Языческие идолы христианства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Языческие идолы христианства

2023-01-02 26
Языческие идолы христианства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во время нашего путешествия мы столкнемся с целым рядом утверждений, которые могут на первый взгляд показаться просто потрясающими. Но такое случается часто в процессе установления исторической истины, поскольку большинство из нас было приучено воспринимать толкование некоторых исторических фактов как нечто само собой разумеющееся. Изучали историю, главным образом, с идеологических позиций — в форме религиозной или политической пропаганды. Историческая наука была частью административной системы; она отделяла слуг от хозяев и «приспособленных» от «неприспособленных». Политическая история, разумеется, долгое время писалась самими хозяевами — меньшинством, решавшим судьбу большинства. Ничем от нее не отличается и история религии, задуманная как инструмент управления посредством внушения страха перед неизвестностью. Таким образом, за счет верующих, которые в самом деле ищут духовного просветления и спасения, церковные иерархи сохранили свое верховенство.

Что касается политической или религиозной истории, то ни для кого не секрет, что вероучения государственного истэблишмента зачастую сами переходят грань реальности, но, тем не менее, такие доктрины редко ставятся под сомнение. Они могут быть менее эксцентричны и надуманны, но зато в такой степени запутаны и туманны, что при сколько-нибудь детальном рассмотрении кажутся по-настоящему бессмысленными.

По библейскому летоисчислению, в соответствии с Книгой Бытия, поиск нашего Грааля начинается с сотворения мира. Чуть более двух столетий назад, в 1779 году, Лондонским консорциумом книготорговцев была выпущена гигантская 42-томная «Всемирная история», позднее ставшая наиболее авторитетным изданием в своей области. На ее страницах с непоколебимой уверенностью утверждается, что Бог приступил к своей работе по творению Мироздания 21 августа 4001 года до Р.Х. [1] Поскольку часть богословов склонялась к мысли, что более вероятной датой следует считать 21 марта, начались длившиеся добрый месяц дебаты. Однако все сошлись на том, что год был определен точно, а между вселенским небытием и появлением на свет Адама прошло всего лишь шесть дней.

Во времена публикации книги Великобритания была охвачена промышленной революцией. Это был период необычных изменений и бурного развития, но, как и в нынешний век ускоренного прогресса, обществу приходилось чем-то жертвовать. Высоко ценимые в недавнем прошлом промыслы и ремесла быстро устаревали, уступая преимуществам серийного производства, и общество перегруппировывалось, приспосабливаясь к базирующемуся на экономике общественному строю. Рождалось новое поколение «победителей», в то время как большинство пыталось как-то выпутываться в непривычной для себя обстановке, не имевшей ничего общего с той, в которой они воспитывались. Правильно или неправильно, но данное явление называется прогрессом, и его безжалостный критерий сформулирован английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином в его законе: выживает наиболее приспособленный [2]. Трудность Заключается в том, что шансы людей на выживание часто снижаются эксплуатирующими их и пренебрегающими ими хозяевами, — теми самыми «первопроходцами», которые проторили дорогу к прогрессу, способствуя (если не сказать гарантируя) свое собственное выживание.

В наше время не представляет труда понять, что вышедшая в 1779 году «Всемирная история» содержала ошибки. Нам известно, что мир был «сотворен» не в 4001 году до Р.Х. Мы также знаем, что первым человеком на планете был вовсе не Адам [3]. Человечество в процессе взросления избавилось от столь архаичных воззрений. Но для живших в конце XVIII столетия эта впечатляющая книга представляла собой творение людей более образованных, чем они сами, и, естественно, воспринималась вполне серьезно. В связи с этим стоит задать себе вопрос: какое количество признаваемых ныне научных и исторических фактов будет также казаться устаревшими в свете открытий будущего?

Догма не обязательно является истиной; она представляет собой энергично отстаиваемое толкование истины на основе имеющихся фактов. С появлением новых неопровержимых фактов, разумеется, меняются и научные постулаты, но с церковными догматами такое случается чрезвычайно редко. Содержание данной книги в особенности касается вероучения и положения в обществе христианской церкви, игнорирующей открытия и откровения, а также придерживающейся нелепых догм, уходящих корнями в средние века. Как метко заметил в начале нашего века Г. Дж. Уэллс, религиозная жизнь на Западе «протекает в историческом здании, построенном на песке».

Эволюционная теория Ч. Дарвина, сформулированная им в вышедшей в 1871 году книге «Происхождение человека» [4], не причинив никакого вреда самому Адаму, тем не менее, дискредитировала всякую мысль о нем, как о первом человеке на Земле. Как и все органические формы жизни на планете, люди в течение многих сотен и тысяч лет вовлечены в процессы генных мутаций и естественного отбора. Обнародование этого факта повергло в ужас религиозно настроенное общество. Некоторые просто отказывались воспринимать новое учение, а большинство впало в отчаяние. Если Адам и Ева не были прародителями рода человеческого, то, стало быть, и не было первородного греха, а посему — сам повод для его искупления не имел под собой основания!

Для большинства верующих концепция «естественного отбора» была совершенно непонятна. Они заключили: поскольку выживают наиболее приспособленные, то успех должен зависеть от умения обойти своего соседа. Так рождалось еще одно поколение безжалостных скептиков. Как никогда прежде расцвел эгоцентричный национализм, а местные божества почитались как языческие боги прошлого. Символы национальной тождественности (подобно Великобритании и Ирландии) превратились в новых идолов христианства.

На этой нездоровой основе и зародилась империалистическая болезнь. Сильные и экономически развитые страны заявили о своих правах на эксплуатацию менее развитых наций. Новая эра создания империй началась с лишенной благородства борьбы за захват территорий. В 1871 году в результате слияния отдельных немецких государств образовался Германский рейх. Объединение других государств привело к образованию Австро-Венгерской империи. Значительно расширилась Российская империя, а Британская империя к концу прошлого столетия занимала не менее одной пятой всей площади земной суши. Это было волнующее время бесстрашных христианских миссионеров, большую часть которых направляла в свои заморские владения королева Англии Виктория. Подорвав до крайности основания веры дома, церковь, пересмотрев свою деятельность, старалась найти оправдание ей за рубежом. Особенного много работы было у миссионеров в таких местах, как Индия и Африка, где люди уже давно поклонялись своим богам и ничего не слышали об Адаме. И, что еще более важно, они слыхом не слыхивали о Чарльзе Дарвине!

Из работодателей периода промышленной революции в Великобритании сформировалась новая общественная прослойка. Эта отпочковавшаяся от среднего класса социальная группа (в большей степени, нежели все богатые люди в целом) представляла собой истинную аристократию и правящий истэблишмент, эффективно создавая реальную классовую структуру — систему разделения труда, — где каждый занимал определенное место. «Вожди» купались в роскоши, а оппортунисты из среднего класса конкурировали между собой за «место под солнцем». Рабочий люд встретил свою крепостную зависимость с верноподданническими песнями, мечтой о «Надежде и славе», а также портретом родовой жрицы Британии на каминной полке.

Ученые-историки понимали, что противостояние империй долго продолжаться не может, и предсказывали день, когда конкурирующие державы натолкнутся на мощное противодействие. Конфликт начался, когда Франция предприняла попытку возвратить себе оккупированные Германией Эльзас и Лотарингию, — обе страны длительное время сражались за право владеть этим районом, богатым месторождениями железной руды и угля. Россия и Австро-Венгрия сцепились в схватке за владения на Балканах. Колониальные амбиции по поводу владений в Африке и других частях света породили споры. Фитиль был подожжен в июне 1914 года, когда сербский националист Гаврило Принцип застрелил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Вслед за этим в Европе вспыхнула крупномасштабная война, спровоцированная, главным образом, Германией. Она начала военные действия против России, Сербии, Франции и Бельгии; контрнаступление союзных держав возглавила Великобритания.

Борьба продолжалась более четырех лет и закончилась тем, что в Германии разразилась революция, а кайзер Вильгельм II бежал из страны.

Следуя за всеми технологическими нововведениями промышленной эпохи, историческая наука не могла похвалиться успехами в области общественных отношений. Достижения инженерной мысли привели к беспрецедентному росту военного могущества, в то время как разобщенное христианство узнать возможно было лишь с трудом. Тщеславие Британии осталось непоколебленным, но Германский рейх не собирался так легко смириться с потерями. После свержения старого режима у кормила власти встала новая энергичная политическая партия. Ее самовластный фюрер Адольф Гитлер аннексировал в 1937 году Австрию, а два года спустя напал на Польшу. Так началась вторая, на этот раз действительно мировая война, — самое жестокое до настоящего времени сражение за овладение земным пространством. Боевые действия велись в течение шести лет, и главный удар был нанесен в самое сердце христианской веры — по праву каждого жить в цивилизованном окружении.

Совершено неожиданно до сознания людей и церкви дошло, что религия не имеет, да и никогда не имела никакой связи с датами и чудесами. Она связана с верой в мирное сосуществование и добрососедские отношения, с применением этических норм и сохранением духовных ценностей, с верностью и милосердием, а также с постоянным поиском свободы и независимости. Наконец-то прекратились бесконечные споры по поводу эволюционного пути развития человечества,— эта область принадлежала ученым. Большинство восприняло данный факт со вздохом облегчения.

Церковь теперь представляла собой куда менее грозного оппонента ученых, а новая обстановка благоприятствовала всем заинтересованным сторонам. Для многих библейские тексты перестали быть непреложной догмой, почитаемой самой по себе. Религия на деле, а не на бумаге олицетворяла собой евангельские заповеди и законы. Библия, в самом деле, представляла собой книгу рассказов об исторических событиях — сборник древних текстов, заслуживающий исследования и изучения, как и многие другие.

Этот новый взгляд на Священное писание открывает неограниченные возможности для умозрительных рассуждений. Если Ева была в те времена единственной женщиной, существовавшей в природе и родившей трех отпрысков мужского пола, то на ком женился ее сын Сиф, породивший колена Израилевы? Если Адам не был первым человеком на Земле, то в чем его значение? Кем или чем были ангелы? В Новом завете также содержится несколько загадок. Кто такие были апостолы? Творились ли на самом деле чудеса? И самое главное, правда ли, что действительно имело место рождество Христово и Воскресение из мертвых?

Прежде, чем отправиться в длительное плавание по родословной Грааля, мы подробно рассмотрим все эти вопросы. Для того, чтобы осознать факты бракосочетания и отцовства Иисуса, действительно необходимо понять историческую и бытовую обстановку того времени. Во время нашего путешествия многие читатели ступят ногой на новую, доселе совершенно неведомую им землю, — землю давно существовавшую, но устланную ковром и скрытую от их взора теми, кто ради удержания власти старался замалчивать правду. Только свернув ковер и обнажив этот длительное время скрываемый участок суши, мы можем преуспеть в своих поисках Святого Грааля.

 

НАЧАЛО РОДОСЛОВНОЙ

 

В наши дни принято считать, что чтение Ветхого завета не дает, как это можно предположить, точного представления об истории Древнего мира. Уточним — в нем представлена история одного семейства, семейства, которое со временем стало многоплеменным народом, который, в свою очередь, превратился в еврейскую нацию. Если бы Адама можно было назвать первым представителем вида «гомо сапиенс» (несмотря на всю эволюцию человека, предшествующую его появлению на свет), то он определенно был прародителем евреев и колен Израилевых.

Двумя наиболее занимательными персонажами Ветхого завета являются Иосиф и Моисей. Каждый из них сыграл важную роль в формировании еврейской нации, и историческую подлинность их личностей, совершенно независимо друг от друга, можно установить по Библии. В Книге Бытия (41:39—43) рассказывается о том, как Иосиф стал правителем Египта:

 

«И сказал фараон Иосифу: „… Ты будешь над домом моим и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя“. …И поставил его над всей землей Египетской».

 

О Моисее подобное сообщается в Книге Исход (11:3):

 

«…да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа».

 

Тем не менее, при всем своем величии и видном положении, ни Моисей, ни Иосиф не фигурируют под этими именами ни в одной древнеегипетской летописи. В хрониках времен Рамсеса II (1304—1237 года до Р.Х.) говорится о семитских племенах, поселившихся на земле Гошен. Далее объясняется, что пришли они с земли Ханаанской в поисках пищи. Зачем же нужно было писцам Рамсеса упоминать об этом поселении в Гошене? В соответствии с общепринятой библейской хронологией евреи появились в Египте почти за три столетия до эпохи Рамсеса и совершили свой исход оттуда приблизительно в 1491 году до Р.Х., — задолго до восшествия этого фараона на трон. Таким образом, судя по записи современника тех событий, общепринятая библейская хронология в ее нынешнем виде выглядит некорректно.

Существует общепринятое мнение, что Иосиф был продан египтянам в рабство в 1720 году до Р.Х., а примерно десять лет спустя стал наместником фараона. Позднее его отец Иаков (Израиль) [5] с семьюдесятью членами своего семейства, спасаясь от свирепствовавшего на земле Ханаанской голода, прибыли в Гошен. Несмотря на это, в книгах Бытие (47:11), Исход (1:11) и Числа (33:3) говорится о «земле Рамсеса». В Гошене существовал комплекс зернохранилищ, построенный евреями «для Рамсеса II» спустя триста лет после того, как они, по общему мнению, покинули Египет!

На основании этого становится ясным, что иудейское летоисчисление гораздо точнее датирует события, нежели «общепринятая хронология». Иосиф пришел в Египет не в начале XVIII, а в начале XV столетия до Р.Х., где и был назначен первым министром Тутмоса IV (правил в 1413—1405 годы до Р.Х.). Египтянам «визирь Иосиф» был более известен под именем Юя, и его история особенно примечательна своим откровением о библейской значимости не только Иосифа, но и Моисея. Историк и лингвист Ахмед Осман, родившийся в Каире, всесторонне исследовал деятельность этих выдающихся личностей в исторической обстановке Древнего Египта, сделанные им открытия имеют огромное научное значение.

После смерти фараона Тутмоса его сын, взошедший на престол под именем Аменхотепа III, женился на своей сводной сестре Ситамон. В те времена такие браки в Египте были широко распространенным обычаем, особенно в царских семьях. Вскоре после этого он взял также в жены Тейе — дочь своего первого министра Юя-Иосифа. При этом, однако, был издан указ, согласно которому ни один из сыновей новой супруги фараона не обладал правом престолонаследия. Объяснялось это не покидавшими египтян в течение всего периода наместничества ее отца Иосифа опасениями, что евреи захватят власть в их стране. Поэтому, когда Тейе забеременела, было отдано специальное распоряжение об умерщвлении ее ребенка при рождении, если им окажется мальчик. Родственники-евреи Тейе проживали в Гошене, а сама она в ожидании родов находилась в собственном летнем дворце вблизи Зарва, расположенного немного выше по течению Нила. И она, в самом деле, родила-таки сына! Но придворные повитухи, сговорившись с молодой матерью, положили младенца в корзину из тростника и пустили ее вниз по течению к дому Леви, единокровного брата Иосифа.

Мальчик по имени Аминодав, родившийся приблизительно в 1394 году до Р.Х., получил надлежащее образование у жрецов храма Ра, располагавшегося в восточной части дельты Нила. В юношеские годы он перебрался на жительство в Фивы. К тому времени его мать приобрела при дворе значительно большее влияние, нежели старшая жена фараона. Произведя на свет единственную дочь, названную Нефертити, царица Ситамон так и не смогла родить своему супругу сына и наследника престола. Аминодав отверг весь сонм фиванских божеств с мириадами идолов и ввел новый культ Атона — всемогущего бога, изображавшегося в виде солнечного диска с отходящими от него человеческими руками. Атон соответствовал иудейскому богу Адонаю и финикийскому Адонису, имя которого означало «владыка». В это же время Аминодав (по-древнеегипетски Аменхотеп — «Слуга Амона») поменял свое имя на Эхнатон («Угодный Атону»).

Восседавший тогда на троне фараон Аменхотеп III страдал от неизлечимой болезни и не имел прямого наследника престола по мужской линии. Для того чтобы управлять страной в это трудное время, Эхнатон взял в жены и соправительницы свою единокровную сестру Нефертити. По прошествии определенного срока Аменхотеп III скончался, и Эхнатон смог взойти на престол, формально приняв имя Аменхотепа IV.

У Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей и сын по имени Тутанхатон. Фараон закрывал фиванские храмы, исповедовавшие культы многочисленных египетских божеств, и возводил новые, посвященные Атону. Он лично управлял царским двором, состоявшим целиком из его домочадцев, — что совершенно не соответствовало обычаям фараонов того времени. Нововведения фараона-реформатора не встретили широкого отклика в стране, и среди своих подданных он не пользовался популярностью. В особенности это касалось униженных им жрецов местного бога Амона и солнечного божества Ра. Заговоры против него зрели один за другим. Раздавались громкие угрозы поднять вооруженный мятеж, если монарх не позволит поклоняться традиционным богам наравне с безликим Атоном. Но Эхнатон не уступал и был вынужден, в конце концов, отречься от престола в пользу своего двоюродного брата Сменкхара, которого в скором времени сменил на троне сын Эхнатона Тутанхатон. Взойдя на престол в возрасте одиннадцати лет, Тутанхатон был обязан сменить свое имя на Тутанхамон. Но и он жил и царствовал недолго, встретив свою смерть в возрасте двадцати лет.

Между тем Эхнатон был изгнан из Египта. Захватив с собой увенчанный бронзовой змеей царский скипетр, он с горсткой верных людей укрылся в одном из отдаленных уголков Синайского полуострова. Для своих приверженцев он остался единственно законным монархом и наследником престола, которого был лишен. И они по-прежнему уважительно называли его Мосом, Мосисом или Моисеем («потомком» или «рожденным от»), — по аналогии с Тутмосом («Рожденным от Тута») и Рамсесом («Потомком Ра»).

Египетские находки А. Османа свидетельствуют, что Моисей (Эхнатон) вел свой народ от Пи-Рамсеса (вблизи современного города Кантра) на юг через Синайский полуостров к озеру Тимаш. Эту сильно заболоченную местность еще как-то можно было пересечь пешком, но движущиеся по ней лошади и повозки увязли бы в трясине.

Среди тех, кто вместе с Моисеем спасался бегством из Египта, находились сыновья и родственники Иакова (Израиля). По наущению своего предводителя сыны Израилевы соорудили у подножья горы Синай скинию [6], а после смерти Моисея начали свое нашествие в страну, покинутую их пращурами еще в незапамятные времена. Но земля Ханаанская (нынешняя Палестина), подвергавшаяся набегам финикийцев и филистимлян, сильно изменилась с тех пор. Летописи повествуют о крупных морских сражениях и огромных армиях, маршировавших на войну. В конце концов, евреи, ведомые своим новым предводителем Иисусом Навином, добились успеха. Сыны Израилевы перешли реку Иордан и, отвоевав у ханаанцев Иерихон, захватили плацдарм на своей передаваемой из поколения в поколение Земле Обетованной.

После кончины Иисуса Навина наступил период назначаемых «судей Израилевых», представлявший собой вереницу бедствий еврейского народа, продолжавшихся вплоть до 1055 года до Р.Х., когда доведенные до отчаяния племена израильтян, наконец, были объединены своим первым царем Саулом. После частичного завоевания Палестины (Ханаана), взяв в жены дочь Саула, царем Иудейским стал Давид из рода Авраама. К 1048 году до Р.Х., покорив Израиль, то есть объединив под своей властью всю территорию Палестины, он стал царем всех евреев. Так началось родословие Святого Грааля.

 

Глава вторая

В начале

 

 

ИЕГОВА И БОГИНЯ

 

Одновременно с военными успехами евреев-израильтян в Ветхом завете описывается также и продолжавшаяся со времен Авраама эволюция иудейского вероучения. Эта не рассказ о народе, объединенном преданностью богу Иегове, а история фанатичной секты, стремившейся во что бы то ни стало сделать поклонение этому богу господствующей религией еврейского государства. По их убеждению, Иегова принадлежал к мужскому полу, и эта еретическая концепция создала множество серьезных проблем.

В ту далекую эпоху, как правило, понимали, что рождение жизни должно происходить при слиянии мужского и женского начал. В соответствии с этим во многих религиях, будь то в Египте, Месопотамии или другом месте, существовали божества обоих полов. Верховный бог по большей части ассоциировался с солнцем или небом, а верховная богиня отождествлялась с землей, морем или плодородием. Солнце отдавало свое тепло земле и воде, где и зарождалась жизнь, — вполне естественное и логичное объяснение.

В связи с такого рода теистическими идеями необходимо отметить, что один из самых уступчивых персонажей, упоминаемых в Библии, — Соломон, сын царя Давида, превозносится не только за величие и благородство своего правления, но также и за свою человеческую мудрость. Гораздо позднее наследие Соломона сыграло решающую роль в формировании нарождавшегося учения о Граале, ибо он был истинным сторонником веротерпимости. Соломон царствовал за несколько столетий до вавилонского пленения евреев и был неотъемлемой частью исторической обстановки прошлого. В его эпоху Иегова имел огромное значение, но наравне с ним почитались и другие боги. Это было временем духовной неопределенности, и люди не так уж редко старались на всякий случай перестраховаться и почитали различных божеств. В конце концов, с таким множеством почитаемых богов и богинь было бы просто недальновидно хулить чуть ли не всех, кроме одного. Кто мог поручиться, что благочестивые иудеи остановят свой выбор на «правильном» боге?!

В этом отношении легендарная мудрость Соломона зиждилась на взвешенных суждениях. Даже если сам он поклонялся Иегове — богу малочисленной секты, — у него не было оснований отказывать своим подданным в праве исповедовать свою собственную религию (Первая книга Царств 11:4—10). Он даже сохранил веру в божественные силы природы, не придавая значения тому, кто или что управляло ими.

Почитание верховного женского божества было давней традицией в Ханаане, где оно приняло обличье богини Ашторет. Она соответствовала главной шумерской богине Иштар, которой поклонялись жители Двуречья и чей храм находился в городе Урук (библейский Эрех и современный Варка). В соседних государствах Сирии и Финикии она, по сообщениям древних греков, обычно именовалась Астартой.

Святая Святых, или внутренний алтарь храма Соломона, напоминает, как полагают, чрево Ашторет (иначе именуемую Ашерой, как несколько раз упоминается в Ветхом завете). Ашторет открыто почиталась народом Израиля вплоть до VI века от Р.Х. «Владычица Ашторет» была небесной супругой Эла — верховного мужского божества, вместе с которым они составляли «небесную пару». Их дочь Анат титуловалась «небесной царицей», а сына — «небесного царя», именовали личным местоимением — «Он». Со временем отдельные личности Эла и «Его» слились воедино и породили Иегову. Аналогичным образом соединились Ашера и Анат, превратившись в супругу Иеговы, известную под именем Шекина или Матронит.

Имя Иегова представляет собой более позднюю и в некоторой степени англизированную транслитерацию имени Яхве, которое само является четырехбуквенной аббревиатурой «YHWH», написанной на иврите. Изначально эти четыре согласные (которые только позднее стали чем-то вроде акронима для обозначения имени Единого Бога) символизировали четырех членов божественного семейства. Буква «Y» символизировала отца Эла, «H» обозначала мать Ашеру, «W» соответствовала сыну («Ему») и «H» была дочерью Анат. В соответствии с традициями царских семей того времени непостижимая невеста Бога считалась также и его сестрой. Двуполый образ Иеговы был увековечен в иудейском культе каббалы — мистическом учении, достигшем своего расцвета в средневековые времена. Божественная брачная палата являлась Святая Святых Иерусалимского храма. Однако с момента его разрушения Матронит было предопределено вечно скитаться по Земле, в то время как мужская ипостась Иеговы, оставшись на небесах, продолжала править в одиночестве.

На самом же деле мысль о едином боге-мужчине, скрепляющая неразрывными узами всех иудеев, появилась лишь где-то в 536 году до Р.Х., после семидесятилетнего пленения в Вавилоне. Когда евреи были угнаны в плен Навуходоносором, они поначалу представляли собой, по сути дела, разнородные племена, принадлежавшие, по крайней мере, к двум этническим группам — израильской и иудейской. Вернулись же они на Святую землю в качестве объединенного общенациональной идеей «избранного народа» Иеговы.

Большая часть того, что мы привыкли называть Ветхим заветом (еврейской Библией), писалось в Вавилоне. Поэтому не стоит удивляться, что шумерские и месопотамские легенды перекочевали в первые исторические предания евреев, включая сообщения о садах Эдема («рае Эриду») [7], всемирном потопе [8] и Вавилонской башне [9]. Сам основатель рода Авраам перебрался из халдейского города Ура (Двуречье) на землю Ханаанскую, поэтому культурные заимствования, несомненно, могут быть оправданы. Тем не менее, факт остается фактом: сюжеты, подобные изложенному в рассказе об Адаме и Еве, встречались не только в еврейских преданиях.

Истории, аналогичные ветхозаветному рассказу об Адаме и Еве, можно найти в сочинениях древних греков, сирийцев, египтян, шумеров и абиссинцев. В одном из вариантов сюжета у Каина и Авеля были сестры-близнецы — Лулува и Аклемия. Еще по одной версии у Сифа была сестра по имени Норая.

Есть даже письменные источники, в которых говорится о том, что первой супругой Адама, еще до того, как он влюбился в Еву, была Лилит. Лилит, бывшая служанкой Матронит, покинула Адама потому, что тот пытался подчинить ее своей воле. Бросившись в волны Красного моря, она крикнула: «Почему я обязана стелиться под тебя? Я равная тебе!» На шумерском керамическом барельефе, датируемом приблизительно 2000 годом до Р.Х., Лилит изображена обнаженной и крылатой, стоящей на спинах двух львов. Ее воплощенный дух, хотя и не божественный в традиционном понимании этого слова, пышно расцвел в самой знаменитой любви Соломона — любви к царице Савской. В эзотерическом учении мандеев Месопотамии Лилит живописуется как «дочь загробного мира» [10]. Во все времена вплоть до наших дней она олицетворяла собой фундаментальное учение о нравственных возможностях женщины.

После того, как народ Израиля возвратился в Иерусалим, пять первых книг Моисея (Пятикнижие) [11] были сброшюрованы в одну, получившую название Тора (Закон). Остальные тексты Ветхого завета, не вошедшие в иудейскую Библию, рассматривались как самостоятельные, ибо на протяжении многих столетий к ним попеременно относились то с почтением, то с подозрением. Со временем, однако, именно книга Пророков [12] стала играть особо важную роль в упрочении еврейского наследия [13]. Причиной колебаний было отношение Иеговы к избранному им народу, с которым он на самом деле обращался отнюдь не так уж милосердно. Он был всемогущим Богом иудейского племени и обещал его родоначальнику Аврааму возвысить евреев над остальными народами. Но, несмотря на посулы, они только стойко переносили войны, голод, изгнание и плен! Дабы сдержать растущее в народе разочарование, книга Пророков подкрепляет обещание Иеговы заявлением о пришествии Мессии, Помазанника Божия, который будет служить людям и приведет их к спасению.

Данное пророчество сыграло немаловажную роль в восстановлении храма Соломона и Стены Плача в Иерусалиме, но… Спаситель-Мессия не появился. На этом в IV веке от Р.Х. и заканчивается повествование Ветхого завета. Между тем родословие Давидово продолжалось, хотя это и не было историей деятельного царствования.

Только по прошествии более трех столетий, когда во владения государства гордо вступил революционно настроенный наследник иудейского престола, началась совершенно новая глава истории верховной власти. Им был Иисус из Назарета — царь Иудейский де-юре.

 

МЕССИАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Новый завет возобновляет вышеизложенное повествование, рассказывая о событиях последних лет дохристианской эры. Однако неосвещенный в Евангелии промежуточный период имел огромное значение в формировании той политической обстановки, в которой суждено было появиться долгожданному Мессии.

Эпоха началась с усиления могущества державы Александра Македонского, разбившего в 333 году до Р.Х. в битве при Гавгамелах персидского царя Дария III. Разрушив финикийский город Тир, македонский царь двинулся в Египет, где основал город Александрию. Захватив Междуречье, Александр направил свое войско на восток в Среднюю Азию, а затем — на юг, в Индию, где, завоевав Пенджаб, вышел, в конце концов, к Индийскому океану. После его ранней кончины в 323 году до Р.Х. полководцы-диадохи разделили власть в империи Александра между собой. Птолемей стал правителем Египта, Селевк властвовал в Вавилоне, а Антигон правил Македонией и Грецией. В этом же столетии в состав державы Александра вошла и Палестина.

В этой обстановке на европейской сцене появилась новая движущая сила — Римская республика. В 264 году до Р.Х. римляне изгнали карфагенян с острова Сицилия, а затем отобрали у них Сардинию и Корсику. Великий карфагенский полководец Ганнибал нанес ответный удар, захватив Сагунт (нынешняя Испания) и направив свою армию через Альпы в Италию. После блестящих побед над римлянами в битвах у Тразименского озера и при Каннах пунийцы потерпели сокрушительное поражение в сражении у небольшого городка Зама. Карфаген лишился своих владений и оказался в полной зависимости от Рима. В то же время Антиох III (потомок македонского полководца Селевка) стал царем Сирии, а к 198 году до Р.Х., избавившись от египетской зависимости, превратился в полновластного правителя Палестины. Его сын Антиох IV Епифан под угрозой смертной казни запретил евреям выполнять законы Яхве. В ответ на это вспыхнуло восстание иудеев, которое возглавил Иуда Маккавей из рода Хасмонеев [14]. Сам Иуда был убит в одном из сражений, но освободительная война закончилась в 142 году до Р.Х. обретением евреями независимости.

Продолжительная война Рима с пунийцами закончилась полным разрушением города Карфагена и основанием на его месте римской провинции Северная Африка. Военные кампании на востоке привели к тому, что под власть Рима попали Греция, Македония и Малая Азия. Но, несмотря на военные успехи, в самой Италии зрело недовольство. Пунические войны, разорив крестьян-плебеев, в то же время обогатили аристократию, которая, используя труд рабов, строила себе огромные латифундии. Народный трибун Тиберий Гракх, отстаивая интересы плебса, пытался провести в 133 году до Р.Х. аграрную реформу, но был убит в результате заговора сенаторов. Его брат Гай попытался продолжить начатое дело, но также был убит знатью. После гибели братьев руководство партией популяров перешло в руки военачальника Гая Мария.

После того как Гай Марий был избран в 107 году до Р.Х. римским консулом, сенат нашел себе защитника в лице Луция Корнелия Суллы, который, в конце концов, низложив Мария, сам стал в 82 году до Р.Х. единовластным диктатором. Царство кровавого террора длилось до тех пор, пока демократически настроенные государственные мужи во главе с Юлием Цезарем не завоевали популярности в народе, а последний не был законным путем избран на высшую должность.

В тот же самый год римские легионы вступили на Святую землю, уже тогда раздираемую религиозными распрями. Фарисеи, довольно строго соблюдавшие древние иудейские законы, протестовали против усиливавшегося влияния в стране более либеральной эллинистической культуры. Одновременно с этим они обрушивались с резкой критикой на священническую касту саддукеев — политическую и экономическую элиту еврейского общества. Беспокойная обстановка в государстве делала его уязвимым и способствовала вторжению извне. Воспользовавшись благоприятной возможностью, римляне под предводительством Гнея Помпея покорили Иудею и захватили Иерусалим, аннексировав впоследствии также Сирию и оставшуюся часть Палестины.

Тем временем верховная власть в Риме тоже переживала потрясения. В 59 году до Р.Х. Юлий Цезарь, Гней Помпей и Марк Красс создали первый правящий триумвират, но совместное правление не заладилось с самого начала — Цезарь был отправлен покорять Галлию, а Красс возглавил военную кампанию против Парфянского царства. В их отсутствие Помпей, оставив оптиматов, переметнулся в лагерь провозгласивших его консулом республиканцев. Получив это известие, Цезарь двинул свои легионы на Рим. Напуганный таким поворотом событий, Помпей вместе с сенатом бежал из страны. Началась гражданская война, закончившаяся полной победой Цезаря в битве при греческом городе Фарсале. Помпей, спасая жизнь, бежал в Египет, где был убит египтянами, которые преподнесли потом в качестве подарка Цезарю голову его соперника.

В те времена Египтом правила Клеопатра VII совместно со своим братом Птолемеем XIII. В период пребывания Цезаря в Александрии между ним и царицей Египта завязалась любовная связь. Подослав к своему брату наемных убийц, Клеопатра с помощью римских мечей единолично заняла трон. Завершив победоносно кампанию в Северной Африке и Малой Азии, Цезарь вернулся в Рим в 44 году до Р.Х., где был убит в сенате заговорщиками-республиканцами на 15-й день мартовских ид. Его племянник Гай Октавиан вместе с военачальником Марком Антонием и сенатором Марком Лепидом сформировал второй триумвират. В битве при Филиппах в Македонии триумвиры разгромили войско убийц Цезаря — Брута и Кассия. Вскоре после этого Антоний, покинув свою жену Октавию (сестру Октавиана), женился на царице Клеопатре и стал жить в Александрии. Октавиан объявил бывшего союзника врагом отчества и разбил флот Антония в битве при Акциуме у берегов Греции. Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а царство Птолемеев было присоединено к Римской империи.

Палестина в это время состояла из трех отдельных провинций: Галилеи на севере, Иудеи на юге и находившейся между ними Самарии. Прокуратором Иудеи Юлий Цезарь назначил идумеянина Антипатру, а правителем Галилеи — его сына Ирода. Антипатр вскоре погиб, поэтому Ирод был вызван в Рим и там назначен царем Иудеи.

В глазах большей части своих подданных Ирод был арабским самозванцем и узурпатором. Он исповедовал иудаизм, но не принадлежал к роду Давидову. Власть Ирода практически ограничивалась Галилеей, а Иудея на самом деле управлялась римским прокуратором, резиденция которого находилась в Цесарии. Режим, поддерживаемый ими обоими, был до крайности жесток; для удержания населения в повиновении на крестах было распято более 3 тысяч чело<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.