По организации профориентационной работы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

По организации профориентационной работы

2022-12-20 43
По организации профориентационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная функция профориентации как социально-педагогической системы – формирование готовности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий, диагностический.

1. Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие обучающимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности учащихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

Выделяются 3 основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

Подготовительный этап (7-11 лет):

Цель: формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям.

Задачи:

o развивать потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;

o ознакомить детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;

o добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

Формирующий этап (12-14 лет):

Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю кружка.

Задачи:

o формирование у обучающихся установки на необходимость правильного выбора профессии;

o целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю кружка, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион;

o развитие интереса у обучающихся к профессиям по профилю кружка;

o углубление знаний о видах, классах и типах профессий;

o совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы кружка.

Заключительный этап (15-18 лет):

Цель: формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностями рынка труда.

Задачи заключительного этапа:

o формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения;

o ознакомление учащихся с основами выбора профессии;

o информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы кружка;

o развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда;

o проведение профессиональных проб по профилю работы кружка;

o вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям;

o содействие в составлении личного профессионального плана обучающегося.

В конкретном детском объединении цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы обучающихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

2. Мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом дополнительного образования системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у обучающихся положительных мотивов выбора профессии.

3. Информационный компонент определяется в соответствии с целевыми установками на каждом этапе профессиональной ориентации. Согласно концепции профессионального самоопределения учащихся (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.) данный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы кружка и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведениях, информацию для получения школьниками знаний о себе, своих способностях и возможностях («Образ – Я»); об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом дополнительного образования с учетом образовательной программы дополнительного образования, уровня подготовленности, интересов обучающихся.

4. Деятельностный компонент включает в себя формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из материально‐технических возможностей кружка и подготовки педагога.

5. Творческий компонент подразумевает овладение обучающимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы и т.д.

6. Диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде сравнения обучающимися результатов тестов, устных или практических работ на разных этапах дополнительного образования. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в профориентационном процессе – получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей обучающихся, их самооценке, готовности к выбору профессии и т.д.

В процессе профориентационной работы с обучающимися, педагог дополнительного образования может использовать такие формы работы как:

1. Экскурсии профориентационной направленности;

2. Профориентационные встречи со специалистами различных профессий;

3. Работа с родителями по профориентационной тематике;

4. Диалоги о профориентации;

5. Часы профориентации;

6. Мастер-классы с представителями СПО и ВПО;

7. Посещение с учащимися ярмарок, фестивалей, парадов профессий;

8. Посещение «Дней открытых дверей»

Организация деятельности организации дополнительного образования с учетом данных компонентов процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

Приложение 2.

Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система образования. Профессиональная ориентация школьников решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), учреждения дополнительного образования, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.