Общие закономерности онтогенеза — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие закономерности онтогенеза

2022-12-30 40
Общие закономерности онтогенеза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

07..09.21.

МОРФОГЕНЕЗ МОЗГА. Часть 2.

Догматы классической нейробиологии

 Для ЦНС млекопитающих на протяжении более 80 лет непреложными были 4 закона:

1. Зрелые нейроны не делятся;

2. В зрелом мозге нет стволовых клеток, способных производить новые нейроны;

3. В зрелом мозга число нейронов может только уменьшаться в результате отмирания клеток

4. Аксоны в ЦНС не регенерируются

 

Доказательства современной нейробиологии

1. Образование и дифференциация новых нейронов сохраняются у взрослых млекопитающих, включая человека

2. Аксоны растут и регенерируются не только в периферической, но и в ЦНС

3. Эти процессы регулируются нейротрофическими и общими факторами роста клеток

 

Джозеф Альтман метод Авторадиографии с меченым тимидином

Получил первое подтверждение

 

М. Каплан: ультрасовременные доказательства деления нервных клеток в мозге крыс и макак (1980, США)

Ф. Ноттебом образование новых нейронов в вокальном центре канареек. Установил, что в отделах из мозга,

 

Во взрослом организме клетка-предшественники сохраняются и могут вступать в деление в субвентрикулярной зоне и зубчатой извилине гиппокампа

Это происходит в пределах так называемых "нейрогенных ниш"

 

Скорость нейрогенеза у человека оценивается в 700 нейронов ежедневно, а в год обновляется

 

Нейрогенез понимается как многоступенчатый регулируемый процесс, который начинается с трансформации Нейрональная предшественников, проходит стадии пролиферации, миграции, дифференцировки и заканчивается включением интегрированного в национальную сеть "зрелого" нейрона

 

 

Стадии нейрогенеза в зубчатой извилине

 

Из суправентрикулярной зоны клетки мигрируют через белое вещество полушарий в ассоциативные области коры, где они могут дифференцироваться в зрелые нейроны и формировать аксоны

 

Нейрогенез в ассоциативной коре ГМ (но не в проекционной) может способствовать ее важной функции - обучению, памяти и поведенческой пластичности

 

 

В отличие от эмбриогенезе, большинство нервных стволовых клеток зрелого ГМ и СМ являются "спящими" в ожидании активирующего стимула.

 

Нейрогенез значительно ускоряется под влиянием стимулирующего окружения (эксперименты на мышах: у взрослых и даже старых особей при инсульте, локальной инъекции токсина; эксперименты на крысах: при повреждении спинного мозга)

 

Наоборот, стресс тормозит образование новых нейронов

 

Нарушение пролиферации:

Приводит к формированию пороков развития мозга

1. Истинная микроцефалия (маленькая голова) - уменьшение массы и размеров ГМ

2. Истинная макроцефалия (большая голова) - увеличение массы и размеров ГМ

 

Оба порока развития сопровождаются олигофренией

 

Миграция нейробластов

Способы миграции:

● Тангенциальная - перемещение нейробластов в пределах ОДНОЙ зоны

● Радиальная - перемещение нейробластов из вентрикулярной зоны в плащевую и краевую

 

Деление в вентрикулярной и субвентрикулярной

 

Вентрикулярная зона, мантийная и краевая

 

 

Радиальная миграция

Нейробластов перемещаются по отросткам клеток радиальной

 

Результаты миграции: 

1. Заселение мантийной зоны и образование серого вещества (ядер) СпинМ, мозгового ствола, базальных ядер, полушарий и ядер мозжечка

2. Заселение краевой зоны, со приводит к образованию коры полушарий и коры мозжечка

 

Формирование коры Больших Полушарий

1. Образование препласта в краевой зоне, клетки которого выделяют сигнальные молекулы, стимулирующие миграцию нейробластов из вентрикулярной зоны а краевую 

2. Строго упорядоченная миграция нейробластов в краевую зону, что приводит к образованию кортикальной пластинки

3. Образование кортикальной пластинки внутри перепласта приводит к его расслоением на краевой и подпластиночный слои

4. Дифференцировка нейробластов в процессе миграции

 

Аполярный нейробласт -> униполярный нейробласт -> биполярный юный нейрон -> мультиполярный зрелый нейрон

 

● В вентрикулярной зоне формируются столбы нейробластов

● Клетки каждого столба принадлежат одной пролиферативной единице (один клон)

● Столбы нейробластов сформируют кортикальные колонки

 

Нейроны кортикальной пластинки обращают 2-6 клеточные слои неокортекса

 

Повторить слои мозга!!!

 

Очередность миграции определяет положение нейронов в составе коры: клетки, мигрировавшие раньше лежат в глубоких слоях позже - в поверхностных

 

 

Краевой слой содержит клетки Кахала-Ретциуса

● Обладают спонтанной электрической активностью

● Синтезируют ацетилхолин

● Синтезируют реелин - вещество, способствующее разделению коры на слои

 

Краевой слой превращается в 1 слой коры - молекулярны

 

Подпластиночный слой содержит клетки Мартинотти - древнейшие клеточные типы, которые выделяют сигнальные молекулы в отношении вновь пребывающих нейронов

 

Нарушение клеточной миграции:

Приводит к формированию пороков развития мозга:

● Агирия (=извилина)

● Полигирия и микрогирия - наличие большого числа мелких и аномально расположенных извилин

● Макрогирия (пахигирия) - утолщение основных извилин

● Гетеротопия - наличие островков серого вещества в белом вещества

 

 

28.09.21.

Глиальная мультипликации

Предшественники глиальных клеток: проглиобласты и радиальные глиоциты

 

Деление глиальных клеток происходит не только в вентрикулопункция зоне, но и в процессе миграции, и после ее завершения

 

Происходит не только пренатально, но и постнатально первые два года после рождения (за исключением клеток микроглии)

 

Глиальная мультипликация является структурной основой процесса миелинизации

 

 

Нарушение этапа организации

Не приводит к грубым порокам развития

1. Задержка психического развития 

2. Задержка физического развития

3. Нарушение моторики

4. Склонность к судорожным состояниям

 

Миелинизация

● Миелинизация начинается на 5 месяц внутриутробного развития в периферической НС (нервные корешки)

● Сначала миелин появляется в двигательных корешках (5мес), в потом в чувствительных корешках (6мес)

● В ПНС миелинизация моторным систем опережает миелинизацию сенсорных систем

● В ЦНС миелинизация начинается на 6 месяце со стволовых трактов сенсорных систем

● В ЦНС миелинизация сенсорных систем опережает миелинизацию моторных

 

Нарушение миелинизации

Приводит к недоразвитию белого вещества полушарий, нарушению формирования проводящих путей

Гидроцефалия

Избыточное накопление ликвора в желудочках мозга и/или подпаутинный пространстве, сопровождающееся атрофией мозга

 

Виды гидроцефалии:

1. Наружная - скопление ликвора в подпаутинный пространстве 

2. Внутренняя - скопление ликвора в желудочках

 

Наружная гидрофевалия - расширение подпаутинного пространств, атрофия мозгового вещества

 

Общие признаки гидроцефалия:

● Увеличение размеров головы

● Расхождение и истончение костей черепа

● Выбухание родничков

● Резкое Несоответствие между размерами мозгового и лицевого черепа: лицо кажется совсем маленьким, лоб нависает

● Расширенные подкожные вены головы

 

05.10.21.

ЭЭГ плода

Биоэлектрическая активность мозга впервые регистрируется на 3 месяце в виде нерегулярных медленных волн низкой амплитуды

 

С 5 месяцев основная особенность биоэлектрической активности мозга - пароксизмальный характер

Кратковременные вспышки волн чередуются паузами

 

С т6 месяцев биоэлектрическая активность пароксизмальная диффузная и однотипная по всей поверхности полушарий

 

С 7 месяцев - появление зональных различий ЭЭГ по областям полушарий

 

С 8 месяцев ЭЭГ плода соответствует ЭЭГ новорожденного ребенка

 

ЭЭГ новорожденного

1. отсутствует постоянная ритмическая активность

2. преобладают нерегулярные медленные волны с частотой 1-6 Гц, отражающие активность глубинных структур мозга

3. межполушарная асинхронность

4. на фоне общего медленного ритма могут регистрироваться вспышки высокочастотных колебаний (22-28 Гц)

 

Состояние бодрствования - плоская ЭЭГ (низкоамплитудные волны)

Сон - высокоамплитудная активность

 

ЭЭГ младенца

с 3 месяца - признаки ритмической упорядоченности (центральные зоны коры)

1. Ритмическая активность с частотой 6-9 Гс в состоянии спокойного бодрствования в прецентральных областях коры

2. Ритмическая активность с частотой 4-6 Гс с преимущественной локализацией в ассоциативных областях, резко возрастающая при позитивных эмоциях (соответствует тета-ритму)

3. Ритмическая активность с частотой 6-7 Гц в затылочных отведениях. Становится доминирующей при регистрации в однородном темном поле.
При активации зрительной системы наблюдается блокада этого ритма, что позволяет считать его аналогом альфа-ритма взрослого.
Частота альфа-ритма - индикатор уровня зрелого мозга, т.к. становление альфа-ритма коррелирует с процессами структурного и функционального созревания мозга.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. Доминирование тета-ритма, который характеризуется высокой межполушарной когерентностью

2. Постепенное увеличение частоты, амплитуды и спектральной мощности альфа-ритма
Когерентность - согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов

3. Формирование затылочно-лобного градиента: максимальная выраженность альфа-ритма в затылочных долях, минимальная - в лобных

4. Выраженный полиморфизм ЭЭГ (разброс частоты и соотношения ритмов)

5. Усиление индивидуальных различий биоэлектрической активности мозга

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В возрасте 4-5 лет еще преобладает тета-ритм, а к 6 годам альфа-ритм со средней частотой 8-9 Гц становится доминирующей формой ритмической активности. Однако он не является устойчивым (лабильная фаза).

 

К 6 годам усиливаются проявления межполушарной и внутриполушарной когерентности

 

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Встречаются ЭЭГ трех типов

1. ЭЭГ с регулярным альфа-ритмом

2. ЭЭГ с регулярным заостренным альфа-римом

3. ЭЭГ без четкого доминирования альфа-ритма (полиморфная)

 

Полиморфная ЭЭГ отражает недостаточную зрелость коры. У детей 7 лет встречается относительно редко, преобладающим является 2 тип - доминирующий, но дезорганизованный альфа-ритм.

 

В 7-8 лет у детей с высоким уровнем развития когнитивных процессов и хорошей успеваемости преобладает 1 тип. У детей, испытывающих трудности в обучении, сохраняется 2 или 3 тип.

 

После 10 лет альфа-ритм стабилизируется (стабильная фаза). К 10 годам ведущая частота альфа-ритма достигает 10-11 Гц.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Повышенная активность гипоталамуса нарушает баланс взаимодействия коры и подкорки, что проявляется особенностями ЭЭГ, которые особенно выражены у девочек в 12-13, а у мальчиков в 13-14 лет.

 

1. Подкорковые диэнцефальные знаки - комплексы высокоамплитудной волновой активности. У взрослых обнаруживаются только при функциональных или органических нарушениях диэнцефальных структур.

2. Увеличивается представительство тета-ритма, связанного с активностью лимбической системы.

3. “Регрессивные изменения” параметров альфа-ритма: снижение его мощности и показателей пространственной организации.

 

ЭЭГ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Параметры ЭЭГ стабилизируются и достигают дефинитивного типа.

 

 

12.10.21

Моторика плода

Самое 1-ое различимое движение - сердцебиение. Оно появляется в возрасте 3 недель: при длине зародыша 6 мм

Моторика плода включает спонтанные и рефлекторные движения

1-ые движения эмбриона можно зарегистрировать на 7 неделе

С 8 недели - постоянная двигательная активность

 

Рефлекторные движения

Первые рефлексы - 7-8 недель - сокращение мышц лица (открывание рта), шеи и верхней части туловища в ответ на раздражение кожи вокруг рта

К 11-12 неделе двигательные рефлексы вызываются всей поверхностью кожи

С 3-х месяцев рефлекторные реакции приобретают характер обобщенных генерализованных движений, с вовлечением всего или большей части тела

С 6 месяцев - ограничение и специализация рефлексов

Родовой стресс

Вызывает родовой шок:

● снижение мышечного тонуса

● угнетение спонтанной двигательной активности

● подавление рефлексов

Длительность родового шока от нескольких минут до 48-72 часов

 

Изменение активного тонуса

● новорожденный - флексорный гипертонус → ортотоническая поза

● 2-й месяц - снижение тонуса сгибателей, усиление тонуса разгибателей

● 3-6 месяцев - уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей

Исчезновение флексорного гипертонуса - 1-ое условие становления произвольной моторики

 

Спонтанные движения

Отражают функциональное состояние центральных структур управления моторикой.

Эти структуры объединяют понятием - центральный паттерн генератор (ЦПГ) - эндогенный генератор спонтанной двигательной активности

 

Рефлексы новорожденных

1. пищевые

2. защитные

3. ориентировочные

4. двигательные

 

19.10.21.

Изменение активного тонуса

● Новорожденный - флексорный гипертонус → ортотоническая поза

● 2-й месяц - снижение тонуса сгибателей, усиление тонуса разгибателей

● 3-6 месяцев - уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей

 

Спонтанные движения

Отражают функциональное состояние центральных структур управления моторикой.

Эти структуры объединяют понятием - центральный паттерн генератора (ЦПГ) - эндогенный генератор спонтанной двигательной активности

 

Спонтанные движения исчезают с 15 по 20 неделю

Исчезновение спонтанных движений - второе условие становления произвольной моторики

 

Рефлексы новорожденных

1. Пищевые

a. Остальные и глотательный; возникают при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой полости и около ротовой области; исчезают к концу 1-ого года

2. Защитные

a. Зрачковый

b. Рефлекс ослепления

c. Рефлекс мигания

d. Сгибательный рефлекс 

3. Ориентировочный - поворот головы и глаз к источнику света или звука

4. Двигательные

a. Сегментарный

i. Оральные (сегментарный аппарат ствола)

1. Поисковый

2. Хоботковый

3. Ладонно-ротовой Бабкина

ii. Спиральные (сегментарный аппарат СпинМ)

1. Верхний хватательный Робинзона - схватывание и прочное удержание предмета при прикосновении им к ладони

2. Рефлекс Моро (объятья) - имеет 2 фазы: 1) разведение и разгибание ручек, 2) приведение и сгибание ручек. Рефлекс возникает на слуховые, тактильные и вестибулярные раздражения.

3. Рефлекс ответа пальцев - разгибание и разведение пальцев при поглаживании края кисти, сжатой в кулак, со стороны мизинца

4. Рефлекс Галанта - изгибание туловища дугой в ответ на штриховое раздражение кожи вдоль позвоночника.

5. Рефлекс опоры - новорожденный, удерживаемый в вертикальном положении, опирается ногами о столик.

6. Рефлекс автоматической хотьбы

7. Нижний хватательный рефлекс Веркома - сгибание пальцев при надавливании на подушечку стопы в области 2-3 пальцев

8. Подошвенный рефлекс Бабинского - изолированное разгибание большого пальца и сгибание остальные пальцев при штриховое раздражении

9. Рефлекс ползанья Бауэра - попеременное сгибание и разгибание

b. Надсегментарный (познотонические)

i. Бульбарные

1. Лабиринтные рефлекс - в положении на спине усиливается тонус разгибателей, а в положении на животе - сгибателей

2. Симметричный шейно-тонический рефлекс - при сгибании головы новорожденного

3. Ассиметричный шейно-тонический рефлекс - при повороте головы новорожденного происходит разгибание руки и ноги с той стороны тела,

ii. Мезенцефальные

1. Выпрямительные установочный рефлекс на голову:

a. Поднимает и удерживает голову в положении на животе - 1 месяц

b. Поднимает и удерживает голову в вертикальном положении - 2 месяц

c. Поднимает и удерживает голову в положении на спине - 3 месяц

2. Шейный цепной рефлекс (шейная выпрямляющая реакция) - за пассивным поворотом головы следует поворот туловища (стойкая реакция с 3-х месяцев)

3. Выпрямительные рефлексы туловища:

a. Верхний рефлекс Ландау - в положении на животе ребенок поднимает верхнюю часть туловища с опорой на предплечья (4-5 мес) или на вытянутые руки (с 6 мес)

b. Нижний рефлекс Ландау - в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги (5-6 мес)

 

Исчезновение сегментарных рефлексов и надсегментарных бульбарных рефлексов (к 3-5 мес) - третье условие становления произвольной моторики 

К этому возрасту происходит переход на пирамидно-стриарный уровень управления моторики

 

Особенности моторики младенца второго полугодия и первых лет жизни:

● Становление произвольности

● Появление дифференцированных, изолированных, координированных движений

 

Инстинкты саморазвития - основы

 

Последовательность формирования произвольных навыков:

1. Направленные движения ручек - 4 мес (2,5 - 5,5)

2. Переворачивание - 5 мес

3. Сидение - 6 мес (6,8 - 8,0)

4. Ползанье - 7 мес (5-9)

5. Произвольное хватание - 8 мес (5,75-10,25)

6. Вставание - 9 мес (6-12)

7. Шаги с поддержкой - 9,5 мес (6,5 - 12,5 мес)

8. Стояние самостоятельно - 10,5 мес (8-13)

9. Ходьба самостоятельно - 10-12 мес (9-14)

 

Итоги развития моторики к концу 1-ого года жизни:

1. Пальцевой захват предметов

2. Манипулирование с предметами

3. Овладение пространством

 

Развитие хватания

1. Хватание ртом (оральное осязание) - 1-ый месяц жизни

2. Первые дифференцированные движения ручками - 2-4 мес. Приближение к лицу, потирание, разглядывание, ощупывание, перебирание

3. Направленное движение ручек - с 4 мес. Стимул к развитию - интерес к предмету, сопровождается комплексом оживления. В 4 мес. ребенок тянется к игрушке, дотрагивается, но не может схватить. Однако долго держит предмет, вложенный в руку.

4. Собственное хватание - с 5 мес. Особенности: петлеобразное, двуручное, с сопутствующими (открывает рот, перебирает ногами)

 

Основные этапы:

● Ладонное - 7-8 мес, хватание всей кистью (без противопоставление большого пальца)

● Ножницеобразное - 9-10 мес, хватание с противопоставлением большого пальца вытянутым 2-3 пальцам

● Клещеобразное - 12-13 мес, хватание кончиками 1 и 2 пальцев 

 

 

26.10.21.

Кульбах

...

ДОПИСАТЬ

...

Нормативные показатели развития крупной моторики на 2-м году жизни

Ребенок способен:

 

Нормативные показатели развития крупной моторики на 3-м году жизни

Ребенок способен:

● Хорошо бегать

● Подниматься по лестнице, чередуя ноги

● Подбрасывать мячик

● Секунду стоять на одной ноге

● Прыгать на месте на 2-х ногах

● Крутить педали, сидя на велосипеде

 

Основная задача при освоении общих движений тела - сохранение равновесия в вертикальном положении

Это обеспечивают вестибулярная система и мозжечок

 

Вестибулярная система - исправляет нарушенное равновесие; к моменту рождения является зрелым образованием.

● На 6 месяца внутриутробного развития происходит миелинизация вестибулярного тракта

● Повреждение вестибулярного аппарата нарушает процесс формирования ЦНС

● Сигналы от вестибулярных рецепторов стимулируют развитие мозга в целом

 

Развитие мозжечка

Мозжечок - предупреждает нарушение равновесия

● Древний мозжечок, вестибулоцеребеллум (клочково-узелковая доля

○ 1-ым созревает (к 3 мес)

○ Функция: регуляция позы и равновесия

○ …..

● Старый мозжечок, спиноцеребеллум (передняя доля)

○ 2-ым созревает старый мозжечок (к 2 годам)

○ Функция: …

● Новый мозжечок, понтоцеребеллум (задняя доля) - запуск программ двигательных стереотипов

○ Последним созревает (к 4 годам)

○ Функция: автоматизация движений (программирование двигательных навыков)

 

Развитие мышц

В раннем детстве завершается формирование тонической мускулатуры (красные, медленные волокна преимущественно мышц туловища) и ее нервного аппарата, которые обеспечивают поддержание позы.

 

Фазные мышцы и их нервный аппарат находятся на этапе становления.

Особенности движений: медлительность, плавность, но низкая сила и скорость

Например, ухватившись за перекладину ребенок удерживает свой вес, но ….

 

Например, во время бега отсутствует фаза полета

Мышцы сгибатели развиты лучше, чем разгибатели, ….

 

Развитие мелкой моторики  

Происходит в ходе усвоения множества предметных действий (правил но есть, пить, одеваться, …)

 

Нормативные показатели развития мелкой моторики на 2-м году жизни

Ребенок способен:

● Снимать кольца с пирамиды

● Строить башню, сначала из 2-х

● ….

 

Нормативные показатели развития мелкой моторики на 3-м году жизни

Ребенок способен:

● Развивать и складывать пирамидку без учета величины колец

● Строить башню из

● ….

 

Пробными тестами являются умение ребенка скопировать вертикальную линию и круг

Вертикальная линия может отклоняться от линии тестирующего не более, чем нп

 

02.11.21.

09.02.21. Лекции не было

Лекция-теория на листание была?

 

 

 16.11.21.

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

 

Речь не является врождённой способностью, а связана с социальным развитием человека в процессе онтогенеза 

Речь бывает: экспрессивная (моторная) - устная/письменная, импрессивная (сенсорная) - устная/письменная

 

МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ

Активное высказывание и восприятие речи являются сложными многоуровневыми процессами, осуществление которых требует участия всего мозга

Вместе с тем, функции речи локализованы, и на каждом этапе в речевую деятельность вовлекается определенный мозговой центр

 

Центр Бурака - нижняя лобная извилина

 

ЭТАПЫ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

1. Первичное восприятие

2. Фонематический анализ

3. Лексико-семантический анализ

4. Понимание высказывания Ы

 

Первичное восприятие

Непременным условием восприятия речи является нормальная работа слухового анализатора

Слуховая кора - 41, 42 поля (извилины Гешле)

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - центр Вернике

Задние отделы верхней височной извилины доминантного полушария

Фонемы - звуки речи

Повреждение центр Вернике приводит к развитию сенсорной (акустико-гностической) афазии

 

В Русском литературном языке 6 гласных и 36 согласных фонем

 

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - декодирование слов

Лексика - совокупность слов к-л языка

Семантика - смысл

Декодировать слово означает понять его значение (смысл), т.е. установить связь символа и его предметного образа

Структурная основа - взаимодействие центра Вернике (слухоречевой) и зрительной коры

При нарушении лексико-семантического анализа развивается "синдром отчуждения смысла слов" (за воспроизведенное слово не всплывает образ).

 

ФАЗЫ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1) Мотив и замысел высказывания

2) Перекодирование мысли в речь

3) Развернутое речевое высказывание

 

Мотив высказывания

Активное намерение высказаться определяется доминирующей мотивацией (префронтальная кора, лимбическая система)

 

Лобный синдром - отсутствие спонтанной активной речи, при сохранении повторной речи и назывании предметов

 

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ

Подготовительный (доречнвой) этап

Первый год жизни (15 мес)

Периоды:

1. Рефлекторный крик (0-3 мес)

a. Информирует о состоянии и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей

b. Является звуковой реакцией на раздражители отрицательного характера

c. Со 2 мес. становится модулированным и отражает различные оттенки недовольства

Значение:

● Отработка дыхательного ритма (короткий вдох, длинный выдох)

● Тренируется речедвигательная мускулатура

2. Гудение (ранний лепет; 1-4 мес)

a. Является реакцией на раздражители положительного характера (в отличие от крика)

b. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости (похожи на бульканье воды)

c. Этот период не зависит от окружающей речевой среды (одинаково гулять дети разных народов, глухие дети тоже гудят)

Нейрофизиологическая основа: врожденные двигательные координации, связанные староверским сосания и глотания

Значение: формирование связи м/у кинестетическим и слуховым анализаторами - сигналы от рецепторов артикуляционных мышц интегрируются со звуковыми сигналами.

3. Лепет (3,5-15 мес)

a. Состоит из чистых гласных и согласных звуков разной тональности

b. Сначала происходит усвоение интонационной системы языка, а потом фонематической структуры 

c. С 3-4 мес. появление первых слогов

d. 5-10 мес. лепет характеризуется повторением слогов

e. Конец 1 года - появление первых слов

 

Первые слова

● Состоят из одинаковых слогов (ма-ма, па-па)

● Являются звукоподражательным (ав-ав, тик-так, кис-кис)

 

Нейрофизиологическая основа

● Реакции самоподдержания и подражания звука речи окружающих

● Ведущая роль в развитии лепета принадлежит слуховому, зрительному и кинестетическому анализаторам

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ (1-4 года)

Периоды:

1. Период понимания речи взрослых и использования в активной речи слов-предложений

2. Период овладения фразовой речью

 

Закономерности расширения фонематического состава речи

1) Гласные звуки появляются в речи раньше, чем согласные

2) Взрывные согласные усваиваются раньше фрикативных (щелевых)

3) Глухие согласные усваиваются раньше звонких

4) мягкие согласные усваиваются раньше твёрдых

5) позлее всех звуков в речи появляются шипящие (Ж, Ш, Ч, Щ) и выбранты (Р)

 

ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1) Пропуски звуков и слогов (пять-спать, моего-молоко)

2) Замена зыков (ути-уши, тутла-кукла)

3) Перестановка звуков и слогов (ядиги-ягоды, талерка-тарелка)

4) Уподобление (ассимиляция) ЗВУКОВ (мамок-замок)

5) Лучше всего произносятся ударный и начальный слоги, т.к. их легче всего воспринимает слух

 

ПЕРИОД ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ И АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ

● Закрепляется связь между предметами окр.мира и звучанием обозначающих из слов

● Развитие сенсорной речи (с 7-8 мес) опережает развитие моторной (с 10-12 мес)

● К 1 году ребёнок знает названия многих действий, понимает запрет, разрешение и другие простые инструкции (дай, покажи), имена близких, названия игрушек

● К 1 году словарный запас составляет 10-12 слов

● Это слова-предложения, в которые ребёнок вкладывает определённый смысл, характеризуя ситуацию в целом, а не конкретный предмет

 

Функции мозолистого тела

● Синхронизация работы полушарий

● Представление всех сенсорных входов в каждой полушарий

● Отсутствие конкуренции

● Отсутствие повторения одинаковых действий каждым полушарием

 

Полушарная дихотомия зрелого типа формируется к 9 годам.

 

Леворукости и праворукость являются одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей

 

Особенности межполушарной психической деятельности левшей

● Ассиметричная

● Амбилатеральная

● Диффузная

● Менее упорядоченная

● Более низкопрогнозируемая

● Гетерогенная

 

 

07..09.21.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА

Периоды онтогенеза

1. Период эволюции - прогрессивных изменений

2. Период стабилизации - динамически устойчивое существование системы

3. Период инволюции - регрессивных изменений

 

В период эволюции происходит следующие процесс:

1. Морфогенез

2. Рост

3. Созревание

 

Процессы онтогенеза

1.МОРФОГЕНЕЗ - возникновение новых структур и изменение их формы в процессе индивидуального организма

2.РОСТ - процесса нарастания массы в процессе развития, что ведет к увеличению размеров организма и его составляющих

 

Механизмы роста:

1. Увеличение размеров клеток (гипертрофия)

2. Увеличение числа клеток (гиперплазия)

3. Увеличение количества клеточного состава

 

Виды роста

1. Ограниченный рост (насекомые, птицы, млекопитающие)

2. Неограниченный рост (многие растения, беспозвоночные, рептилии, рыбы)

 

Характеристики роста

1. Дифференциальность - различие в скорости роста на разных стадиях развития и в разных областях тела

2. Эквифинальность - стремление достигнуть типичного видового предела

 

3.СОЗРЕВАНИЕ - это совокупность биохимических, структурных и функциональных изменений, в результате которых организм приобретает законченные форму, характеристики и свойства

 

Механизмы онтогенеза

1. Пролиферация - увеличение числа клеток путем митотического деления

Особенности:

● Закономерный характер

● Избирательный характер

● Клональный характер

Клон - совокупность клеток, которые являются потомками одной родоначальной клетки

 

2. Миграция - перемещение клеток

Условия:

● Наличие структурированного субстрата

● Сигнальные молекулы в среде

 

3. Сортировка - объединение в группы однородных клеток

Стадии:

● Узнавание

● Сближение

● Слипание - клеточная адгезия

Особые молекулы клеточной адгезии имеются на мембране всех типов клеток

4. Апоптоз - активный генетически контролируемый процесс клеточной гибели, внутренняя программа которого запускается внешними факторами

 

Генетическая программа - "внутренние часы смерти" - реализуется "киллерными (летальными)" генами

 

В процессе развития ЦНС механизмов периода погибает 40-80% нейронов

 

5. Детерминация и дифференцировка клеток

Детерминация - процесс, определяющий направление развития клеток

В процессе детерминации все остальные потенции клеток подавляются (коммитирование - ограничение потенции) 

Дифференцировка - процесс реализации выбранного направления развития, в результате которого клетка становится специализированной, т.е. приобретает свойственные ей морфологические, функциональные и биохимические особенности

 

Этапы дифференцировки

1) Стартовая клетка

2) Полустволовая (родоначальная клетка)

3) Клетка-предшественник

4) Юная клетка

5) Зрелая клетка

1+2+3 = бласты

Этапы дифференцировки нейронов

1) Медуллобласты

2) Пронейроьласты

3) Нейробласты

4) Юные нейроны

5) Зрелые нейроны

Дифферон - совокупность клеток определенной линии дифференцировки (от стволовых до зрелых)

6. Контактное взаимодействие клеток - эмбриональная индукция

Эмбриональная индукция - тип взаимодействия клеток, при котором один эмбриональный зачаток определяется судьбу соседних с ним зачатков

 

Первичный эмбриональный индуктор - хордомезодермальный зачаток - вызывает "нейрализацию" расположенных над ним клеток

 

7. Дистантные взаимодействия клеток

Взаимодействие с помощью сигнальных молекул, выделяемых клетками во внутреннюю среду организма: метаболиты, гормоны, цитокины, кейлоны

 

Цитокины - универсальный класс внутритканевых и межтканевых регуляторных веществ: факторы роста, интерлейкины, интерферон и др.

 

Ранние стадии онтогенеза

1. Оплодотворение

2. Дробление

3. Гаструляции

a. Ранняя (7 суток)

b. Поздняя (15 суток)

4. Гистогенез и органогенез

 

14.09.21.

Критические периоды развития. Врожденные пороки развития. 

Критические периоды - период наибольшей чувствительности развивающегося организма к действию повреждающих (тератогенных) факторов

 

В эмбриогенезе человека русский учёный Светлов выделил 3 критических пориода

1. Имплантации (7-8 сутки после оплодотворения)

2. Плацентации (конец 2-ой недели)

3. Перинатальный (период родов)

 

В развитии любого организма (система) существует свой критический период

 

Классификация тератогенных факторов

1. Экзогенные

a. Интерференционные - вирусы краснухи, гриппа, цитомегалии, микоплазмы

b. Токсические (химические) факторы

i. Промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества

ii. Хозяйственные яды

iii. Лекарственные вещества (цитостатики, стероиды, салицилаты и др.

iv. Металлы

c. Физические факторы

d. Пищевые дефициты (фолиевой кислоты, меди, цинка)

2. Эндогенные факторы

a. Оконные мутации

b. Хромосомные аберрации

i. Синдром Дауна (трисомия по 21 паре)

a. Плоское лицо

b. Эпикант (эпикантус - вертикальная складка кожи, соединяющая вернее и нижние веки, со стороны носа)

c. Приоткрытый рот

d. Выступающий язык

e. Поперечная складка на ладони

f. Большой промежуток между пальцами ног

ii. Синдром Патау (трисомия по 13-15 парам)

a. Небольшая голова, скошенный лоб

b. Расщепление губы и неба

c. Патология глаз вплоть до отсутствия

d. Дополнительные пальцы

e. Множественные пороки ЖКТ и дуогид систем органов

iii. Синдром Клайнфелтера (ХХУ)

a. Гипотрофия половых желез

b. Увеличение молочных желез

c. Длинные конечности

d. Умственная отсталость

 

3. Сочетанные факторы

 

Классификация ВПР по причине возникновения

ВПР - это такие структурные нарушения, которые возникают до рождения, выявляются сразу или вскоре после рождения и вызывают нападение функции органа

 

Классификация ВПР по причине возникновения

1. Наследственные

2. Экзогенные (фенокопии),

3. Мультифакториальные

 

Классификация ВПР по времени проявления

1. Гаметопатии - повреждения гамет до оплодотворения

2. Бластопатии - проведение на стадии дробления

 

Сросшиеся однояйцевых близнецы

● Диплопагус - сросшаяся однояйцевая двойня, состоящая из 2-х симметр


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.381 с.