II. 1.1. Наезд на пешехода при постоянной скорости движения ТС — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

II. 1.1. Наезд на пешехода при постоянной скорости движения ТС

2022-12-30 42
II. 1.1. Наезд на пешехода при постоянной скорости движения ТС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Рассмотрим два случая наезда (рис. 2.1), наезд передней частью транспортного средства (случай а) и наезд боковой поверхностью транспортного средства(случай б).

 

Рис. 2.1. Схема к определению удаления транспортного средства от мес­та наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки S уд .:

а – при наезде передней частью транспортного средства;

б – при наезде боковой поверхностью транспортного средства;

 

l У - расстояние, пройденное пешеходом по полосе движения транспортного средства;
l Х - расстояние между местом удара на боковой части транспортного средства и его передней частью;
S п - путь, прой­денный пешеходом с момента возникновения опасной обстановки до наезда;
S уд - удаление автомобиля от линии следования пешехода в момент возникновения опасной обстановки;
Δ y - путь, пройденный пешеходом до полосы движения автомобиля.

 

    Если наезд произошел без торможения, удаление ТС от места наезда в момент начала движения пешехода определяется по фор­мулам:

  • при наезде передней частью ТС – фронтальном ударе (рис. 2.1 а):

 

где

l У - расстояние, пройденное пешеходом по полосе движения транспортного средства;
V а - скорость движения автомобиля;
Δ y - путь, пройденный пешеходом до полосы движения автомобиля.

 

  • при наезде боковой поверхностью ТС – боковом ударе (рис. 2.2 б):

где

LX - расстояние  между местом удара на боковой поверхности ТС и его передней частью;
V а - скорость движения автомобиля;
Δ y - путь, пройденный пешеходом до полосы движения автомобиля.

 

    Далее определяют длину остановочного пути ТС:

 

    Полученное значение So сравнивают с S уд.  При So < S уд. можно дать заключение, что ТС при своевременно предпринятом интенсивном торможении остановилось бы до линии следования пеше­хода. Таким образом, у водителя имелась техническая возмож­ность предотвратить наезд.

    При So > S уд. можно сделать противоположный вывод. Однако полученные в этом случае результаты нельзя считать окончатель­ными. Возможны обстоятельства, при которых водитель, своевре­менно затормозив, успел бы пропустить пешехода (движение с четвертой безопасной скоростью).

    Расчеты можно продолжить следующим образом.

    Расстояние, на которое переместилось бы заторможенное ТС после пересечения линии следования пешехода:

 

    Скорость движения ТС в момент пересечения им линии следо­вания пешехода при своевременном торможении:

 

        

    Время движения ТС с момента возникновения опасной обста­овки до пересечения линии следования пешехода при условии своевременного торможения:

    Перемещение пешехода за время t 'а

    Условие безопасного перехода полосы движения ТС пешеходом

 

где

B а - габаритная ширина ТС;
Δб - безопасный интервал, вычисляемый по формуле:

 

 

    Для ответа на вопрос «Имел ли водитель техническую возмож­ность в данной дорожной обстановке начать торможение ТС?» необходимо определить время движения пешехода в поле зрения водителя и сравнить его с временем Т, необходимым для начала полного торможения ТС. Если в результате расчетов будет уста­новлено, что tn ≤ Т, можно сделать вывод, что водитель не имел в своем распоряжении технических средств, применение которых позволило бы ему предотвратить наезд на пешехода. Даже при своевременном начале торможения водителю при tn ≤ Т не удалось бы избежать наезда ввиду малого промежутка времени, кото­рым он располагал. Дальнейшие расчеты в этом случае не изме­нят сделанного вывода.

    При tn > Т можно сделать вывод, что водитель не использовал всех имеющихся у него средств для предотвращения ДТП, т.е. действовал неправильно с технической точки зрения.

    Время движения пешехода в поле зрения водителя:

    при фронтальном ударе

 

 

    при боковом ударе

 

 

    При небольших значениях l Х разница между временем движе­ния пешехода до наезда tn и в поле зрения водителя t ' n невелика, однако при некоторых обстоятельствах может быть существенна. Если удар пешеходу был нанесен деталью в зоне заднего моста или полуприцепа и значение l Х достаточно велико, расчеты могут показать, что пешеход начал движение, уже находясь вне поля зрения водителя.

    Удар пешеходу может быть нанесен также передним углом ТС. Последовательность расчетов и применяемые формулы в данном случае не меняются. Этот вариант наезда можно рассматривать как промежуточный между двумя описанными. Если удар нане­сен ближним углом то l Х = 1У = 0, если дальним, то lY = Ва.

        

    II.1. 2. Наезд на пешехода при замедленном движении ТС

    Рассмотрим фронтальный наезд на пешехода ТС, перемещаю­щегося юзом (рис. 2.2). Примем, что путь пешехода с момента возникновения опасной обстановки до наезда S П, скорости дви­овки ТС V а и пешехода V П, перемещение ТС в заторможенном состоянии после наезда на пешехода S П.Н. и полная длина тормоз­ного следа S Ю известны.

    Время движения ТС из положения I до линии следования пе­шехода равно времени движения пешехода t П на пути S П. На пути I-II ТС движется равномерно, на пути II-III – замедленно, скорость его уменьшается от V а до скорости наезда V н..

    Удаление ТС от места наезда определяется как:

 

где

t зап - Время запаздывания, просроченное водителем с принятием мер безопасности (при своевременном торможении t зап = 0).

Рис. 2.2. Схема к определению удаления транспортного средства от мес­та наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки, S уд

при замедленном движении транспортного средства

и фронтальном уда­ре пешехода:

I – возникновение опасной обстановки; II – начало нарастания замедления;

III – начало полного торможения; IV – положение остановившегося автомобиля; L 1 – расстояние от передней части транспортного средства

до его заднего места;

 

    В то же время

 

    Следовательно:

 

 

или

 

 

Отсюда:

 

    Полученное значение S уд сравнивают с So .  При So < S уд. можно дать заключение, что ТС при своевременно предпринятом интенсивном торможении остановилось бы до линии следования пеше­хода. Таким образом, у водителя имелась техническая возмож­ность предотвратить наезд.

    При So > S уд. можно сделать противоположный вывод. Для полного анализа условий без­опасности движения проверяют, успел бы пешеход в случае свое­временного торможения ТС покинуть полосу движения ТС до того, как последний приблизится к линии следования пешехода, своевременно ли водитель применил торможение.

    Рассмотрим основные варианты данного ДТП. Определение наличия у водителя технической возможности предотвратить на­езд на пешехода проводится в такой последовательности.

    Перемещение ТС в заторможенном состоянии после наезда на пешехода

где

S ю1 - расстояние от места наезда до конца следа юза ТС;
L1 - расстояние от передней части ТС до его заднего моста.

 

    Скорость движения ТС в момент наезда:

 

 

    Скорость движения ТС в момент, предшествующий торможе­нию:

 

где

t 3 - время нарастания замедления.

 

    Условие возможности остановки ТС до линии следования пе­шехода So < S уд.

    Проверяя, была ли у водителя возможность пропустить пеше­хода, расчеты продолжают следующим образом.

    Перемещение ТС после пересечения линии следования пеше­хода при своевременном торможении:

 

    Скорость движения ТС в момент пересечения им линии следо­вания пешехода:

 

    Время движения ТС до линии следования пешехода:

 

    Путь пешехода за время t ‘а.н. при тех же условиях:

 

    Условие безопасного перехода пешеходом полосы движения ТС:

 

    Соблюдение данного условия указывает на то, что у водителя была техническая возможность предотвратить наезд на пешехода. Если бы водитель не запоздал с началом торможения, пешеход успел бы уйти из опасной зоны к тому моменту, когда ТС, двига­ясь в заторможенном состоянии, приблизилось к линии следова­ния пешехода.

    Для определения, не запоздал ли водитель с торможением, рас­чет проводят следующим образом.

    Время движения ТС до наезда:

 

 

    Время движения пешехода:

 

 

    Условие своевременного торможения, предпринятого водите­лем:

 

    Выполнение этого условия означает, что водитель начал реаги­ровать на пешехода либо в момент возникновения опасной обста­овки (t а.н = t п), либо раньше (t а.н > t п)-

    С помощью приведенных уравнений можно также определить, мог ли водитель, применив своевременное экстренное торможе­ние, остановиться до линии следования пешехода. Для этого оп­ределяют промежуток времени, просроченный водителем вслед­ствие запоздания:

    Перемещение ТС за этот промежуток времени (из положения I в положение II:

    Условие остановки ТС до линии следования пешехода

 

 

    Необходимо определить, нужно ли было тормозить в данной ситуации, могло ли ТС проехать мимо пешехода, не задев его, если бы водитель не тормозил, а продолжал бы движение с той же скоростью.

    Условие безопасного проезда ТС с постоянной скоростью мимо пешехода:

или

 

    Обычно при судебной экспертизе вариант проезда ТС с посто­янной скоростью мимо пешехода не рассматривается, так как в ПДД для предотвращения ДТП рекомендовано снизить скорость или объехать препятствие. Однако в некоторых случаях маневр невозможен, а своевременное экстренное торможение ТС приво­дит к неизбежному наезду на пешехода. В этом случае обеспечить безопасность пешехода можно лишь проехав мимо него без сни­овки скорости.

 

Рис. 2.3. Схема к определению удаления транспортного средства от мес­та наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки S уд. при замедленном движении транспортного средства и боковом ударе пешехода

 

    Расчет наезда, при котором удар был нанесен боковой поверх­ностью ТС (рис. 2.3), проводится в той же последовательности, что и при фронтальном ударе, но расчетные формулы отличаются.

    Перемещение ТС в заторможенном состоянии после пересече­ния линии следования пешехода:

 

 

    Время движения пешехода в процессе ДТП

    Полное время движения пешехода при данном варианте наез­да больше времени его движения в поле зрения водителя t ‘п, так как ТС после пересечения линии следования пешехода перемес­тилось на расстояние 1Х. Следовательно, удаление ТС от места наезда меньше перемещения ТС до наезда.

Формулы для расчета удаления ТС от места наезда принимают вид:

 

 

    II.1.3. Наезд ТС на пешехода, перемещающегося в попутном или встречном направлении

    Если при движении пешехода в попутном направлении (рис. 2.4) остано­вочный путь ТС So меньше расстояния конкретной видимости SB, можно сразу сделать вывод, что у водителя была техническая воз­можность предотвратить наезд на пешехода путем торможения. Если So > SB, исследования нужно продолжить.

    При перемещении ТС со скоростью va (рис. 2.4, а) с момента обнаружения пешехода водителем пешеход пройдет путь S п со ско­ростью v п до наезда на него ТС.

 

Рис. 2.4. Схема к определению удаления транспортного средства от мес­та наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки S уд. при попутном движении транспортного средства и пешехода:

а – при наезде без торможения;

б – при наезде в процессе торможения;

S В расстояние конкретной видимости.

        

    Удаление ТС от места наезда в момент, когда водитель имел возможность обнаружить пешехода:

    При наезде без торможения

 

    Тогда

    Откуда

 

    При наезде в процессе торможения (рис. 2.4, б)

где t а – время движения ТС до места наезда:

    v н – скорость наезда на пешехода.

 

    Следовательно:

    После преобразований:

 

    При движении пешехода в попутном направлении остановка ТС для предотвращения наезда необязательна — достаточно лишь снизить скорость движения ТС до значения скорости движения пешехода, чтобы удара не произошло.

    Сравнение остановочного пути ТС So с его удалением от места наезда Sya для определения технической возможности предотвра­тить наезд не всегда приводит к правильным выводам, поэтому исследования необходимо продолжить.

    В момент возникновения опасной обстановки расстояние между ТС и пешеходом, движущимся в попутном направлении, состав­ляет SB. При своевременном реагировании водителя на пешехода ТС за время Т переместится на расстояние vaT, а пешеход пройдет путь v п T. Затем ТС начнет двигаться с замедлением j, и в любой момент времени t, отсчитываемого от начала торможения, коор­динаты ТС ха и пешехода хп следующие:

    В момент наезда ха = хп, следовательно:

    Откуда

    где Δv = vav п

 

    Если в последнем уравнении подкоренное выражение отрица­тельно, уравнение имеет два комплексных корня – значит, ТС остановится, не догнав пешехода, и водитель может предотвра­тить наезд. Если подкоренное выражение равно нулю, уравнение имеет один корень – следовательно, скорости движения ТС и пешехода в момент контакта равны, и сила удара будет мини­мальна. Если подкоренное выражение положительно, имеются два действительных корня (практический смысл имеет меньшее из двух значений) – в этом случае эксперт может сделать вывод, что даже экстренное торможение не сможет предотвратить наезда, ко­торый произойдет через время Т + t после возникновения опас­ной обстановки.

    В случае встречного движения (рис. 2.5)

 

    При наезде без торможения (рис. 2.5, а)

 

Рис. 2.5. Схема к определению удаления транспортного средства от мес­та наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки S уд при встречном движении транспортного средства и пешехода:

а – при наезде без торможения;

б – при наезде в процессе торможения

 

 

    При наезде в процессе торможения (рис. 2.5, б)

 

 

    Если при движении пешехода во встречном направлении вели­чина остановочного пути So меньше удаления ТС от места наезда Sy д, можно сделать вывод, что водитель ТС имел техническую воз­можность предотвратить наезд на пешехода путем торможения. При этом пешеход должен тоже остановиться. Известны случаи, когда пешеход, набежав на остановившееся ТС, получал довольно серьезные травмы. Однако в таких случаях необходимо квалифи­цировать случившиеся не как ДТП, для которого характерно дви­овки ТС, а как несчастный случай, подобный удару человека о стоящее дерево.

     

    II.1.4. Наезд ТС на велосипедиста или мотоциклиста

 

    Экспертное исследование наезда автомобиля на велосипедиста (мотоциклиста) производится в той же последовательности, что и исследование наезда на пешехода.

    Условие пересечения велосипедистом полосы движения автомобиля при своевременном торможении, предпринятом водителем автомобиля:

 

где S ’в – путь равномерного движения велосипеда в случае экст­ренного     затормаживания автомобиля;

    L в – габаритная длина ве­лосипеда (L в = 1,5… 1,9 м);

    Ва – габаритная ширина автомобиля;

    Δу – интервал между велосипедистом и границей опасной зоны;

    Δб интервал безопасности.

    В то же время

где vB скорость движения велосипеда;

    tа.н. – время движения автомобиля до наезда на велосипедиста:

где v н – скорость наезда.

    При попутном движении автомобиля и велосипеда (рис. 2.6, а) удаление автомобиля от места наезда

 

Рис. 2.6. Схема к определению удаления автомобиля от места наезда

на велосипедиста в момент возникновения опасной обстановки Sy д

при дви­жении автомобиля без торможения:

а – при попутном движении автомобиля и велосипеда;

б – при встречном дви­жении автомобиля и велосипеда;

S ' B путь равномерного движения велосипеда в момент экстренного затормаживания автомобиля;

  vB скорость движения ве­лосипеда;

 

    Время движения велосипеда

 

    При встречном движении автомобиля и велосипеда (рис. 2.6, б)

    При замедленном движении автомобиля

 

 

где верхние знаки относятся к наезду автомобиля на велосипед, движущийся в попутном направлении, а нижние – во встречном.

    Приведенные зависимости можно использовать при исследовании наезда автомобиля на мотоциклиста. Дальнейшие экспертные исследования наезда автомобиля на велосипедиста и мотоциклиста проводят так же, как и экспертные исследования наезда на пешехода.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.