Рождение Хираньякши и Хираньякашипу — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Рождение Хираньякши и Хираньякашипу

2023-01-01 41
Рождение Хираньякши и Хираньякашипу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У великого мудреца Дакши была дочь, которую звали Дити. Однажды она попросила своего мужа Кашйапу, сына великого Маричи, подарить ей ребенка. В это время садилось солнце, и ее супруг медитировал на Верховную Личность Бога, Вишну. И хотя Дити сгорала от нетерпения, Кашйапа, тем не менее, смог успокоить ее соответствующими речами.

"Милая супруга, - обратился он к ней, - я исполню любые твои желания, но ты должна обождать немного, ибо сейчас особое время суток, наиболее для этого неблагоприятное. Сейчас Господь Шива, восседая на спине своего быка, путешествует по небу, сопровождаемый призраками и домовыми. Красноватое тело Господа Шивы осыпано пеплом, клубящимся над крематориями. Он скрыл свои непревзойденные качества под маской дьявола, для того чтобы заслужить к себе доверие всех деградировавших душ, хотя в материальном мире нет никого равного ему и никого более великого, чем он. Поэтому весь этот напускной образ дьявола - не более, чем притворство".

Дити внимательно слушала своего мужа, пытаясь с собой совладать, но, в конце концов, терпение ее иссякло, и она сдалась. Полностью забыв всякий стыд, Дити стала дергать Кашйапу за одежду. Понимая, чего она хочет, Кашйапа лег с ней в уединенном месте и удовлетворил ее желания. После того, как дело было сделано, Кашйапа искупался в реке, медитируя на Всевышнего и воспевая священные гимны.

Дити подошла к берегу реки. Ее била дрожь, поскольку она осознала, что своей похотью оскорбила Господа Шиву и что теперь она прерывала вечерние молитвы своего мужа. Но она вынуждена была пойти на этот риск, потому что знала, что ее дети будут страдать из-за того, что она нарушила правила приличия, и лишь ее мудрый супруг мог точно сказать ей, что ждет их впереди.

Ученый Кашйапа, который был способен видеть будущее, повернулся к ней и сказал следующее: "Я предвижу, что один из наших внуков будет великим преданным. Святые станут подражать его качествам, и все будут рады ему, потому что он будет чистой и бескорыстной душой. Мудрости его не будет границ, а сам он станет сокровищницей всех возвышенных качеств, разделяя с другими и счастье, и горе. Обладая духовным зрением, твой внук сможет видеть Верховную Личность Бога и познает любовь к Нему".

Услышав, что ее внук будет великим преданным, Дити несказанно обрадовалась. "Но что касается наших детей, - продолжал Кашайпа, - то из-за того, что ты оскорбила Господа Шиву, из твоего чрева на свет появятся два демона, которые причинят ужасные бедствия всем трем мирам. Они будут убивать ни в чем не повинных бедных живых существ, пытать женщин и изводить преданных. И затем, наконец, Господь Вишну, доброжелатель всех живых существ, лично снизойдет в этот мир и положит конец их греховной деятельности".

Дити призадумалась над пророчествами мужа и, в конце концов, сказала: "Очень хорошо, что благодаря великодушию Личности Бога нашим сыновьям придет конец". Но, несмотря на свои слова, Дити поверглась в печаль, ибо поняла, что ее сыновья принесут беду всему миру. "Я не позволю этому случиться", - решила она и целых сто лет удерживала младенцев в своем лоне с помощью мистической силы. Но, к сожалению, само присутствие этих демонов в мире, хоть еще и нерожденных, стало причиной того, что свет солнца и луны померк, и все планеты, словно оплакивая грядущие ужасы, погрузились во тьму.

Правители планет пришли с мольбой к господу Брахме и обратились к нему со следующими словами: "Что это за тьма расползлась повсюду? Брахма, ты изначальный зодчий вселенной, и каждая планета была создана по твоему замыслу.

Поэтому ты в состоянии понять, что происходило во вселенной раньше, что происходит сейчас, и что ждет ее в будущем. Уйми, пожалуйста, наши волнения и тревоги, потому что вся жизнь мироздания приостановилась".

Печально взирая на собравшихся полубогов, господь Брахма ответил: "Как небо застилает дымом из-за того, что костер забросали непригодным топливом, так и вся вселенная погрузилась во тьму из-за того, что в чреве Дити находятся демоны". И затем он рассказал о том, как пали с прапанчика - ваикунтхи два привратника, Джай и Виджай.

Благодаря толкованию Брахмы полубоги и обитатели высших планет освободились от замешательства. Все они возвратились на свои планеты, ожидая того, что неизбежно должно было произойти.

Рождение близнецов Дити после столетней беременности сопровождалось множеством ужасных и крупных стихийных бедствий. Горы Земли содрогались. Повсюду внезапно занимались пожары. Множество гибельных комет, метеоритов и ударов молнии разрушали земную поверхность. Чудовищные ураганы с корнем вырывали гигантские деревья, а страшные бури вздымали в воздух облака пыли, скрывавшие из виду солнце, и эту толщу облаков время от времени прорезали вспышки молний, словно смеющихся над жалкой судьбой Земли. Повсюду воцарилась тьма, в которой сложно было что-либо увидеть.

Океан завывал, словно потеряв своего возлюбленного, и его гигантские волны нагоняли страх и ужас на обитателей вод. Реки и озера покрылись пеной, и цветы лотоса завяли. Затмения солнца и луны не прекращались, и светила были обрамлены туманным ореолом. Напуганные дурными предзнаменованиями, повсюду в воздухе кричали птицы, беспорядочно летая в разные стороны. Животные ни с того ни с сего испускали мочу и навоз. Из вымени дрожащих от ужаса коров вместо молока струилась кровь, деревья падали безо всякой на то причины, а находившиеся в храмах изображения богов лили слезы.

Народы Земли, видевшие эти и другие предзнаменования грядущего зла, были обуяны страхом. Никто не знал, что будет дальше, и большинство пророков считали, что грядет конец света.

Появление Господа Вепря

Сразу же после рождения из чрева Дити два демона, Хираньякша и Хираньякашипу,* стали расти, как огромные горы. Тела их были крепкими, как сталь, и вскоре они выросли до таких размеров, что казалось, будто их талии заслоняют солнце, а верхушки их золотых корон касаются неба. Земля сотрясалась при каждом их шаге, когда они шли по ней вдвоем.

Младший братец, Хираньякша, всегда был рад доставить удовольствие старшему своими подвигами. Просто чтобы обрадовать Хираньякашипу, он отправился на небесные планеты с булавой на плече и в воинственном расположении духа.

Он никого не боялся, и совладать с его нравом было сложно, а его необычайная физическая сила пробудила в нем большое самомнение. Поскольку остановить Хираньякшу было невозможно, полубоги попрятались, дрожа от страха, как прячутся змеи при виде орла Вишну, Гаруды. Увидев, что перед лицом его могущества Индра и все остальные полубоги исчезли из виду, Хираньякша громко расхохотался и покинул небесное царство.

 

* Вскоре родилась и демоническая сестра, звали которую Холикой. Народные предания Индии гласят, что было три демоницы, носившие такое имя. Объединяло их то, что они были опасны для детей и все три были преданы огню. Первой была ведьма Путана из Кришна-лилы. Вторая - это безымянная дьяволица, уносившая детей и поедавшая их. С царем демонов у нее был договор, что она не будет съедать более одного ребенка в день. Один из этих детей с помощью непристойных выражений и целого ряда запутанных событий довел демоницу до смерти, и тело ее затем сожгли. Третья же и была сестрой Хираньякашипу и Хираньякши. Однажды Холика получила благословение, согласно которому она не могла сгореть в огне, однако когда она взяла Прахлада к себе на колени и вошла в огонь, то сгорела именно она, а не Прахлад. Отмечаемый в Индии праздник Холи - это, помимо всего прочего, напоминание также и об этих трех женщинах.

 

Словно резвящийся в озере слон, нырял Хираньякша в океанские глубины и вздымал бурю своей железной булавой.

В конце концов, он достиг Вибхавати, первопрестольного града Варуны, царя обитателей вод и низшей части вселенной.

Охранявшие Варуну подводные животные в страхе порасплывались кто куда. Смеясь над Варуной, Хираньякша упал к нему в ноги и изрек: "Давай сразимся, о, Верховный Господь! Ты правишь царством вод, и слава о тебе разнеслась повсюду. Будь так добр, доставь мне удовольствие сразиться с тобой в поединке".

Осмеянный своим не знающим границ соперником, достопочтенный царь подводного мира обуздал свой гнев и сказал: "Я уже слишком стар, чтобы с тобой драться. Фактически, ты настолько великий воин, что мы знаем только одну личность, самую древнюю из всех, с кем тебе было бы интересно драться - Самого Господа Вишну. Обратись к Нему, о предводитель демонов, ибо герой с такими способностями, как у тебя, должен искать достойных противников". Так дипломатично Варуна уклонился от злокозненного Хираньякши.

Однако, через некоторое время царь морей потерял контроль над собой и продолжал уже более искренне: "Найди Господа Вишну, и Он избавит тебя от гордости, потому что повергнет тебя наземь на поле битвы, и, окруженный псами, ты уснешь навеки. Именно для того, чтобы стереть с лица земли таких негодяев, как ты, и пролить свою милость на добродетельных душ, принимает Верховный Господь различные облики, подобные вепрю, Варахе, и воплощается в этом мире".

Спасение Земли

В ходе своего демонического похода Хираньякша завоевал все небесные планеты и выкопал из Земли все золото, нарушив тем самым ее экологический баланс, в результате чего Земля со свистом пролетела через космическое пространство и погрузилась в океан Гарбходака. Увидев, что Земля покоится под водами вселенной, Брахма напряг весь свой интеллект, чтобы придумать, как ее оттуда достать. "Пока я тут занимаюсь всякими мелочами, связанными с творением космоса, - думал он, - Хираньякша утопил Землю в океанских глубинах. Так что теперь это мой долг - придумать, как вернуть ее на прежнее место". Пока Брахма размышлял таким образом над решением возникшей проблемы, из его ноздри вылетело крошечное существо. Это был вепрь величиной не более чем с первую фалангу большого пальца.

Пока изумленный Брахма на него смотрел, вепрь взмыл в небо и тут же вырос до гигантских размеров. Обратившись к своим советникам, Брахма спросил: "Не скрывается ли под маской этого вепря какая-нибудь божественная личность? Я был просто поражен, когда увидел, как Он появился из моего носа. Будучи сначала величиной с мизинец, Он за какой-то миг стал размером с гору. Что-то я совсем сбился с толку. Уж не Верховная ли это Личность Бога, Вишну?"

В это время Верховная Личность, принявшая облик Варахи, издала громкий рык. Через пару мгновений рык повторился, на этот раз он прозвучал гораздо громче, и звук его эхом разлетелся во все стороны, подняв настроение Брахме и святым. Жившие на небесных планетах преданные воспели в ответ стихи из ведических писаний. И тут Господь Вепрь, который знал, что молитвы преданных адресованы Ему, снова прорычал в ответ, чтобы доставить им удовольствие.

И снова взмыл Он в небо. Хвост Его рассекал воздух, словно плеть, а щетина на Нем дрожала. Глаза Его сияли, и Он разогнал все тучи и облака своими копытами и сверкавшими белизной клыками. Бросив взгляд на преданных брахманов, возносивших Ему молитвы, Он играючи нырнул в океан, разделив его надвое. Словно руки, поднялись кверху гигантские волны, и океан громко заревел, как будто молясь: "О, Владыка всех жертвоприношений, не разрезай меня пополам! Будь так добр, защити меня!"

Господь Вепрь опускался все глубже и глубже, разрезая воду своими острыми копытами, и вскоре достиг океанского дна. Там Он увидел Землю, которая лежала, словно на заре творения. Господь Вепрь нежно поместил ее на свои клыки и поднялся на поверхность океана.

Как только переполняемый ложной гордостью демон Хираньякша узнал о местонахождении Варахи, Господа Вепря, он устремился к океану Гарбходака, где и увидел всемогущую Личность Бога, воплотившуюся в облике вепря и державшую Землю на кончиках своих бивней.

Демон ткнул на Него пальцем и насмешливо произнес: "Ты глянь, амфибия!" И затем обратился уже непосредственно к Варахе: "О самый лучший из полубогов, вырядившийся свиньей, послушай меня. Земля эта наша, а мы - обитатели низших миров, и Ты не сможешь ее забрать отсюда, не получив при этом от меня серьезных телесных повреждений. Ты знаешь, я решил сегодня поднять настроение своим сородичам, уничтожив Тебя с помощью своего непревзойденного могущества. И когда я размозжу Твой череп своей булавой, и Твое бездыханное тело свалится в океан, все полубоги и святые умрут вместе с Тобой, как деревья без корней".

Уязвленный потоками ругательств, изливавшимися из уст демона, Господь Вепрь не сказал ни слова. Заметив, что жители Земли испугались, Он просто вылез из воды, как выходят слон со слонихой, когда на них нападает аллигатор. Он пристально посмотрел на Хираньякшу взглядом, полным любви и решимости, и приготовился с ним сражаться. Подначивая Его к битве, демон устремился на Него со своей палицей.

Личность Бога выразила свой неимоверный гнев, соответствующий данной лиле, в следующих словах: "Да, Я действительно дикое животное из джунглей, и Я как раз ищу таких псов, как ты. Тот, кто действительно не боится смерти, не станет пускаться в такие пространные разговоры, так что своими язвительными словами ты лишь выказал свою слабость. Брось свою дурацкую болтовню и убей Меня, если сможешь. Кичиться может всякий, но если он не в состоянии сделать то, чем так похваляется, то он просто словолей, никчёмный болтун".

Демон, которому Личность Бога бросила вызов таким вот образом, взвился, как уязвленная кобра. Шипя от негодования и трясясь от гнева, демон молниеносно запрыгнул на Господа и нанес Ему удар своей могучей палицей. Но Вараха, словно опытный мастер боевых искусств, уклонился в сторону, избежав сокрушительного удара.

Затем Господь Вепрь проявил свою доблесть и нанес демону мощный удар в голову. В приступе ярости Хираньякша закусив нижнюю губу и, подняв палицу над головой, начал бешено ею вращать. Тогда Господь Вепрь нанес палицей удар своему противнику в правую бровь, но демон, также искушенный в воинском искусстве, ухитрился отразить его с помощью своего оружия. Оба, и Господь Вепрь, и демон, жаждя победы и закипая от ярости, наносили друг другу удары своими гигантскими булавами.

Между двумя противниками завязалась жестокая битва. Оба наносили раны друг другу своими булавами, и запах крови все больше и больше бесил обоих. Каждый совершал различные искусные маневры, стремясь к победе, и их поединок напоминал схватку могучих быков, дерущихся из-за коровы.

Сопровождаемый своими последователями, Брахма пришел посмотреть на жестокую битву за Землю между самым могущественным демоном и Личностью Бога, явившейся в облике вепря. Брахма сразу же узнал страшного демона и обратился к Господу Вепрю со следующими словами: "Дорогой Господь, это чудовище уже показало, что оно таит в себе опасность для полубогов, брахманов, коров и невинных существ. Поскольку Ты легко можешь убить его, то, пожалуйста, сделай это, не нужно с ним играться. Это хитрый, надменный и самый большой нечестивец. Разделайся с ним, пожалуйста, пока он не придумал какой-нибудь способ убежать. Благоприятное для победы время, известное, как абхиджит, началось в полдень и вот-вот закончится; поэтому разделайся, пожалуйста, быстрее с этим чудовищем ради своих друзей, пока тьма не поглотила вселенную, дав тем самым демону преимущество. Убей его, и мир воцарится на всех планетах".

Слова Брахмы были чисты и бескорыстны. Вараха от души рассмеялся и принял их, посмотрев на Брахму взглядом, исполненным любви. Господь Вепрь подпрыгнул вверх со своей палицей, метя в подбородок Хираньякши, который бесстрашно прохаживался перед Ним. Но Хираньякша взмахнул оружием первый, ударив им по палице Варахи, выбив ее из копыт и отправив ее тем самым в космическое пространство. Вопль ужаса раздался среди наблюдавших за битвой полубогов и мудрецов, когда она упала в океан.

Обезоружив Господа, Хираньякша получил прекрасную возможность беспрепятственно убить своего беззащитного противника, но он не сделал этого. Господь оценил то, что демон соблюдал правила ведения боя, и призвал к себе вместо булавы лучезарный диск Сударшана- чакру. Диск появился и начал вращаться вокруг переднего копыта Господа Вепря. Зрители, наблюдавшие сверху за этой битвой, закричали со своих воздушных кораблей: "Одержи же победу! Мы молим Тебя, убей его! Хватит с ним церемониться!"

Взглянув на Господа Вепря, стоявшего перед ним со своим диском Сударшаной, демон совсем обезумел. Он зашипел, как змея, и подпрыгнул в воздух. Глядя на Личность Бога испепеляющим взглядом, он с силой урагана бросил в Него своей палицей и завопил: "Ты мертв! Ты мертв!" Однако Верховного Господа нельзя победить одним своим желанием.

Вараха небрежно отшвырнул булаву своей левой ногой и сказал: "Возьми свое оружие и попробуй еще разок".

Этой насмешки Хираньякша уже не смог вынести. Он подобрал свою палицу и с пронзительным, ужасным воплем снова бросил ею в Господа. Даже не пошевелившись, Вараха поймал ее своим копытом с той же легкостью, с какой Гаруда схватывает змей.

Смерть Хираньякши

После многократных неудачных попыток атаковать Личность Бога своим оружием Хираньякша был ошеломлен тем, что он так и не достиг успеха и почувствовал себя униженным, словно океан, который рассекли на тысячи крошечных ручейков. И когда Личность Бога в очередной раз предложила ему подобрать свою палицу, Хираньякша почувствовал, что если он сделает это, то поступит, как покорный слуга, и поэтому он не стал ее подбирать, а схватил свой трезубец и, что было силы, запустил им в Господа Вараху. Раздался громкий звук летящего трезубца, и его яркое сияние осветило все небо, но в этот момент остро отточенный диск Господа Варахи разнес его вдребезги. Увидев это, Хираньякша озверел окончательно.

Подняв кверху свои кулаки, Хираньякша с громким ревом устремился на Господа Вепря. Нанеся множество бешеных ударов в широкую грудь Варахи, демон мистическим образом исчез.

Теперь Господь Вепрь, на которого жалкие попытки Хираньякши произвели мало впечатления, понял, что демон только что воспользовался черной магией, ибо как иначе мог бы он столь быстро и бесследно исчезнуть? Поэтому не следовало недооценивать его могущество. И все, кто наблюдал за этой битвой, содрогнулись от страха, когда поняли это.

Пока они таким образом размышляли о могуществе демона, со всех сторон поднялся сильнейший ветер, и в долины отовсюду посыпались камнепады. Тяжелые облака, среди которых вспыхивали молнии и раздавались раскаты грома, скрыли из виду планеты и звезды. Словно вспомнив тот день, когда два демона появились на свет, небо исторгало из себя потоки крови, испражнений, мочи и костей. Горы выпускали самые разные виды оружия, откуда-то возникли голые ведьмы с трезубцами, и волосы их страшно развевались на ветру. Все мироздание задрожало, будто в преддверии грядущего конца света.

И тут, наконец-то, Господь Вепрь решил положить конец всему этому бреду Хираньякши и выпустил свой диск Сударшану, который смог бы справиться с мистической силой тысяч таких Хираньякш. В этот момент сердце Дити вздрогнуло, и она вспомнила предсказание своего мужа о том, что сыновья ее погибнут от руки Верховной Личности Бога.

Увидев, что диск уничтожил все его мистическое могущество, злой дух по имени Хираньякша снова стал видимым и ринулся на Вараху с широко раскинутыми руками, словно желая раздавить Его в своих объятьях. Демон обхватил своими руками Господа Вепря и вдруг изумился, обнаружив, что Вараха стоит в стороне - это Господь таким образом проявил свое мистическое могущество.

Тогда демон Хираньякша начал бить Вараху просто своими голыми кулаками. В ответ на это Господь Вепрь небрежно ударил ему в ухо, отчего Хираньякшу пошатнуло. И хотя Вараха ударил его совершенно равнодушно, тело демона стало падать. Глаза его повылезали из орбит, руки и ноги ослабли, волосы на голове рассыпались, и он рухнул, как огромное вырванное с корнем дерево. Язык и щеки Господа Вепря были измазаны кровью этого чудовища, и Он был похож на слона, который испачкался красноватой глиной, копаясь в земле.

Брахма и другие появились на месте сражения, чтобы поглазеть на страшные последствия битвы демона и Варахи. Лицо Хираньякши, до сих пор продолжавшего кусать себя за губу, еще не совсем утратило былой румянец, и Брахма, видя это, пришел в восторг и сказал: "Где бы вы еще увидели столь славную смерть, как эта, от переднего копыта Господа, на которого медитируют в своем трансе йоги, жаждущие обрести свободу от своих иллюзорных материальных тел? Этот страшный сын Дити освободился от своей смертной оболочки, видя пред собой трансцендентное тело Варахи".

Господь Вепрь вознесся в небо, и тело Его приобрело синеватый оттенок, цветом похожий на дерево тамал, и тогда все святые поняли, что пред ними находится Верховная Личность Бога. "Позволь нам выразить Тебе свое глубочайшее почтение! - воскликнули они - Ты принял облик вепря для того, чтобы поднять Землю со дна океана и вернуть ее на прежнее место. И теперь Ты убил этого демона, который издевался над всеми тремя мирами, и во вселенной снова воцарилось спокойствие!"

Подняв Землю из глубин океана Гарбходака и убив Хираньякшу, Господь Вишну вернулся в свою обитель. Пураны утверждают, что всякий, кто слушает удивительную историю о том, как Господь Вепрь победил Хираньякшу, тут же избавляется от всех своих грехов. Эта самая священная из всех историй наделяет слушателей самыми возвышенными качествами, богатством, славой, долголетием и выполняет все их желания. Она придает силы на поле битвы, и любой, кто слушает ее в момент смерти, отправляется в царство Вайкунтхи.

Месть Хираньякашипу

Узнав о смерти своего младшего брата, Хираньякашипу рассвирепел от гнева. Он мрачно взглянул в небеса, словно предупреждая полубогов о своем пришествии. Внутри него закипала ярость, и скрежет его страшных зубов заставлял дрожать от страха даже самых храбрых мира сего. С трезубцем в руках Хираньякашипу обратился к своей демонической армии со следующей речью: "О, лучшие злодеи мира! Слушайте меня внимательно и без промедления выполняйте все, что я вам сейчас скажу. Мои враги, которые как воины ничего не стоят, были соучастниками убийства моего дорогого и всегда покорного мне брата, Хираньякши. Хотя Вишну вроде бы и одинаково относится ко всем - я имею в виду к полубогам и демонам - Он стал на сторону тех, кто творит добро, и помог им убить Хираньякшу. Как неугомонное дитя забавляется со своими любимыми игрушками, так и Он превратился в вепря, чтобы порадовать своих преданных. Поэтому я снесу Ему голову с плеч своим трезубцем и таким образом порадую своего брата Хираньякшу, который так любил кровь.

Если дерево срубить, - продолжал Хираньякашипу, - оно засохнет, упадет, и, само собой, всем его веточкам придет конец. Точно так же и все полубоги, живущие только ради Него, потеряют свой источник жизни и умрут, когда я Его убью.

Пока я буду занят убийством Вишну, вы должны разграбить те места, где брахманы проводят жертвоприношения, а также места, в которых святые предаются своим аскезам. Вы должны разграбить и стереть с лица земли все жилища, в которых преданные изучают Веды и следуют регулирующим принципам, а также места, где благочестивые люди занимаются благотворительностью. Убейте их всех! Отправляйтесь туда, где защищают должным образом коров, устройте там пожары и вырубите все деревья, какие только увидите".

Большинство демонов любит что-нибудь разрушать. Поэтому прихвостням Хираньякашипу такие приказания пришлись весьма по душе, и перед тем, как отправиться их выполнять, они выразили ему свое глубочайшее почтение.

Выполняя его приказания, они занялись ужасной деятельностью, неся беду всем живым существам. Они сжигали города и села, пастбища и сады, поля и леса. Они поджигали хижины святых, разоряли шахты, где добывались драгоценные металлы, разрушали дома и фермы и грабили правительственные учреждения. Некоторые злодеи брали кирки и лопаты и разрушали мосты, стены и ворота. Другие брали в руки топоры и срубали манговые и другие фруктовые деревья. Армия Хираньякашипу повсюду принесла с собой опустошение и постепенно насильно заставила все население Земли отказаться от ведического образа жизни.

Тщеславие Хираньякашипу было прекрасно известно всякому: демон хотел стать бессмертным, стать неподверженным смерти и старости. Он хотел постоянно и беспрерывно наслаждаться гедонистическим образом. Даже само имя Хираньякашипу означает того, «кто любит золото и роскошные ложа», иными словами, того, кто наслаждается богатством и противоположным полом. Он хотел обрести все мистические силы аштанга - йоги, свергнуть полубогов и стать правителем всей вселенной. Для этого он начал совершать аскезы в долине горы Мандара.

(Первые аскезы не увенчались успехом для него, так как прилетел Шрила Нарада Муни в образе попугая и стал повторять мантру, содержащую в себе имена Господа. Этим самым он отвлекал Хираньякашипу от аскез, так как тот приходил в дикую ярость, слушая Имена своего врага от птицы. Гнев мешал ему сосредоточиться на совершении аскез. Тогда он прогнал попугая прочь. Однако слова мантры с именами Господа уже постоянно крутились в его уме. Так ум Хираньякашипу был до некоторой степени очищен.

Хираньякашипу вернулся домой, чтобы «остыть» от гнева и подготовиться к очередной попытке. Однако перед этим он имел сексуальную связь со своей женой. Во время этого действа мантра Нарады (попугая) снова и снова крутилась в его уме.

Связь с женой привела к зачатию, и благодаря тому, что это зачатие происходило с памятованием имён Бога, в чреве жены Хираньякашипу появился будущий преданный Господа – Прахлад).

Совершая свои аскезы, он стоял на кончиках пальцев, вытянув руки кверху, насколько это было возможно. Эта поза причиняла ему невыносимую боль, но он терпел, чтобы добиться поставленной цели. Год за годом терпеливо стоял он в этом положении, не произнося ни слова и не беря в рот ни крошки. В некоторых источниках говорится, что он предавался таким аскезам на протяжении 36000 лет. После невероятно долгого времени, посвященного самоуничижению, стало ясно, что Хираньякашипу был уже на пороге достижения своей цели. Благодаря своим аскезам он обрел, не имеющую себе равных, мистическую силу. Из головы его шел огонь, сверкавший, словно солнце во время разрушения вселенной, языки пламени и дым от этого огня распространялись по всему небу. Его аскезы привели в беспокойство реки и океаны, поверхность Земли задрожала, содрогнулись горы и острова, а звезды и планеты начали сходить со своих орбит. Все было в огне, и никто не мог одолеть мистическую силу Хираньякашипу, которой он достиг с помощью йоги.

Обожженные и измученные суровыми аскезами Хираньякашипу, полубоги в панике поспешили укрыться в обители господа Брахмы. "О господин вселенной! - воскликнули они. - Выслушай, пожалуйста, нашу просьбу. Хираньякашипу своими аскезами внес столь большую сумятицу во вселенную, что мы были вынуждены покинуть свои дома! О лучший среди полубогов, если ты не возражаешь, то положи конец этому хаосу, иначе все твои покорные слуги будут уничтожены".

Полубоги продолжали: "Хираньякашипу изложил свои намерения следующим образом: "Брахма, занимающий самое высокое положение в этой вселенной, достиг его, совершая суровые аскезы. Теперь ему поклоняются, считая его величайшим из всех сотворенных живых существ. И поскольку я, будучи душой, вечен, и время также вечно, я буду продолжать предаваться своим аскезам столько жизней, сколько для этого понадобится, пока не займу место Брахмы.

Захватив власть, я превращу религию в безбожие и положу конец любому благочестию, которое только существует в этом мире". Ясно, что Хираньякашипу не был простым смертным. Полубоги продолжали упрашивать Брахму: "Ты - господин трех миров. Пожалуйста, не откладывай это на потом, отправляйся прямо сейчас и сделай все, что считаешь нужным".

Побуждаемый таким образом, Брахма в сопровождении других великих святых отправился к Хираньякашипу. Глядя вниз со своего воздушного корабля, влекомого лебедем, Брахма пытался найти то место, где демон совершал свои аскезы.

Сначала он не мог его обнаружить, потому что тело Хираньякашипу было скрыто муравейником. Холм порос травой, и повсюду валялись стволы бамбуковых деревьев, что скрывало его еще больше. Со временем муравьи съели его кожу, плоть, выпили всю кровь и от Хираньякашипу остался лишь скелет. Брахма в последний раз осмотрел холм, от которого исходил невыносимый жар, как от солнца, если подняться над облаками, и понял, что решимость Хираньякашипу была настолько велика, что он ухитрялся удерживать жизненный воздух внутри своего скелета.

Осторожно приблизившись к нему, Брахма сказал: "О сын Кашйапы, встань, пожалуйста! Ты удовлетворил меня силой своей выносливости. Несмотря на то, что всего тебя изгрызли и съели черви с муравьями, ты удержал свою жизненную силу меж костей. Это удивительное достижение! Никто никогда не совершал ничего подобного, и также в будущем никто не сможет этого повторить. Кто из обитателей всех трех миров сможет прожить сотню лет, не беря в рот даже крошки пищи? Ты сделал то, что никогда не было под силу даже великим святым. И поскольку ты достиг совершенства в своих аскезах, ты можешь просить меня о чем угодно, и я исполню твое желание, ибо я не обычный смертный человек, а представитель небесного мира полубогов".

Затем господь Брахма достал свой сосуд и сбрызнул скелет Хираньякашипу духовной водой. Как только капли коснулись его, Хираньякашипу вышел из муравейника, будучи полон сил, и когда воплощение зла и Господь Брахма увидели друг друга лицом к лицу, оба поняли, что весь мир сейчас изменится.

Месть Хираньякашипу

 (продолжение)

Увидев, что перед ним находится в воздухе господь Брахма, Хираньякашипу тут же простерся на земле перед великим полубогом. Затем, поднявшись на ноги, со слезами на глазах и содрогаясь всем телом, Хираньякашипу сложил перед собой руки и, проникнутый смиренным настроением, вознес ему дрожащим голосом молитвы: "Я хочу выразить тебе свое глубочайшее уважение, о величайшее из всех сотворенных живых существ. Ты - господин всех живых существ, движущихся и неподвижных, ты - повелитель всех материальных элементов. Поэтому ты можешь исполнить любые желания живых существ. Будь так добр, благослови меня на то, чтобы я жил вечно".

Господь Брахма ответил: "Мой дорогой Хираньякашипу, я не могу даровать тебе то, чего у меня нет - я сам также смертен. Никто не может вечно находиться в своем теле. До тех пор, пока живое существо не достигло совершенства, оно вынуждено менять свои тела".

Хираньякашипу прервал его и сказал: "Тогда сделай так, чтобы меня не могли убить ни днем, ни ночью, ни в эту эпоху, ни в следующую, ни внутри помещения, ни снаружи его, ни на земле, ни в воздухе, чтоб меня не могли убить ни человек, ни животное, ни живое существо, ни какое-либо оружие. Дай мне абсолютную власть над всеми планетами и звездами, а также славу, соответствующую такому положению. И еще дай мне все мистические силы, которые я должен получить за долгие годы своих аскез".

Господь Брахма был доволен тяжелыми аскезами, которым подверг себя Хираньякашипу, но требования демона его встревожили. Тем не менее, обещание было дано, и Брахма сдержал свое слово.

"Хираньякашипу, большинству людей очень трудно достичь того, о чем ты просишь, - сказал господь Брахма, - но я исполню твои желания".

Сказав это, Брахма удалился. В ушах Хираньякашипу все еще звучали слова Брахмы, когда он вспомнил о смерти своего брата, и он почувствовал, как в нем закипает ненависть к Господу Вишну.

Пока Хираньякашипу предавался суровым аскезам в долине горы Мандара, полубоги во главе с Индрой воспользовались его отсутствием и начали крупномасштабное наступление на демонов. Это была величайшая битва из всех, которые когда-либо между ними происходили, и в короткий срок полубоги обратили демонов в бегство. Бросив своих жен, детей, дома и имущество, демоны в страхе за свою жизнь поразбежались кто куда.

Полубоги-победители разграбили дворец Хираньякашипу и затем стерли его с лица земли. После этого Индра лично захватил в плен жену Хираньякашипу.

Она кричала, как маленький зверек в когтях у грифа, и крики ее были услышаны великим мудрецом Нарадой Муни. "Эта женщина невинна, - сказал мудрец Нарада, - ты не должен таким безжалостным образом уносить ее. Она целомудренна. Отпусти ее немедленно".

Индра ответил: "Эта женщина, жена Хираньякашипу, беременна. Она будет жить у нас в заточении, пока ребенок не родится и не будет убит. После этого мы отпустим ее".

"Нерожденное дитя ни в чем не повинно, - сказал Нарада, - и в действительности это великий преданный, могущественный слуга Верховной Личности Бога. Ты никогда не сможешь его убить, и, более того, не вздумай даже пытаться это сделать, ибо он безгрешен".

Индре хорошо была известна репутация Нарады как святого провидца, поэтому он немедленно отпустил царицу. Полубоги обошли вокруг супруги Хираньякашипу, выразив таким образом почтение ее ребенку, и отправились в свое небесное царство.

Нарада обратился к перепуганной женщине и уверил ее в том, что она в безопасности. Затем Нарада сказал: "Ты можешь оставаться в моем ашраме, пока не вернется твой муж". Там она и жила, не ведая страха, до тех пор, пока ее муж, царь демонов, не закончил свои суровые аскезы.

Царица хотела, чтобы ее ребенок был в безопасности, и поэтому до самого последнего момента с великой преданностью служила мудрецу Нараде. За это Нарада открыл ей тайны трансцендентного знания, тайны столь великие, что слова его проникли в сердце еще нерожденного ребенка, находившегося в ее лоне. Многие годы (по земному времени) ребенок находился со своей матерью, слушая Нараду, и с каждым годом его преданность Господу Вишну возрастала, точно так же, как должным образом поливаемое дерево начинает цвести и приносить плоды.

(В действительности, в своей прошлой жизни сын Хираньякашипу был почти обычным мирянином. Он был очень сильно привязан к девушке, которую любил. Однажды поссорившись с ней, он бросился в джунгли, где по случайности, не ведая о том, наткнулся на храм Господа Нрисимхадевы. Там он из-за проливного дождя оставался более суток без еды и питья. Этот день, в который он постился, совпал с днём Нрисимха-чатурдаши.

Совершив неосознанно пост в этот священный день, он получил агьята-бхакти-сукрити (плоды неосознанного духовного действа), которое дало ему возможность в следующей жизни родиться в чреве демоницы, которая имела садху-сангу от уттама-вайшнава. Так неразрушимое ничем бхакти-сукрити приводит к осознанному преданному служению Господу).

Хираньякашипу завоевал все планеты во вселенной, включая планеты людей, змей, святых и духов. С каждой новой побежденной планетой росли его могущество и влиятельность. И, в конце концов, он наголову разгромил Индру, царя полубогов, и поселился в его, не имеющем себе равных по роскоши дворце, рядом с которым находился знаменитый сад Нандана. Дворец, который был лично построен зодчим полубогов Вишвакармой, был обителью, достойной самой богини удачи. Ступени дворца были сделаны из коралла, а полы внутренних палат инкрустированы драгоценными камнями. Резные стены были сделаны из хрусталя, а колонны - из драгоценного камня ваидурйа. Над усыпанными рубином ложами повсюду были развешаны балдахины, расшитые жемчугом. Лучезарные улыбки обитательниц дворца озаряли их прекрасные лица, а колокольчики, что были у них на ногах, мелодично позванивали при каждом их шаге. И хотя женщинам позволялось ходить куда вздумается, мужчины должны были поклоняться Хираньякашипу, который жестоко их наказывал ни за что.

Хираньякашипу постоянно напивался густо пахнущим ликером, из-за чего его медные глаза начинали вращаться. Тем не менее, все, кроме трех о


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.