортесы приняли, правда не без изменений, проект статута и проголосовали за статьи, дающие Каталонии правительство, парламент, администрацию, юстицию, бюджет и культурную автономию, оставив открытым щекотливый вопрос ответственности за общественный порядок (каталонская полиция или общенациональная государственная полиция?).
Обманутые ожидания басков
Хотя 14 апреля первым городом и муниципалитетом Испании, провозгласившим республику, был Эйбар, Временное правительство — а особенно один из его членов, социалист Индалесио Прието, чей авторитет был высок почти во всех слоях населения Бильбао, — выразило неодобрение, когда одно крыло баскского католицизма, руководимое тогда Хосе Антонио Агирре — преуспевающим адвокатом, близким к деловым кругам, стоящим за национальную эмансипацию Эускади **, — объявило, что Баскская республика явится частью будущего Испанского федерального государства.
________
* Каталонская левая (катал.) — Левая республиканская партия Каталонии, созданная в марте 1931 года и объединившая мелкую и среднюю буржуазию — Прим. ред.
** Баскское название Страны Басков. — Прим. ред.
33
Когда Агирре и его друзья призвали баскских муниципальных советников организовать 17 апреля «марш в Гернику», чтобы встретиться всем под Священным деревом старинного баскского города, Мадрид реагировал весьма решительно, запретив и самый «марш», и собрание в Гернике.
Чего боялись в Мадриде и почему приняли эти меры?
Не входя в подробности, скажем, что вокруг Прието образовался целый клан, который желал подчинить регионалистские устремления влиянию социалистов и обвинял сторонников Агирре в «антиреспубликанизме». Маневр этот походил на попытку перехватить инициативу.
2 мая Прието сам предложил баскам от имени Временного правительства «автономный статут», и это развязало страсти среди баскских националистов. Традиционалисты-католики и националисты, последователи Агирре, оспаривали ведущую роль в движении. В конце концов одержал верх Агирре. Он добился в Эстелье председательства, объединил оба течения и потребовал создания автономного правительства, облеченного полномочиями, которые позволили бы ему определить отношения между церковью и Страной Басков, пользуясь прямыми связями с Ватиканом.
Однако население Бильбао приняло сторону Прието, враждебного такому антисветскому характеру проекта статута, и решение проблемы в целом было отложено.
В ходе событий отношения между этим регионом и центральной властью все время обострялись. Потребовались победа Народного фронта на выборах и военный мятеж 18 июля 1936 года, чтобы баски в пламени гражданской войны получили наконец статут, о котором с ними до сих пор только мелочно торговались, статут, который в час трагедии подвигнул их принять массовое участие в борьбе за Испанскую республику.
Итак, первые месяцы существования Временного правительства не были, как можно заметить, идиллией.
Религиозный вопрос
В этой сложной и напряженной обстановке разразился правительственный кризис, порожденный обсуждением в Учредительных кортесах главных статей конституции, касающихся отношений церкви и государства.
Когда речь зашла об утверждении мер, принятых Временным правительством в конце апреля и в мае по религиозному вопросу, о включении их в конституцию, тлевший до этой поры конфликт вспыхнул открыто и привел к публичному столкновению в кортесах главы правительства Алькала Саморы с радикальными республиканцами и социалистами.
Полемика сосредоточилась на нескольких статьях конституции: это были, с одной стороны, статья 3, с другой —статьи 24, 25 и 26, гласившие, что Испания не имеет официальной религии, определявшие условия осуществления религиозной свободы, а также новые отношения между церковью и государством.
Для католиков-консерваторов самый факт обсуждения возможности существования светского государства без официальной религии был извращением, если не кощунством. Словно в литании, во всех их выступлениях повторялся один и тот же аргумент. «Католическая церковь, — твердили они неизменно, — мать Испании, источник ее величия». Им казалось святотатством намерение поставить наравне, да еще в конституционной статье (статья 26), церковь и какую бы то ни было другую ассоциацию, хотя бы она объединяла самый блистательный ареопаг ученых и писателей-атеистов.
Дебаты в кортесах по этому поводу были тем более бурными и сложными, что Алькала Самора, а вслед за ним Мигель Маура (министр внутренних дел) приняли сторону правой, нарушив тем самым правительственную солидарность. Их поведение возмутило республиканское общественное мнение.
Вызвавшие споры статьи конституции касались, по словам испанского историка и экономиста Рамона Тамамеса, «огромной власти испанской церкви, которая в прошлом всегда занимала благоприятную для правящих классов позицию, а в последние дни либеральной монархии и особенно во время диктатуры [Примо де Риверы — Ж. С]с беспокойством следила за успехами республиканцев и политическим ростом пролетариата, выступавшего под знаменами антиклерикального марксистского социализма или в рядах анархо-синдикализма, открыто порвавшего с католицизмом».
Оба лагеря — церковь и сторонники секуляризации государства — вступили в жестокую борьбу, срывая всякую возможность достигнуть договоренности и крайне затрудняя поступательное движение нового режима. Первоначальное содержание 26-й статьи подверглось мелким изменениям и переделкам. Но правые, Алькала Самора и Маура, не отступали ни на пядь в вопросах, касавшихся подчинения религиозных конгрегации специальному закону; отмены в течение двух лет всех субсидий (государственных, региональных, провинциальных и муниципальных), которыми они пользовались; уважения законов, касающихся безопасности государства; запрета [для них] заниматься промышленной и коммерческой деятельностью.
34
Все эти споры только утвердили монархический и консервативный лагерь в желании сплотить свои силы. Главные католические газеты и священники в своих проповедях повели кампанию против правительства. Они изображали его порождением международного заговора франкмасонов, поставившего своей целью «уморить голодом лишенное всяких владений духовенство» («Дебате»). Объявлялось, что пора «вымести всю эту нечисть».
Постепенно тон все более ожесточался. На митингах, собиравших несметные толпы, поносили республику, франкмасонов, социалистов, рабочих, коммунизм и анархизм, а множество школьников носили на цепочке маленькие распятия, чтобы «вознаградить себя» за те, что сняли со стен школьных классов. Религиозные изображения, уцелевшие от майских пожаров, почитались как чудотворные святыни. Расхватывали клочки сутаны спасшегося из пламени иезуита.
Итак, религиозный вопрос стал одной из наиболее сложных проблем нового режима. Составители проекта конституции остерегались, однако, вводить в основной закон выражения, которые могли бы оскорбить католическое общественное мнение. Отделение церкви от государства, секуляризация и прочее определялись такими же правовыми терминами, как во многих современных конституциях. Сведенная на уровень философских воззрений религиозная вера (и абсолютное право на нее для каждого гражданина) становилась делом личной совести и того или иного взгляда на происхождение и назначение человека. Ничуть не больше. Ничуть не меньше.
Но у правых, пользовавшихся поддержкой церкви, было на этот счет другое мнение. Они составили мозаику из всех статей конституции, покушавшихся на вековые прерогативы духовенства, и использовали ее как главный козырь.
Республиканцы всех направлений, сторонники этих реформ, надо сказать прямо, не показали себя в этом случае великими стратегами. Вместо того чтобы, как говорят ныне, «снять напряженность» спора и постараться терпеливо объяснить, почему непомерная власть церкви внутри государства является ничем не оправданной исторической аномалией, они попались в ловушку антиклерикального красноречия.
Только Асанья — из всех левых республиканцев, радикал-социалистов и радикалов — показал, прибегнув к блистательному историческому анализу, как в XIX веке после «дезамортизации»*, осуществленной либералами, церковь под прикрытием конкордата 1851 года постепенно вернула свою власть, снова наложила руку на образование и восстановила свое огромное богатство, потеряв тем самым в духовном плане то, что снова приобрела в плане мирском. Но в конце своей речи оратор все же распалился. Вместо того чтобы подчеркнуть юридическое и практическое значение предлагаемых кортесам мер, он воскликнул, что если Испания XVI и XVII веков была католической, то Испания XX века перестала быть ею ( Espaha ha dejado de ser catblica ).Сказав это, он только подлил масла в огонь. Если и была толика (статистическая) истины в этой формулировке, воспринятой в католических кругах как удар грома, то ее полемическая (и не очень мотивированная) сторона сместила центр тяжести проблемы.
Дискуссия о 26-й статье сводилась на деле к одному вопросу: сохранят или нет религиозные конгрегации фактическую монополию, принадлежавшую им в области народного образования. Оратор ни в коем случае не должен был покидать эту почву. Продолжая выступление, Асанья, конечно, вернулся к существу спора, уточнил свою цель, но сказанного не вернешь. Красноречие возобладало над осторожностью.
Должна ли была нарождающаяся республика проявить больше гибкости в религиозном вопросе?
Сейчас, по прошествии времени, легко говорить, что было бы более мудро не оскорблять чувства миллионов католиков, принадлежащих к сельским и городским мелким и средним слоям, тем более что многие представители низшего духовенства, особенно в Каталонии и Стране Басков, голосовали за республику 12 апреля 1931 года.
Но можно ли забывать, что испанская церковь обладала тогда огромной светской властью, а большинство ее высших служителей ненавидели республику, как о том свидетельствовало пастырское послание кардинала Сегуры?
История — безжалостный судья. От ее бдительного ока не укроется ничто. Отныне все произнесенные речи, как и все принятые меры по религиозному вопросу, стали компонентами беспощадной борьбы, в какую вступили все действующие силы, одни — затем чтобы идти вперед, другие — чтобы вернуть statu quo ante ,прежнее положение вещей.
Первым эпизодом этой борьбы была отставка дона Нисето Алькала Саморы, главы Временного правительства, и другого католика, тоже консерватора, Мигеля Мауры, министра внутренних дел. Отставка эта на некоторое время развязала руки Мануэлю Асанье. Назначенный 13 октября 1931 года главой
___________
* Согласно законам о церковной «дезамортизации» (ликвидации неотчуждаемости феодальной собственности церкви), изданным в 1835-1837 годах, было закрыто большинство монастырей, а их земли конфискованы и пущены в распродажу — Прим. ред.
35
Временного правительства, он отныне связал свое имя с тем, что впоследствии было названо «двухлетием реформ».
Земельный вопрос
Самой яркой иллюстрацией бездействия правительства в социальном плане был его подход к аграрной реформе, которая должна была бы стать краеугольным камнем нового режима.
Если оплата сельскохозяйственных рабочих в течение 1931-1933 годов возросла вдвое, то проблему проблем — концентрацию обрабатываемых земель в руках латифундистов — только начали изучать. А это было способом ухода от действительности.
Лишь после шестимесячного обсуждения в Учредительных кортесах аграрный вопрос был включен в основной закон. Но это был только первый шаг, причем теоретического характера. И весьма скромный. Аграрному вопросу была посвящена лишь одна статья (статья 47), составленная довольно туманно, в абстрактных общих фразах. Она гласила:
«Республика окажет помощь крестьянам и, среди прочего, примет закон о неотчуждаемой семейной собственности, свободной от всяких налогов, о сельскохозяйственном кредите, стихийных бедствиях, ссудных кассах, агрономических школах, ирригационных работах и прокладке проселочных дорог».
Трудно было выразиться более неясно. О будущем положении латифундий, принадлежащих аристократии, нет даже упоминания.
Когда в кортесах открылось обсуждение закона о проведении в жизнь статьи конституции, касающейся аграрного вопроса, страсти разгорелись. Радикалы, подстрекаемые Алехандро Леррусом, хотя он и был еще министром коалиционного правительства 14 апреля, бросили лозунг: «Аграрная реформа — да! Социалистическая аграрная реформа — нет!»В ответ социалисты предприняли контратаку, потребовав, чтобы решение аграрной проблемы больше не откладывалось.
Споры ожесточились. Шли баталии за поправки, цель которых была сорвать всякую серьезную попытку изменить вопиющее неравенство в распределении земельной собственности. С 10 мая по 9 сентября 1932 года из 71 заседания парламента 46 были посвящены обсуждению закона об аграрной реформе, утвержденного в конце концов 15 сентября.
Аграрная политика правительства Асаньи с 1931 по 1933 год в силу своих проволочек и противоречивости была гибельна для нарождающейся республики. Англичанин Реймонд Карр, профессор из Оксфорда, писал по этому поводу во введении к труду «Республика и гражданская война в Испании»:
«Несомненно, в социальной области в 1931-1933 годах Республика выбрала наихудшую из возможных линий поведения. Как средство улучшения положения крестьянства аграрная реформа потерпела полный провал». В общем, правительство Асаньи не только экспроприировало ничтожно мало, но и глубоко разочаровало самые обездоленные слои крестьянства, ожидавшие всего и не получившие почти ничего.
Законодательные меры, принятые Ларго Кабальеро в качестве министра труда, с целью обеспечить сельскохозяйственным рабочим абсолютное преимущественное
Толедские крестьяне, арестованные гражданской гвардией за то, что они выступали против задержки аграрной реформы.
36
право на получение работы по месту жительства, в то же время ударили по тем, кто раньше мог найти работу, переходя из деревни в деревню; повредили сбору урожая в некоторых областях из-за нехватки рабочей силы на местах; побудили многих землевладельцев провести «посевные забастовки».
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!