То самое Пространство Его не знает. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

То самое Пространство Его не знает.

2022-12-29 26
То самое Пространство Его не знает. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся " / (вкушающий) *?

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

* bhoktA отbhoktR — тот, кто наслаждается или ест, наслаждающийся, едок, познающий, испытатель, чувствующий, ощупывающий, трогающий, осязатель, искатель, восприниматель, переживающий, страдалец, претерпевающий, терпящий, сносящий MaitrUp. MBh. &c.

------------------------------------------------

Из комментария Swāmī B. V. Tripurāri

 Отвечая Радхе [языком упанишад], Дурваса-муни дает пример здесь и в следующем стихе, чтобы показать, что душа отличается от тела.

Пример показывает, что душа не наслаждающийся и не испытывающий переживаний по отношению к чувственным объектам, ибо взаимодействуют только чувства и объекты чувств, в то время как душа [только] свидетель.

---

[Осознавать себя этим свидетелем  –  истинным «я», отличным от ложного «я» и его привязанностей к объектам чувств – одно из достижений духовной практики.]

---------------------------------------------

См. Ś r ī mad - Bh ā gavatam 11.22.50-51

taror bīja-vipākābhyāṁ yo vidvāñ janma-saṁyamau|
taror vilakṣaṇo draṣṭā evaṁ draṣṭā tanoḥ pṛthak||50||

prakṛter evam ātmānam avivicyābudhaḥ pumān|
tattvena sparśa-sammūḍhaḥ saṁsāraṁ pratipadyate||51||

Несомненно, тот, кто наблюдает появление дерева из семени и его отмирание, остаётся отдельным сторонним наблюдателем. Подобным же образом, свидетель рождения и смерти материального тела остаётся отдельным от него.

Неразумный человек, не способный различать между собой и материальной природой, думает, что природа реальна. Из-за соприкосновения с ней он целиком запутывается и попадает в цикл материального существования.

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

spar ś av ā n v ā yu ḥ | spar ś a - v ā yubhy ā ṃ bhinna ḥ | tasmin v ā yus tiṣṭhati * |

v ā yau tiṣṭhati | v ā yusta ṃ na veda | sa hy ā tm ā ' haṃ kathaṃ bhokt ā bhav ā mi ॥ 2.15 а ॥

-

Здесь перевод соответствует редакциям «The Vai ṣṇ avopani ṣ ad - s» (Adyar Library 1945) и

«Isha etc. 108 Upanishads»,V L Pansikar)

*vāyustiṣṭhati отсутствует в редакцииях «120 Upanishads»,(Bombay) и  Swāmī B. V. Tripurāri

-

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.15а

Воздух (vAyu), обладающий свойством осязаемости (sparza)

От свойства осязаемости и Воздуха отличен [Тот-Атман].

В Том пребывает Воздух [и] в Воздухе пребывает Тот.

Воздух не знает Его.

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся "?

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

r ū pavadidaṃ tejaḥ । r ū p ā gnibhy ā ṃ bhinnaḥ । tasminnagnistiṣṭhati *1

agnau tiṣṭhati *2 । agnistaṃ na veda । sa hy ā tm ā ' haṃ kathaṃ bhokt ā bhav ā mi ॥2.15 б ॥

-

Здесь перевод соответствует редакциям   «The Vai ṣṇ avopani ṣ ad - s» (Adyar Library 1945) и

«Isha etc. 108 Upanishads»,V L Pansikar)

*1 agnistiṣṭhati отсутствует в ред. «120 Upanishads», (Bombay).

*2 agnau tiṣṭhati отсутствует в ред. Sw ā m ī B. V. Tripur ā ri

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.15б

Этот Огонь (tejas / agni), обладающий свойством формы (rUpa)

 

От формы и Огня отличен [Тот-Атман].

В Том пребывает Огонь [и] в Огне пребывает Тот.

Огонь Его не знает.

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся "?

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

rasavatya ā paḥ | ras ā bbhyo bhinnaḥ | tasminn -ā pas - tiṣṭhanti *1 | ā psu tiṣṭhati |

ā pas - taṁ na viduḥ | sa hy ā tm ā ' haṃ kathaṁ bhokt ā bhav ā mi ॥2.15 в ॥

-

Здесь перевод соответствует редакциям Sw ā m ī B. V. Tripur ā ri и «The Vai ṣṇ avopani ṣ ad - s» (Adyar Library 1945)

*1 āpas-tiṣṭhanti отсутствует в ред. «120 Upanishads», Bombay.

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.15в

Вода (Apas), обладающая свойством вкуса (rasa)

От вкуса и вод отличен [Тот-Атман].

В Том пребывает Вода [и] в Воде /в водах пребывает Тот.

Вода - Его не знающая.

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся "?

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

gandhavat ī yaṃ bh ū miḥ । gandha - bh ū mibhy ā ṃ bhinn ā ḥ । tasmin bh ū mis - tiṣṭhati *1

bh ū mau tiṣṭhati । bh ū mistaṃ na veda । sa hy ā tm ā ' haṃ kathaṁ bhokt ā bhav ā mi ॥15 г॥

-

*1 tasmin bhūmistiṣṭhati отсутствует в ред. «120 Upanishads», Bombay.

-

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.15 г

Земля (bhUmi), обладающая свойством запаха (gandha)…

 

От запаха и Земли отличен [Тот-Атман].

В Том пребывает Земля [и] в Земле пребывает Тот*.

Земля Его не знает.

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся "

 [объектами чувств из этих  5ти элементов]?

-------------------------------------------------------------------------------------------

* Чистое Сознание/ Дух, известный как Вāсудева – Высший Атман – истинная реальность (sat) является источником сотворенной реальности материального мира (asat) и тех пяти материальных элементов (земля, вода, огонь, воздух и пространство), из которых сотворены все тела во вселенной.

Как говорит Шрила Прабхупада в комментарии к ШБ 3.26.3:

«Наше материальное тело возникло благодаря существованию души, и точно так же гигантское тело вселенной возникло благодаря существованию Высшей Души.»

 Таким образом, строки этих стихов, утверждают, что в Атмане пребывают пять материальных элементов, ибо являются производной этого Высшего Атмана (Сознания).

И в тоже время Высший Атман (Сознание) пребывает во всех элементах материи, пронизывая все творение и эти его составные элементы. Также очевидно, что индивидуальный Атман пронизывает собой то сформированное тело, в котором находится в течение временной жизни этого тела.

Говоря «я», обусловленная душа имеет в виду свое материальное тело. Это состояние называют моха, т.е. иллюзия.

 Но осознавшая себя душа, как и Дурваса муни, говоря «я» подразумевает свою духовную природу, то есть свое истинное «я», тождественное в этой духовной природе Высшему Атману, который не склонен наслаждаться материальными объектами чувств, преходящими и потому иллюзорными.

(О разнице между индивидуальным Атманом и Высшим Атманом уже говорилось ранее в стихе и комментарии 1.20 Гопала-Тапани.)

----------------------------------------------------

+ См. Śrīmad-Bhāgavatam 2.5.14

dravyaṁ karma ca kālaś ca svabhāvo jīva eva ca
vāsudevāt paro brahman na cānyo ’rtho ’sti tattvataḥ

 

Пять стихий, из которых состоит творение (земля, вода, огонь, воздух и эфир) (dravyam), взаимодействия (karma), в которые, повинуясь вечному времени, вступают эти стихии,

[время] (k ā laḥ), а также интуиция  или природа (sva - bh ā vaḥ) индивидуальных живых существ (j ī vaḥ), — все это различные неотъемлемые части Личности Бога, В ā судевы, и только в этом их действительная ценность.

----------------------------------------------

Из комментария Swāmī B. V. Tripurāri

 Mатериальная природа в форме тела является «контейнером» души. Однако, хотя душа может осознать материю и свою собственную обусловленность под влиянием материи, материя не может знать душу.
В этом примере «контейнер» не может знать содержимое, но содержимое может знать «контейнер». Следовательно, Атман-душа категорически отличается от материи.

 Как же тогда в таком случае, душа может наслаждаться или страдать по отношению к объектам чувств, когда объекты чувств и весь материальный опыт являются лишь виртуальной реальностью?

 Когда душа погружается в материальное тело, она думает, что она страдает или наслаждается по отношению к объектам чувств. В действительности, однако, она в стороне чувственных объектов и только свидетель материальных объектов восприятия, событий и явлений.

+++

Различие между самореализованными душами и душами под влиянием материальной иллюзии, а также различие между индивидуальной душой и Богом, будут рассмотрены далее в этом важном разделе.

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

* idaṁ hi manas - teṣv *1- evedaṃ manute | t ā nidaṃ hi gṛhṇ ā ti ॥ 2.16 ॥

-

*1 teṣv отсутствует в ред. «The Vai ṣṇ avopani ṣ ad-s» (Adyar Library 1945)

* idaṃ hi manasaivedaṃ – («Isha etc. 108 Upanishads»,V L Pansikar)

 

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.16

Несомненно, этот Ум (manas) среди тех [объектов чувств из 5-ти элементов]

мнит себя этим   [наслаждающимся - bhoktR *],

Несомненно,  этот [Ум] захватывает/ воспринимает (gRhNAti) ** те [объекты чувств].

-------------------------------------------------------------------------------------------

* bhoktR см. 2.14

** gRhNAti от grah хватает/ + пользуется/ требует /берет/ принимает/ воспринимает.

------------------------------------------------

Комментарий Swāmī B. V. Tripurāri

Дурваса предвосхитил вопрос Гандхарви: «Если «я» не является наслаждающимся объектов чувств, то кто? И почему душа мнит себя наслаждающимся?»


 Ум - это материя, но это более тонкая материя, чем чувства и их объекты. Он более тесно связан с сознанием и таким образом имеет способность воспринимать объекты чувств через свои функции мышления и восприятия.

Ум руководит пятью чувствами и, таким образом, обычно упоминается как шестое чувство. Его способность к восприятию больше, чем способность других пяти чувств.

Ум - это связь между сознанием (душой), чувствами и их объектами. Это субъективное присоединение к объективному миру. Его влияние на материально обусловленную душу заставляет душу мыслить себя наслаждающимся чувственными объектами и исполнителем действий /поступков по отношению к ним, когда на самом деле душа - это просто свидетель движений материальной природы.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

-

yatra sarvam-ātmaivābhūt-tatra vā kutra manute? |

kva vā gacchatīti? | sa hy-ātmāhaṁ kathaṁ bhoktā bhavāmi ॥ 2.17 ॥

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

2.17

Где поистине  Атман стал всем, там или где мнит себя [он -.. ]?

И куда идет таким образом?

Тот самый Атман — «я» — каким образом являюсь (как) " наслаждающийся "?

-------------------------------------------------------------------------------------------

Из комментария Swāmī B. V. Tripurāri:

 Мудрец утверждает здесь, что его собственное положение освобожденной души, в корне отличается от положения материально обусловленных душ.
Он не идентифицирует себя ни с органами восприятия, приобретающими знания (джнянендрии) ни с органами действия (кармендрии). Таким образом, как он может считать себя наслаждающимся или страдающим от материальных взаимодействий?

Его опыт: «Атман стал всем». Другими словами, он понимает, что в реальности есть только Бог и ничто не отделено от него.

 Понимая себя как природу сознания, и всю материальную природу проявлением Кришны, человек воспринимает реальность как недвойственное сознание tattva ṁ yaj jñānam advayam (ШБ 1.2.11).

 Однако такое осознание не является статическим опытом недвойственного сознания, в котором нет разнообразия. Человек осознает, что реальность  это Личность (Кришна), наполненный энергией  обладающий энергией (шактиман) и его энергия (шакти), благодаря чему Он полностью переживает и выражает себя.

Индивидуальная душа состоит из шакти Кришны, и поскольку эта шакти не существует независимо от Кришны, в этом смысле он (душа) един с ним.

 Шри Прабодхананда пересказывает суть ответа Дурвасы таким образом:
«Поскольку я нахожусь в знании, мне нет абсолютно никакого смысла быть наслаждающимся в связи с этим телом. Тем не менее, если меня видят, как наслаждающегося экстазами неограниченного разнообразия, это благодаря моим отношениям с вами, которые являются самыми возлюбленными Шри Бхагавана»

 Шри Джива Госвами добавляет к этому, сославшись на Шримад-Бхагаватам 1.7.10, где говорится, что мудрец Шукадева был отвлечен от медитации на Брахмана, услышав рассказ о качествах Шри Кришны.

-------------------------------------------------

Стих Шримад-Бхагаватам 1.7.10 полностью:

sūta uvāca

ātmārāmāś ca munayo nirgranthā apy urukrame 
kurvanty ahaitukīṁ bhaktim ittham-bhūta-guṇo hariḥ

 

«Все различные «атмарамы» [те, кто черпает наслаждение в атмане, духовном «я»], особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души.»

-------------------------------------------------------------------------------------------

-

ayaṁ hi kṛṣṇo yo vo hi preṣṭhaḥ ś ar ī ra - dvaya - k ā raṇaṁ bhavati ॥ 2.18 ॥

-

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

2.18


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.