Дидактическая система методов обучения. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дидактическая система методов обучения. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы.

2022-12-30 48
Дидактическая система методов обучения. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация по характеру познавательной деятельности.

1.Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный) заключается в передаче учителем учащемуся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Роль учителя состоит в организации восприятия информации и способов деятельности.

Сообщение информации осуществляется с:

-      помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение);

-      печатного слова (учебник, справочник и т.д.);

-      наглядных средств обучения (демонстрация опытов, кино-, видеофильмы, схемы, таблицы

-      практического показа способов деятельности (проведение лабораторных работ, решение задач, составление письменных ответов и пр.).

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи знаний. Его эффективность доказана многолетний практикой работы. Однако важно понимать, что его использование предполагает только осознание, восприятие, запоминание переданной информации. Ограничиться только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития. Этот уровень формирования знаний является начальным этапом процесса обучения.

2.Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности.

Роль учителя: пользуется устным и печатным словом, наглядными средствами обучения.

Роль учащихся: используют те же средства для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Репродуктивный метод проявляется при:

-      устном воспроизведении сообщенных школьникам знаний;

-      решении физических задач,

-      организации лабораторных и практических работ.

3.Метод проблемного изложения. Сущность метода заключается в то, что учитель не только организует передачу информации, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы, показывает переход от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого движения и возникающие противоречия. Иначе говоря, учитель ставит проблему, сам ее решает, а учащиеся контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы.

Таким образом, в ходе проблемного изложения:

-      ставятся проблемы (реально возникающие в истории физики или сконструированные учителем специально),

-      разъясняются гипотезы ученых,

-      делаются выводы, исходящие из различных предположений,

-      показываются реальные эксперименты или их учебные модификации, подтверждающие выводы.

Образуется структура проблемного изложения:

1)    выявление противоречия и постановка проблемы;

2)    выдвижение гипотез;

3)    составление плана решения;

4)    процесс решения, возможные и действительные затруднения и противоречия;

5)    доказательство правильности гипотезы;

6)    раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.

При проблемном изложении учитель использует устное слово, печатные тексты (учебник или другой источник), демонстрационные или фронтальные опыты и другие необходимые средства обучения.

4.Эвристический (или частично-поисковый) метод – это метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы.

Роль учителя: конструирование задания, разбиение его на отдельные этапы, определение этапов, которые школьники выполняют самостоятельно, т.е. учитель максимально любым способом организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Одна из форм – эвристическая беседа. В отличие от репродуктивной беседы она требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого творческого поиска. При этом учитель: - направляет поиск, - последовательно ставит проблемы, - формулирует противоречия, - создает конфликтную ситуацию, - строит этапы беседы.

Ученики: самостоятельно ищут решение возникающих проблем на каждом этапе беседы.

Практически любой урок в школе может быть организован с использованием эвристической беседы. Таким образом, использование эвристического метода обучения позволяет учителю не только объяснять новый учебный материал, но и приобщать учащихся через частичный поиск к опыту творческого деятельности.

5.Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач.

Назначение метода – полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности.

С помощью этого метода:

-      организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний;

-      обеспечивается овладение методами научного познания в процессе поиска;

-      формируется интерес и потребности в самостоятельной, творческой деятельности.

Характер заданий при использовании данного метода самый разнообразный: классные лабораторные работы, домашние практические задания, индивидуальные и групповые кратковременные и долговременные задания и т.д.

Основное условие организации исследовательских заданий является обязательное прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное решение обеспечивает выполнение функций исследовательского метода.

Этапы:

-      наблюдение и изучение фактов и явлений,

-      выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы),

-      выдвижение гипотез,

-      построение плана исследования,

-      осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими,

-      формулирование решения, объяснения,

-      проверка решения,

-      практические выводы о возможности и необходимом применении полученных знаний.

Вся группа продуктивных методов призвана способствовать усвоению знаний и умений учащихся на уровне творческого применения.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.