Частно-методическая система методов обучения. Словесные, наглядные, практические методы. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Частно-методическая система методов обучения. Словесные, наглядные, практические методы.

2022-12-30 48
Частно-методическая система методов обучения. Словесные, наглядные, практические методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы:

1. Словесные (источником знания является устное или печатное слово);

2. Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

3. Практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми (учащимися) проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. На память здесь сразу приходит: «Вначале было слово…»

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

1.Метод иллюстраций (предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.)

2.Метод демонстраций (обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.)

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

    наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

 

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. Практические методы: 1.упражнения; 2. Лабы. 3. практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Лабораторные работы  это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в учебном заведении или ВУЗе, но и за их пределами школы.

Билет №3

1.Структура и содержание курса физики средней общеобразовательной школы. Принципы отбора содержания и его структурирования.

Общеобразовательный курс физики представляет собой основы физики - науки. В его содержание входят: факты, понятия, законы, теории, модели, фундаментальные опыты, методы, методы физика и специфические правила и приемы мыслительной и практической деятельности, практические применения физики, исторические сведения о различных этапах развития физики, жизни и деятельности выдающихся ученых.

 В содержании курса отражены все элементы физических теорий: эмпирический базис, модели, система величин, система эмпирически полученных законов, основные законы, постулаты и принципы, следствия, границы применимости физических законов и теорий, соотношение между теориями различной степени общности. В содержании представлен материал, позволяющий познакомить учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами технологических процессов, работы приборов, технических устройств. Программа отражает экспериментальный характер физики-науки: в ней предусмотрено большое число демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

Принципы отбора содержания и его структурирования.

Модель учебного предмета «физика» включает два блока: содержательный и процессуальный.

В содержательный блок входят основные предметные знания, в данном случае физические, такие, как факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира. В него входят также и вспомогательные внепредметные знания. Иногда вспомогательные знания включают в процессуальный блок, выполняя функции средства усвоения научных знаний, обеспечивающего развитие и воспитание учащихся на базе этих знаний.

В процессуальный блок входят способы теоретической и практической деятельности или, иными словами, умения применять знания к решению разного рода учебных задач. К этому же блоку относятся формы организации процесса формирования у учащихся знаний и умений. Эти формы (урок, лекция, семинар, практикум и др.) в большей степени относятся к учебному предмету, а не к учебному курсу. В программах по физике указаны эти формы в виде лабораторных работ и практикума, а иногда и в виде семинарских занятий.

Существуют общие принципы конструирования содержания. К ним относятся: принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития; принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Помимо названных существуют дидактические и частно-методические принципы конструирования курса физики (отбора содержания и его структурирования).К дидактическим принципам относятся принципы: направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития; научности; систематичности и последовательности; системности; межпредметных связей; связи теории с практикой, обучения с жизнью; политехнизма и профессиональной направленности; наглядности; доступности; индивидуализации и дифференциации; мотивации и создания положительного отношения к учению.

 

 

2.Структура основной образовательной программы (разработка рабочей программы)

Структура основной образовательной программы (таблица 1) состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном (таблица 2).

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Таблица №1

Структура основной образовательной программы (ООП)

 

Название раздела программы Целевой Содержательный Организационный

Состав раздела

Пояснительная записка Программа развития УУД Учебный план
Планируемые результаты освоения ООП Программы отдельных учебных предметов, курсов (программы формирования ИКТ-компетент-ности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования), внеурочной деятельности Система условий реализации ООП (кадровые, финансовые, материально-технические и иные)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Программа воспитания и социализации обучающихся  
  Программа коррекционной работы  

 

Таблица №2

Распре деление частей образовательной программы по разделам ООП

 

Название раздела программы Обязательная часть (% от общего объема ООП) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (% от общего объема ООП)
Целевой 70 30
Содержательный 70 30
Организационный 70 30

 

Реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. Для качественной реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Учитель физики будет принимать участие в составлении основной образовательной программы образовательного учреждения и ему нужно будет представить в целевой раздел ООП ООО цель физического образования, перечень результатов образования, формируемых силами предмета «Физика», систему оценки достижения планируемых результатов.

 

 

Билет №4

1.Факультативные занятия по физике и их виды. Значение и содержание факультативных занятий. Методы, формы и средства обучения на факультативных занятиях.

Факультативные занятия были введены в практику работы школ в 1966 г. для углубления знаний учащихся по предметам, а также для развития способностей и интересов учащихся. Их введение было связано с осознанием необходимости осуществления дифференцированного подхода к учащимся, решения задачи развития их склонностей, способностей и интересов.

Факультативные занятия организуются на добровольной основе, исходя из своих интересов и способностей к тому или другому предмету.

Значение факультативных занятий:

    позволяют развивать склонности и способности учащихся, давая им соответствующую интеллектуальную нагрузку;

    удовлетворять интересы учащихся;

    повышать качество подготовки учащихся к продолжению образования;

    развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность;

    знакомить учащихся с современными достижениями науки и техники;

    формировать общеучебные умения: готовить доклады и представлять их, выполнять рефераты, работать в группе, работать с информацией;

    способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Разработана система факультативных курсов. Она содержит три группы (я так понимаю это и есть виды):

Курсы повышенного уровня. Тесно связаны с основным курсом физики. Основная цель – углубить знания, полученные на уроке. Курсы сочетают теоретическую и экспериментальную подготовку учащихся.

«Тепловые, электрические и световые явления (8 класс),

«Факультативный курс физики. 9 класс» (Механика),

«Факультативный курс физики. 10 класс» (Молекулярная физика, Электродинамика),

«Факультативный курс физики. 11 класс» (Электродинамика-продолжение, Колебания, Волны, Кванты).

Курсы прикладной физики. Цель – познакомить учащихся с важнейшими путями и методами использования достижений физической науки на практике и развить их интерес к современной технике и технологии. Курсы включают изучение физических основ главных направлений научно-технического прогресса, методы измерений и проведения физико-технических исследований, овладение методами физико-технического моделирования и конструирования.

Например, курс «Физические величины и их измерение» (VII-VIII классы), который позволяет учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями и «Методы физико-технических исследований и измерений» (IX-XI классы).

Спецкурсы. Более глубоко изучают разделы физики и астрономии, играющие важную роль в формировании у учащихся научного мировоззрения. Цель – компенсировать отсутствие некоторых важных тем в программе основного курса. К спецкурсам относятся и межпредметные факультативы, задачей которых является интеграция знаний о природе и обществе, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных предметов.

Факультативные курсы изучаются один год. В особом случае – 2-3 года. Тогда программа каждого года должна быть автономна, т.к. ученики могут начинать заниматься в факультативе в любом году.

Минимальная наполняемость группы – 10 человек.

Содержание факультативных курсов по физике.

Факультативные занятия проводятся по специальным программам, утвержденным Министерством образования. Учителю также дано право работать по собственной программа, которая должна быть утверждена школой.

Основные принципы отбора содержания факультативных курсов по физике:

    связь факультатива с основным курсом;

    отражение в содержании факультативных курсов фундаментальных физических законов и принципов;

    осуществление межпредметных связей;

    реализация принципа политехнизма.

Методы, формы и средства обучения на факультативных занятиях по физике

 

На факультативных занятиях используются различные формы организации обучения, среди них могут быть как теоретические занятия: лекции, семинары, конференции, так и практические: решение задач, фронтальные лабораторные занятия(число фронтальных лабораторных работ включены работы. связанные с выполнением различного рода измерений, с конструированием приборов, исследовательские работы.), физический практикум(Его проведение открывает большие возможности для индивидуализации обучения, учета интересов и склонностей учащихся. В практикуме можно поставить работы, разные по уровню сложности, по характеру деятельности учащихся, по характеру управления их деятельностью. Тематика работ практикума достаточно разнообразна.), экскурсии.

Опыт показывает, что факультативные занятия достигают цели при сочетании различных форм организации обучения. При этом лекции целесообразны в 9-11 классах, причем доля лекционных часов в 9 классе не должна быть большой. В 7-8 классах лекционные занятия неприемлемы в силу возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, более половины учебного времени рекомендуется отводить на практические занятия по решению задач и выполнению лабораторных работ.

    На факультативных занятиях нет необходимости ограничивать время на выполнение той или иной работы. Если учащийся проявляет интерес к какому-то определенному разделу физики, то можно предоставить ему возможность заниматься экспериментальной работой в области своих интересов.

    Некоторые факультативные курсы содержат не физический практикум, а задания по конструированию различных устройств либо дополнительно к физическому практикуму творческие и конструкторские задания.

Работа учащихся по изучению факультативных курсов должна определенным образом оцениваться и учитываться. Основными показателями успешности учащихся является их интерес к занятиям, появление любознательности, смекалки, интуиции. Учитель постоянно фиксирует работу, выполняемую каждым учеником во время занятий, а по окончании курса оценивает ее.

 

Факультативные занятия дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творческих, исследовательских или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы. Цель прикладных факультативов -- знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современной технике, производству.

 

Внеклассная работа по физике. Содержание и формы внеклассной работы по физике. Виды внеклассной работы: кружки, вечера, олимпиады.

Содержание и формы внеклассной работы

Основу учебной и воспитательной работы составляют обязательные уроки, которые не исчерпывают содержания процесса обучения. Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательного процесса в средней школе. Она сочетается с учебными занятиями, строится на принципе добровольности, ее содержание отвечает интересам учащихся.

Цель. Всестороннее развитие самостоятельности и творчества в области науки и техники, воспитание у учащихся любви к труду, развитие технического творческого мышления, формирование умений и навыков рационализаторской работы.

Задачи. Внеклассные мероприятия по предмету позволяют расширить и углубить знания, пробудить и развить интерес к ее изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники, воспитать инициативу, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели. Внеклассные занятия оказывают положительное влияние на отношение учащихся к урокам.

Все внеклассные мероприятия по их содержанию подразделяют на две группы. К первой группе относятся учебные, которые из-за различных обстоятельств проводят во внеурочное время. Они тесно связаны с уроками и направлены на овладение учащимися программного минимума знаний, умений и навыков. Основной формой занятий являются индивидуальные консультации.

Ко второй (основной) группе внеклассных занятий относятся такие, которые связаны с предметом, но выходят за рамки программы, расширяя и углубляя знания и умения учащихся по предмету (физике). Основная цель - расширение кругозора, развитие творческих способностей и интереса к физико-техническим знаниям.

Принципы построения внеклассной работы:

-      добровольность выбора учащимися форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом личных интересов;

-      массовый охват учащихся;

-      опора на самостоятельность и инициативу учащихся;

-      общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы;

-      подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы.

Организационные формы:

-      индивидуальная

-      групповая

-      массовая

Планирование внеклассной работы:

-      перечень кружков, которые существуют в школе, фамилии руководителей;

-      обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями;

-      расписание занятий с указанием постоянного места работы кружка;

-      график проведения массовых внеклассных мероприятий;

-      состав учащихся и ответственные за подготовку и проведение массовых мероприятий.

Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе следующие:

-      привлечение научной и научно-педагогической общественности (преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научных сотрудников) к работе с учащимися, это школьные и межшкольные научные общества, лектории, научно-технические конференции учащихся, турниры юных физиков и т.д.;

-      развертывание внеклассной работы по новым отраслям науки и техники (кружки по электронике, автоматике, кибернетики, вычислительной техники и т.д.);

-      усиление мировоззренческого, воспитательного аспекта работы с учащимися: гуманизация образования, рассмотрение физических и экологических проблем, изучение вопросов истории физики;

-      отражение наметившейся тенденции к интеграции учебных предметов в школе и во внеклассной работе, в частности, создание межпредметных кружков, проведение межпредметных конференций и т.д.;

-      поиск новых форм, приемов организации внеклассной работы, способствующих привитию интереса к предмету, формированию и развитию активности и творческих способностей (конкурсы, турниры, КВН, диспуты, недели и декады физики, клубы юных физиков и т.д.). 

 

Организация и содержание работы физических и

физико-технических кружков

Основная форма систематической внеклассной работы является предметный кружок: физический, физико-технический, технический. Кружок работает регулярно с постоянным составом учащихся и позволяет учителю решать широкий круг учебно-воспитательных задач не эпизодически, а в определенной системе в течение всего учебного года.

Гибкость организационных форм кружковой работы, возможность варьировать содержание занятий и расстановку учащихся при выполнении заданий открывают большие перспективы для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Максимальный учет склонностей и возможностей каждого ученика – залог успешных результатов в деле развития способностей и формирования устойчивого интереса к предмету.

Три главные направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское – наиболее полно проявляется именно в кружковой работе.

Для успешного руководства кружком учитель должен:

-      обладать достаточно глубокими теоретическими знаниями в области физики и техники;

-      иметь определенный минимум практических умений и навыков;

-      обладать навыками в конструировании приборов, технических устройств и моделей;

-      владеть основами методик организации и проведения различных внеклассных мероприятий.

Руководитель школьного физико-технического кружка, выбирая увлекательную тему и разрабатывая ее, должен так строить работу, чтобы учащиеся сталкивались с цепочкой трудностей и осуществляли творческую деятельность. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

Программы для кружков составляются преимущественно в двух вариантах на 35 и 70 часов в год. Занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю по 45 минут (для старшеклассников целесообразно организовывать еженедельные двухчасовые занятия). Число членов каждого кружка не должно быть больше 12-15 человек. Работа организуется в творческих группах по 2-3 человека.

На занятиях значительная часть времени посвящается индивидуальной работе учащихся, меньшая часть – докладам, выступлениям, отчетам кружковцев. В промежутках между занятиями можно проводить индивидуальные консультации.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся, выбрав старосту, его заместителей, секретаря кружка. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Опыт вовлечения учащихся в техническую творческую деятельность показывает, что эффективность ее зависит от выполнения ряда основных педагогических требований, и в первую очередь от посильности предлагаемых учащимся творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса.

Требования результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность.

Для распространения влияния кружковой работы на большее число учащихся можно сделать посещение занятий кружка открытым для всех учащихся. Кружок (особенно кружок старшеклассников) может стать центром всей внеклассной работы по физике в школе. Участники широко привлекаются к организации и проведению олимпиадных вечеров и технических выставок.

Массовые формы внеклассной работы по предмету: технические конференции, организации вставок, конкурсы и олимпиады, вечера по физике.

Технические конференции. Цель – популяризация новейших достижений производства, передовых методов, ознакомление с новыми образцами, вопросами организации производства.

Организация выставок. Одна из самых распространенных форм пропаганды технического творчества по предмету – это выставка. Она является отражением творческой деятельности учащихся, показывает развитие учащихся в ходе творческой деятельности.

Выставки могут быть самые разнообразные.

Перед закрытием выставки жюри подводит итог.

Конкурсы и олимпиады. Данные виды внеклассной работы обычно проводятся в несколько туров: школьный, районный (городской), областной, республиканский. На школьном туре олимпиады участвуют все желающие, далее – победители. По охвату учащихся олимпиады и конкурсы являются наиболее массовыми формами внеклассной работы.

Вечер по физике. По итогам работы кружка может быть проведен вечер по предмету. Это достаточно трудоемкое, но эффективное массовое мероприятие, на подготовку которого нужно в среднем 6-7 недель. В его организации участвуют многие учащиеся из разных классов и прежде всего активисты физических кружков. В процессе подготовки решается широкий круг учебных и воспитательных задач. Проведение вечера является итогом большой творческой работы, который проводится публично и оценивается всеми присутствующими. Это позволяет воспитывать чувство долга, ответственности, товарищества. И еще одно важное правило проведение вечера: его приглашенные должны быть не зрителями, а активными участниками.

 

Билет №5


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.