Особенности спонтанных движений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности спонтанных движений

2022-12-30 39
Особенности спонтанных движений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

● генерализованный

● медленный

● двухсторонние, но асимметричные

● связаны с крупными суставами

 

Спонтанные движения исчезают с 15 по 2- неделю

Исчезновение спонтанных движений - 2-ое условие становления произвольной моторики

 

Рефлексы новорожденных

1. пищевые

2. защитные

3. ориентировочные

4. двигательные

 

19.10.21.

МОТОРИКА НОВОРОЖДЕННОГО И МЛАДЕНЦА

Показатели состояния двигательной функции:

1. мышечный тонус

2. спонтанные движения

3. рефлексы

4. становление произвольной моторики

 

Изменение активного тонуса

● Новорожденный - флексорный гипертонус → ортотоническая поза

● 2-й месяц - снижение тонуса сгибателей, усиление тонуса разгибателей

● 3-6 месяцев - уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей

 

Спонтанные движения

Отражают функциональное состояние центральных структур управления моторикой.

Эти структуры объединяют понятием - центральный паттерн генератора (ЦПГ) - эндогенный генератор спонтанной двигательной активности

 

Спонтанные движения исчезают с 15 по 20 неделю

Исчезновение спонтанных движений - второе условие становления произвольной моторики

 

Рефлексы новорожденных

1. Пищевые

a. Остальные и глотательный; возникают при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой полости и около ротовой области; исчезают к концу 1-ого года

2. Защитные

a. Зрачковый

b. Рефлекс ослепления

c. Рефлекс мигания

d. Сгибательный рефлекс 

3. Ориентировочный - поворот головы и глаз к источнику света или звука

4. Двигательные

a. Сегментарный

i. Оральные (сегментарный аппарат ствола)

1. Поисковый

2. Хоботковый

3. Ладонно-ротовой Бабкина

ii. Спиральные (сегментарный аппарат СпинМ)

1. Верхний хватательный Робинзона - схватывание и прочное удержание предмета при прикосновении им к ладони

2. Рефлекс Моро (объятья) - имеет 2 фазы: 1) разведение и разгибание ручек, 2) приведение и сгибание ручек. Рефлекс возникает на слуховые, тактильные и вестибулярные раздражения.

3. Рефлекс ответа пальцев - разгибание и разведение пальцев при поглаживании края кисти, сжатой в кулак, со стороны мизинца

4. Рефлекс Галанта - изгибание туловища дугой в ответ на штриховое раздражение кожи вдоль позвоночника.

5. Рефлекс опоры - новорожденный, удерживаемый в вертикальном положении, опирается ногами о столик.

6. Рефлекс автоматической хотьбы

7. Нижний хватательный рефлекс Веркома - сгибание пальцев при надавливании на подушечку стопы в области 2-3 пальцев

8. Подошвенный рефлекс Бабинского - изолированное разгибание большого пальца и сгибание остальные пальцев при штриховое раздражении

9. Рефлекс ползанья Бауэра - попеременное сгибание и разгибание

b. Надсегментарный (познотонические)

i. Бульбарные

1. Лабиринтные рефлекс - в положении на спине усиливается тонус разгибателей, а в положении на животе - сгибателей

2. Симметричный шейно-тонический рефлекс - при сгибании головы новорожденного

3. Ассиметричный шейно-тонический рефлекс - при повороте головы новорожденного происходит разгибание руки и ноги с той стороны тела,

ii. Мезенцефальные

1. Выпрямительные установочный рефлекс на голову:

a. Поднимает и удерживает голову в положении на животе - 1 месяц

b. Поднимает и удерживает голову в вертикальном положении - 2 месяц

c. Поднимает и удерживает голову в положении на спине - 3 месяц

2. Шейный цепной рефлекс (шейная выпрямляющая реакция) - за пассивным поворотом головы следует поворот туловища (стойкая реакция с 3-х месяцев)

3. Выпрямительные рефлексы туловища:

a. Верхний рефлекс Ландау - в положении на животе ребенок поднимает верхнюю часть туловища с опорой на предплечья (4-5 мес) или на вытянутые руки (с 6 мес)

b. Нижний рефлекс Ландау - в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги (5-6 мес)

 

Исчезновение сегментарных рефлексов и надсегментарных бульбарных рефлексов (к 3-5 мес) - третье условие становления произвольной моторики 

К этому возрасту происходит переход на пирамидно-стриарный уровень управления моторики

 

Особенности моторики младенца второго полугодия и первых лет жизни:

● Становление произвольности

● Появление дифференцированных, изолированных, координированных движений

 

Инстинкты саморазвития - основы

 

Последовательность формирования произвольных навыков:

1. Направленные движения ручек - 4 мес (2,5 - 5,5)

2. Переворачивание - 5 мес

3. Сидение - 6 мес (6,8 - 8,0)

4. Ползанье - 7 мес (5-9)

5. Произвольное хватание - 8 мес (5,75-10,25)

6. Вставание - 9 мес (6-12)

7. Шаги с поддержкой - 9,5 мес (6,5 - 12,5 мес)

8. Стояние самостоятельно - 10,5 мес (8-13)

9. Ходьба самостоятельно - 10-12 мес (9-14)

 

Итоги развития моторики к концу 1-ого года жизни:

1. Пальцевой захват предметов

2. Манипулирование с предметами

3. Овладение пространством

 

Развитие хватания

1. Хватание ртом (оральное осязание) - 1-ый месяц жизни

2. Первые дифференцированные движения ручками - 2-4 мес. Приближение к лицу, потирание, разглядывание, ощупывание, перебирание

3. Направленное движение ручек - с 4 мес. Стимул к развитию - интерес к предмету, сопровождается комплексом оживления. В 4 мес. ребенок тянется к игрушке, дотрагивается, но не может схватить. Однако долго держит предмет, вложенный в руку.

4. Собственное хватание - с 5 мес. Особенности: петлеобразное, двуручное, с сопутствующими (открывает рот, перебирает ногами)

 

Основные этапы:

● Ладонное - 7-8 мес, хватание всей кистью (без противопоставление большого пальца)

● Ножницеобразное - 9-10 мес, хватание с противопоставлением большого пальца вытянутым 2-3 пальцам

● Клещеобразное - 12-13 мес, хватание кончиками 1 и 2 пальцев 

 

 

26.10.21.

Кульбах

...

ДОПИСАТЬ

...

Нормативные показатели развития крупной моторики на 2-м году жизни

Ребенок способен:

 

Нормативные показатели развития крупной моторики на 3-м году жизни

Ребенок способен:

● Хорошо бегать

● Подниматься по лестнице, чередуя ноги

● Подбрасывать мячик

● Секунду стоять на одной ноге

● Прыгать на месте на 2-х ногах

● Крутить педали, сидя на велосипеде

 

Основная задача при освоении общих движений тела - сохранение равновесия в вертикальном положении

Это обеспечивают вестибулярная система и мозжечок

 

Вестибулярная система - исправляет нарушенное равновесие; к моменту рождения является зрелым образованием.

● На 6 месяца внутриутробного развития происходит миелинизация вестибулярного тракта

● Повреждение вестибулярного аппарата нарушает процесс формирования ЦНС

● Сигналы от вестибулярных рецепторов стимулируют развитие мозга в целом

 

Развитие мозжечка

Мозжечок - предупреждает нарушение равновесия

● Древний мозжечок, вестибулоцеребеллум (клочково-узелковая доля

○ 1-ым созревает (к 3 мес)

○ Функция: регуляция позы и равновесия

○ …..

● Старый мозжечок, спиноцеребеллум (передняя доля)

○ 2-ым созревает старый мозжечок (к 2 годам)

○ Функция: …

● Новый мозжечок, понтоцеребеллум (задняя доля) - запуск программ двигательных стереотипов

○ Последним созревает (к 4 годам)

○ Функция: автоматизация движений (программирование двигательных навыков)

 

Развитие мышц

В раннем детстве завершается формирование тонической мускулатуры (красные, медленные волокна преимущественно мышц туловища) и ее нервного аппарата, которые обеспечивают поддержание позы.

 

Фазные мышцы и их нервный аппарат находятся на этапе становления.

Особенности движений: медлительность, плавность, но низкая сила и скорость

Например, ухватившись за перекладину ребенок удерживает свой вес, но ….

 

Например, во время бега отсутствует фаза полета

Мышцы сгибатели развиты лучше, чем разгибатели, ….

 

Развитие мелкой моторики  

Происходит в ходе усвоения множества предметных действий (правил но есть, пить, одеваться, …)

 

Нормативные показатели развития мелкой моторики на 2-м году жизни

Ребенок способен:

● Снимать кольца с пирамиды

● Строить башню, сначала из 2-х

● ….

 

Нормативные показатели развития мелкой моторики на 3-м году жизни

Ребенок способен:

● Развивать и складывать пирамидку без учета величины колец

● Строить башню из

● ….

 

Пробными тестами являются умение ребенка скопировать вертикальную линию и круг

Вертикальная линия может отклоняться от линии тестирующего не более, чем нп

 

02.11.21.

09.02.21. Лекции не было

Лекция-теория на листание была?

 

 

 16.11.21.

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

 

Речь не является врождённой способностью, а связана с социальным развитием человека в процессе онтогенеза 

Речь бывает: экспрессивная (моторная) - устная/письменная, импрессивная (сенсорная) - устная/письменная

 

МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ

Активное высказывание и восприятие речи являются сложными многоуровневыми процессами, осуществление которых требует участия всего мозга

Вместе с тем, функции речи локализованы, и на каждом этапе в речевую деятельность вовлекается определенный мозговой центр

 

Центр Бурака - нижняя лобная извилина

 

ЭТАПЫ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

1. Первичное восприятие

2. Фонематический анализ

3. Лексико-семантический анализ

4. Понимание высказывания Ы

 

Первичное восприятие

Непременным условием восприятия речи является нормальная работа слухового анализатора

Слуховая кора - 41, 42 поля (извилины Гешле)

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - центр Вернике

Задние отделы верхней височной извилины доминантного полушария

Фонемы - звуки речи

Повреждение центр Вернике приводит к развитию сенсорной (акустико-гностической) афазии

 

В Русском литературном языке 6 гласных и 36 согласных фонем

 

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - декодирование слов

Лексика - совокупность слов к-л языка

Семантика - смысл

Декодировать слово означает понять его значение (смысл), т.е. установить связь символа и его предметного образа

Структурная основа - взаимодействие центра Вернике (слухоречевой) и зрительной коры

При нарушении лексико-семантического анализа развивается "синдром отчуждения смысла слов" (за воспроизведенное слово не всплывает образ).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.