Корректировка спроса и предложения — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Корректировка спроса и предложения

2022-12-30 31
Корректировка спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Макроэкономическое программиро­вание имеет конечной целью так скор­ректировать экономическое развитие страны, чтобы ликвидировать существу­ющие дисбалансы и обеспечить прием­лемые темпы неинфляционного роста.

Макроэкономическая корректи­ровка – это процесс приспособления экономики к изменившимся внешним и внутренним условиям в результате как автоматичес­кого действия законов открытой эконо­мики, так и целенаправленного осуще­ствления определенной экономической политики.

По определению текущий платеж­ный баланс, являющийся сконцентриро­ванным отражением всех дисбалансов в экономике, равен разности доходов (ВВП) и потребления (абсорбции). Если текущий платежный баланс отрицате­лен, это означает, что потребление пре­вышает доходы и должно финансиро­ваться из-за рубежа. Следовательно, для обеспечения сбалансированности теку­щего платежного баланса необходимо либо увеличить доходы, либо сократить потребление. В условиях открытой эко­номики в распоряжении правительства имеется весьма широкий набор эконо­мических рычагов макроэкономической корректировки и регулирования, позво­ляющих добиться этого в рамках осуще­ствления макроэкономических программ в той или иной форме. Одна группа ин­струментов воздействует преимущест­венно на агрегированный спрос, дру­гая – на агрегированное предложение. Разумеется, инструменты корректиров­ки спроса косвенно влияют на размеры предложения, так же как и инструменты корректировки предложения косвенно воздействуют на спрос.

Управление спросом – политика правительства по сокращению размеров частного и госу­дарственного потребления (абсорбции). Сократить спрос всегда легче, чем уве­личить предложение. Поэтому коррек­тировка спроса обычно является наибо­лее простым, быстрым и эффективным методом достижения целей экономичес­кой политики, особенно в ситуациях острого финансового кризиса. Управле­ние спросом означает в подавляющем большинстве случаев его ограничение тем или иным способом, что неминуемо затрагивает интересы тех или иных групп населения. Поэтому управление спросом оказывается политически наи­более болезненным механизмом макро­экономической корректировки и обыч­но вызывает наибольшее политическое неприятие и даже отторжение.

Управление предложением – политика правительст­ва, направленная на увеличение объемов реального производства. В отличие от управления спросом, меры по управлению предложением обычно означают поиск путей его уве­личения и поэтому политически более приемлемы для всех заинтересованных групп. Даже тогда, когда такие меры означают структурные реформы, они обычно растягиваются на несколько лет, что облегчает адаптационный процесс. Как показывает мировой опыт, меры управления предложением значи­тельно менее эффективны по сравнению с инструментами управления спросом и практически бесполезны в условиях финансового кризиса, требующего от правительства быстрой реакции.


ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОРРЕКТИРОВКИ

Модель базового баланса

 

В условиях закрытой экономики про­блема обеспечения внутреннего баланса спроса и предложения является приори­тетной задачей национального прави­тельства и не выходит за пределы государственных границ. В условиях откры­той экономики баланс внутреннего спроса и предложения становится проблемой не только отдельно взятых стран, но и международной экономики в целом. Причем это касается не только больших стран, внутренние дисбалансы в которых влияют на состояние эконо­мики других стран, но и малых стран, которые оказываются непосредственно от них зависимыми.

Учитывая, что любые тенденции про­считать проще на краткосрочную пер­спективу (на 1–1,5 года), когда хотя бы некоторые ключевые переменные мож­но считать постоянными, про­стейшая макроэкономическая программа исходит из того, что в стране, для ко­торой она разрабатывается, выполняются следующие условия.

Краткосрочная несбалансированность платежного баланса. В базовой модели считается, что несбалансированность платежного баланса, отражающая разбалансированность экономики в целом, не носит глубокого структурного характера и не требует для корректировки таких долгосрочных мер, как приватизация или демонополизация. Структурный характер дисбаланса может быть учтен позже путем расширения базовой модели.

Фиксированный валютный курс. Колебания валютного курса изначально не принимаются во внимание. Это в известном смысле допустимо для многих стран с фиксированным режимом валютного курса. Его колебания, безусловно, должны приниматься во внимание при плавающем режиме, что может быть учтено позже на основе расширений базовой модели.

Известные темпы роста реального ВВП. В краткосрочной перспективе объемы реального производства не могут измениться сколько-нибудь существенно, и поэтому в целях упрощения модели предполагается, что они либо постоянны (хотя производственные мощности могут быть использованы не полностью), либо их изменения (рост или сокращение) поддаются точной оценке.

Надежная оценка уровня инфляции на прогнозируемый период. При всей условности оценок будущей инфляции они осуществляются на основе предше­ствующего тренда с учетом планируе­мых изменений в монетарной и бюджет­ной политике правительства. Нередко темп инфляции считается желательным индикативным показателем и заклады­вается в программу как составляющая прогнозируемого темпа роста широких денег.

В основе макроэкономического про­граммирования лежат несколько тож­деств, которые либо вытекают из оп­ределений самих макроэкономических показателей, либо считаются доказанными теоремами в рамках специальных экономических исследований и устоявшимися в общей экономической теории. По определению, широкие деньги (называемые также де­нежной массой, или агрегатом М2), предложение которых можно обозначить просто М,состоят из национальных денег – чис­тых внутренних активов (net domestic assets, NDA) и иностранных денег – чистых иностранных активов (net foreign assets, NFA). В соответствии с пра­вилами построения обзора денежной сферы (monetary survey):

 

М = NDA + NFA.                               (1)

NDA состоят из внутреннего кредита (domestic credit, D) и прочих чистых ста­тей. В целях упрощения модели их можно не учитывать, тогда чистые внутренние активы будут просто рав­ны внутреннему кредиту: NDA = D.

Внутренний кредит укрупненно делится на чистый кредит правительству (D g), включая кредит го­сударственным и частным предприятиям (D p):

D = D g + D p.                                            (2)

 

NFA, в свою очередь, состоят из чис­тых международных резервов централь­ного банка (net international reserves of central bank NIR cb) и коммерческих банков (NIR b). В целях упрощения моде­ли можно считать, что все NFA находятся под эффективным контролем государ­ства, т.е. являются его международными резервами: NFA = R,либо что у ком­мерческих банков нет международных резервов, и тогда все равно NFA = R. Соответственно изменение денежной массы ∆ M в течение единицы времени равно изменению ее национального и иностранного компонентов, каковыми являются чистый внутренний кредит ∆ D и международные резервы ∆ R:

 

∆ M = ∆ R + ∆ D.                                    (3)

 

В результате преобразований видно, что изменение международных резервов равно разности изменения денежной массы и внутреннего кредита:

∆ R = ∆ M∆ D.                                 (4)

 

Денежная масса есть предложение денег, которое осуществляется цент­ральным банком. Денежный рынок находится в равновесии, когда спрос на деньги равен их предложению. Это означает, что из­менение спроса на деньги должно быть равно изменению их предложения, т.е. ∆ Md = ∆ Ms. Как известно, спрос на деньги опре­деляется как функция от но­минальной процентной ставки i и уровня дохода Y,и пропорционален уровню цен Р. Соответственно изме­нение спроса на деньги ∆ Md пропорци­онально изменению уровня цен ∆Р и является некоторой функцией от изме­нения процентной ставки ∆ i и уровня дохода ∆ Y. Спрос на деньги – единственная пере­менная, зависящая от поведения неко­торых других переменных:

 

∆ Md = ∆Р × f (∆ i, ∆ Y).                                    (5)

 

Исходя из этих тождеств, нетрудно установить ключевую взаимосвязь от­крытой экономики – зависимость изме­нения международных резервов страны, т.е. ее способность оплачивать свои вне­шние обязательства, от изменения чис­тых внутренних активов денежной сис­темы, т.е. по сути чистого внутреннего кредита. Заменив спрос на деньги рав­ным ему предложением денег и выразив изменение спроса на деньги как функ­цию от изменения номинальной процен­тной ставки, реального дохода и пропор­ции к уровню цен, получаем:

 

∆ R = ∆Р × f (∆ i, ∆ Y) – ∆ D.                                      (6)

 

Это уравнение, известное как «чикагская версия» монетаристского подхода к корректировке платежного баланса, по­казывает, что чистые международные резервы страны за единицу времени вы­растут в том случае, если темп роста денежной массы в целом превысит рост внутреннего кредита. В наиболее чис­том виде этот подход работает в случае малой страны, уровень цен в которой определяется уровнем цен мирового рынка через паритет покупательной способности, процентная ставка и доход постоянны на коротком проме­жутке времени, т.е. компонент измене­ния спроса или предложения денег оста­ется неизменным. Тогда любой рост внутреннего кредита, темп роста кото­рого превысит желаемый темп роста де­нежной массы, приведет к сокращению международных резервов страны на раз­мер превышения кредита над денежной массой. Ва­лютный курс, напомним, полагается фиксированным.

В соответствии с тождеством платеж­ного баланса сумма баланса текущих операций CAB и изменений в балансе движения капитала, которую также на­зывают чистой иностранной задолжен­ностью небанковских резидентов ∆ FI, должна быть равна изменению чистых резервов денежной (называемой также банковской или финансовой) системы ∆ R. По определению платежного баланса, отрицательное сальдо торговли товарами и услугами за год (текущий баланс) финансируется за счет измене­ния превышения притока капитала над его оттоком (баланс дви­жения капитала). Если же отрицатель­ное сальдо текущего баланса не покры­вается положительным сальдо движения капитала, то отрицательное сальдо пла­тежного баланса в целом финансируется за счет изменения чистых иностранных резервов банковской системы:

 

∆ R = CAB + ∆ FI.                                            (7)

 

Чистый приток капитала распадается на приток капитала по правительствен­ным каналам ∆ FIg (преимущественно в виде межгосударственных займов) и ча­стным каналам ∆ FIp, (в виде коммер­ческих займов):

 

ΔFI = ΔFIg + ΔFIp.                                       (8)

 

Изменение чистых международных резервов страны может быть вычислено двумя путями: на ос­нове определения платежного баланса как суммы текущего платежного баланса и изменения притока капитала (7), и на основе «чикаг­ской версии» как разность изменений денежной массы и внутреннего кредита (4). Объединив обе формулы, получаем:

 

CAB + Δ FI = Δ M – Δ D.                          (9)

 

В соответствии с абсорбционным под­ходом к анализу экономики, известным с начала 1950-х гг. и целенаправленно упрощающим состав макроэкономичес­ких переменных[1], текущий платежный баланс CAB определяется как разность экспорта и импорта резидентами това­ров и услуг, производство Y опреде­ляется как ВВП и полагается равным доходам, абсорбция А – как сумма расходов резидентов (потребления част­ных лиц С, внутренних инвестиций I, и правительственных расходов G) на на­циональные и иностранные товары и услуги. Текущий платежный баланс счи­тается равным разности внутреннего до­хода и потребления (абсорбции):

CAB = Y – А.                                         (10)

 

Поэтому, объединив (9) и (10), получаем:

 

Y – А + Δ FI = Δ M – Δ D.                                 (11)

 

Следовательно, спрос в эко­номике превышает предложение на­столько, насколько изменение внутрен­него кредита превышается изменением широких денег. Уравнение (11) пока­зывает, что при постоянном спросе на деньги,когда измене­ние широких денег Δ M четко предсказу­емо, размер изменения международных резервов ∆ R (способность финанси­ровать платежный баланс) непосредст­венно зависит от изменения внутреннего кредита Δ D.

Таким образом, последовательность макроэкономи­ческого программирования базового ба­ланса сводится к четырем стадиям:

1) задание желаемого изменения международных резервов страны в будущем году, равного прогнозируемому отрицательному сальдо платежного баланса;

2) прогнозирование уровня реального ВВП, задание желаемого уровня инфляции и расчет скорости обращения денег по доходу;

3) прогноз объема широких денег на основе роста уровней реального ВВП, инфляции и скорости обращения денег;

4) определение предельного уровня чистого внутреннего кредита путем вычитания из объема широких денег объема международных резервов.

Таким образом, внутренний кредит оказывает критически важное воздейст­вие на платежный баланс: если чистый внутренний кредит растет быстрее, чем денежная масса в целом, то чистые меж­дународные резервы, финансирующие платежный баланс, уменьшаются. Или проще: чрезмерное расширение кредита приводит к дефициту платежного балан­са, сокращение кредита обеспечивает улучшение платежного баланса.

Рассмотренная базовая модель макроэкономической корректировки мо­жет быть расширена для более точ­ного определения влияния сокращения внутреннего кредита, во-первых, на ком­позицию платежного баланса, во-вто­рых, на бюджет и, в-третьих, на баланс центрального банка. Для этого необхо­димо расчленить на компоненты все три главные переменные базового уравне­ния (4): изменение чистых резервов, равное по определению сальдо платеж­ного баланса в целом ∆ R,изменение спроса на деньги ∆ M,равное измене­нию денежной массы или широких де­нег, и изменение чистых внутренних активов ∆ D,равное изменению чисто­го внутреннего кредита.

 

Модель платежного баланса

 

Если считать доказанным, что сокра­щение внутреннего кредита ведет к улучшению платежного баланса, тогда возникает вопрос: как это влияет на отдельные компоненты платежного ба­ланса – текущий баланс (экспорт и импорт) и чистое движение капитала? Текущий баланс равен разности экспорта и импорта товаров и нефакторных услуг:

CAB = X – IM.                                       (12)

 

Если развернуть уравнение (7), то необходимо оценить переменные в пра­вой части следующего уравнения:

 

Δ R = X – IM + Δ FI                                        (13)

 

Для этого в модель наряду со спросом на деньги необходимо ввести еще одну переменную – спрос на импорт. Его можно оценить с учетом изменений в относительных ценах, валютном курсе и других переменных, от которых зависят объемы импорта. В простейшем случае спрос на импорт IM определяется как постоянная функция от уровня реаль­ных доходов: чем больше реальные дохо­ды, тем пропорционально больше спрос на импорт и наоборот:

 

IM = f (Y).                                               (14)

 

Рост экспорта и, следовательно, по­ступлений платежей за экспорт X оценивается на основе данных о росте реального дохода в странах, являющих­ся основными покупателями товаров данной страны, и экспортных цен кон­курентов. Чистый приток капитала ∆ FI вычисляется исходя из уровня внешней задолженности страны, которая считается приемлемой, путем суммирования чистых прямых инвести­ций, займов небанковских предприятий и финансовой помощи. Когда определен желаемый уровень изменения чистых резервов ∆ R и спрогнозированы экс­порт X и изменение чистого притока капитала, то желаемый уровень импорта IM вычисляется по формуле (13) как остаточная величина.

Таким образом, если наряду с оцен­кой макроэкономического баланса в це­лом стоит задача оценить изменение компонентов платежного баланса, а не только его сальдо, то к процессу макро­экономического программирования до­бавляются еще две стадии:

5) рассчитать желаемые объемы платежей за импорт как:

(а) разность чистого притока капитала и чистых поступлений от экспорта, а с другой – чистого изменения резервов;

(б) показатель, пропорциональный росту уровней реального ВВП и инфляции;

6) сравнить результаты расчетов и в случае расхождений сделать соответствующую корректировку за счет изменений международных резервов, потоков капитала, уровня реального дохода или экспортных поступлений.

Модель бюджетного баланса

 

Среди наиболее эффективных экономических рыча­гов, которыми правительство может пользоваться для осуществления программ макроэко­номической стабилизации, выделяется бюджетная политика. С помощью не­большого расширения базовой модели бюджет можно включить в рамки макро­экономического программирования. Для этого необходимо вспомнить, что чис­тый приток капитала Δ FI распадается на приток капитала по правительствен­ным каналам Δ FI g, преимущественно в виде межгосударственных займов, и част­ным каналам Δ FI p, в виде коммерчес­ких займов (см. (8)). Аналогичным образом из (2) следует, что изменение чистого внутреннего кредита Δ D состоит из измене­ния кредита частному сектору Δ D p и чистого кредита правительству Δ D g:

 

Δ D = Δ D p + Δ D g.

 

По определению, дефицит бюджета равен разности его доходов Rev и рас­ходов Ехр. Источников его финанси­рования только два – либо внутренние займы правительства у финансовой сис­темы Δ D g, либо международные прави­тельственные займы Δ FI g,т.е.:

Rev – Ехр = Δ Dg + Δ FIg.                           (16)

 

Из этого уравнения видно, что раз­меры бюджетного дефицита, которые может себе позволить правительство, напрямую зависят от объемов внутрен­него и внешнего финансирования, нахо­дящихся в его распоряжении. В боль­шинстве случаев макроэкономические программы должны составляться с уче­том того, что частному сектору необхо­димо получать достаточный объем кре­дитования для расширения активности. В самом простом случае считается, что объем кредита частному сектору должен расти примерно таким же темпом, как и рост широких денег в целом или уровень номинального дохода. Отсюда очевидно, что в условиях, когда общий объем внут­реннего изменения внутреннего кре­дитования Δ D определяется как оста­точная величина из базового уравнения (4), а изменение кредита частному сек­тору Δ D p примерно задается ростом широких денег, то изменение кредита правительству Δ D g само неизбежно оказывается остаточной величиной. В об­ратном случае, когда кредит частному сектору считается достаточным, можно поставить задачу достижения опреде­ленного уровня кредита правительст­ву, а частному сектору отдать то, что останется.

Изменение уровня иностранного кре­дитования правительства Δ FI g зависит от состояния внешней задолженности страны и перспектив движения долго­срочного и среднесрочного капитала. Обычно парламенты устанавливают го­довые пределы иностранного заимство­вания, которые позволяют поддерживать уровень внешней задолженности на управляемом уровне, а правительства имеют довольно четкое представление о том, какие межгосударственные кре­диты оно планирует получить и какой объем погашения текущей задолженно­сти приходится на прогнозируемый год. Эти данные отражаются в долларах в балансе по капитальным операциям платежного баланса. После конвертации их в национальную валюту, чистый приток иностранного капитала может быть использован для финансирования дефи­цита бюджета. Если сумма прогнозируе­мых чистого притока иностранного ка­питала и чистого внутреннего кредита не совпадает с прогнозируемым дефици­том бюджета, то это свидетельствует о том, что надо либо сократить дефицит (увеличить налоги и снизить расходы), либо увеличить кредит бюджетному сек­тору со стороны денежного, что, правда, может оставить без кредита частный сектор. На этом этапе бывает полезно оценить вытекающие из изменения объ­емов кредитования частного сектора объемы потребления, сбережений и ин­вестиций в частном секторе и понять, насколько они реалистичны.

Таким образом, если наряду с оцен­кой макроэкономического баланса в целом стоит задача оценить изменение компонентов платежного баланса и же­лаемый уровень дефицита бюджета, к процессу макроэкономического прогно­зирования добавляются еще три стадии:

7) рассчитать желаемые объемы изменения кредитования частного сектора, которые должны быть пропорциональны росту ВВП или широких денег, и определить возможное изменение кредита правительству как разность изменения внутреннего кредита в целом и кредита частному сектору;

8) оценить возможный чистый приток иностранного кредитования и определить, остается ли внешняя задолженность на управляемом уровне;

9) согласовать величину бюджетного дефицита с прогнозируемым объемом внутреннего и внешнего финансирования правительства и сделать соответствующие коррективы в доходной и расходной статьях бюджета.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.